Меню

Это табачное изделия вредит вашему здоровью

Управление Роспотребнадзора по Белгородской области

Управление Роспотребнадзора по Белгородской области

Общие требования к табачной продукции — Изменения в законодательстве о защите прав потребителей

Изменения в законодательстве о защите прав потребителей

Общие требования к табачной продукции

Объектом технического регулирования Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» является табачная продукция, реализуемая на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон устанавливает: требования к табачной продукции; правила идентификации табачной продукции; правила и формы оценки соответствия табачной продукции установленным требованиям.

Не допускается использование в качестве ингредиентов для табачной продукции веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В качестве ингредиентов для табака сосательного (снюса), табака жевательного и насвая не допускается использование иных веществ, кроме пищевых продуктов, пищевых добавок и ароматизаторов, разрешенных для использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация для потребителей табачных изделий (далее также — информа-ция) должна быть нанесена:

1) на потребительскую тару;

2) на лист-вкладыш при использовании для табачных изделий (за исключением сигарет, папирос, биди, кретек) потребительской тары, на которую невозможно нанести информацию для потребителя, а также при реализации сигар и сигарилл (сигарит) поштучно.

Информация должна быть изложена на русском языке и может быть повторена на других языках или нанесена буквами латинского алфавита (в части наименования изготовителя, лицензиара и наименования табачной продукции). Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации.

Средства и способы нанесения информации должны обеспечивать ее со-хранность при транспортировке, хранении и реализации табачной продукции.

Информация должна быть расположена таким образом, чтобы не нарушалась целостность надписей при открывании потребительской тары.

Информация, нанесенная на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш, должна содержать:

1) наименование технического регламента или информацию об обязательном подтверждении соответствия табачной продукции;

2) наименование вида табачного изделия;

3) наименование табачной продукции;

4) наименование и место нахождения (адрес) изготовителя;

5) наименование и место нахождения (адрес) организации, зарегистриро-ванной на территории Российской Федерации и уполномоченной изготовите-лем на принятие претензий от потребителе;

6) сведения о наличии фильтра (для курительных изделий с фильтром);

7) сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто в граммах (для весовых табачных изделий);

8) предупредительные надписи о вреде потребления табачных изделий;

9) информацию о содержании смолы и никотина в дыме одной сигареты, монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром;

10) знак обращения на рынке, утвержденный Правительством Российской Федерации;

11) сведения о максимальной розничной цене в рублях, месяце и годе изготовления сигарет и папирос в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Не допускается поверх сведений о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий нанесение каких-либо элементов потребительской тары (за исключением прозрачной оберточной пленки) либо наклеивание специальной (акцизной) марки, которые закрывают поверхность, занятую сведениями о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачных изделий.

На потребительскую тару и (или) лист-вкладыш по усмотрению изготовителя может быть дополнительно нанесена другая информация.

Информация должна быть достоверной и не должна вводить потребителей в заблуждение относительно табачной продукции и ее изготовителей, а также признаков, характеризующих табачную продукцию.

В случае, если на потребительскую тару или лист-вкладыш нанесены слова или словосочетания, содержащие дополнительные характеристики табачного изделия такие, как: «с низким содержанием смол», «легкие» или «очень легкие», слова, однокоренные или аналоги таких слов на иностранных языках, знаки и иные обозначения (за исключением зарегистрированных товарных знаков), которые создают впечатление, что такое табачное изделие менее вредно для здоровья, на потребительскую тару наносится надпись: «не означает, что данный продукт менее вреден для здоровья». Указанная выше надпись должна занимать не менее 10 процентов площади большей стороны потребительской тары табачных изделий и наноситься на одну из больших сторон потребительской тары табачных изделий четким, легко читаемым аналогичным шрифтом, размер которого не менее размера шрифта используемого слова или словосочетания.

Не допускается нанесение на потребительскую тару и (или) лист-вкладыш информации, содержащей утверждения о том, что:

Читайте также:  Алкмеон здоровье есть гармония противоположно направленных сил

1) потребление данного табачного изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий;

2) данное табачное изделие (вид табачного изделия) менее опасно для здоровья, чем другие табачные изделия (другой вид табачных изделий);

3) снижен риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением данного табачного изделия (вида табачного изделия), вследствие наличия, отсутствия или пониженного содержания выделяемого при потреблении табачного изделия вещества, иного, чем вещества, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона.

На каждую единицу потребительской тары курительных табачных изделий наносятся основная предупредительная надпись о вреде курения: «Курение убивает» и одна из предупредительных надписей о вреде курения.

Каждая из предупредительных надписей о вреде курения, может сопровождаться рисунками (в том числе пиктограммами), и должна быть нанесена на примерно равное количество единиц потребительской тары одного наименования курительных табачных изделий, выпущенных изготовителем табачной продукции в обращение в течение календарного года.

Основная предупредительная надпись о вреде курения должна быть помещена на одной большей стороне (лицевая поверхность) единицы потребительской тары курительных табачных изделий, а другая предупредительная надпись о вреде курения — на другой большей стороне (поверхность, противоположная лицевой) единицы потребительской тары курительных табачных изделий.

На лист-вкладыш наносится одна предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия:

1) для курительных табачных изделий — «Курение вредит Вашему здоро-вью»;

2) для некурительных табачных изделий — «Это табачное изделие вредит Вашему здоровью».

На каждой единице потребительской тары сигарет с фильтром должна быть размещена следующая информация о содержании смолы, никотина и монооксида углерода в дыме одной сигареты: «Смола: (округленное до целого число, выражающее содержание смолы в миллиграммах на одну сигарету) мг/сиг», «Никотин: (округленное до десятых долей число, выражающее содержание никотина в миллиграммах на одну сигарету) мг/сиг», «CO: (округленное до целого число, выражающее содержание.

Указанная информация должна наноситься на одну из боковых сторон единицы потребительской тары сигарет и занимать не менее 4 процентов площади этой стороны.

Государственный контроль (надзор) за соответствием табачной продукции требованиям Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» осуществляется органом государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник

О правилах реализации табачных изделий

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (далее Основы) устанавливаются правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. Согласно статье 1 Основ охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Деятельность по розничной продаже табачной продукции на территории РФ регулируется федеральными законами от 22.12.2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее — Технический регламент) и от 10.07.2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон об ограничении курения).

В 2008 году Россия присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе против табака (Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ). Согласно данной конвенции основными мерами, касающимися сокращения спроса на табак, являются ценовые и налоговые. К неценовым мерам относятся: защита от воздействия табачного дыма, регулирование состава табачных изделий, упаковка и маркировка табачных изделий и др. Принятый в 2008 году Технический регламент направлен в первую очередь на реализацию данных мер.

Согласно статье 1 Закона об ограничении курения к табачным изделиям относятся: изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка — крупка курительная. Статьей 3 Закона об ограничении курения вводятся определенные запреты и правила, касающиеся оптовой и розничной продажи табачных изделий, а именно запрещается:

— производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. При этом показатели содержания вредных веществ не могут превышать: для сигарет с фильтром — содержание в дыме сигареты смолы 14 мг на сигарету и никотина 1,2 мг на сигарету; для сигарет без фильтра — соответственно 16 и 1,3 мг на сигарету (пункт 2);

Читайте также:  Бамбук польза для здоровья

Для справки. Частью 1 статьи 6 Технического регламента установлены иные предельно допустимые показатели содержания смолы и никотина в миллиграммах на одну сигарету (мг/сиг) в дыме одной сигареты (с фильтром и без фильтра) — 10 мг/сиг и 1,0 мг/сиг соответственно. В соответствии с частью 2 статьи 24 Технического регламента данная норма начнет действовать по истечении трех лет со дня вступления в силу названного документа, то есть с 26.12.2012 года.

— продажа табачных изделий без предупредительных надписей о вреде курения табака на каждой упаковке (пачке) (пункт 3);

— поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов (пункт 4);

— розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях, образовательных организациях, а также на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий образовательных организаций (пункт 5);

— розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовления (пункт 7);

— розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке) (пункт 8);

— розничная продажа табачных изделий, включая табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, без потребительской упаковки. Максимальная нетто-масса табака, содержащегося в потребительской упаковке и предназначенного для розничной продажи, не должна превышать 500 граммов (пункт 9).

Кроме того, не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет (статья 4 Закона об ограничении курения), реализация на территории РФ табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками (пункт 5 статьи 4 Технического регламента). Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Предупредительные надписи

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона об ограничении курения каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака: основную – «Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью» и дополнительную. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2005 года № 163 утверждены информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты и следующие дополнительные надписи о вреде курения:

1) «Курение — причина раковых заболеваний»;

2) «Курение — причина смертельных заболеваний»;

3) «Оградите детей от табачного дыма»;

4) «Курение табака вызывает никотиновую зависимость»;

5) «Курение — причина заболеваний сердца».

Основная предупредительная надпись о вреде курения табака должна быть помещена на одной большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий. На другой большей стороне упаковки (пачки) должна быть помещена одна дополнительная надпись о вреде курения табака, причем производитель при нанесении этих надписей должен придерживаться следующих правил:

— выбрать из утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению списка четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;

— поместить каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.

Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака должны занимать на упаковке (пачке) табачных изделий не менее 4% площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий без учета указания автором предупреждения о вреде курения (федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению), иными словами, фраза «Минздравсоцразвития России предупреждает» не берется в расчет.

В настоящее время можно увидеть на упаковках (пачках) сигарет и другие предупредительные надписи, которые занимают отнюдь не 4% площади стороны упаковки. Дело в том, что ст. 10 Технического регламента для потребительской тары курительных табачных изделий предусмотрены другие надписи о вреде курения: основная предупредительная надпись – «Курение убивает» и одна из следующих предупредительных надписей о вреде курения:

1) «Курение вызывает инфаркты и инсульты»;

2) «Курение — причина рака легких»;

3) «Курение — причина хронической болезни легких»;

4) «Курение во время беременности причиняет вред Вашему ребенку»;

5) «Защитите детей от табачного дыма»;

6) «Обратитесь к врачу, чтобы бросить курить»;

7) «Курение вызывает сильную зависимость, не начинайте курить»;

8) «Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких»;

9) «Курение может стать причиной медленной и болезненной смерти»;

10) «Курение может являться причиной импотенции»;

11) «Курение вызывает преждевременное старение кожи»;

12) «Курение может вызвать бесплодие».

В то же время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, могут быть установлены другие предупредительные надписи. Названные надписи должны располагаться на обеих сторонах единицы потребительской тары курительных табачных изделий в рамке черного цвета. Площадь, ограниченная рамкой, включая площадь самой рамки, должна занимать: для основной предупредительной надписи — не менее 30% площади большей стороны потребительской тары, для другой предупредительной надписи — не менее 50%. Указанная информация наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом максимально крупного размера.

Читайте также:  Психологическое консультирование семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Для справки. Курительные табачные изделия — это табачные изделия, предназначенные для курения (пункт 5 статьи 2 Технического регламента).

Для некурительных табачных изделий предусмотрена одна предупредительная надпись о вреде потребления табачного изделия: «Это табачное изделие вредит Вашему здоровью» (пункт 6 Технического регламента). Данная информация также помещается в рамку черного цвета (площадь, ограниченная рамкой, — не менее 30% площади одной большей стороны (лицевой поверхности) единицы потребительской тары).

Для справки. Некурительные табачные изделия — это табачные изделия, предназначенные для сосания, жевания или нюханья (пункт 17 статьи 2 Технического регламента).

Поштучная продажа сигарет

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона об ограничении курения запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов

Для справки. Незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, — объект административного правонарушения.

Продажа табачных изделий в неустановленных местах

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона об ограничении курения запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий образовательных организаций. Причем несмотря на разъяснения Роспотребнадзора о том, что запрет, установленный пунктом 5 статьи 3 Закона об ограничении курения, направлен прежде всего на ограничение доступности табачных изделий для детей и подростков (особое внимание необходимо обратить на торговые точки, реализующие табачные изделия, находящиеся в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений дополнительного образования детей), образовательными учреждениями считаются даже дошкольные общеобразовательные учреждения (детские сады).

Нередко предметом спора выступает способ определения расстояния между образовательным учреждением и торговой точкой. Например, в арбитражном деле (Постановление ФАС ВВО от 10.11.2009 А31-5599/2009) индивидуальный предприниматель предположил, что расстояние необходимо рассчитывать с учетом Правил дорожного движения. Суд же исходил из буквального толкования используемого в Законе термина «расстояние», то есть как пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии). При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования и признал его виновным в совершении административного правонарушения.

Другой интересный момент: при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом. В случаях, когда розничная торговля табачными изделиями осуществляется внутри большого торгового центра, 100-метровая зона должна учитывать расстояние, проходящее внутри торгового центра, до непосредственно торговой точки (абзац 2 Письма Роспотребнадзора от 03.06.2005 года № 0100/4244-05-32).

Максимальная розничная цена

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 3 Закона об ограничении курения запрещается розничная продажа сигарет и папирос без указания на каждой упаковке (пачке) максимальной розничной цены, сведений о месяце и годе изготовлении. Кроме того, запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке).

Что такое максимальная розничная цена (МРЦ) и откуда появился данный запрет? Определение МРЦ дано в пункте 2 статьи 187.1 главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. В соответствии с названной нормой максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком (производителем) самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий (под маркой (наименованием) понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков — индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой

Продажа табачных изделий несовершеннолетним

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об ограничении курения не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Источник

Adblock
detector