Структура профориентационной работы
Психофизиологические особенности человека — это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?
Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.
К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.
Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:
— самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;
— авторитет в трудовом коллективе;
— признание родных, знакомых, друзей;
— самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;
— применение свои знаний, умений, способностей;
— творческий характер труда;
— стать мастером своего дела;
— романтика трудовой деятельности;
— материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
— должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:
— мотивы познавательного характера;
— мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;
— ссылка на пример;
По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
— мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
— мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;
— мотивация неуверенная, неаргументированная;
— никак не аргументированная мотивация.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.
Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.
1. Интерес— это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое – заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.
Исследование
Сравнительный анализ показателей методик «Шкала Семейного окружения» С.Ю. Куприянова и «Ценностные ориентации» М. Рокича позволил выявить следующие достоверные различия между первой и второй группой. Так для первой гр .
Интерпретация результатов
Обобщая все вышесказанное, мы можем сказать, что используемая подсказка должна не заслонять от испытуемого проблемную ситуацию, а, напротив, расширять возможности действия. Оба приведенных эксперимента довольно ясно показывают, что подска .
Основы произвольной саморегуляции
Под саморегуляцией произвольной активности человека, понимается как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активн .
Источник
Психика и организм
В данной статье мы рассмотрим тему взаимосвязи психики и организма кратко. Ряд особенностей человеческого организма влияет на психическую деятельность человека. Это пол, возраст, устройство мозга и нервной системы, тип телосложения, различные генетические аномалии и степень гормональной активности.
Факторы, которые влияют на функционирование психики человека
На функционирование психики влияет не только деятельность нервной системы и головного мозга личности, но и физиологическое, гормональное функционирование всего тела и организма человека. Для того чтобы хорошо работала человеческая сложно организованная психика необходимо поддерживать ряд необходимых биологических условий. Это степень содержания кислорода в клетках мозга и крови, здоровая температура тела, хороший обмен веществ и т.д. Есть целый ряд аналогичных органических параметров, которые влияют на нормальное функционирование психики человека. Так, различные болезни и нарушения в работе организма вызывают ряд специфических проявлений в психике человека. Доказано, что практически все хронические заболевания ведут к росту раздражительности, эмоциональной нестабильности и утомляемости, что приводит к изменениям в психологическом тонусе.
К примеру, во время поступления желчи в кровь, которое происходит во время болезни желтухой, происходят значительные изменения в психике. Человек становится подавленным, раздражительным, замечается тоскливое настроение и апатия, а также отмечается угнетение интеллектуальных функций.
Э. Кречмер отмечал влияние телосложения человека на вид психических заболеваний и ряд основных личностных особенностей психики человека.
Влияние пола на психику человека
Взаимосвязь психики и организма можно рассмотреть в разрезе различий человека по полу. Отмечено, что пол человека влияет на специфику психики и психических процессов. В. А. Геодакян разработал эволюционную теорию пола, согласно которой эволюционно-генетическая целесообразность определяет специфику мужской и женской психики.
Основная задача женского начала состоит в обеспечении неизменности потомства из поколения в поколение, иными словами, ему необходимо сохранить уже имеющиеся признаки. Этим обусловлена высокая психическая устойчивость женщин и усредненный параметры их психики.
На плечах мужского начала лежит необходимость адаптации к совершенно новым условиям. Это объясняет высокую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых часто встречаются особо талантливые люди.
К вырождению в любой популяции более склонны мужские особи. Данная закономерность видна даже на генном уровне.
К примеру, около 4 тыс. лет назад в женской X – хромосоме было около 4 тыс. генов, а в мужской Y – хромосоме было около 1,5 тыс. генов. Сегодня под влиянием всевозможных негативных факторов, таких как экологическое загрязнение, распространение генномодифицированных продуктов питания, замечен процесс деградации и уменьшения генов. На сегодняшний день женская X – хромосома содержит 1098 генов, а мужская Y – хромосома – 76 генов, из которых 54 гена похожи на гены женской X – хромосомы. Эти генные нарушения объясняются негативными изменениями в физиологии и психике современных мужчин и женщин. Мы знаем, что увеличивается количество женоподобных мужчин, имеющих гомосексуальные склонности и другие нарушения в психике, а также растет количество женщин, которые имеют проблемы с детородной функцией.
Связь физических различий полов с жизненными функциями
Ученые выяснили, что физические различия полов напрямую связаны с их жизненными функциями.
Мужчина в качестве преобразователя внешнего мира может как созидать, так и разрушать его. Мужчина является новатором в области освоения времени и пространства, а также различных совершенно новых сфер деятельности. Осуществление данной жизненной функции становится возможно благодаря ряду физических качеств. Мужчина обладает высоким ростом и длинными конечностями, широкими плечами, выявленным рельефом мышц, физической силой, сравнительно большим весом, который образуется за счет строения скелета и костной ткани, грубой кожей, выраженным волосяным покровом на теле. Все эти параметры мужского организма необходимы в выполнении физических нагрузок, в борьбе и активном преобразовании внешнего мира.
Женщины при выполнении жизненной функции по сохранению человеческой жизни и человеческого рода, пытаются все стабилизировать, сохранить мир, покой и благополучие, а также закрепляют достигнутые успехи в семье и обществе. Осуществление жизненных функций в продолжении и сохранении рода возможно за счет особых физических свойств. Грудной тип дыхания, широкий таз, развитые грудные железы, преобладание туловища по сравнению с конечностями – все эти особые физические свойства позволяют женщине родить и выкормить ребенка. Также женщина обладает рядом свойств, обеспечивающих ее привлекательность. Это наличие у женщины красивых волос, гладкой и нежной кожи, округлость тела и эстетичность. Все эти женские качества играют особую роль в интимных отношениях, а как следствие, в продолжении человеческого рода.
Различия в обменных метаболических процессах мужчин и женщин
Женским обменным процессам свойственно преобладание анаболических процессов, которые включают ориентацию на интеграцию, питание, сохранение энергии. Все эти процессы способствуют повышенной выживаемости женского организма.
Особенность мужского организма в катаболических процессах, которые связаны с расходом энергии, дезинтеграцией и размножением.
Существует ряд психологических исследований, доказывающих превосходство девочек в вербальных способностях. Мальчики тем временем имеют более высокий уровень агрессивности, а также склонны к математическим и визуально-пространственным способностям.
Источник
Взаимосвязь психики и организма человека
Психика и организм» человека – неразрывные связанные между собой понятия. Психика – заставляет человека чувствовать, ощущать, осознавать свои действия. Психические процессы постоянно развиваются и с возрастом они меняются. Ведь мировосприятие, желания, стремления и поведение людей старшего возраста значительно отличается от тех, что младше.
Так, например, в младенчестве требуется эмоциональное общение, в дошкольном возрасте важны предметные действия и эмоциональный контакт со взрослыми, в школьном приоритет отдается учебе, в подростковом возрасте большое значение имеет общение со сверстникам и участие в общественной деятельности, в юности ведущую роль в жизни играет учебно-профессиональная деятельность.
Доказать, что «психика с организмом» взаимосвязаны несложно. Когда человек получает сигнал об опасности, повышается уровень адреналина в крови, сердцебиение учащается, сознание быстро начинает диктовать, что в этот момент следует предпринять. В этом и проявляется влияние психики на процессы, протекающие в человеческом организме. Организм также оказывает влияние на психику, например, дефицит витаминов в организме вызывает состояние депрессии.
В психологии имеется такое понятие, как «свойства психики». К этим свойствам относятся определенные качества личности, характер, темперамент. Так, у одних людей в характере заложены такие черты, как вежливость, ответственность, доброта, искренность, дружелюбность и т.д. У других может в большей степени проявляться эгоизм, хладнокровие, слабохарактерность и другие. Но это совсем не говорит о том, что один человек «соткан» из одних лишь положительных черт, а другой из отрицательных. В человеке могут быть заложены и положительные, и отрицательные качества, которые могут проявляться в большей или меньшей степени.
Развитие психики происходит на всех этапах формирования личности. При этом наблюдается изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных, структурных преобразованиях. Структура психики включает в себя психические процессы, состояния и свойства.
Состояние психики
Психика связывает человека с окружающим миром, а значит, под влиянием внешней среды формируется характер. Тесная «связь психики, организма» и окружающего мира дает возможность пронаблюдать, как развивается личность, на что она способна, к чему стремится и достигает. Благодаря окружающему обществу человек общается, учится, учит, обменивается опытом, работает, отдыхает, радуется, печалится, плачет, смеется, то есть входит в определенное состояние.
Существует несколько состояний психики, свойственных человеческому организму:
К ненормальному (неадекватному) состоянию психики относят:
- Неоправданная агрессия и жестокость к окружающим;
- Убийства;
- Странные подергивания частями тела, покачивание на стуле из стороны в сторону;
- Нечленораздельную речь;
- Беспричинный громкий смех.
При отклонении от норм речь идет о расстройствах психики, которые могут достаться по наследству, либо появиться вследствие какой-либо серьезной травмы, болезни или сильного эмоционального потрясения.
Формы проявления человеческой психики могут быть разными. Чем шире и сложнее структура мозга, тем многограннее психические возможности. О положительном или негативном проявлении психики можно судить по состоянию человека (см. выше).
Психическое развитие зависит от нескольких факторов: деятельности головного мозга, нервной системы, физиологического и гормонального функционирования организма. Это еще раз доказывает взаимосвязь психики и организма. Для ее успешного развития и функционирования следует соблюдать некоторые условия. Следить за тем, чтоб кислород в достаточной степени поступал в мозг, то есть чаще бывать на свежем воздухе.
Поддерживать оптимальную температуру тела, при отклонении от нормы принимать меры по ее понижению или повышению. Следить за обменом веществ в организме. Нередко при каком-либо сбое в организме и заболевании происходит нарушение в психике человека. Сложно поспорить с тем, что любое заболеваний приводит к раздражительности, эмоциональной нестабильности, стрессу, быстрой утомляемости. Например, такая болезнь как желтуха сопровождается апатией, раздражительностью, подавленностью.
Особенности психики и строения организма
Психологические исследования показали, что специфика психики и протекание психических процессов в организме зависит от пола человека. Так, мужчины выступают в роли преобразователей мира, могут, как создавать, так и разрушать его. Нередко именно представители мужского пола являются новаторами, исследователями, создателями чего-то нового. В большей степени это обусловлено физическими качествами: ростом, длиной конечностей, наличием мышц, физической силой, большим весом, грубой кожей и другими особенностями, которые позволяют выполнять физические нагрузки, преобразовывать внешний мир.
Первоначальная функция женщин – сохранение человеческой жизни и продление человеческого рода, поэтому представительницы женского пола стремятся достичь успеха в семье и обществе, сгладить конфликты, поддержать начинания мужа. Для женщин свойственно особое строение тела: округлость форм, широкий таз, развитые грудные железы, преобладание туловища над конечностями, наличие жировой ткани на боках, бедрах, эстетичность внешнего вида. Эти особенности влияют на деторождение и вскармливание младенца. Привлекательность женщины играет важную роль в интимных отношениях и в итоге в продолжение рода.
Из всего вышесказанного следует вывод: «организм и психика» неразрывно связаны между собой и развиваются параллельно по мере деятельности человека, учения и общения с окружающими.
Источник