Меню

Факторы формирующие здоровье школьника

Факторы, формирующие здоровье детей и подростков
статья по физкультуре на тему

Факторы, формирующие здоровье детей и подростков

Скачать:

Вложение Размер
faktory_formiruyushchie_zdorove_detey_i_podrostkov.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы формирующие здоровье детей и подростков

1. Здоровье родителей
Как известно, генетическая составляющая играет довольно важную роль в становлении здоровья. Однако многие списывают на наследственность гораздо больше, чем стоило бы. На самом деле, вероятность развития тех или иных патологических состояний в большей степени зависит от воздействия окружающей среды. Тем не менее, от того, как родители готовились к рождению крохи, зависит многое в становлении его здоровья на начальном этапе, ведь предрасположенность к тем или иным заболеваниям закладывается еще в материнской утробе. Так если мама и папа еще до зачатия крохи прошли все необходимые исследования, отказались от вредных привычек, вылечили все болезни, то их ребенок имеет больше шансов на рождение абсолютно здоровым.
2. Экология
К сожалению, этот фактор оказывает достаточно значимое влияние на формирование здоровья ребенка. Во время беременности будущей маме желательно побольше находится в зеленых зонах, не дышать дымом и выхлопными газами. После рождения ребенка нужно гулять с ним на природе, выезжать на лето к морю либо подальше от шумного города, например, в деревню.
3. Микроклимат в семье
Данный фактор играет очень важную роль на становление здоровья ребенка и подростка. Многие специалисты утверждают, что болезни, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни, в большей части имеют психосоматическую природу. Это значит, что они провоцируются какими-то неприятностями, неразрешенными конфликтами и другими проблемами.
У маленьких детей весь их мир – это семья, поэтому если родители любят друг друга, дарят друг другу внимание и нежность, то ребенок имеет все шансы вырасти эмоционально адекватным и физически здоровым. Влияние постоянных скандалов, ссор и даже драк приводит не только к психологическим травмам, но и к явным заболеваниям. Кроме того дети с эмоциональной нестабильностью часто становятся агрессивными, связываются с дурными компаниями, пробуют в раннем возрасте алкогольные напитки и сигареты, что соответствующим образом сказывается на состоянии их здоровья.
4.Образ жизни
Основное влияние на здоровье ребенка оказывает тот образ жизни, который ведет семья и согласно которому приходится жить ему самому. Этот фактор включает в себя несколько подпунктов, а именно правильное рациональное питание, адекватные физические нагрузки и воздействие свежего воздуха (закаливание, прогулки и т.п.).
5. Питание
Так здоровье малыша и правильное рациональное питание тесно взаимосвязаны. Этот факт известен каждому из нас. Многие уверены, что здоровые дети должны есть исключительно по расписанию – четыре раза в день. Однако такое мнение ошибочно. При правильном подходе к питанию ребенок должен есть по аппетиту, соответственно не нужно заставлять его есть, если он не хочет.
Желание подкрепится – это наглядный индикатор состояния организма, и переедание может приносить вред. При насильственном кормлении как раз таки и возникает переедание, а это перенагружает желудок и приносит множество неприятностей.
Для полноценного питания в рационе ребенка должны обязательно присутствовать овощи и фрукты, рыба, нежирное мясо, яйца. Не стоит забывать и о молочных продуктах, соках, кашах. Родители должны грамотна распределить питательный набор на целый день, так, чтобы ребенок получал все необходимые ему вещества, обеспечивающие полноценный рост и развитие.
6. Физические нагрузки
Детей нужно с малых лет привлекать к спорту. Еще с грудничками можно посещать занятия в бассейне, ходить на сеансы массажа и лечебной физкультуры.
Деткам более старшего возраста на пользу пойдут различные платные тренировочные мероприятия, либо просто длительные прогулки на свежем воздухе.
Особенно полезно проводить максимально много времени с ребенком, показывая ему на своем примере, что физкультура и спорт это хорошо. Отличной традицией являются семейные воскресные прогулки на роликах, утренние либо вечерние пробежки на ближайшем стадионе.
Во время любых спортивных занятий родителям стоит учитывать, что кровообращение у ребенка работает гораздо лучше, чем у взрослого, поэтому одевать активного малыша нужно легче, чем себя.
7. Свежий воздух и закаливание
Чтобы вырастить действительно здорового малыша нужно уделять время его закаливанию. Это и обливания прохладной водой, и прогулки в любую погоду, и хождение босиком. Еще с грудного возраста нужно оставлять малыша голеньким для своеобразных воздушных ванн. Все эти мероприятия тренируют иммунную систему, помогая ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Благодаря этому ребенок будет нормально переносить сквозняки, похолодания, атаки микробов и вирусов, а при заболеваниях выздоровление будет наступать намного быстрее.

Заключение
Навскидку видно, что более чем на три четверти факторы влияющие и формирующие здоровье детей зависят от их родителей. Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов, но основной критерий его становления – это правильный образ жизни, как малыша, так и его родителей. И не нужно перекладывать свою ответственность на садик и школу. Не занимайтесь самообманом! Что посеете – то и пожнете…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе, сделана попытка выявить причины резкого, катастрофического падения интереса детей к физической культуре и спорту, подвижным играм, вообще к активным формам отдыха.

Презентация раскрывает понятие «психическое здоровье», факторы влияющие на психическое здоровье, распространённость и типы психических расстройств, признаки поведения ребёнка на которые необходимо обр.

В настоящий момент в нашей стране ощущается недостаток здорового спортивного поколения. От здоровья спортсмена зависит результативность его спортивных показателей. Цель работы: описать сис.

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миро.

Что такое школьный стресс? Почему дети в школе страдают физически и психически? Какие факторы влияют на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию у работников образования? Данные при.

Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни.

Особую значимость и актуальность проблема здоровьесбережения учащихся приобретает в выпускных классах средних общеобразовательных школ.

Источник

Факторы, определяющие и формирующие здоровье подростков-школьников: пути оценки и механизмы управления ими в современных социально-экономических условиях

Анализ и оценка распространенности нарушений саногенеза, связанных с качеством первичной профилактики, у школьников 12–14 лет, механизмы их выявления и устранения в условиях амбулаторной педиатрической службы. Эффективность диагностики и профилактики.

Рубрика Медицина
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 29.12.2017
Размер файла 432,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Факторы, определяющие и формирующие здоровье подростков-школьников: пути оценки и механизмы управления ими в современных социально-экономических условиях

диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы. Одной из первоочередных задач медико-социальной политики Российской Федерации является повышение уровня здоровья граждан, крайне необходимое для качественной реализации экономического, интеллектуального, трудового, культурного и демографического потенциала страны (Медведев Д.А., 2009). Выполнение Национального проекта «Здоровье» уже позволило добиться определённых положительных результатов, в том числе в педиатрии, особенно в сфере оказания медицинской помощи новорождённым и детям первых месяцев жизни (Голикова Т.А., 2010). Тем не менее, в состоянии здоровья детей других возрастных групп, в первую очередь, школьников, сохраняются негативные тенденции (Баранов А.А., 2010; Голикова Т.А., 2010; Кучма В.Р., 2009). Так, официальные показатели заболеваемости детей школьного возраста ежегодно увеличиваются на 4-5%. По данным углублённых исследований, дети с I группой здоровья составляют не более 5-10% среди младших школьников и практически отсутствуют среди учащихся средних и старших классов. До 70% школьников имеют хронические заболевания, причём по мере взросления патологическая поражённость прогрессивно повышается, достигая критических цифр у подростков (Баранов А.А., 2010; Голикова Т.А., 2010). Особую значимость проблеме придаёт тот факт, что именно состояние здоровья современных подростков-школьников будет определять демографическую ситуацию и перспективы развития страны в ближайшие годы. Таким образом, необходимость принятия срочных мер, направленных на объективную оценку уровня здоровья и управление здоровьем школьников подросткового возраста, на сегодняшний день не вызывает сомнений.

Известно, что максимальные возможности для сокращения заболеваемости обеспечивает медицинская профилактика (Агаджанян Н.А., 2000; Казначеев В.П., 1980Pelletier K.R., 2010; Phillips R.L., 2010). Профилактические мероприятия в педиатрии позволяют не только повысить уровень здоровья и саногенетический потенциал детей, но и предотвратить развитие многих форм патологии, на которые приходится значительный процент временной и стойкой утраты трудоспособности взрослого социально активного населения (Доскин В.А., 2006; Кобринский Б.А., 2000; Кучма В.Р., 2008; Максимова Т.М., 2008; Esposito L., 2009; Goff D.C., 2007). Для определения ведущих направлений профилактической работы необходимы исследования по выявлению наиболее распространённых и прогностически значимых патологических состояний, а также факторов, повышающих вероятность их формирования, причём важно, чтобы исследования такого рода основывались на принципах доказательности (Currie C., 2004; Dahlgren G., 1995; Phillips R.L., 2010).

Создание теоретически обоснованной доказательной базы необходимо для формирования чётких, экономически целесообразных и тактически продуманных механизмов первичной профилактики, в том числе для разработки системы действий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. В современных условиях, особенно при работе с подростками, важна не только наглядность и доступность медицинской информации, но и её доказанная достоверность, повышающая вероятность активного восприятия, осмысления и дальнейшего выбора грамотной позиции в вопросах, связанных со здоровьем (Журавлева И.В., 2002; Чичерин Л.П., 2005; WHO, 2003).

Не менее важной задачей является оптимизация вторичной профилактики: выделение групп риска по развитию патологий, своевременное выявление и коррекция факторов риска. Решение данной задачи возможно в рамках системы массовых профилактических осмотров детского населения (Баранов А.А., 2008; Жданова Л.А., 2005; Ильин А.Г., 2005). Вместе с тем, существующая система профилактических осмотров, при всех её положительных чертах (полнота охвата, бесплатность, доступность, периодичность), не обладает необходимой диагностической эффективностью и характеризуется высоким уровнем материальных, трудовых и временных затрат (Черная Н.Л., 2009; Чичерин Л.П., 2005; Шейман И.М., 2008; Шишова А.В., 2009). Данный факт определяет необходимость модернизации системы, её переориентации в соответствии с современными социально-экономическими условиями и потребностями.

Таким образом, для выработки рациональных тактических решений, направленных на повышение уровня здоровья и снижение патологической поражённости подростков-школьников, необходимо подробное изучение факторов, определяющих и формирующих здоровье в современных условиях, и путей профилактики нарушений саногенеза.

Цель исследования — установить степень влияния медико-биологических и социально-средовых факторов на объективные и субъективные показатели, характеризующие здоровье подростков-школьников 12-14-летнего возраста, для создания научно обоснованных и практически целесообразных алгоритмов ранней диагностики и профилактики наиболее распространённых форм патологии.

1. Выделить приоритетные факторы социального, генеалогического и биологического анамнеза, оказывающие влияние на здоровье современных подростков-школьников, их вклад в формирование наиболее распространённых в подростковом возрасте патологических состояний.

2. Установить истинную распространённость нарушений саногенеза, связанных с качеством первичной профилактики, у школьников 12-14 лет, определить возможность и механизмы их выявления и устранения в условиях амбулаторной педиатрической службы.

3. Определить уровень медицинской активности и осведомлённости семей в вопросах здоровья и здорового образа жизни, сопоставить восприятие уровня собственного здоровья детьми подросткового возраста и их окружением с медицинскими данными.

4. Оценить эффективность диагностики и профилактики нарушений здоровья у подростков-школьников при существующей системе медицинского обслуживания, определить возможные пути оптимизации системы диспансерных осмотров.

5. Создать доказательную базу для алгоритмов оценки риска, диагностики и профилактики патологических состояний, распространённых у детей школьного возраста, на этапе амбулаторной педиатрической службы.

6. Определить влияние современной школы, ориентированной на интенсификацию образовательного процесса и внедрение инновационных принципов обучения, на состояние здоровья и здоровьеформирующее поведение учащихся.

Научная новизна исследования

Выделены основные биологические, средовые, социально-психологические и медицинские факторы, определяющие формирование здоровья в анте- и постнатальном онтогенезе и оказывающие непосредственное влияние на уровень здоровья подростков-школьников 12-14-летнего возраста.

Разработана новая система дифференцированной оценки нутритивного статуса, основанная на соотношении жирового и безжирового компонентов массы тела, позволяющая выделять 5 разновидностей нутритивных нарушений, для каждого из которых определены факторы риска и основные направления ранней диагностики и коррекции.

Статистически доказана возможность использования калиперометрии и расчёта индекса Кетле для косвенной оценки жирового компонента массы тела у детей среднего школьного возраста.

Установлена истинная распространённость у школьников 12-14 лет патологических состояний, преимущественно связанных с нарушениями образа жизни и недостаточностью первичной профилактики (нутритивные нарушения, акне, суб- и декомпенсированный кариес, сколиотическая деформация позвоночника, аномалии рефракции и аккомодации, нарушения функционального состояния организма). Идентифицированы факторы риска по их развитию, предложены механизмы количественной оценки риска, определены основные пути профилактики.

Обоснована необходимость принимать во внимание уровень медицинской и социальной культуры семей для достижения комплаентности и повышения эффективности профилактической работы с детьми и их родителями.

Предложены пути повышения диагностической эффективности плановых медицинских осмотров школьников за счёт совершенствования системы первичного скрининга, количественной оценки риска патологических состояний и дифференцированного определения объёма дальнейшего медицинского сопровождения школьника в зависимости от результатов скрининга.

Обоснована необходимость расширения профессиональной компетенции врачей-педиатров и среднего медицинского персонала в смежных с педиатрией отраслях для своевременного выявления патологических состояний при профилактических осмотрах школьников.

Практическая значимость работы

Установлены и обоснованы основные направления медико-социальной работы по повышению медицинской грамотности населения, формированию осознанного отношения к здоровью, созданию доминанты здоровьеформирующего поведения.

Разработана и внедрена «Карта наследственности», использование которой при сборе сведений генеалогического анамнеза поможет повысить достоверность получаемой информации и оптимизировать временные затраты медицинского персонала.

Подготовлены методические пособия для родителей, содержащие рекомендации по формированию здоровой внутрисемейной среды и поддержанию стереотипов здоровьеформирующего поведения в семьях.

Разработаны региональные нормативы индекса Кетле и значений суммарной толщины 5 кожных складок (по результатам калиперометрии) у мальчиков и девочек 12-14 лет.

Составлены прогностические таблицы, позволяющие проводить количественную оценку риска патологических состояний, распространённых у детей 12-14 лет.

Предложена схема оптимизации диспансерных осмотров школьников с расширением диагностических возможностей доврачебного скрининга.

Определена необходимость и целесообразность практического использования современных методов исследования (калиперометрия, расчёт индекса Кетле, сколиометрия, оценка функции равновесия, определение общей физической работоспособности) при плановых профилактических осмотрах детей в образовательных учреждениях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Прогрессирующее снижение уровня здоровья подростков-школьников является комплексной медико-социальной проблемой, ассоциированной с высокой распространённостью факторов риска в генеалогическом, социальном, биологическом анамнезе семей и высокой степенью реализации имеющегося риска при отсутствии эффективных методов его своевременного прогнозирования и устранения.

2. Высокая патологическая поражённость подростков-школьников в значительной степени обусловлена действием управляемых факторов риска, своевременное выявление и устранение которых может и должно осуществляться в условиях амбулаторной педиатрической службы.

3. Снижение уровня заболеваемости населения в современных условиях невозможно без повышения общего уровня медико-социальной активности: формирования грамотного ценностного отношения каждого человека к своему здоровью, чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, активного и сознательного выбора здоровьеформирующей стратегии поведения, начиная с детского возраста.

4. Для повышения диагностической и профилактической эффективности существующей системы диспансеризации подростков-школьников целесообразно расширение системы первичного скрининга, введение алгоритмов количественной оценки риска патологических состояний, наиболее распространённых у детей данной возрастной группы, с индивидуальным определением последующего объёма педиатрического и специализированного обследования.

Внедрение результатов исследования

Результаты исследования внедрены в практическую деятельность лечебно-профилактических учреждений г. Ярославля и Ярославской области, использованы при создании документов:

1. Совершенствование методики сбора и оценки наследственного анамнеза в амбулаторной педиатрической практике: Методические рекомендации. Утверждены директором Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. Ярославль, 2010.

2. Использование современных методов оценки физического развития в педиатрической практике: Методические рекомендации. Утверждены директором Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. Ярославль, 2010.

3. Паспорт здоровья ребёнка от 0 до 3 лет: справочное руководство для родителей. Утверждено директором Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области. Ярославль, 2008.

4. Дорога к здоровью: здоровый образ жизни и профилактика заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста (советы родителям): пособие для врачей и педагогов. Ярославль, 2010.

5. Дорога к здоровью: здоровый образ жизни и профилактика заболеваний у детей школьного возраста (советы родителям): пособие для врачей и педагогов. Ярославль, 2010.

Результаты используются при обучении студентов педиатрического факультета, интернов, ординаторов и врачей-педиатров на циклах общего и тематического усовершенствования в Ярославской государственной медицинской академии.

Основные положения исследования доложены на международной научной конференции «Актуальные проблемы адаптации организма в норме и патологии» (Ярославль, 2005), межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Поколение 90-ых. Здоровье» (Ярославль, 2005), научно-практической конференции, посвящённой 85-летию Областного центра медицинской профилактики (Ярославль, 2006), 58-ой, 59-ой, 60-ой международных конференциях «Чтения Ушинского» (Ярославль, 2006-2008), научно-практической конференции-семинаре «Педагогические и медицинские аспекты раздельного обучения» (Ярославль, 2006), 2-ой межрегиональной специализированной выставке-симпозиуме «Медицина и здоровье — 2006» (Ярославль, 2006), областной научно-практической конференция «Современные диагностические и реабилитационные технологии в педиатрии» (Ярославль, 2006), ХI конгрессе педиатров России (Москва, 2007), I Всероссийском съезде работников муниципального здравоохранения (Иваново, 2007), III Европейском педиатрическом конгрессе (EUROPAEDIATRICS-2008 Istanbul, Turkey, 2008), 4-ой межрегиональной специализированной выставке-симпозиуме «Медицина и здоровье — 2008» (Ярославль, 2008), XII Конгрессе с международным участием «Парентеральное и энтеральное питание» (Москва, 2008), XVI Съезде педиатров России (Москва, 2009), Межрегиональной НПК «Молодая семья: здоровье и репродукция, медико-социально-правовая поддержка» (Ярославль, 2009).

По теме диссертации опубликовано 64 статьи в журналах и сборниках материалов научных конференций, в том числе 18 статей в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований на соискание учёной степени доктора наук.

Объём и структура работы. Диссертация изложена на 332 страницах компьютерного текста, состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, 6 глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы (175 отечественных и 137 зарубежных источников), приложений. Работа иллюстрирована 88 таблицами, 26 рисунками.

Материалы и методы исследования

Организация и объём исследования. Проведение исследования одобрено Этическим комитетом Ярославской государственной медицинской академии. Исследование выполнено на базе лечебно-профилактических учреждений г. Ярославля и Ярославской области: МУЗ Детская поликлиника №5 (главный врач — О.К. Мамонтова), ГУЗ ЯО Областная детская клиническая больница (ОДКБ, главный врач — заслуженный врач РФ Т.Н. Нечаева), МУЗ Детская клиническая больница №1 (главный врач — заслуженный врач РФ С.А. Киселев).

В исследование были включены учащиеся образовательных учреждений среднего (полного) общего образования Заволжского и Ленинского районов г. Ярославля, семьи которых проходили медико-психолого-социологическое анкетирование в рамках международного научного проекта ВОЗ «ELSPAC — The European Longitudinal Study of Pregnancy and Childhood» (Европейское лонгитудинальное исследование беременности и детства; национальный директор ELSPAC в России — д.м.н., профессор Р.К. Игнатьева) (Игнатьева Р.К., 2001; Golding J., 1996). Обязательным критерием включения в исследование было письменно подтверждённое добровольное информированное согласие законных представителей ребёнка и устное согласие ребёнка. При сборе, обработке и хранении информации на всех этапах работы соблюдались принципы конфиденциальности. При заполнении анкет фамилии детей и другие сведения личного характера не указывались. Идентификация проводилась на основании шестизначного шифра, присвоенного каждому ребёнку.

Общий объём исследования составил 795 человек (383 мальчика и 412 девочек), возраст детей на этапе анкетирования и объективного обследования соответствовал интервалу 12 лет 1 месяц — 14 лет 2 месяца.

сеногенез школьник педиатрический амбулаторный

1. Медико-психолого-социологическое анкетирование. Сведения об особенностях условий и образа жизни семей, поведении и активности детей дома и в школе, а также об особенностях восприятия собственного здоровья и здоровья своих близких детьми и их родителями были получены из 6 вопросников: «Мальчик (девочка) о себе» (заполнялись детьми), «Здоровье мальчика (девочки)», «Вопросник о поведении и активности ребёнка», «Среда, окружающая ребёнка», «Вопросник для матери» (заполнялись родителями), «Учитель о ребёнке» (заполнялись классными руководителями детей). Дополнительным источником информации о распространённости хронических заболеваний в семьях стала специально разработанная «Карта наследственности», предназначенная для самостоятельного заполнения родителями под контролем медицинских работников.

2. Выкопировка информации из первичной медицинской документации. В специально разработанных выкопировочных картах фиксировались сведения об особенностях развития детей, начиная с антенатального периода до момента включения в исследование, представленные в первичной медицинской документации: отрывной лист обменной карты родильного дома, родильного отделения больницы — ф. №113/у, история развития ребёнка — ф. №112/у, медицинская карта ребёнка — ф. №026/у-2000.

3. Объективное обследование. Программа объективного обследования была разработана с учётом распространённости патологических состояний у детей подросткового возраста, их прогностической значимости и возможности ранней диагностики и профилактики в амбулаторных условиях.

Углублённая оценка нутритивного статуса включала расширенное антропометрическое обследование (измерение роста стоя и сидя, массы тела, окружностей головы, груди, плеча, бедра, талии, толщины кожно-жировых складок) и определение жирового компонента массы тела методом биоэлектрического импеданса. Все измерения выполнялись по стандартным методикам (Бунак В.В., 1941; Сердюковская Г.Н., 1993; Мартиросов Э.Г., 2006; Harrison G.G., 1988; WHO, 1995). Массу тела и процентное содержание жира в организме (точность 0,1%) определяли при взвешивании на цифровых напольных весах Body Fat Analyser BF662 (Tanita Corporation, Tokyo, Japan). Результаты оценивали в соответствии с унифицированными центильными шкалами, предложенными McCarthy H.D. и соавт. и рекомендованными для использования у детей белой расы Child Growth Foundation, Great Brittan (McCarthy H.D., 2006). Калиперометрию выполняли в 5 стандартных точках на правой стороне тела (над бицепсом и трицепсом плеча, под углом лопатки, над гребнем подвздошной кости, на средине передней поверхности бедра) с помощью пружинного полуавтоматического калипера FatTrack (Accu-Measure, USA; точность — 1 мм) (Мартиросов Э.Г., 2006; Harrison G.G., 1988). В каждой области было сделано по два измерения, если результаты измерений различались более чем на 2 мм, проводилось третье измерение. Для снижения вероятности технических ошибок все измерения проводились одним лицом (автором работы) с помощью одного калипера. На основании первичных результатов обследования рассчитывались производные величины и индексы: жировая и безжировая масса тела (ЖМТ и БМТ, кг), массо-ростовой показатель, индекс массы тела (ИМТ, индекс Кетле), индексы Рорера (рonderal), Вервека, Пинье, Бругша, Брока, Эрисмана, Пирке-2 (Мартиросов Э.Г., 2006).

Оценка состояния кожных покровов включала определение степени тяжести поражения акне в соответствии с классификацией, предложенной Американской академией дерматологии (2002). Кроме того, оценивались наличие себореи, изменений пигментации, фолликулярного гиперкератоза, родимых пятен и других изменений.

Скрининг для выявления сколиотической деформации позвоночника проводился с помощью сколиометра (Scoliometer, Orthopedic Systems Inc., Haywood, California) с определением максимального угла ротации туловища (angle of trunk rotation — ATR). Учитывались максимальные значения ATR в грудном и поясничном отделах. При значениях ATR 7 градусов и более результаты теста считались положительными (подозрение на истинную сколиотическую деформацию позвоночника), при значениях 5 и 6 градусов — сомнительными, при значениях 4 градуса и менее — отрицательными (Amend L.E., 1990; Grivas T.B., 2006). Дети с положительными результатами теста направлялись на консультативный осмотр врача ортопеда-вертебролога. Дети с сомнительными результатами теста рассматривались как группа риска по развитию сколиоза (Grivas T.B., 2006).

Диагностика кариеса и нарушений прикуса выполнялась при визуальном осмотре полости рта педиатром. Интенсивность кариеса оценивали на основании индекса «кариес — пломба — удален» (КПУ).

Расширенный оториноларингологический и офтальмологический скрининг выполнялся совместно с врачами оториноларингологами и офтальмологами ОДКБ. Стандартная процедура оториноларингологического осмотра была дополнена эндоскопическим обследованием носовой полости с помощью оптического фиброскопа. Расширенный офтальмологический скрининг включал сбор и оценку анамнеза, тесты для выявления явного и скрытого косоглазия, нарушений подвижности глаз и параллельности их положения при движении, оценку остроты зрения вдаль и на близком расстоянии, способности к конвергенции, бинокулярности зрения, определение резервов аккомодации вдаль, автоматическую рефрактометрию. Отклонения, зарегистрированные в ходе скрининга, являлись показанием для уточняющего обследования, которое проводилось оториноларингологом и офтальмологом в соответствии с принятыми стандартами.

К функциональному обследованию допускались дети без признаков острых заболеваний, а при наличии хронической патологии — вне её обострения. В исследовании функции внешнего дыхания, церебральной гемодинамики и функции эндотелия принимали участие врачи специалисты по функциональной диагностике ОДКБ. Оценка артериального давления (АД) в покое проводилась в соответствии с алгоритмом, разработанным экспертами Всероссийского научного общества кардиологов и Ассоциации детских кардиологов России (ВНОК, 2003). АД измеряли с помощью цифрового тонометра UA-777 (AND Medical, Japan) по общепринятой методике. Результаты оценивались в соответствии с «Рекомендациями по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков» (Москва, 2003) — с учётом возраста, пола и роста детей. Исследование функции внешнего дыхания выполнялось на приборе MasterScreenBody (Erich Jaeger Gmbh) с приставкой MasterIOS методами классической спирометрии и импульсной осциллометрии. Результаты спирометрического обследования оценивались по таблице «Градация нормальных значений и снижения основных показателей спирометрии для лиц моложе 18 лет» (Спб, 2003). Исследование функции внешнего дыхания методом импульсной осциллометрии (ИО) проводилось с учётом диагностической значимости ИО для выявления обструкции дыхательных путей у детей с нормальными показателями классической спирометрии (Лукина О.Ф., 2005). ИО выполнялась двумя методами: на спокойном дыхании и на манёвре спокойной жизненной ёмкости лёгких (Фомина О.В., 2008). Для оценки функции статического и динамического равновесия были проведены следующие тесты: хождение по перекладине длиной 2 м высотой 5 см с открытыми глазами, поддержание равновесия на перекладине с открытыми и закрытыми глазами, поддержание равновесия на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами (ELSPAC, 2002). В случае технических ошибок или при потере равновесия в ходе пробы ребёнку предлагалась повторная попытка. Повторное невыполнение пробы оценивалось как отрицательный результат. Исследование показателей церебральной гемодинамики (состояния брахиоцефальных артерий и кровотока по ним) и функции эндотелия выполнялось с помощью многофункциональной системы ультразвукового сканирования «SIEMENS SONOLINE G 60 S» с использованием соответствующих датчиков. Для изучения функции эндотелия был выбран неинвазивный метод определения состояния эндотелия с помощью ультразвука высокого разрешения при проведении пробы с реактивной гиперемией (Иванова О.В., 1997; Celermajer D.S., 1994). Изменения диаметра плечевой артерии после реактивной гиперемии оценивали в% к исходной величине с расчётом показателя «опосредованной потоком дилатации» (FMD — Flow-mediated dilation). Нормой считали значения FMD в пределах 10% от исходной величины (Urbina E.M., 2009). Оценка толерантности организма к физической нагрузке выполнялась в ходе нагрузочной пробы на велотренажере BOSCH ERG-550 с непрерывной ступенчато возрастающей нагрузкой. Использовалось 3 уровня нагрузки из расчёта 1, 2 и 3 Вт на кг массы тела ребёнка, длительность каждого уровня составляла 3 минуты. Во время пробы проводился постоянный клинический контроль состояния обследуемого, непрерывное мониторирование частоты сердечных сокращений с помощью A3Polar Heart rate monitor (Polar, Finland) и измерение АД в конце каждой ступени нагрузки с помощью цифрового тонометра UA-777 (AND Medical, Japan). Оценивали показатели общей физической работоспособности ОФР (PWC170) в кгм/мин на кг массы тела обследуемого. Кроме того, вычислялись показатели, характеризующие реакцию сердечнососудистой системы на нагрузку: индекс хронотропного резерва, индекс инотропного резерва, индекс прироста двойного произведения, индекс эффективности работы сердца, максимальное потребление кислорода, производительность работы левого желудочка (ПРЛЖ), коэффициент расходования резервов миокарда (КРРМ), сердечный нагрузочный индекс (СНИ) и максимальный индекс выносливости (МИВ) (Белоконь Н.А., 1987; Михайлов В.М., 2005).

В число задач статистического анализа входило описание количественных и качественных признаков, сравнение групп по количественным и качественным признакам, анализ связи (корреляции) признаков, анализ точности диагностических методов, а также многофакторный анализ данных. Для статистической обработки использовался пакет прикладных программ Statistica ® версии 8,0 (STATSOFT, USA). При выполнении описательной статистики количественных признаков в качестве меры центральной тенденции рассчитывались медианы, в качестве меры рассеяния — интерквартильные размахи (25-й и 75-й процентили). Сравнение двух независимых групп по одному количественному или порядковому признаку проводилось с помощью U-критерия Манна-Уитни (Mann-Whitney U-test), трёх и более независимых групп — с помощью рангового анализа вариаций по Краскелу-Уоллису (Kruskel-Wallis ANOVA). Сравнение групп по качественному признаку выполнялось с помощью критерия ч 2 в модификации Пирсона (Pearson Chi-square), а при малой численности сопоставляемых групп (если значения в одной или нескольких ячейках таблиц ожидаемых частот были меньше или равны 5) — с помощью точного критерия Фишера (Fisher exact р). Анализ наличия и силы связи признаков проводился с помощью метода ранговой корреляции по Спирмену (с, Spearman correlation). В качестве порогового уровня статистической значимости принимались значения р=0,05. В случае множественных сравнений уровень статистической значимости определялся с учётом поправки Бонферрони (Реброва О.Ю., 2002). Анализ точности диагностических методов заключался в расчёте операционных характеристик (диагностической чувствительности, диагностической специфичности, диагностической эффективности, прогностической ценности положительного результата и прогностической ценности отрицательного результата) с построением ROC-кривых (Receiver Operating Characteristic curve). Многофакторный анализ данных проводился на завершающем этапе исследования и был направлен на определение наиболее значимых факторов риска по развитию патологических состояний. Необходимое снижение размерности признакового пространства выполнялось посредством анализа главных компонент. Использовался критерий вращения Varimax normalized. При оценке результатов учитывались только факторные веса, превышающие пороговый уровень 0,70. Полученные данные подвергались нелинейному регрессионному анализу (метод логистической регрессии). В качестве зависимого бинарного признака в каждом случае рассматривалось наличие или отсутствие соответствующего состояния. В качестве независимых (объясняющих) выбирались признаки, характеризующие особенности образа жизни и состояния здоровья детей, полученные при анализе результатов анкетирования, выкопировки сведений из первичной медицинской документации и объективного обследования. Признаки, для которых определялись максимальные регрессионные коэффициенты (натуральные логарифмы отношения шансов) суммировались в соответствующих прогностических таблицах.

Сведения об объёме выполненных исследований представлены в табл. 1.

Источник

Читайте также:  Страхование здоровья со страховой ответ
Adblock
detector