Конспект урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс
Класс: 3
Цель: дать представление об организме человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать, соблюдая здоровый образ жизни.
Планируемые предметные результаты освоения материала: Учащиеся научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой.
Планируемые личностные результаты освоения материала: ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
Планируемые метапредметные результаты освоения материала:
Регулятивные
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Познавательные
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- находить необходимую информацию в книгах;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
Коммуникативные
- выполнять парные и групповые задания в классе;
- сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, модель организма человека, толковый словарь.
Организационный момент
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса
Нам с тобой земля-волшебница,
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
А кто этот волшебник? (ПРИРОДА)
Актуализация знаний
— Какой большой раздел вы закончили изучать на прошлом уроке? (Эта удивительная природа)
— Что такое природа? (Это все, что нас окружает и не создано человеком)
— Какая бывает природа? (Живая и неживая)
Сегодня мы начнём изучать новый раздел «Мы и наше здоровье». Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе? (Этот раздел посвящён изучению человека, особенностям строения его тела, работе органов, охране здоровья).
Постановка учебной задачи. Формулировка темы
Кто знает сказку «Красная шапочка»? А кто ее автор? (Шарль Перро)
Сейчас я вам прочитаю отрывок из этой сказки.
— Бабушка, почему у вас такие большие руки?
— Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие уши?
— Чтобы лучше слышать, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие глаза?
— Чтобы лучше видеть, дитя мое.
— Бабушка, почему у вас такие большие зубы?
— А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!
Скажите, о чем Красная шапочка спрашивала волка? (о руках, об ушах, о глазах, о зубах? ОБ ОРГАНАХ)
Что отвечал ей волк? ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ (наводящие вопросы)
Давайте сформулируем тему урока.
Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?
Сегодня мы будем говорить об ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА.
Изучение нового материала
Скажите, а что значит организм?
Где мы можем узнать точное определение данного понятия? (в словаре)
В словаре дается такое понятие
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
На руке
И на стене,
И на башне
В вышине:
Ходят, ходят
Ровным ходом —
От восхода до захода.
(Часы внутреннее и внешнее строение).
Чем отличаются изображения? (На одних мы видим внешнее строение, а на других внутреннее устройство часов).
Скажите, а для чего часам механизм?
Если сравнить организм человека и часы, что можно сказать о человеке?
У человека есть тоже механизм, только мы называем это органы.
А какие органы человека вы знаете? (называют органы, разделяем и делаем вывод о внутренних органах и внешних органах)
ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ
У вас на столах есть карточка, на ней изображен человек. Сейчас вы будете работать в парах.
Посмотрите на него, вспомните названия частей тела, обсудите с товарищем и подпишите части тела.
Быть у каждого должна
Очень «умной» голова.
Я верчу ей как умею
Голова сидит на шее.
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот.
На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь.
Стройным будешь ты всегда,
Коль пряма твоя спина.
Занимать должны от скуки
Мы, конечно наши руки.
Бегут по дорожке
Резвые ножки.
Животик, спинка, грудь,
Их вместе всех зовут – туловище.
Проверьте все ли части вы подписали?
Скажите, руки и ноги, как можно назвать по другому? (конечности)
Давайте разомнем наши внешние части тела.
Физминутка
Кивните мне головой.
Погладьте себя по животу.
Поднимите правую руку вверх.
Поднимите левую руку вверх.
Попрыгайте на правой ноге.
Попрыгайте на левой ноге.
О внешнем строении поговорили, давайте поговорим о внутреннем.
Какие внутренние органы вы знаете?
Ребята, давайте вернемся к определению.
Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.
Что же такое система? Давайте посмотрим в словаре.
Система органов – это несколько органов, которые выполняют одну общую работу.
Как вы думаете, какие системы образуют внутренние органы?
Разгадайте чайнворд и вы найдете название этих систем.
Опорно-двигательная
это кости и мышцы. Скелет придает опору телу, к нему крепятся большинство мышц, также скелет выполняет защитную функцию для ряда органов. Мышечная ткань отвечает за подвижность частей тела
Нервная
состоит из головного мозга, спинного мозга и множества различных нервов. Ее функциями являются обеспечение согласованной работы всех органов и систем организма, обработка информации, поступающей от органов и из окружающей среды, принятие на основе этого решений, разумная деятельность.
Пищеварительная
включает в себя множество органов, совместная работа которых обеспечивает тело человека питательными веществами, извлекаемыми из пищи путем ее переработки. Эти вещества сначала поступают в кровь, а затем разносятся по клеткам тела.
Кровеносная
состоит из сердца, различных сосудов, крови, органов кроветворения. Она обеспечивает перенос клеткам тела кислорода и питательных веществ, отвод от них продуктов распада.
Дыхательная
состоит из нескольких органов, главными из которых являются легкие. В них происходит газообмен между кровью и воздухом.
А еще выделяют
Покровная система
это кожа и слизистые оболочки. Кожа защищает остальные органы от повреждений, высыхания, предотвращает проникновение в организм вредных веществ и микроорганизмов, снижает воздействие температурных колебаний среды.
Выделительная система
состоит из пары почек и ряда других органов. Ее функция — это удаление из крови продуктов обмена веществ, воды, а также вредных веществ, попавших в кровь из пищеварительной системы.
Половая система
производит половые клетки, а у женщин еще и обеспечивает вынашивание плода. Таким образом, функцией половой системы является размножение
Эндокринная система
включает различные железы, «разбросанные» по всему телу, которые синтезируют определенные химические вещества — гормоны. Посредством гормонов, поступающих в кровь, происходит управление организмом.
А теперь давайте посмотрим на схему на странице 123 учебника и запомним названия некоторых внутренних органов. Это понадобится нам для самостоятельной работы.
Давайте посмотрим модель строения человека. https://www.zygotebody.com
Как вы считаете, нужно ли нам изучать наш организм? Для чего?
Для того, чтобы наш организм не уставал, давайте немного разомнемся.
Физминутка на слайдах
А какие науки изучают наш организм?
Найдите ответ на стр. 123 учебника.
Анатомия – наука, которая изучает строение тела человека.
Физиология – наука, которая изучает работу органов человека.
Гигиена – наука о сохранении и укре плении здоровья.
КАКИХ УЧЕНЫХ ЗНАЮТ?
А знаете ли вы кто такой Иван Петрович Павлов?
Прочитайте о нем на стр. 125 учебника.
Самостоятельная работа.
Соотнесите название органов человека и подпишите, к какому строению они относятся.
Закрепление изученного материала
Организм человека – это сложная система. А как узнать, нормально он работает или нет? Болен человек или нет?
Организм человека имеет показатели (температура, боль, давление), которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить своё здоровье.
А все ли мы сами можем себе продиагностировать, вылечить?
Это могут сделать врачи. Каких врачей вы знаете?
А знаете ли вы, что существуют такие врачи, как
Аллерголог — специалист по лечению аллергии.
Гастроэнтеролог — врач, лечащий нарушения работы желудочно-кишечного тракта.
Гепатолог – врач, занимающийся диагностикой и лечением болезней печени.
Иммунолог — специалист, который занимается иммунной системой.
Неонатолог лечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше.
Нефролог — врач, специализирующийся на лечении болезней почек.
Трихолог — лечит заболевания волос и кожи головы.
Флеболог — врач, который лечит заболевания вен
Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.
Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас — здоровье, только когда его у нас уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам.
Давайте начнем заботиться о нашем организме прямо сейчас.
Вспомним правила посадки. СЛАЙД
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на стол;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола;
- придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой);
- писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.
Итог урока
— Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)
(В здоровом теле здоровый дух)
— Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)
Давайте поговорим, каким мы хотим, чтобы было наше здоровье.
Какое оно? Крепкое, хорошее, надежное, дорогое.
Что нужно делать, чтобы его сохранить? Беречь, исследовать, ухаживать
Что для нас наше здоровье, как вы к нему относитесь? Здоровье это наше богатство.
Домашнее задание
Придумать небольшой рассказ, который заканчивался ба пословицей о здоровье.
Источник
Педсовет «Здоровье — это психофизическая гармония»
Екатерина Саукова
Педсовет «Здоровье — это психофизическая гармония»
1. Игровое упражнение «Притча»
Если бы я была добрым волшебником, чтобы я сделала для того, чтобы все дети на земле были бы здоровыми!
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек.Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным»,другой сказал: «Человек должен быть здоровым»,третий сказал: «Человек должен быть умным»,Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Как вы думаете, куда боги спрятали здоровье?
Один из богов сказал: ««Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов!»
Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью:
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознает важность разумного отношения к своему здоровью…
Продолжите, пожалуйста,фразу: «Путь к здоровью это…» (блиц опрос педагогов).
Мы уточнили, что путь к здоровью – это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
2. Упражнение «Ассоциации»: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребенка? После того, как ассоциации названы, подводится итого, обобщающие ответы. Здоровый человек – это человек, успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. Психически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира.
3. Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Необходимо разделиться на 2 команды: (кружки красного цвета на правую сторону) это команда – «родители», (кружки желтого цвета) – «воспитатели». Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.
• Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
• Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
• Что вы делаете для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка?
• Каким образом у ребенка проявляется потребность в психической разрядке?
• Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта? (музыка – терапия, сказка – терапия, арома – терапия и т. д.).
Эффективность физкультурно-оздоровительнойработы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, учителем-логопедом.
Психологическое здоровьеребенка включает в себя следующие компоненты жизнедеятельности:
1. состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
2. адекватное социальное поведение;
3. умение понимать себя и других;
4. более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
5. умение делать выбор и нести за него ответственность.
Иными словами, психологически здоровые дети находятся в состоянии внутреннего благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Психически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира.
Очень важно помнить, что именно взрослые несут ответственность за развитие и психологическое здоровье детей, особенно на начальных этапах их жизни. И именно заботливое отношение к ребенку, внимание к его потребностям, любовь и уважение позволят сформировать из ребенка сильную, успешную, психологически здоровую личность.
Что могут сделать педагоги для формирования психологического здоровья у своих воспитанников?
1) обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку);
2) обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
3) формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка).
К факторам, формирующим психологическое здоровье,относятся:
наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья;
в целом положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;
как можно более ранее формирование у ребенка установки на позитивное мировосприятие, формирование умения находить разные источники положительных эмоций, способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, т. е. Развитие саморегуляции ребенка;
умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых.
В дошкольном учреждении оно зависит от многих причин:
1. Состояние ребенка в период посещения ДОУ
2. Особенности взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ
3. Особенности взаимоотношений с детьми группы
4. Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ
5. Обстановка в семье
Признаки стрессового состояния у ребенка:
• Трудность засыпания и беспокойный сон.
• Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла.
• Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
• Беспокойство и непоседливость.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых.
• Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь.
• Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.
• Игра с половыми органами.
• Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.
• Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения.
• Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.
Конспект интегрированного музыкального занятия «Зимние узоры» в рамках экологического проекта «Гармония музыки и природы» «Зимние узоры» Интегрированное занятие №3 в рамках творческого проекта «Гармония музыки и природы» Программное содержание: развивать творческие.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Лаборатория почемучек. Здоровье зубов — здоровье всего тела» Цель: формировать умение детей заботиться о своем здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов. Задачи: — формировать умение.
Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в рамках проекта «Гармония музыки и природы» Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать.
Педсовет «Что такое здоровье человека?» “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им,.
Педсовет по игровым технологиям Педагогический советУчите детей, играя!Составила: Бычкова Валентина Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Педсовет «Психологический комфорт в ДОУ» Разработала: Секалина Т. В., ГБДОУ детский сад №72 комбинированного вида Калининского района СПб Педсовет «Психологический комфорт в ДОУ».
Стихотворения: «Чехарда» и «Детства гармония» Хочу поделиться стихами. ***Чехарда*** Как-то раз, чехарда приключилась, Небо в море случайно свалилось… Но, ничуточки не испугалось,.
Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе «Все на карнавал» в рамках проекта «Гармония музыки и природы» Программное содержание: продолжать знакомить детей с чертами изобразительности в музыке, углублять знания детей о средствах музыкальной.
Установочный педсовет «Чудесный огород» Тема: «Установочный педсовет-2019». Название педсовета: ««Чудесный огород». Цель: подведение итогов работы за 2017-2018 учебный год, результаты.
Весенняя поэтическая экскурсия в рамках экологического проекта «Гармония музыки и природы» «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»Весенняя поэтическая экскурсия Цель: воспитывать у детей.
Источник