Факторы риска, влияющие на развитие заболеваний
план-конспект урока на тему
На человека воздействуют многочисленные факторы, одни из которых отражаются на здоровье положительно, другие — отрицательно. Зная факторы, которые отрицательно действуют на организм человека, можно предотварить развитие заболеваний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_riska_vliyayushchie_na_zdorove_cheloveka.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Факторы риска, влияющие на здоровье человека»
Факторы, влияющие на здоровье
Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, то есть управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и т. п.), так и конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).
Четыре группы факторов.
генетические факторы — 15-20%;
состояние окружающей среды — 20-25%;
медицинское обеспечение — 10-15%;
условия и образ жизни людей — 50-55%.
Факторы, влияющие на здоровье — комплекс причин и условий, обеспечивающих сохранение здоровья человека.
Детерминанты здоровья — множество факторов, обусловливающих здоровье человека.
Их можно классифицировать в виде следующих групп:
— биологические факторы
— физическая среда
— социальная среда
— индивидуальный образ жизни
— служба здоровья
Классификация факторов риска возникновения заболеваний.
Немодифицируемые факторы риска:
- — отягощенная наследственность по сахарному диабету., отягощенная наследственность по гипертонической болезни., отягощенная наследственность по бронхиальной астме.
- — наличие аллергических реакций в анамнезе
- — возраст,
- — климактерический период
- — заболевание почек в анамнезе
- — отягощенная наследственность по раку желудка по линии отца.
Модифицируемые факторы риска:
- гиподинамия
- нерациональное питание, не соответствующее диете № 9 , №10….
- ожирение (ИМТ 32), абдоминальный тип ожирения
- артериальная гипертония
- гипергликемия
- стрессы
- злоупотребление кофе
- гиперхолестеринемия
- употребление алкоголя, который раздражает слизистую желудка
- курение
- неблагоприятные жилищные условия
- работа, связанная с контактом с книжной пылью, контакт с кошкой
- нарушение режима труда и отдыха
- дефицит поступления в организм питательных веществ, витаминов и микроэлементов
- дефицит массы тела (ИМТ – 17)
- гипотония
- нерегулярный прием лекарств
- частые переохлаждения
- Первичные- непосредственно отражающие
неблагоприятно действующие на здоровье факторы(алкоголизм, курение)
- Вторичные — Заболевания и патологические синдромы способствующие развитию основных неинфекционных заболеваний (АГ, С.Д)
Факторы риска развития неинфекционных заболеваний
ФР — это характеристики обследуемого лица или среды его обитания, которые связаны с вероятностью развития ИБС, сердечно-сосудистых и других неинфекциоиных заболеваний у этого лица.
Факторы риска развития АГ
Экзогенные ФР : длительные и частые психоэмоциональные перенапряжения; перенесенные травмы черепа и контузии; перенесенные в прошлом заболевания почек, курение; злоупотребление алкоголем; чрезмерное употребление соли; избыточное питание, особенно у лиц, склонных к ожирению; гиподинамия; различные профвредности.
Эндогенные ФР: наследственная предрасположенность, личностные особенности, проявляющиеся с детских и юношеских лет, психоэмоциональная лабильность с выраженными симпатико-адреналовыми реакциями на небольшие раздражители; вегето-сосудистая дистония; беременность; климактерический период и менопауза у женщин; снижение функции половых желез у мужчин; нарушение функции эндокринной системы; возраст человека.
Наиболее важное значение имеют две группы факторов риска ИБС
Социально-культурные (экзогенные)
Внутренние (эндогенные)
К социально-культурным факторам риска относятся:
- Избыточное потребление высококалорийной, богатой легкоусвояемыми углеводами, насыщенной жирами и холестерином пищи.
- Гиподинамия
- Психоэмоциональные перенапряжения
- Курение, алкоголизм
- Длительное применение оральных контрацептивов (у женщин)
К внутренним (эндогенным) факторам риска относятся:
- Артериальная гипертензия
- Повышение уровня липидов
- Ожирение
- Гиперурикемия ( Гиперурикемия — повышенное содержание мочевой кислоты в крови. Максимальная величина для нормального уровня составляет 360 микромолей/литр (6 мг/дл) для женщин и 400 микромолей/литр (6,8 мг/дл) для мужчин.)
- Нарушение обмена электролитов и микроэлементов
- Гипотиреоз
- Желчекаменная болезнь
- Особенности личности и поведения
- Наследственность
- Возрастной, половой факторы
Факторы риска возникновения неспецифических заболеваний легких (НЗЛ)
- Курение.
- Травмы и врожденные деформации грудной клетки.
- Неблагоприятные климатические условия (резкие колебания температуры окружающей среды, повышение влажности и т.д.).
- Неблагоприятные производственные условия (запыление, загазованность, мили-контакт с вредными газами и ядохимикатами).
Эндогенные факторы:
1. Частые или длительно протекающие респираторные заболевания (ОРЗ три и более раз в год или по 14 — 20 дней 2 — 3 раза в год).
2. Наличие очагов хронической инфекции в организме (в первую очередь в придаточных пазухах носа, носоглотке и верхних дыхательных путях).
3. Перенесенный туберкулез легких.
4. Перенесенная острая пневмония (не менее 2 раз).
5. Наследственная предрасположенность (наличие у пациента или у его родственников туберкулеза легких, бронхиальной астмы, муковисцидоза и т.д.).
— Высокая степень угрожаемости развития НЗЛ определяется, когда у человека имеется 5 и более ФР или 3 таких значимых ФР, как курение, наличие очагов хронической инфекции, перенесенный туберкулез.
— Средняя степень угрожаемости — при наличии 2 — 3 ФР.
— Минимальная степень угрожаемости при наличии одного ФР
Факторы риска возникновения заболеваний органов пищеварения
1. Отягощенная наследственность.
2. Функциональные нарушения слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки с тенденцией к повышению секреторной и кислотообразующей функции.
3. Частые стрессовые ситуации.
4. Нерациональное питание, злоупотребление пряностями, кофе, спиртными напитками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необходимым условием успешной деятельности обучающегося является освоение новых для него особенностей учебы в колледже, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность кон.
Факторы риска , которые влияют на здоровье человека могут быть положительными и отрицательными. Зная отрицательные факторы риска можно предотварить развитие многих неинфекционных заболеваний.
Методическая разработка классного часа.
Научная статья на тему: «Факторы риска, оказывающие непосредственное влияние на студентов средних специальных учебных учреждений». Статья содержит обзор научно — исследовательского материала за послед.
Выполнение мероприятий, направленных на профилактику пролежней, возникающих у лежачих ослабленных больных.
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Здоровье населения» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.08. Общественное здор.
Источник
Урок 25
§23. Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье
Содержание урока
Внешняя среда
Внешняя среда
Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. По своему характеру оно подразделяется на физическое, химическое, биологическое, социальное и психическое. Каждое из названных воздействий заключает в себе огромное число факторов, оказывающих непосредственное влияние на организм человека. Оно может быть незначительным (ниже порога чувствительности организма) или, напротив, чрезвычайно сильным (разрушительным), т. е. намного превышающим этот порог.
Порог чувствительности — это минимальное воздействие, вызывающее ответную реакцию организма.
Как правило, реакция тем больше, чем сильнее воздействие. Однако бывают и исключения: на небольшое воздействие организм реагирует чрезвычайно сильно (аллергическая реакция немедленного типа, реакция на сверхслабые воздействия какого-либо химического вещества в течение длительного времени).
Разрушающее действие факторов риска зависит во многом от особенностей организма, его чувствительности и реактивности. Любая деятельность человека связана с потенциальной опасностью (риском) для здоровья. В каждом конкретном случае она разная и может быть очевидной (реальной) и неочевидной (скрытой). Потенциальную опасность подразделяют обычно на два вида: исходящую от самого человека, его ошибок (так называемый человеческий фактор) и зависящую от орудий и средств труда (надежность, прочность, токсичность, способность вызвать инфекционное заболевание и т. д.). Неочевидная опасность является наиболее опасной, так как затруднены разработка и своевременное принятие мер защиты.
Под физическим воздействием внешней среды на организм человека понимают главным образом облучение электромагнитными излучениями естественного или искусственного происхождения, воздействие приборов и аппаратуры, использующих электрическую энергию.
Самым мощным природным фактором физического воздействия является солнечный свет. Длительное пребывание на солнце может привести к ожогам различной степени, вызвать тепловой или солнечный удар. Уберечь себя от неблагоприятного влияния солнечной энергии можно, выполняя определённые правила: носить в жаркую погоду головной убор; загорать постепенно, начиная с 2—3 мин в первый день и прибавляя в последующие дни по 1—2 мин, но так, чтобы общее время пребывания на солнце не составляло более 2 ч в день.
Опасны для здоровья человека мощные радиостанции, радиолокационные станции, линии электропередачи и другие энергетические объекты. Линии электропередачи высокого напряжения создают вокруг себя переменное электрическое поле: его длительное воздействие на организм даёт неблагоприятный эффект. Тяжёлыми последствиями, вплоть до остановки дыхания и сердца, чревато воздействие электрического тока высокого напряжения. В этом случае иногда только экстренная помощь может спасти человеческую жизнь. Поэтому, работая с электроприборами, надо строго выполнять правила техники безопасности.
Следующая страница Химические факторы риска
Источник
Конспект урока «Человек и его здоровье. Факторы риска».
Данный урок является первым в разделе «Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни» в курсе биология 8 класс.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Перед уроком ставились следующие цели:
пропаганда здорового образа жизни, на основе межпредметных связей в условиях современной школы и с использованием интерактивного оборудования.
Содержимое разработки
Тема: Человек и его здоровье. Факторы риска для здоровья.
Дать понятие здоровья – как важнейшей ценности человека и общества, рассмотреть виды здоровья, вредные привычки и влияние общества на здоровье человека.
Развитие познавательного интереса к предмету, умения работать с учебником, развитие логического мышления, умения анализировать.
Воспитание заботливого отношения к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, “цветок здоровья” — демонстрационный материал и карточки с надписями критериев здоровья.
Вид урока: изучение нового материала.
1. Организация класса.
Вступительное слово учителя: “На протяжении целого года мы изучали биологию человека: строение организма и его органов, функции, закономерности развития и многое другое. Но сегодня, как итог изученного, рассмотрим тему, скрытую в поговорке:”
(На экране проецируется поговорка с пропущенным словом: ……… – богатство во все времена).
Вопрос учителя: “Что же является для человека богатством во все времена?”
Дети отвечают – “Здоровье.”
(На экране появляется пропущенное слово: здоровье – богатство во все времена).
2. Изучение новой темы.
Учитель ставит цель урока: “Мы с вами сегодня рассмотрим: что включает в себя понятие здоровья, его виды; что означает здоровый образ жизни и какие есть факторы риска для здоровья.
Вопрос учителя: “Ребята, как вы понимаете “здоровье человека”?”
Дети высказывают свои версии.
Учитель: “В большой медицинской энциклопедии ЗДОРОВЬЕ — это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения (зачитываем с сайта из интернета по энциклопедии)
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) “здоровье это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. (Определение берется из учебника).
Вопрос учителя: “О каких видах здоровья сказано в данном определении?”
Дети отвечают: физическое, психическое, социальное.
(На экране появляется схема, где под каждым видом здоровья поэтапно, после объяснения появляются определения каждого вида здоровья).
Учитель: “Давайте определим критерии каждого вида здоровья”.
Задание для учащихся: из предложенных на экране критериев каждого вида здоровья выбрать принадлежащие определенному виду.
Нормальное функционирование органов и систем органов.
Естественное постоянство внутренней среды организма
Уровень и качество мышления.
Развитие внимания и памяти.
Степень эмоциональной устойчивости.
Сознательное отношение к труду.
Овладение сокровищами культуры.
Активное неприятие вредных привычек.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
20 % -наследственные факторы
20 % -экологические факторы
10 % — недостатки здравоохранения
50 % — образ жизни
Валеология — это наука о ЗОЖ.
Из чего же состоит ЗОЖ? Составляющие ЗОЖ
Отказ от вредных привычек;
Рациональный режим труда и отдыха;
Доклады ученико(опережающее задание)в: гиподинамия, стресс, переутомление.
Учитель: “Человек – сам творец своего здоровья”.
Вопрос учителя: “А как вы относитесь к своему здоровью?”
1. Как часто ты моешь руки?
Около 20 раз в день (0)
Только перед едой и после туалета (5)
Когда сильно в чем-нибудь испачкаю (20)
2. Сколько раз ты чистишь зубы?
2 раза (утром и вечером) (0)
Вообще не чищу (15)
3. Сколько времени ты проводишь у телевизора?
Не больше 1,5 часа (0)
Больше 3 часов (10)
Смотрю сколько хочу (30)
4. Как часто ты делаешь зарядку?
Когда заставят взрослые (15)
5. Как часто ты простужаешься?
1 раз в два года (0)
Несколько раз в год (15)
6. Как часто ты ешь сладости?
По праздникам и воскресеньям (0)
Почти каждый день (20)
Когда и сколько захочу (30)
7. Как часто ты плачешь?
Не могу вспомнить когда это было (0)
Пару раз в неделю (15)
Почти каждый день (25)
8. Можешь ли ты вбежать на 5 этаж?
С трудом и одышкой 25
9. Сколько ты гуляешь?
Ежедневно от 1 до 2 часов (0)
Ежедневно, но меньше часа (10)
Иногда по выходным (20)
10. Когда ты ложишься спать?
После 22 часов (10)
После 24 часов (35)
11. Сколько времени ты тратишь на уроки?
Около 1,5 часа (0)
Почти 2 часа (15)
Больше 3 часов (35)
Если от 0 до 20 очков – ты в полном порядке.
От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные привычки, но с ними пока не трудно бороться.
От 70 до 110 – ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!
От 110 и выше – можешь даже не считать! Как ты еще не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!
3. Подведение итогов. Выводы.
Итак, сегодня мы узнали, что такое здоровье и ваше отношение к нему, а также узнали о факторах риска для здоровья и как с ними бороться.
Домашнее задание: пересказ учебник стр. 254-255, подготовить письменно по желанию эссе на тему «Укрепление здоровья»
РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
1-й — Здоров я или часто болею — это мое личное дело.
2-й — Нет, здоровье каждого человека общественное достояние влияет на жизнь и труд других людей.
Кто из них прав? Приведите доказательство.
Ответьте на вопросы.
Факторы влияние на здоровье человека (экологическое)
Массовое заболевание людей инфекционными болезнями (эпидемии)
Наука о сохранении и укреплении здоровья человека (валеология).
Источник