Виды и основные направления психопрофилактики
презентация по коррекционной педагогике
Виды, основные направления , методы и приемы психопрофилактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды и основные направления психопрофилактики | 440.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды и основные направления психопрофилактики
Психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации . Психопрофилактика – это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся на всех этапах развития Основные понятия психопрофилактики
Психопрофилактика – это один из разделов общей профилактики, который включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изучение причин и своевременное устранение психических нарушений и заболеваний.
Цель психопрофилактики – это своевременное определение и устранение факторов, ведущих к отклонениям в развитии. К задачам можно отнести следующие. Предупреждение развития отклонения путем ранней диагностики. Устранение действия болезнетворной причины на личность или организм. Проведение мероприятий, предотвращающих рецидивы. Цели и задачи
Специалисты отмечают, что при проведении психопрофилактики необходимо соблюдать следующие принципы: Адресность . Это означает, что следует учитывать, половые, возрастные и социальные характеристики. Комплексность . Эффективнее всего воздействовать на различных уровнях: личности, семьи и социального пространства. Позитивность информации. Сведение негативных последствий к минимуму. Направленность результата на будущее. Максимальная активность, личная заинтересованность и ответственность участников. Принципы
Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение в образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениями в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень
П сихопрофилактическая работа включает в себя: • адаптацию детей к детскому саду , рекомендации родителям или лицам , их заменяющим , по оказанию помощи детям в адаптационный период; • обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению , подготовка для родителей или лиц , их заменяющих , и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе; • определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения , раннего выявления способностей , отклонений в развитии и их коррекции ;
• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются; • проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации; • предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни , обучения и воспитания; • создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми , педагогов с коллегами и родителями , консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
Уровни психопрофилактики I уровень – так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психологическом здоровье и психологических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т.е. 10 из 10 учащихся).
Уровни психопрофилактики II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.
Уровни психопрофилактики III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологичес -ких трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.
Специалисты выделяют несколько этапов (уровней) психопрофилактики в зависимости от того, здоров ли человек, находится он в зоне риска, имеет психические расстройства или выраженную стойкую патологию. Принято придерживаться международной классификации. Согласно ей, профилактика делится на: первичную; вторичную; третичную. Этапы
Первичная психопрофилактика заключается прежде всего в просвещении населения о причинах психических расстройств, отклонений в психическом развитии и адаптации, что позволяет людям организовать здоровый образ жизни и своевременно обращаться к специалистам за консультацией в ситуациях, создающих повышенный риск заболеваний . Первичная психопрофилактика
Можно выделить несколько видов первичной психологической профилактики: Воспитание у населения психологической грамотности. Просветительская работа, которая касается вопросов стрессовых ситуаций, их последствий, методов профилактики и способов противостоять им. Коррекция деструктивных межличностных отношений. Обучение приемам саморегуляции . Освоение навыков освобождения от девиантного поведения и вредных привычек . Виды первичной психологической профилактики
Вторичная психопрофилактика – это комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию таких факторов риска, которые при наличии определенных условий приводят к рецидиву или обострению заболевания. Вторичная психопрофилактика
Третичная психопрофилактика — это система мероприятий, целью которых является предотвращение формирования психических отклонений и инвалидизации при хронических расстройствах. Меры направлены на реабилитацию больных, которые лишились полноценной жизнедеятельности. Третичная психопрофилактика
При третичной психопрофилактике особая роль отводится приемам, которые направлены на сохранение работоспособности. Для этого обычно проводятся следующие мероприятия: Поиск путей для самоактуализации . Человек должен осознать собственные возможности, чтобы пополнить свои ресурсы роста и развития. Профессиональная реабилитация. Это поиск возможностей карьерного роста, новых ресурсов для деятельности или смена профессии. Социальная адаптация. При возвращении больного человека в привычную среду должны быть созданы максимально благоприятные условия.
Формы психопрофилактической работы
В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Это направление профилактической работы в форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов , их личностная деградация. ИНФОРМИРОВАНИЕ
АКТИВНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ВАЖНЫМ НАВЫКАМ Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов : — тренинг резистентности — устойчивости к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников; — тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. — тренинг формирования жизненных навыков.
Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Организация деятельности альтернативной девиантному поведению
Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Организация здорового образа жизни
Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию. Активизация личностных ресурсов
Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Минимализация негативных последствий девиантного поведения
По способу организации работы выделяют следующие приемы психопрофилактики : — индивидуальная; — семейная; — групповая. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ
Направления психологической профилактики
Для проведения психопрофилактической работы используется ряд методов: Ранняя диагностика психических отклонений и заболеваний. Медицинское обследование психического состояния разных групп населения – учащихся, военнослужащих и так далее. Санитарно-просветительская работа. Сбор статистических данных по условиям возникновения психических отклонений и их последующих анализ. Организация специальной медпомощи (психоневрологических санаториев, диспансеров, ночных и дневных стационаров). Методы психопрофилактики
Сферы профилактики Специалисты выделяют следующие сферы психопрофилактической деятельности: 1. Предупреждение академических проблем. Сюда входит развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, речи, воображения и т. д.) и мыслительных функций (логических, критических, творческих и интуитивных).
2. Профилактика социальных и личностных проблем. Она предполагает формирование адекватного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам и половым контактам. Также может проводиться обучение критически воспринимать любую рекламу, говорить «нет», управлять агрессией, навыкам поведения в конфликтах и так далее. Как правило, именно в форме тренингов реализуется эта сфера психопрофилактики . Сферы профилактики
3. Психологическая реабилитация. Направлена на восстановление утраченных психических функций и образований. Они могут быть нарушены из-за психической или физической травмы, искажений в ходе развития (неполная семья, гипер — или гипоопека родителей, деструктивная социальная группа и так далее). Также сюда входит формирование адекватной Я-концепции и осознанной мотивации, что может быть актуально для любого человека. Сферы профилактики
Список использованных источников Колесникова, Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. — М . : Феникс, 2005. — 192 c. Лежепекова , Л. Н. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача / Л . Н . Лежепекова , Б . А . Якубов. — Л . : Медицина, 1977. — 160 c . Буль, П. И. Основы психотерапии / П. И. Буль. – М. : Ленанд , 2015. – 312 с. Шанина , Г. Е. Психогигиена и психопрофилактика / Г. Е. Шанина . – М. : Логос, 2013. – 184 с. Демьянов, Ю. Г, Основы психопрофилактики и психотерапии : Пособие для студентов психологических факультетов университетов / Ю . Г. Демьянов. — Саб. : Паритет, 1999 . — 224 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности педагога-психолога ДОУ осуществляется по направлениям : психопросвещения, психопрофилактики, психокоррекции, психодиагностики и психоконсультирования.
В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения.
Работа по внедрению ФГТ к основной общеобразовательной программе началась в нашем ОУ с пересмотра образовательной программы. В рамках этой работы была создана модель построения образовательного процес.
Для реализации содержания по основным образовательным областям развития.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями.
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В ДОО построена следующая система работы старшего воспитателя:Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Источник
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА
ПСИХОПРОФИЛАКТИКА (греч. psyche душа + профилактика) — отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой и внедрением в практику мер по предупреждению психических болезней, переходу их в хроническую форму, а также по реабилитации психически больных.
П. тесно связана с психогигиеной (см.). Эти понятия можно разграничивать только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней (см.). Психогигиена в отличие от П. имеет главную цель — сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. П. — деятельность, цель к-рой предупреждение психических расстройств.
В основу профилактики, как указывал С. П. Боткин, следует положить «изучение человека и окружающей его среды в их взаимодействии».
Проблемы П. занимают человечество с давних времен; в них отражаются исторические условия, которые характерны для той или иной социально-экономической формации. К задачам П. обращались основоположники отечественной психиатрии. На I съезде отечественных психиатров (1887) И. П. Мержеевский поднял вопрос о социальной этиологии психических болезней. Он указал, что нервные и психические болезни в большинстве случаев являются последствием ненормальных общественных условий, к к-рым отнес войны, экономические кризисы, банкротство, низкую культуру, чрезмерные требования школы, злоупотребление спиртными напитками, такие заболевания, как сифилис, половые извращения и др.
С. С. Корсаков выдвинул идею «государственной психиатрической профилактики», к-рую считал основным разделом «общественной психиатрии»: Он разработал ее программу, в к-рую вошли борьба с эпидемиями, алкоголизмом, а также наркоманиями, охрана здоровья детей и беременных женщин, разработка законодательства, «регулирующего время труда рабочего», и правильная организация воспитания, предупреждающая, в частности, умственное переутомление школьников.
Прогрессивные идеи выдающихся отечественных психиатров были претворены в жизнь после Великой Октябрьской социалистической революции. Социальные преобразования, которые произошли в СССР, создали предпосылки для проведения широких психопрофилактических мероприятий и укрепления нервно-психического здоровья населения. Весь строй жизни социалистического общества — отсутствие безработицы, уверенность в завтрашнем дне, безграничные возможности развития личности— обеспечивает укрепление нервно-психического здоровья, является важнейшим фактором, предупреждающим нервно-психические заболевания.
Согласно классификации ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную П. Первичная П. включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств. Целый ряд мероприятий при первичной П. тесно смыкается с общепрофилактическими и психогигиеническими мероприятиями. В первичную П. входят борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями, которые могут вызывать те или иные нарушения психики (см.); правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные и психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так наз. кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. ориентация и проф. отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование).
Вторичная П. включает комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патол, проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению исхода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний.
Третичная П. направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний. К третичной П. относятся реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.
Использование в П. той или иной профилактической дисциплины зависит от вида П. Так, для первичной П. особенно значима психогигиена и широкие социальные мероприятия; во вторичной П. ведущую роль играет комплексная фармакотерапия и психотерапия (см.); в третичной П. основное место принадлежит социальной реабилитации.
В психиатрической и социальнопсихологической литературе рассматривается вопрос о том, как в эпоху научно-технической революции изменяется нервно-психическое здоровье и психика человека под воздействием различных социальных и природных факторов (развитие механизации и автоматизации на производстве и транспорте, которые ведут к повышению жизненного темпа во всех сферах и предъявляют более высокие требования к человеку, к подвижности и выносливости его основных нервных процессов; расширение социальных связей человека; воздействие средств массовой информации — кино, радио, телевидения, печати и т. д. на психику человека; изменение темпа физического и психического развития человека, прежде всего — акселерация). Связанное с акцелерацией (см.) ускорение полового и общего физического созревания усиливает психическую дисгармонию в подростковом и юношеском возрасте. В социально-психологической и частично в психиатрической литературе перечисленные факторы научно-технической революции нередко рассматриваются как источник увеличения и распространения нервно-психических расстройств, что нельзя считать достаточно обоснованным. Безусловно, эти факторы могут при определенных условиях вести к возникновению и развитию нервно-психических расстройств, напр, пограничных состояний (неврозов, психопатий) и их следует учитывать при разработке психопрофилактических мероприятий. Но важно помнить, что в этих условиях преобразуется и сам человек, его биосоциальная структура. Необходимо также иметь в виду неизмеримые потенциальные возможности присущей ему активной адаптации.
Роль социальных, экологических и биологических факторов в возникновении и распространении психической патологии нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономической формации. Отношение к человеку, его здоровью, в т. ч. психическому, система здравоохранения в странах социализма и капитализма принципиально различны; различаются также объем и содержание, причины и характер психического травматизма и способы его преодоления. В условиях социалистического строя технический прогресс служит интересам народа, хотя и предъявляет более высокие требования к умственной и эмоционально-волевой сфере человека. В буржуазном обществе технический прогресс служит средством получения наибольшей выгоды для одних и обостряет экономические проблемы других.
Успешное проведение П. обусловлено выраженной дифференциацией психиатрии (см.), выделением относительно самостоятельных разделов: наркологии, психотерапии, социальной психиатрии с реабилитацией, психиатрии детского, подросткового и позднего возраста и др. Важную роль в развитии П. играют совершенствование структуры и расширение сети практических психиатрических учреждений, увеличение количества психоневрологических диспансеров и создание сети наркологических диспансеров, дневных стационаров, ночных профилакториев, лечебно-производственных, трудовых мастерских, психиатрических отделений в соматических б-цах и др. Большое значение имеет улучшение обслуживания больных с начальными, легкими, стертыми формами психических расстройств.
Задачи и методы П. зависят от особенностей и вида психических расстройств. Важно определить, о чем преимущественно идет речь — о функциональной или органической природе психической патологии, реактивной или процессуальной форме течения, обратимости или необратимости болезненных явлений. Имеет значение также определение соотношения социального и биологического в этиологии болезни. В предупреждении расстройств психической деятельности следует учитывать факторы как окружающей среды, так и этиологические и патогенные факторы, существующие в самом человеке и обусловленные его конституцией и преморбидным складом личности. Следует учитывать защитные силы организма, сохранные стороны психики, которые П. должна стимулировать, усиливая сопротивление организма и личности болезни и компенсируя ее последствия. Психопрофилактические мероприятия проводятся комплексно.
Библиография: Беляев И. И. Очерки психогигиены, М., 1973; Вопросы психогигиены, под ред. Л. А. Богданович и Д. Д. Федотова, М., 1971; Рохлин Л. Л. Соотношение биологического и социального в психиатрическом аспекте, в кн.: Биол, и социальное в развитии человека, под ред. Б. Ф. Ломова и др., с. 178, М., 1977; Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства, с. 358, М., 1978; Astrup C. Nervöse Erkrankungen und soziale Verhältnisse, В., 1956, Bibliogr.; Bartolucci G. a. Drayer C. S. An oversview of crisis intervention in the emergency rooms of general hospitals, Amer. J. Psychiat., v. 130, p. 953, 1973; H a n k о f f L. D. a. o. A program of crisis intervention in the emergency medical setting, ibid., v. 131, p. 47, 1974.
Источник