Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)
Коллектив авторов, 2014
Стратегия предназначена для органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, медицинских, педагогических и социальных работников муниципальных образований.
Оглавление
- Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков»
- Преамбула
- Введение. Почему подростки заслуживают особого внимания?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Издание третье, исправленное и дополненное
А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, Н.А. Скоблина, П.И. Храмцов, А.Г. Ильин, Т.В. Яковлева, Е.Н. Байбарина, А.А. Левитская, О.В. Чумакова, Е.В. Антонова, В.Ю. Альбицкий, И.В. Звездина, В.В. Чубаровский, Н.В. Соколова, А.С. Седова
академик РАН, профессор, д.м.н. А.Г. Сухарев
профессор, д.м.н. А.М. Куликов
© Научный центр здоровья детей
Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков»
Первое и второе издания Стратегии подготовлены при поддержке Представительства Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в Российской Федерации
Дети — наши «инвестиции» в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия.
В соответствии с резолюцией EUR/RC53/R7, в настоящем документе изложена предлагаемая Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков», целью которой является оказание содействия государствам-членам в выработке собственных стратегий и программ. Данная Стратегия вместе с соответствующим проектом резолюции представляется на рассмотрение Регионального комитета.
Оглавление
- Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков»
- Преамбула
- Введение. Почему подростки заслуживают особого внимания?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Примечания
Принята на 55-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (Бухарест, Румыния 12–15 сентября 2005 г.)
Смотрите также
Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями. Основы вакцинологии
Галина Червонская, 2011
Тони Харман, 2016
Правдивая книга о медицине. Как выжить, если заболел
Александра Славянская, 2019
Изучение качества жизни в педиатрии
А. А. Баранов, 2010
Здоровье и здравоохранение. Учебное пособие
А. А. Шабунова, 2014
Юридическая защита интересов медицинской организации при спорах с пациентами. 2 издание.
Асад Махачевич Юсуфов, 2019
Рабочее время персонала медицинских организаций
О. П. Абаева, 2013
Общественное здоровье и здравоохранение. Часть 2
Е. М. Тищенко, 2013
Комментарий к Федеральному закону от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (постатейный)
А. А. Кирилловых, 2013
Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания
В. Ю. Альбицкий, 2011
Юрий Иванович Прокопенко, 2013
Денис Гинзбург, 2018
Основы экономической теории. Экономика и управление в здравоохранении. Учебное пособие
Инна Додонова, 2015
Опыт Европейского Союза в области регулирования здравоохранения
Источник
Международные инициативы и законодательные документы по охране здоровья подростков
Международное сообщество уделяет большое внимание разработке программ по охране здоровья детей, подростков и молодежи, основанных на соблюдении положений и норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и являющихся обязательными к выполнению государствами-участниками.
В Стратегии Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в области здравоохранения (1995) охрана здоровья подростков и молодежи определяется как новая приоритетная задача организации. Проблемы подрастающего поколения также упоминаются в ряде других решений Исполнительного совета ЮНИСЕФ, касающихся таких острых вопросов, как табакокурение (1989), употребление наркотиков и психотропных веществ (1989), безопасное материнство (1990), обеспечение прав и защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (1990), защита детей от насилия и жестокого обращения (1996), профилактика ВИЧ/СПИДа (1992), планирование семьи (1993), равенство полов (1994), доступное образование (1995).
Необходимость сконцентрировать внимание на вопросах охраны здоровья подростков и молодежи отмечается и в других конвенциях и решениях международных организаций. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Планах действий, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), и четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) содержатся нормы, в которых основное внимание уделяется охране здоровья девочек-подростков.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оказывает поддержку странам в области охраны здоровья подростков по трем основным направлениям:
- путем предложения всеохватывающих, межсекторальных и научно обоснованных подходов к охране здоровья подростков;
- путем уточнения и поддержки той специфической роли, которую играет сектор здравоохранения, включая руководящую роль министерств здравоохранения и их влияние на другие сектора, а именно образования, занятости и социальной защиты;
- путем планирования действий, нацеленных на сокращение неравенства в здоровье и развитии подростков, как в странах, так и между странами.
В марте 2001 г. в Женеве под эгидой ВОЗ представители более 20 стран выработали единые принципы и положения, регламентирующие деятельность служб, дружественных к подросткам и молодежи. В Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г., выделены отдельные разделы, в которых рассмотрены вопросы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения, обеспечения качественного и доступного образования, защиты детей от жестокого обращения, эксплуатации и насилия, борьбы с ВИЧ/СПИДом.
В Европейской стратегии ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 года впервые были выделены семь основных направлений охраны и здорового развития детей и подростков:
- здоровье матерей и новорожденных,
- питание,
- инфекционные заболевания,
- травмы и насилие,
- окружающая среда,
- здоровье подростков,
- психосоциальное развитие и психическое здоровье.
В 2007 г. под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ была разработана ориентационная программа «Здоровье подростков для медицинских работников», в которой предлагаются современные подходы к удовлетворению потребностей подростков и решению их проблем со здоровьем.
Приоритетные задачи в сфере охраны здоровья подростков
и молодежи и их здорового развития
Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 г. среди основных задач, решаемых в подростковом возрасте, выделяет следующие приоритеты:
- формирование здорового образа жизни;
- предупреждение опасных форм поведения;
- развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
- профилактика всех форм насилия;
- формирование здоровой школьной среды, способствующей физическому и психосоциальному благополучию подростков;
- профилактика травматизма;
- просвещение по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей.
Обновленная в 2014 г. Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков на 2015–2020 года «Инвестируя в будущее детей» нацелена на развитие успехов и использование уроков предшествующей стратегии 2005 г. с учетом современных фактических данных, тенденций в эпидемиологии, политических и социальных тенденций с целью совершенствования применяемых в странах подходов к охране здоровья детей и подростков. Современные руководящие принципы охраны здоровья включают:
- подход с учетом всех этапов жизни,
- подход, основанный на фактических данных,
- стимулирование сильных партнерств и межсекторального сотрудничества,
- подход, основанный на правах человека.
В 2009 г. молодежь Европы и Европейская Комиссия вышли с инициативой «Быть здоровым – это быть самим собой», основная цель которой – выдвижение на первый план вопросов охраны здоровья детей, подростков и молодежи в Европе. Инициатива подчеркивает важность различных факторов здоровья (образ жизни, образование, условия труда, средства массовой информации и окружающая среда) и важность вовлечения молодежи в решение затрагивающих ее вопросов здоровья. Молодые люди выделили следующие приоритетные сферы для охраны своего здоровья:
- современные системы передачи информации и здоровье;
- здоровая среда обитания;
- пропаганда и поощрение использования средств профилактики;
- здоровье и профессия; оздоровление на рабочем месте;
- образование и обучение здоровью;
- пропаганда и достижение здоровья в молодежном движении и молодежных лагерях;
- специальные службы для молодежи.
Совещание Европейского бюро ВОЗ по вопросу о политике и службах, дружественных к молодежи, (Эдинбург, 2009 г.) расставило приоритеты в этой деятельности:
- развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
- участие молодых людей в охране своего здоровья;
- партнерство молодежи и взрослых в разработке эффективной системы охраны здоровья подрастающего поколения.
В 2010 г. была обнародована концепция 4S, разработанная ВОЗ для укрепления действий сектора здравоохранения в ответ на проблемы здоровья и развития подростков. Позднее этот подход был расширен до 5S, согласно которому, программа здравоохранения, нацеленная на обеспечение наивысшего достижимого стандарта здоровья и развития для подростков, должна включать:
- Supportive policies – поддерживающие стратегии, которые уважают, защищают и выполняют/осуществляют/удовлетворяют права подростков на здоровье;
- Strategic information – стратегическую информацию, необходимую для планирования и мониторинга;
- Service delivery models – модели оказания услуг, дружественных к молодежи;
- Sustainable resources – устойчивые ресурсы, такие как адекватно обученные медицинские сотрудники и механизмы финансовой защиты молодых людей;
- Cross-Sectors approach – межсекторальный подход для работы с детерминантами здоровья и для сокращения неравенства.
Основы новой европейской политики здравоохранения «Здоровье 2020», разработанные при содействии ВОЗ, акцентируют внимание на необходимости согласованного объединения новых знаний и научных доказательств в области здоровья подростков и его детерминантов и предлагают правительствам стран пути решения и эффективные вмешательства, направленные на обеспечение лучшего здоровья, равенства и благосостояния.
Образование в области здоровья
Образование в области здоровья – важная составляющая комплексных программ охраны здоровья подростков и молодежи. Большую работу по внедрению образовательных программ в области здоровья и сексуального и репродуктивного здоровья в частности проводит Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). При содействии ЮНЕСКО проводятся важнейшие международные форумы по образованию и разрабатываются стратегии и руководства по продвижению образовательных программ в области здоровья для подростков и молодежи.
Достижение целей самой масштабной мировой инициативы «Образование для всех», принятой на Всемирном форуме по образованию в 2000 г. в Дакаре (Сенегал), предполагает обеспечение здоровья учащихся детей и подростков, что в свою очередь требует создания безопасной, здоровой, инклюзивной учебной среды, способствующей успешному обучению.
С целью обеспечения подростков комплексным и качественным образованием в области сексуального и репродуктивного здоровья ЮНЕСКО выпустило в 2010 г. «Международное техническое руководство по половому просвещению»
Разработки ЮНЕСКО способствуют реализации международной инициативы FRESH – Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах. В 2013 г. под руководством ЮНЕСКО были разработано и опубликовано «Руководство по мониторингу и оценке школьных программ охраны здоровья»
Более подробно о международных инициативах по образованию в области здоровья см. статью (ссылка на статью Международные инициативы по охране здоровья школьников и образованию детей и подростков в области здоровья )
Профессиональная подготовка и профессиональные объединения
В поддержании профессиональной компетенции специалистов, работающих с подростками, значима роль Европейского центра по подготовке профессионалов в области охраны здоровья подростков – EuTEACH (European Training in Effective Adolescent Care and Health). Основная задача EuTEACH – разработка обучающих программ, методических планов и ресурсов для работников сферы здравоохранения, специализирующихся по данной тематике. Проект EuTEACH поддержан ВОЗ, ЮНИСЕФ, Европейской конфедерациией специалистов по педиатрии.
Специалистов, работающих с молодежью, объединяет Международная ассоциация здоровья подростков (International Association for Adolescent Health) Она было основана в 1987 г. в целях поддержки практической реализации Конвенции ООН о правах ребенка.
Международные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения охраны здоровья подростков и молодежи:
(оформить как в статье Г2.Репродуктивные и сексуальные права
Генеральная Ассамблея ООН (1989). Конвенция о правах ребенка
- Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.)
- Оттавская Хартия по развитию здоровья (принята Первой международной конференцией по развитию здоровья. Оттава, Канада, 17–21 ноября 1986 г.)
- Международный кодекс медицинской этики (принят З-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г. и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 г.)
- Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.)
- Декларация принципов толерантности (утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г.).
Источник