Здоровье ребенка и факторы влияющие на здоровье дошкольника
консультация на тему
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_zdorove_rebenka_i_faktory_vliyayushchie_na_zdorove_doshkolnika.docx | 15.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 «Кораблик»
Белова Ольга Константиновна
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых
превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье — это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил
-т.е. здоровый образ жизни семьи
-влияние окружающей среды, экология
— наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
-утренняя гимнастика
-физкультурные занятия в зале и на воздухе
-прогулка
-подвижные игры
-физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза
-корригирующая гимнастика после сна
-дыхательная гимнастика
-психогимнастика
-различные виды закаливания и т.д.
Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
— рациональный двигательный режим,
— разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
— соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,
— смена на занятии различных видов деятельности.
Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей о здоровье детей.
Здоровье — это счастье!Когда человек здоров, все получается!Здоровье нужно всем и детям, и взрослым.Данный материал поможет родителям узнать, как правильно сохранить здоровье детям.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Консультация для родителей.
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет .
Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста«Факторы, влияющие на здоровье ребенка»«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком с.
С раннего возраста закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются баз.
Источник
Здоровье ребенка. Факторы, определяющие и формирующие состояние здоровья детей. Принципы здорового образа жизни.
План лекции:
1. Современные представления о здоровье, определение здоровья, категории здоровых детей.
2. Факторы, определяющие и формирующие здоровье детей в разные возрастные периоды, факторы риска развития заболеваний.
3. Задачи медицинских работников и семьи в управлении процессом формирования здоровья детей.
Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений (БСЭ).
«Педиатрия отличается от медицины от медицины взрослых тем, что она сочетает медицину болезней и медицину развития». И.М. Воронцов. 1997 г.
Здоровье ребенка:
— Это состояние жизнедеятельности соответствующее биологическому возрасту ребенка;
— состояние гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик,
— состояние оптимального формирования адаптационных компенсаторных реакций в процессе роста.
Биологический возраст определяется совокупностью морфо-функциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития.
Критерии биологического возраста ребенка
1. Показатели, отражающие зрелость нервной системы: развитие и исчезновение основных рефлексов у детей грудного возраста;
2. Сроки прорезывания молочных зубов и замена их на постоянные;
3. Зрелость форм тела (пропорций) и признаки полового созревания,
4. Особенности дифференцирования костной ткани, в частности порядок и сроки появления точек окостенения в отдельных частях скелета.
Ряд объективных критериев функционального и ферментативного профиля у детей и подростков.
Морфо-функциональные критерии биологического возраста
1. Зрелость форм тела (пропорций),
Филиппинский тест – полуростовой скачок.
2. Развитие первичных и вторичных половых признаков в пубертатный период.
Очередность развития у девочек:
— Рост молочных желез,
— Появление гладких лобковых волос,
— Период наиболее быстрого роста,
— Лобковые волосы меняют структуру,
— Появление подмышечных волос,
— Первая менструация (менархе).
Очередность развития у мальчиков:
— Начало роста яичек,
— Появление пушковых волос на лобке,
— Незначительное изменение голоса,
— Более грубые лобковые волосы,
— Период наиболее быстрого роста,
— Появление волосяного покрова на ногах и в подмышечных впадинах,
— Появление растительности на лице,
— Волосяной покров на остальных частях тела.
3. Скелетная зрелость (сроки оссификация скелета).
Безлучевой, точный и объективный ультразвуковой метод BonAge представляет результаты непосредственного после исследования.
Критерии оценки здоровья детей:
1 Критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
2 Критерий – уровень нервно-психического развития,
3 Критерий – резистентность организма,
4 Критерий – функциональное состояние органов и систем,
5 Критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
Значимую роль в диагностике уровня здоровья как у здорового, так и у больного ребенка играет оценка резистентности (адаптивного статуса) организма.
«… Система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, подправляющая и даже совершенствующая». Иван Павлович Павлов.
Адаптация – (приспособление) – совокупность приспособительных реакций живого организма к изменяющимся условиях существования, выработанных в условиях длительного эволющионного развития (филогенеза) и способных преобразовываться, совершенствоваться на протяжении индивидуального развития (онтогенеза).
Высокие адаптационные возможности ребенка раннего возраста.
«Общий адаптационный синдром» Г. Селье.
1. стадия – тревоги.
Происходит активная мобилизация адаптационных процессов с резким возрастанием устойчивости к стрессовым воздействиям.
2 стадия – резистентности.
Повышается сопротивляемость организма неспецифического характера.
3 стадия – истощение.
Развивается при слишком сильном или длительном стрессировании. Сопровождается истощением резервных защитно-приспособительных механизмов и падением резистентности ко всем видам стрессовых воздействий.
Варианты функционального состояния человека:
— удовлетворительная адаптация к условиях среды – физиологическая адаптация.
— напряжение механизмов адаптации,
— недостаточная, неудовлетворительная адаптация,
«Здоровье есть способность заболевать и выздоравливать». I. Robin (1992)
Оценка уровня адаптированности организма
Индекс функционального напряжения:
Соотношение артериального давления и частоты сердечных сокращений в покое.
По показателям содержания ионов калия и натрия в смешанной не стимулированной слюне.
Выделяют 3 уровня адаптированности:
— Нормальная – ИФН менее 1
— Патология – ИФН более 2
Социальные аспекты адаптации
Способность к социализации – «включению» в общество – одно из важнейших критериев здоровья ребенка.
Здоровый ребенок это –
— Оптимальный уровень достигнутого развития (физического, нервно-психического и интеллектуального).
— Отсутствие пограничных состояний и признаков хронических заболеваний.
— Достаточная функциональная – социальная адаптация ребенка, широкий диапазон приспособительных реакций, толерантность по отношению к допустимым нагрузкам.
— Высокая степень сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям.
Существуют различные уровни степени здоровья.
Состояние здоровья (уровень здоровья) – это та степень приближения к полному здоровью, в которой человек находится в данный момент.
Заключение по состоянию здоровья ребенка первого года жизни:
Диагноз – Экссудативно-катаральный диатез
Физическое развитие – Дефицит массы I степени
Нервно-психическое развитие – Соответствует возрасту – I группа
Группа здоровья – II
Группа риска – Патология ЦНС, хронические расстройства питания.
Факторы формирования здоровья:
— Факторы риска – это факторы, не являющиеся непосредственной причиной заболевания, но увеличивающий вероятность ее возникновения.
— Факторы устойчивости – это факторы, способствующие увеличение ресурсов здоровья (здоровый образ жизни).
Формирование здорового образа жизни у детей.
Комплекс мероприятий направленных на сохранение здоровья, пропаганду здорового образа жизни:
— мотивирование к личной ответственности за свое здоровье,
— разработка индивидуальных подходов по формированию здорового образа у детей,
— борьба с факторами риска развития заболеваний,
— предотвращение социально-значимых заболеваний среди детского населения,
— просвещение и формирование детского населения о вреде здоровью нарушающих форм поведения.
Стратегии формирования здорового образа жизни:
— Массовая стратегия (популяционный уровень) – формирование здорового образа жизни всех детей с целью предупреждения появления у них факторов риска.
— Стратегии высокого риска (на групповом уровне) – коррекция и устранение факторов в группах детей повышенного риска.
— Индивидуальный (семейный) уровень повышения мотивации в выработке рационального общественного образа жизни.
Управление процессами адаптации и качеством жизни:
— Физические нагрузки и закаливание с рождения
«Физкультура для всех без освобождения!». Физкультура для всех должна быть не спортивной а адаптивной.
Демокрит полагал, что основной фактор сохранения здоровья – рациональный образ жизни (диетика).
«Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а не знают, что сами имеют в своем распоряжении средства к этому». Демокрит.
Многие заболевания взрослых напрямую сопряжены с неправильной организацией питания в детстве.
Нерациональное питание в раннем детском возрасте является фактором риска развития у взрослых:
«Самые выгодные инвестиции – это вложение грудного молока в рот ребенка». У. Черчиль.
Физическое развитее ребенка раннего возраста – это фундамент дальнейшего всестороннего и гармоничного развития, в том числе и духовного.
Ранний возраст – это время приобретения организмом самостоятельности, время адаптации к внешним нагрузкам.
Семья основа здоровья и благополучия всех ее членов!
Отношение родителей к здоровью и их образ жизни (позитивный или негативный) определяет поведение и здоровье детей, которые копируют сценарий поведения родителей.
Модели здоровья и болезни у врача и больного (родителей) могут не совпадать, поэтому врачу полезно учитывать характеристики житейской модели здоровья и болезни.
Эффективное образование в области здорового образа жизни должен привести:
Источник
Состояние здоровья детей и подростков и факторы, его определяющие
Состояние здоровья детей и подростков формируется под воздействием факторов окружающей среды, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на растущий организм. Под окружающей средой понимается целостная система взаимосвязанных биологических факторов и социальных явлений, в которых протекает жизнь детей и подростков. Это и здоровье родителей, и особенности течения беременности, родов и раннего развития ребенка, домашние условия (материально-бытовые), микроклимат в семье, условия общественного воспитания и обучения, организация занятий и отдыха, физического воспитания и питания, санитарно-гигиенические условия в дошкольных учреждениях, школах, СПТУ, состояние атмосферного воздуха и др.
За последние десятилетия достигнуты определенные успехи в охране здоровья детей и подростков. Значительно улучшилось их физическое развитие (в среднем 85% детей и подростков в настоящее время имеет нормальное физическое развитие), резко снизилась частота инфекционных заболеваний, многие формы патологии приняли более доброкачественное течение. Однако, несмотря на достигнутые положительные результаты, наблюдается еще значительное распространение у детей и подростков ряда неинфекционных заболеваний И отклонений, в частности заболеваний носоглотки, органов пищеварения; аллергических заболеваний и реакций, нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой систем. Характер отклонений в состоянии здоровья, так же как и степень выраженности патологического процесса, зависит от возраста детей. У детей 2—4 лет в основном выявляются обратимые сдвиги функционального характера, чаще возникают острые заболевания и лишь в единичных случаях определяется уже сформированная хроническая патология. Хронические заболевания в основном формируются в более старшем возрасте (главным образом в школьные годы), однако у отдельных детей они появляются уже в возрасте 4—7 лет (заболевания носоглотки, органов пищеварения, нарушения осанки, болезни нервной системы, кожи и др.). Первое место среди выявляемой у школьников патологии занимают заболевания носоглотки, среди которых превалирует хронический тонзиллит (поражение небных миндалин). Установлено, что большинство часто болеющих школьников страдают хроническими заболеваниями носа, глотки, придаточных пазух. У детей с заболеваниями носоглотки, особенно у тех из них, кто подвержен частым простудным заболеваниям, в дальнейшем нередко развивается тяжелая хроническая бронхолегочная патология, возникают болезни сердечно-сосудистой системы, почек. Формированию патологии носоглотки у детей и подростков способствуют неблагоприятные климатические условия, загрязнение атмосферного воздуха, плохие бытовые гигиенические условия, нерациональное питание, гиподинамия.
Близорукость занимает особое место в структуре школьной патологии не только вследствие достаточно большого распространения, но и в связи с тем, что прочно занимает .второе место среди причин инвалидности, в том числе лиц молодого возраста (у ‘/б школьников в результате близорукости ограничен выбор профессии). Наряду с наследственными факторами формированию близорукости способствуют гиподинамия, неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, особенно на занятиях в школе (низкий уровень освещенности в классе, неправильная рабочая поза из-за несоответствия школьной мебели гигиеническим требованиям, мелкий шрифт в учебниках и др.). У учащихся специализированных школ (математических, с углубленным изучением иностранных языков и др.) близорукость формируется в 1,5 раза чаще, чем у учащихся общеобразовательных школ.
Значительно распространены также нарушения осанки, плоскостопие, причем за период школьного обучения число детей с данной патологией увеличивается (в 1,5 раза возрастает количество детей с нарушениями осанки, в 2,5 раза — с плоскостопием). Формированию этой патологии способствуют, помимо перечисленных выше неблагоприятных факторов, и такие, как ношение учебников в портфеле, а не в ранце, нерациональная обувь, ранняя спортивная специализация.
В последние годы наблюдается отчетливая тенденция роста заболеваний органов пищеварения, особенно у детей 5—6 и 9—12 лет. Наряду с наследственной предрасположенностью (особенно опасны в этом плане заболевания органов пищеварения у матери) формированию нарушений пищеварительной системы способствуют неблагоприятный микроклимат в семье, нерациональное питание, в том числе недостатки в организации питания в школьных столовых, глистные инвазии, малая двигательная активность, недостаточные отдых и сон. Предрасполагающими моментами являются также несанированные зубы, неправильный прикус.
Профилактика нервно-психических расстройств у детей и подростков является важной медицинской и социальной проблемой. Пластичность и повышенная ранимость психофизиологических функций растущего организма, с одной стороны, усложнение социальных условий (специфика современного ритма жизни в крупных городах, стремительный рост потока информации, малая двигательная активность) — с другой, создают предпосылки для перегрузки нервной системы и развития нервно-психических отклонений в детском и подростковом возрасте. Количество детей с данными отклонениями увеличивается в старших классах, что в значительной степени объясняется переутомлением в связи с возрастающей в этих, классах учебной нагрузкой. Отклонения в ЦНС значительно чаще формируются у детей и подростков, страдающих хроническими заболеваниями. Формированию данных отклонений способствуют нарушения режима дня (недостаточные сон, в основном в связи с длительным приготовлением домашних заданий и просмотром телепередач, и отдых, особенно на свежем воздухе, преобладание двигательно-пассивных видов внешкольной деятельности — дополнительные занятия музыкой, иностранным языком, рисованием и др.); важное значение имеет также неблагоприятная обстановка в семье, особенно в связи с алкоголизмом родителей.
У значительного числа школьников к концу учебного года наблюдается ухудшение здоровья. Если в младших классах это отчетливо проявляется только у детей с хроническими заболеваниями, то в средних и особенно в старших классах наблюдается появление отрицательных сдвигов и у здоровых школьников. Число детей с заболеваниями увеличивается от младших классов к старшим (отмечается рост заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, близорукости, отклонений в ЦНС, сосудистых расстройств). Наиболее неблагоприятная динамика прослеживается у детей и подростков, обучающихся в специализированных школах (математических, с углубленным изучением иностранного языка и др.), в которых объем суммарной учебной нагрузки значительно выше, чем в общеобразовательных школах.
Следует отметить, что сочетанное действие биологических и социально-гигиенических факторов может вызвать и оздоровительный эффект. Так, оптимальная двигательная активность повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и учебной перегрузки.
Источник