Меню

Факторы ослабляющие здоровье детей

Факторы ослабляющие здоровье детей

Актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны [1-3; 5; 9; 10]. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [4; 7]. К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию экологических факторов, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, влияние многочисленных гаджетов и т.д. — состояние здоровья детей отражает картину нашего общества [6; 8; 10].

Цель исследования – оценка здоровья детей дошкольного возраста, факторов в дошкольном образовательном учреждении для разработки профилактических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей.

1. Проанализировать показатели здоровья детей дошкольного возраста, посещавших дошкольное образовательное учреждение.

2. Определить средовые факторы в дошкольном образовательном учреждении, влияющие на здоровье детей.

3. Разработать профилактические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, посещавших образовательное учреждение.

Материалы и методы. Объектом исследования были дети в возрасте пяти–шести лет, посещавшие БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида» г. Омска. Численность выборки — 30 человек. Контрольная группа – дети, посещавшие обычную группу; группа наблюдения – дети, посещавшие коррекционную логопедическую группу. Оценка здоровья производилась по медицинским картам 112/у, 026/у-2000 (за период нахождения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с 2013 по 2016 г.). Для оценки физического развития использовался метод индексов. Для оценки условий пребывания в дошкольном образовательном учреждении использовалась методика А.Г. Сухарева по оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия [10].

Результаты и их обсуждение

Была проведена оценка здоровья детей 5-6 лет, посещавших дошкольную образовательную организацию. У детей контрольной группы и группы наблюдения преобладала 2-я группа здоровья 67% и 93,3% соответственно. 1-я группа здоровья составляла 26,6%, 3-я группа здоровья — 6,7% детей контрольной группы и группы наблюдения (рис. 1, 2).

Рис. 1. Распределение детей контрольной группы по группам здоровья, %

Рис. 2. Распределение детей группы наблюдения по группам здоровья, %

Нами была проанализирована заболеваемость детей за весь период пребывания в дошкольном учреждении. У детей контрольной группы и группы наблюдения на 1-м месте были болезни органов дыхания (ОРВИ, ЛОР — органов) — 76,5% и 62,2% соответственно. На 2-м месте в контрольной группе — инфекционные болезни (ветряная оспа) — 7,3%. В группе наблюдения — психические расстройства (задержка речевого развития) — 9,9%. На 3-м месте в контрольной группе болезни органов пищеварения и костно-мышечной системы – 4,4%, а в группе наблюдения инфекционные болезни и болезни костно-мышечной системы – 7,2% (рис. 3, 4).

Рис. 3. Заболеваемость детей контрольной группы за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении, %

Рис. 4. Заболеваемость детей группы наблюдения за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении, %

Для комплексной оценки здоровья дошкольников были проанализированы показатели физического развития с помощью метода индексов (рис. 5, 6). Индекс массы тела (ИМТ) был в пределах нормальных значений (15,0-18,5), в контрольной группе детей составлял 46,7% от числа всей группы, дети с дефицитом массы тела (13,0-14,9) – 40,0%, дети с предожирением (19,4-19,5) – 6,7%, с ожирением (21,1-21,4) – 6,7% (рис. 5). В группе наблюдения: 26,7% детей с нормальными значениями ИМТ. Детей с дефицитом массы тела 53,3%, детей с предожирением 6,7%, с ожирением 13,3% соответственно (рис. 6).

Рис. 5. Показатели индекса массы тела (ИМТ) детей контрольной группы

Рис. 6. Показатели индекса массы тела (ИМТ) детей группы наблюдения

Была проведена оценка условий пребывания детей в дошкольной образовательной организации (ДОУ). Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) ДОУ исследовалась по методике Сухарева А.Г. по показателям: санитарная ситуация территории образовательного учреждения; санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство; набор, площади и оборудование помещений; световой и воздушно-тепловой режим; условия и организация учебно-воспитательного процесса; условия и организация физического воспитания; санитарное состояние пищеблока; организация питания; санитарно-противоэпидемический режим; организация медицинского обеспечения [10].

Читайте также:  Мероприятие по здоровью с детьми старшего возраста

Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия ДОУ по методике А.Г. Сухарева

Показатель

Сумма баллов по критериальному признаку

Оценка степени риска показателя

Суммарная оценка по 10 показателям составляет 916 баллов (табл. 1). Таким образом, «Детский сад № 375 комбинированного вида» имеет первый уровень, допустимое состояние уровня СЭБ.

Были выделены отдельные показатели для анализа влияния на здоровье детей.

Оценка микроклимата в контрольной группе ДОУ

Оценка микроклимата в группе наблюдения ДОУ

Микроклимат в группах был дискомфортный по нагревающему типу, по субъективным ощущениям тепло (табл. 2, 3).

Была проведена оценка освещённости с помощью объективных и косвенных показателей в ДОУ (табл. 4, 5).

Оценка освещенности в контрольной группе ДОУ

Коэффициент естественной освещенности в групповой – 7,5%. Коэффициент заглубления в групповой – 1/2,5.

Оценка освещенности в группе наблюдения ДОУ

Коэффициент естественной освещенности в групповой – 2,2%. Коэффициент заглубления в групповой – 1/2,5.

Косвенные показатели организации естественного освещения: световой коэффициент и коэффициент заглубления не соответствовали рекомендуемым нормируемым величинам.

Была проведена оценка режима дня в контрольной группе и группе наблюдения. Установлено, что продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Прогулки осуществляются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня – перед ужином. Режим пребывания детей в детском саду составляет 12 часов, после обеда организуется 2-часовой дневной сон. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет — 25 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. Для профилактики утомления детей.

1. При анализе информации о распределении детей по группам здоровья было выявлено, что показатели здоровья у детей дошкольного возраста в контрольной группе были более оптимальны, чем в группе наблюдения. 93,3% детей контрольной группы имели 2 группу здоровья, а в группе наблюдения – 66,3%.

2. Была проведена оценка физического развития детей, и выявлено, что у 63,3% детей из группы наблюдения установлена дисгармоничность физического развития (преобладал дефицит массы тела), вероятно, в результате наличия у них заболеваний костно-мышечной системы. В контрольной группе у половины обследованных детей наблюдалась гармоничность физического развития.

3. Суммарная оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) по 10 показателям составила 916 баллов. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение имело первый уровень СЭБ, что являлось допустимым.

4. При оценке влияния внутрисредовых факторов в детском саду на здоровье детей неблагоприятное влияние факторов среды не было выявлено. Это показывает, что дети 6 лет хорошо адаптированы к условиям детского сада в результате оптимального профессионального подхода к составлению режима дня, созданию благоприятных микроклиматических условий, к гигиеническим условиям для зрительной работы.

Рекомендации. Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим комплексный подход. Помимо внутрисредовых факторов дошкольного учреждения, важную роль играют и внутрисемейные факторы, а именно состав семьи, благополучие по межличностным отношениям, материальное обеспечение, высокий воспитательный потенциал, что является на сегодня основой для полноценного формирования полноценно здорового и развитого поколения.

Для воспитателей ДОУ важен более тщательный контроль за рассаживанием детей в соответствии с ростом, что будет являться профилактикой болезней костно-мышечной системы (сколиоза), проведение профилактики плоскостопия у детей путем выполнения специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышц стопы, голени, участвующих в формировании свода стопы.

Источник

Факторы ослабляющие здоровье детей

Целью исследования явился анализ этиологии нарушений здоровья детей, определение факторов риска здоровья и изучение опыта работы учреждений образования по профилактике детских заболеваний и формированию здорового образа жизни.

Нарушения здоровья, в медицинском понимании, означают возникновение, рецидивирование и прогрессирование болезней. Согласно исследованиям ряда авторов, в структуре общей заболеваемости у детей в возрасте от 0 до 14 лет 1-е место занимают болезни органов дыхания (50,1%), 2-е — болезни органов пищеварения (6,5%), 3-е — болезни глаза и его придаточного аппарата (5%) [6; 7]. При этом следует подчеркнуть, что в структуре общей заболеваемости детей болезни органов дыхания стабильно занимают 1-е место. Согласно Л.И. Дзюбич с соавт., острые респираторные инфекции у детей являются самой частой причиной обращения родителей в детскую поликлинику и составляют около 90% всех заболеваний детского возраста [8].

Читайте также:  Вреден ли мрт для здоровья человека

Данные мониторинга физического развития и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствуют, что только 17,3% детей можно считать абсолютно здоровыми, 29,4% — имеют функциональные отклонения, 52,8% — страдают хроническими заболеваниями в стадии компенсации и 0,5% — хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации [5].

В структуре хронических заболеваний старших дошкольников первое место принадлежит болезням хирургической сферы [3]. На втором месте находятся хронические болезни ЛОР-органов (гипертрофия миндалин и аденоидов II — III степени, хронический ринит, гайморит, отит). На третьем месте болезни нервной системы (эписиндром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, последствия детского церебрального паралича).

Одной из наиболее распространённых патологий среди детского населения являются аллергические заболевания, являющиеся серьезной медико-социальной проблемой [4]. По показателям распространенности, тяжести заболевания, уровня социально-экономического ущерба, затрат на лечение аллергические заболевания вошли в число первых трех групп патологий в структуре болезней человека.

Согласно современным научным данным, в структуре аллергических заболеваний отмечается преобладание бронхиальной астмы, атопического дерматита, аллергического ринита.

Этиология нарушений здоровья в детском возрасте объясняется не только генетической предрасположенностью. Реализация наследственной отягощенности провоцируется постоянно растущим количеством неблагоприятных факторов внешней среды: повышение загрязнения окружающей среды транспортными средствами, некачественные продукты питания, изменение иммунитета, под влиянием обширных программ вакцинации, уменьшение числа естественных инфекций и др.

В рамках нашего исследования в дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда (МДОУ «Детский сад № 295», МДОУ «Детский сад № 379») была организована экспериментальная площадка по профилактике аллергических заболеваний [3]. Профилактическая работа предполагала проведение оздоровительных мероприятий, информационную деятельность в отношении родителей и самих детей, повышение уровня гигиенической грамотности.

Нами было проведено анкетирование 107 родителей детей с аллергопатологией, посещающих специализированные группы дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда, которое позволило выявить наиболее распространенные факторы, явившиеся «пусковыми» в возникновении аллергических заболеваний у детей. Ответы родителей распределились следующим образом: загрязненность окружающей среды выделили 62 человека (57,9%); пищевой — 52 человека (48,5%); наследственность — 35 человек (32,7%); пыльца растений — 24 человека (22,4%); лекарственные препараты — 23 человека (21,5%); шерсть животных — 21человек (18,7%); домашняя пыль — 18 человек (16,8%); частые острые простудные заболевания — 9 человек (8,4%); затруднились ответить — 9 человек (8,4%); другие причины (прививки, качество продуктов питания) — 5 человек (4,6%) (на данный вопрос можно было дать несколько вариантов ответа).

Представляется понятным, что большинство респондентов — 66 человек (62%) выделили комплекс факторов, явившихся, по их мнению, «пусковым» для дебюта аллергического заболевания. Этот факт подтверждают мнения исследователей о мультифакторной этиологии аллергических заболеваний. Менее половины респондентов, 41 человек (38%), выделили в качестве «пускового» единичный фактор.

Единичные факторы, явившиеся причиной возникновения аллергопатологии, были распределены следующим образом: пищевой — 14 человек (13%); загрязненность окружающей среды — 9 человек (8%); лекарственные препараты — 4 человека (4%); наследственность — 3 человека (3%); пыльца растений — 2 человека (2%); затруднились ответить на вопрос 9 человек (8%).

В ходе исследования мы выяснили, что родители, дети которых посещают специализированные группы, по сравнению с родителями, чьи дети посещают группы общего профиля, отмечали:

  • в 5,5 раза реже наличие ограничений в социальных контактах своих детей и в 2 раза чаще отсутствие подобных ограничений;
  • в 5,5 раза чаще должный / необходимый уровень оказания дошкольным образовательным учреждением оздоровительной помощи детям с аллергопатологией;
  • в 8 раз чаще удовлетворенность оздоровлением ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Большинство (67%) родителей, чьи дети посещают специализированные группы, отметили уменьшение проявлений аллергии, в то время как ни один из родителей, чьи дети посещают группы общего профиля, не отметил положительной динамики.

Полученные результаты свидетельствуют, что специализированные группы для дошкольников с аллергопатологией позволяют улучшить медицинские характеристики детей, повышают медицинскую грамотность и активность родителей, способствуют более оперативному медицинскому сопровождению данного контингента детей.

Согласно многочисленным исследованиям, хронические заболевания оказывают негативное влияние на психику в детском возрасте и способствуют патологическому формированию личности [9]. Так, в условиях хронической болезни у детей возникают невротические расстройства. Длительные заболевания нередко становятся у детей источником задержки общего и психического развития. Часто стойкая астения, сопровождающая заболевание, снижает общий психологический тонус, приводит к нарушению эмоционально-волевой сферы. Ослабленные в связи с перенесенными заболеваниями дети, как правило, испытывают затруднения в приобретении знаний, выработке навыков и умений.

Читайте также:  Определение что такое физическое здоровье школьника

Опыт сотрудничества с педагогами ряда школ г. Волгограда позволяет говорить о негативном влиянии на состояние здоровья школьников самого процесса образования. Среди основных факторов риска здоровья выделяют:

  • интенсификацию учебного процесса, провоцирующего перегрузку нервной системы и эмоциональное напряжение у детей;
  • увеличение объема учебной нагрузки, приводящей к уменьшению продолжительности сна, прогулок на свежем воздухе, двигательной активности;
  • введение инноваций в учебный процесс без учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Вышеназванные факторы риска здоровья способствуют затруднениям в адаптации к школьной жизни, увеличению болезней, развитию близорукости, нарушению осанки, психоневрологическим отклонениям и др.

Специалистами государственного казенного учреждения социального обслуживания «Ворошиловский центр социальной помощи семье и детям» совместно со студентами факультета социальной и коррекционной педагогики под руководством преподавателей кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета ежегодно осуществляется профилактическая работа, направленная на профилактику детских болезней и формирование здорового образа жизни среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Волгограда [1].

Так, на базе Центра регулярно организуется просмотр и обсуждение фильмов, пропагандирующих ценности и культуру здоровья и здорового образа жизни с учащимися общеобразовательных учреждений Ворошиловского района г. Волгограда. Кроме того, систематически проводятся «Уроки здоровья» в младших классах общеобразовательных учреждений (МОУ СОШ № 77, 14, 21, 130, гимназия № 4) Ворошиловского района г. Волгограда [2].

Профилактика заболеваний среди учащихся включает:

  • определение уровня сформированности представлений учащихся о здоровом образе жизни;
  • пропаганду здорового образа жизни среди школьников;
  • развитие у детей потребности заниматься физкультурой и спортом;
  • формирование у детей осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • профилактику вредных привычек.

В процессе формирования здорового образа жизни нами используются следующие формы работы:

  • индивидуальные (творческие задания, сочинение-размышление, индивидуальная консультация);
  • групповые (мозговой штурм, ролевые игры, групповые дискуссии, фокус-группы, создание буклетов);
  • массовые («День здоровья», «Быть здоровым — это здорово»). Отметим, что массовые мероприятия подготавливались и проводились самими учащимися, что, по нашему мнению, усиливало интерес детей и давало больший простор для творчества и самореализации.

Современные знания позволяют утверждать, что для эффективного прогнозирования возникновения заболеваний ребенка важно учитывать биологические, социальные и психологические факторы риска здоровья. К биологическим факторам риска можно отнести особенности протекания пренатального, натального и постнатального периода, отягощенность генеалогического анамнеза.

Социальные факторы риска это, прежде всего, дисфункциональная семья, неблагоприятные жилищно-бытовые условия, низкая материальная обеспеченность, низкий образовательный уровень членов семьи и т.д.

Среди психологических факторов риска выделяют неблагоприятный микроклимат в семье, характерологические особенности матери, наличие у родителей вредных привычек и т.д.

В работах М.А. Кузнецовой, Е.А. Поздеевой, С.Н. Ворониной и др., обращается внимание на роль психогенных факторов в формировании и рецидивировании различных заболеваний. При обследовании пациентов в возрасте от 6 до 14 лет прослеживается прямая зависимость между стилем семейного воспитания, внутрисемейной атмосферой и частотой обострений хронических заболеваний. При этом абсолютное большинство семей признано функционально несостоятельными. К такой категории семей относят неполные, малообеспеченные, асоциальные семьи и др. Патологические стили воспитания установлены в 97,8% таких семей.

Анализ научной литературы и практический опыт работы позволяет говорить, что при одинаковом соматическом и социальном статусе детей определенное сочетание личностных качеств матери и особенностей её отношения к ребенку может носить патогенный характер и провоцировать развитие заболеваний.

Исследователи отмечают, что в первые два года жизни ребенка огромное влияние на его развитие оказывают биологические факторы риска. В последующие годы возрастает влияние социальных и психологических факторов. Безусловно, ряд вопросов требует решения на государственном уровне, между тем хорошо поставленная организация лечебно-профилактической работы позволит в значительной степени нивелировать влияние социально-психологических факторов.

Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о разнообразной этиологии нарушений здоровья в детском возрасте. Невысокие показатели соматического неблагополучия детей свидетельствуют о необходимости реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в образовательных учреждениях различного уровня. Эффективный результат в плане полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей могут обеспечить комплексные профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Источник

Adblock
detector