14 ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
ФАКТОРЫ, РАЗРУШАЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
К факторам, разрушающим здоровье, относятся: нерациональное беспорядочное питание, гиподинамия (ограничение двигательной активности), употребление алкоголя, наркотиков, курение табака, ранние половые связи, эмоциональная и психическая напряженность в школе (нежелание учиться и работать), дома, с друзьями, низкий уровень денежных доходов, неустроенный быт, а также плохая экологическая среда (загрязнение воздуха, воды и почвы).
Знание подростками факторов, формирующих и разрушающих здоровье, позволит им обрести психологическую уравновешенность, необходимую для ведения здорового образа жизни.
Напомним, что здоровый образ жизни — это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности в сне), способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.
Представьте себе, что основными причинами преждевременной гибели человека в наше время является алкоголь, наркотики и табак. Конечно, эти яды редко становятся непосредственной причиной смерти человека. Чаще они провоцируют заболевания, приводящие к преждевременной смерти.
Алкоголизм. За последние три-четыре десятилетия потребление алкоголя на душу населения во многих странах удвоилось, а число случаев первичной госпитализации психических больных, злоупотребляющих алкоголем, утроилось.
Алкоголь — это наркотический протоплазматический яд, действующий парализующим образом на любую живую клетку и, в первую очередь, на клетки высших отделов центральной нервной системы (ЦНС). Как всякий наркотик, алкоголь привлекает слабых и инфантильных людей. Алкогольная эйфория[13] исключает возможность критического отношения к своим высказываниям, поступкам, действиям, приводит к потере бдительности. Систематическое употребление спиртных напитков уничтожает все, чем обогатил человек свой ум в течение жизни (профессиональный опыт). С понижением трудовых способностей нарушается и психическое здоровье, слабеет воля, интеллект. Академик В.И. Бехтерев говорил: «От алкоголиков родителей родится (на каждые сто человек) десять уродов, восемь идиотов, пятнадцать больных падучей (устаревшее название эпилепсии), пять алкоголиков. Из ста самоубийц — половина алкоголики. ». Показатель смертности от разных причин улиц, потребляющих алкоголь, в 3—4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом. Их средняя продолжительность жизни не превышает обычно 55 лет.
На заметку
Установлено, что чем в более раннем возрасте человек начинает пить, тем больше у него вероятность стать алкоголиком.
«Алкогольная зависимость» имеет 3 степени: она может быть легкой (потребность выпить в отсутствие алкоголя), умеренной (пьянство без повода, в неподходящих условиях, втайне от других), выраженной (запой, безудержная тяга к алкоголю, неспособность выполнять профессиональные и социальные обязанности). Поэтому следует говорить не о пьяницах и алкоголиках, а о потребляющих спиртные напитки. Но никто не провел границы, где кончается потребление и начинается злоупотребление и что приносит человечеству больший вред. Так, например, кружка пива, выпитая человеком за рулем, увеличивает опасность автомобильной катастрофы в 7 раз!
Под действием алкоголя изменения возникают практически во всех жизненно важных органах. Клетки печени перерождаются, она сморщивается, подобные явления возникают и в поджелудочной железе. Алкогольное поражение сердца («бычье сердце») приводит к сердечной недостаточности с одышкой, отеками, нарушениями ритма. В головном мозге отмечается сильное переполнение сосудов кровью, нередко — их разрыв в области мозговых оболочек и на поверхности извилин. Нарушается или прекращается снабжение мозговых клеток кислородом, что приводит к их гибели. Алкоголь губительно действует на детей еще до их рождения. Дети любителей выпить часто рождаются слабыми, с отставанием в физическом развитии или погибают еще до появления на свет. Родившиеся же от матерей, пьянствовавших в течение 4—5 лет, часто страдают умственной неполноценностью. Став учениками, они быстро утомляются, их внимание постоянно рассеивается, они не могут решать сложные задачи, требующие сообразительности и творческих усилий, и, естественно, у них быстро пропадает желание учиться.
За последние 20—30 лет неуклонно увеличивается количество школ (коррекционных классов) для дефективных и умственно отсталых детей.
Алкоголь действует на организм ребенка намного сильнее, чем на организм взрослого. Подросток может становиться грубым, черствым, злобным, равнодушным. Развивается вялость, апатия, исчезает желание что-то делать и к чему-либо стремиться. Вместе с тем алкоголь притупляет нравственное начало в человеке, что может привести его к преступлению.
Наркомания — болезненное пристрастие к наркотикам, неконтролируемое их потребление. Различают следующие наркотики растительного происхождения: кокаин; опийные препараты — морфин, героин; препараты индийской конопли — гашиш, анаша, план, марихуана. Синтетические препараты психотропного действия — это снотворные, обезболивающие, успокаивающие средства. Самую тяжелую форму наркомании (быстро наступает физическая и психическая зависимость) вызывают наркотики растительного происхождения.
Помните: наркомания в молодом возрасте — это почти всегда смерть. Ряды наркоманов пополняются в основном из среды подростков.
В последнее время широкое распространение получило домашнее производство первитина из препаратов, продающихся в аптеке. Непреодолимая зависимость от первитина наступает стремительно, и уже через полгода его употребления проявляются признаки дебильности. Опасность первитина («винта») известна подросткам, однако его дешевизна способствует широкому распространению. Быстрое привыкание наблюдается и к наркотику экстази, после которого подростки переходят на тяжелые наркотики — героин и кокаин.
Токсикомания — употребление средств бытовой химии (в основном ингаляционное) для получения наркотического эффекта. Препараты бытовой химии широко используются в домашнем хозяйстве и легко доступны для детей и подростков.
Общие проявления наркомании и токсикомании:
? наличие влечения к повторным приемам средств с целью вызывания эйфории;
? болезненное состояние при прекращении приема наркотика синдром абстиненции;
? устранение синдрома абстиненции после приема токсических и наркотических веществ;
? пристрастие быстро развивается у людей, имеющих физическую и психическую предрасположенность — эмоционально неустойчивых, с детства подверженных невротическим срывам.
Наркотики поражают генетический аппарат. Причем, если мужчина при условии полного отказа от любых видов наркотиков имеет шанс через 4 года восстановить свою репродуктивную функцию, то у женщин не удалось установить факта восстановления яйцеклеток, подвергшихся воздействию наркотиков. При поражении генетического аппарата родителей у детей возникают анатомические дефекты развития, происходит повреждение сознания. Частичное поражение отдельных органов (косоглазие, глухота, глухонемота) в настоящее время носит массовый характер.
Наркомания и токсикомания имеют тенденцию к омоложению. Установлено, что в раннем возрасте три главные причины приводят к диагнозу «наркомания» — любопытство (в 65% случаев), влияние среды (14%), подражание (13%). Решающее значение имеют особенности характера ребенка, подростка. Это, к примеру, сверхвозбудимость психики или, наоборот, заторможенность.
Табакокурение. Если 40—50 лет назад курение считалось более или менее невинной забавой, го в последние 25—30 лет ученые всего мира на основании неоспоримых научных данных доказали огромный вред этой привычки для самого курильщика, его окружающих и государства.
В России сегодня курят 70 миллионов человек, а ежегодно умирает от курения 400 тысяч. 10% средств, расходуемых на здравоохранение, идут на борьбу с болезнями, связанными с хроническим отравлением табачным дымом.
Табак является самым вредным для здоровья человека растением. В состав табачного дыма входит 30 компонентов, которые относятся к натуральным ядам, например, никотин, окись углерода, тяжелые металлы и их соли, радиоактивные элементы и их изотопы. Первое место по токсичности среди этих веществ занимает радиоактивный изотоп полоний-210. В состав дегтеобразных смол входят: кадмий, свинец, хром, стронций. Эти металлы и их соли приводят к перерождению клеток и возникновению раковых заболеваний. Никотин является нейротропным ядом, вызывающим поражение ЦНС.
Привыкание к никотину проходит три стадии:
1 стадия — несистематическое курение: 5 сигарет в день, не более;
2 стадия — привычное курение: до 15 сигарет в день, наличие физической зависимости, незначительные поражения внутренних органов. После прекращения курения состояние организма приходит в норму;
3 стадия — пристрастное курение: 30 сигарет и более в день. Наблюдаются значительные необратимые поражения внутренних органов и нервной системы.
У курильщиков окись углерода блокирует гемоглобин — белковое вещество, доставляющее клеткам кислород, что приводит к развитию кислородной недостаточности мозга и других внутренних органов. Компоненты табачного дыма повышают свертываемость крови и способствуют образованию склеротических бляшек.
Следует иметь в виду, что табачный дым при пассивном курении более агрессивен, так как ферментные системы в организме некурящего человека не адаптированы к ядам.
Известно, что среди курящих смертность от всех причин вдвое выше, чем у некурящих.
Курение — это та же наркомания, это расстройство всех функций организма, это частые болезни и преждевременная смерть. Удовольствие, которое якобы испытывает курильщик, является патологическим, вызванным извращением психики, как у всякого наркомана.
Курение очень часто начинается с детства. В последние годы ряды курильщиков пополняются подростками, девочками и женщинами. Вредные последствия курения отражаются на будущей матери. У таких женщин наблюдается повышенная смертность детей при родах, выше заболеваемость детей, отставание их в умственном и физическом развитии. У курящих юношей и девушек, вступающих в брак, могут родиться умственно отсталые дети. По причине курения родителей возможно существенное снижение умственного потенциала ребенка. Курение табака отрицательно сказывается и на половой функции у мужчин. На растущий организм табачные яды действуют еще сильнее — слишком раннее начало курения задерживает рост, умственное развитие.
Теперь вы многое знаете об основных факторах, разрушающих здоровье. И какой образ жизни выбрать — здоровый или медленное (а в некоторых случаях, и быстрое) угасание, — решать вам.
Читайте также
ГЛАВА ПЕРВАЯ «Злодеи» и «спасители», или Факторы риска и факторы выживания. Тактика выживания
ГЛАВА ПЕРВАЯ «Злодеи» и «спасители», или Факторы риска и факторы выживания. Тактика выживания ФАКТОРЫ РИСКАСюда относятся: болезни, стихийные бедствия, голод, жара и сопутствующая ей жажда, холод, страх, переутомление, одиночество, неправильная организация отношений
Глава первая Факторы риска и факторы выживания
Глава первая Факторы риска и факторы выживания Они приходят в наш дом без спроса. Тогда, когда им заблагорассудится. Приходят и забирают близких нам людей, нас самих, а случается, и сам наш дом. Иногда мы, сами того не зная, приглашаем их в дом. Потому что не знаем «правил
ФАКТОРЫ ВЫЖИВАНИЯ
ФАКТОРЫ ВЫЖИВАНИЯ Эти факторы в чем-то очень похожи на факторы выживания в природной среде. Наверное, потому, что принцип выживания везде один. Видоизменяются лишь частности.К городским факторам выживания можно причислить:— УМЕНИЕ РАСПОЗНАТЬ ОПАСНОСТЬ,— ПРОФИЛАКТИКУ
Неучтенные факторы
Неучтенные факторы Несмотря на аккуратное управление и точные навигационные расчеты, в какой-то момент судно почти наверняка отклонится от курса. Это происходит вследствие неучтенных факторов (таких, как ветер или приливы), о которых нельзя забывать, начиная
Факторы риска
Факторы риска В группу риска сахарного диабета II типа попадают:• люди с избыточным весом (ожирением);• люди с отягощенной наследственностью (у которых есть родственники, больные сахарным диабетом);• люди с указаниями на нарушение толерантности к глюкозе в
5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливани
5.6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы
28. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
28. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Факторы производства (от лат. делающий) – вложение труда, капитала, природных ресурсов в производство товаров и услуг.Виды факторов производства: труд (рабочая сила) – процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной
Здоровье кожи — здоровье человека
Здоровье кожи — здоровье человека Кожные покровы каждого человека представляют собой, по сути, границу, отделяющую внешнюю среду ото всего, что составляет наш организм. Продолжая известную поэтическую аналогию, если глаза человека — это зеркало его души, то кожа служит
1. Системные факторы
1. Системные факторы При отсутствии динамики спортивного результата на определенном тренировочном этапе необходимо выявить причину, препятствующую повышению работоспособности. Зная причину, можно попытаться воздействовать на нее.Для выявления причин, препятствующих
2. Органные факторы
2. Органные факторы Снижение сократительной способности миокардаПричины:– перетренированность;– интоксикация из очагов хронической инфекции;– снижение иммунной реактивности организма;– дисбаланс эндокринной системы;– гипертензии, шоковые состояния и
3. Дополнительные факторы
3. Дополнительные факторы 1. Режим.Нарушения режима, при которых значительно снижается спортивный результат:– недостаточное количество времени, отведенное на отдых, сон;– смена «зимнего», «летнего» времени, часовых поясов;– сбои в хронобиологии внутренней среды
Источник
Здоровье. Факторы его разрушающие. Здоровьесбережение подростков
консультация (8, 9 класс) на тему
родительское собрание и информация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_uchashchihsya_i_faktory_ego_razrushayushchie.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье, факторы его нарушающие. Здоровьесбережение подростков»
Цель : привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей;
Обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни.
1. Организационный момент. Постановка проблемы и целей собрания.
2. Оснавная часть собрания.
педагог: Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой..Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.
Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека. Напомню основные приметы этого возраста.
– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет.(После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.
– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Родителям следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.
– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.
– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.
– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном могут стать основой устойчивых черт.
Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?
1. Проблема здорового питания.
– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90% настаивают на этом праве;
– 66%детей желают кушать по-разному. В зависимости от своего пола;
– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;
– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;
– у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.
Родителям нужно знать, что подростки особенно мальчики. В месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца.. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.
2. Увлечение подростков диетами.
Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури.Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.
3. Гиподинамия – проблема современных подростков.
Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.
4. Стресс и его влияние на подростка.
Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.
Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.
В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.
Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.
При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации(например, экзаменов или соревнований).
-В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.
– В среднем по России курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.
– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16годам хотя бы раз пробовали наркотики.
Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.
В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.
Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.
Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.
Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.
Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.
Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.
Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.
Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.
Доводы для девочек
– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.
– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.
Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.
Доводы для мальчиков.
– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2раза больше чем у некурящего мужчины,потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.
– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.
6. Режим для подростка.
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Рано просыпается, рано ложится спать
9-10 часов утра, 16-17 часов вечера
Встает позже, очень активен вечером
11-12 часов утра, 18-20 часов вечера
Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно
10-12 часов утра, 15-18 часов вечера
Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.
Ученики 8 б класса провели исследование уровня здоровья своих одноклассников. Результатом стал экологический проект «Окружающая среда и здоровье школьников». Выступление воспитанников.
Окружающая среда и здоровье школьников
Здравствуйте! Здоровье человека – его достояние и ценность. От чего зависит наше здоровье? Как показывают исследования, влияние факторов распределяется следующим образом: наследственность — 20%, условия внешней среды — 20%, деятельность системы здравоохранения — 10%, образ жизни — 50%.
В настоящее время состояние здоровья школьника в России вызывает огромную тревогу, а современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями. Задача современной школы — сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая.
Главный резерв здоровья человека — это образ жизни. Поэтому мы решили провести данное исследование среди восьмиклассников нашей школы, обратить их внимание на состояние своего здоровья и причины его разрушающие.
Цель работы: оценка основных показателей здоровья учащихся 8-х (9-х) классов МБОУ СОШ №10 г. Ногинска; оценка окружающей среды, влияющей на здоровье.
В соответствии с целью работы нами были поставлены исследовательские задачи, которые вы видите на экране.
Данная работа выполнялась нашей группой на базе школы №10 в течение 2010-2012 года занятиях экологического кружка. Работа состояла из двух этапов. На первом этапе было проведено исследование основных параметров здоровья учащихся 8-х классов (о своих результатах мы рассказали на конференции в прошлом году). Нами было обследовано 86 учащихся нашей школы в возрасте 14-15 лет. Мы провели определение гармоничности физического развития учащихся по соматометрическим данным; изучили осанку восьмиклассников; определили форму стопы методом получения отпечатка; изучили функциональное состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем учащихся 8-х классов; определили хронотип восьмиклассников. На основе полученных данных разработали рекомендации по здоровому образу жизни для данных учащихся. В 2011-2012 учебном году исследуемые нами учащиеся перешли в 9 класс, а мы занялись изучением основных показателей школьной среды и жилища данных школьников.
Состояние здоровья школьников, как уже говорилось выше, на 20% зависит от условий окружающей среды (природной и социальной). В отличие от экологических условий окружающей среды, для изменения которых требуется продолжительное время, школьные факторы (санитарно-гигиенические условия, качество учебников, учебные перегрузки и т.д.) возможно изменить, получив данные об их состоянии. Поэтому мы решили провести оценку основных параметров школьной среды: экологическое состояние рабочего места школьников, рабочей зоны, класса, качество учебников, учебная нагрузка.
Достаточно много времени учащиеся проводят за школьными партами. Основное оборудование рабочего места стол и стул должны обеспечивать правильное положение тела во время занятий. Мебель обеспечивает точки опоры, уменьшение напряжения мышц. Важно, чтобы мебель была подобрана правильно и соответствовала росту учащихся.
Мы измерили высоту стульев от пола до сиденья, глубину сиденья, расстояние от спинки стула до переднего края стола, ширину крышки стола в кабинете химии и Изо. Оказалось, что мебель в данных классах не соответствует росту 65% учащихся.
На своем рабочем месте каждый ученик должен иметь достаточную свободу движений, возможность выбрать удобную позу в процессе работы, встать, подойти к другому рабочему месту или доске. Поскольку активным элементом рабочей зоны в классе является классная доска, она должна быть хорошо видна под определенным углом с каждого рабочего места.
Мы оценили основные параметры рабочей зоны: измерили расстояние между рядами, расстояние от первой и последней парты до доски и т.д. в кабинете химии. Основные параметры рабочей зоны в данном кабинете соответствуют норме.
Экологическую оценку класса мы провели на примере кабинетов химии и ИЗО. Оказалось, что все основные показатели соответствуют нормам. Исключение составляет коэффициент искусственного освещения, который необходимо немного повысить за счет увеличения в классах количества ламп дневного света.
Шум – один из видов загрязнения среды на рабочем месте. Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Для измерения шума используются шумомеры разных марок. Мы использовали измеритель шума Center 321. Как оказалось, шум в классе во время урока колеблется около 40 дБ, а на перемене превышает допустимую норму.
Из литературы мы узнали, что учебники и учебные пособия также могут отрицательным образом влиять на здоровье школьников. Мы провели гигиеническую оценку учебников для 9 класса, обращали внимание на тип бумаги, расположение текста, характер печати и иллюстраций, вес и формат учебников. Определили, что практически все учебники соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
В связи с переходом на новые учебные стандарты нагрузка в школах растет. У девятиклассника на данный момент недельная учебная нагрузка составляет 32 часа. Очень важно, чтобы учебная нагрузка была правильно распределена в течение недели. Для оценки рациональности школьного расписания учащихся 9-х классов мы использовали «Ранговую шкалу трудности общеобразовательных предметов» И.Г. Сивкова. В соответствии с этой шкалой мы составили графики учебной нагрузки для всех 9-х классов. Оказалось, что наиболее правильно и рационально составлено расписание у 9 А класса. С понедельника по среду нагрузка возрастает, а в пятницу уменьшается. Согласно графику наиболее трудный учебный день приходится на четверг, что соответствует норме.
Человек проводит дома большую часть жизни. Чтобы способствовать сохранению здоровья необходимо соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды. Большое значение имеют используемые для строительства и отделки жилища стройматериалы. Опасными для здоровья являются следующие строительные и отделочные материалы: бетон, блочные конструкции, ДСП, ДВП, линолеум, ковролин, ПВХ (пластиковые окна). На человека в жилище постоянно воздействуют различные неблагоприятные физические факторы: вибрация, звуки, электромагнитные излучения, радиационный фон.
Мы провели исследование экологического состояния жилища девятиклассников нашей школы. В своем исследовании мы использовали опросный метод, сопоставляли и статистически обрабатывали полученные данные. В ходе исследований мы получили такие данные: у 44 % девятиклассников экологическая обстановка жилища удовлетворительная, у 56% — неудовлетворительная. Окна ПВХ установлены в квартирах 81% исследуемых школьников. А из литературы нам известно, что ПВХ относится к ядовитым веществам первого класса опасности. Такие результаты настораживают, так как подобная обстановка квартиры может стать прямой причиной нарушения здоровья школьников.
- Мебель в изучаемых кабинетах химии и изо не соответствует росту 65% учащихся. Основные параметры рабочей зоны в исследуемых кабинетах соответствуют норме, за исключением КИО.
- Все учебники для 9 класса соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
- Учебная недельная нагрузка девятиклассников распределена неравномерно и нуждается в корректировке.
- Уровень шума в классе во время урока соответствует норме, во время перемены превышает допустимый показатель.
- Экологическая обстановка жилища является неудовлетворительной у 56% исследуемых школьников.
По результатам проведенной работы нами подготовлено выступление на традиционную школьную экологическую конференцию «Экология и человек» с целью привлечения учителей и школьников к вопросу профилактики заболеваний и сохранения здоровья.
Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься.” Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это прежде всего здоровье. Берегите его!
Источник