От чего зависит здоровье человека?
Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.
Факторы, обусловливающие здоровье
Многочисленные исследования показали, что факторами, обусловливающими здоровье, являются:
- Биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т. п.): заслуживает особого внимания то обстоятельство, что в структуре наследственной патологии, свойственной почти двум процентам населения Земли, преимущественное место принадлежит заболеваниям, связанным с образом жизни и со здоровьем будущих родителей и матери в периоде беременности.
- Природные (климат, ландшафт, флора, фауна и т. д.);
- Состояние окружающей среды: глобальные преобразования экологической обстановки усугубляются локальными изменениями, связанными не столько с географическими и климатическими условиями региона, сколько с преобладающими здесь отраслями производства. Так, в центрах металлургии гораздо выше заболеваемость дыхательного аппарата, аллергиями, злокачественными болезнями. В крупных промышленных центрах, где загрязнение воздушной и водной среды превышает санитарно предельно допустимые величины в 10 и более раз, заболеваемость бронхиальной астмой, бронхитами и нарушения психики в 2 — 2,5 раза выше, чем в сельской местности.
- Уровень развития здравоохранения: по мере развития цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью.
В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня:
1) профилактика первого уровня ориентирована на весь контингент детей и взрослых, ее задачей является улучшение состояния их здоровья на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, разработка рекомендаций по здоровому образу жизни, народные традиции и способы поддержания здоровья и т. д.;
2) медицинская профилактика второго уровня вид профилактики ориентирован не на лечение конкретных болезней, а на их вторичную профилактику;
3) профилактика третьего уровня, или профилактика болезней, ставит своей основной задачей предупреждение рецидивов заболеваний у больных в общепопуляционном масштабе.
- Условия и образ жизни: болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний.
Здоровый образ жизни – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Составляющие ЗОЖ:
- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
- отказ от вредных зависимостей;
- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
- движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
- закаливание;
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
10 советов здорового образа жизни
- Разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
- Работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
- Не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
- Меню должно соответствовать возрасту. Например, печень и орехи помогут женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
- Имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
- Дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен.
- Спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
- Чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.
- Периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
- Выпускайте эмоции наружу. Различным заболеваниям более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает.
Старайтесь правильно питаться, вести здоровый образ жизни и не нервничать. От этого, ваша продолжительность жизни возрастет на много лет. Будьте здоровы!
- студентка-практикантка 4 курса ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, факультет поведенческой медицины и менеджмента (специальность: «специалист по социальной работе») – Гусева Е.С.;
- начальник консультативно-оздоровительного отдела — медицинский психолог ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» — Шахрай Е.О.
Источник
Факторы формирования здоровья человека и их значение
Статья просмотрена: 34116 раз
Библиографическое описание:
Бахтин, Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение / Ю. К. Бахтин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 397-400. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4754/ (дата обращения: 08.06.2021).
Индивидуальное здоровье человека принято определять как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания (“ Health is a state of complete physical , mental and social well — being and not merely the absence of disease or infirmity ”). Именно такое определение здоровья было дано в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), утверждённого парламентами 26 стран – участниц этой международной организации, – при её основании 7 апреля 1948 года [5].
И хотя данное определение здоровья отличает определённая философическая обобщённость, наряду с отсутствием детализации и конкретики, тем не менее, оно привлекает внимание рациональной краткостью и рельефным выделением своей основной мысли, существенной основы содержания данного понятия – подтверждением того, что здоровье человека многогранно, но, как минимум, три главных фактора его характеризуют и непременно участвуют в его формировании – это физический, ментальный (умственный, душевный, психический) и социальный.
Известны ещё более ста определений понятия «Здоровье человека», – оригинальных, ёмких, конкретных и содержательных, однако либо излишняя их детализация, либо акцентуация – преимущественно на биологической, физиологической, физической, психологической, или на социальной основе рассматриваемого явления – делает такие определения, (не отрицая присущих им достоинств), – не всегда вполне пригодными для широкого их использования, – как в научно-методической, так и в образовательной деятельности [6],
Здоровье человека складывается из нескольких основных компонентов, среди которых наиболее значимыми нам представляются следующие [1;6]:
Соматический компонент здоровья человека;
Физический компонент здоровья;
Ментальный (умственный, психический) компонент;
Духовно-нравственный компонент здоровья;
Психолого-коммуникативный (психологический) компонент;
Сенсорный компонент здоровья;
Речевой (логопедический) компонент;
Аморбидный (медико-профилактический) компонент здоровья;
Репродуктивный компонент здоровья человека.
Что же касается роли и значения основных факторов, которые принимают участие в формировании здоровья, то многолетние исследования научной школы специалистов по общественному здравоохранению, возглавляемой академиком Ю.П.Лисицыным, позволили распределить их следующим образом [8; 9;10]:
Образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья;
Экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека;
Биологические факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья;
Медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека.
Эти выводы известных, авторитетных учёных, признанных экспертами ВОЗ, не вызывают сомнений. Они признаны широкими кругами учёных и практиков и активно используются в научно-исследовательской, медико-профилактической, санитарно-просветительской, научно-популярной, учебно-методической деятельности. При этом данные выводы о роли и значении основных факторов формирования здоровья часто цитируются в приближённом соотношении их влияния на здоровье как 50% (1): к 20 % (2): к 20% (3): и к 10% (4) [11, 12, 13]. Тем самым, подчёркивается не столь уж значительное влияние медицины на формирование и сохранение здоровья человека, однако при этом выделяется несравненно большее значение для здоровья того образа жизни, который ведёт сам человек: «Хочешь быть здоровым – будь им!» [14].
Всё это выглядит вполне обоснованно и очень убедительно, но на два обстоятельства нельзя не обратить внимания:
Данные выводы исходят из патоцентрического подхода исследователей к здоровью и основываются на анализе причин заболеваемости людей, тогда как более предпочтительным представляется валеоцентрический подход к определению значения факторов, непосредственно влияющих на формирование здоровья человека;
Уважаемые исследователи объединяют образ жизни человека с условиями его жизни, а это совершенно разные факторы, и такое объединение выглядит не вполне корректным методологически.
Нам представляется более обоснованным, исходя из валеоцентрического подхода к формированию здоровья, структурно-логическим методом разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на 4 равные по значению группы и распределить их относительное значение для формирования, укрепления и сохранения здоровья следующим образом [1]:
Экологические факторы: 25% влияния на формирование здоровья;
Биологические факторы: 25% влияния на здоровье человека;
Социальные факторы, включающие, в частности, и медицину, и организацию здравоохранения: 25% влияния на здоровье;
Личностные факторы, обусловливающие мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни и включающие направленность личности на формирование, укрепление и сохранение здоровья: 25% влияния на здоровье человека.
При этом процентное соотношение влияния этих основных факторов на формирование здоровья может незначительно изменяться, в зависимости от конкретных обстоятельств, но общее их соотношение и взаимное влияние существенно измениться не могут. В то же время, из сочетания 3-го и 4-го факторов, (с учётом влияния 1-го и 2-го факторов формирования здоровья), – в каждом конкретном случае выстраивается именно тот образ жизни, который будет вести данный человек. Так происходит по той причине, что образ жизни материализуется в конкретных условиях жизни, которые, как правило, являются определяющими для состояния здоровья людей [11]. Но как бы ни оказывали влияния на человека условия его жизни и деятельности, наличие его внутреннего стремления к активной, деятельной и продуктивной жизни, понимание ценности своего здоровья и важности его сбережения путём следования принципам здорового образа жизни, – эти и другие личностные факторы формирования здоровья, несомненно, играют ведущую роль.
На созидание личностных факторов здоровья человека в значительной степени влияют педагогическая деятельность образовательных учреждений, воспитательная функция семьи, коллектива, средств массовой информации, деятельность учреждений культуры и искусства, спортивно-оздоровительных учреждений, а также и общественная деятельность самого человека.
Необходимо всячески способствовать формированию у подрастающей молодёжи по-настоящему здорового, активного, развивающего и трезвого образа жизни, основанного на высоких нравственных и морально-этических принципах, нацеленного на саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию и успешную социализацию человека. Это должен быть такой образ жизни, который обеспечивает формирование достаточных психофизиологических резервов здоровья, составляющих основу активного долголетия и создающих условия для радостной и счастливой, интересной и продуктивной жизни человека.
Что означает рекомендация: «Вам нужно вести здоровый образ жизни»? Что включает в себя содержание данного понятия – «Здоровый образ жизни»?
По нашему мнению, основывающемуся на анализе учебно-методической и научной литературы по данному вопросу [2-10;14-16], а также на опыте учебно-воспитательной работы со студентами педагогического университета [12;13], содержание понятия «Здоровый образ жизни» включает следующие основные составляющие его компоненты:
рациональную трудовую деятельность, то – есть, – организованную так, чтобы она минимизировала бы воздействие факторов риска возникновения заболеваний и соответствовала бы гигиеническим нормативам условий труда и режима его организации, а также соблюдение гигиенических рекомендаций по сбережению функциональных возможностей сенсорных систем (органов зрения, слуха) – в условиях трудовой деятельности и в быту;
достаточную, адекватную физическую активность – как в процессе трудовой деятельности, так и вне её, памятуя о том, что ни одно лекарство не в состоянии заменить целебного (лечебно-профилактического) действия движения [7 , с. 49];
активное отношение к занятиям оздоровительной физкультурой, общеразвивающим спортом, наряду с закаливанием и укреплением защитных сил организма;
рациональное питание, соответствующее по своей калорийности энергетическим затратам организма и сбалансированное по объёму принимаемой пищи, по составу пищевого рациона, по содержанию ингредиентов пищи и по их соотношению, – в соответствии с рекомендациями по режиму питания и распределению суточного пищевого рациона;
ответственное отношение к своему сексуальному поведению, основывающееся на общественно принятых принципах морали и нравственности и направленное на реализацию любви, на создание и укрепление семьи, на рождение и воспитание детей, а не на поиски мимолётных приключений, сиюминутных сомнительных удовольствий и других проявлений легкомыслия, социальной незрелости, гедонизма и потребительского эгоцентризма;
ответственное отношение к собственному здоровью: своевременное обращение за медицинской помощью, когда в этом возникает необходимость, а также ответственное отношение к рекомендациям специалистов – по выполнению методов обследования, лечения и профилактики различных форм нарушений здоровья (рациональная медико-профилактическая активность);
доброжелательное, внимательное и участливое отношение к окружающим, а также – предупредительность, вежливость и другие проявления антистрессового поведения в семье и в коллективе; стремление к профилактике конфликтных ситуаций и к благополучному разрешению подобной ситуации, в случае её возникновения;
категорическое неприятие вредных привычек и болезненных пристрастий, разрушительно воздействующих на организм и личность человека: решительный отказ от курения табака, систематического и неумеренного употребления алкоголя, а также от немедицинского употребления психоактивных веществ; категорическое недопущение любой формы опробывания и приёма наркотиков;
умение предвидеть и предупреждать опасные ситуации; умение грамотно, правильно и решительно действовать при их возникновении.
Недопустимо следовать весьма рискованной и реально опасной линии поведения, направленной на то, чтобы всё испытать, всё испробовать и на основании собственного опыта всё оценить. Именно это обстоятельство нередко служит первым побудительным мотивом приобщения к употреблению психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Что же касается содержания основных понятий, относящихся к образу жизни человека, то мы, на наших занятиях со студентами, придерживаемся следующей их формулировки:
ОБРАЗ ЖИЗНИ – это привычный объём процессов жизнедеятельности человека и привычный режим их осуществления, которые предоставляют человеку возможность свободного осуществления всех своих жизненных функций – биологических, физических, психических и социальных;
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это такой образ жизни, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям человека и который способствует формированию, укреплению и сохранению его здоровья;
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ – это экономическая категория, которая отражает степень удовлетворения материальных, бытовых и культурных запросов человека; степень удовлетворения запросов населения, его отдельных слоёв и социальных групп;
Качество жизни – это социально-экономическая категория, которая отражает степень «комфорта» существования человека, его благополучие – в семье, в коллективе, в обществе, государстве; это относится также и к определению качества жизни отдельных слоёв населения, его социальных групп и общества в целом;
СТАНДАРТ ЖИЗНИ – социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения государством общественно необходимых потребностей человека (потребностей населения, его отдельных слоев, социальных групп);
СТИЛЬ ЖИЗНИ – личностная категория социально-психологического характера, отражающая направленность личности на удовлетворение самых разнообразных своих интересов, увлечений, устремлений, хобби, которые органически вплетаются в содержание образа жизни и могут делать его более насыщенным, способствуя самоактуализации, саморазвитию и самореализации личности;
уклад ЖИЗнИ – социальная категория этнологического характера, которая включает выработанные исторически и доказавшие свои определённые преимущества, нормы и правила реализации разнообразных проявлений социального поведения человека в обществе, предписывающие ему те или иные формы такого поведения в конкретных социальных условиях.
Приведенные положения используются нами в преподавании учебных курсов: «Валеология», «Основы здорового образа жизни» и «Основы медицинских знаний» для студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Бахтин Ю.К. Здоровье, его компоненты и образующие факторы / Ю.К.Бахтин // Здоровье человека – 6: материалы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, в г. Санкт – Петербурге. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. – С. 15-16.
Вайнер Э.Н. Общая валеология: учебник для студентов вузов. / Э.Н.Вайнер. – Липецк: Липецкое книжное издательство, 1998. – 183 с.
Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. / Э.Н.Вайнер – 8-е издание, переработанное. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 448 с.
Голицына И.И., Карасёва Т.В. Основы валеологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей ФППК. / И.И.Голицына, Т.В.Карасёва – 2-е издание, исправл. и доп. – Шуя: Издательство ШГПУ, 1997. – 140 с.
Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. / В.В.Колбанов. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.
Колбанов В.В. Дальнейшие перспективы развития валеологии / В.В.Колбанов // Здоровье человека – 6: материалы VI Международного конгресса валеологов, 23-25 мая 2011 года, в г. Санкт – Петербурге. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2011. – С. 3-8.
Купчинов Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи: учебное пособие для преподавателей и кураторов средних специальных и высших учебных заведений. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 211 с.
Лисицын Ю.П. Здравоохранение в XX веке: монография. / Ю.П.Лисицын. – М.: Медицина, 2002. – 216 с.
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов. / Ю.П.Лисицын. 2-е издание, перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.
Лисицын Ю.П. Образ жизни как основа здоровья. Анализ факторов риска заболеваемости: проблемная статья. / Ю.П.Лисицын. – Медицинская газета, № 19 от 19.03.2010. – С. 12.
Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: учебное пособие. / В.А.Медик, В.К.Юрьев. – Часть 1. Общественное здоровье. – М.: Медицина, 2003. – 368 с.
Основы валеологии: учебное пособие. / Под редакцией В.П.Соломина, Л.П.Макаровой, Л.А.Поповой. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 205 с.
Основы здорового образа жизни петербургского студента: учебник. / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 320 с.
Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды валеологии. Здоровье как человеческая ценность: учебное пособие. / В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко. – СПб.: Издательство Балтийской педагогической академии, 1998. – 120 с.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Книга для учителя. / Н.Ф.Реймерс. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 1995. – 368 с.
Торохова Е.И. Валеология: Словарь. / Е.И.Торохова. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 248 с.
Источник