Здоровье ребенка. Факторы, определяющие и формирующие состояние здоровья детей. Принципы здорового образа жизни.
План лекции:
1. Современные представления о здоровье, определение здоровья, категории здоровых детей.
2. Факторы, определяющие и формирующие здоровье детей в разные возрастные периоды, факторы риска развития заболеваний.
3. Задачи медицинских работников и семьи в управлении процессом формирования здоровья детей.
Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (БСЭ).
«Педиатрия отличается от медицины от медицины взрослых тем, что она сочетает медицину болезней и медицину развития». И.М. Воронцов. 1997 г.
Здоровье ребенка:
— Это состояние жизнедеятельности соответствующее биологическому возрасту ребенка;
— состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик,
— состояние оптимального формирования адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста.
Биологический возраст определяется совокупностью морфо-функциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития.
Критерии биологического возраста ребенка
1. Показатели, отражающие зрелость нервной системы: развитие и исчезновение основных рефлексов у детей грудного возраста;
2. Сроки прорезывания молочных зубов и замена их на постоянные;
3. Зрелость форм тела (пропорций) и признаки полового созревания,
4. Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета.
Ряд объективных критериев функционального и ферментативного профиля у детей и подростков.
Морфо-функциональные критерии биологического возраста
1. Зрелость форм тела (пропорций),
Филиппинский тест – полуростовой скачок.
2. Развитие первичных и вторичных половых признаков в пубертатный период.
Очередность развития у девочек:
— Рост молочных желез,
— Появление гладких лобковых волос,
— Период наиболее быстрого роста,
— Лобковые волосы меняют структуру,
— Появление подмышечных волос,
— Первая менструация (менархе).
Очередность развития у мальчиков:
— Начало роста яичек,
— Появление пушковых волос на лобке,
— Незначительное изменение голоса,
— Более грубые лобковые волосы,
— Период наиболее быстрого роста,
— Появление волосяного покрова на ногах и в подмышечных впадинах,
— Появление растительности на лице,
— Волосяной покров на остальных частях тела.
3. Скелетная зрелость (сроки оссификация скелета).
Безлучевой, точный и объективный ультразвуковой метод BonAge представляет результаты непосредственного после исследования.
Критерии оценки здоровья детей:
1 Критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
2 Критерий – уровень нервно-психического развития,
3 Критерий – резистентность организма,
4 Критерий – функциональное состояние органов и систем,
5 Критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
Значимую роль в диагностике уровня здоровья как у здорового, так и у больного ребенка играет оценка резистентности (адаптивного статуса) организма.
«… Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, подправляющая и даже совершенствующая». Иван Павлович Павлов.
Адаптация – (приспособление) – совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиях существования, выработанных в условиях длительного эволющионного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).
Высокие адаптационные возможности ребенка раннего возраста.
«Общий адаптационный синдром» Г. Селье.
1. стадия – тревоги.
Происходит активная мобилизация адаптационных процессов с резким возрастанием устойчивости к стрессовым воздействиям.
2 стадия – резистентности.
Повышается сопротивляемость организма неспецифического характера.
3 стадия – истощение.
Развивается при слишком сильном или длительном стрессировании. Сопровождается истощением резервных защитно-приспособительных механизмов и падением резистентности ко всем видам стрессовых воздействий.
Варианты функционального состояния человека:
— удовлетворительная адаптация к условиях среды – физиологическая адаптация.
— напряжение механизмов адаптации,
— недостаточная, неудовлетворительная адаптация,
«Здоровье есть способность заболевать и выздоравливать». I. Robin (1992)
Оценка уровня адаптированности организма
Индекс функционального напряжения:
Соотношение артериального давления и частоты сердечных сокращений в покое.
По показателям содержания ионов калия и натрия в смешанной не стимулированной слюне.
Выделяют 3 уровня адаптированности:
— Нормальная – ИФН менее 1
— Патология – ИФН более 2
Социальные аспекты адаптации
Способность к социализации – «включению» в общество – одно из важнейших критериев здоровья ребенка.
Здоровый ребенок это –
— Оптимальный уровень достигнутого развития (физического, нервно-психического и интеллектуального).
— Отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний.
— Достаточная функциональная – социальная адаптация ребенка, широкий диапазон приспособительных реакций, толерантность по отношению к допустимым нагрузкам.
— Высокая степень сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям.
Существуют различные уровни степени здоровья.
Состояние здоровья (уровень здоровья) – это та степень приближения к полному здоровью, в которой человек находится в данный момент.
Заключение по состоянию здоровья ребенка первого года жизни:
Диагноз – Экссудативно-катаральный диатез
Физическое развитие – Дефицит массы I степени
Нервно-психическое развитие – Соответствует возрасту – I группа
Группа здоровья – II
Группа риска – Патология ЦНС, хронические расстройства питания.
Факторы формирования здоровья:
— Факторы риска – это факторы, не являющиеся непосредственной причиной заболевания, но увеличивающий вероятность ее возникновения.
— Факторы устойчивости – это факторы, способствующие увеличение ресурсов здоровья (здоровый образ жизни).
Формирование здорового образа жизни у детей.
Комплекс мероприятий направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни:
— мотивирование к личной ответственности за свое здоровье,
— разработка индивидуальных подходов по формированию здорового образа у детей,
— борьба с факторами риска развития заболеваний,
— предотвращение социально-значимых заболеваний среди детского населения,
— просвещение и формирование детского населения о вреде здоровью нарушающих форм поведения.
Стратегии формирования здорового образа жизни:
— Массовая стратегия (популяционный уровень) – формирование здорового образа жизни всех детей с целью предупреждения появления у них факторов риска.
— Стратегии высокого риска (на групповом уровне) – коррекция и устранение факторов в группах детей повышенного риска.
— Индивидуальный (семейный) уровень повышения мотивации в выработке рационального общественного образа жизни.
Управление процессами адаптации и качеством жизни:
— Физические нагрузки и закаливание с рождения
«Физкультура для всех без освобождения!». Физкультура для всех должна быть не спортивной а адаптивной.
Демокрит полагал, что основной фактор сохранения здоровья – рациональный образ жизни (диетика).
«Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому». Демокрит.
Многие заболевания взрослых напрямую сопряжены с неправильной организацией питания в детстве.
Нерациональное питание в раннем детском возрасте является фактором риска развития у взрослых:
«Самые выгодные инвестиции – это вложение грудного молока в рот ребенка». У. Черчиль.
Физическое развитее ребенка раннего возраста – это фундамент дальнейшего всестороннего и гармоничного развития, в том числе и духовного.
Ранний возраст – это время приобретения организмом самостоятельности, время адаптации к внешним нагрузкам.
Семья основа здоровья и благополучия всех ее членов!
Отношение родителей к здоровью и их образ жизни (позитивный или негативный) определяет поведение и здоровье детей, которые копируют сценарий поведения родителей.
Модели здоровья и болезни у врача и больного (родителей) могут не совпадать, поэтому врачу полезно учитывать характеристики житейской модели здоровья и болезни.
Эффективное образование в области здорового образа жизни должен привести:
Источник
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей
Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей
Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:
1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;
2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);
3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).
4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.
Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.
Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.
Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.
Факторы риска:
1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).
2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно — педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).
3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).
4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.
5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).
6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.
8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.
9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.
Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)
Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.
Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.
Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.
Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд
факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.
На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.
К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность — поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.
Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.
Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.
Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:
— употребление наркотиков и др. токсичных веществ,
— компьютерная и интернет- зависимость.
Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.
Подростковый возраст — особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.
Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.
В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.
Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.
Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.
Консультация «Влияние музыки на эмоциональное состояние дошкольника» Влияние музыки на эмоциональное состояние дошкольника Музыка — модель человеческих эмоций В. В. Медушевский Уникальные особенности музыки.
Беседа с родителями «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП» По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых сuтуацuях-«ловушках». В основном,.
Факторы, способствующие формированию толерантности у детей дошкольного возраста в условиях многонационального окружения Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление.
Информация для воспитателей на тему «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП» Информация для воспитателей на тему «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП» По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми.
Консультация для родителей «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка» Консультация для родителей на тему «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка». Эмоциональное воспитание ребенка.
Консультация «ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей» Консультация для воспитателей «Внутренняя картина здоровья. Её влияние на укрепление здоровья детей» Проблемы, касающиеся здоровья, являются.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья дошкольника и младшего школьника Психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника.
Консультация «Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста» Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет.
Экспериментирование в старшей группе «Условия хранения продуктов. Как разные условия хранения влияют на состояние хлеба?» Цель: закрепить знания об условиях хранения продуктов; показать с помощью эксперимента наглядно, как изменяется хлеб при разном воздействии;.
Источник