ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Лекция 2
Общественное здоровье как важнейший социальный и экономический потенциал государства.
Здоровье — основа общественного благополучия нации, ее экономического и социального процветания. Интересы государства и народа состоят в том, чтобы было здоровым, полноценным в трудовом отношении в количественном и качественном смысле и нынешнее, и будущее общество. Поэтому правомерно рассматривать здоровье как экономическую категорию в виде важнейшего ресурса трудовой деятельности.
Здоровье выступает не только как фактор, ресурс общественного производства, но и в качестве потребителя экономических ресурсов в их материально-вещественной и денежной формах. В связи с этим здоровье становится финансовой категорией, т. к. в соответствии с состоянием здоровья населения страны и отдельных регионов формируются бюджеты здравоохранения.
Здоровье соответственно не имеет рыночной цены, хотя и обладает высшей ценностью для человека. Вместе с тем, на поддержание, укрепление, восстановление здоровья приходится затрачивать ресурсы в материально-вещественной и денежной формах. Здоровье заведомо обладает, таким образом, затратной стоимостью, вследствие чего оно сближается с экономикой и финансами, вступает с ними во взаимодействие.
Заболеваемость населения, а также смертность в трудоспособном возрасте приносит значительный ущерб государству. Различают прямой и косвенный экономические ущербы.
Прямой экономический ущерб – это прямые затраты на лечение, профилактику, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, научные разработки, подготовка медицинских кадров, выплата пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по инвалидности.
Косвенный экономический ущерб – это экономические потери, связанные со снижением производительности труда, непроизведенной продукцией и уменьшением национального дохода на уровне народного хозяйства в результате болезни, инвалидности или преждевременной смерти.
В принятом в 1948 г. Уставе ВОЗ записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Исследованием здоровья населения занимается медицинская статистика — один из разделов биостатистики, она изучает основные закономерности и тенденции здоровья населения, здравоохранения с использованием методов математической статистики
Для оценки здоровья определенной группы людей или населения в целом принято использовать следующие группы индикаторов:
• показатели медико-демографических процессов;
• показатели заболеваемости;
• показатели инвалидности;
• показатели физического здоровья.
Кроме того, для комплексной оценки здоровья отдельных пациентов населения в целом выделяют следующие пять групп здоровья:
• I группа — здоровые;
• II группа — здоровые лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные отклонения, снижение иммунологической резистентности, частые острые заболевания и др.;
• III группа — больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями при сохраненных в основном функциональных возможностях организма;
• IV группа — больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями со снижением функциональных возможностей организма;
• V группа — тяжелые больные, нуждающиеся в соблюдении постельного режима.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
• социально-экономические (образ жизни, условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.);
• социально-биологические (возраст, пол, наследственность и т.д.);• эколого-климатические (состояние воздуха, воды, почвы, уровень солнечной радиации и т.д.);
• медико-организационные (качество, эффективность, доступность медико-социальной помощи и т.д.)
Источник
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих образ жизни человека, среду его обитания, наследственность и состояние системы здравоохранения.
Общепринята следующая классификация факторов, определяющих состояние здоровья населения:
• социально-экономические (образ жизни, условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.);
• социально-биологические (возраст, пол, наследственность и т.д.);
• эколого-климатические (состояние воздуха, воды, почвы, уровень солнечной радиации и т.д.);
• медико-организационные (качество, эффективность, доступность медико-социальной помощи и т.д.).
Разделение факторов на приведенные группы весьма условно, так как обычно человек подвергается комплексному воздействию взаимосвязанных и обусловливающих друг друга факторов. В настоящее время, по мнению известного ученого, академика РАМН Ю.П. Лисицына, принято считать, что здоровье на 50% и более зависит от условий и образа жизни, на 20% от состояния (загрязнения) окружающей внешней среды, на 20% от генетических факторов и на 10% от состояния здравоохранения (рис. 1.1). Причем одни факторы
позитивно влияют на состояние здоровья населения, другие, наоборот, оказывают отрицательное воздействие.
Факторы, потенциально опасные для здоровья человека, способствующие возникновению заболеваний, называются факторами риска. В отличие от непосредственных причин заболеваний (вирусы, бактерии и т.д.), факторы риска действуют опосредованно, создавая неблагоприятный фон для возникновения и развития болезней.
5. Здоровье детского населения, факторы, влияющие на показатели здоровья детей. Общность и особенности риска возникновения и развития важнейших неэпидемических заболеваний в детском возрасте. Абсолютный и атрибутивный риск.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства Тенденция ухудшения состояния здоровья детей создает реальную угрозу национальной безопасности страны.
Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.
Причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.
Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.
Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:
1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;
3) уровень функционального состояния основных систем организма;
4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.
В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья позволяет отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья.
I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.
В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.
II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.
III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).
В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде
IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.
V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.
6. Образ жизни населения, здоровьесохраняющее поведение граждан. Роль врача-педиатра участкового в формировании здорового образа жизни пациентов.
Понятие «здоровьесберегающее поведение» очень тесно связано с понятием «здоровый образ жизни». Существует несколько подходов к определению понятия здоровьесберегающего поведения. Наиболее часто перечисляются различные составляющие характеристики здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал, сохраняющий и улучшающий здоровье человека.
Существует деление факторов повреждающих здоровье на так называемые объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: плохая экология, фактор наследственности, психо-эмоциональное напряжение (стрессы), уровень развития медицины, социально-экономический статус страны. К субъективным факторам относятся: вредные привычки, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни (работа, отдых, сон), психо-эмоциональное напряжение. В качестве основных составляющих здорового образа жизни можно назвать способность к рефлексии, состояние среды обитания, приемлемый режим труда и отдыха. Здоровье помогает выполнять планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Исходя из этого, основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни таковы: соблюдение режима дня труда, отдыха, сна — в соответствии с суточным биоритмом; двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе; разумное использование методов закаливания; рациональное питание.
7. Образ жизни и здоровье. Принципы оценки качества жизни больных хроническими заболеваниями.
О́браз жи́зни — (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и складамышления в различных сферах. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений [1]
Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.
Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье.
Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и др., выделяет в образе жизни четыре категории: «… экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни» [2] .
Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется [1] :
- характером собственности на средства производства
- политическими, экономическими, социальными отношениями
- ведущей идеологией и т. д.
Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь [1] .
Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональнымипотребностями [1] .
О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит [1] :
- организация рабочего и свободного времени
- занятия вне сферытруда
- устройство быта
- манеры поведения
- ценностные предпочтения, вкусы и др.
Здоровье человека — состояние человеческого организма как живой системы, характеризующееся полной ее уравновешенностью с внешней средой и отсутствием каких-либо выраженных изменений, связанных с болезнью.
Здоровье человека — по определению Всемирной организации здравоохранения — объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта.
8. Основные методы изучения физического развития детей. Оценка физического развития. Акселерация, децелерация, причины.
Под термином «физическое развитие ребенка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины тела, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. Для оценки физического развития детей используются соматоскопические, соматометрические (антропометрические), физиометрические (функциональные) показатели. При соматоскопии оценивают степень развития жирового, мышечного и костного компонентов, вторичных половых признаков (у детей старшего возраста), форму грудной клетки, живота, верхних и нижних конечностей. Из соматометрических показателей чаще всего используют: длину тела, массу тела, окружность головы, окружность груди. При физиометрической оценке ограничиваются определением жизненной емкости легких и динамометрией у детей школьного возраста. Жизненная емкость легких определяется водяным или сухим спирометром. Кистевая динамометрия – детским динамометром.
- Все соматометрические измерения проводят на обнаженных детях, после сна, до еды или 2-3 часа после приема пищи, желательно в утренние часы или в первой половине дня.
- Измерение длины тела у детей до 2-3-х лет производится с помощью горизонтального ростомера, у детей старше 3-х лет – с помощью вертикального ростомера.
- Масса тела у детей до 2-х лет измеряется на специальных чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг. С 2-х летнего возраста взвешивание производится на обычных медицинских весах.
- При измерении окружности груди сантиметровую ленту накладывают спереди на уровне сосков, сзади на уровне нижних углов лопаток. При этом руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное.
Способы оценки соматометрических показателей:
-параметрический (метод «стандартов»);
-непараметрический (по центильным таблицам).
Определение длины тела (ДТ) по формулам:
ДТ новорожденного ребенка 50-52 см. Чем моложе ребенок, тем интенсивнее его рост. В первые 3 мес. жизни ДТ увеличивается на 3 см, во 2 квартале – на 2,5 см, в третьем – на 1,5 см, в четвертом на 1 см в месяц. Общая прибавка за год — 25 см.
ДТ в возрасте от 1 года до 6 лет определяется: ДТ ребенка в 4 года –100 см, на каждый недостающий год вычитается 8 см, на каждый год свыше 4 прибавляется 7 см.
Для детей старше 6 лет: ДТ в 8 лет 130 см, на каждый недостающий год вычитается 7 см, на каждый год свыше 8 прибавляется 5 см.
Определение массы тела (МТ) по формулам:
МТ новорожденного ребенка 3300 — 3500 г. МТ детей ребенка 6-ти мес. равна 8200 г на каждый месяц до 6 мес. вычитается по 800 г, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г;
МТ ребенка от 2 до 11 лет: масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг, на каждый год до 5 лет отнимается по 2 кг, на каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг;
для детей от 12 до 16 лет – возраст умножают на 5 и из произведения вычитают 20.
Определение окружности головы (ОГ) по формулам:
ОГ для детей до 12 мес.: ОГ 6 мес. ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц необходимо из этого числа вычесть 1,5 см, а на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.
Для детей от 2 до 15 лет: ОГ 5 летнего ребенка равна 50 см, на каждый недостающий год из 50 см необходимо вычесть по 1 см, на каждый последующий год – прибавить по 0,6 см.
Определение окружности грудной клетки (ОГК) по формулам:
Для детей до 1 года: ОГК ребенка 6-ти мес. равна 45 см, на каждый недостающий месяц до возраста 6 мес. вычитается 2 см, на каждый последующий месяц после 6 мес. прибавляется 0,5 см.
ОГК (см) для детей в возрасте от 2 до 10 лет = 63-1,5 (10-n);
ОГК (см) для детей старше 10 лет =63+3 (n-10), где 63 см – средняя ОГК ребенка в 10 лет; n – возраст ребенка в годах.
Наиболее распространенным методом при оценке физического развития является оценка по показателям центильных таблиц. В основу метода положен принцип вариабельности, учитывающий процентное распределение частоты встречаемости величины данного признака. При этом в шкале для каждого исследуемого признака выделяются центильные интервалы («коридоры», «зоны»). За норматив принимается 50% всех значений анализируемой выборки – показатели в пределах с 25 по 75-й центиль (4-й интервал). Величины ниже средних распределяются по центильным интервалам: 1-й включает данные по центильной вероятности равной 3% (очень низкие), во 2-й входят величины между 3-м и 10-м центилем (низкие), 3-й интервал включает показатели между 10 и 25 центильными границами (ниже средних). Соответственно, распределяются величины, превышающие средние значения: 5-й интервал включает показатели между 75 и 90 центилями (выше средних), в границах 90-97 центильных вероятностей (6-й интервал) будут находиться высокие показатели, а 7-й интервал включает величины после 97 центиля – очень высокие.
Оценка уровня физического развития начинается с определения соответствия длины тела возрастным нормативам. Аналогично оценивается масса тела и другие соматометрические величины.
Следующим шагом для оценки уровня физического развития является определение по таблицам гармоничности соотношения длины и массы тела ребенка. Детей, у которых показатель массы тела находится в интервале от 25 до 75 центиля для данной длины тела, относят в группу детей с гармоничным физическим развитием. Если значение массы тела менее 25 центиля для данной длины тела, то физическое развитие ребенка дисгармоничное, ухудшенное за счет дефицита массы тела; если более 75 центиля – дисгармония обусловлена избыточной массой тела. В случае, когда разность номеров интервалов между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоническом развитии; если разность между двумя крайними показателями составляет 2 – развитие следует считать дисгармоническим; а если разность составляет 3 и более – резко дисгармоническое развитие.
Акселерация(от acceleratio — ускорение) — в антропологии и медицине ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Подобные изменения начали регистрироваться еще 100-150 лет назад. С тех пор, как в практику медицинских обследований были введены антропометрические измерения, стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается и половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от латинского словаассеlеrаtiо— ускорение). Подрастающее поколение как бы соревнуется между собой, кто быстрее совершит свой путь от рождения до статуса взрослого человека.
Процесс акселерации коснулся всех стран мира, в том числе и России. Археологические исследования, которые были проведены на месте знаменитой Полтавской битвы, показали, что рост солдата времен Петра I был ниже современного взрослого человека, в среднем, на 20см.
Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882 по 1970 г увеличилась на 19-20 см. В западной Европе, в целом, увеличение роста взрослого человека на 1 см каждое десятилетие отмечалось на протяжении 100 лет.
Такое ускоренное развитие коснулось и внутриутробного периода, что подтверждается неуклонным нарастанием средних показателей длины и массы тела новорожденных.
Ускорился также и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки прорезывания постоянных зубов, прекращение роста, а также половое созревание.
Наиболее изученным периодом является всплеск акселерации в 60-е — 70 — е годы XX века. Прежде всего это связано с тем, что прошло уже доста-точное время после Великой Отечественной войны, была устранена разруха, наблюдался промышленный рост и значительный научно — технический прогресс. В связи с этим можно выделить несколько причин акселерации.
В то же время имеются сведения о более часто встречающимся несоответствии развития отдельных систем организма. Это касается соотношения скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой, нервной и других систем.
Ученые прогнозируют и в дальнейшем нарастание процессов акселерации в африканских странах, но в большинстве стран мира за последние десятилетия темпы роста и развития резко снизились. Акселерация наступала неравномерно, но в период с 1950 по 1960 годы она имела максимальные темпы.
— миграция населения; — смешанные браки; — сменившиеся биологические ритмы жизни; — изменение особенностей питания (если сравнить потребление мяса в различные периоды, то можно увидеть следующее: в 1812 году на душу населения потреблялось 14 кг в год, в 1933 году — 33 кг, в 1980 году — 50-60 кг); — гипервитаминозы (избыточное поступление в организм витаминов и ускорение биохимических процессов); — сменившийся температурный режим в жилых помещениях (центральное отопление поддерживает постоянную температуру воздуха в помещении); — урбанизация — достижения цивилизации, такие как, электрический свет, телевидение, радио и другое — являются раздражителями для нервной системы, поддерживая возбуждение в ней, и стимулируют рост и развитие; — наследственные механизмы.
Децелерация — процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма.
Ни одна из гипотез причин акселерации в отдельности не может объяснить эпохальные сдвиги в темпах роста и развития. Скорее всего, акселерация, так же как и намечающаяся в настоящее времядецелерацияявляется следствием влияния комплекса природных и социальных факторов на биологию современного человека.
За последние 20 лет стали регистрироваться следующие изменения физического развития всех слоев населения и всех возрастных групп: уменьшилась окружность грудной клетки, резко снизилась мышечная сила. Но имеются две крайние тенденции в изменении массы тела: недостаточная, ведущая к гипотрофии и дистрофии; и избыточная, ведущая к ожирению. Все это расценивается как негативное явление.
-ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, пита-ния;
-все тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению;
-снижение физической активности.
9. Социально-значимые заболевания, как следствие реализации факторов риска. Классификация факторов риска. Относительный риск и атрибутивный риск — методика расчета.
Фактор риска — общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения. К ним относятся условия и особенности образа жизни, а также врожденные или приобретенные свойства организма. Они повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни и (или) способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. Обычно выделяют биологические, экологические и социальные факторы риска. Если к факторам риска присовокупить факторы, являющиеся непосредственной причиной болезни, то вместе их называют факторами здоровья. Они имеют аналогичную классификацию.
К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими болезнями. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.
Экологические факторы риска. Изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а, следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементоз — заболеваний, связанных с избытком или недостатков в организме атомов того или иного элемента. Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания в районах с низким содержанием йода в почве может способствовать развитию эндемического зоба.
Социальные факторы риска. Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия — фактор риска развития многих заболеваний, особенно болезней сердечно-сосудистой системы. Вредные привычки, например курение — фактор риска возникновения бронхолегочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Употребление алкоголя — фактор риска развития алкоголизма, болезней печени, сердца и др.
Факторы риска могут быть существенны для отдельных индивидуумов (например, генетические особенности организма) или для множества особей разных видов (например, ионизирующее излучение). Наиболее неблагоприятно оценивается совокупное воздействие на организм нескольких факторов риска, например одновременное наличие таких факторов риска, как ожирение, гиподинамия, курение, нарушение углеводного обмена, значительно увеличивает риск развития ишемической болезни сердца.
В профилактике возникновения и прогрессирования болезни большое внимание уделяют устранению факторов риска индивидуального характера (отказ от вредных привычек, занятия физкультурой, ликвидация очагов инфекции в организме и др.), а также устранению факторов риска, имеющих значение для популяции. На это направлены, в частности, мероприятия по охране окружающей среды, источников водоснабжения, санитарная охрана почвы, санитарная охрана территории, устранение профвредностей, соблюдение техники безопасности и др.
· Психические расстройства и расстройства поведения.
· Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
· Сахарный диабет.
· Злокачественные новообразования.
· Туберкулез.
· Гепатит.
· Инфекции, передающиеся преимущественно половым путем.
· Болезни, вызванные повышенным кровяным давлением.
Источник