Меню

Факторы психического здоровья студентов

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

Присоединяюсь, довольно интересный вопрос.

Как вы считаете как есть ли необходимость интеграции в школьные учебные заведения робототехники?

Советую опубликоваться в МЦИИ Омега Сайнс https://os-russia.com Быстро, качественно, недорого

Я являюсь студентом ВУЗа, подскажите где я могу опубликовать свою статью в коротки сроки?

Усложняется термообработка, также и механическая обработка данных сплавов

Инагамов С.Я. — д.т.н., проф. Очень интересная работа. Влияние климатических условий на содержание белка в листьях лекарственного растения полыни беловатого. Желаю удачи.

Спасибо ,очень интересна ваша работа .

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РАССТРОЙСТВА У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В настоящее время существует большое количество факторов, влияющихна здоровье не только физическое, но и психологическое. Психологическое здоровье зависит от различных факторов, в том числе от деятельности, профессионального и социального статуса, дохода. Безусловно, нельзя исключать и демографические особенности людей, такие как пол, возраст, национальность. Каждая культура отличается от других своей неповторимой системой ценностей, в частности, отношением к здоровью, выявлено влияние культурных факторов. На состоянии здоровья сказываются такие психологические факторы как: принятие себя, любовь к себе и своим близким, отношение своему телу и т.д.

Психология здоровья – наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения. Изучает, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни. Объектом изучения данной науки является не больная, а здоровая личность. Уровень психологического здоровья оценивается с помощью показателей социально- психологической и индивидуально-психической адаптации личности. Задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

Главными показателями психологического здоровья являются: оптимизм, способность адекватно воспринимать окружающую среду, осознанное совершение поступков, работоспособность, активность, ощущение психологического комфорта, адекватное восприятие самого себя, стрессоустойчивость, желание развивать свои навыки и умения. Таким образом, главной целью психологии здоровья является всестороннее совершенствование личности в целом.

Большая часть психических расстройств, которые сопровождают человека в современном мире – э то невротические и тревожные расстройства, аффективные и психосоматические нарушения. Каждый из нас сталкивается с негативными периодами стресса, но симптомы расстройств протекают дольше. Невротические расстройства – крайние формы «нормальных» эмоциональных переживаний, таких как депрессия, тревога или обсессивно-компульсивное расстройство. Студенты вузов относятся к социально незащищенной категории людей, так как периодически испытывают высокие интеллектуальные, социально-психологические и физические перегрузки в процессе обучения.

Так, в исследовании Матвеева А.В. « Социально-психологические особенности развития и профилактики невротических расстройств у студентов вузов в процессе учебной деятельности» были указаны факторы, которые влияют на снижение уровня здоровья студентов. К ним относятся объективные факторы, связанные с учебным процессом, такие как: продолжительность учебного дня, плотность нагрузки. Субъективные, личностные характеристики: организованность, целеустремленность, режим питания и физических нагрузок и т.д.

Анализ полученных данных свидетельствует о необходимости своевременной диагностики невротических реакций, а также профилактики и психокоррекции на начальном этапе. Предрасположенность студентов к невротическим расстройствам в процессе обучения непосредственно связана с уровнем адаптированности студентов. Таким образом, для эффективного лечения невротических расстройств необходимо вести непрерывную профилактику и адекватную психокоррекцию на протяжении всего учебного периода. Стремление и направленность студента к здоровому образу жизни, безусловно, является важной частью лечения или профилактики невротических расстройств.

В настоящее время пропаганда здорового образа жизни направлена, в основном, на физическое здоровье (контроль питания, физических нагрузок), но совершенно отсутствует пропаганда психологического здоровья (качественный отдых, пополнение духовных ресурсов). Именно поэтому, достаточно часто люди даже не догадываются о том, что живут с невротическим расстройством. Таким образом, страдает качество жизни в целом.

В исследовании Анисимова А.И. и Ильиной П.А. «Ценностно-смысловые ориентации и духовные ресурсы здоровья студентов вузов» изучалась зависимость целеустремленности и уровня здоровья. Так, студенты, имеющие главную цель в жизни, демонстрировали более высокий уровень индивидуального здоровья, чем студенты, которые не имели главной жизненной цели, либо же находились в поиске.

Читайте также:  Классный час репродуктивное здоровье девушек

Об этом свидетельствует то, что студенты первой группы реже пропускают занятия по причине болезни и демонстрируют более высокие показатели таких духовных ресурсов здоровья, как стратегия проактивного преодоления и экзистенциальная исполненность личности. Студенты, придающие особую значимость для себя поиску смысла жизни, имеют более низкий уровень индивидуального здоровья. На это указывает повышенное количество пропусков занятий, связанных с нарушениями здоровья, и значительное превышение показателей использования неадаптивных видов личностной рефлексии. Актуализация некоторых духовных ресурсов (системной рефлексии, проактивного стратегического планирования, стремления получить разные виды социальной поддержки) не выступает для студентов данной группы в качестве надежного фактора защиты индивидуального здоровья.

Результаты данных исследований могут найти практическое применение в функционировании психолого-педагогических служб учебных заведений, работе кураторов и пропаганде здорового образа жизни. Психологическое здоровье формируется в детстве и на протяжении жизни – главная задача – его сохранение. На психологическое здоровье влияют врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы.

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Матвеев А. В. Социально-психологические особенности развития и профилактики невротических расстройств у студентов вузов в процессе учебной деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2011. №7. С. 57-63.

Анисимов А.И., Ильина П.А. Ценностно-смысловые ориентации и духовные ресурсы здоровья студентов вузов // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 125–132.

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ И УСЛОВИЯ ЕГО СОХРАНЕНИЯ В ВУЗЕ

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что современная образовательной среде является серьезным фактором риска для здоровья обучающихся [3]. В период острых социально-экономических перемен со всей силой проявляется еще один дополнительный фактор риска по отношению к сохранению психического здоровья — социальная и профессиональная неопределенность будущего специалиста в обществе и необходимость поиска рабочего места, соответствующего уровню образования и подготовки. Рассмотрим условия, от которых зависит психическое здоровье студенческой молодежи.

Пища влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье, Избыточное потребление некоторых продуктов может увеличить производство гормонов в организме, которые способствуют гневу и раздражительности во время эмоционального напряжения. Обильное питье воды, наоборот, помогает управлять эмоциями.

Физические упражнения не только укрепляют мышцы, сердце, но и способствуют образованию гормонов — эндорфинов, которые улучшают настроение и действуют как естественные энергетики. Важно правильно сочетать физическую нагрузку и достаточный отдых (от 7 до 8 часов сна каждую ночь), отдыхать вовремя, а не когда «падаешь от усталости» [2].

Тщательное планирование и перерывы в работе помогут избежать чувства подавленности в последнюю минуту.

Умение управлять своими эмоциями — важный фактор хорошего психического здоровья и показатель эмоционального интеллекта. Необходимо настраивать мышление на позитивное. Для этого нужно прекратить накачивать себя отрицательной информацией, перестать критиковать существующие порядки. Следует активно развивать свои таланты,

Для сохранения и укрепления психического здоровья большое значение имеет здоровый образ жизни. Психическое здоровье формирует оптимистический взгляд на вещи, бодрость духа, уверенность в себе, независимость во взглядах, чувство юмора. Для психического здоровья характерна индивидуальная динамическая совокупность психических свойств, которая позволяет адекватно полу, возрасту, социальному положению познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней и выполнять свои биологические и социальные функции в соответствии с возникшими личными и общественными интересами, потребностями, общепринятой моралью.

Читайте также:  Гранд все для здоровья

Литература:

Кокаева И.Ю. Педагогическая психогигиена / учебное пособие / И. Ю. Кокаева; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Республики Северная Осетия-Алания». Владикавказ, 2007. С.35.

Кокаева И.Ю. Психоэмоциональное здоровье школьников и условия его сохранения в современной начальной школе / И. Ю. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова». Владикавказ, 2009.

Кокаева И.Ю.Развитие регионального образовательного пространства как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников (на примере республики Северная Осетия-Алания) // диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2011

Источник

Факторы, влияюшие на психическое здоровье студентов

Актуальность исследований психического здоровья студентов определяется на­личием стрессогенных факторов в студенческой среде, таких как ситуации экза­менов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопре­деления в будущей профессиональной среде и др.

Многочисленные исследования в области стресса первоначально были скон­центрированы на описании его факторов, особенностей реакций на стресс, стра­тегий его преодоления. Психология здоровья особое внимание уделяет определе­нию «цены», которую платит человек в ситуациях повышенных требований, пси­хических нагрузок и перегрузок.

Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании психического здо­ровья. К факторам психического здоровья относятся установки и ожидания, свя­занные с предстоящими событиями. Обобщенно их можно разделить на положи­тельные (оптимистические) установки, которые выражаются в ожидании поло­жительных событий, и отрицательные (пессимистические), о проявлении которых свидетельствует ожидание негативных событий. Первые помогают успешно пре­одолеть стресс, поскольку эмоции, испытываемые в трудных ситуациях, действу­ют как механизмы подкрепления деятельности. В случае отрицательных устано­вок эмоции начинают оказывать деструктивиЪе, ослабляющее действие. Ожидания по отношению к ситуации могут меняться в зависимости от конкретных условий, однако можно выделить некоторые генерализированные ожидания, независящие от содержания ситуации, отражающие пессимистические либо оптимистические установки индивида.

Ожидания индивида занимают одно из центральных мест в исследованиях стресса и его последствий, таких, например, как феномен психического выгора­ния (ЪыгпоШ). По отношению к результатам деятельности их можно разделить на три группы:

• низкие ожидания положительного подкрепления;

• высокие ожидания наказания;

• низкие ожидания собственного влияния на результаты деятельности.

Потеря контроля над результатами своей деятельности снижает мотивацию индивида, вызывает чувство страха и неопределенности и тем самым ведет к ран­нему развитию симптомов выгорания.

Удовлетворенность результатами своей деятельности. Следующий важный фактор психического здоровья студентов — удовлетворенность результатами сво­ей деятельности. Чувство успешности ассоциируется с переживанием высокого субъективного значения личностных стремлений, а также с высокой вероятнос­тью достижения поставленных целей. Сознательный выбор целей и положитель­ная оценка возможностей их достижения имеют решающее значение в процессах саморегуляции. При этом возрастает убеждение в том, что выбранные цели могут быть достигнуты даже в условиях внешних преград, т. е. речь идет о механизмах влияния на эффекты своей деятельности (ср. теорию эффективности собственных действий Бандуры). Сознание возможности определения целей и способов их достижения способствует формированию стрессоустойчивости и поиску конст­руктивных стратегий преодоления стресса. Известная аксиома Томаса, автора ситуативных концепций, гласит: «Если человек определяет ситуацию как реаль­ную для себя, то осознает также и реальность способов ее решения и вытекающих из этого последствий». Убеждение в низкой собственжш эффективности может приводить к нарушениям когнитивных процессов в ситуации нагрузки, например блокаде памяти и мышления в ситуациях экзаменов.

Подобную точку зрения на значение субъективной оценки эффектов деятель­ности разделяет Селигман в теории выученной беспомощности. Ожидания некон- тролируемости значимых событий приводят к развитию отрицательных эмоций* причем эти ожидания часто сводятся к раннему негативному опыту (например, неудачно сданный экзамен), который становится устойчивым убеждением. Пер­цепция собственного поведения является центральным аспектом теории эффек­тивности собственных действий Бандуры [2].

Читайте также:  Образовательная политика для детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Какие виды активности могут быть предприняты в данной ситуации? (Человек избегает тех действий, которые, по его мнению, превышают его возможности).

2. Сколько усилий необходимо приложить для решения поставленной задачи?

3. Как долго нужно предпринимать усилия для решения задачи, если появля­ются препятствия и трудности?

4. Какие суждения могут появляться во время решения задачи?

5. Какими эмоциональными реакциями сопровождается антиципация ситуации?

Именно перцепция эффективности собственных действий оказывает влияние на протекание мыслительных, мотивационных и эмоциональных процессов, т. е. становится важным регулирующим механизмом преодоления стресса. Оценка эффективности собственных действий в различных ситуациях показала существо­вание сильной зависимости от содержания ситуаций и незначительное влияние стабильных личностных черт. Активность личности варьируется от ситуации к ситуации и в меньшей степени определяется ее стабильными свойствами.

Сопоставляя концепцию эффективности собственных действий с теорией ожи­даний, следует подчеркнуть, что представления об эффективности собственных действий не всегда совпадают с ожиданиями по отношению к последствиям свое­го поведения, особенно в ситуациях, не зависящих или только частично завися­щих от самого субъекта. Различие между понятиями эффективности и ожиданий заключается в следующем: первое описывает убеждение субъекта в том, что он справится с ситуацией, второе — его представление о том, что он считает возна­граждением за разрешение ситуации. В связи с этим следует вспомнить еще об одном факторе, который, несомненно, играет существенную роль в процессах эф­фективного преодоления трудных ситуаций. Им является так называемый кри­зис гратификации.

Кризис гратификации. Кризис гратификации рассматривается в психологии здоровья как явление, которое может приводить к резкому росту неудовлетворен­ности результатами своей деятельности, бессилию, разочарованию, фрустрации, снижению мотивации достижений.

затраты

♦ обязанности

Низкое материальное вознаграждение Отсутствие социального признания Отсутствие социальной
Внутренняя

самоконтроль

поддержки Низкий социальный статус

Нарушение психического здоровья (ухудшение самочувствия, психосоматические заболевания)

Рис. 20.1. Модель кризиса гратификаиии (81е§ш1, 1966)

Как следует из приведенной модели, противоречие между собственным вкладом и полученным вознаграждением приводит к снижению самочувствия, появлению психосоматических заболеваний, т. е. становится причиной ухудшения психиче­ского здоровья индивида. Выход из такой ситуации автор видит в повышении со­циального статуса, получении признания и одобрения со стороны непосредствен­ного окружения, поддержки со стороны группы, в которую включен индивид.

Идентификация со средой деятельности. В исследовании причин студенчес­кого стресса часто отмечается, что одна из них — недостаточная идентификация со студенческой средой, восприятие ее как чуждой, иногда даже враждебной. Осо­бенно это замечается у студентов-первокурсников, впервые столкнувшихся с новы­ми, отличными от школьных, требованиями.

Одним из механизмов идентификации со средой деятельности становится чув­ство когерентности (8ете о/ СоНегепсе, 80С)! описанное в концепции психическо­го здоровья Антоновского [1]. Согласно концепции автора, оно связано с положи­тельной оценкой возможностей разрешения проблемной ситуации, выработкой эффективных стратегий ее преодоления, положительной жизненной установкой. Чувство когерентности складывается из трех основных компонентов:

1. понимания ситуации (сотргеНетгЪИНу) как меры предсказуемости ее раз­вития;

2. способности к преодолению стрессовых ситуаций, осознания возможности управления ходом событий (тападеаЪИИу) как проявление личностной и социальной компетентности индивида;

3. переживания значимости и смысла ситуации (теаптд/ыЫезз), т. е. воспри­ятие собственной жизни как полной смысла и значения, приводящее к ак­тивному поиску решения трудных ситуаций.

Чувство когерентности как механизм преодоления стресса, включенный в про­цесс идентификации со средой, влияет на формирование положительных ожида­ний успешности собственной деятельности, гарантирует рациональное использо­вание своих возможностей и тем самым благоприятствует сохранению психиче­ского здоровья.

Источник

Adblock
detector