Меню

Факторы риска здоровья детей при обучении

Факторы риска здоровья школьников
консультация (подготовительная группа)

Достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник. Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка. Здоровый ребенок, как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития.

Скачать:

Вложение Размер
budushchim_pervoklassnikam.docx 297.49 КБ

Предварительный просмотр:

ФАКТОРЫ РИСКА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый дошкольник. Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка. Здоровый ребенок, как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и умственного развития. Приходя 1 сентября в класс, вчерашние воспитанники детсадов оказываются перед лицом множества опасностей. Не секрет, что с каждым годом абсолютно здоровых детей становится все меньше. У 10% первоклассников еще до начала занятий наблюдаются проблемы со зрением, а к концу обучения этот показатель возрастает до 70%. И это еще не все – по разным данным, к выпускному вечеру крепким здоровьем могут похвастаться лишь 10% учеников. Как оградить ребенка от проблем со здоровьем с первых дней школы? На что нужно обратить внимание?

1) Миопия (или близорукость) лидирует среди заболеваний школьников. Особенно актуально это для учеников специализированных школ, где занятиям физкультурой отводится минимум времени. Долгие часы за школьной партой и дома за рабочим столом уже дают серьезную нагрузку на глаза ребенка. Но это – не единственная проблема. Современные дети с малых лет много времени проводят за телевизором, компьютером и электронными играми. Масла в огонь здесь подливают и новомодные гаджеты – телефоны и планшеты – за которыми ребенок готов сидеть часами.

Офтальмологи предупреждают, что использование этих устройств при неестественном освещении, неправильном угле наклона, в тряске – например, в общественном транспорте или в машине – оказывают вредное воздействие и сильно утомляют глаза.

Первый сигнал тревоги – когда вы замечаете, что ребенок щурится и близко подносит книгу к лицу. О близорукости также говорит то, что он плохо ориентируется при слабом освещении, остро реагирует на яркий солнечный свет, а глаза его к вечеру сильно устают и краснеют. В этом случае первое, что должен сделать ответственный родитель – показать ребенка окулисту. От учебников и тетрадок спасения нет – но есть гимнастика для глаз, специальные витаминные препараты и рекомендации по лечению и профилактике, составленные опытными специалистами.

2) Нарушение осанки

Только треть детей приходит в первый класс со здоровой спиной. К старшим классам нарушениями осанки страдает практически каждый школьник. Первая и самая главная причина такой статистики – неправильная посадка за рабочим местом. Дома или в школе при выполнении заданий ребенок часто сидит, опустив плечи, наклонившись или поджав под себя ногу. Все это приводит к неравномерной нагрузке на позвоночник и провоцирует развитие сколиозов, кифозов, лордозов и других патологий спины. Держать спину первокласснику нужно максимально ровно. Но не спешите требовать от него строгих поз – мышцы детского организма еще недостаточно развиты, и долго сидеть без движения ребенку попросту трудно.

Немаловажную роль в формировании осанки играет рюкзак, в котором ребенок ежедневно носит учебники. Неправильно подобранный ранец – еще один шаг к искривлению позвоночника. Часто дети, нагруженные учебниками, идут до школы с большим трудом. Родители должны следить за весом ранца – он должен составлять не больше 10% веса ребенка. И помните, что опаснее всего для осанки – сумки на одно плечо.

Следить необходимо не только за тем, как ребенок сидит, но и за тем, как он стоит и ходит. Спина должна быть прямой, живот втянут, лопатки развернуты, а голова высоко поднята. В такой позе расправляется позвоночник и повышается тонус мышц. Часто и в школе, и дома детям достается мебель, не подходящая им по росту. Это также провоцирует развитие патологий спины. Для профилактики заболеваний спины нужно регулярно наблюдать ребенка у ортопеда и соблюдать несложные правила: сон на жесткой постели, «правильная» ортопедическая обувь, соблюдение режима дня и достаточная физическая активность – прогулки, плавание, бег, лыжи, коньки и туристические походы.

Еще не проснувшийся первоклассник не всегда успевает почистить зубы, а завтрак и вовсе случается нечасто. Мамы жалеют детей, позволяя им подольше поспать, а вместо утренней трапезы дают с собой бутерброды и фрукты – чтобы перекусить на переменке. Ребенок, увлеченный долгожданной паузой между уроками, конечно, забывает о еде – и в итоге все это возвращается домой в рюкзаке.

Серьезные учебные и эмоциональные нагрузки, неполноценное питание и частые перекусы «всухомятку» пирожками, шоколадками и чипсами – прямой путь к развитию гастрита. Совсем скоро после начала такого питания ребенок будет жаловаться на газы, тошноту и отрыжку. И помочь справиться с этими проблемами поможет только гастроэнтеролог.

Регулярные приемы пищи не менее важны, чем соблюдение режима сна. Диетологи рекомендуют первоклассникам есть 5-6 раз в день небольшими порциями. В меню обязательны горячие завтрак и обед. Фастфуд и газировка – главные враги здорового питания . Кормите ребенка домашней едой и сведите количество жирной, жареной, копченой и острой пищи к минимуму. Средняя норма для рациона 7-летнего ребенка – 2000 ккал. При этом первоклассник должен съедать в день 400 г фруктов и овощей и достаточное количество молока и молочных продуктов. Для здорового развития также необходимы мясо, рыба, птица и яйца. Сладости лучше заменить сухофруктами и орехами. Максимальная доза сладкого для первоклассника – 3-4 печенья или 1-2 конфеты в день.

Начало школьной жизни, один из самых тяжелых периодов для детей, который требует от первоклассников значительных сил для адаптации к новым условиям и только от родителей зависит, насколько безболезненным он будет.

Источник

Школьные факторы риска, влияющие на здоровье обучающихся. Пути интенсификации образовательного процесса.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Школьные факторы риска, влияющие на здоровье обучающихся. Пути интенсификации образовательного процесса.»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Провалы в существующей системе физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Частое следствие интенсификации – возникновение у обучающихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Источник

Школьные факторы риска влияющие на здоровье обучающихся

специалист в области арт-терапии

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Провалы в существующей системе физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей.
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Частое следствие интенсификации – возникновение у обучающихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.

Источник

Читайте также:  Пожелать здоровья мужчине за внимание
Adblock
detector