Меню

Факторы риска нарушений здоровья педагогов

Основные факторы риска труда учителя

Тяпкина Альбина Дмитриевна
кандидат биологических наук, доцент
кафедры анатомии и физиологии человека и животных

Ковригина Татьяна Руфимовна
кандидат биологических наук, доцент
кафедры анатомии и физиологии человека и животных

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского
Ярославль

В XXI веке требования общества к учителю гораздо выше, чем в предыдущее столетие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для учебно-воспитательной работы в школе. Личность учителя имеет немаловажное значение для решения образовательных и воспитательных задач в учебных заведениях. Качество учебных занятий во многом зависит не только от профессиональности педагога, но и его внутреннего состояния — от физического и психического здоровья. Как известно, здоровье ребенка находится в прямой зависимости от здоровья учителя. Личность учителя и его жизнь должны быть образцом пути здоровья, а, следовательно, и нравственности, и мудрости детей и подростков.

В последние годы стали активно разрабатываться программы, направленные на сохранение и поддержание здоровья школьников. Однако, очень редко речь заходит о здоровье самого учителя, который ежедневно находится в тех же условиях, что и учащиеся, но из-за специфики своей работы более подвержен возрастающим факторам социальной напряженности общества. Труд учителя — постоянная отдача душевных сил и постоянная, часто резкая, смена ситуаций[3].

Статистика показывает, что в последнее время среди преподавателей разных учебных заведений возросло число заболеваний нервной системы, голосоречевых органов, опорно-двигательного аппарата, сосудистой системы. В связи с этим нам показaлась интересной тема исследования здоровья учителя.

В выяснении вопросов, касающихся специфики труда педагога, много ценной информации дает изучение и сравнение профессиональной деятельности сельских и городских учителей.

Известно, что основными факторами риска труда учителя являются:

— повышенное психо-эмоциональное напряжение;

— значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;

— преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;

— большой объем интенсивной зрительной работы;

— высокая плотность эпидемических контактов.

Каждый из этих основных факторов риска педагогического труда может способствовать возникновению профессионально обусловленных видов патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем [1].

Исследование влияния различных факторов на состояние здоровья педагогов проводилось в течение нескольких лет среди учителей старшего звена средней общеобразовательной школы № 26 города Рыбинска и основной общеобразовательной школы деревни Миглино Большесельского района (Ярославская область). Было обследовано 30 человек: женщины в возрасте от 26 до 46 лет со стажем работы от 2-х до 25-ти лет. Основными методами исследования были анкетирование и тестирование.

Результаты исследования оказались следующими. При ответе на вопрос «Обнаруживаете ли Вы у себя признаки стресса?» выяснилось, что подавляющее большинство исследуемых — 80°/о (15 городских и 9 сельских учителей) обнаруживают у себя признаки стресса. Результаты определения уровня профессионального стресса представлены на рисунке № 1. Возможной причиной того, что все опрошенные учителя городской школы обнаруживают у себя признаки стресса, является напряженный ритм городской жизни. У 6°/о обследуемых стресс представляет собой главную проблему. Интересно, что получают удовольствие от работы в школе только 37°/о опрошенных учителей (8 — сельских, 3- городских). При изучении психологического здоровья учителя (рис. 2) выяснилось следующее: у 26°/о педагогов (6 сельских и 2 городских) признаков излишнего перенапряжения и переутомления нет, риск срыва низкий. У 57°/о учителей (9 сельских и 8 городских) имеются сигналы перенапряжения и переутомления. Если им не начать работать над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы и снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва в следующую группу. У 17°/о педагогов (5 человек из городской школы) имеет место истощение жизненных сил, высокий уровень срыва защитных механизмов.

Большинство учителей (80% — 13 городских и 11 сельских) имеют средний (с тенденцией к низкому) уровень тревоги. 18% учителей (1 городской и 4 сельских) имеют низкий уровень тревоги . 2% (учителя городской школы) – средний (с тенденцией к высокому) уровень тревоги. Подавление эмоций может стать началом психосоматического заболевания.

При анализе полученных результатов нами была обнаружена

положительная корреляционная зависимость (р

Рис. 1. Результаты анкеты «Шкала профессионального стресса».

Читайте также:  Лекарственные сборы для женского здоровья

Источник

Факторы риска, воздействующие на здоровье и адаптационные ресурсы участников образовательного процесса

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры коррекционной

педагогики и психологии

ГОУ ДПО (повышения квалификации)

специалистов «Белгородский региональный

институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки специалистов»

Факторы риска, воздействующие на здоровье и адаптационные ресурсы участников образовательного процесса

Здоровье – понятие многогранное и включает в себя физический, социально – психологический и духовно – нравственный аспект.

В условиях социально-экономического кризиса проблемы здоровья детей в России, остаются предельно острыми, и их безотлагательное решение жизненно необходимо.

Среди причин, способствующих возникновению заболеваемости у детей, основными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных семьях, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.

Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения. [6].

Состояние здоровья детского населения во многих регионах страны вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы. 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе. Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе. [3].

Специалисты доказали, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация , нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он проводит достаточно большое время. Поэтому такое важное значение придается как социально-психологической, так и физкультурно-оздоровительной адаптации ребенка в образовательной среде.

Для ребенка от 6 до 17 лет такой средой является школа, как среда получения образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени бодрствования ребенка школьного возраста. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. [5].

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих нормальную адаптацию и здоровье детей школьного возраста. Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. Хорошо адаптированным психологи считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. [6].

Ученые выделяют ряд внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся.

I. Гигиенические условия: шум и резкий школьный звонок, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), используемые стройматериалы, краска, мебель: размеры, размещение в помещении, видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры, пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания, качество питьевой воды, используемой в школе, экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования.

II. Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы)

Объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника, расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году, организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.), объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время), особенности устава школы и норм жизни школы, медицинское и психологическое обеспечение школы, участие родителей учащихся в жизни школы, стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали», психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали», наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся, позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)

Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения учителя с учащимися, характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска), особенности работы с «трудными подростками» в классе, соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе), личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. [8].

Читайте также:  Чистота залог здоровья развиваем у детей

Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать вышеперечисленные школьные факторы риска, и выделить наиболее важные разместив их по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся.

Школьные факторы риска:

стрессовая педагогическая тактика;

несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

провалы в существующей системе физического воспитания (система зачетов без учета конституциональных особенностей ребенка);

интенсификация учебного процесса;

функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке адаптационных механизмов и выключению процессов саморегуляции физиологических функций, что способствуют развитию хронических болезней.

При рассмотрении гигиенических условий и факторов риска, школа может существенно улучшить свои показатели по следующим показателям: уменьшить шум (заменить сиреноподобный звонок на перемену музыкальным и мелодичным, использовать специальные покрытия, создавать рекреационные зоны, вводить культуру поведения, создавать специальные зоны для выхода энергии ребят: отвести часть коридора под шумные и подвижные игры по типу миниспортзалов и т.д.), привести в норму освещенность, привести в норму цветовое оформление, пересмотреть распределение мебели и т.д.

Можно организовать санитарные посты, ввести ритмику на переменах, праздники здоровья, недели и дни психологии, бюллетени и стенгазеты, семинары и беседы, рекомендации по организации работы с отдельными детьми и др. проводить изучение психологического климата в коллективе и его формирование (анкеты, опросы, тренинги). Так же следует вести мониторинг комфортности детей в образовательном учреждении. Совместно с родителями следует организовывать выезды на природу, экскурсии, встречи, беседы. А для самих родителей организовать интересную учебу.

Важно соблюдение четкого плана конкретных действий по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и повышения адаптационных ресурсов всех участников образовательного процесса. [9].

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощенного развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это дает возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение.

4. Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

Читайте также:  С чего начинать свой день для здоровья

5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утонченное художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.

7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.

8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, – регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах. [4].

При использовании технологии В.Ф. Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т.п., т.е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Все это позволяет успешно адаптировать школьников в образовательную среду и рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространенными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. [1].

Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М.Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии . В ее основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. [4].

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Базарный В.Ф. Россия – по кончине тысячелетия. – М., 2008.

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). – М., 2009.

Гудзь О.А. Здоровьесберегающая компетенция педагогов в образовательном процессе // Всероссийская заочная научно-практическая интернет-конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовании». – /content/event/4399/334, 2008.

Жаркова Г.В., Комплексное использование личностно-ориентированных технологий // Международная заочная научно-практическая интернет-конференция «Психолого-педагогические аспекты состояния здоровья». – /info/id/2083, 2009.

Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – Ереван, 1988.

Поляков С.Н. Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать? // Школьное обозрение. – 2004, – №1. – С. 64.

Резниченко И.М. Комплексная коррекция отклоняющего развития в области восстановительной офтальмологии // Материалы регионального научно-практического семинара «Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». – Белгород, 2008. – С. 118 – 121.

Смирнов Н.К. Принципы психологии здоровья и педагогической психотерапии в школе. – М., 2009.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции – СПб., 2006.

Чудимов В.Ф. Позвоночник – фундамент жизни. – Барнаул, 2002.

Источник

Adblock
detector