Влияние профессиональной деятельности педагогов на их здоровье.
Важность оценки экологии труда педагогов, необходимость разработки системы мер профилактики нарушения их здоровья объясняются тем, что у большинства учителей на сегодняшний день обнаруживаются болезни, вызванные большой нагрузкой на нервную систему, большой степенью переутомления и т. д.
Повышение эффективности педагогического труда, совершенствование учебно-воспитательного процесса должно начинаться с заботы о педагогах, с психологической помощи им в принятии правильной позиции по отношению к своему здоровью, ознакомления с производственными факторами риска для здоровья и обучения педагогов методам профилактики профессионально обусловленных состояний.
Учитель – главный участник педагогического процесса, от его физического и психического здоровья напрямую зависят результаты обучения. Состояние здоровья педагога определяется радом факторов, каждый из которых имеет определённое влияние на него. К основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагога, относятся: образ жизни педагога, влияние внешних (природно-экологических) факторов, влияние профессиональной деятельности педагога.
Цель: Выявить характерное влияние профессиональной деятельности на здоровье педагога.
· Разработать анкету по выявлению предклинических признаков заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью педагога.
· Провести анкетирование среди педагогов МБОУ СОШ №19 (2014 г.), с целью выявления заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью педагогов.
· Сравнить статистические данные.
· проинформировать педагогов о возможных заболеваниях и привлечь внимание к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Объект исследования: Педагоги МБОУ СОШ № 19
Предмет исследования: Болезни, вызванные негативным влиянием профессиональной деятельности педагогов на их здоровье.
Гипотеза: Автор данной работы предполагает, что профессиональная деятельность педагога характерно влияет на нарушение его здоровья и, что количество болезней, связанных с этим, увеличивается с каждым годом.
Методы исследования: анкетирование, сравнение статистических данных.
Научная новизна: В данной работе был разработан способ предклинического выявления болезней, связанных с профессиональной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние профессиональной деятельности педагогов на их здоровье | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19 Нижегородского района
г. Нижнего Новгорода
Научное общество учащихся «Эврика»
Влияние профессиональной деятельности
педагогов на их здоровье
Автор: Ганина Анастасия Владимировна
учащаяся 9 «А» класса
Научный руководитель: Веретенникова С.В.
учитель биологии 1 категории
Глава 1.Профессиональные заболевания педагогов………………………… .3
1.1. Проблема профессионального здоровья учителя.
1.2. Причины заболеваний.
Глава 2. Профессиональные заболевания педагогов МБОУ СОШ №19.
2.1. Собственное исследование.
2.2. Как сохранить здоровье.
Важность оценки экологии труда педагогов, необходимость разработки системы мер профилактики нарушения их здоровья объясняются тем, что у большинства учителей на сегодняшний день обнаруживаются болезни, вызванные большой нагрузкой на нервную систему, большой степенью переутомления и т. д.
Повышение эффективности педагогического труда, совершенствование учебно-воспитательного процесса должно начинаться с заботы о педагогах, с психологической помощи им в принятии правильной позиции по отношению к своему здоровью, ознакомления с производственными факторами риска для здоровья и обучения педагогов методам профилактики профессионально обусловленных состояний.
Учитель – главный участник педагогического процесса, от его физического и психического здоровья напрямую зависят результаты обучения. Известно понятие профессиональной деформации, объясняющее, с одной стороны, «погребение» профессиональной деятельностью под собой личности (отсюда – переутомление, усталость, пессимизм, эмоциональные взрывы), с другой стороны – игнорирование качества выполнения дела и спасение своей личностной сути в предпочитаемых сферах занятости в свободное время. В той и другой ситуации есть пострадавший: в первом варианте взаимоотношений – это личность, во втором, соответственно, — профессия, а именно её качество.
Проблемы того и другого типов взаимосвязи личности с профессией требуют разрешения, несмотря на то, осознаёт ли это сама личность.
Состояние здоровья педагога определяется радом факторов, каждый из которых имеет определённое влияние на него. К основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагога, относятся: образ жизни педагога, влияние внешних (природно-экологических) факторов, влияние профессиональной деятельности педагога.
В условиях современной жизни педагогу необходимо непрерывно дискретное повышение квалификации, основанное на творческом самообразовании, включающее проектный подход и инструментальную дидактику, позволяющее взрослому человеку адаптироваться к новым педагогическим технологиям; выбрать для себя приоритеты в использовании форм обучения – традиционные, дистанционные, экстернатные; определить свою готовность вхождения в непрерывное образование; рефлексивно отнестись к оцениванию своего уровня профессионализма; определить индивидуальные программы собственного развития; сочетать систематическое обучение с различными формами самообразовательной деятельности; выстроить и реализовать гибкую последовательную систему обучения и развития с учетом личностных потребностей и индивидуальных способностей и возможностей.
Большинство педагогов не знают и не проводят простые, доступные мероприятия по профилактике факторов риска развития основных заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью. Таким образом, исключение профилактических мероприятий из образа жизни не может не отразиться на заболеваемости обследуемого контингента.
Цель: Выявить характерное влияние профессиональной деятельности на здоровье педагога.
- Разработать анкету по выявлению предклинических признаков заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью педагога.
- Провести анкетирование среди педагогов МБОУ СОШ №19 (2014 г.), с целью выявления заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью педагогов.
- Изучить анкеты.
- Сравнить статистические данные.
- проинформировать педагогов о возможных заболеваниях и привлечь внимание к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Объект исследования: Педагоги МБОУ СОШ № 19
Предмет исследования: Болезни, вызванные негативным влиянием профессиональной деятельности педагогов на их здоровье.
Гипотеза: Автор данной работы предполагает, что профессиональная деятельность педагога характерно влияет на нарушение его здоровья и, что количество болезней, связанных с этим, увеличивается с каждым годом.
Методы исследования: анкетирование, сравнение статистических данных.
Научная новизна : В данной работе был разработан способ предклинического выявления болезней, связанных с профессиональной деятельностью.
Практическая значимость: Данная работа может использоваться педагогами, как способ предклинического выявления заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью.
Глава 1. Профессиональные заболевания педагогов
1.1 Проблема профессионального здоровья учителя
» Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества».
Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса. Для большинства педагогов образ жизни-это школа и профессиональные обязанности. Проблема профессионального здоровья учителя в настоящие время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. «Работа съедает», это признают многие педагоги. Педагог практически весь день проводит в школе: уроки, внеклассные мероприятия, проверка домашних заданий, педсоветы и т.д. Как правило, не удается отдохнуть и дома: нужно готовиться к занятиям. Даже продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: они проводят его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя.
Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний. Помимо большой занятости, к основным факторам, негативно влияющим на здоровье педагогов, относятся: интенсивная речевая нагрузка; нервно-психическое напряжение; напряжение органов зрения; малая двигательная нагрузка; длительное пребывание в вертикальном положении; высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях.
Каждый из перечисленных факторов провоцирует возникновение определенных заболеваний:
1) интенсивная речевая нагрузка формирует патологию голосообразующего аппарата, что в сочетании с гиподинамией у большинства педагогов приводит к неблагоприятным изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системах;
2) нервно-психическое напряжение трансформируется в так называемые болезни стресса или психосоматические заболевания: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.;
3) напряжение органов зрения приводит к быстрому утомлению глаз, снижению остроты зрения;
4) малая двигательная нагрузка на фоне неправильной позы при сидении за столом способствует развитию остеохондроза;
5) длительное пребывание в вертикальном положении приводит к развитию хронической недостаточности вен нижних конечностей, а у худых людей — к опущению внутренних органов
6) высокая концентрация бактерий и микробов в учебных помещениях повышает заболеваемость респираторными вирусными инфекциями и гриппом в период эпидемий.
Самые распространенные заболевания:
3) нарушения опорно-двигательного аппарата;
4) нарушение функции щитовидной железы.
Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний ( язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония.).
1.2 Основные профессиональные заболевания педагогов.
К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:
-синдром хронической усталости
Близорукость — это дефект зрения, выражающийся в неспособности четко видеть отдаленные предметы. Мышцы недостаточно расслабляют хрусталик, лучи света фокусируются перед сетчаткой, и изображение на ней получается расплывчатым.
— Нечеткое изображение — все видимые удаленные объекты воспринимаются размытыми. При этом человек может хорошо различать вблизи даже мелкие детали.
-При повышенных зрительных нагрузках часто возникают головные боли.
Близорукостью страдает каждый третий житель нашей планеты. Близорукость может быть как врожденной , так и приобретенной . В первом случае большую роль играет наследственность. Приобретенная близорукость является следствием нарушения режима различных зрительных нагрузок.
— низкая или контрастная освещенность при зрительных нагрузках.
— длительная работа на компьютере без отдыха.
— физическая работа, требующая сосредоточения на операциях с мелкими деталями ( паяние микросхем, сборка деталей, вязание.)
-чтение в положении лежа или в транспорте ( при этом невозможно четко зафиксировать расстояние от глаза до книги, что вызывает перенапряжение аккомодационной мышцы.)
Характерные признаки зрительной утомляемости:
— зуд и чувство песка в глазах
— потемнение в глазах
— головные боли и головокружение.
Народные средства для улучшения зрения:
1) Ежедневно пить на ночь «медовую воду» : развести 1 столовую ложку меда в 1 стакане теплой воды.
2)Заваривать и пить как чай листья черной смородины или листья барбариса.
3)Для улучшения циркуляции крови по утрам осторожно умывать глаза пригоршнями чистой холодной воды.
4) Добавлять в молочные продукты (кефир, простоквашу, йогурт, мороженое) по 1 пригоршне свежих ягод шелковицы.
Ларингит — это воспаление слизистой оболочки гортани .
Как правило, данное заболевание является продолжением катарального воспаления слизистой оболочки носа, глотки, возникает в том числе при гриппе, ревматизме. Развитию заболевания способствуют переохлаждение, дыхание через рот, запыленный воздух. Ларингит может быть кратковременным(острым) или длительным ( хроническим).
Острый ларингит возникает как самостоятельное заболевание в результате местного переохлождения или чрезмерного перенапряжения голоса (например у преподавателей) или же как одно из проявлений общих острых инфекций.Воспалительный процесс может захватывать или всю слизистую оболочку гортани- разлитая форма ларингита, или слизистую оболочку надгортанника, голосовых складок, стенок подголосовой полости.
Симптомы острого катарального ларингита:
— зуд, першение и сухость в горле.
— незначительное повышение температуры
-вначале сухой кашель, а затем с мокротой
-нарушение голосообразования, вплоть до потери голоса.
Симптомы ларингита можно смягчить влажными теплыми ингаляциями с эфирными маслами (мяты, эвкалипта, ментола,пихты), которые покрывают слизистую оболочку гортани тонкой защитной пленкой. Но больные с хроническим ларингитом обязательно должны быть обследованы врачом. Потому что в зависимости от характера воспалительного процесса врач назначает соответствующее лечение: ингаляции, смазывание гортани, различные физиотерапевтические процедуры.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата – это, к сожалению, также профессиональные заболевания учителей. До поздней ночи преподавателям приходится проверять работы учеников, сидя в одном положении, чаще всего неудобном. Это может спровоцировать остеохондроз и другие проблемы с суставами и позвоночником.
Остеохондрозом — называют комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах
— Постоянные ноющие боли в спине, чувство онемения и ломоты в конечностях.
— усиление болей при резких движениях, физической нагрузке, поднятий тяжестей, кашле и чихании.
— уменьшение объема движений, спазмы мышц.
— боли в руках, плечах, головные боли.
-шум в голове, головокружение, мелькание «мушек», цветных пятен перед глазами в сочетании с жгучей пульсирующей головной болью.
— боль в грудной клетке (ее часто описывают как «кол» в груди), в области сердца и других внутренних органах.
— боль в пояснице, иррадиирущая в крестец, нижние конечности, иногда в органы малого таза.
-стреляющая боль и нарушение чувствительности, слабость в мышцах, снижение рефлексов.
Лечение остеохондроза комплексное. Оно включает как прием нестероидных противовоспалительных препаратов, так и физиотерапию, лечебную физкультуру, применение методов мануальной терапии. Большое значение для профилактики обострений остеохондроза имеет изменение рациона питания, устранение избыточной массы тела, введение регулярных посильных физических нагрузок.
Гиподинамия — это ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности.
Основными симптомами гиподинамии являются: общая слабость, учащённое сердцебиение, повышенная утомляемость, даже при сравнительно небольших нагрузках, нестабильное эмоциональное состояние, повышенная нервозность. При гиподинамии ухудшается работа головного мозга, снижается умственная активность и трудоспособность, появляется быстрая утомляемость, общая слабость, бессонница.
Гиподинамия может иметь серьёзные последствия. При отсутствии необходимой физической нагрузки снижается мышечный тонус, уменьшается выносливость, теряется сила человека, в результате может развиться вегетососудистая дистония, нарушиться обмен веществ. Со временем гиподинамия приводит к нарушениям в работе опорно-двигательного аппарата: развитию остеопороза, остеоартрита и остеохондроза. Сказывается гиподинамия на деятельности сердечно-сосудистой системы, это приводит к возникновению артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца. Также гиподинамия оказывает влияние на дыхательную систему, она может грозить развитием заболеваний лёгких. Гиподинамия может стать причиной нарушений работы пищеварительной системы и кишечника. Изменения в работе эндокринной системы приводят к ожирению и нарушению обмена веществ. При гиподинамии происходит снижение силы сердечных сокращений, ослабление венозных и артериальных сосудов, это, в свою очередь, приводит к ухудшению кровообращения и варикозному расширению вен.
1) Ежедневно выполняйте утреннюю зарядку.
2) Совершайте вечернюю прогулку
3) Включить в рацион своего питания как можно больше фруктов, овощей и меда, также рекомендуется увеличить объем потребляемой жидкости (соки, компоты, зеленый чай — очень хорошо тонизирует, супы и минеральные воды) .
4)Полезны физические упражнения. (например, прыжки со скакалкой, танцы, бассейн, прогулки на велосипеде.)
Синдром хронической усталости — это заболевание, характеризующееся повышенной утомляемостью, стойким снижением работоспособности, жизненого тонуса, мышечной слабостью и постоянным ощущением усталости, не проходящим при отдыхе.
При диагнозе хронической усталости симптомы имеют характер апатии, депрессии, плохого настроения, мышечной слабости, высокой подверженности инфекционным заболеваниям, ухудшения памяти, резких перемен настроения, агрессивности, раздражительности, высокой утомляемости, головных болей, нарушений сна. Такие симптомы, как боли в мышцах связанны с накоплением в организме недоокисленных продуктов обмена веществ, в первую очередь, молочной кислоты. Другие возможные симптомы хронической усталости- першение в горле, боли при глотании, увеличение и болезненность лимфатических узлов.
Причины, по которым возникает хроническая усталость могут быть различными. В большинстве случаев хроническая усталость возникает в силу не одной, а целого комплекса причин.
Среди них главные:
— длительное умственное и психическое перевозбуждение, переутомление
— нарушение кровообращения и снабжения тканей кислородом (гипоксия), в первую очередь головного мозга, связанное с атеросклерозом сосудов,
— длительные или частые нервные стрессы на фоне низкой стрессоустойчивости,
— снижение иммунитета
— нарушения клеточного метаболизма (в частности, окисления органических соединений для производства энергии),
— неправильное питание, дефицит витаминов, злоупотребление углеводами, ведущее к ожирению,
— бессонница и другие нарушения сна
— неблагоприятная психологическая атмосфера.
В первую очередь, это нормализация энергетического баланса организма, восстановление баланса парасимпатической и симпатической нервных систем (процессов активизации и торможения в организме). Для этого применяются фитопрепараты, улучшающие прохождение нервных импульсов и состояние нервной системы, а также воздействие на биоактивные точки нервной системы ( точечный массаж) и другие методы физиотерапии в рамках индивидуального лечебного курса.
Значительную роль в лечении хронической усталости играет улучшение качества сна и, как следствие, повышение жизненного тонуса, работоспособности. Во вторых, очищение организма от шлаков и токсинов. Для этого применяется лимфодренажный массаж, вакуум-терапия, баночный массаж, магнитно-вакуумная терапия, а также акупунктурное воздействие на органы системы самоочистки организма (печень, почки).
Источник