Меню

Факторы которые разрушают психическое здоровье

Факторы которые разрушают психическое здоровье

Психология здоровья как отрасль психологической науки имеет целью изучение явлений, относящихся к здоровью. К ее прикладным задачам относятся следующие: выявление, наблюдение, регистрация, анализ, прогнозирование и использование психологических факторов, влияющих на здоровье человека в условиях окружающей среды. При этом используются методы и исследовательские методики, принятые в смежных областях психологической науки – психологии труда, психологии личности, социальной психологии.

В отличие от медицинской психологии, концентрирующей внимание, в основном, на болезни, на психических процессах, функциональных состояниях и свойствах больного человека, рассматриваемого «через призму болезни», для психологии здоровья подобной «призмой» является понятие «здоровье».

В психологии традиционным стало представление о взаимосвязи между свойствами личности, функциональными состояниями и процессами, протекающими в организме [6]. В свою очередь, имеет место связь здоровья, функциональных состояний организма и отношений личности.

Существует множество факторов (как внешних – влияний среды, так и внутренних, обусловленных типологическими особенностями человека), воздействующих на здоровье. Упорядоченное представление о совокупности этих факторов позволяет исследователю подобрать адекватные психологические методики для их выявления. На основании анализа литературных источников по тематике «Психология здоровья» можно сформировать три группы факторов, корреляции которых со здоровьем или с болезнью наиболее сильны [2, 3, 9]. Назовем их: Первичные (предшествующие), передающие (транслирующие) и мотиваторы (факторы общего реагирования).

Рассмотрим указанные группы факторов подробнее.

I. Первичные (предшествующие) факторы: их корреляции со здоровьем и болезнью считаются наиболее сильными [8; 10].

1. Факторы, предрасполагающие к здоровью или к болезни.

а) Личностные свойства и типичные паттерны (варианты) поведения. Это, например, факторы поведения типа «A» (амбициозность, агрессивность, раздражительность, нетерпеливость, убыстренный тип деятельности; преобладающие эмоциональные ответы, характеризующиеся раздражением, враждебностью, гневом), и типа «B» (противоположный стиль). Фактор поведения типа «А» – наиболее исследованный паттерн, влияющий, как показали в начале 70-х годов XX века кардиологи М. Фридман (М. Friedman) и Р. Розенман (R. Rosenman), на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, в частности, ишемической болезни сердца.

Необходимо отметить, что фактор поведения типа «А» никогда не рассматривался клиническими психологами как единственная прямая причина сердечно-сосудистых заболеваний. Скорее, наличие характеристик, присущих этому фактору, делает человека более уязвимым к воздействиям определенного круга стрессоров, связанных, в частности, с потерей контроля над ситуацией, личностной самооценкой, невозможности достижения амбициозных целей и др.

б) Личностные конструкты, связанные с индивидуальными особенностями реагирования на ситуацию – оптимистичный или пессимистичный взгляд на вещи, уровень осознания собственной предназначенности, сила «Я». Такие личностные конструкты, согласно их роли в предрасположенности к здоровью или к болезни, относят усиливающим (или поддерживающим) переменным.

Личностные конструкты, выражающие отношение человека к элементам среды, представленным в конкретной ситуации, определяют их субъективную значимость для здоровья. На основе формируемого отношения к ситуации субъект выбирает определенную коппинг-стратегию.

в) Проблемы эмоционального реагирования. В основном в литературе рассматриваются два «проблемных» (предрасполагающих к болезни) аспекта выражений эмоций. Первый известный как «алекситимия», связан с затруднением человека в вербализации (выражении в словесной форме) собственных эмоций и эмоций других людей. Подобные трудности связаны с множеством психосоматических расстройств, например, с заболеваниями дыхательной системы, в том числе бронхиальной астмой. Второй аспект связывается с так называемым «репрессивным» стилем поведения (тип «С»), характеризующимся избеганием сложных ситуаций, ведущих к конфликту. Его проблема – в невозможности выражать эмоции, особенно негативные, в открытой форме.

2. Когнитивные факторы и особенности человека. Базовыми понятиями в этой группе факторов являются «здоровье», «здоровый образ жизни», «качество жизни», «здоровое поведение». Когнитивных факторов, относимых к числу предшествующих болезни, много, приведем лишь некоторые из них:

– личностная и профессиональная самооценка, их соотношение;

– представление о здоровье и болезни вообще и о себе в этих полярных состояниях;

– субъективная оценка оптимальной, желаемой и реальной продолжительности жизни;

– восприятие собственной уязвимости и риска развития тех или иных вариантов телесного и личностного нездоровья применительно к себе;

– индивидуальное соотношение потребностей и уровня достижений в наиболее значимых сферах – личностный рост, секс, профессиональная деятельность, семья, дружба и др.;

– самоконтроль и контроль за текущей ситуацией в наблюдаемой окружающей действительности.

3. Факторы социальной среды:

а) проблемы профессиональной адаптации, профессионального окружения, профессиональной защищенности;

б) проблемы брака и семьи;

в) влияние социально-экономического и политического (включая факторы социального окружения, особенности профессиональной среды и др.) контекста на человека.

4. Демографические факторы: пол, возраст (с учетом психологического возраста), принадлежность к этнической группе и социальному классу.

Читайте также:  Завести кошку для здоровья

Итак, предрасполагающие факторы различным образом влияют на личность и вероятность здоровья или болезни. Например, человек (который, согласно представлениям Б.Г. Ананьева, предстает как биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность) [1] может стать больным, в том числе на соматическом уровне, из-за своего мотивированного нездорового поведения; личностные факторы могут прямо формировать болезнь через особенности физиологических механизмов; биологические факторы болезни могут быть связаны с личностью; множество разнообразных средовых (фоновых) влияний может быть задействовано между болезнью и личностью.

II. Передающие (транслирующие) факторы представляют собой специфическое поведение человека, возникающее в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят:

1. Стереотипы поведения, способствующие сохранению здоровья:

– физическая культура и спорт;

– соблюдения режимов безопасности на работе;

– личная гигиена, внимание к состоянию собственного здоровья;

– совладание (коппинг) с разноуровневыми проблемами (переживание и регуляция проблем и стрессоров, саморегуляция и т.д.);

– виды поведения, способствующие здоровью (выбор трудовой деятельности, условий проживания, экологической среды, физическая активность);

– соблюдение правил здорового образа жизни.

2. Стереотипы поведения, не способствующие сохранению здоровья:

– саморазрушающее поведение с суицидными тенденциями;

– многочисленные варианты аддитивного поведения – алкоголизм, наркомания и иные патологические зависимости;

– употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые излишества);

– жертвенность как неадаптивный вариант поведения;

– деструктивные формы профессиональной деятельности («трудоголизм» – как патологическая трудозависимость, гиподинамия).

Исследования психологических механизмов изменения поведения очень перспективны и значительно дешевле высокотехнологических изысканий, однако зачастую ими пренебрегают. В то же время, например, известно, что при диабете второго типа изменение стиля жизни эффективнее, чем медикаментозное лечение, а снижение веса и физическая активность могут предотвратить диабет у тех, кто находится в группе риска.

III. Мотиваторы – факторы общего реагирования:

1. Стресс как общая адаптивная реакция организма и психики. Отметим, в качестве мотиватора стресс выступает тогда, когда его «давление» на организм имеет продуктивный уровень, и говорят о наличии аустресса. Главная особенность аустресса как мотиватора заключается в том, что он приводит в действие другие факторы, прежде всего передающие, активизируя механизмы совладания. При превышении продуктивного уровня (дисстресс) происходит истощение адаптивных возможностей (декомпенсация), и стресс перестает играть роль мотиватора здоровья.

2. Существование в болезни (начало субъективного ощущения болезни, адаптации к острым эпизодам болезни, «борьба» с болезнью).

3. Адаптационные возможности человека как целостна характеристика ресурсов организма. Они включают, в том числе, личностный адаптивный потенциал (ЛАП), по А.Г. Маклакову, или, иначе, адаптивные способности личности [7]. Важное значение в поддержании профессионального здоровья играет индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР) [4].

Мотиваторы, по мнению К.В. Павлова, представляют собой совокупность фоновых реакций человеческого организма при решении вопроса о состоянии «здоровье – болезнь» [8].

Группа первичных (предшествующих) факторов составляет основу, на которой развивается конкретное состояние человека. Совокупность передающих (транслирующих) факторов опосредствует взаимоотношения в системе «человек – среда» путем реализации в сложившихся и ставших привычными стереотипах поведения. Исследователи отмечают, что группа мотиваторов влияет на здоровье и болезни опосредованно – через специфическое поведение (передающие факторы) [10].

Подчеркнем, что воздействие любых внешних факторов на человека происходит опосредованно – через его психику. Индикаторами отклонения здоровья являются негативные психические состояния.

Известно, что самооценка здоровья используется является фактором для получения данных о физическом (соматическом) здоровье человека. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача. При этом необходимо иметь в виду, что врачебное суждение тоже имеет субъективную природу, однако подразумевает в своей основе специальные знания и опыт. При этом врачи предпочитают не диагностировать здоровье, а фиксировать отсутствие конкретных болезней. Исследователи (И.Н. Гурвич, 2000; и др.) отмечают низкий уровень совпадений самооценки здоровья с врачебными суждениями, причем самооценка сдвинута в сторону большего оптимизма [9].

В самооценке здоровья находит свое выражение, в большей степени, социальная и профессиональная успешность человека, чем собственно состояние его здоровья. Но для оценки уровня профессиональной адаптации более объектизизированной является экспертная оценка.

Сохранение здоровья и ощущения благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной, профессиональной и природной среде. В свою очередь, негативные психические состояния являются индикаторами нарушения динамического равновесия (адаптации) в системе «человек – профессиональная среда» являются психические состояния человека и сопровождающее их настроение.

Мы исходим из понимания того, что негативные психические состояния человека выступают в качестве связующего звена между психологическими воздействиями (трудовой, профессиональной нагрузкой) и патофизиологическими изменениями в организме. Иначе говоря, нарушение здоровья, возникновение психосоматических и соматических патологий, заболеваний, зачастую является следствием развития негативных психических состояний в труде (психического утомления, напряженности, монотонии, дистресса и др.). В представлениях специалистов в области психологии труда негативные состояния человека в труде связаны с особенностями целевого и материально-информационного обеспечения профессионального труда (в терминах «цель – средство – результат»). Состояния человека зависят от: 1) степени осознания цели деятельности; 2) наличия необходимых средств (внешних – предметных и ресурсных и внутренних – знаний, умений, навыков, алгоритмов деятельности);3) достижимости результата. Здесь выражена субъективная составляющая, связанная с отношениями личности к условиям деятельности [5], которые являются значимыми психологическими факторами здоровья человека.

Читайте также:  Научные статьи по общественному здоровью

При благоприятном влиянии психологических факторов доминирующее психическое состояние человека – резистентное, а доминирующее настроение – гармоничное (устойчивое, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии факторов доминирующее состояние – дезадаптивное (стресс, утомление, напряжение и др.) или депрессивное (апатия, уныние), а доминирующее настроение – дисгармоничное (тревожное, сниженное, пессимистичное). Настроение, – устойчивый компонент психического состояния, – обеспечивает взаимосвязь структуры личности с физическим и психическим тонусом человека.

Психология здоровья как отрасль психологической науки представляет собой широкое поле для исследования психологических факторов риска развития болезней, влияния социальной и профессиональной среды на здоровье.

Источник

Факторы, повреждающие психическое здоровье

Нервно-психические заболевания являются следствием ряда воздействий, нарушающих нормальное взаимодействие организма с внешней средой. К ним относятся инфекции, интоксикации, физические и психические травмы, нару­шения обмена веществ и эндокринной системы. Определенное значение имеют наследственность, травмы при родах и неправильное развитие в раннем детс­ком возрасте.

Особенно следует подчеркнуть, что в развитии психического заболевания, помимо силы неблагоприятного воздействия, большое значение имеет общее со­стояние организма человека, прежде всего его нервной системы. Другими сло­вами, психические болезни развиваются в тех случаях, когда вредное воздействие внешних факторов превышает предел выносливости нервной системы и психи­ки. Один и тот же болезнетворный агент, не вызывая существенных нарушений у одного человека, может явиться причиной тяжелого заболевания у другого.

Нервно-психические расстройства могут носить кратковременный харак­тер или протекать длительно как в виде хронического изменения, так и в виде периодически повторяющихся приступов.

Нарушения психического здоровья человека могут повлечь за собой сома­тические заболевания, а любое соматическое заболевание в той или иной сте­пени изменяет психический облик человека. Оно мешает его работоспособнос­ти, вызывает страдания и чувство тревожного ожидания.

Тяжело влияет на психику боль, особенно если она воспринимается как сиг­нал опасности, угрожающий жизни. Больные часто отвечают на болевые раз­дражения эмоциональными реакциями, сопровождаемыми стонами, плачем, страхом. При этом нарушается сон, что еще более усугубляет общее состояние организма. Болезнь направляет внимание человека на его внутренний мир и порождает неизвестные до того ощущения, представления и эмоции.

В то же время длительное эмоциональное напряжение, чрезмерное пере­утомление, нарушения режима труда и отдыха, неустроенный быт, злоупотреб­ление спиртными напитками, снотворными, табакокурение могут привести к стойким нарушениям функций сердечно-сосудистой и пищеварительной сис­тем. Наблюдения специалистов различных направлений показали, что возник­новение гипертонической болезни, заболеваний сердца, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки часто связаны с так называемой стресс-реакцией. В результате создается как бы порочный круг, когда нервно-психические расстройства утяжеляют течение соматического за­болевания, а это в свою очередь усугубляет течение болезней нервно-психи­ческого характера.

Одним из широко распространенных факторов, повреждающих психичес­кое здоровье, является злоупотребление алкогольными напитками. Всем достаточно хорошо известно негативное влияние алкоголя на состояние внут­ренних органов и физиологических систем организма человека, но его воздействие на нервную систему, психику для многих остается вне поля зрения.

Развитие алкоголизма как болезни (неумеренное и систематическое упот­ребление алкогольных напитков) проходит три последовательных стадии, каж­дая из которых затрагивает все уровни психического здоровья человека.

Отклонения со стороны нервной системы проявляются уже на начальной стадииалкоголизма и своего максимума достигают к концу формирования бо­лезни. Это — снижение умственной работоспособности, расстройства сна, силь­ные головные боли, немотивированное повышение настроения, сочетающееся с раздражительностью и признаками гнева. Характерной особенностью начала заболевания является повышенная переносимость организмом алкоголя с увеличением доз спиртного.

Со второй стадиинаблюдаются более выраженные нарушения индиви­дуально-психологического и личностного здоровья. При этом резко ослабляет­ся память, нарушаются внимание и мышление, изменяется структура межлич­ностных отношений. Возникают алкогольные психозы, появляются белая го­рячка и галлюцинации. «Алкогольная деятельность» становится ведущей в иерархии жизненных потребностей человека. На этой стадии алкоголизма про­является так называемый похмельный синдром, характеризующийся болезнен­ным состоянием организма в связи с недостатком привычного для него алко­гольного вещества, патологически включенного в общий обменный процесс. Признаками похмельного синдрома являются слабость, дрожание рук, одыш­ка, сердцебиение, головная боль.

Читайте также:  Уроки здоровья для детей начальной школы

Максимальное увеличение доз алкогольных напитков, полное снятие контроля за количеством выпитого, неодолимый характер влечения к алкоголю приводят на третьей стадиизаболевания к сильнейшим нервно-психическим нарушениям. У больных наблюдается общее ослабление и истощение организма, воспаление периферической нервной системы. Поражение лобных отделов коры головного мозга приводит к психопатизации личности с расторможением влечений, ярко выраженными нарушениями поведения, к некритичности поступков, отсутствию переживаний за себя и близких. Именно эти особенности объясняют ту крайне удивительную для нормального человека легкость, с которой женщины, страдаю­щие алкоголизмом, отказываются от своих детей, не проявляют никакого беспо­койства об их здоровье и воспитании.

Общей тенденцией всех глубоких изменений личности при развитии алко­голизма являются общая деградация человека, утрата высших эмоций и эти­ческих норм.

К числу факторов, наиболее быстро и сильно нарушающих психическое здо­ровье человека, относятся наркотики.

Группу наркотических веществ представляют традиционные наркотики — опий и его алкалоиды: морфии, кодеин, героин, а также кокаин, гашиш, мари­хуана и синтезированные человеком психотропные лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие, стимулирующие). Все эти вещества и некото­рые средства промышленной и бытовой химии обладают психоактивным дей­ствием и способны вызывать болезненное привыкание, которое получило на­звание токсикомании.

Способность наркотических веществ вызывать пристрастие (лекарствен­ную зависимость) объясняется их фармакологическим действием на те зоны мозга, раздражение которых приводит к возникновению положительных ощу­щений. Наркотические средства, вызывающие токсикоманию, активизируют зоны комфорта, удовольствия, награды, поощрения, положительного подкреп­ления и тем самым эмоционально усиливают положительные реакции. При этом формируется новая жизненно важная потребность — потребность в употребле­нии наркотиков и других токсических препаратов.

Формирование наркомании как болезни проходит три стадии, каждая из ко­торых характеризуется определенными формами зависимости.

Эйфория состояние наркотического опьянения, которое отражается в субъективных эффектах удовольствия, наслаждения, мнимом улучшении фи­зического и психического самочувствия. Наркотическое опьянение обязатель­но сочетается с расстройством восприятия, изменением мышления. Степень воз­действия наркотика находится в прямой зависимости от вида препарата, при­нятой дозы, а также связана с предыдущим опытом его потребления.

Параллельно с эйфорией возникают и усиливаются явления психическойзависимости состояние, при котором наркотическое вещество вызывает чувство удовлетворения и требует повторного или постоянного его введения. Она проявляется в неотступных мыслях о наркотиках, в подъеме настроения в предвкушении их приема и, наоборот, в раздражительности, подавленности при отсутствии привычного средства. Если здоровому человеку доступны различ­ные удовольствия, чувство психологического комфорта в разнообразных ситу­ациях, то наркоман достигает его, только находясь под действием наркотичес­кого препарата.

Появление признаков физической зависимостипроявляется в интенсив­ных физических расстройствах и наблюдается в случаях прекращения введения наркотиков. Такие расстройства, называемые абстинентным синдромом, и представляют комплекс специфических симптомов психического и физическо­го свойства, которые характерны для действия каждого вида наркотиков: зево­та, слезотечение, исчезновение аппетита, мышечное онемение, боли в жева­тельных мышцах, мышцах спины и конечностей, рвота, изнурительный понос и т.д. Выраженность абстинентного синдрома зависит от продолжительности нар­котизации организма.

Наркомании наиболее сильно подвержены слабые, неуравновешенные лич­ности, легко попадающие под дурное влияние, склонные к праздному времяп­репровождению, безделью, с неустойчивыми интересами в жизни. Привыка­ние к препаратам может возникнуть у молодых людей из любопытства, жела­ния испытать на себе действие наркотика.

Под влиянием систематического употребления наркотических веществ про­исходят глубокие изменения на всех уровнях психического здоровья человека. У наркоманов резко нарушается сон, снижается работоспособность, появля­ются галлюцинации и кошмары. Настроение отличается крайней неустойчиво­стью: оно колеблется от раздражительности до полной апатии, от беспричин­ной тоски и недовольства окружающими до минутного состояния благодушия.. При этом ухудшаются память, внимание, способность логически мыслить. По­степенно происходят негативные личностные изменения, когда эгоизм, неиск­ренность, лживость становятся внутренним «я» этих людей. Конечным итогом пагубного пристрастия является психическая и физическая деградация лично­сти, тяжелые психические расстройства, а иногда и смерть.

«. Это похоже на жестокую сказку: идет человек по прекрасному саду и ви­дит красивый дом. Любопытство толкает заглянуть. Входит, а сзади — хлоп. И нет выхода. И внутри нет никакой красоты — пустота, мрак и боль. Можно выйти, разбив стену. Но это сопряжено с большой болью и ужасом. Надеешься на чудо. Чудес не бывает! Кричишь: «Помогите! Услышат ли?» (выдержка из письма 18-летнего наркомана).

Источник

Adblock
detector