Факторы риска для здоровья.
К основным факторам риска для здоровья человека относят утомление, стресс и гиподинамию.
Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека, которое развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление – это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.
Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений. Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными, ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущения тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость. Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно возрастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.
Признаки хронического утомления (переутомления) проявляются ощущением утомления еще до начала работы, повышенной раздражительностью, головными болями, снижением интереса к работе и окружающим, снижением аппетита, потерей веса, нарушением сна, трудным засыпанием и пробуждением, понижением сопротивляемости организма инфекциям, предрасположением к простудным заболеваниям. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.
При возникновении признаков переутомления следует нормализовать режим труда и упорядочить объем выполняемой нагрузки, устранить возможные неблагоприятные бытовые условия, дефекты питания, нерациональную трату времени, обеспечить полноценный и достаточный отдых в выходные дни.
Стресс. Многие виды современной деятельности, в том числе и учебная, характеризуются значительным нервно-психическим напряжением, эмоциональный стрессом. В настоящее время под термином понимают комплекс своеобразных изменений в организме, возникающих в ответ на чрезвычайно сильное раздражение, на неблагоприятное воздействие внешней среды. Установлено, что стресс — это реакция адаптации к чрезвычайным, экстремальным условиям — как физиологическим, так и психическим. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только
научиться различить допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Причины стресса. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы: физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.
К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма на шум, охлаждение, недостаток кислорода, кровопотерю, травму, интоксикацию, физическую нагрузку, лишение пищи.
К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности: неожиданное прикосновение, неустойчивость опоры, быстрое увеличение в размерах нечётного различимого предмета, одиночество или перенаселение.
У человека кроме таких факторов причиной стресса могут быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода. На работе могут возникнуть производственные стрессы, к которым относятся неопределенность трудового задания, недогрузка или перегрузка, ответственность за людей, несправедливая оценка труда, , плохие условия труда.
Итак, стресс — это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение.
Признаки стрессового напряжения: невозможность сосредоточиться на чем-то, слишком частые ошибки в работе, ухудшается память, слишком часто возникает чувство усталости, очень быстрая речь, мысли часто улетучиваются, довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка), повышенная возбудимость, работа не доставляет прежней радости, потеря чувства юмора, резко возрастает количество выкуриваемых сигарет, пристрастие к алкогольным напиткам, постоянное ощущение недоедания, пропадает аппетит или вообще
потерян вкус к еде, невозможность вовремя закончить работу.
В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут протекать по-разному; основной может падать на разные системы: сердечно — сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностёй организма.
Одним из самых мощных средств восстановления эмоционального равновесия является аутотренинг — особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Аутотренинг помогает, быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявление неврозов и вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроем.
Гиподинамия (гипокинезия) — патологическое состояние организма, развивающееся под, влиянием отсутствия или недостатка двигательной активности.
При гиподинамии вследствие ограничения мышечной активности снижается экономичность работы сердечно — сосудистой и дыхательной систем, ухудшается деятельность пищеварительных органов, недостаточно развиваются физические качества, появляется непереносимость недостатка кислорода в воздухе, снижается устойчивость к разным болезнетворным и отрицательным факторам, происходят нежелательные изменения со стороны центральной нервной системы: тормозные процессы начинают преобладать над возбуждением, снижаются тонусы скелетной мускулатуры и венозных сосудов.
Малоподвижный образ жизни, ведущий к синдрому гиподинамии, считается одним из опасных факторов риска ишемической болезни сердца (ИБС). Основная причина ухудшения функционального состояния сердца у физически малоподвижных людей _ снижение активности механизмов, регулирующих работу сердца. У нетренированных людей в состоянии покоя и при нагрузке выброс
в кровь адреналина гораздо выше, чем у тренированных. В результате у нетренированных резко увеличивается потребность организма в кислороде не только при различных нагрузках, но и в покое. Вследствие этого может развиться гипоксия миокарда (недостаток поступления кислорода в мышцу сердца), ведущая к серьезным заболеваниям, вплоть до инфаркта миокарда.
Профилактика гиподинамии предусматривает обеспечение необходимой мышечной активности человека путем широкого использования средств физической культуры, различных мер по снижению утомляемости и монотонности труда, смены позы и применения самомассажа в процессе выполнения работы.
Источник
Жизнедеятельности
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
9.3. Факторы риска
К основным факторам риска для здоровья человека относят утомление, стресс и гиподинамию.
Утомление. Это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление — это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении функциональных и биологических изменений, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.
Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, появлении ошибок, нарушении координации движений. Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущения тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость. Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно возрастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.
Признаки хронического утомления (переутомления) проявляются в ощущениях утомления еще до начала работы, повышенной раздражительности, головных болях. Снижается интерес к работе и окружающим, уменьшаются аппетит, вес, нарушается сон. Человек плохо засыпает и трудно пробуждается. Понижается сопротивляемость организма инфекциям, растет предрасположенность к простудным заболеваниям. Довольно часто это состояние способствует к развитию неврастении и истерии.
При возникновении признаков переутомления следует нормализовать режим труда и упорядочить объем выполняемой нагрузки, устранить возможные неблагоприятные бытовые условия, дефекты питания. Важно ограничить нерациональную трату времени, обеспечить полноценный и достаточный отдых.
Стресс. Многие виды современной деятельности, в том числе и учебная, характеризуются значительным нервно-психическим напряжением, эмоциональным стрессом. Это второй основной фактор риска. Слово «стресс» давно вошло в нашу речь, но не всегда достаточно четко осознаются возможные результаты его реального влияния на здоровье человека. Под стрессом понимается «неприятное» состояние эмоционального и физиологического возбуждения, переживаемого в ситуациях, которые воспринимаются как опасные или угрожающие нашему благополучию, а также здоровью вследствие неблагоприятного воздействия внешней среды. Большинство психологов рассматривают стресс как процесс, включающий в себя как минимум два компонента. Вначале конкретное событие интерпретируется как несущее опасность. Затем возникает соответствующая психофизиологическая реакция организма.
Обычно стресс возникает в ситуациях, когда человек перегружен и должен выполнить что-то значимое для него в срок, в который он не укладывается, когда ему дается неадекватная, по его мнению, оценка со стороны сослуживцев или близких людей, когда человек подвергается унижению. Причиной стресса может стать информация о возможной для его здоровья угрозе, потеря близких и значимых для него людей и т.д.
Реакция организма на стрессовые ситуации обычно выражается:
в снижении концентрации внимания;
во временной потери памяти;
крепком сжимании пальцев рук;
неприятных ощущениях в области желудка и т.д.
Канадский ученый Ганс Селье, который ввел само понятие «стресс», назвал его общим адаптационным синдромом, т.е. совокупностью реакций организма, и прежде всего эндокринной системы, с целью мобилизации его защитных сил и приспособления к трудным ситуациям. В этих реакциях он выделил три стадии: сигнализация тревоги, сопротивление, истощение.
Истощение означает, что если стресс силен и действует продолжительное время, в организме могут возникнуть необратимые явления, приводящие к болезни. Поэтому опасны не стрессы сами по себе. С ними человек сталкивается постоянно. Страшны хронические стрессовые ситуации, влияние которых, аккумулируясь, может вызвать болезнь (инфаркт, язву двенадцатиперстной кишки и т.д.), а также привести к общему снижению уровня иммунной защиты организма.
Именно поэтому так важно уметь справляться со стрессом или хотя бы понижать уровень стрессовых реакций. Люди, которые умеют это делать, отличаются тем, что могут влиять на свое состояние несмотря на то, в какой ситуации оказываются. Они стараются выбирать подходящие стратегии поведения, позволяющие адекватно оценивать стрессовые ситуации, а не поддаваться захлестывающим в эти моменты эмоциям. Напротив, люди, склонные к сильным стрессовым переживаниям, как правило, имеют низкую самооценку и пессимистический взгляд на жизнь.
Существуют две основные стратегии преодоления стрессов и связанных с ним состояний эмоционального напряжения. Первая стратегия связана с концентрацией внутренних усилий прежде всего на решении возникших проблем и изменении взгляда на эти проблемы или их последствия, т. е. фактически с переоценкой ситуации. Опыт показывает, что это наиболее эффективный путь, ведущий к внутреннему росту человека. Вторая стратегия основана на модификации со стрессом эмоций в сторону уменьшения их интенсивности или избавления от них (например, использование методов релаксации, совершение определенных физических упражнений и т.п.).
Одним из самых мощных средств восстановления эмоционального равновесия является аутотренинг — особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Аутотренинг помогает быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявление неврозов и вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроем.
Гиподинамия (гипокинезия). Это патологическое состояние организма, развивающееся под влиянием отсутствия или недостатка двигательной активности. Такое состояние снижает экономичность работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшает деятельность пищеварительных органов. Недостаточно развиваются физические качества, появляется непереносимость недостатка кислорода в воздухе, снижается устойчивость к разным болезнетворным и отрицательным факторам. При гиподинамии происходят также нежелательные изменения в центральной нервной системе. Тормозные процессы начинают преобладать над возбуждением, снижается тонус скелетной мускулатуры и венозных сосудов.
Малоподвижный образ жизни, ведущий к синдрому гиподинамии, считается одним из опасных факторов риска ИБС. Основная причина ухудшения функционального состояния сердца у физически малоподвижных людей — снижение активности механизмов, регулирующих работу сердца.
У нетренированный людей в состоянии покоя и при нагрузке выброс в кровь адреналина гораздо выше, чем у тренированных. В результате у нетренированных резко увеличивается потребность организма и сердца в кислороде не только при различных нагрузках, но и в покое. Из-за этого может развиться гипоксия миокарда (недостаток поступления кислорода в мышцу сердца), ведущая к серьезным заболеваниям, вплоть до инфаркта миокарда.
Профилактика гиподинамии предусматривает обеспечение необходимой мышечной активности человека путем широкого использования средств физической культуры. Полезны различные меры по снижению утомляемости и монотонности труда, например самомассаж.
Вопросы для самоконтроля
Что, по вашему мнению, можно включить в определение понятия«здоровье»?
Какие факторы влияют на здоровье человека?
Выделите основные составляющие здорового образа жизни.
Какова роль режима в обеспечении здорового образа жизни?
Что такое биологические ритмы?
От чего зависит работоспособность человека?
Почему одних людей называют «жаворонками», а других — «совами»?
Какова роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни?
Сформулируйте основные принципы рационального питания.
10. Чем опасно для здоровья табакокурение?
Назовите социальные последствия алкоголизма и наркомании. Сформулируйте меры и методы борьбы с этими опасными явлениями.
Какие существуют факторы риска для здоровья человека?
ГЛАВА 10 ОРГАНИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ТРУДА, ОТДЫХА И ЭФФЕКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Процесс обучения в системе среднего профессионального образования, формы его организации, методы и требования в значительной мере отличаются от школьных. Это обусловливает ряд трудностей, с которыми сталкиваются студенты в начале учебы. Их можно разделить на три группы.
Дидактические трудности связаны с изменением методов обучения, со сложностью и большим, чем в средней школе, объемом занятий, нередко со слабой школьной подготовкой или значительным перерывом в учебе. Особое значение имеет отсутствием навыков систематической самостоятельной работы.
Социально-психологические трудности обусловлены изменением образа жизни обучающихся. Многие меняют место жительства, в связи с чем происходит смена обстановки, крута общения, возникает необходимость самостоятельного ведения хозяйства. Требуется время, чтобы приспособиться к новому укладу жизни.
Профессиональные трудности возникают у студентов из-за того, что не с первого курса начинаются профилирующие дисциплины. Процесс формирования будущего специалиста на начальном этапе требует изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, иностранного языка, ряда математических и естественнонаучных дисциплин, и только позднее начинается более углубленная профессиональная подготовка.
Учеба является разновидностью умственного труда и требует усиленной работы головного мозга. Знание студентами основ культуры умственного труда будет способствовать сохранению здоровья и обеспечит высокую эффективность интеллектуального труда при минимальных нервных затратах. Этому посвящена специальная наука — гигиена умственного труда, изучающая трудовую (учебную) деятельность и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека. Многие правила гигиены умственного труда достаточно хорошо известны, но важно не только знать, но и практически использовать научные рекомендации по созданию оптимальных условий учебы и быта студентов.
Негативные факторы, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, зависят не только от специфики самого труда, но и от условий, в которых он выполняется. Студенты подолгу находятся в душном помещении, в однообразной сидячей позе. В результате возникает переутомление. Соблюдение правильного режима дня способствует улучшению работоспособности, успешному выполнению заданий и усвоению нового материала, предохраняет от переутомления.
При умственной работе, как в любой другой, наблюдаются закономерные изменения работоспособности, ее определенная стадийность. Начальная — стадия врабатываемости, когда работоспособность постепенно увеличивается. Затем наступает стадия устойчивой работоспособностии, наконец, стадия снижения работоспособности.
В соответствии с этим необходимо планировать свою работу. Сначала следует выполнять задания средней трудности, затем самые сложные и в конце работы, когда внимание ослаблено, — самые легкие. Примерно через каждые 1 —1,5 ч занятий необходимо делать кратковременные перерывы, чтобы восстановить работоспособность. Каждый студент устанавливает свой режим труда, предусматривающий чередование разнообразных видов деятельности в течение дня, чтобы труд своевременно сменялся отдыхом, твердо соблюдались часы и продолжительность занятий и был равномерный и стабильный жизненный ритм. Надо приучить себя ложиться спать в одно и то же время. Лучше раньше ложиться и раньше вставать. Сон должен составлять 7 — 8,5 ч в сутки, сокращение его на час снижает производительность труда на 5—20 %, а сон свыше 9 ч в сутки действует на организм расслабляюще.
На производительность умственного труда влияет состояние окружающей обстановки. Стены в рабочем (учебном) помещении должны быть светлыми и интенсивно отражать свет. При темном или слишком ярком свете очень быстро утомляются глаза. Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 300 лк. Источник освещения следует располагать слева, чтобы не создавалось теней на рабочем месте. Для пишущих левой рукой — наоборот. Обязательно должно быть включено общее освещение.
Для эффективности умственного труда имеет значение и нагрузка на слуховой анализатор. Наиболее благоприятна абсолютная тишина читального зала, кабинета.
Температура воздуха в учебной аудитории должна составлять 18 —20 °С при относительной влажности воздуха 40 —70 %. Повышение содержания углекислого газа до 0,1 % способствует появлению функциональных нарушений и снижению работоспособности, что предопределяет необходимость систематического проветривания помещения.
Учеба должна чередоваться с оптимальным отдыхом. Наиболее полезны активные виды отдыха — физкультура, спорт, туризм. Это мощные стимуляторы восстановления сил, поднятия настроения, укрепления воли. Отдых может быть и пассивным, например в сидячем положении. Сидеть следует, откинувшись на спинку стула, расслабив мускулатуру, вытянув ноги и закрыв глаза. Поможет снять утомление после напряженной умственной работы и повысит работоспособность еще на 1 — 1,5 ч обтирание лица холодной водой. Против утомления оказывают благоприятное действие сладкие вещества, например сахар, шоколад.
Однако режим и вид отдыха не могут быть одинаковыми для всех. Во многом они зависят от условий жизни, обстановки, индивидуальных особенностей человека.
В природе все совершается циклично. Также протекает и наша жизнь. Физиологами установлено, что в соответствии с биологическими ритмами умственная работоспособность человека достигает наивысшего уровня в период с 8.00 до 12.00 между 16.00 и 18.00. В недельном цикле максимум работоспособности приходится на вторник, среду и четверг. В течение года наиболее продуктивным является период с октября по март. Наблюдается понижение работоспособности к летней экзаменационной сессии. Как уже отмечалось, существуют люди с дневным и ночным ритмами бодрствования. Учитывая все эти факторы, необходимо самую ответственную работу планировать по периодам естественного подъема работоспособности.
Одним из элементов культуры умственного труда является умение обучающихся самостоятельно работать с разными учебными материалами, квалифицированно владеть технологией ведения разных видов учебной работы. Вместе с тем многие студенты в начале обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием соответствующих навыков самостоятельной работы, основным принципом которой является ее систематичность.
С первых дней учебы необходимо ежедневно не менее 3 —4 ч готовиться к лекциям, семинарам и лабораторным занятиям. При этом самостоятельную работу нужно обязательно четко планировать. Работать надо активно, напряженно и внимательно.
В работе студента значительное место занимает конспектирование. Надо научиться правильно записывать лекции, вести краткие конспекты. Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания услышанного. В этом процессе принимает участие слух, зрение и рука (т.е. все виды памяти). Существуют некоторые общие правила записи лекций. По каждому предмету следует иметь отдельную тетрадь, на страницах которой оставлять поля для заметок, вопросов, собственных мыслей. Наиболее важные положения следует выделять подчеркиванием.
Для того чтобы информация быстрее усваивалась, необходимо разделять материал на абзацы, главы, параграфы. Писать нужно быстро и четко. Не следует стремиться вести дословную запись речи лектора, превращая ее в механический процесс. Главное — научиться отделять основную информацию от второстепенной.
Перед лекцией необходимо изучить материал предыдущей лекции, психологически настроиться на восприятие нового материала. Важно помнить: ни одна дисциплина не может быть изучена только по конспектам. Должно быть параллельное, систематическое изучение материала учебника и конспекта.
За время обучения приходится изучать до 25000 с. различного текста. Установлено, что студент на начальном этапе обучения читает медленно: 150—160 слов в минуту вслух и 250 — 260 — про себя. Важно научиться различным видам чтения: выборочному, сплошному, чтению с переработкой материала (конспектирование) и смешанному. Студенты должны уметь выбрать наиболее эффективный вид чтения для выполнения конкретного задания.
Читать рекомендуется внимательно, вдумчиво, стараясь запомнить существенные моменты. Методика работы с текстом, конечно, индивидуальна. Она зависит от опыта, общего уровня культуры и начитанности студента, а также от вида изучаемой литературы. Но имеются некоторые основные приемы работы с текстом: предварительное знакомство с книгой, анализ текста, конспектирование, работа одновременно с несколькими источниками.
Таким образом, путь к успешному обучению пролегает через скорейшее овладение навыками культуры умственного труда и самоуправления. Студенту следует поставить перед собой ясные цели и преодолевать лень, вялость, неорганизованность.
При обучении закладывается фундамент знаний и умений плодотворно трудиться по выбранной специальности. Поэтому в процессе обучения студентам необходимо не только усвоить предлагаемую программу, но и приобрести навыки творческой самостоятельной работы, которые позволят эффективно осуществлять свою учебную, а в последующем и напряженную профессиональную деятельность, рационально используя психофизические и интеллектуальные возможности организма.
Вопросы для самоконтроля
В чем заключается специфика студенческого труда?
Какие негативные факторы подстерегают студента?
Назовите стадии изменения работоспособности человека при умственной работе.
Какие факторы оказывают влияние на производительность студенческого труда?
Какие приемы работы с текстом вы знаете и какими из них владеете в большей степени?
Сформулируйте для себя основные принципиальные положения культуры умственного труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 № 68-ФЗ.
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 № 151-ФЗ.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9.01.96 № 3-ФЗ.
Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.96 № 61-ФЗ.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ.
Федеральный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.01 № 3-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24.07.95 № 738.
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5.11.95 № 1113.
Постановление Правительства Российской Федерации «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3.08.96 № 924.
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13.09.96 № 1094.
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15.09.99 № 1040.
Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных службах гражданской обороны» от 18.11.99 № 1266.
Безопасность жизнедеятельности : Учеб. / Под ред. Э. А. Арустамова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К 0 , 2003. — 496 с.
Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под общ. ред. С.В. Белова. — М.: Высш. шк., НМЦ СПО, 2000. — 243 с.
Владимиров В.А. Основные опасности и угрозы на территории России в начале XXI века. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2002. — 57 с.
Вознесенский В.В., Зайцев А.П. Новейшие средства защиты органов дыхания и кожи. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001. — 81 с.
Дроздов В.П. Вооруженные Силы России / Под общ. ред. В. В. Смирнова. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001. — 81 с.
Макеев В.В. На службе отечеству: Учеб. пособие. Вып. 3 / Под общ. ред. В.В.Смирнова. — 2-е изд. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001.-80 с.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. В.Я.Сюнькова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1996. — 353 с.
Обеспечение здорового и безопасного образа жизни как условие успешной учебы: Пособие в помощь студентам / Э.А.Арустамов, А. Е. Во-лощенко, Г.В.Гуськов, Н.А.Прокопенко. — М.: МУПК, 2001. — 74 с.
Шаховец В. В., Виноградов А. В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие. — М.: Библиотечка журнала «Военные знания», 2000. — 57 с.
Хван Т.А., Хван П.А. Основы безопасности жизнедеятельности. — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 320 с. — (Сдаем экзамен).
Яхновец С. Е. Верность воинскому долгу: Учеб. пособие. Вып. 3 / Под общ. ред. В. В. Смирнова. — 2-е изд. — М.: ООО «ИЦ-Редакция «Военные знания», 2001. — 89 с.
Арустамов Эдуард Александрович,
Косолапова Нина Васильевна,
Прокопенко Надежда Александровна,
Гуськов Геннадий Васильевич
Технический редактор Е. Ф. Коржуева
Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова
Корректоры Л. П. Кравченко, А. П. Сизова
Диапозитивы предоставлены издательством.
Изд. № A-713-I. Подписано в печать 29.10.2003. Формат 60×90/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл печ. л. 11,0. Тираж 10000 экз. Заказ №12744.
Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99 02.953.Д.003903.06.03 от 05.06.2003. 117342 Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 222. Тел/факс: (095)330-1092, 334-8337.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004 г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
Римский клуб — неправительственное научно-исследовательское международное объединение ученых и представителей политических и деловых кругов (до 100 участников), изучающее сценарии будущего развития человечества в его взаимоотношениях с природой. Основан в 1968 г.
1 Использование фитотоксикантов осуществлялось с помощью самолетов и вертолетов. Все применявшиеся фитотоксиканты оказались токсичными для человека и теплокровных животных Особую опасность для человека и животных представляет диоксин — технологическая примесь «оранжевой» рецептуры Это высокотоксичное вещество с многосторонним замедленным действием, приводящим к гибели людей через несколько недель после отравления
2 Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. № 28-ФЗ.
Источник