Основные факторы риска труда учителя
Тяпкина Альбина Дмитриевна
кандидат биологических наук, доцент
кафедры анатомии и физиологии человека и животных
Ковригина Татьяна Руфимовна
кандидат биологических наук, доцент
кафедры анатомии и физиологии человека и животных
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского
Ярославль
В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-воспитательной работы в школе. Личность учителя имеет немаловажное значение для решения образовательных и воспитательных задач в учебных заведениях. Качество учебных занятий во многом зависит не только от профессиональности педагога, но и его внутреннего состояния — от физического и психического здоровья. Как известно, здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков.
В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя — постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций[3].
Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. В связи с этим нам показaлась интересной тема исследования здоровья учителя.
В выяснении вопросов, касающихся специфики труда педагога, много ценной информации дает изучение и сравнение профессиональной деятельности сельских и городских учителей.
Известно, что основными факторами риска труда учителя являются:
— повышенное психо-эмоциональное напряжение;
— значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
— преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
— большой объем интенсивной зрительной работы;
— высокая плотность эпидемических контактов.
Каждый из этих основных факторов риска педагогического труда может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем [1].
Исследование влияния различных факторов на состояние здоровья педагогов проводилось в течение нескольких лет среди учителей старшего звена средней общеобразовательной школы № 26 города Рыбинска и основной общеобразовательной школы деревни Миглино Большесельского района (Ярославская область). Было обследовано 30 человек: женщины в возрасте от 26 до 46 лет со стажем работы от 2-х до 25-ти лет. Основными методами исследования были анкетирование и тестирование.
Результаты исследования оказались следующими. При ответе на вопрос «Обнаруживаете ли Вы у себя признаки стресса?» выяснилось, что подавляющее большинство исследуемых — 80°/о (15 городских и 9 сельских учителей) обнаруживают у себя признаки стресса. Результаты определения уровня профессионального стресса представлены на рисунке № 1. Возможной причиной того, что все опрошенные учителя городской школы обнаруживают у себя признаки стресса, является напряженный ритм городской жизни. У 6°/о обследуемых стресс представляет собой главную проблему. Интересно, что получают удовольствие от работы в школе только 37°/о опрошенных учителей (8 — сельских, 3- городских). При изучении психологического здоровья учителя (рис. 2) выяснилось следующее: у 26°/о педагогов (6 сельских и 2 городских) признаков излишнего перенапряжения и переутомления нет, риск срыва низкий. У 57°/о учителей (9 сельских и 8 городских) имеются сигналы перенапряжения и переутомления. Если им не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы и снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу. У 17°/о педагогов (5 человек из городской школы) имеет место истощение жизненных сил, высокий уровень срыва защитных механизмов.
Большинство учителей (80% — 13 городских и 11 сельских) имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги. 18% учителей (1 городской и 4 сельских) имеют низкий уровень тревоги . 2% (учителя городской школы) – средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги. Подавление эмоций может стать началом психосоматического заболевания.
При анализе полученных результатов нами была обнаружена
положительная корреляционная зависимость (р
Рис. 1. Результаты анкеты «Шкала профессионального стресса».
Источник
Факторы риска, воздействующие на здоровье и адаптационные ресурсы участников образовательного процесса
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры коррекционной
педагогики и психологии
ГОУ ДПО (повышения квалификации)
специалистов «Белгородский региональный
институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов»
Факторы риска, воздействующие на здоровье и адаптационные ресурсы участников образовательного процесса
Здоровье – понятие многогранное и включает в себя физический, социально – психологический и духовно – нравственный аспект.
В условиях социально-экономического кризиса проблемы здоровья детей в России, остаются предельно острыми, и их безотлагательное решение жизненно необходимо.
Среди причин, способствующих возникновению заболеваемости у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.
Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.
Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения. [6].
Состояние здоровья детского населения во многих регионах страны вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы. 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе. Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе. [3].
Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация , нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он проводит достаточно большое время. Поэтому такое важное значение придается как социально-психологической, так и физкультурно-оздоровительной адаптации ребенка в образовательной среде.
Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является школа, как среда получения образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени бодрствования ребенка школьного возраста. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. [5].
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих нормальную адаптацию и здоровье детей школьного возраста. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Хорошо адаптированным психологи считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. [6].
Ученые выделяют ряд внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.
I. Гигиенические условия: шум и резкий школьный звонок, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), используемые стройматериалы, краска, мебель: размеры, размещение в помещении, видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры, пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе, экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования.
II. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)
Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году, организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.), объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время), особенности устава школы и норм жизни школы, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей учащихся в жизни школы, стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали», психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали», наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения учителя с учащимися, характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска), особенности работы с «трудными подростками» в классе, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе), личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. [8].
Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать вышеперечисленные школьные факторы риска, и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.
Школьные факторы риска:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания (система зачетов без учета конституциональных особенностей ребенка);
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке адаптационных механизмов и выключению процессов саморегуляции физиологических функций, что способствуют развитию хронических болезней.
При рассмотрении гигиенических условий и факторов риска, школа может существенно улучшить свои показатели по следующим показателям: уменьшить шум (заменить сиреноподобный звонок на перемену музыкальным и мелодичным, использовать специальные покрытия, создавать рекреационные зоны, вводить культуру поведения, создавать специальные зоны для выхода энергии ребят: отвести часть коридора под шумные и подвижные игры по типу миниспортзалов и т.д.), привести в норму освещенность, привести в норму цветовое оформление, пересмотреть распределение мебели и т.д.
Можно организовать санитарные посты, ввести ритмику на переменах, праздники здоровья, недели и дни психологии, бюллетени и стенгазеты, семинары и беседы, рекомендации по организации работы с отдельными детьми и др. проводить изучение психологического климата в коллективе и его формирование (анкеты, опросы, тренинги). Так же следует вести мониторинг комфортности детей в образовательном учреждении. Совместно с родителями следует организовывать выезды на природу, экскурсии, встречи, беседы. А для самих родителей организовать интересную учебу.
Важно соблюдение четкого плана конкретных действий по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и повышения адаптационных ресурсов всех участников образовательного процесса. [9].
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощенного развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным.
Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).
3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это дает возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.
4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утонченное художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».
6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, – регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах. [4].
При использовании технологии В.Ф. Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т.п., т.е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Все это позволяет успешно адаптировать школьников в образовательную среду и рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.
Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространенными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. [1].
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М.Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии . В ее основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. [4].
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Базарный В.Ф. Россия – по кончине тысячелетия. – М., 2008.
Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., 2009.
Гудзь О.А. Здоровьесберегающая компетенция педагогов в образовательном процессе // Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовании». – /content/event/4399/334, 2008.
Жаркова Г.В., Комплексное использование личностно-ориентированных технологий // Международная заочная научно-практическая интернет-конференция «Психолого-педагогические аспекты состояния здоровья». – /info/id/2083, 2009.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – Ереван, 1988.
Поляков С.Н. Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать? // Школьное обозрение. – 2004, – №1. – С. 64.
Резниченко И.М. Комплексная коррекция отклоняющего развития в области восстановительной офтальмологии // Материалы регионального научно-практического семинара «Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». – Белгород, 2008. – С. 118 – 121.
Смирнов Н.К. Принципы психологии здоровья и педагогической психотерапии в школе. – М., 2009.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции – СПб., 2006.
Чудимов В.Ф. Позвоночник – фундамент жизни. – Барнаул, 2002.
Источник