Факторы формирования здоровья школьников
По данным официальной статистики в Российской Федерации показатели заболеваемости детей ежегодно возрастают на 4-5 %. От сорока до шестидесяти процентов детей имеют хронические заболевания, к моменту выпуска из школы число таких подростков прогрессивно увеличивается [1].
Формирование здоровья зависит от влияния ряда экзо- и эндогенных факторов [2]. Экспертами всемирной организации здравоохранения эти факторы были объединены в группы: здравоохранение; биологические свойства организма; состояние окружающей среды; социально-экономические условия и образ жизни.
Каждая группа факторов вносит определенный вклад в формирование здоровья [3]. Максимальная значимость отмечается для фактора «образ жизни и социально-экономические условия» — 49-53 %. Для фактора «биологические свойства организма» значимость составляет 18-22 %, «состояние окружающей среды» — 17-20 %, для фактора «здравоохранение» — 8-10 %.
На наш взгляд, среди факторов, оказывающих влияние на здоровье населения, наиболее значимыми являются биологические свойства организма и социально-экономические условия, и образ жизни. К негативно влияющим факторам связанными с образом жизни и социально-экономическими условиями следует отнести: курение, употребление алкоголя и наркотиков, несбалансированное питание, гиподинамию и прочие [6, 8].
Влияние данных факторов на возникновение заболеваний у взрослого населения является доказанным, а вот влияние их на здоровье детского организма требует более детального изучения и представляет актуальность данного исследования.
Здоровье ребёнка формируется под влиянием многих факторов, в том числе таких, как условия воспитания, обучения, отдыха в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть своей жизни. Непосредственное влияние на формирование здоровья детей оказывают факторы внутришкольной среды, вклад которых составляет 21-27 % [7]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более детальное изучение факторов внутришкольной среды и их влияния на формирование здоровья молодого поколения.
Прослеживается прямая связь между санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений, соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов, организацией образовательного процесса, питания и состоянием здоровья учащихся. Оценивая санитарно-гигиеническое состояние объектов, следует отметить устойчивую тенденцию улучшения материально-технической базы детских учреждений и факторов внутришкольной среды [5,7].
Причинами ухудшения здоровья школьников являются несоответствие условий обучения существующим гигиеническим требованиям, интенсификация процесса обучения и большие перегрузки, особенно на фоне ухудшения социально-экологической обстановки [6].
По данным ряда исследований отмечается сокращение уровня физической активности детей и подростков, что является следствием компьютеризации и технической оснащенности. Эти и другие проблемы подтверждают актуальность предпринятого нами исследования.
Цель данного исследования — изучение влияния различных факторов на формирование здоровья сельских и городских школьников.
Наше исследование проводилось среди учащихся сельских и городских общеобразовательных учреждений г. Ишима и Ишимского района. В рамках проводимого комплексного изучения детских коллективов нами произведено обследование 1085 школьников.
Состояние здоровья оценивали комплексно по показателям заболеваемости, наличию хронической патологии, уровню гармоничности физического и нервно-психического здоровья.
По методике Р.М. Баевского изучался адаптационный потенциал системы кровообращения на основе индекса функциональных изменений. По значению индекса функциональных изменений предложены группы: удовлетворительная адаптация; напряжение механизмов адаптации; неудовлетворительная адаптация; срыв адаптации.
Статистическая обработка результатов производилась с использованием пакета программ «Statistica 6,0».
Для повышения объективности результатов исследования сравнительный анализ проводился в четырех учебных заведениях, два из которых расположены в сельской местности (Карасульская СОШ и Новолоктинская СОШ) и два в г. Ишиме (общеобразовательная школа № 1 и общеобразовательный лицей). Во всех образовательных учреждениях группы были сопоставимы по возрасту, полу. Сравнивались адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета индекса функциональных изменений и состояние здоровья учащихся городских и сельских образовательных учреждений.
Обследованные общеобразовательные учреждения различались организацией и условиями образовательного процесса. В городском лицее обучение строилось по инновационному принципу, учебные планы составлены по различным профилям с углубленным изучением предметов. В городской СОШ № 1 обучение проводилось в традиционной форме, среди всех учебных заведений, только в данной школе, ученики обучаются в две смены. Обучение в Новолоктинской сельской школе было организовано в традиционной форме. В Карасульской сельской СОШ были созданы наиболее благоприятные условия здоровьесберегающей среды: наличие бассейна, тренажерного зала, спортивного зала и стадиона.
Для оценки состояния внутришкольной среды (микроклимата, инсоляции, освещенности, акустического режима) были взяты лабораторные исследования, проводимые в школах санитарно-эпидемиологическими учреждениями.
Основные характеристики школьных зданий в городе и на селе примерно одинаковы. Здание МАОУ СОШ № 1 г. Ишима расположено на центральной улице города К. Маркса с регулярным движением автотранспорта. В городской школе № 1 отмечается нехватка помещений для организации занятий — что является одним из факторов, приводящих к возникновению второй смены.
Как показывает анализ данных, ряд требований к воздушно-тепловому режиму в учебных учреждениях нарушается. Это касается относительной влажности воздуха, не соблюдаются требования к проветриванию учебных помещений, не всегда осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.
Ежедневная двигательная активность обучающихся составляет менее двух часов, за исключением Карасульской СОШ.
Среди причин прогрессирующего роста заболеваемости школьников наиболее часто указываются неблагоприятные условия внутришкольной среды: несоблюдение санитарно-гигиенических требований, нерациональная организация образовательного процесса, высокие умственные и психологические нагрузки. Нами была проанализирована структура заболеваемости городских и сельских школьников (табл. 1). Нарушения осанки среди обследованного контингента учащихся наиболее часто встречались у учеников Ново-Локтинской СОШ (16,75 %). В структуре патологии опорно-двигательного аппарата современных школьников ведущие места занимают нарушения осанки и сколиотические деформации позвоночника.
Структура хронической заболеваемости городских и сельских школьников
Заболевания глаза и его придаточного аппарата
Наиболее часто (5,64 %) сколиоз встречался среди учащихся общеобразовательного лицея. Наименее распространенным сколиоз был среди учеников 1-й городской школы. Значительное распространение данного заболевания может быть обусловлено несоответствием школьной мебели росту учащихся.
Во всех школах отмечена высокая патология органа зрения, а именно — снижения зрения (19,7 ± 5,26 %). Наиболее часто снижение остроты зрения отмечалось среди учеников общеобразовательного лицея (33,23 %), а реже всего встречалось среди школьников сельских образовательных учреждений. Одной из основных причин данного факта является более высокая степень обеспечения техническим оборудованием (компьютеры, планшеты и т.п.) школьников городских школ, причем как в школьной среде, так и в домашних условиях. На наш взгляд, городские школьники гораздо больше времени проводят за компьютером.
Нами было проведено распределение обследованного контингента школьников по группам здоровья (табл. 2). Более половины детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, вне зависимости от места проживания.
Группы здоровья городских и сельских школьников (%)
К первой группе здоровья среди школьников Ишимского района были отнесены примерно 10 % учеников. В МАОУ СОШ № 1 г. Ишима дети, отнесенные к первой группе здоровья, составили 18,74 %, в общеобразовательном лицее — 14,10 %. Большинство обследованных городских и сельских школьников были отнесены ко второй группе здоровья. Среди школьников Ишимского района процент детей, отнесенных ко второй группе здоровья, в Карасульской СОШ составил 89,08 %, а в Ново-Локтинской — 80,74 %.
Среди учеников городских школ процент детей, отнесенных ко второй группе здоровья, значительно ниже. В МАОУ СОШ № 1 г. Ишима — 71,8 %, в общеобразовательном лицее — 63,64 %.
Наибольшее количество детей и подростков, отнесенных к третьей группе здоровья, было выявлено в общеобразовательном лицее г. Ишима — 20,69 % учеников. Среди учащихся 1-й школы г. Ишима процент детей, отнесенных к данной группе здоровья, несколько ниже, и составил 9,27 %.
Наименьшее количество детей третьей группы здоровья было зарегистрировано в Карасульской школе — 1,06 %. Вероятно, это связано с тем, что в последние годы в данной школе создаются условия для организации здоровьесберегающей деятельности школы. В 2007 году введен в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, и учащиеся Карасульской школы получили возможность для занятий различными видами спорта, в т.ч. и плаванием. Дети и подростки, отнесенные к четвертой группе здоровья, составили в Ново-Локтинской — 0,62 %, а в Карасульской — 0,35 %.
В городских школах, по сравнению с сельскими, процент детей, отнесенных к 4 группе здоровья несколько ниже — в МАОУ СОШ № 1 г. Ишима — 0,19 %. В общеобразовательном лицее 1,57 % обследованных школьников были отнесены к пятой группе здоровья.
На наш взгляд, ухудшение состояния здоровья школьников в общеобразовательном лицее объясняется возможной перегруженностью программы обучения, отсутствием спортивного зала.
Таким образом, большинство обследованных учащихся были отнесены ко второй группе здоровья. По сравнению с сельскими школьниками, среди учащихся г. Ишима чаще встречались ученики, отнесенные к третьей группе здоровья. Среди сельских учеников, по сравнению, с городскими,большешкольников второй группы здоровья (более 80%).Наибольшее количество детей с III группой здоровья отмечается в лицее.
При оценке адаптированности к условиям учебной среды исследовался адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета индекса функциональных изменений [8].На основе градации индекса функциональных изменений (ИФИ), нами проведено распределение городских и сельских школьников на группы по уровню адаптации к учебной нагрузке.
По результатам исследования от 40 до 56 % городских и сельских школьников характеризовались удовлетворительной адаптацией. Наиболее высокими показателями удовлетворительной адаптации, независимо от пола и возраста, характеризовались сельские школьники Карасульской СОШ. Самый низкий процент удовлетворительной адаптации был отмечен среди школьников городской школы № 1. Процент учеников с напряженной адаптацией среди городских и сельских школьников изменялся от 27 до 39 %. Наибольший процент школьников с неудовлетворительной адаптацией был выявлен среди учеников городской школы № 1 (27,33±2,77 %), несколько ниже процент детей с неудовлетворительной адаптацией в общеобразовательном лицее и Новолоктинской сельской школе (22-25 %). Минимальное количество учеников с неудовлетворительной адаптацией было нами отмечено в Карасульской сельской школе (10-15 %). Срыв адаптации встречался только среди учащихся городских школ и Новолоктинской сельской школы у девушек и юношей 15 летнего возраста. Ни в одной возрастной группе карасульских сельских школьников срывов процесса адаптации выявлено не было.
Достоверных половых различий по распределению по уровню адаптации не выявлено, за исключением срыва механизмов адаптации. В возрасте 15 лет процент юношей со срывом механизма адаптации в 2 раза превосходит их сверстниц. С возрастом, как у юношей, так и у девушек, отмечается снижение процента учеников с удовлетворительной адаптацией, за исключением школьников Карасульской СОШ. Сравнивая показатели индекса функциональных изменений у учеников городских и сельских школ, можно констатировать, что наиболее благоприятно адаптация к условиям учебной среды протекает в Карасульской СОШ.
Выводы
- Условия обучения в обследованных школах вносят существенный вклад в формирование здоровья учащихся. Состояние здоровья обследованных школьников также определяется типом учебного заведения. Школьники, обучающиеся в общеобразовательном лицее, характеризуются прогрессивным снижением показателей здоровья.
- На здоровье городских и сельских школьников оказывают влияние факторы внутришкольной среды и образа жизни. В структуре хронической заболеваемости школьников на первом месте находятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, на втором — нарушение осанки, на третьем — сколиоз. Заболевания глаза и сколиоз наиболее распространены среди учащихся лицея, а нарушения осанки в сельской Новолоктинской школе.
- Наибольший процент школьников с неудовлетворительной адаптацией был выявлен среди учеников городской школы № 1, несколько ниже процент детей с неудовлетворительной адаптацией в общеобразовательном лицее и Новолоктинской сельской школе. Минимальное количество учеников с неудовлетворительной адаптацией было нами отмечено в Карасульской сельской школе. Ни в одной возрастной группе карасульских сельских школьников срывов процесса адаптации выявлено не было.
Полученные результаты позволят сельским и городским учебным заведениям определить корректирующие направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья учеников.
Рецензенты:
Соловьев В.С., д.м.н., профессор, зав. кафедрой анатомии и физиологии человека и животных ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.
Лихачев С.Ф., д.б.н., профессор, декан факультета экологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.
Источник
Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.
Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.
Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
- Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
- Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
- Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
- Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний
Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.
В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.
А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.
Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.
Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).
С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.
На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.
Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.
Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”
С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.
По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.
По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.
Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.
Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
Источник