Сохранение и укрепление здоровья студентов
статья на тему
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории, учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_mart.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Огнев Виктор Васильевич, преподаватель
физической культуры ГОУ СПО «КПТТ»
Сохранение и укрепление здоровья студентов
Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является хорошее здоровье. В настоящее время происходит ухудшение здоровья молодежи, наблюдается высокий уровень заболеваемости, отмечается недостаточность физических нагрузок, занятий физкультурой и внеаудиторных оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это осложняется малоподвижным образом жизни, длительным пребыванием в закрытых помещениях, вредными привычками. Среди педагогических причин отмечается интенсивность учебного процесса, недостаточное просвещение о проблеме здоровья и правилах ведения здорового образа жизни.
В последнее время можно заметить о безответственном отношении молодежи к укреплению и сохранению своего здоровья, отсутствии представлений о первостепенной ценности здоровья наряду с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанной активности по его сохранению и укреплению.
Несмотря на утверждение медиков, психологов, педагогов, социологов о значимости здоровья человека, позволяющего активно жить и действовать в современных условиях, проблема здоровья человека остается актуальной.
Известно, что здоровье зависит как от внешних условий, образа жизни, так и от индивидуального ответственного отношения человека к здоровьесбережению. Путь каждого индивидуума к здоровому образу жизни осуществляется по индивидуальной траектории , учитывающей личностную позицию человека по отношению к укреплению и сохранению здоровья, осознание здоровья как к важнейшей ценности жизни, понимание индивидуальной ответственности перед самим собой за сохранение своего здоровья.
Следует отметить, что в основном ученые рассматривают аспекты анализа состояния здоровья студентов, оценку и диагностику здоровья студенческой молодежи, предлагают здоровьесберегающие системы, структуры, модели укрепления и сохранения здоровья студентов вуза. Однако формированию адекватного отношения к здоровью студенческой молодежи уделяется недостаточно внимания.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования готовности к осмысленным действиям студентов, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей в укреплении и сохранении собственного здоровья, способствующих полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный, творческий, профессиональный потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет будущим специалистам требования осознанного саморазвития, самосовершенствования.
Изучение вопросов здоровья, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи своевременно и необходимо. На первый план выдвигается здоровьесберегающее образование, формирующее и закладывающее основополагающие и специфические знания, умения и навыки в этой области. В данном случае особенно важным является определение педагогических условий формирования готовности студентов к сохранению и укреплению здоровья, где основным становится желание, интерес включения в активную деятельность, формирующее ответственное отношение к себе и к своему здоровью.
- Айзман, Р. И. Роль учителя в формировании и мониторинге здоровья обучающихся [Текст] / Р. И. Айзман, Е. Ю. Плетнева // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 5(9). – С. 93-98.
- Бороненкова, Л. С. Формирование учебной социальной компетентности у студентов на занятиях по физической культуре [Текст] / Л. С. Бороненкова // Среднее профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 31–33.
- Габриелян, К. Г. Категория «индивидуальное здоровье» в студенческих представлениях : гендерная дифференциация [Текст] / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 30–49.
- Гуров, А. Е. Физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / А. Е. Гуров // СПО. – 2010. – № 8. – С. 43–47.
- Кирпа, А. И. Механизм внедрения технологий здоровьесбережения в образовательные учреждения РФ [Текст] / А. И. Кирпа // Здоровьесберегающее образование. – 2010. – № 1. – С. 81–83.
Источник
Сохранение и укрепление здоровья студентов
специалист в области арт-терапии
КГКП « Павлодарский колледж сферы обслуживания»
На тему: Сохранение и укрепление
Составитель: Казангапов С.М.
Составитель: Преподаватель физической культуры Казангапов С.М.
первой квалификационной категории
Введение. Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Физическое же благополучие – это когда все органы и системы человека функционируют, работают нормально, без перебоев, отсутствуют травмы. Духовное (нравственное) благополучие – человек живёт в гармонии не только с собой, но и с окружающими людьми, в состоянии благожелательности к ним. Социальное благополучие – наличие работы, квартиры, семьи – у взрослых. Для детей — хорошие условия для учёбы, отдыха, занятий спортом, музыкой и т.п.
Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующий сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
I. Факторы, укрепляющие здоровье:
Чёткий распорядок дня.
Соблюдение правил личной гигиены.
Высокая двигательная активность.
1.Чёткий и правильный распорядок (режим) дня. Большое значение для полноценной жизни человека имеет определённый распорядок, или режим, дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. Соблюдение рационального режима дня способствует повышению умственной и физической работоспособности. Происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается определённый ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастают способности выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека и его индивидуальные особенности. По этим причинам нецелесообразно устанавливать единый для всех суточный режим. Однако, основные составляющие распорядка дня должны быть едиными. Режим дня школьников устанавливается с учётом возраста, их индивидуальных особенностей, а также условий, в которых они учатся и живут. Постоянное соблюдение режима дня оказывает большое воспитательное значение.
Человек должен делать не только то, необходимое, к чему непосредственно побуждают его естественные потребности (приём пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (гигиенические процедуры, физические упражнения).
Благодаря чёткому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. Неспособность человека заставить себя придерживаться определённого и чёткого режима дня – признак неорганизованности, слабохарактерности, безволия.
Занятия физической культурой и спортом требуют определённого времени. Чтобы успеть сделать заданные на дом уроки, помочь в работе по дому, почитать, погулять и позаниматься физическими упражнениями, нужно строго выполнять режим дня, т.е. правильно распределить время. Режим дня, конечно, не может быть одинаковым для каждого из вас. Надо учитывать смену, расписание занятий в школе, в спортивных секциях и кружках. Важно распределить своё время так, чтобы в течение дня умственный труд чередовался с физической работой и отдыхом.
Режим – не выдумка врачей. Это комплекс необходимых профилактических правил. Рациональный двигательный режим должен включать: ежедневную утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры на больших переменах, занятия в секциях, участия в соревнованиях, походах, прогулках. А каникулы, особенно летние, должны быть насыщены движением.
2.Питание и питьевой режим. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Действительно, питание – одна из основных потребностей организма, т.к. пища даёт вещества для построения клеток, тканей, органов, а также энергию, необходимую для их жизнедеятельности. Индивидуальные потребности в пище различны. Даже при выполнении одной и той же работы и при одинаковом самочувствии разные люди потребляют неодинаковое количество пищевых продуктов.
С пищей человек получает все вещества, необходимые для роста, развития организма, и для пополнения энергии, затрачиваемой при физическом и умственном труде.
Основную энергию для организма дают углеводы, белки и жиры. Углеводы содержатся в основном в продуктах растительного происхождения: картофеле и других овощах, хлебе, крупах, сахаре. Очень много углеводов в различных сладостях, и если слишком увлекаться хлебом, вареньем, сахаром и т.д., то можно стать грузным и неуклюжим.
При недостатке же в пище углеводов снижается работоспособность. Белков больше всего в мясе, рыбе, молоке, яйцах и сыре. Белки так же есть в некоторых растениях: сое, бобах, горохе. Школьникам, которые серьёзно занимаются спортом и выполняют большие физические нагрузки, надо употреблять в пищу больше белков. Необходимые организму жиры содержатся в молоке, молочных продуктах, сливочном и растительных маслах. Но избыток жиров вреден: в результате ухудшается аппетит, может нарушиться обмен веществ и возникнуть ожирение.
Очень важны для растущего организма витамины и минеральные вещества, помогающие его нормальному развитию. Витамины A и D содержатся в жире рыб, в яйцах, масле, молоке. Кроме того, вещество, из которого образуется витамин А, есть в помидорах и моркови.
Витаминами В богаты хлеб (особенно чёрный), мясо, яйца, сыры, молоко, гречневая и овсяная крупы.
Витамин С предохраняет организм от различных заболеваний, и, прежде всего инфекционных. Витамина С много в картофеле, свежей капусте, луке, чесноке, смородине, шиповнике.
Внимание! Во время приготовления горячей пищи некоторые витамины разрушаются, поэтому рекомендуется, есть многие овощи, фрукты и ягоды в сыром виде.
Питаться надо регулярно! Это очень важно. В течение дня пищу принимать следует 4 раза. Есть надо в одно и то же время, не спеша, хорошо пережёвывая пищу. Разговоры и занятия посторонними делами во время еды уменьшают выделение желудочного сока и тем самым ухудшают пищеварение. Ужинать следует не позднее, чем за 1,5 – 2 часа до сна.
Занятия физическими упражнениями требуют соблюдения питьевого режима. Во время интенсивных тренировок, туристских походов, летом в жаркую погоду организм нуждается в большом количестве воды. Пить надо чаще, но небольшими порциями. Если пить за один приём много воды, можно перегрузить сердце.
3. Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Человек с давних времён пользуется солнцем, свежим воздухом, водой для укрепления своего здоровья. Под воздействием солнца, воздушных и водных процедур улучшается деятельность нервной системы, сердца, сосудов, дыхания.
Существуют чёткие правила закаливания:
Вначале закаливающие процедуры должны быть короткими по времени, а температура воды или воздуха не слишком низкой. И только постепенно время процедуры увеличивают, а температуру снижают! После всех водных процедур надо растереться сухим полотенцем до покраснения кожи. Температуру воды для водных процедур следует понижать примерно на 1 градус через каждые три дня.
Закаливаться надо систематично каждый день. Если пропустить 1 – 2 недели, весь результат длительного закаливания пропадёт.
Наибольшую приносит комплексное использование воздушных, солнечных, кожных ванн, обтирания, обливания (душ, купание). Летом не упускайте возможности походить босиком по тёплому песку, лесной тропинке, мягкой траве. Это отличная закаливающая процедура, она так же укрепляет мышцы стоп и предохраняет от плоскостопия. Замечательными оздоровительными мероприятиями являются пешие, велосипедные и лыжные прогулки, походы.
Очень важно учитывать самочувствие, не доводить организм до переохлаждения или перегревания. Закаливающую процедуру необходимо немедленно прекратить, если появились озноб, дрожь (во время купания) или вялость, сердцебиение (при закаливании солнцем).
Предохранить себя от перегревания или переохлаждения нетрудно. Чтобы не перегреться в жаркую погоду, вначале не следует оставаться под прямыми лучами более 10 минут. Находитесь ли вы на пляже, стадионе или в туристическом походе, всегда надевайте на голову мягкую шапочку из светлой ткани. Если произошёл тепловой или солнечный удар, пострадавшего надо перенести в тень, расстегнуть или снять верхнюю одежду, приподнять ему голову и положить смоченную в воде косынку (платок или марлю) на голову и область сердца. Для предупреждения переохлаждения или перегревания очень важно правильно одеваться. При сильном переохлаждении необходимо как можно быстрее попасть в помещение, согреться с помощью одеял, грелок, а если есть возможность, то и тёплой ванны с водой температурой 37 – 38 С, выпить сладкого горячего чая или кофе. Если самочувствие не улучшается, то следует вызвать врача.
Закаляйся! Если хочешь быть здоров!
4. Дыхание . При физической работе дыхание учащается и углубляется. При этом через лёгкие проходит значительно больше воздуха, чем в спокойном состоянии. Следовательно, больше кислорода, содержащегося в воздухе, поступает из лёгких в кровь, а затем в работающие мышцы. У детей, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, лёгкие вмещают больше воздуха при вдохе. Происходит это потому, что у них лучше развиты межрёберные дыхательные мышцы и диафрагма. Эти дети так же легче переносят кратковременный недостаток кислорода и оказываются более выносливыми.
При выполнении физических упражнений дышать надо носом, для того, чтобы воздух очищался, увлажнялся и согревался. Но при большой физической работе, когда резко возрастает потребность организма в кислороде, следует дышать и ртом.
Вдох обычно делают при разведении, подъёме, взмахе рук, при прогибании туловища назад, при возвращении в исходное положение после наклона, поворотов или вращений. Выдох – при скрещивании и опускании рук, наклонах, поворотах и вращения туловища. Выполняя другие упражнения (бег, передвижение на лыжах и т.д.), обычно дышат в такт с работой, т.е. в темпе движений. Некоторые сложные упражнения – такие, как подъём тяжести, прицеливание при занятиях стрельбой – выполняют с задержкой дыхания.
5. Личная гигиена . Гигиена – (от греч. «гигиенос» — здоровый) – сравнительно молодая наука, хотя её истоки уходят в глубокую старину.
Уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом и т.д.
Наибольшего расцвета гигиена достигала в Древнем Риме, который среди прочего прославился своим водопроводом и общественными банями.
Гигиенические рекомендации постоянно появляются в жизни людей в результате наблюдений, обобщения и передачи последующим поколениям жизненного опыта, оценка того, что вредно или полезно для человека в окружающей среде.
Гигиена – наука предупредительная, главная её задача – предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.
Соблюдение чистоты тела, волос, ногтей, зубов, полости рта важно, прежде всего, для сохранения здоровья и предупреждение заболеваний.
Кожа защищает организм от внешних неблагоприятных воздействий, способствует поддержанию постоянной температуры тела, участвует в выведении из организма ненужных ему веществ. Удаление с поверхности кожи грязи, пота, соли, очищает поры, в которых могут скапливаться болезнетворные бактерии и грибки, вызывающие различные заболевания.
Основная гигиеническая процедура для поддержания чистоты тела – мытьё с горячей водой с мылом с последующей сменой белья. Открытые участки тела – лицо, шея – загрязняются быстрее. Поэтому их следует мыть ежедневно утром и вечером перед сном. Особенно важно следить за чистотой рук и под ногтями. Именно через них чаще всего в организм могут попасть болезнетворные микробы. Поэтому всегда надо мыть руки перед едой, после посещения туалета, после трудовых или спортивных занятий. После тренировок необходимо принимать душ. Нужно постоянно следить за чистотой кожи ног, т.к. ноги быстро загрязняются и потеют. Вырабатывайте у себя привычку ежедневно мыть ноги перед сном. Это не только гигиеническая, но закаливающая процедура.
Испорченные зубы – источник разных заболеваний. Скапливающие в них микробы могут вызвать аллергию, ангину и другие болезни. Поэтому так важно уметь правильно и регулярно чистить зубы. Прежде всего, следует обзавестись хорошей щёткой из натуральной щетины. Зубы обычно чистят 2 раза в день, каждый раз не менее 3-х минут. Вначале чистят сомкнутые зубы вертикальными меняющими движениями вверх и вниз. Затем рот открывают и чистят внутреннюю поверхность зубов. После каждого приёма пищи и чистки зубов обязательно прополаскивают рот.
6. Одежда и обувь. Немаловажным условием организации занятий физическими упражнениями является правильный выбор обуви и одежды.
Одежда и обувь предохраняют от переохлаждения, перегревания, загрязнения, от травм и ушибов. Одежда должна быть такой, чтобы её размеры и покрой не затрудняли дыхание, кровообращение, не стесняли движения. Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть узкими и тугими.
Для занятий гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми в помещении зимой и для тренировок на свежем воздухе летом лучше всего надевать спортивные трусы, майку или футболку. Пользуются так же тонким тренировочным костюмом из хлопчатобумажной ткани. Такая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух, впитывает с поверхности тела пот и испарения.
Для занятий физическими упражнениями в холодную погоду одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной (льняной) ткани, затем рубашка, лучше из фланели, и сверху трикотажный костюм (или шерстяной свитер и брюки). На голову надевают шерстяную шапочку, на руки – варежки. Для защиты от сильного ветра стоит надеть лёгкую куртку, лучше из плащевой ткани.
Обувь должна быть не тесной. Неудобная, тесная обувь с грубыми швами и складками
ухудшает кровообращение и согревание стопы. Она вызывает потёртости, ссадины и мозоли. Зимой спортивную обувь следует надевать на шерстяной носок, под которым хорошо иметь ещё и тонкий носок из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь так же неудобна: она натирает кожу и вызывает ссадины.
Помните! Нельзя весь день ходить в кедах – это может привести к плоскостопию!
Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Одежду, прилегающую к телу, стирают после каждой тренировки. Загрязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом помещении.
II. Основные причины травматизма во время занятий физической культурой.
Основные причины получения травм во время выполнения физических упражнений в большинстве случаев связаны с неправильной организацией занятий. Причинами этого может стать неудовлетворительное состояние места занятий, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая обувь или одежда, отсутствие страховки и самостраховки, недостаточная тренированность и форсированная (чрезмерная) нагрузка, низкая поведенческая культура занимающихся, отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований.
Таким образом, причины несчастных случаев и травм кроются в нарушениях обязательных правил при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении.
Эти правила изложены в специальных инструкциях по разным видам физкультурно-спортивной деятельности (по гимнастике, лёгкой атлетике, подвижным играм, спортивным играм, лыжной подготовке и т.д.), с ними учащихся знакомит учитель физической культуры перед началом занятий.
2. Состояние здоровья.
Необходимо строго придерживаться рекомендаций врача о возобновлении занятий физкультурой после перенесённых заболеваний. Так, например, при воспалительном процессе в бронхах, лёгких под действием сильных лекарств смазывается клиническая картина. Человек чувствует себя здоровым, а процесс болезни скрыто продолжается, при высокой физической нагрузке (особенно соревновательной) может дать молниеносное обострение с явлением острой сердечно-сосудистой недостаточности.
III. Первая доврачебная помощь
при занятиях физическими упражнениями.
Во время занятий физическими упражнениями иногда, случайно или из-за несоблюдения правил безопасности и страховки, бывают ссадины, ушибы и даже травмы и ранения. Поэтому каждый из учеников должен уметь при необходимости оказать первую (доврачебную) помощь себе или товарищу.
1.При кровотечении первая помощь заключается в том, чтобы как можно быстрее его остановить.
Если кровоточит небольшая ранка (капиллярное кровотечение ) на руке или ноге, надо поднять конечность выше туловища. Можно остановить кровотечение с помощью стерильной повязки из марли и плотного куска ваты над ней. Всё это туго укрепляют бинтом. После остановки кровотечения из небольшой раны, кожу вокруг неё очищают раствором перекиси водорода. Затем края раны смазывают раствором йода или бриллиантовой зелени и накладывают стерильную повязку.
Сильное артериальное кровотечение останавливают пережатием артерии с помощью большого пальца, кулака, жгута или заменяющей его повязки (резиновой трубки, ремня, косынки). Причём жгут накладывают не более чем на 1,5 -2 часа, чтобы не омертвели ткани (для контроля под жгут кладут записку с указанием, в какое время он наложен).
При кровотечении из носа следует принять полусидящее положение, запрокинуть голову и положить мокрый платок, кусок ваты. При этом надо обязательно сжать крылья носа на 5 – 10 минут. Если кровотечение не остановилось, обратитесь за медицинской помощью.
2. Потёртости и ссадины очищают трёхпроцентным раствором перекиси водорода, смазывают раствором бриллиантовой зелени и накладывают стерильную повязку.
3. При ушибах для предотвращения прогрессирующего отёка ушибленной ткани следует, смазав ушибленное место вазелином, ланолином, другими средствами, воздействуют на ткань холодом (наполнив грелку льдом, снегом, холодной водой), наложить давящую повязку, а затем отправить учащегося к медицинскому работнику. При ушибах суставов помимо перечисленных мероприятий следует иммобилизовать конечность с помощью подручных средств.
4. Первая помощь при переломах конечностей или подозрении на переломы первая помощь сводится к наложению транспортных иммобилизационных шин из подручного материала с захватом двух суставов, чтобы обеспечить неподвижность кости в месте травмы. Для этого два ближайших к месту перелома сустава с одной и другой стороны перевязываются шиной, дощечкой, палкой или тугой повязкой. Можно прибинтовать ногу к руке или руку к туловищу.
5. При повреждении позвоночника пострадавшего укладывают горизонтально на шит или доску, вызывают машину «скорой помощи» или осторожно транспортируют его в больницу.
6. При различных вывихах проводится местное холодное обезболивание, конечность фиксируется и пострадавшего срочно отправляют к врачу.
7. При обморожениях первая помощь направлена на согревание обмороженной поверхности кожи и самого пострадавшего. Производится осторожное растирание до восстановления чувствительности, покраснения и потепления обмороженных участков.
Занятия физической культурой и спортом приносят большую пользу, если следить за тем, какое воздействие оказывают на организм физические нагрузки.
1. Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего телосложения, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т.д. дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим вопросам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок.
Результаты регулярных занятий обязательно положительно скажутся на спортивных достижениях, которые можно записать в дневник самоконтроля:
Прыжок в длину с места
Челночный бег 3 х 30 м
Для контроля физической подготовленности удобно пользоваться упражнениями, по которым сдают учебные нормативы.
Все полученные результаты записываются в дневнике самоконтроля.
Занятия физическими упражнениями влияют на общее самочувствие, аппетит, сон. Если после занятий они хорошие и настроение бодрое, можно считать, что организм с нагрузками справляется, и упражнения приносят пользу. Однако, если самочувствие ухудшилось, тренировочные занятия надо прекратить и обратиться к врачу.
2. Частота сердечных сокращений (пульс).
Как организм переносит нагрузку, лучше всего показывает частота сердечных сокращений (пульс). Существует несколько способов измерения пульса:
Тремя пальцами на запястье
Большим и указательным пальцами на шее
Кончиками пальцев на виске
Ладонью к груди в области сердца
Первым способом пользуются, когда человек находится в спокойном состоянии. После физических упражнений нащупать пульс на запястье руки и посчитать бывает трудно. Тогда пользуются другими способами.
Любая физическая нагрузка повышает частоту сердечных сокращений, и чем больше нагрузка, тем пульс чаще. Так во время лёгкой физической работы пульс достигает 100 – 120 ударов в минуту, во время средней нагрузки – 130 – 150 ударов в минуту. Если нагрузка большая, то пульс повышается до 150 –180 а при очень большой – до 200 ударов и выше.
Чем больше нагрузка, тем меньше времени человек может её переносить. Если она небольшая, то занятие может продолжаться (с учётом возраста и тренированности) несколько десятков минут. Большие нагрузки возможны только на несколько минут, а самые интенсивные, например: бег с высокой скоростью на 30 – 60 метров, — уже несколько секунд. Для развития своих физических возможностей полезно использовать разные нагрузки, за исключением чрезмерных, истощающих организм.
Обычно после тренировки пульс успокаивается через 5 – 10 минут и достигает у школьников 70 – 80 ударов в минуту. Но после длительных беговых нагрузок или напряжённой тренировки пульс может вернуться к уровню покоя за более продолжительное время. И здесь главное – самочувствие и пульс на следующее утро. Если состояние обычное, значит, нагрузка переносится хорошо и человек не переутомляется. Но если сон, аппетит стали хуже, необходимо тренировки прекратить (временно)
3. Функциональная проба . Другим средством самоконтроля может стать проба с приседаниями . Проводят её следующим образом:
Делают 20 приседаний за 30 секунд.
Считают пульс каждые 10 секунд до возвращения его к первоначальному значению.
Если пульс вернулся к тому, что был до приседаний, значит, организм справляется с нагрузкой. С улучшением физической подготовленности пульс быстрее возвращается к величине, определённой до начала приседаний.
4. Ортостатическая проба. В положении лёжа подсчитывается пульс за 10 секунд и умножается на 6. затем следует встать и посчитать пульс в положении стоя. Разница между двумя подсчётами должна быть в пределах 10 – 14 уд. / мин. если разница более 20 уд. / мин., то реакция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом.
5. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ) – показатель функциональных возможностей дыхания. ЖЕЛ измеряется при помощи спирометра. Для этого надо сделать полный вдох, затем выдох, обхватив губами мундштук прибора. Делают 2 -3 измерения и записывают наибольший показатель. По специальной формуле врач определит состояние здоровья лёгких.
6. Антропометрические измерения: роста (длины тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.
7. Частота дыхания определяется прикладыванием руки к нижней части грудной клетки. При росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя уменьшается, восстановление до исходного уровня происходит быстрее.
Учащение дыхания при неизменённых физических нагрузках и одновременное удлинение периода восстановления могут быть показателями перегрузки или заболевания.
Физическая культура направлена на укрепление здоровья и развитие физических возможностей человека, чтобы он мог хорошо учиться, трудиться, не утомляясь и быстро восстанавливать свои силы.
V. Цель и задачи физического воспитания.
Физическое воспитание – это педагогический процесс обучения человека движениям и совершенствования его физических качеств, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний. Этот педагогический процесс предполагает осознанную деятельность людей – учителя и ученика: первый, используя педагогические методы, передаёт свои знания, умения и навыки; второй – воспринимает, усваивает и применяет их.
ЦЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
Формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство .
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
Оздоровительные задачи (укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие основных двигательных качеств: ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость; повышение работоспособности организма).
Образовательные задачи (овладение жизненно важными двигательными навыками, умениями и специальными знаниями по физической культуре).
Воспитательные задачи (формирование ценных моральных и волевых качеств, потребность к систематическим занятиям физкультурой и спортом).
VI. Основные понятия физического воспитания.
1.Физическая культура – органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике.
Показателями состояния физической культуры являются: совокупность материальных духовных ценностей, созданных для физического совершенствования; уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и быту.
Понятие «физическая культура» наиболее общее и наиболее широко оно вбирает в себя и такое частное более узкое понятие, как «спорт».
2. Спорт (англ.Sport — игра, развлечение) – составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей, в борьбе за первенство или высокий результат. Распространёнными производными от этих двух основных понятий являются:
Физкультурник – человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями, для укрепления своего здоровья, гармоничного развития и совершенствования.
Спортсмен — человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовки к ней с целью достижения максимальных для себя или команды спортивных результатов.
Физическое совершенство – исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека, обеспечивающую ему наилучшую приспособляемость к жизни, труду. В этом понятии сочетаются как требования общества к людям, так и личные потребности человека (здоровье, долголетие).
Физическое развитие – определяется двумя значениями:
физическое состояние человека в данный момент (хорошее, слабое).
биологический процесс становления и изменение форм и функций человеческого организма, совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и воспитания.
Из этого следует, что физическое развитие есть процесс, т.е. динамическая совокупность физических состояний человеческого организма в их взаимопереходах. С одной стороны, физическое развитие человека происходит за счёт жизненных сил и строения организма, передаваемых по наследству, а с другой – раскрывание и проявление этих наследственных признаков, свойств и качеств (в том числе и физических), в значительной мере зависит от воспитания, прежде всего от специально организованного физического воспитания.
VII. Физические качества человека.
Средства и методы их воспитания.
1.Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движению, которыми люди наделены от рождения. Физические качества всегда проявляются совместно, во взаимной связи. Это объясняется тем, что организм человека связан внутренним единством, безусловным взаимодействием его функций.
В основе совершенствования физических качеств лежит замечательная способность человеческого организма отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных нагрузок в организме происходит ряд изменений, определённый сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.
Силой принято называть способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений (поднимание штанги, подтягивание на руках, лазание по канату без помощи ног, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа и др.). Для развития силы применяют предметы различного веса (набивные мячи, гантели), упражнения в преодолении сопротивления партнёра, игры с перетягиванием, прыжки в длину и др.
Быстрота – это способность игрока выполнять движения с большой скоростью. Различают быстроту движений (например, в беге, особенно на коротких дистанциях) и быстроту двигательной реакции (например, реагирование на внезапный сигнал – старт в беге, игре и т.п.). Для развития качеств быстроты применяют различные упражнения в быстром темпе: старты, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью, бег с ускорением, эстафетный бег, прыжки в длину с разбега, прыжки со скакалкой, игры, требующие быстрой реакции и двигательных действий и др.
Ловкость – способность координировать движения, овладевать новыми, уметь быстро переключаться от одних движений к другим, в зависимости от требований изменяющейся обстановки. Наиболее ярко ловкость проявляется при выполнении сложных гимнастических упражнений, в прыжках в высоту, в спортивных играх. Для развития ловкости используют любые физические упражнения, выполняемые в различных сочетаниях, представляющие для занимающихся элементы новизны и координационной трудности.
Выносливость – это способность организма противостоять утомлению при какой-либо двигательной деятельности. Различают выносливость общую и специальную . Общая выносливость – способность к непрерывной двигательной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (длительная ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание) Специальная выносливость – выносливость в определённой деятельности. В спорте может быть скоростная выносливость (в беге на короткие дистанции), силовая выносливость – сочетание силы и выносливости (многократные выполнения приседаний, подтягивания на руках…). Средствами для развития выносливости служат различные физические упражнения, требующие умеренного напряжения, но выполняемые продолжительное время (ходьба, чередование ходьбы и бега, бег, передвижение на лыжах, прыжки со скакалкой, плавание, подвижные и спортивные игры).
Гибкость – свойство организма человека, характеризующееся подвижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Одним из показателей гибкости служит амплитуда движений. Амплитуда движений влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для воспитания гибкости применяют упражнения на растягивание, т.е. упражнения с увеличенной амплитудой движений. Это упражнения для рук, ног, туловища, головы, различные виды ходьбы и бега длинными шагами, прыжки «в шаге», прыжки на месте, сгибая ноги к груди, глубокие приседания на всей ступне, упражнения у гимнастической стенки лицом к ней или спиной – наклоны вперёд, назад, в стороны и др.
Физические качества человека всегда тесно связаны с двигательными умениями, навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, ловкости и выносливости, требуют соответствующих проявлений настойчивости, выдержки, смелости. Воспитание физических качеств – одна из важнейших задач физического воспитания.
2. Основные средства и методы воспитания физических качеств. Основными средствами воспитания физических качеств являются физические упражнения (скоростно-силовые, упражнения на выносливость, на координацию движений и др.)
Для воспитания физических качеств используются различные методы: равномерный, переменный, интервальный, круговой, соревновательный и др.
Равномерный метод характеризуется относительно постоянной интенсивностью тренировочной работы, например, работа предельной интенсивности на соревновательной дистанции (бег 1500 м) и длительная непрерывная работа умеренной интенсивности (бег 10000 метров.).
Переменный метод характеризуется непрерывной работой с меняющейся интенсивностью. Различные соотношения интенсивной и умеренной работы составляют суть метода (игра скоростей). «Фартлек» — когда бег выполняется с разной скоростью и чередуется с различными прыжковыми или имитационными упражнениями.
Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Число повторений и длительность упражнений могут быть самыми разнообразными, например, бег 3 х 600 м, 8 х 60 м. упражнения выполняются в зависимости от задач тренировочного процесса, но обычно повторный метод используется для воспитания спортивно-силовых качеств.
Игровой метод позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость. быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность и др. высокая эффективность метода объясняется тем положительным эмоциональным фоном, которым сопровождается участие в играх.
Соревновательный метод – это выполнение упражнений в условиях, близких к соревнованиям. Он применяется для воспитания морально-волевых, физических качеств спортсмена для тактической подготовки к предстоящим состязаниям.
Круговой метод. Его название происходит оттого, что первоначально места, где выполнялись упражнения, располагались по замкнутому кругу. Суть метода в серийном выполнении знакомых, технически не сложных упражнений, подобранных и объединённых в комплекс по определённой схеме. Для каждого вида упражнений определяется место, которое называется «станцией». Таких станций обычно 8 – 10. на каждой из них занимающийся выполняет одно их упражнений – приседания, подтягивания, отжимание в упоре, наклоны, прыжки и др. и так может быть пройдено несколько кругов.
VIII. Человеку – о человеке.
У человека 206 костей . Организм его реагирует на спортивные нагрузки утолщением коркового слоя костей, а в итоге возрастает их механическая прочность.
У него также свыше 400 мышц . Мышечный аппарат составляет в среднем 40 процентов веса человека. Развитая мускулатура не только формирует человека физически и способствует нормальной работе всех жизненных органов. Она также делает человека уверенным в своих возможностях и силе, обеспечивает его жизнестойкость. Масса мышц меняется с возрастом. В пять лет – 32,6 процента к массе тела, в 17 лет – до 44,2 процента. Занятия спортом активно влияют на рост мышечной массы. У спортсменов мускулатура составляет половину веса тела и более.
Мышцы пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. По этим живительным ручейкам поступает кислород и питательные вещества; они же отводят продукты обмена веществ. Занятия спортом способствуют увеличению числа кровеносных сосудов. А чем обеспеченней мышцы кровью, тем выше их работоспособность, тем большую нагрузку выдерживает организм по напряжению и времени.
Выделяют пять основных групп мышц, которые обеспечивают успех в большинстве жизненных ситуаций.
Группа № 1 – мышцы брюшного пресса. Это, пожалуй, главная мышечная группа, которая имеет прямое отношение к здоровью, — она стабилизирует положение внутренних органов и как бы оберегает от внешних ударов печень, желудок, селезёнку. Эти мышцы участвуют практически во всех наших действиях. Но в повседневной жизни самопроизвольно (как, например, ноги во время ходьбы) мышцы брюшного пресса не укрепляются. Значит, нужны сознательные физические упражнения. Их много. Простейшее: подержать «угол» на полу или на турнике, поднимание ног на перекладине.
Группа № 2 – длинные мышцы спины. Большинство действий, видов работ у человека направлены против силы тяжести, т.е. мы часто поднимаем что-то. Хорошо развитая мускулатура спины предохраняет от травм довольно уязвимые места – поясницу, позвоночник. Упражнения: различные наклоны с грузом за головой. Или того проще: лечь животом на край стола и поднимать ноги до горизонтального положения.
Группа № 3 — разгибатели ног. Участвуют во всех передвижениях: беге, ходьбе, езде на велосипеде. Лучшая тренировка – приседания, но на одной ноге! Если молодой человек может присесть на каждой ноге по 25 – 30 раз – тренирован он неплохо. Девушки могут ориентироваться на показатель в два раза меньший.
Группа № 4 – разгибатели рук. Лучший способ укрепить их отжиматься в упоре от скамейки, от пола. Уважающий себя юноша должен уметь отжаться в стойке на руках возле стенки.
Группа № 5 – большая грудная мышца . Практически все движения в плечевых суставах осуществляются при её участии. Тренировка: подтягивание на турнике, гантели, гири, те же отжимания в упоре.
Кровь. В каждом человеке примерно 5 литров крови. У мальчиков её несколько больше, чем у девочек. А в целом кровь составляет примерно 8 процентов массы тела. Спортивные занятия улучшают качество крови, а мышцы, таким образом, «лучше питаются», и вновь мы приходим к тому же результату, что при увеличении числа кровеносных сосудов: мускулы и в этом случае будут работать больше, дольше и мощнее.
Сердце. Этот необыкновенный двигатель жизни представляет собой эластичный упругий мускул, который за счёт сокращений и расслаблений нагнетает кровь в артерии, а те разносят её по всему телу. Из практики работы сердца можно вывести очень важный закон. Сердце работает долго и продуктивно за счёт строгой регулярности циклов работы и отдыха – периодов сокращений и расслаблений. Это правило работы сердца должно и вам послужить ориентиром при организации спортивных занятий. Только правильное, чёткое, строгое, последовательное чередование нагрузки и восстановления может обеспечить рост спортивных результатов и полноценное здоровье. Сердце – мускул, его жизнь в движении!
Частота сердечных сокращений зависит от возраста и пола. Пульс у новорожденного – 120-140 ударов в минуту, у дошкольника – 85-100, у школьника – 70-75. у девочек сердце бьётся чаще примерно на 6-8 ударов, чем у мальчиков.
Сердце – удивительный орган. Это мускул, но он обладает способностью «сопереживать» с нами, реагируя на наше настроение, удачи, поражения то более частыми, то замедленными сокращениями. Но это именно мускул, и развивается он по единым законам развития мускулатуры – от работы, спортивных занятий. «Спортивное» сердце работает ритмичнее и экономнее. Чем сильнее сердце, тем больше развиты его сосуды, тем спокойней и уверенней его толчки, обеспечивающие движение крови. Ребята, занимающие спортом, имеют пульс на 15-20 ударов в минуту меньше, чем у остальных. Сердце хорошо тренированного человека за счёт своей мощности может биться не чаще 40-50 раз в минуту.
На соревнованиях мышцам требуется больше питательных веществ и кислорода. Нужно, чтобы кровь быстрее доносила этот питательный груз. Сердце начинает работать значительно активнее, чем в покое. Частота пульса достигает 200 ударов в минуту. И если в покое сердце перекачивает в минуту до 5 литров крови, то при спортивных нагрузках оно проталкивает в минуту значительно большее её количество: у 15-летних ребят до 22 литров (у девочек несколько меньше, чем у мальчиков, а у хорошо тренированного спортсмена до 40 литров. Так обеспечивается при высокой спортивной нагрузке работоспособность мускулов и всех систем организма.
Дыхание. В покое человек потребляет примерно треть литра кислорода в минуту. При физической работе или соревновательной нагрузке потребность в кислороде резко возрастает. Чем труднее организму, тем больше кислорода ему нужно, чтобы выдержать напряжение. Если у человека в спокойном состоянии через лёгкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту , то спортсменам при максимальной нагрузке надо пропустить через свои лёгкие до 150 литров воздуха, чтобы «отсеять» из этого объёма требуемое в такие минуты количество кислорода. Ясно, что только глубокое, полное спортивное дыхание, мощные лёгкие в состоянии справиться с 30-кратным увеличением потребности в воздухе.
Нетренированный человек, даже если он очень захочет выдержать такие испытания, физически не сможет вдруг, без подготовки, сразу в 30 раз увеличить мощность своего дыхательного аппарата. А под влиянием тренировок лёгкие начинают работать более эффективно: быстрее выводится отработанный воздух, мощнее заполняется при вдохе новой живительной кислородной порцией. Таким образом, дыхание – это один из важнейших показателей спортивной подготовленности .
Но даже тренированные лёгкие в момент большой физической нагрузки не в состоянии полностью обеспечить потребность организма в кислороде. Кислородный запрос – это сумма, получаемая при сложении количества кислорода, который лёгкие приносят в ходе тренировки или соревнования, и того кислорода, который они «дадут» организму уже после завершения этой работы. Та величина, которая недодаётся при спортивной нагрузке, называется кислородным долгом.
Кислородный долг зависит не столько от её интенсивности. Он примерно одинаков после бега на 100 метров и 42-километрового марафона. В первом случае организм недополучит за 10 секунд 8-10 литров кислорода, а во втором – 5-10 литров за 2-3 часа работы. Наибольший кислородный долг накапливается после средних дистанций -15-20 литров.
Кислородное голодание легче переносят тренированные люди. Во-первых, за счёт привычки, а во-вторых, за счёт более быстрого восстановления. Их сердца сильнее – значит, быстрее накачают свежую кровь в усталые мышцы. Их лёгкие мощнее, вместительней, — значит быстрее пройдёт процесс добора кислородного долга, лучше провентилируется организм, скорее утолится кислородная жажда.
Энергия. Человек потребляет с пищей вещества (белки, жиры, углеводы), которые расщепляются в организме, и в результате выделяется энергия, обеспечивающая человеческую жизнедеятельность. Тренированные люди тратят на выполнение физического упражнения или какой-то работы меньше энергии, чем нетренированные. Разница в энергозатратах составляет от 10 до 30 процентов, в зависимости от сложности работы.
Нервная система. У каждого из нас по нескольку миллиардов нервных клеток. От них идут отростки, которые образуют нервные волокна. Если бы по ним можно было пропустить красящее вещество, мы бы покрылись краской с головы до ног, ибо нервные волокна подходят ко всем органам человека. Мозг отдаёт команды, а разносятся эти приказы по нервам. Двигательные рефлексы (команда-действие) лучше формируются в юношеском возрасте. Возможно, вы обращали внимание на то, что гимнастика, плавание, фигурное катание на коньках – это те виды спорта, где доминирую юные. В 13-15 лет тут можно стать даже чемпионом страны и мира. Дело в том, что эти виды спорта требуют высокой и чёткой координации движений, а она находится в прямой зависимости от двигательных рефлексов человека. У молодых нервная система быстрее доводит команды мышцам, нервные процессы более концентрированы. Таким образом, именно в юности у человека максимальные возможности проявить себя в видах спорта, требующих точности и координации движений.
IX. Энергетические резервы спортсмена
Человеческий организм называют двигателем внутреннего сгорания, который потребляет в день около 4,5 кг горючего в виде 2 килограммов пищи, 2 килограмма жидкости и примерно 1 килограмма кислорода. Можно только удивляться, какое количество энергии способен выработать человек на таком количестве «топлива».
Когда спортсмен толкает штангу весом 125 кг, его мышцы в течение 0,3 сек работают с мощностью порядка 4 лошадиных сил.
Если спортивная работа продолжается относительно длительное время, мощность падает. Велогонщики на специальных устройствах в течение 5 минут могли выработать энергию в 480 ватт, что соответствует 2/3 л. с.
Но энергия значительно возрастает, если время, затрачиваемое на спортивное усилие, сокращается до мгновения. Максимум энергии был зафиксирован при прыжках в высоту с одновременным отталкиванием обеими ногами. У мужчин этот показатель равнялся 5-6 л. с., у женщин – 3,5-4 л. с.
Всё это говорит о том, что человек обладает огромными энергетическими возможностями . А именно от этого в значительной степени зависит рост потолка спортивных рекордов. Учёные утверждают, что даже на мировые рекорды спортсмены затрачивают менее половины, а то и четверть энергетических резервов организма.
Но если бы всё зависело только от энергии! Известно, что функционирование живых систем связано с распадом белковых структур, из которых они состоят. Важнейшие внутриклеточные образования – миофибриллы в мышечной клетке, митохондрии в самых различных клетках организма, цитоплазма нейронов, ферменты печёночной клетки – сравнительно быстро разрушаются. Таким образом, рост спортивных достижений обеспечивается не только потенциальными энергетическими возможностями спортсменов, но количеством белковых структур, необходимых для превращения потенциальной энергии в механическую работу мышц.
В «топку» постоянно должно подбрасываться «топливо» в виде белков и кислорода, чтобы вырабатывалась энергия.
Есть, правда различие между энергетической работой спринтера и стайера.
Например, спринтер-пловец может проплыть 50м без вдоха, в стайерских видах необходима кислородная «подзарядка». Чем полнее организм будет обогащаться кислородом, тем меньше накопится молочной кислоты в его мускулах. Избыток молочной кислоты затрудняет, а иногда и совсем останавливает мускульную работу.
Чем дольше спортсмен способен вырабатывать максимум энергии, тем выше его спортивные результаты. На продление этого процесса влияют тренированность и спортивная одарённость.
Специалисты заметили, что лучше энергоснабжение своего организма обеспечивает то, кто рационально относится к расходованию белковых структур в процессе подготовки к соревнованиям. Хорошо организованная тренировка способствует росту белковых структур, а перетренированность вгоняет спортсмена в «яму», приводит его в вялое, угнетённое состояние – и свидетельствует это о неумеренном расходе белковых соединений.
Чтобы выйти из «ямы», требуется значительные волевые усилия. Но нужно ли доводить себя до такого состояния? Преодолевать законы природы за счёт волевых усилий в этих случаях – не лучшее и нерациональное дело. Полезней всё же учитывать эти законы и гибко управлять своей подготовкой.
В отношении энергетических затрат, тренировочных объёмов и усилий особенно необходимы точный тренерский диагноз и самоконтроль.
Физическая культура в качестве общечеловеческой ценности утверждает здоровый образ жизни, то есть такой способ жизнедеятельности, который направлен на сохранение и укрепление здоровья человека, продолжение творческого долголетия.
Поэтому стремление к идеалу физически всестороннего и гармонично развитого человека, формирование его представлений и потребностей в здоровом образе жизни рассматривается как важные гаранты физического и духовного развития потенциальных возможностей всего современного общества, определяющего дальнейший путь его развития. Овладение данным способом жизнедеятельности посредством регулярных и разносторонних занятий физической культурой позволяет человеку не только активно противостоять вредным привычкам и безнравственному образу жизни, но и успешно решать задачи по самовоспитанию и саморазвитию личности, эффективно познавать свои физические и духовные возможности. Каждый новый день предъявляет к нам новые требования. Страна и народ дают возможность расти, учиться, выбирать дороги по душе. Идейно крепкими, физически закаленными должны быть те, от кого зависит будущее нашей страны. Физическое развитие становится на одно из первых мест по своему значению мест. Физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы воспитания молодежи, направленной к созданию гармонически развитого человека.
Заботясь о собственном здоровье, мы заботимся и о благе страны. Потому что здоровые, физически крепкие люди ежедневно вносят наиболее высокий трудовой вклад в жизнь страны.
Источник