Факторы физического здоровья нации
Обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства[5]. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях реальную угрозу национальной безопасности РФ, а так же конституционных прав и свобод граждан представляет усиление экстремизма и других форм его проявления. На сегодняшний день отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов акций, митингов экстремистского характера, борьба с экстремизмом становится глобальной международной проблемой, представляющей серьезную угрозу для безопасности общества. Борьба с терроризмом и экстремизмом является одной из главных задач государственной власти и общества. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Геостратегическая ситуация вокруг России складывается сегодня под влиянием кардинальных изменений, происходящих в системе формирующегося нового облика России и нового облика мирового устройства. Расположение России между Западом и Востоком, между Севером и Югом предъявляет жесткое требование: быть в постоянной готовности к отражению внешних угроз, в том числе и от развертываемых группировок сил и средств воздушнокосмического нападения и противоракетной обороны иностранных государств. Прежде всего речь идет о тех государствах, геополитические интересы которых находятся или могут войти в противоречие с соответствующими интересами России. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции[5]. Началом активного использования спорта в качестве инструмента политического воздействия на общество является период «холодной войны», характеризующийся складыванием биполярной системы международных отношений. Соперничество двух политических, социально-экономических и идеологических систем вынуждало политические элиты СССР и США прибегать к изощрённым технологиям ведения политической борьбы, использовать применительно к противнику элементы «психологической войны». Одним из компонентов такой войны и стал спорт. Однако большинство механизмов использования спорта для политического воздействия на общество, придуманных и апробированных в годы «холодной войны», используются и поныне. Многие из этих механизмов являются «чёрными» технологиями, осмысление которых доступно далеко не каждому члену общества. В этой связи изучение применённых в прошлом механизмов политического воздействия спорта на общество важно и для понимания современных процессов.
Спорту присущи здравоохранительная, образовательная, культурная, духовная, правоохранительная и оборонная функции. Физическая развитость населения способствует улучшению производства, как следствие, возрастает экономический потенциал государства. Все более важной становится его роль в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни. Он «затрагивает и такие, казалось бы несопоставимые явления, как общественное положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценностей.
Формирование здорового облика нации есть первостепенная задача, к выполнению которой стремится каждое государство. Определяющее значение в этом имеет социальный образ жизни, обеспечиваемые обществом и государством доступные стандарты жизнедеятельности человека каждому гражданину, чем определяется уровень и качество жизни населения страны. Для этого общество мобилизует различные средства, которыми реально располагает, и в первую очередь возможности человеческого фактора — масштабов популяции, демографической динамики и состояния здоровья населения. В обеспечении основ достойной жизни всех членов общества важная роль принадлежит промышленному и агротехническому производству, образованию и культуре, в частности физической культуре, спорту и спортивно-оздоровительному туризму, которые представляют собой структурно-функциональные компоненты системы обеспечения национальной безопасности.[2]. Здоровье в глобальном понимании является залогом прогрессивного развития цивилизации в целом. В России же эта проблема в последнее десятилетие озвучивается и как вопрос национальной безопасности.
В современном мире спорт явление, затрагивающее интересы больших групп людей. Спорт выполняет ряд социальных и политических функций, прежде всего, культивирует здоровый образ жизни, что весьма важно и для экономики, и для обороноспособности любой страны. Именно поэтому государство осуществляет контроль над спортом посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, государственных программ и выделения финансирования.
Изучение общих аспектов и проблем, использования средств физической культуры, спорта и туризма для обеспечения национальной безопасности страны в частности социально-экономической безопасности государства Российской Федерации, представляет актуальную и важную тему исследования.
Актуальность исследования изучение здоровья человека как социальной ценности, позволяющей выяснить его политическое, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание. Рассмотрены приоритеты социокультурной политики государства.
Целью исследования ставиться донести до жителей нашей страны, мысль о необходимости восприятия культуры физического воспитания как первостепенной задачи, влияющей на их жизненное благополучие и национальной безопасность страны.
Задача исследования: определить характер общественного отношения к необходимости занятия физической культурой и спортом.
Цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года это улучшение социально-экономического положения страны. Последнее десятилетие положительно сказалось на преодолении негативных тенденций в сфере физической культуры и спорта, наблюдавшихся в 90-е годы. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. Перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Прослеживается, взаимосвязь системы национальной безопасности, целевой направленностью, которой является успешное и плодотворное развитие и функционирование общества и государства для обеспечения гражданам страны достойное существование, с одной стороны, и системы физической культуры, спорта и туризма, обеспечивающих и развивающих жизненные ресурсы организма человека, совершенствование и устойчивое сохранение его природных естественных сил, качеств и способностей.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями[7].
Человек представляет собой ведущий субъект и приоритетный объект системы национальной безопасности, укрепления государства и обеспечения достойного существования и функционирования общества. В то же время именно люди составляют основополагающий ресурс физической культуры, спорта и туризма: социально-экономический и социокультурный эффект физкультурно-спортивного движения, системы физического воспитания населения и туристской спортивной, оздоровительной деятельности появляется и материализуется только при условии активных занятий людей физической культурой, спортом и туризмом. Остро возникла необходимость внедрения комплексных инновационных технологий, базирующихся на современных образовательных и информационных методах, передовых технических средствах обучения, а также научно-технологических достижениях, где основной целью должно стать повышение качества жизни и уровня здоровья, увеличение продолжительности жизни населения. В связи с не простой социально-экономической ситуацией и рядом социальных проблем в нашей стране: детской безнадзорности, наркоманией и преступностью среди молодежи в настоящее время в Российской Федерации назрела ситуация, принятия радикальных мер по качественному улучшению состояния здоровья населения. Формированию новых ценностных ориентиров молодежи (включающих неприятие вредных привычек), высокого уровня гражданственности и патриотизма. Устная, печатная и наглядная пропаганда является одним из мощнейших «двигателей» массового спорта это документальные, учебные, научно-популярные и художественные фильмы, направленные на развитие физической культуры и пропаганду массового спорта. Значительное воздействие в качестве средства пропаганды оказывают массовые спортивные соревнования. Внимание к массовому спорту, который становится основой развития студенческого спорта, а в последствии и спорта высших достижений, стало одним и важнейших условий физического совершенствования и воспитания моральных качеств миллионов граждан нашей страны. Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта в настоящее время является физическое воспитание детей, подростков и молодежи, что способствует решению многих важных проблем таких, как улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и ее качества, профилактика правонарушений. [3].
Целью государственной программы является повышение уровня вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и спортом и достижение устойчивой конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Активная работа проводится по развитию физической культуры и спорта несовершеннолетних и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и других групп лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите. Вместе с тем многие проблемы в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов еще остаются нерешенными. Это неприспособленность материально-технической спортивной базы к особенностям спорта среди инвалидов, недостаточное количество спортивных мероприятий, отсутствие специалистов по адаптивной физической культуре. Но в целом можно наблюдать изменения в лучшую сторону в сфере физического образования, что будет, очевидно, способствовать не только увеличению продолжительности жизни нации, но и возрастанию международного авторитета Российской Федерации[6].
Руководство России нацелено на искоренение физической пассивности и формирование здорового облика нации. Принимаются меры, выраженные в законодательных инициативах, которые должны предоставить возможность населению бесплатно заниматься спортом. Важно отметить, что привить культуру физического воспитания чрезвычайно необходимо в целях укрепления национальной безопасности. Ведь СССР выиграл тяжелейшую Великую Отечественную войну не только благодаря военному преимуществу и мужеству солдат, но и потому, что последние были прекрасно подготовлены физически, так как советская система физического образования была нацелена на формирование сильного народа.
Подводя итог, можно вывести формулу здоровья нации и мирового благополучия, важнейшим слагаемым которой будет физическая культура и спорт. Стремление заниматься должно культивироваться у человека в любом обществе с самого раннего возраста. [2]. Все более важной становится роль физической активности человека в социализации и воспитании подрастающего поколения, формировании образа и стиля жизни. Сфера спортивной деятельности «затрагивает и такие, казалось бы несопоставимые явления, как общественное положение, расовые и национальные отношения, деловую жизнь, модели автомобилей, моду, концепцию героизма и этические ценности» [4]. Поэтому несомненную актуальность приобретает изучение здоровья человека как социальной ценности, позволяющей выяснить его политическое, экономическое, эстетическое, нравственное и психофизиологическое содержание. Определить приоритеты социокультурной политики государств.
Рецензенты:
Колесникова Г.И., д.филос.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики, г. Таганрог;
Коновалов В.Н., д.филос.н., профессор, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону.
Источник
Здоровье граждан – здоровье нации
Общеизвестно, что здоровье нации формируется под воздействием множества факторов, таких как социально-экономические условия, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды, полноценное питание и многое другое. Вместе с тем доказано, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни и всего лишь на 10–15% – от медицины.
Во всем цивилизованном мире признан путь к здоровью через физическую культуру и массовый спорт. Это целесообразно и с экономической точки зрения. По данным ЮНЕСКО, 1 евро, вложенный в развитие массового спорта, позволяет сэкономить на медицинских расходах 12 евро. Жители западных стран активные занимаются спортом, и государство поддерживает их в этом.
Физическая культура – часть общей культуры человека. В нашей стране формирование здорового образа жизни через развитие массового спорта является частью государственной идеологии. Как неоднократно подчеркивал Президент страны А.Г. Лукашенко, развитие спорта в Беларуси – не благотворительность, не бездумная трата бюджетных средств, а реальная возможность оздоровления нации, прежде всего – через приобщение к нему подрастающего поколения.
В настоящее время только 13,5% населения страны занимается физической культурой. Это больше, чем в России или Украине, но все еще недостаточно для выполнения задач в данной сфере. Здесь необходимо отметить ту положительную роль, которую могут сыграть руководители различных уровней в формировании здорового образа жизни. Ярким примером тому может служить Глава государства, который не на словах, а на деле проводит в жизнь идеологию здоровья.
Беларусь является активной участницей международных акций, направленных на сохранение здоровья. Так, в 2005 году наша республика подписала Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком. Профилактика табакокурения включена в комплекс мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Ежегодно в мае под эгидой ВОЗ в Республике Беларусь проходит акция «Беларусь против табака», в рамках которой проводятся круглые столы и пресс-конференции по проблемам, связанным с табакокурением, кино- и видеолектории, праздники и ярмарки здоровья, тематические вечера. В них принимают участие известные политики и спортсмены. В организациях здравоохранения проводятся консультации для желающих бросить курить, организована работа «телефонов доверия».
Важный фактор оздоровления нации – укрепление здоровья детей. Сегодня каждый четвертый школьник имеет несколько хронических заболеваний, у современных детей формируется малоподвижный образ жизни. Поэтому в рамках школьной реформы предпринимаются меры, направленные на создание необходимых условий для здорового питания, занятий физкультурой и спортом. Это составляет серьезную общественную проблему. Так, только 21% населения соблюдает режим питания, треть белорусов питаются как придется. Среди них значительная часть – дети.
При этом необходимо иметь в виду, что фундамент здоровья закладывается в семье.Ведьустановки, вынесенные ребенком из отчего дома, в том числе традиции и культура здорового питания, занятия физическим и интеллектуальным трудом, физкультурой и спортом, полезное проведение отдыха, оказываются самыми значимыми во всей его последующей жизни. Закрепление и совершенствование таких семейных традиций становится одним из главных условий формирования здорового образа жизни.
Об эффективности государственной политики, проводимой в сфере охраны здоровья людей, красноречиво свидетельствуют данные социологических опросов, согласно которым 65% молодежи в качестве приоритетной жизненной ценности выбирают сохранение и укрепление здоровья. Вместе с тем только треть из них регулярно занимается физической культурой и спортом, большинство – от случая к случаю, а 14% молодых людей не занимаются спортом вообще.
С 17 по 30 сентября 2007 г. в Беларуси прошел Фестиваль здорового образа жизни, в рамках которого была проведена медико-просветительская акция «Твое здоровье в твоих руках». Ее цель – снижение заболеваемости и смертности от хронических неинфекционных заболеваний (ишемической болезни сердца, сахарного диабета, онкологических заболеваний), пропаганда здорового образа жизни. Главная задача фестиваля – привлечь внимание населения к необходимости укрепления собственного здоровья, своевременное информирование о факторах риска различных заболеваний.
Путь к здоровой нации лежит только через культ здорового образа жизни. Именно здоровье выступает сегодня главным человеческим и социальным капиталом.
К сожалению, серьезной преградой на пути к формированию здоровой нации сегодня являются пьянство и алкоголизм. Каждое третье преступление в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения.По данным Министерства статистики и анализа, в год на одного жителя республики приходится свыше 10 л абсолютного алкоголя. Настораживает тот факт, что среди больных алкоголизмом 14% составляют женщины. Государственное значение этой проблемы обусловлено тем огромным ущербом, который наносят пьянство и алкоголизм обществу.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 556 утверждена Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006–2010 гг. В рамках ее выполнения в стране проводится комплекс мероприятий, направленных на формирование у населения сознательной установки на здоровый образ жизни.
Эффективность таких мероприятий подтверждается имеющимся опытом. В результате принимаемых мер за последние 5 лет к трезвой жизни вернулись почти 46 тыс. человек. Антиалкогольные и антинаркотические программы позволяют снизить распространенность алкоголизма на 15%, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности – на 5%, риск травматизма – на 10–15%.
Формирование здорового образа жизни, здоровой нации является приоритетом и стратегической целью социальной политики в Республике Беларусь. Неслучайно этим вопросам уделено пристальное внимание в наиболее значимых на сегодняшний день национальных программах, посвященных демографической безопасности, возрождению села и развитию малых и средних городов.
Формирование эффективной системы
Здравоохранения
Основополагающими принципами организации здравоохранения в Республике Беларусь выступают государственность, доступность и бесплатность медицинской помощи.
В настоящее время проводится работа по реформированию системы здравоохранения. При этом основное внимание уделяется профилактике заболеваний, развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, совершенствованию специализированной медицинской помощи, лекарственному обеспечению, оснащению больниц и поликлиник современным оборудованием.
Введение основного социального стандарта в области медицины – финансирования здравоохранения в расчете на одного жителя – позволило оптимизировать распределение бюджетных средств и повысить эффективность их использования. По сравнению с предшествующим годом расходы на здравоохранение в целом увеличились на 19%.
В результате реализации мероприятий государственных и отраслевых программ в области охраны здоровья населения повысилась рождаемость и сократилась смертность: за январь–июнь 2007 г. число родившихся возросло на 8,8%, а количество умерших сократилось на 4,2%. Примечательно, что увеличение рождаемости отмечается во всех областях – как среди городского, так и сельского населения.
Во всем мире состояние социального благополучия государства характеризуется показателями младенческой, детской и материнской смертности. Республика Беларусь выполнила задачу, поставленную Всемирной организацией здравоохранения для стран Европейского региона: снизить младенческую смертность до уровня, не превышающего 10 случаев на 1 тыс. детей, родившихся живыми. В 2000–2006 гг. она снизилась с 9,3 до 6,1 случая на 1 тыс. родившихся живыми. Это лучший показатель среди республик СНГ.
Положительной тенденцией в области охраны материнства и детства становится то, что медицинской помощью мирового уровня могут воспользоваться не только жители столицы, но и регионов.
Первый в Беларуси областной клинический перинатальный центр открыт в сентябре 2007 г. в г. Гродно. Впервые стационарная и амбулаторно-поликлиническая помощь семейным парам, женщинам репродуктивного возраста, беременным и новорожденным оказывается в условиях одной клиники. Медучреждение включает 14 стационарных отделений на 215 коек, консультативно-диагностическое отделение «Брак и семья», отделение медико-генетического консультирования, клинико-диагностическую лабораторию, отделение лучевой диагностики, внутрибольничную аптеку.
Мероприятия по охране здоровья включены и в Государственную программу возрождения и развития села на 2005–2010 гг.Основная ее цель – преодоление различий в обеспечении медицинской помощью городского и сельского населения. Для укрепления материально-технической базы сельских врачебных амбулаторий только на 2007 год выделено около 2 млрд. руб., при этом предусмотрено оснащение современным медицинским оборудованием 99 врачебных амбулаторий, в том числе 77 – в агрогородках.
Проводится большая работа по реконструкции и переоснащению операционных залов и реанимационных отделений в районных больницах, а также родильных домах и отделениях.
После реконструкции и оснащения по последнему слову техники новый операционно-реанимационный комплекс (ОРК) открылся в городской больнице № 1 г. Орша. Переоснащение и реконструкция ОРК позволят значительно снизить послеоперационные осложнения, внедрить современные методы эндоскопической хирургии. В итоге жители региона получат своевременную и качественную хирургическую и реанимационную помощь, ничем не отличающуюся от областного и республиканского уровней. В целом по стране в первом полугодии 2007 г. для учреждений здравоохранения медицинской техники закуплено более чем на 30 млрд. руб.
В рамках реформы здравоохранения проводится реструктуризация медицинской помощи с целью повышения ее доступности для населения. По всей республике внедряются новые технологии: дневные стационары, стационары на дому, амбулаторная хирургия. Развиваются службы медицинской реабилитации, в сельской местности – общая врачебная практика. Часть сельских участковых больниц преобразуется в больницы сестринского ухода, где медицинская помощь соединена с социальной поддержкой, в которой так нуждаются пожилые люди.
Благодаря развитию новых форм медицинской помощи сейчас в республике работают 288 отделений и центров медицинской реабилитации, включая 17 центров медицинской реабилитации и 26 отделений ранней медицинской реабилитации для больных кардиологического, неврологического и ортопедотравматологического профилей.
Перед отечественным здравоохранением в свое время была поставлена задача: соединить науку и практическую медицину. Для ее выполнения по основным направлениям охраны здоровья были созданы республиканские научно-практические центры, в которых внедряется лучший опыт зарубежных стран в области диагностики и лечения. Среди них научно-практические центры «Неврологии и нейрохирургии», «Мать и дитя», «Кардиология». Впервые созданы медицинские центры межрегионального уровня.
Одной из приоритетных задач в области охраны здоровья нации является выпуск высокоэффективных и доступных лекарств. В Беларуси налажено фармацевтическое производство, большой вклад в его развитие вносят белорусские ученые, разрабатывая новые лекарственные препараты, не уступающие по эффективности зарубежным аналогам.
Сегодня перед здравоохранением ставятся принципиально новые задачи. Дальнейшее повышение эффективности работы отрасли немыслимо без внедрения компьютерных технологий. В стране активно развивается телемедицина. В рамках Государственной программы «Электронная Беларусь» создается автоматизированная система электронного консультирования.
Новым этапом улучшения качества медицинской помощи для граждан республики станет реализация мероприятий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., которая предусматривает дальнейшее укрепление и развитие материально-технической базы организаций здравоохранения. Так, например, в 2007–2008 гг. в Брестской области планируется провести переоснащение и реконструкцию операционных залов и реанимационных мест в девяти центральных районных больницах. В Витебской области практически во всех малых городах и городских поселках будут выделены средства на техническое переоснащение (или строительство новых) больниц и поликлиник.
3. Культурно-образовательное развитие
Культурно-образовательная сфера – неотъемлемая часть полноценной жизни современного человека и необходимое условие успешного развития общества.
Принцип обучения на протяжении всей жизни становится нормой в XXI веке, когда высшей ценностью являются информация, знания и новые технологии. В Республике Беларусь образовательный уровень населения весьма высок. Из года в год растет число студентов. Широко развито последипломное образование. Не редкость специалисты с двумя, а то и с тремя высшими образованиями. Не зря в числе конкурентных преимуществ нашей страны на международной арене эксперты называют наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов. Это преимущество поддерживается государством. Ежегодно на финансирование образования направляются средства в размере свыше 6% ВВП.
Беларусь славится богатым историко-культурным наследием. Сегодня, когда заметно растет благосостояние людей, границы культурной жизни белорусов расширяются. Во всем мире известны белорусские опера и балет, живопись и другие виды искусства. Широко развернулось фестивальное движение. Дни городов, различные ярмарки, национальные праздники полюбились как старшему поколению, так и молодым жителям республики.
Все большее значение приобретает внутренний туризм – путешествия и отдых в своей стране.
Культурно-образовательное развитие было и остается приоритетом государственной политики, в центре которой – человек и его интересы.
3.1. Реформирование системы образования:
Источник