Меню

Факторы определяющие здоровье человека введение

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:

реферат О здоровье человека и факторы, его определяющие. Требования к организации Здорового Образа Жизни (ЗОЖ)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.08.2012. Год: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru:

Описание (план):

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №37

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

По теме: « О здоровье человека и факторы, его определяющие. Требования к организации Здорового Образа Жизни (ЗОЖ)».

Выполнил студент 1 курса
Группы ТМ-24
Мозговой Игорь

План

Введение

1)Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

2)Здоровый образ жизни и его составляющие

3)Основные требования к организации здорового образа жизни

Заключение

Список используемой литературы

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чистолечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека. Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия? Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом.
Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал бы великую роль физической культуры и спорта в современном обществе. В спортивных клубах, независимо от возраста, занимаются физической культурой миллионы людей. Спортивные достижения для подавляющего большинства из них перестали быть самоцелью. Физические тренировки «становятся катализатором жизненной активности, инструментом прорыва в область интеллектуального потенциала и долголетия». Технический процесс, освобождая работников от изнурительных затрат ручного труда, не освободил их от необходимости физической подготовки и профессиональной деятельности, но изменил задачи этой подготовки.
В наши дни все больше видов трудовой деятельности вместо грубых физических усилий требуют точно рассчитанных и точно скоординированных мышечных усилий. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к психологическим возможностям человека, сенсорным возможностям и некоторым другим физическим качествам. Особенно высокие требования предъявляются представителям технических профессий, деятельность которых требует повышенного уровня общей физической подготовленности. Одним из главных условий является высокий уровень общей работоспособности, гармоничное развитие профессиональных, физических качеств. Используемые в теории, методики физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразия тренировочных средств и, по существу, являются критерием качественной оценки моторной функции человека. Выделяются четыре основных двигательных качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи свои структуры и особенности, которые в целом характеризуют его физические особенности.
Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

1) Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
• Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

От чего зависит здоровье.
Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
наследственность — 20%;
окружающая среда — 20%;
уровень медицинской помощи — 10%;
образ жизни — 50%.
В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:
человеческий фактор — 25% (физическое здоровье — 10%, психическое здоровье — 15%);
экологический фактор — 25% (экзоэкология — 10%, эндоэкология — 15%);
социально-педагогический фактор — 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта — 15%, поведение, режим жизни, привычки — 25%);
медицинский фактор — 10%.

2) Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. ЗОЖ — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.
Здоровый стиль жизни — определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Плодотворный труд — важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.
Рациональный режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

3) Основные требования к организации здорового образа жизни

1.ПОСТЕПЕННОСТЬ:
Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Небрежение этим законом приводит к печальному итогу.
2.СИСТЕМАТИЧНОСТЬ:
В старину у силачей была своеобразная тренировка. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался, постепенно день за днем увеличивалась и нагрузка атлета.
Древний мудрец говорил: «познай самого себя». Для третьего закона можно повторить: Познай особенности своего организма, его сильные и слабые стороны, постарайся укрепить своё тело, свою волю. Человек в состоянии сделать сам для себя очень многое, резервы нашего организма удивительны.
Конечно, жизнь людей складывается по- разному, каждый человек – его организм – имеет свои особенности, но много есть и общих закономерностей, знать которые необходимо.
К каким закономерностям относятся РИТМИЧНОСТЬ.
Ещё в начале XVIII века стало известно, что для всех живых организмов важнейшей особенностью их деятельности является ритмичность. Ученые установили, что у человека более сорока разных процессов подчинены суточным ритмам. Активнее всего процессы протекают в дневное время. Вот почему сама природа указала нам выполнять работу (учиться) в дневное время, а ночью отдыхать.
Для переваривания пищи требуется примерно три часа, поэтому рекомендуют есть через три-четыре часа, лучше всего четыре раза в день. Заниматься тоже следует ритмично: 45 минут работа, 10-15 минут отдых.
И всю свою жизнь, весь свой режим подчинять определенному ритму, ибо ритмичность есть общебиологическая закономерность, и если мы ей будем следовать, то нашему организму легче станет работать, значит, мы лучше и больше будем успевать.
А теперь подошёл черед и последнего закона. Заключается он в том, что, добиваясь поставленной перед собой цели, нужно одновременно соблюдать постепенность и систематичность, учитывая и свои индивидуальные особенности, и общие биологические закономерности.

Читайте также:  Поставила врагам свечку за здоровье

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
и т.д.

Перейти к полному тексту работы

Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru

Смотреть полный текст работы бесплатно

Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Источник

Факторы, влияющие на здоровье

Основные понятия, сущность, содержание и критерии здоровья: адаптация организма как биопсихосоциальной системы к условиям жизни в данный момент. Соматические, генетические, нравственные факторы, влияющие на физическое, социальное и психическое здоровье.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.11.2013
Размер файла 1,1 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский государственный университет

Факторы, влияющие на показатели здоровья (соматическое, физическое, генетическое, нравственное)

Докладчик: В.Э Мамедова

Руководитель: Д. Дворяшин

Здоровье — есть важнейшее свойство любого здорового организма, оно является своего рода мерой духовной культуры, показателем качества жизни, которое зависит от масштабов использования человеком его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни- социальной, экономической, политической, духовной- определяются так или иначе уровнем здоровья.

Современная реальность показала, что в нашей стране есть жесткая зависимость между благополучием человека и психофизическим здоровьем. Здоровье все большее приобретает значение категории экономической, которая требует активной мировоззренческой активности.

Существует несколько идеологий к понятию «здоровье»:

1. Здоровье — это отсутствие болезней.

2. Здоровье и норма — понятия тождественные.

3. Здоровье — единство социально-экономических, морфологических и психоэмоциональных констант.

В современных работах отечественных ученых, посвященных концепциям отечественной медицины, приводится такое определение понятия здоровья: «Здоровье индивидуума — это состояние оптимума меры адаптации организма как биопсихосоциального существа (системы) к условиям жизни в данный момент».

Подобного мнения придерживается и всемирная организация здравоохранения, которая рассматривает здоровье как «полное физическое, социальное и психологическое благополучие».

Возможности человека меняются в течение жизни. Это определяется не только возрастом, но и во многом образом жизни. Постоянная тренировка своих функций, которые позволяют наращивать «резервные мощности», создают условия для укрепления здоровья, и наоборот, отсутствие оной ведет к «количественному» снижению здоровья.

Здоровье во многом определяется генетически, но также немаловажными являются условия, в которых мы живем и работаем. Также существуют такие факторы как перенесенные болезни, пристрастие к алкоголю и никотину, хронические заболевания, неблагополучные условия жизни и труда, во многом здоровье зависит от питания, беспорядочные режимы отдыха и труда, сна, частые стрессы, загрязнения воды и воздуха, излишнее употребление лекарств и бытовой химии. Но одним из первых факторов является двигательная недостаточность.

Для того чтобы сохранять и укреплять наше здоровье, необходима полезная информация о том, какие условия формируют ее.

Как известно, эксперты Всемирной организации здравоохранения в восьмедисятые годы выделили различные факторы, которые обеспечивают здоровье современного человека, а именно: генетические, физические (соматические), нравственные факторы, состояние окружающей среды, медицинские условия, образ жизни самих людей. Сила отдельных факторов зависит от индивидуальных особенностей человека: пола, возраста и так далее.

В данном реферате мы рассмотрим подробно проблему здоровья человека: какие факторы влияют на здоровье, как сохранить свое здоровье и много другое.

1. Основные понятия, сущность, содержание, критерии факторов здоровья

Рассмотрим факторы, влияющие на здоровье человека подробнее:

1. Соматическое — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого оставляет биологическая программа индивидуального развития, которое опосредованно основными потребностями, доминирующими на разных этапах онтогенетического развития.

2. Физическое — тот уровень функциональных возможностей уровень развития органов и систем организма.

Основой физического здоровья является морфологические и функциональные резервы клеток, органов и систем органов, тканей, обеспечивающих адаптацию организма к воздействию разных факторов.

3. Психическое — то состояние психической сферы человека, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, который обеспечивает адекватную регуляцию поведения.

4. Нравственное — есть комплекс характеристик потребностно — информативной сферы жизнедеятельности человека и мотивационной, основу которого определяет система установок, ценностей, и мотивов поведения человека в обществе.

В общем виде самыми важными критериями здоровья являются: для психологического здоровья — я хочу, для нравственного здоровья — я должен, для соматического и физического здоровья — я могу.

Как известно, все стороны человеческой жизни человека, так или иначе, определяются уровнем здоровья. И исследования подтверждают, что уровень здоровья человека зависит примерно на 50% от образа жизни, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, на 20% от генетики, и на 20% — от условий внешней среды.

Как мы видим, больше всего влияет на здоровье человека его образ жизни. Такая организация отдыха, труда, физиологических и культурных потребностей, творческого самовыражения, которые обеспечат ему выполнение его биосоциальных функций, активное долголетие, физическое и психическое здоровье и в итоге — гармония развития во всех возрастных периодах.

Здоровье может рассматриваться с различных сторон — медицинской, философской, биологической и эстетической. Есть много определений здоровья. Дать определение какому-то состоянию или явлению трудно, особенно если само явление или состояние сложное и зависит от разных факторов. Именно так обстоит дело с понятием здоровье, которые сложно понимать упрощенно, типа «отсутствие болезней». Как мы знаем, человеческий организм — есть сложное биологическое образование, которое прошло многомиллионный путь развития и закрепило в себе все следы этого пути. Также, многообразные социальные факторы, кроме общеприродных, также влияют на здоровье человека, так оно играет роль биосоциальной категории.

Как известно, любое значение требует ограничения, выделения главного, основного. К этому мы можем и отнести определение «здоровья», в котором сфокусированы многие составляющие. Есть много определений понятий здоровья.

Вот некоторые из них:

Здоровье — это количество (резервы) энергетического, пластического и регуляторного обеспечения физиологических функций (Г.Л. Апанасенко, Г.И. Царегородцев).

Здоровье — это соответствие возрасту физического, психического развития, уровня физиологических систем, легкая адаптация к меняющимся условиям и, наконец, отсутствие заболеваний (С.М. Громбах, Г.И. Сердюковская и др.).

Индивидуальное здоровье (практическое здоровье) есть отсутствие болезни, полное физическое и духовное благополучие. Согласно этому определению выделяют 3 группы людей: 1) здоровые; 2) нездоровые; 3) группа риска — состояние между здоровьем и болезнью (В.Н. Казначеев, Р.М. Бальский, И.Н. Брехман и др.).

Здоровье — это целостное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (А.Г. Щедрина, 1989).

Здоровье, как понятие должно быть определено по возможности выполнения основных функций человека, и нужно учитывать, что человек- есть система живая, в основе которой лежат и физические, духовные социальные и природные , приобретенные и наследственные качества. Поэтому важно различать:

* физическое здоровье — текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма;

* социальное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде;

* психическое здоровье — состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.

Здоровье человека оценивается по нескольким уровням:

Социальному, соматическому и личностному.

Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, наилучшую адаптацию к окружающей среде. Социальный уровень отражает меру трудоспособности и социальной активности, деятельное отношение к миру.

Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни.

Здоровье следует рассматривать как динамическое состояние, которое включает в себя, как минимум, четыре составляющие:

* соответствующий возрасту уровень развития физиологических систем;

* уровень и гармоничность физического развития;

* хорошую умственную и физическую работоспособность и приспособляемость к различным условиям среды;

* отсутствие функциональных отклонений и других признаков болезни в момент обследования.

Соответствие всем четырем показателям может проявляться в различной степени. Есть 5 групп здоровья:

1 группа — лица, у которых все 4 комплексных показателя соответствуют возрасту.

2 группа — здоровые лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также снижена сопротивляемость к заболеваниям.

3 группа — лица, имеющие хронические заболевания в состоянии компенсации.

4 группа — лица, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

5 группа — люди, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации.

Какие существуют критерии здоровья?

Применение этих критериев оценки организма человека достаточно глубоко характеризует здоровье отдельного человека , а суммирование этих оценок — здоровье коллектива.

Обследования показали что когда оценивали здоровье студентов : в концу обучения в вузе увеличивается количество лиц с функциональными нарушениями и в общем уменьшается количество здоровых людей. Рост заболеваемости от начала к самому концу обучения отражает то самое негативное влияние совокупностей факторов: образа жизни, условий обучения. Основа профилактики и состоит как раз в том, чтобы устранить те факторы, которые обуславливают заболевания.

Читайте также:  Здоровье как снизить сахар

Физическое развитие означает некоторую совокупность функциональных и морфологических свойств организма, характеризующих процесс его созревания и роста. Для характеристики физического развития люди используют основные антропометрические признаки, которые суммарно отражают процессы, которые происходят в организме. Физическое же развитие зависит от возраста и пола.

Отмечается явная неравномерность физического развития. Для изучения его применяется унифицированная методика исследования. Из всего многообразия признаков используется ряд основных. При этом используются своего рода показатели, которые можно определить с достаточной точностью и при помощи разных простых методов.

Из сомаметрических признаков определяют массу и длину тела, окружность грудной клетки. Длина тела относится к достаточно стабильному показателю физического развития. Масса тела же отражает развитие костно-мышечного аппарата, жировой клетчатки и внутренних органов. В отличие от роста масса тела является более лабильной. Она может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима и нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее объем грудной клетки, развитие спинных и грудных мышц, а также функциональное состояние грудной полости. Оценивается также состояние опорно-двигательного аппарата, степень отложения жира. Перечисленные показатели, взятые в отдельности, не могут характеризовать физическое развитие человека. Оценка должна производиться комплексно при одновременном учете всех, которые определены для конкретной зоны.

Стандарты необходимы для сопоставления показателей физического развития как индивидуального, так и группового. По отношению к детям различают нормальное, ускоренное (акселерация) или замедленное физическое развитие.

Характеристикой гармоничности развития может служить соотношение хронологического (паспортного) и биологического (костный возраст, половое созревание) возраста, которые далеко не всегда совпадают.

О связи уровня физического развития школьников с их успеваемостью говорит тот факт, что среди школьников с недостаточным физическим развитием неуспевающие составляют 30-40%, а среди школьников со средним физическим развитием — только 4-5% (Колосов, 1983).

До сих пор, например, программы воспитания и обучения, в том числе физического воспитания, рассчитаны на абстрактного, среднестатистического человека, тогда как каждый из воспитуемых представляет индивидуальность и в плане биологических и личностных качеств, имеет способности в том или ином виде деятельности, склонности к тем или иным занятиям.

Современная наука, обращаясь к биологической природе человека и психофизиологическим особенностям, ищет эффективные пути, помогающие активно формировать способности человека применительно к современному уровню научно-технического прогресса.

Факторы, от которых зависит здоровье:

Здоровье человека обусловлено множеством факторов и если их совокупность принять за 100%, то они, примерно, распределяются следующим образом:

* генетические факторы — 16—18%;

* условия среды и образа жизни — 74—67%.

Из предложенного распределения видно, что за исключением генетических факторов как предопределяемых, здоровье на 80% управляемо человеком. Безусловно, создание, сохранение и управление здоровьем — сложный процесс, но он в значительной степени зависит от индивида, его образа жизни, от выбора здорового или нездорового его содержания.

По отношению к ребенку, т.е. тому возрастному периоду, когда закладывается здоровье, оно зависит от совокупности следующих влияний (А. Бойко, 1988):

• внешкольные мероприятия — 10—12%;

Доказано, что 75% всех болезней начинается с детства. Профессор медицины Колумбийского университета Флоренс Дуибар указал шесть основных особенностей, присущих долгожителям:

* творческая реакция на изменения;

* свобода от озабоченности;

* продолжающаяся способность изобретать и творить;

* приспособительной силы, высокий уровень адаптации,;

* способность вводить новое в свое существование;

Как мы знаем, жизнь на нашей планете так или иначе связана с вращением Земли вокруг оси, определяющим суточный ритм, и с этим вращением вокруг солнца, от которого на Земле часто зависит и времена года. Строгая повторяемость или ритмичность в протекании этих процессов- есть одна из признаков самой жизни, так как биологические процессы происходят не только в пространстве , но и в самом времени. Все организмы обладают способностью довольно точно измерять время.

Все организмы имеют способность довольно точно измерять время. Так при помощи своего рода «биологических часов» в организме у нас устанавливаются лунные, суточные, сезонные, годовые ритмы физиологических процессов.

Так, установили, что в организме человека есть свыше 100 биологических ритмов, которые отражаются различными физиологическими процессами. Ритмы имеют волнообразный характер, расстояние между ними называется циклами или периодами, которые в свою очередь состоят из двух фаз — спада и подъема волны, и соответственно — усиление или ослабление процесса. Ритм — это формы движения этой самой живой материи. Ритмование жизненных процессов закреплялось в течение долгого времени эволюционного развития живых организмов и обеспечивали их приспособление к закономерностям изменения внешней среды.

Огромный экспериментальный материал. Который накопился ботаниками, физиологами и зоологами, медиками, животноводами, показывает, что и растения, и животные, и люди живут по «солнечным часам». Мы можем руководствоваться ими тогда, когда организмы приурочивают каждый свой физиологический процесс и жизнедеятельность в целом к своим оптимальным во времени условиям жизни. В этом и проявляется приспособительное течение биоритмов.

В наше время сформировались разные специальные научные направление, которые изучают ритмование жизненных процессов: биоритмология, хроногигиена, хронобиология.

Правильно составленный распорядок дня, распределение работы и отдыха таким образом, чтобы наибольшая нагрузка всегда соответствовала наибольшим возможностям организма — есть одна из самых важных задач хроногигиены. При этом всегда целесообразно учитывать там, где это правда возможно, так биоритмологический профиль человека — относится он к «жаворонкам, «совам» или аритмикам. Исследователи выяснили, что работоспособность выше всего с 9 до 13 часов утра и между 16 и 18 часами. Ночью сильно падает работоспособность, сильно с 1 до 3 часов.

Очень важно то, когда мы едим пищу. Можно объяснить это на примере: некоторой группе людей дали еды, которая содержит около 2000 ккал, в течение шести дней только по утрам, это привело к снижению их веса. Когда пища принималась по вечерам, их вес увеличивается.

Есть идеи, что различная эффективность диетотерапии в различные месяцы и сезоны года воздействует на организм по-разному. Разное согласование биоритмов ведет к тому, что такие явления получили названия десинхроноз. физический социальный психический здоровье

Например если часто нарушать режим свет-темнота или менять длительность суток до 22 или 28 часов, время жизни укорачивается. Это показали эксперименты на животных. Элементарная поломка нормальной череды сна и бодрствования вызывает бессонницу — это заболевание всего организма.

Алкоголь и курение также очень неполезно, оно способствует десинхрозу, нарушая регулирование деятельность органов человека.

Разумеется, жизнь человека — есть постоянная адаптация его к внешней среде, однако способность человека восстанавливать свои силы не может быть бесконечна. За каждым изменением ориентации, за каждое усиление приспособиться к чему-то другому организму приходится расплачиваться ценой изнашивания своих психических и физических механизмов. Различные исследования изменений в организме в зависимости от сезона также указывают на важные перемены, которые происходят на людей под влиянием времени годы. Они подтверждают то, что человек к стрессу чувствителен больше осенью, меньше весной, наиболее адаптирован к болезным в декабре, и менее в августе. Также ученые отметили, что нарастание частоты гипертонических кризисов происходит в мае, июле и сентябре, а также нарушения мозгового кровообращения — в сентябре, августе, мае, феврале и январе. Язвенные болезни 12- перстной кишки — в осеннее-весеннее время.

Лучший эффект от сердечно-сосудистых заболеваний — в апреле, мае, марте. От бальнеотерапии — осенью и зимой. И эта периодичность тесно связана с географией расположения. ВИЧ имеет выраженную изменчивость, и это часто приводит к тому, что иммунные клетки просто говоря, не могут понять вирус. При развитии заболевания ВИЧ приводит к поражению все большего и большего числа иммунных клеток-лимфоцитов, их количество медленно уменьшается, и приходят в конечном итоге до такого числа, что можно считать это началом СПИДа.

Как можно заразиться от ВИЧ инфекции?

Во-первых — при половом контакте. Это самый распространенный способ во всем мире. Сперма, содержащая большое количество ВИЧ, передает болезнь. Риск передачи ВИЧ инфекции сильно увеличивается при сопутствующих инфекциях, которые передаются половым путем. Также похожие генитальные инфекции, которые передаются половым путем, генитальные инфекции, которые часто сопровождаются нарушением целостности слизистых органов — трещин, язв, пузырьков.

ВИЧ также можно обнаружить в отделяемом влагалище и шейки матки. При анальном сексе риск заражения куда выше, чем при оральном.

ВИЧ может быть также в препаратах донорской крови, свежезамороженной плазме, препаратах факторов свертывания, тромбоцитной массе. Часто переливание этой инфицированной крови в 90-100 процентов случаев приводит к инфицированию.

Нельзя заразиться при введении нормального иммуноглобулина и специфических иммуноглобулинов, поскольку эти препараты подвергаются специальной обработке для полной инактивации вируса. После введения обязательной проверки доноров на ВИЧ, риск инфицирования значительно снизился; однако наличие «слепого периода», когда донор уже инфицирован, но антитела еще не образовались, не позволяет до конца обезопасить реципиентов от инфицирования.

От матери ребенку

Заражение плода может происходить во время беременности — вирус способен проникать через плаценту; а также во время родов. Риск заражения ребенка от ВИЧ-инфицированной матери составляет 12,9% в европейских странах и достигает 45-48% в странах Африки. Риск зависит от качества медицинского наблюдения и лечения матери во время беременности, состояния здоровья матери и стадии ВИЧ-инфекции.

Читайте также:  Понятие охрана здоровья обучающихся

Кроме того, существует явный риск заражения при кормлении грудью. Вирус обнаружен в молозиве и грудном молоке ВИЧ-инфицированных женщин. Поэтому ВИЧ-инфекция является противопоказанием для кормления грудью.

От больных медицинскому персоналу и наоборот.

Риск заражения при ранении острыми предметами, загрязненными кровью ВИЧ-инфицированных, составляет около 0,3%. Риск при попадании на слизистую и поврежденную кожу инфицированной крови еще ниже. Риск передачи ВИЧ от инфицированного медицинского работника пациенту теоретически сложно себе представить. Однако в 1990 году в США было опубликовано сообщение о заражении 5 пациентов от ВИЧ-инфицированного стоматолога, однако механизм заражения так и остался загадкой. Последующие наблюдения за больными, которые лечились у ВИЧ-инфицированных хирургов, гинекологов, акушеров, стоматологов, не выявили ни одного факта заражения. Как нельзя заразиться ВИЧ-инфекцией

Если в Вашем окружении есть ВИЧ-инфицированный человек, необходимо помнить, что нельзя заразится ВИЧ при:

— Кашле и чихании

— Объятиях и поцелуях

— Употреблении общей еды или напитков

— В бассейнах, банях, саунах

— Через «уколы» в транспорте и метро. Сведения о возможном заражении через

— инфицированные иглы, которые подкладывают на сидения ВИЧ-инфицированные люди,

— или пытаются уколоть ими людей в толпе, не более, чем мифы. Вирус в окружающей среде сохраняется крайне недолго, кроме того, содержание вируса на кончике иглы слишком мало.

Когда следует заподозрить ВИЧ-инфекцию

— Лихорадка неясного генеза более 1 недели.

Увеличение различных групп лимфоузлов: шейных, подмышечных, паховых — без видимой причины (отсутствие воспалительных заболеваний), особенно если

— лимфаденопатия не проходит в течение нескольких недель

— Понос в течение нескольких недель.

— Появление признаков кандидоза (молочницы) полости рта у взрослого человека.

— Обширная или нетипичная локализация герпетических высыпаний

— Резкое снижение массы тела независимо от каких-либо причин

У кого риск заразиться выше ВИЧ-инфекцией

— Лица, практикующие анальный секс

— Лица, имеющие несколько половых партнеров, особенно если не используют презервативы

— Лица, страдающие другими заболеваниями, передающимися половым путем.

— Лица, нуждающиеся в переливаниях крови и ее компонентов.

— Лица, нуждающиеся в гемодиализе («искусственной почке»).

— Дети, матери которых инфицированы.

— Медицинские работники, особенно контактирующие с ВИЧ-инфицированными больными.

К сожалению, к настоящему времени не разработано эффективной вакцины против ВИЧ, хотя во многих странах сейчас проводятся тщательные исследования в этой области, на которые возлагают большие надежды.

Однако пока профилактика заражения ВИЧ сводится лишь к общим мерам профилактики:

— Использование презервативов помогает избежать заражения, однако даже при правильном использовании презерватива он никогда не защищает на 100%.

Правила использования презерватива:

— презерватив должен быть подходящего размера.

— использовать презерватив необходимо с самого начала полового акта до завершения, использование презервативов с ноноксинолом-9 (спермицидом) не снижает риск заражения,

поскольку часто приводит к раздражению слизистой, а, следовательно, к микротравмам и трещинам, что лишь способствует заражению.

в семяприемнике не должно оставаться воздуха — это может способствовать разрыву презерватива. Если половые партнеры хотят быть уверенными в отсутствии риска заражения, они оба должны обследоваться на ВИЧ

— Отказ от употребления наркотиков. Если справится с пристрастием невозможно, необходимо использовать только одноразовые иглы и никогда не использовать общие иглы или шприцы

— ВИЧ-инфицированные матери должны избегать кормления грудью

— Профилактика оппортунистических инфекций

— Профилактика оппортунистических инфекций способствует увеличению продолжительности и улучшению качества жизни больных СПИДом.

Профилактика туберкулеза: для своевременного выявления лиц, зараженных микобактериями туберкулеза, всем ВИЧ-инфицированным лицам ежегодно проводят пробу Манту. При отрицательной реакции (т.е. при отсутствии иммунного ответа на туберкулин) рекомендуют

— принимать противотуберкулезные препараты в течение года.

— Профилактика пневмоцистной пневмонии проводится всем ВИЧ-инфицированным со снижением

— лимфоцитов CD 4 ниже 200/мкл, а также с лихорадкой неясного происхождения с температурой

— выше 37,8С, охраняющейся дольше 2 недель. Профилактику проводят бисептолом.

— Оппортунистические инфекции — это инфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами, являющимися нормальными обитателями нашего организма, и в нормальных условиях не способные вызывать заболевания.

Токсоплазмоз — возбудителем является Toxoplazma gondii. Заболевание проявляется токсоплазменным энцефалитом, т.е. поражением вещества мозга, с развитием эпилептических припадков, гемипарезом (параличом половины тела), афазией (отсутствием речи). Кроме того, возможны спутанность сознания, оглушенность, кома

Гельминтоз кишечника — возбудителями являются многие гельминты (глисты). У больных СПИДом могут приводить к выраженному поносу и обезвоживанию.

Туберкулез. Микобактерии туберкулеза распространены даже среди здоровых лиц, однако заболевание они могут вызвать только при нарушениях иммунитета. Именно поэтому большая часть ВИЧ-инфицированных склонна к развитию активного туберкулеза, в том числе его тяжелых форм.

Примерно у 60-80% ВИЧ-инфицированных туберкулез протекает с поражением легких, у 30-40% — с поражением других органов. Бактериальные пневмонии. Чаще всего возбудителями являются золотистый стафилококк и пневмококк. Часто пневмонии протекают тяжело с развитием генерализованных форм инфекции, т.е. попадания и размножения бактерий в крови — сепсис.

Кишечные инфекции — сальмонеллез, дизентерия, брюшной тиф. Даже легкие формы заболевания, которые у здоровых людей проходят без лечения, у ВИЧ-инфицированных протекают длительно, с многочисленными осложнениями, длительными поносами и генерализацией инфекции.

Сифилис — у ВИЧ-инфицированных чаще встречаются такие сложные и редкие формы сифилиса, как нейросифилис, сифилитический нефрит (поражение почек). Осложнения сифилиса развиваются у больных СПИДом быстрее, иногда даже при интенсивном лечении.

Всегда необходимо обращать внимание на качество употребляемой пищи и воды. Фрукты и овощи необходимо тщательно мыть кипяченой водой, пища должна быть термически обработанной. Непроверенную воду необходимо обеззараживать, в некоторых странах с жарким климатом, даже водопроводная вода бывает заражена. Общение с животными: лучше исключить любые контакты с незнакомыми (тем более бездомными) животными. По крайней мере, необходимо обязательно мыть руки после контакта с животным, даже с собственным. За своим домашним питомцем нужно следить особенно тщательно: стараться не допускать его общения с другими животными и не позволять трогать мусор на улице. После прогулки обязательно мыть, причем лучше в перчатках. Убирать за животным тоже лучше в перчатках.

Как мы видим, существует несколько факторов, которые влияют на наше здоровье: соматическое, физическое, генетическое, нравственное. Они оказывают решающее воздействие на жизнь человека, помогают выполнять ежедневные задачи, успешно реализовывать планы, справляться с трудностями, а если нужно, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье может продлить человеческую жизнь, что непременно важно в беспокойный наш век.

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.

2. Купчинов, Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студ. подготовительных учеб.-тренировочных групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Р.И. Купчинов. — Минск: ТетраСистемс, 2006. — 352 с.

3. Лотоненко, А.В.. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. — М.: «Физкультура, образование и наука», 1996. — 317 с.

4. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие / В.П. Лукьяненко. — М.: Советский спорт. — 2003. — 224 с.

5. Скрипко, А.Д. Технологии физического воспитания / А.Д. Скрипко. — Минск: ИСЗ, 2003. — 284 с.

6. Тексты лекций по курсу «Физическое воспитание» для студентов I — IV курсов всех специальностей / В.А. Коледа, В.А. Медведев, В.З. Марченко. Часть 1. — Гомель, 1993. — 56 с.

7. Теория и методики физического воспитания: учебник для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, [и др.]; под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.

8. Физическая культура студента: учебник / М.Я. Виленский [и др.]; под ред. В.И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2002. — 448 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Физическое здоровье как уровень мобилизации адаптационных резервов организма, его признаки, факторы риска. Влияние генетики, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни, вредных привычек на состояние здоровья людей.

презентация [825,8 K], добавлен 30.09.2013

Процесс формирования здорового образа жизни школьников и студентов. Основные факторы, влияющие на физическое здоровье. Педагогические условия и внеклассная воспитательная работа в создании внутреннего мотива сохранения здоровья у младших школьников.

курсовая работа [103,9 K], добавлен 23.03.2014

Взаимосвязь здоровья населения и социально-экономического уровня развития общества. Факторы формирования и признаки, влияющие на состояние здоровья. Понятие и основные группы профессиональных заболеваний, методика их диагностирования и схема лечения.

презентация [2,2 M], добавлен 02.01.2014

Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

реферат [170,4 K], добавлен 09.03.2017

Основные факторы, влияющие на здоровье человека. Основные негативы образа жизни студентов. Показатели устойчивости к влиянию окружающей среды. Примерный суточный бюджет времени учебного дня студента. Организация режима сна, питания и физических нагрузок.

презентация [13,3 M], добавлен 04.12.2015

Индивидуальное и популяционное здоровье, основные принципы здорового образа жизни. Экология городских популяций, основные факторы, влияющие на самочувствие человека. Проблемы смертности городского населения от болезней и различных аварийных ситуаций.

презентация [60,1 K], добавлен 30.01.2017

Понятие и содержание валеологии как системы знаний и навыков, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение болезней, а также их лечение. История развития, цели и задачи. Факторы, формирующие здоровье.

презентация [85,5 K], добавлен 29.11.2013

Источник

Adblock
detector