Меню

Этнокультуральные особенности психического здоровья

Предмет, задачи и методы этнокультуральной психиатрии

Со времен Э.Крепелина психиатры, изучающие этнические и культуральные аспекты психического здоровья, предприни­мают попытки дать адекватное определение этого направле­ния психиатрической науки и практики.

Начиная со второй половины XX в., в мировой психиатри­ческой терминологии появляются такие дефиниции, как культуральная психиатрия, транскультуральная психиатрия, кросс-культуральная психиатрия, интеркультуральная психи­атрия, этнопсихиатрия и другие, близкие им по значению и содержанию. Наиболее известными в настоящее время явля­ются определения, представленные в изданном в 1992 г. в США «Словаре современной психиатрической терминоло­гии». В нем выделяется два основных понятия: культуральная психиатрия и транс(кросс)-культуральная психиатрия.

Под культуральной психиатрией авторами словаря пони­мается «область социальной психиатрии, изучающая связь психических расстройств с культуральным окружением, при этом одни и те же симптомы в одной культуре рассматрива­ются как психопатологические, а в другой — как вполне при­емлемые для нормы». Что касается транс(кросс)-культураль- ной психиатрии, то она представляет собой сравнительное изучение психических расстройств в различных обществах, нациях и культурах.

Некоторые зарубежные исследователи [МигрКу Н.В.М., 1982; Ьа\У80п >У., 1986; Окраки 8., 1986; Л1ек \У.(>., 1995, и др.] предлагают дифференцировать понятия культуральной», «транскультуральной» и «кросс-культуральной» психиатрии. Под первым из них они подразумевают изучение психи­ческих расстройств в рамках одного этноса. К транс-культу- ральной психиатрии авторы относят исследования психиче­ских расстройств в многонациональном, мультикультураль- ном, обществе, а к компетенции кросс-культуральной психи­атрии — сравнительное изучение психической патологии в разных странах и культурах.

Отдавая должное такой детализации, нам представляется, что методологически было бы более правильным применение одного обобщающего понятия, учитывающего влияние этно­культуральных факторов на психическое здоровье как в рам­ках одной, так и многих культур. Эта позиция согласуется с мнением видного немецкого исследователя ЕЛМШГ (1995), полагающего, что «этнопсихиатрия исследует влияние гео­графических, культурных и общественных условий, в кото­рых живет народ, на нормальные и болезненные представле­ния; формирование симптоматологии, происхождение и час­тоту психиатрических симптомов и заболеваний, выбор ле­чебных методов, организационных форм психиатрического обеспечения, другие аспекты психической жизни народа».

Опираясь на современные научные представления о роли этнических и культуральных факторов в психиатрии и собст­венные исследования, проводившиеся в последние годы в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, мы пришли к следующему определению этнокультуральной психиатрии.

Этнокультуральной психиатрия представляет собой само­стоятельный раздел социальной психиатрии, изучающий особенности психического здоровья и психических рас­стройств у различных народов.

Будет уместным кратко прокомментировать ряд принци­пиальных позиций, отраженных в этом определении. Во-пер­вых, сам термин «этнокультуральная психиатрия» представ­ляется нам более полным и адекватным кругу изучаемых проблем. Если сравнивать его с другими употребляемыми терминами, то в дефиниции «культуральная психиатрия» не «звучит» этнический фактор. Определение «транс(кросс)- культуральная психиатрия» семантически ориентирует на межнациональные сопоставления психического здоровья и не отражает такой важный аспект, как его особенности у од­ного и того же народа в различные периоды его историческо­го развития.

Вторая принципиальная особенность нашего определе­ния — это квалификация этнокультуральной психиатрии как самостоятельного раздела (направления) социальной психи­атрии. Тем самым, с одной стороны, мы выражаем свое несо­гласие с рядом исследователей, относящих изучение этно­культуральных особенностей психического здоровья и его на­рушений к компетенции антропологии, этнологии, этно­графии, этнопсихологии, т.е. непсихиатрических и даже немедицинских дисциплин. С другой стороны, мы не расши­ряем понятие этнокультуральной психиатрии до уровня са­мостоятельного раздела психиатрии в целом, а считаем ее од­ним из направлений социальной психиатрии.

Третьим важным моментом является то, что в определе­нии этнокультуральной психиатрии мы акцентируем внима­ние не только на особенностях психических расстройств у различных народов, но и на особенностях их психического здоровья. Это подчеркивает профилактическую составляю­щую предмета научных исследований и практической дея­тельности.

Переходим к рассмотрению предмета этнокультуральной психиатрии.

По нашему мнению, к предмету этнокультуральной психи­атрии относятся психическое здоровье различных этниче­ских групп населения, а также особенности возникновения, условий формирования, клинических проявлений, течения и распространенности у них психических расстройств.

В рамках предмета этнокультуральной психиатрии пред­ставляется целесообразным выделить ее научную и практиче­скую цели.

Научной целью этнокультуральной психиатрии является установление взаимосвязей между состоянием психического здоровья отдельных этносов и присущих им социокультураль- ных особенностей. Под практической целью подразумевается разработка этнокультурально обоснованных и дифференциро­ванных подходов к диагностике, терапии, профилактике пси­хических расстройств и организации психиатрической помо­щи с учетом этнокультуральных особенностей населения.

Задачи этнокультуральной психиатрии многообразны и вытекают из ее предмета и целей.

1) изучение культуральных особенностей понятий норма­тивности и ненормативности поведения, идентификации психических расстройств, отношения к психически больным, психиатрической помощи в различных этнических группах населения;

2) изучение влияния этнокультуральных факторов на рас­пространенность и клиническую структуру психических рас­стройств;

3) изучение влияния этнокультуральных факторов на воз­никновение и механизмы формирования психических рас­стройств;

4) изучение влияния этнокультуральных факторов на син- дромообразование и клиническое оформление психических расстройств;

5) изучение влияния этнокультуральных факторов на тече­ние психических расстройств;

6) изучение этнокультуральных особенностей отдельных форм психических расстройств;

7) изучение культурально-специфических синдромов (осо­бых, не встречающихся в других этносах форм психической патологии);

8) изучение этнокультуральных особенностей различных форм деструктивного, в том числе агрессивного и суицидаль­ного, поведения;

9) изучение этнокультуральных особенностей обществен­но опасного поведения психически больных;

10) разработка этнокультурально дифференцированных подходов к диагностике, терапии и профилактике психиче­ских расстройств;

11) разработка этнокультурально обоснованных программ охраны психического здоровья и организации психиатриче­ской, наркологической и суицидологической помощи.

Переходя к вопросам методологии этнокультуральной психиатрии, следует особо отметить необходимость комплек­сных, системных подходов, отражающих внутреннюю логику и структуру предмета, его взаимосвязь с другими научными дисциплинами — антропологией, этнологией, этнографией, культурологией, этнопсихологией, социологией, историей, лингвистикой, философией. При проведении этнокульту­ральных исследований в психиатрии следует учитывать ба­зисный принцип этнометодологии, сформулированный аме­риканским социологом 1.СагГшке1 (1967) и подразумевающий микросоциологический анализ изучаемой проблемы в систе­ме повседневной реальности и социального взаимодействия.

В этнокультуральной психиатрии, по справедливому заме­чанию Ц.П.Короленко (1995), абсолютно недопустим этно­центрический подход, заключающийся в сравнении результа­тов обследования популяций национальных меньшинств и доиндустриальных регионов с аналогичными данными, полу­ченными в соответствии с канонами классической психиат­рии при обследовании популяций индустриально развитых регионов. Этноцентрический подход отражает тенденцию рассматривать те или иные явления исключительно с пози­ций собственной культуры (так называемый культуральный трансфер), когда, по образному выражению В.Б.Миневича (1993), наблюдатель уподобляется человеку, оценивающему «с горы» то, что происходит «в долине». Как полагает автор, чтобы избежать соскальзывания на позиции этноцентризма с оценками типа «лучше—хуже», «прогрессивнее», «выше—ни­же», а также идеологического индоктрирования с использо­ванием формул типа «соответствия и несоответствия какой- либо единственно правильной теории», наклеивания дискри­минирующих ярлыков на нетрадиционные взгляды и подхо­ды, психиатру требуется культуральная компетентность, пре­дусматривающая знание культуральных особенностей конк­ретного народа.

В качестве подтверждения этого тезиса можно привести сообщение Ю.Е.Пахомова (1989) об аномально высоком чис­ле олигофренов, выявленных ранее другими исследователями в одном из отдаленных поселков Севера России, при обсле­довании детей коренной для этих мест национальности. Ав­тор считает, что применение этноцентрических, ориентиро­ванных на психологию европейского ребенка и не учитываю­щих специфику мышления аборигенов, подходов привело к грубейшим ошибкам в оценке их умственных способностей.

С нашей точки зрения, основными методами этнокульту­ральной психиатрии являются эпидемиологический, клини­ко-психопатологический и этнографический.

Применение широко употребляемого в современной пси­хиатрии эпидемиологического метода [Жариков Н.М., 1977; Красик Е.Д., 1978; Положий Б.С., 1985; Чуркин А.А., 1993; ВеЬЫп81оп Р.

\Уи1й» Е., 1991; Мапл А., 1993] позволяет не только опреде­лить распространенность психических расстройств в различ­ных этносах, но и с максимально возможной степенью кор­ректности оценить вклад разнообразных этнокультуральных факторов в процессы возникновения, синдромообразования и течения психической патологии, обеспечить клиническим материалам надежную эпидемиологическую основу, являю­щуюся критерием репрезентативности и достоверности.

Значение клинико-психопатологического метода велико уже в силу того, что предметом изучения этнокультуральной психиатрии являются психические расстройства — феноме­ны, требующие применения клинических категорий их оцен­ки и анализа.

Этнографический метод включает в себя широкий спектр социодемографических, социометрических, социокультуро- логических и ряд других методик, направленных на выясне­ние причинно-следственных отношений между культураль­ными особенностями различных народов, с одной стороны, и состоянием их психического здоровья и его нарушениями — с другой.

Методология этнокультуральных исследований в психиат­рии отличается рядом объективных и субъективных сложно­стей. Первая из них — необходимость особой этической и де- онтологической выдержанности, учитывающей повышенную «чувствительность» людей к любого рода проблемам, связан­ным с их национальностью.

Читайте также:  Что надо есть для здоровья суставов

Вторая сложность определяется тем, что в значительном числе случаев представляется невозможным дать однознач­ную трактовку выявленным фактам и закономерностям. В этом отношении удачный пример приводит В.Б.Миневич (1995). Допустим, говорит автор, у некоего народа не зареги­стрирована простая форма шизофрении. Эта особенность мо­жет иметь как минимум три объяснения: а) реальное отсутст­вие в этносе простой формы шизофрении как свидетельство его биологического своеобразия; б) простая форма шизофре­нии в популяции существует, но она не регистрируется пси­хиатрами, поскольку поведение человека с такими клиниче­скими проявлениями не считается в данном народе ненор­мативным (культуральная особенность этноса); в) простая

форма шизофрении в популяции существует, поведение стра­дающих ей людей расценивается как ненормативное, однако они не попадают в поле зрения психиатров вследствие низко­го потенциала существующей психиатрической службы, име­ющей возможность заниматься лишь «сумасшедшими» (боль­ными в остром психотическом состоянии с агрессивным и общественно опасным поведением).

Третья проблема связана с ошибками в трактовке резуль­татов, возникающими при изучении этнических групп, в культуре которых больные психическими расстройствами не находят поддержки со стороны общества. При этом у паци­ентов происходит своеобразная соматизация психических за­болеваний, клинические проявления которых принимают со- матоподобный (а следовательно, «принимаемый» обществом) характер.

Наконец, четвертое. Установленные в результате этно­культуральных исследований особенности психического здо­ровья и психических расстройств при всей их значимости нельзя абсолютизировать. Трактуя полученные данные, не следует забывать о наличии внутри каждого этноса субкуль- туральных различий, а также о своеобразии и неповторимо­сти каждой конкретной личности.

Приведенные замечания еще раз указывают на сложность этнокультуральных исследований в психиатрии и необходи­мость постоянного совершенствования их методического ап­парата.

Источник

ГЛАВА7 ЭТНОКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИАТРИИ

Этнокультуральный аспект современной российской психиат­рии с полным основанием можно отнести к нетрадиционному для отечественной психиатрии. Подобное положение одной из нема-; ловажных ветвей мировой психиатрии было обусловлено, с одной стороны, доминированием в России (Советском Союзе) биологи­ческого подхода к проблеме изучения психической патологии и, в целом, поведения человека (Л.Р.Грэхэм, 1991), с другой, табуиро- ванностью этнической, национальной темы в советском обществе.

Кроме того, некоторыми учеными отвергалось и продолжает отвергаться наличие этнического многообразия и специфичности «homo sovieticus», по причине, на которую указывал еще вождь про­летариата, введя понятие «обрусевших инородцев». Существование в советском обществе (в частности, среди интеллигенции) людей с характеристиками «чуждости национальньус интересов, демонст­ративным пренебрежением к родному языку и культуре» — ленин­ская характеристика «обрусевших инородцев» — также не способствовало исследованию этнокультуральных психологиче­ских и психопатологических особенностей.

Кардинальные социальные изменения в стране привели к росту национального самосознания, выходу на авансцену этнокульту- рального аспекта личности и человеческих взаимоотношений и способствовали развитию отечественной этнопсихологии и этно-

психиатрии (Т.БДмитриева, Б.С.Положий, 1996).

В настоящее время принято следующее определение понятия этноса: естественно сложившийся на основе оригинального стере­отипа поведения коллектив людей, существующий как энергети- ческая система (структура), противопоставляющая себя всем дру­гим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментар-

ности (Л.Н.Гумилев, 1990).

Наиболее значимым в данном определении следует признать факт облигатности противопоставления одной группой (этносом) людей другим, вычленение своей группы из ряда родственных на основании группового осознания идентичности.

ценным представляется обозначение 3.Фрейдом, изучавшим явле­ния противопоставления близких друг другу народов, подобного процесса этнокультурального вычленения «нарциссизмом малых

различий». «Я заметил, — писал он, — что в большей степени враж­дуют между собой и надсмехаются друг над другом соседние и во многом близкие друг другу народы (коллективы), например ис­панцы и португальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы».

Учитывая кажущуюся субъективность в национальном самооп­ределении, в современной этнопсихологии национальность, этни­ческая принадлежность и культуральная специфика определяется на основании самооценки.

Второй важной особенностью определения понятия этнос сле­дует считать этнокультуральные стереотипы поведения людей (К.Касьянова, 1994). В этнографии и этнопсихологии их проис­хождение, как правило, рассматривается с социально-психологи­ческой позиции.

■Для психиатрии немаловажным представляется предположе­ние, что любой стереотип поведения (в том числе этнокультураль- ный) может иметь собственную нейрофизиологическую базу, что косвенно подтверждается регистрацией фенотипических сходств в рамках определенных национальностей, этносов и культур.

Основным вопросом этнокультуральных исследований в психи­атрии является вопрос о том, какое влияние оказывают этнические, национальные, культуральные особенности человека на этиологию, патогенез, клинические проявления и закономерности течения пси­хопатологических феноменов, а также на формирование исхода пси­хических заболеваний, их терапию и профилактику.

Некоторые авторы (Н.МЖариков, ЕД.Соколова, 1982) выделя­ют три уровня влияния культуры на психопатологию: нозологиче­ский, формообразующий и синдромообразующий. С нашей точки зрения, оправданно выделить четыре аспекта этнокультурал ьного

подхода к изучению психической патологии и этнокультуральной психиатрии: диагностический, этиопатогенетический, клиниче­ский и терапевтический.

Аспекты этнокультуральной психиатрии

Диагностический.

.

Этиопатогене­

тический

«■

ЭТНОКУЛЬТУРАЛЬНАЯ

ПСИХИАТРИЯ
Клинический й

В классификации психических и поведенческих расстройств де­сятого пересмотра (МКБ-10), в частности, указывается что культу­рально специфические расстройства, такие, например, как коро, амок, лата в настоящее время не могут рассматриваться как самосто­ятельные. Предполагается, что они являются культурально специ­фическими вариантами известных синдромов тревоги, депрессии, шматоформных расстройств или нарушений адаптации.

Этиопатогенетический аспект этнокультульных исс­ледований в области психиатрии направлен на оценку роли этни- ческихи культуральных особенностей человека в возникновении и развитии психического заболевания. Подобная постановка вопро­са нередко встречает, серьезное противодействие со стороны орто­доксальных психиатров, придерживающихся точки зрения о единственно возможном патопластическом влиянии этнокульту- ральных факторов (как части социопсихологического воздейст­вия) на психогенез. Однако, ряд исследований последних лет и изменение ракурса анализа известных научных фактов приводит к мысли о том, что этнокультуральные параметры могут выходить за рамки патопластических.

Изучение неврозогенеза в современной психиатрии и психоло­гии справедливо обращается к таким сложным и многогранным психологическим образованиям как личность и индивидуаль­ность. Анализу подвергаются их различные стороны: характероло­гические особенности, темперамент, способности[9] самосознание и самооценка, система ценностей и т.д.

жизни, формируют базовые психологические особенности челове­ка (А.К.Байбурин, 1985). В связи с этим высоко вероятным пред­ставляется их роль в неврозогенезе.

В последние годы психологами прицельно изучается такой психологический феномен как антиципация. Под антиципацией Б.ФЛомов (1991) понимает способность человека предвосхищать ход событий, прогноз ировать поведение окружающих и собствен­ные реакции и поведение, строить вероятностный прогноз, осно­вываясь на ‘прошлом опыте. Следует признать, ‘ что антиципационные способности являются продуктом социализа­

ции и следовательно на их формирование существенное влияние оказывают этнические стереотипы поведения, имеющие отраже­ние 6 понятиях «здравого смысла» и каузальной аттрибуции (ВД.Ме_нделевич, ДААвдеев, С.В.Киселев, 1992).

На основании многолетних клинико-психопатологических и патопсихологических исследований (В.Д.Менделевич 1988-1997) была выдвинута и обоснованна антиципационная концепция не- врозогенеза, суть которой заключается в том, что этиопатогенез невротических расстройств рассматривается как производное от преморбидного несовершенства механизмов функционирования антиципации и вероятностного прогнозирования.

Как показал анализ результатов исследований и экспериментов больных неврозами и невротическими развитиями личности, су­щественными патогенетическими значимым для формирования невротического заболевания являются преморбидные антиципа- ционные способности пациента. Именно они способствуют субъ­ективному оцениванию жизненных событий в качестве психотравмирующих в силу несовпадения производившегося че­ловеком прогноза вероятности ситуаций с реально возникшей.

Клинические наблюдения позволили описать психологический тип «потенциального невротика».

Формированию антиципационных способностей лиц, заболев­ших неврозами, способствуют широко распространенные тради­ции, верования, предубеждения, оказывающиеся устойчивыми этнокультуральными особенностями и транслирующиеся в про-

цессе воспитания. Они, как правило, закреплены в пословицах, по­говорках и диктуют члену этноса строго очерченный стиль поведения, формируя «стереотипизацию опыта» (И.С.Кон, 1983).

В условиях российского этноса существенными для процессов неврозогенеза оказываются традиции, по которым запрещено или не поощряется прогнозирование человеком отрицательного исхо­да собственной деятельности и субъективно значимых событий, что формирует т.н. антиципационную несостоятельность — харак­терную черту личности «потенциального невротика». Этнос накла­дывает табу на разновариантное прогнозирование, диктуя

9. Менделевич В. Д

человеку необходимость экспектации лишь эмоционально поло­жительных событий. Подобная традиция приводит к тому, что в условиях неспрогнозированности возникновение нежелательного события оказывается психотравмйрующим по звучанию и спо­собствует формированию невротических расстройств.

До настоящего времени продолжает дискутироваться вопрос о

роли этнокультуральных особенностей человека в этиопатогенезе психозов, и в частности, шизофрении. Несмотря на тот факт, что шизофрения причисляется к наследственно-конституциональным психическим заболеваниям открытым остается вопрос о патоге­нетической значимости такого психологического и культурально­го фактора как воспитание. Понятия «шизофреногенная мать» и воспитание, включающее «парадоксальную коммуникацию», а так­же склонность к мифологическому стилю мышления привлекают внимание исследователей.

Клинический аспект этнокультурального подхода в пси­хиатрии может быть разделен на три самостоятельных параграфа.

Влияние этнокультуральных факторов на клинические проявления психических расстройств

Этнокультуральныефакторы
Специфические психопа­тологические симптомы | и синдромы Структурно-динамические особенности известных

симптомов и синдромов

Особые нозологические

В рамках первого следует обратить внимание на специфиче­ские психопатологические симптомы и синдромы, встречающие-

ся исключительно в определенных этнических и культуральных

группах. Они достаточно хорошо известны и широко описаны в ■отечественной й зарубежной психиатрической литературе (П.Си- доров, 1976; K.Maddock, 1970; S.W.Wong, BJtwong, Y.K.Tam, 1982).

К специфическим синдромам относят, например, амок, коро, ла­та, меряченье.

Амок, встречающийся в странах Азии и Океании, по клиниче­ским проявлениям сходен с сумеречным расстройством сознания. В психопатологический синдром амок включаются, как правило, четыре клинических признака: продромальная тоска, гомицидные тенденции на базе психомоторного возбуждения, внезапное без видимых причин начало и амнезия после восстановления рас­строенного сознания.

Считается, что амок встречается при реактивных психозах в рамках патологического аффекта, а также у больных эпилепсией. Провоцирующим моментом для развития этого расстройства яв­ляется прилюдное оскорбление человека, у которого отмечают та­кие специфические особенности характера как. обидчивость, ранимость по отношению к его оценке окружающими.

Симптомокомплекс коро представляет собой депрессивно-ипо­хондрический синдром психотического уровня, сопровождающийся выраженными сенестопатическими ощущениями. При этом отме­чается убежденность больных в том, что у них резко’ изменяются в размерах половые органы (половой член у мужчин и большие поло­вые губы у женщин): сморщиваются, втягиваются в брюшную по­лость. На фоне выраженной тревоги и страха больные предпринимают отчаянью попытки удержать на прежнем месте по­ловые органы. Они пришивают или подвязывают их,’ пытаются удержать руками. Б литературе описаны эпидемии коро (в Сингапу­ре в 1967 году и в Бенгалии в 1982 году), корда одновременно психи­ческое расстройство (коро) юз никало у большого числа людей.

Из описанных на основе изучения российских этнокультураль- ных групп населения можно отметить психическое расстройство, названное меряченьем. Оно проявлялось в массовом возникнове­нии таких симптомов как: эхолалия, эхопраксия, эхомимия, а также включало автоматизированное выполнение приказаний ок­ружающих при формально ясном сознании (В.М.Блейхер,

Второй параграф клинического аспекта этнокультуральных влияний включает анализ структурно-динамических особенно­стей проявления и распространенности известных психопатоло­гических симптомов и синдромов. Ученые (EJCraepelin, 1913; TXambo, 1968; DAmoako, 1977; J.Cooper, NJSartorius, 1977) обра­тили внимание на то, что реактивные психозы чаще встречаются в Африке, чем в Европе; кататония преобладает в Индии и Африке; бред самообвинения встречается преимущественно у европейцев;

в традиционных культурах слуховые псевдогаллюцинации с пози­тивным содержанием встречаются чаще, чем в других, также как истинные галлюцинации чаще, чем псевдогаллюцинации.

По некоторым данным (NJKlett, 1977) отмечаются различия даже но странам Европы: в Англии чаще отмечается бред величия, во Франции — галлюцинаторно-параноидные психозы, в Герма­нии — тревожно-депрессивные состояния, в Швеции — какой-ли- бо специфики не наблюдалось. Однако, по мнению В.П.Самохвалова (1994), в различных этносах при разном содер­жаний психопатологических переживаний все же имеется базис­ное сходство психозов, что позволило айтору выдвинуть гипотезу об историогенетических корнях эволюции психозов.

Механизм формо-, симптомо- и синдромообразования психи­ческих расстройств представляет несомненный теоретический и

практический интерес. В настоящее время можно усмотреть три подхода в оценке этого механизма: 1) традиционный для отечест­венной психиатрии биологический, 2) психологический и 3) эт- нокультуральный.

Базируясь на биологическом подходе, клиническое разнообра­зие психопатологических феноменов предлагается рассматривать

с позиции деятельности мозга, поражения определенных структур и областей которого, по мнению апологетов биологического под­хода, ответственны за образование тех или иных симптомов и синдромов. С позиции психологического подхода за этот процесс отвечают характерологические и личностные особенности (см. подробнее главу 4).

Этнокультуральный подход основывается на том, что опреде­ленные культуры и этносы формируют строго заданные ценност­ные ориентации, которые преломляются в личности психически больного и способствуют появлению определенных симптомов и синдромов.

В связи с этим нам кажется целесообразным остановиться на не­которых современных теоретических воззрениях эпюкультурологи- ческого направления, которые смогли бы пролить свет на проблему формо-, симптомо- и синдромообразования в психиатрии.

Одной из наиболее значительных и убедительных транскульту­ральных концепций в области психологии й психиатрии считает­ся дифференциально-аналитическая концепция N.Peseschkian, В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений че­ловека (рисунок ) и описаны кардинальные психологические осо­бенности двух культур: западной и восточной. «Каяодый человек имеет свои определенные предпочтения в способах переработки конфликтов, пишет N.Peseschkian, — и при гипертрофии одной из форм переработки остальные отодвигаются на второй план. То, какие из форм оказываются в предпочтении, зависит в значитель­ной степени от воспитания й, прежде всего, от опыта, полученного в детстве». Автор настаивает на том, что опыт этот сугубо культу­ральный.

Согласно концепции дифференциального анализа приоритеты (ценности) человека или культуры (этноса) могут быть сосредото­чены в четырех областях, названных: тело/ощущения, деятель­ность/работа, контакты, фантазии / будущее.

В приоритеты, обозначенные условно «тело/ощущения» вклю­чаются такие ценности, как: физическое и психическое самочувст­вие, внешняя привлекательность, сексуальность, удовлетворен­ность количеством й качеством сна, принятия пищи. Вследствие развития данного приоритета в процессе воспитания вырабатыва­ются, например, качества чистоплотности, сексуальности, физи­ческого и психического комфорта.

К приоритетам, названным достижения/работа, относится ценность труда, отношение к работе, ее престижности, авторитету, карьерные ценности и пр. На их основе формируется, к примеру, пунктуальность, организованность, послушание, вежливость, на­дежность, бережливость. Приоритетность контактов говорит сама за себя. В этой области ценностями становится любовь, терпение,

Сфера приоритетности «фантазии/будущего» включает станов­ление ценностей религии, интуитивных способов жизни, творче­ства. Каждая из. четырех сфер закрепляет ценности в процессе

воспитания человека с помощью концепций-девизов (житейских мудростей, на основании которых строятся взаимоотношения в семье, обществе, культуре, этносе). г

«По моим наблюдениям, сделанным более чем в двадцати культурах, — пишет RPeseschkian, — в Европе и Северной Амери­ке на первом месте оказываются ценности из области «тело» и «де­ятельность», в то время как на Востоке прослеживается тенденция доминирования областей «контактов», «фантазий» и в меньшей степени «тела».

Западная модель приоритетов (ценностей, обладание которы­ми становится смыслом жизни и способствует обретению психо­логического комфорта) ориентируется на ценности сохранения

собственного здоровья, внешней привлекательности, «моложаво­сти, спортивности», сексуальности, а также карьеризма, увлечен­ности работой, престижности. Приоритеты заставляют изменять жизнь и отдавать этим сферам основную часть «энергии», сил и времени. Именно поэтому человек западной психологической культуры активно занимается спортом (чтобы комфортно себя чу- ствовать и выглядеть на миллион долларов»), следит за собой (развивая парфюмерную индустрию), у него все «о’кей» и уважает он сильных, достигших чего-либо в жизни, авторитетных и ори­ентируется на престижность.

Восточная модель приоритетов нацелена, в первую очередь, на контакты между людьми, близкие эмоциональные отношения, по­иск смысла в жизни. Эти области становятся значи мыми, часто в ущерб иным, например, пунктуальности, организованности, бе­режливости характерных западных ценностей.

Следовательно, можно предполагать, что отраженные выше ре­зультаты научных исследований, показывающие, что в разных ре­гионах мира, у лиц, различных культуральных групп доминируют специфические психопатологические симптомокомплексы, осно-

ваны на культуральных психологических традициях.

Отметим, что для стран с выраженным «восточным типом кулыуры и ценностей» (государства Юго-Восточной Азии, Ближ­него Востока, Африки, Латинской Америки) характерными ока­зываются психические проявления, затрагивающие перечисленные приоритетные области: контакты и фантазии. Вследствие чего в клинической картине психических заболеваний преобладают религиозные, мистические темы, бред носит чувст­венный или образный характер, часты обманы восприятия.

У представителей же регионов мира с типичной «западной культурой» доминирующими становятся систематизированные формы бреда, ипохондрические мотивы, идеи ущерба, дисморфо- манические признаки, появление которых может быть объяснено затронутостью приоритеїньїх сфер «тело» и «деятельность».

Для оценки влияния .этнических факторов на формирование тех или иных психопатологических синдромов и даже на частоту возникновения некоторых психических заболеваний интересным представляет анализ факта меньшей распространенности алкого­лизма среди итальянцев и евреев (R.F.Bales, 1946), чем среди дру­гих европейских этнокультуральных групп. Э.Е.Бехтель (1986)

считает, что зарегистрированный факт объясняется культураль­ными традициями реагирования на стрессовые ситуации. В пере­численных этнокультуральных группах на фрустрирующую ситуацию принято реагировать не увеличением приема алкоголя, а увеличением приема пищи.

Третий параграф клинического аспекта этнокультурального подхода в психиатрии нацелен на оценку роли этнокультуральных факторов в формировании особых нозологических форм. Из изве­стных заболеваний лишь одно можно причислить к этой группе — болезнь Жиля де ля Туретта, по данным американских психиатров и неврологов, в подавляющем большинстве случаев регистрирует- — ся у евреев из этничнеской подгруппы ашкенази (КВидерхольт,

В рамках клинического аспекта особо выделяется раздел, изу­чающий этнокультуралыюе влияние на формирование исходов (дефекта, изменений личности и пр.) психических заболеваний. Традиционно анализу подвергаются отдаленные последствия ши­зофрении и алкоголизма. Так считается, что деградация личности при алкоголизме не на прямую связана с токсическим воздейст­вием алкоголя на мозг. Некоторые авторы отмечают, что опреде­ленные культуральные особенности человека способны препятствовать или способствовать скорости нарастания измене­ний личности при алкоголизме.

Этнокультуральные влияния на формирование алкогольных изменений личности сходны с подобными влияниями на выбор формы поведения в момент алкогольного опьянения. В этниче­ских группах, нацеливающих своих членов на рефлексивный тип поведения, алкогольное опьянение не носит дезорганизующего и антисоциального характера.

Терапевтический аспект этнокультуральной психиат­рии включает в себя оценку влияния различных традиционных («народных») способов психотерапии на эффективность купирова­ния психопатологической симптоматики. Остановимся на этом подробнее.

Традиционным для психотерапии последних десятилетий счи­тается выбор конкретных психотерапевтических способов и мето­дов на основе клинико-психологических особенностей пациента (клиента). 4

Во главу угла при оценке показаний для психотерапии обычно ставится либо симптом, синдром или расстройство, либо нозоло-

гия, либо индивидуальные параметры бального (психофизиологи­ческие тип темперамента, психологические — направленность ха­рактерологических черт, социально-психологические — личностные свойства), либо специфические для отдельных психо­техник характеристики, например внушаемость и гипнабель- ность. Подобные показания” несомненно важны для подбора наиболее эффективных способов психотерапевтического воздей­ствия. Однако, современные исследования в области теории и практики психотерапии показали существенную значимость транскультурального аспекта (NPeseschkian, 1976-1991).

Теоретической базой транскультурального подхода к психоте­рапии являются представления о том, что практически любая пси­хотерапевтическая методика,, в первую очередь, обращена к личности пациента (клиента), а личность формируется в опреде­ленной этнокультуральной среде, усваивая соответствующее ми­ровоззрение, традиции, паттерны осмысления действительности и поведения, нормы психологического реагирования. Следователь­но, апеллирование в процессе психотерапии к личности пациента (даже, если это затрагивает под- или бессознательные уровни) яв­ляется опосредованным воздействием на его «историко-культур­ную базу» (ЖЛакан).

По мнению Ж Лакана (1966) и А Айви, МАйви, Л.Саймек- Дайнинг (1987) в понятие историко-культурной базы (подробнее см. главу 1) входит ряд демографических показателей (пол и воз­раст), значимость которых определяется психологически обуслов­ленными ценностными предпочтениями; расовой (национальной, этнической) специфичностью; вероисповедованием и сексуальной ориентацией.

Особый интерес в плане транскультурального подхода к психо­терапевтической теории и практике представляют аспекты, учи­тывающие роль этнокультурального (национального, расового) и религиозного факторов, поскольку они в большей степени, чем. другие связаны с базисными личностными установками, форми­рующими потенциальные внутриличностные конфликты и требу­ющими психотерапевтической коррекции. По данным NPeseschkian именно социокультуральным факторам, к которым автор причисляет этнопсихологические параметры и религиозные предпочтения, отводится принципиальное значение в формирова­нии конфликтов, проблем, невротических и психосоматических

симптомов. Проявлениями же вышеперечисленных параметров становятся актуальные (первичные и вторичные) способности че­ловека.

Под ними понимается следование таким психосоциальным

нормам как: пунктуальность, аккуратность, чистоплотность (оп­рятность), послушание, вежливость, честность, верность, справед­ливость, бережливость, прилежание или успех в деятельности, надежность, точность, а также образец для подражания, терпение, .время, общительность, сексуальность, доверие, уверенность в спо­собностях партнера, вера, сомнение, уверенность и единство, по­нимаемое как цельность (Н.Пезешкиан, 1993,1995).

Невротический конфликт, требующий психотерапевтического исправления, видится автору в столкновении во взаимоотношени­ях между людьми (в семье — между родителями и детьми, супру­гами, на работе — между сотрудниками или начальником и подчиненными, в быту — с соседями) актуальных способностей, а также несовпадении ожиданий человека поведения участников коммуникации с реальностью. Причем конфликт рассматривает­ся как противостояние и противодействие двух или более недопо­нимающих дрзт друга культур, традиций, ‘ верований, мировоззрений, стилей жизни.

Проследить влияние культуральных факторов на эффектив­ность терапии психическихзаболеваний можно на примере лече­ния алкоголизма и невротических расстройств.

В основе традиционной опосредованной психотерапии алкого-

лизма лежит комплекс запретительных мер, нацеленных на выра­ботку у цациента опасения (и страха) неминуемых тяжішх расстройств здоровья в случае возвращения к употреблению спир­тных напитков (А.Г.Гофман, А.ЮМагалиф, 1991). В мировой

психиатрической литературе считается, что подобный способ мо­жет оказаться эффективным лишь в случаях совпадения психоло­гических особенностей психотерапевтического воздействия и личностных свойств пациента, опосредованных этнокультураль- ными факторами. В процессе рациональной психотерапии алкого­лизма врач поровну между собой и больным распределяет ответственность за эффективность терапии.

Таким образом, принципиальная разница двух психотерапев­тических подходов заключается в том, что при аверсивной психо­терапии физиологическая алкогольная зависимость заменяется психологической зависимостью* от психотерапевта и страхом на-

рушения табу, в то время, как при использовании рациональной психотерапии подобных зависимостей не формируется, и пациен­ту предоставляется достаточно большая свобода действий. Счита­ется, что больному алкоголизмом (особенно ііри II и III стадиях заболевания) в силу изменений личности, т.е. сформировавшихся субкультуральных свойств, не показано применение «гуманисти- чески-ориентированных» психотерапевтических методик.

Анализ сравнения эффективности двух принципиально раз-

личных психотерапевтических методик показывает, что результат зависит’не только и не столько от стадии заболевания, сколько от культуральных особенностей пациентов, в первую очередь, от ори­ентации на демократический или авторитарный стили общения.

Пациентам с демократической направленностью личности, в которую включаются такие психологические качества, как способ­ность выслушивать чужую точку зрения, находить компромиссы при общении с людьми не показаны культурально чуждые им ме­тоды «кодирования».

Тогда, как пациентам с авторитарной направленностью лично­стных качеств в виде традиций требования от окружающих подчи­нения, непререкаемости, жесткости в общении, а значит уважения силы малоэффективны психотерапевтические методики, апелли­рующие к морально-нравственным ценностям. •

Сходные выводы можно сделать и при выборе эффективных психотерапевтических методик при лечении больных неврозами. У тех пациентов; которым результативной оказывается суггестив­ная психотерапия, отмечаются следующие личностные особенно-

v v « у Л X * гг * t v v W V

сти, опосредованные культуральными факторами: потребность ориентироваться на прямые указания-советы как разрешить конк­ретную ситуацию или на внешнее снятие симптомов («стирания из памяти» психотравмирующих ситуаций).

Если при классической (традиционной) психотерапии основ­ной упор делается на снятие аффективных симптомов невротиче­ских расстройств с помощью суггестивных методов, то при позитивной психотерапии (НЛезешкиан, 1993) усилия психоте­рапевта направляются на осознание пациентом потенциальных и актуальных внутриличностных конфликтов.

Позитивную психотерапию можно отнести к методикам «пси­хотерапии «здравым смыслом” (В.Д.Менделевич, ДААвдеев, СВ.Киселев, 1992), использующим элементы рациональной пси­хотерапии. Одним из наиболее важных тезисов позитивной пси-

хотерапии является транскультуральный принцип, нацеленный на позитивное истолкование симптома или проблемы с помощью сравнения’ его со сходными феноменами, встречающимися в дру­гих культурах и не носящих оттенка патогенности. Подобный пси­хотерапевтический прием предполагает использование метафор, историй, притч, пословиц и поговорок разных с пациентом наро­дов и культур. Позитивная психотерапия оказывается эффектив­ной лишь в тех случаях, когда пациент соглашается разделить ответственность за’ исход болезни с психотерапевтом, а также’ учиться на культуральных различиях.

Можно утверждать, что социокультуральные факторы являют­ся немаловажными при выработке показаний для тех или иных методов и способов психотерапии и предполагать, что эффектив­ность некоторых мистических и нетрадиционных методов психо­терапии (голотропное дыхание по С.Грофу, нейролингвистическое программирование, терапия «первичным криком» и пр.) базирует­ся на культуральных особенностях людей, опосредованных соц- иокультуральными процессами.

Вышеперечисленные аспекты этнокультуральной психиатрии в большей степени затрагивают процесс влияния этнических и культуральных факторов на глобальные психиатрические пробле­мы. В то же время следует указать, что на формирование типич­ных ‘ поведенческих расстройств, связанных с социальным стрессом, существенное влияние оказывают и социокультураль­ные факторы.

По мнению Б.С.Положего (1996), в современных российских условиях психика многих людей оказывается недостаточно пла­стичной для быстрого и адекватного приспособления к стреми­тельно меняющимся условиям жизни, что приводит к развитию разнообразных поведенческих девиаций, связанных с кризисом идентичности. Автор выделяет четыре варианта кризиса идентич­ности, проявляющегося как на донозологическом, так и на нозо­логическом уровне: аномический, диссоциальный,.

негативистический и магический.

Под аномическим вариантом кризиса идентичности понима­ется поведение людей, характеризующееся утратой жизненного

Источник

Про здоровье и витамины © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector