Культура здоровья
Культура здоровья (англ. — Сulutre of health) — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, трансдисциплинарная отрасль знания, которая решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека духовного.
Термин предложил в 1968 году профессор В. А. Скумин. С тех пор предоженное понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь.
Содержание
Определение понятия [ править | править код ]
По мнению В. А. Скумина, культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. Как любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование, воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Культура здоровья — это социальная наследственность, она аккумулирует творческую деятельность в сфере здоровья, определяет систему ценностей и приоритетов каждого человека и всего человеческого сообщества. [1]
В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:
Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. [2]
Как утверждают в научной работе, опубликованной в 2012 году, теоретики культуры здоровья проф. О. В. Верхорубова и проф. Н. А. Лобанова: [3]
В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В. А. Скуминым [4] духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека. А здоровье — духовное, психическое, физическое — служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры.
Суть Учения Скумина о культуре здоровья, раскрывается, в частности, в статье (2009 год) по обоснованию мировоззренческого аспекта воспитания культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы университета: [5]
Русский профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека, формирования оптимальной биосоциальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества. Таким образом, В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека.
Гимн «К Здоровью через Культуру»
Основы Учения Скумина о Культуре Здоровья [ править | править код ]
Концепция Учения [ править | править код ]
Мир через Культуру! Мир — Гармония всего сущего, Культура — почитание Света. Достижение иерархической гармонии духовного, психического, физического начал в каждом человеке, в семье, в обществе; обучение искусству оздоровляющего взаимодействия с миром через приумножение света огней жизни; воспитание качеств, необходимых для устроителей Державы Света Солнечной системы, составляют предназначение Учения — достояния и движущей идеи эволюции духовного этноса.
Основой Учения о Культуре Здоровья являются три устоя: Живая Этика, Рериховское культурное наследие, синтез всех достижений в познании жизни. Учение как интегральная отрасль общечеловеческого знания, последовательно разрабатывает актуальные аспекты гармоничного формирования духовных, психических и физических сил индивидуальности, обеспечения наивысшего уровня жизнетворчества, общинного созидания оптимальной среды обитания духовного этноса в Солнечном космопространстве.
Реализуется идея Учения путём обоснования, внедрения и применения наилучших достижений духовной, психической, физической культуры, воспитания духовно-здорового стиля жизни как эталона природного поведения человека духовного; преображения всех сфер его деятельности на основе Учения о Культуре Здоровья. Освоение Учения в конкретных жизненных условиях помогает сохранять, восстанавливать, приумножать индивидуальное и общинное духовнопсихофизическое здоровье.
Идея Учения привлекает к себе, объединяет, устремляет к наивысшей цели солнечно-духовные сознания независимо от этнической, политической, религиозной принадлежности их носителей. Люди, принимающие идею, мыслят в эволюционном ритме Новой Эпохи. Претворяющие её в действительность, обретают самое ценное — жизнь, наполненную здоровыми, светлыми делами, им сопутствует успех в осуществлении благородных начинаний, в общинном устроении Державы Света Солнечной системы.
Альтернатива хаосу и разложению в мире — преображение жизни на основе Учения о Культуре Здоровья. Это поле труда для всех, кто стремится к самопознанию и совершенствованию через сотрудничество с одухотворёнными творческими силами природы, общества, Космоса; кто добивается победы над нообиосоциальным хаосом и его порождениями; кто осознаёт потребность участия в оздоровлении жизни. Преобразим ареал обитания в храм прекрасно-сияющий. Здоровье через Культуру!
Опираясь на концепцию В. А. Скумина (2002) [6] , профессор О. В. Верхорубова (2013) определила основные cоставляющие культуры здоровья человека:
- Культура здорового образа жизни. Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
- Культура использования опыта, накопленного человечеством. Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
- Культура познания самого себя. Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
- Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
- Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
- Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
- Культура реализации генетического потенциала организма. Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
- Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
- Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества. [7]
Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья [ править | править код ]
Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья (НПФК) — система упражнений, способствующих самопознанию и самосовершенствованию, гармонизации духовных, психических и физических качеств человека. Двенадцать НПФК разработаны были в русле практического применением и развития оздоровительных идей Агни Йоги и Рерихизма профессором В. А. Скуминым и обнародованы в конце XX — начале XXI веков. [8] [9]
Герб «К Здоровью через Культуру». Репродукция картины Виктора Скумина
Культура здоровья в научном, музыкальном, литературном и художественном творчестве [ править | править код ]
- Формирование культуры здоровья на уроке иностранного языка в средней школе — Евразийская ассоциация здоровья
- Российская государственная библиотека: Скумин Виктор Андреевич. search.rsl.ru. Проверено 25 Marcn 2016.Архивировано из первоисточника 18 мая 2012.
- Российская национальная библиотека: Виктор Скумин. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2016.
- Инесса Степаненко.МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗБРАННЫХ СТРАНИЦ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ. .proza.ru.
- Библиотека Культуры Здоровья. biblmdkz.ru.
- Поэзия Культуры Здоровья. kult-zdor.ru.
- Притчи Культуры Здоровья. kult-zdor.ru. Проверено 9 апреля 2019.
- Учение Скумина о Культуре Здоровья: Видеотека. kult-zdor.ru. Проверено 5 декабря 2018.
- Библиотека культуры здоровья. ЦНБ Харьковского национального университета имени Василия Каразина. Проверено 28 августа 2018.
Скумин (слева) и Ауновская (справа), Подмосковье, 1981
См. также [ править | править код ]
Хасан Гулиев, Скумин В. А., Аркадий Филатов, Зулькарный Соттаев (слева направо)
Примечания [ править | править код ]
- ↑Культура здоровья. washzdrav.com.
- ↑Мойсеюк. В.. П.Современные подходы к изучению феномена культуры здоровья (укр.) . Восьмая Международная научно-практическая интернет-конференция «Научный потенциал 2012». Проверено 12 сентября 2017.Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
- ↑ Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета : Научный журнал. — Томск: 2012. — № 5.
- ↑В. А. Скумин.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. (см. ISBN )
- ↑Грибок Н. М.Сущностная характеристика культуры здоровья студентов специальной медицинской группы. sportpedagogy.org.ua (2009). Проверено 1 апреля 2019.
- ↑Скумин В. А.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — ISBN 5-88167-019-1. (см. ISBN )
- ↑О. В. Верхорубова.Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования Культуры Здоровья у студентов. cyberleninka.ru. Проверено 15 марта 2019.
- ↑Скумин В. А. Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья — biblmdkz.ru
- ↑Скумин В. А. Практика огненной трансмутации: пятый Солнечный ноопсихофизический Комплекс Культуры Здоровья (5СНПФК)
Основная литература [ править | править код ]
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина. Л. А.Научная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-88167-040-5. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Праздники культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-042-9. (см. ISBN )
Источник
Факторы определяющие развитие культуры здоровья
Здравствуйте, в этой статье я хочу поговорить о том, что являет собой одно из главных понятий Здорового образа жизни – о культуре здоровья.
Культура здоровья – это понятие, которое состоит из теоретических представлений о принципах, способствующих здоровью, а также правильное применение в ежедневной жизни факторов активизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его личностную гармонию, его отношения с окружающими и природой, а кроме этого его самовыражение в различного вида деятельности.
Культура здоровья каждого это взаимосвязь составляющих познавательного, эмоционального, мотивационного и коммуникативного плана.
- Под познавательным критерием мы подразумеваем то, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Тут имеет значение осведомленность человека в отношении физиологических и негативных процессов в организме, и о воздействии на них окружающей среды и образа жизни. Наформирование культуры здоровья также также оказывает влияние то, насколько человек восполняет знания в данной сфере. Следует отметить, что сейчас достаточно часто можно заметить несоответствие образа «культуры здоровья» в понимании человека с его реальным поведением. Я говорю о ситуации, когда стиль жизни человека и поведение не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Возможно это происходит по причине недостаточной мотивации человека на соответствие этому образу.
- Эмоциональный компонент представляет собой физический и социальный уровень благополучия, качественная характеристика жизни. Иными словами, от доминирующих эмоций человека, зависит состояние его психики. А оно, влияет на физическое состояние человека, а также определяет отношение человека в целом к жизни. Факторы, влияющие на эмоциональный фон – это финансовое состояние человека, это качество здоровья, межличностные отношения, личностные проблемы и др. Эмоциональный фон является основой развития психосоматического заболевания или расстройства, поскольку одной из главных причин их появления являются стрессы связанные с эмоциями. Они вызывают перестройку нервных и эндокринных регуляторных механизмов и процессов адаптации. Однако, позитивный эмоциональный настрой благотворно влияет на физическое состояние организма. К примеру, оптимисты менее склонны к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Процесс выздоровления для оптимистов также протекает более быстро.
- Коммуникативный компонент – это важная составляющая здоровья человека, поскольку выражает адекватность взаимоотношений человека в обществе и с окружающим миром. Качество коммуникации зависит от воспитания, личностного опыта, культурного влияния и психологических характеристик личности. Коммуникация отражает самоконтроль, самокоррекцию и уровень психологического здоровья.
- Никакие теоретические знания в сфере культуры здоровья не смогут сами по себе сформировать правильное поведение личности. Активное, сознательное отношение человека к охране и укреплению собственного здоровья должно требовать от личности наличия волевых качеств(самообладание, целеустремленность). Именно поэтомумотивационный компонент, то есть мотивация на формирование высокой культуры здоровья особенно важна, когда речь идет о культуре здоровья.
Формирование культуры здоровья
Формирование культуры здоровья сегодня в обществе представляет собой сложный интегративный процесс. Следует выделить ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на сформированность культуры здоровья личности:
Сегодня социо-экономическая среда влияет на формирование культуры в целом на общество и отдельно на каждого человека. К примеру, дети из семьи с низким социальным статусом менее расположены к занятиям физкультурой, нежели дети из семей из более благополучных семей(По данным ВОЗ).
Очень важна роль культурной среды, вероисповедания, общего уровня образования. К примеру, в Англии проведенное обследование физической активности выявило, что человек, который более образован склонен больше уделять внимания физическими упражнениям (Allied Dunhar national fitness survey). Также установлено, что интеллектуальная профессия в среде тех, кто занимается спортом или физической нагрузкой встречается в два раза чаще, чем профессии неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание издоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Мужчины без работы и ряд безработных женщин ведут, часто ведут, менее активный образ жизни, чем те которые работают (Health update 5: physical activity).
Воспитательный компонент оказывает влияние на образ «культуры здоровья», который уже сформирован культурно-социальной средой. Эффективное образование в сфере культуры здоровья приводит к изменениям в мыслях, переоценке ряда жизненных ценностей ( в основном негативного плана) и появлениям нужных навыков. Как результат – меняется или формируется поведение и стиль жизни. Мы говорим о влиянии, которое оказывается на личность в детский и юношеский периоды, а именно – в учреждениях сферы образования. Факторами, которые являются главными в данном случае будут сберегающая инфраструктура учреждения, формирование и сохранение здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса с применением комплексного подхода. Познавательный и мотивационный компоненты будут в данном случае определяющими при формировании механизма влияния на учащихся. Познавательный компонент – это, в данном случае, информированность учащихся в области культуры здоровья. В учебных заведениях необходимо больше внимания уделять замотивированности учащихся на здоровый образ жизни. Таким образом, вырабатывается осознанная необходимость в личных убеждениях на отсутствие вредных привычек и активность собственной личности.
Сегодня воспитательный фактор усилен влиянием СМИ (телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы). Стереотипность формируется этими источниками информации, а степень доверия молодых именно этим источникам часто выше, чем всем остальным.
Медико-физиологические факторы, влияющие на формирование культуры здоровья – это режим дня и активности человека, мероприятия по оздоровлению, организация физ. воспитания,методика этого воспитания – это личностный опыт в сфере здоровья , а также его привычки.
Культура здоровья должна начинать сформировываться еще в детстве, а затем укрепляться на протяжении жизни человека. Также следует отметить, что человеку необходимо постоянно реализовывать свою теорию о Здоровом образе жизни в своем поведении каждый день, так как это стабилизирует его здоровье.
Понятие “Оздоровление”
Тема ”культура здоровья” стала актуальна в современности относительно недавно, по причине роста болезней, которые связаны с образом жизни человека. У нас в стране проблематика выражается в прогрессе уменьшения численности населения. Основная причина – падение рождаемости. Но кроме этого, высока смертность работоспособного населения, из- за снижения так называемых механизмов адаптации, социально-психологического и физиологического характера. Данная ситуация свидетельствует о необходимости изменить подход к здравоохранению (в центр внимания которого, сегодня попадает больной). Следует больше уделять внимания профилактике болезней, а не их лечению (в центре внимания – здоровый). То есть, нужно выбрать методику, которая направлена не столько на лечение болезни, сколько, на её профилактику, а это – оздоровление
Оздоровление – это увеличение возможности адаптации человека для того, чтобы предупредить заболевание и улучшить качество жизни людей, которые ослаблены под воздействием негативных факторов среды, или которые имеют функциональные расстройства здоровья.
На такой основе появилась концепция «Сохранения здоровья здоровых», в основании которой лежит охрана и восстановление здоровья человека, именно здорового. Появление данной теории определило появление такой отрасли здравоохранения, как восстановительная медицина.
То есть, на первый план выступает сохранение и восстановление здоровья человека а также реабилитация больного или инвалида, а это и есть оздоровление человека. Восстановительная медицина использует современные и традиционные методики оздоровления, применяющиеся человеком тысячелетиями.
В завершении хочется пожелать Вам постоянного роста именно Вашей уникальной Культуры Здоровья и отсутствия болезней на Вашем жизненном пути. Будьте Здоровы!
Источник