Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 27
Здоровый образ жизни и его составляющие
Вопросы для обсуждения
• что такое здоровый образ жизни;
• факторы, влияющие на здоровье;
• основные составляющие здорового образа жизни человека.
Ключевые понятия темы:
образ жизни; здоровый образ жизни; культура здоровья; факторы риска; основные составляющие здорового образа жизни.
Образ жизни — это совокупность привычных форм, способов и стиля жизнедеятельности человека, которые позволяют ему удовлетворять его ежедневные потребности и отражают его предпочтения в культуре поведения и деятельности.
Врачи, психологи, педагоги констатируют, что информация о своём здоровье ещё не является для людей фактором изменения образа жизни, привычного стиля жизнедеятельности. Взрослому человеку трудно менять свой привычный образ жизни, но гораздо легче с детства усвоить правила его организации, которые формируют культуру здорового образа жизни: культуру здоровья и безопасности жизнедеятельности.
Правильное воспитание культуры здоровья начинается с формирования осознанной потребности быть здоровым и соответствующей мотивации к поддержанию здоровья. Здоровый образ жизни является фактором созидания здоровья, а нездоровый — фактором риска нарушения здоровья. Активная доминанта в сознании — мотивация охраны здоровья — помогает человеку контролировать все формы и способы деятельности (интеллектуальную, эмоциональную, физическую), чтобы исключить факторы риска: инфекции, несбалансированное питание, гипокинезию и гиподинамию, курение и употребление алкоголя и наркотиков, экстремальные психические и физические нагрузки, травмы, облучения, недостаточный и неполноценный сон и отдых.
Преодоление факторов риска и активное воспитание полезных привычек созидания здоровья (здравосозидания) — это постоянный труд ума, психики и физического тела человека по проявлению целомудрия — мудрости целостного организма: здравомыслия и здравосозидания (здраводействия) в среде обитания в течение всей жизни.
Академик медицины Н. М. Амосов в книге «Раздумья о здоровье» (2000) отмечает:
«. чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем. В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым. для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физическая нагрузка, ограничении в питании, закалка и умение отдыхать».
Факторы, влияющие на состояние здоровья, можно условно объединить в следующие группы:
• социально-экономические: уровень развития производства, образовании, медицинской помощи, характер питании населения, время и качество досуга и отдыха в общем времени работающего;
• «болезни цивилизации»: сердечно-сосудистые заболевания, рак, травмы, отравления, дистрессы, инфекционные заболевания, болезни, связанные с неполноценным питанием, дефицитом белков и витаминов;
• природные: климат, рельеф, растительный и животный мир;
• космические: солнечная активность;
• биологические и психологические: наследственность, темперамент и поведение человека, его телосложение и психологический тип личности, врождённые свойства человека.
Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека зависит примерно на 59% от его образа жизни, на 15% — от окружающей среды, па 15% — от наследственности, на 10%- — от медицины и 1% составляет случай.
Установлена зависимость состояния здоровья детей от психологического климата в семье, соблюдения режима дня, учёбы и отдыха, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены. Эти данные позволили разработать рекомендации по здоровому образу жизни.
Основные составляющие здорового образа жизни:
• рациональное питание — умеренное и сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов;
• режим дня с учётом индивидуальных биологических ритмов труда и отдыха, гигиена умственного труда;
• достаточная двигательная активность, обеспечивающая потребность организма в движении;
• закаливание и личная гигиена, способствующие повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;
• грамотное экологическое поведение; психогигиена — умение управлять своими эмоциями, предупреждая невротические состояния;
• неприятие и отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков).
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку право на здоровье. Права человека связаны с его ответственностью. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни каждого человека.
Вопросы и задания
1. Что такое здоровье и какие факторы на него влияют?
2. Что такое здоровый образ жизни?
3. Назовите факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
4. В чём опасность вредных привычек?
5. Почему социальные условия являются значимыми факторами риска нарушения здоровья?
6. Выясните нормы суточной двигательной активности человека вашего возраста.
7. Используя источники дополнительной информации, узнайте рекомендации по рациональному питанию для подростков.
Темы учебного исследования
1. Проект вашего будущего: «сам себе режиссёр».
2. Опасность вредных привычек.
3. Управление собой: наука или искусство.
4. Танец как средство полноценного гендерного развития.
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10 — 11 классы
Урок 23
§ 23. Факторы, влияющие на здоровье
На здоровье человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные факторы.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определённым заболеваниям или наличие врождённых физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.
Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его — совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения.
Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.
Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и её сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убеждённости, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.
Необходимо переосмыслить своё отношение к собственному здоровью и понимать здоровье как личную и общественную ценность.
Здоровье человека во многом зависит от его умения безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающихя обстоятельствах для снижения фактора риска, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.
Каждый человек ответствен за своё здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — это непрерывный процесс, который подразумевает определённую жизненную позицию и поведение.
Духовное и физическое начала в человеке взаимозависимы, и каждый из нас в ответе за то, чтобы стать здоровым и телом, и душой.
Академик Н. М. Амосов (1913-2002) в книге «Раздумья о здоровье» отмечал:
«В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».
Выводы
1. Здоровье человека — важнейшее условие гармонического развития личности. Оно зависит от многих факторов, которые взаимосвязаны и укладываются в единое понятие — здоровый образ жизни.
2. Каждый человек в значительной степени может влиять на уровень своего индивидуального здоровья.
3. Здоровый образ жизни является фактором здоровья, а нездоровый образ жизни — фактором риска.
4. Для сохранения здоровья необходимо предвидеть различные опасные и чрезвычайные ситуации, знать, как действовать в них.
Вопросы
1. Какие наследственные факторы оказывают наиболее значительное влияние на состояние вашего здоровья?
2. Какие факторы окружающей среды оказывают отрицательное влияние на ваше здоровье?
3. Почему для сохранения здоровья так важно предвидеть возможные опасности?
Задания
Проанализируйте свой повседневный образ жизни с учётом реально существующих факторов, влияющих на ваше здоровье.
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс
Урок 29
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики
Вопросы для обсуждения
• факторы риска основных неинфекционных заболеваний;
• факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний;
• меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Ключевые понятия темы:
основные неинфекционные заболевания; сердечно-сосудистые заболевания; атеросклероз; артериальная гипертензия.
Понятие «основные неинфекционные заболевания» появилось в медицинской и научно-популярной литературе в середине XX в. и стало отражением изменения характера заболеваемости человечества в процессе его исторического развития. В прошедшие столетия основной причиной гибели людей являлись инфекционные заболевания. Инфекции попадали в организм при ранениях, полученных в ходе войн и сражений, и путём передачи смертельно опасных инфекций от больного человека к здоровому. Инфекционные заболевания вызывали эпидемии и пандемии, уносящие жизни миллионов людей (чума, холера. оспа, грипп, брюшной тиф и др.).
Достижения медицины в профилактике и лечении инфекционных заболеваний позволили заметно снизить смертность людей от инфекционных заболеваний. Эффективными мерами профилактики инфекционных заболеваний стали создание вакцин и сывороток для лечения и своевременной вакцинации населения, карантин и обсервация населения в очагах эпидемий, повышение санитарной и гигиенической культуры жизнедеятельности населения, повышение профессионализма медицинских работников и качества санитарного просвещения.
В XXI в. наиболее частой причиной заболеваемости и смертности являются основные неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые и онкологические (раковые). Причинами раковых заболеваний специалисты называют неблагоприятные факторы окружающей среды и нездоровый образ жизни. Статистика выделяет факторы риска развития онкологических заболеваний: курение, высококалорийное питание и канцерогенные вещества в пище и воде, превышающее допустимые дозы ионизирующее и ультрафиолетовое излучение, экологически неблагоприятная среда проживания и работы, травмы, потрясения, переживания, хронические стрессы, одиночество, алкоголизм, низкая физическая активность, хроническая неудовлетворённость собственной жизнью. В настоящее время идёт активный поиск эффективных средств онкологической помощи, но известно, что здоровый образ жизни — непременное условие профилактики рака.
Сердечно-сосудистые заболевания — это болезни сердца (сердечной мышцы) или кровеносных сосудов. К сердечно-сосудистым заболеваниям относят инфаркт миокарда, инсульт, артериальную гипертензию, сердечную недостаточность, ишемическую болезнь сердца, атеросклероз и др. Наиболее опасными являются инфаркт миокарда и инсульт.
В случае внезапного резкого ухудшения нормального состояния и появления признаков сердечно-сосудистой недостаточности — учащения сердцебиения, головокружения, слабости, боли в груди, затруднённой речи и дыхания, тошноты, страха, панического расстройства, резкого повышения или понижения кровяного давления, потемнения в глазах, внезапною онемения (нечувствительность) частей тела (руки, ноги, лица) и т. п. — следует немедленно вызвать скорую медицинскую помощь. В ожидании скорой медицинской помощи следует находиться рядом с больным, поддерживать и успокаивать его.
Болезням сердечно-сосудистой системы предшествуют заболевания сосудов — атеросклероз и артериальная гипертензия.
Атеросклероз — это атеросклеротические изменения кровеносных сосудов, вызванные сужением кровеносных сосудов и кровотока вследствие жировых отложений (бляшек) на стенках сосудов. Причиной атеросклероза может быть нарушение жирового обмена веществ. Атеросклероз провоцирует существенную долю сердечно-сосудистых заболеваний. Сужение просвета коронарных сосудов (крупных, отходящих от сердца) приводит к резкой сердечно-сосудистой недостаточности, к проблемам в работе головного мозга, который страдает от недостатка кислорода, поступающего с кровью.
Артериальная гипертензия — это сужение и гипертонус сосудов, стабильное повышение артериального давления (выше нормы — 140/90 мм рт. ст.). Более половины взрослого населения нашей страны страдает от гипертензии, но только четвёртая часть взрослых проходит медицинское лечение.
Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний (потенциальные причины) — это наследственная предрасположенность и нездоровый образ жизни, провоцирующий проявление болезней сердца и сосудов.
Основные факторы, увеличивающие риск сердечно-сосудистых заболеваний:
• малоподвижный образ жизни (гиподинамия и гипокинезия);
• психоэмоциональные стрессы;
• курение, вызывающее спазм мелких периферических сосудов, увеличивает риск развития инфаркта миокарда, некроза тканей нижних конечностей, эмфиземы лёгких;
• алкоголь, провоцирующий нарушение жирового обмена веществ, физические изменения в органах и тканях («пивное сердце», «циррозная печень», язва желудка и др.);
• неправильное пищевое поведение (булимия, анорексия), нерациональное и неполноценное питание, недостаток чистой питьевой воды.
Способы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в юношеском возрасте — полезные привычки здорового образа жизни:
• достаточная двигательная активность и физическая нагрузка, обеспечивающая суточную потребность растущего организма в движении (не меньше трёх часов в день);
• закаливание, ежедневная гигиена и санитарная культура;
• умеренное и сбалансированное питание, содержащее необходимое количество растительной клетчатки, витаминов и микроэлементов; правильное пищевое поведение;
• чистая (биологически очищенная, структурированная) вода для эффективного метаболизма (ежедневное потребление до 1,6 литра);
• психогигиена — правильные способы снятия нервного напряжения и соблюдение оптимального режима труда (движение), интеллектуальной нагрузки и отдыха;
• формирование стратегии безопасности жизнедеятельности.
Привычный с детства образ жизни родителей не всегда соответствует требованиям здорового образа жизни. Зачем повторять ошибки взрослых, если можно самому организовать свою жизнь (в пределах семьи) с наибольшей пользой для личного здоровья? Работа по организации здорового образа жизни требует необходимой информации о среднестатистических особенностях развития организма в юношеском возрасте, а также об индивидуальных особенностях здоровья и развития подростка. Следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности развития учащихся старшего школьного возраста.
Особенностью психосоматического развития старшеклассников является завершение процессов полового созревания, сенситивного периода перестройки всех функциональных систем организма, сопровождаемое снижением темпов прироста длины и массы тела, формирования скелетно-мышечной и кроветворной систем. Этот период является наиболее продуктивным для определения максимально полезных способов двигательной активности и развития необходимых двигательных навыков путём занятий спортом, театральным, танцевальным творчеством и др. В этом возрасте организм юноши или девушки наиболее способен к физической тренировке функциональных систем организма.
Повышенная выработка специфических половых гормонов у юношей (тестостерона) и у девушек (эстрогена, прогестерона) оказывает всё большее влияние на усиление не столько физических различий, сколько психологических особенностей проявления женского или мужского типа мышления, чувствования, поведения. Объём коры головного мозга подростка практически не отличается от взрослого, генетически запрограммированного, но продолжает активно развиваться внутреннее строение, взаимосвязь левого и правого полушарий, способы восприятия мира, переработки информации. Старшеклассник способен к активному процессу самовоспитания, но если нет осознанною самовоспитания, то процесс ^впитывания культуры» и формирования образцов поведения происходит на неосознаваемом уровне, стихийно. Это более опасный путь освоения человеком культуры общества, когда подросток получает бездумно любой опыт, включая вредные привычки.
Психологические особенности юношеского возраста — нестабильность настроения и эмоций — часто только усиливают проблемы управления собственным поведением и принятия правильных решений. Нравственные ценности ещё только формируются, и не всегда удаётся быстро понять, как лучше поступить. Этот жизненный период всегда отмечен сложными конфликтами с окружающими и с самим собой. Следует помнить, что любые конфликты — это жизненные уроки, дающие возможности личностного роста через обретение опыта моральных поступков. Основным содержанием этого опыта является обретение собственного «я», определение целей собственной жизни и способов их достижения в настоящем и будущем. Из разнообразных здоровых способов жизнедеятельности необходимо освоить методы психической саморегуляции, управления своими чувствами, адекватным выражением эмоций и пониманием границ свободы в осуществлении сиюминутных желаний.
В юношеском возрасте окончательно формируется осознание гендерной (половой) принадлежности и соответствующих социальных ролей. Девочки становятся более женственными, чувствительными и физически слабее своих сверстников. Не следует думать, что со всем старшеклассник должен справиться самостоятельно. В сложной ситуации следует обратиться к людям, которые смогут защитить вас, оградить от угроз здоровью и безопасности и показать положительный опыт разрешения межличностных конфликтов, — родителям, психологам и другим специалистам.
Молодые люди имеют достаточно времени, чтобы внимательно изучать жизнь и выбрать для себя наиболее приемлемые модели поведения, включая взаимоотношения мужчин и женщин, семейное счастье, профессиональное самоопределение. Здоровье — это самый главный капитал, который необходимо сохранять и приумножать, чтобы осуществить свой жизненный проект.
Вопросы и задания
1. Назовите факторы риска основных неинфекционных заболеваний и способы их профилактики.
2. Назовите основные способы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
3. Каковы особенности юношеского возраста, влияющие на выбор социально одобряемого поведения?
4. Используя дополнительные источники информации, выясните, в чём различие между атеросклерозом и инфарктом миокарда.
5. Выясните, какой вид двигательной активности подходит именно вам: спорт, танцы или другое.
6. Узнайте на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации статистику показателей здоровья старшеклассников в разных регионах России.
Темы учебного исследования
1. Родословная семьи и здоровье.
2. Загадка сердца: «вместилище духа», «мышечный насос» и др.
3. Теория «периферических сердец» Н. И. Аринчина.
4. «Из чего же сделаны наши девчонки»: женские черты характера.
5. «Из чего же сделаны наши мальчишки»: мужские черты характера.
Источник