Основные этапы формирования физического здоровья ребенка
К основным аспектам формирования физического здоровья ребенка можно отнести следующие. Прежде всего, это формирование оптимальной гармоничной конституции путем постоянного контроля над системогенезом и управления им. Это управление заключается в наилучшем раскрытии потенций путем соответствующих воздействий и создания условий, предупреждающих проявления патологической конституции. Отсюда вытекают высокие требования к среде обитания до и после рождения и к образу жизни ребенка.
Второй аспект формирования физического здоровья – это постоянное наращивание энергетического потенциала, функционального резерва путем применения тренирующих воздействий. Третий аспект тесно связан со вторым и представляет собой неспецифическую профилактику заболеваний.
Формирование исходной соматической конституции заканчивается в основном в 5–6-летнем возрасте.
Одним из важнейших моментов в формировании соматической конституции является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что «наше здоровье в нашем позвоночнике». Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.
Возраст 6–7 лет – это критический период в жизни ребенка, когда заканчивают свое становление большинство физиологических функций. Семилетний ребенок уже имеет физические данные для обучения в школе. От него можно требовать усидчивости, ответственности, усвоения информации. У ребенка начинают проявляться признаки социализации. Этот период интенсивной перестройки требует внимательного медицинского наблюдения.
Второй важный (тоже «критический») период в жизни ребенка – это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых
гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем. Организм как система находится при этом в неустойчивом состоянии, очень чувствителен к внешним воздействиям, что послужило причиной отнесения периода полового созревания к физиологическим «третьим состояниям» (наряду с климактерием), требующим щадящей тактики поведения. Следует помнить, стресс замедляет как рост, так и половое созревание. Поэтому у невротизированных гипопластичных детей часта задержка полового созревания.
Одним из основных соматических признаков позднего полового созревания является непропорциональность между длинными конечностями и легким, небольшим телом (так называемая евнухоидная конституция), обусловленная поздним закрытием зон роста в эпифизарных хрящах. Половые гормоны и соматотропин воздействуют реципрокно на эти зоны, и недостаточность тормозящего действия первых позволяет вторым оказывать более длительно свой стимулирующий эффект на рост конечностей. Важно, что это проявление при оценке половой конституции может служить прогностическим признаком. Как позднее начало, так и раннее завершение функции являются, как известно, проявлением ее низкого потенциала.
Поскольку человек относится к незрелорождающимся млекопитающим, основным требованием к среде обитания его на ранних этапах жизни является наличие условий, позволяющих организму плавно перейти от внутриутробного периода к постнатальной жизни. К этим условиям относится физическая защищенность ребенка и отсутствие стрессов, адекватное питание, обеспечение достаточного сна. Как видим, эти условия связаны с реализацией трофотропной (накопительной) программы организма. Значимость всех этих моментов сохраняется и на последующих этапах жизни ребенка.
Особого внимания при этом заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационным воздействием пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния вводимых с пищей гормонов, биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция; девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди и т.д. Потребность в различных пищевых ингредиентах индивидуальна, соответствует типу конституции и возрасту.
Источник
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать. Забота о беспомощном ребенке носит преимущественно гигиенический характер.
Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека актуализируются (становятся доминирующими) сложнейшие биологические потребности в игре и подражании (они составляют основу другой еще более сложной биологической потребности в саморазвитии), а также дополнительные потребности в свободе и вооруженности (опытности). Соответственно, основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением. Причем, непременным условием правильного воспитания ребенка должна быть свобода выбора им объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности.
Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Важно отметить, что указанные идеальные потребности тесно связаны между собой: только благодаря активному самопознанию (познанию своих индивидуальных особенностей) у подростка формируется смысловая сфера (правильное понимание) собственной жизнедеятельности. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками (в том числе, противоположного пола); 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» (непохожесть на других людей); 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности жизни и ее отдельных проявлений. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровой личности в этом возрасте будет проходить правильно только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.
Четвертый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии (до тех пор, пока он занимается общественно полезной деятельностью). Социальные потребности «вырастают» из соответствующих биологических потребностей: потребность в самовыражении — из потребности в подражании, потребность в самоутверждении — из потребности в игре, потребность в самосовершенствовании — из потребности в саморазвитии. В свою очередь дополнительные потребности в этот период также преобразуются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и креативности (творческой активности). Средствами удовлетворения указанных потребностей являются различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни. Чтобы процесс формирования здоровья шел нормально, эти деятельности должны строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки результатов исполняемой деятельности.
Итак, на каждом этапе развития человека актуализируются разные потребности. Актуализирующиеся у человека в процессе его роста и развития потребности являются базовыми (основными) его свойствами и составляют «ядро» его личности. Это значит, что они проявляются одновременно во всех сферах его деятельности.
Источник
2. Этапы формирования здоровья
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся валеология, диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
1 этап, диагностический
Диагностика начального уровня культуры здоровья человека. Тестирование показателей здоровья; анкетирование по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья, а также теоретической подготовленности в вопросах физической культуры и спорта. Получение информации о первичных характеристиках состояния здоровья .
2 этап, потребностно- мотивационный
Формирование установки на здоровый образ жизни, устойчивой потребности в физкультурно- оздоровительных занятиях. Проведение лекций, бесед о здоровом образе жизни; применение пятиуровневой потребности в физкультурно- оздоровительных занятиях. Сформированная устойчивая потребность в систематических физкультурно — оздоровительных занятиях; установка на здоровый образ жизни; восприятие понятия здоровья как основной и непреходящей ценности человека
3 этап, конструктивный
Системная регулярная физкультурно- оздоровительная деятельность. Комплексная методика физкультурно- оздоровительных занятий по программе «Культура здоровья». Положительная динамика физического развития, физической и фунуциональной подготовленности; повышение мотивации к занятиям физической культурой
4 этап, креативный
Формирование творческого подхода к составлению индивидуальной методики оздоровления. Самостоятельная творческая деятельность студентов выпускников по оздоровлению; занятия во внеучебное время в оздоровительных и спортивных секциях. Высокий уровень культуры здоровья студентов, основанный на формировании и изучении внутренней картины здоровья; проявление интереса к проблемам здоровья, здоровьесберегаюшим технологиям как важным компонентам личностного, социального, профессионального роста
3. Здоровый образ жизни. Его компоненты. Мотивация зож Здоровый образ жизни и 5 главных заповедей зож
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это работа определённого индивидуума над улучшением своего здоровья и в целях профилактики заболеваний и повышения качества жизни.
С помощью здорового образа жизни человек увеличивает продолжительность своей жизни и полноценно выполняет свои социальные функции.
ЗОЖ приобретает актуальность особенно в последнее время, поскольку в период прогресса и развития всевозможных технологий на человеческий организм действуют разного рода нагрузки, связанные с усложнением структуры общества, повышением техногенных, экологических, психологических, политических и военных воздействий, которые провоцируют неблагоприятные сдвиги здоровье людей.
Здоровый образ жизни представляет собой рациональную организацию труда, семьи, быта, досуга и общественной деятельности.
Существуют несколько базовых составляющих здорового образа жизни, которые являются физиологическими механизмами адаптации индивидуума к воздействиям окружающей среды и изменению душевного состояния организма.
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
Регулярные физические нагрузки.
Отказ от вредных привычек.
Рациональное питаниеявляется одним из самых важных критериев ЗОЖ. Питание играет одну из главных ролей в жизнедеятельности человека. Если начать питаться нерационально, то это приведёт к развитию патологических процессов в человеческом организме. Пищевой рацион должен быть сбалансированных по количеству белков, жиров и углеводов, а, следовательно, продукты, употребляемые в пищу, должны быть разнообразными: в рацион должны входить продукты животного и растительного происхождения.
Однако, при организации и рационального питания, следует учесть, что в каждой группе продуктов имеются такие, которые лучше ограничить или вообще исключить из рациона. К примеру, в копчёной пище содержатся нитриты, которые обладают канцерогенным действием; животные жиры в большом количестве опасны для организма тем, что могут привести к значительной прибавке массы тела и к отложению их на стенках сосуда в виде холестериновых бляшек, вызывая атеросклерозсосудов и посредством этого, заболевания сердечно-сосудистой системы, головного мозга, почек; пересоленная пища также опасна для организма тем, что соль задерживает в организме жидкость, что особенно вредно для лиц с заболеваниями сердца и сосудов; хлебобулочные изделия и сахар в больших количествах приводят к прибавке массы тела, поскольку содержат легкоусвояемые углеводы, которые в избытке легко трансформируются в жиры и откладываются в подкожной клетчатке. И также следует помнить о типе приготовления тех или иных продуктов.
Кроме того, следует помнить о способе приготовления пищи. Для здорового образа жизни рекомендуется употреблять меньше жареной и пассерованной пищи, так как при этих манипуляциях все полезные вещества разрушаются. Приветствуется приготовление продуктов на пару.
Также следует учитывать калорийность пищевых продуктов и формировать свой рацион так, чтобы количество калорий соответствовало энергетическим затратам организма.
Не следует есть огромными порциями. Нужно есть немного и желательно 5-6 раз в день. Такой тип питания оптимально поддерживает хорошее самочувствие в течение дня и держит массу тела в норме.
Что касается физических нагрузок, то не нужно понимать этот аспект как стремление к изнуряющим тренировкам. Иногда достаточно делать зарядку по утрам в течение 15 минут, и можно уже получить заряд бодрости на весь день. Для особо активных людей рекомендуются так называемые аэробные нагрузки – тренировки на определённой достаточно высокой частоте пульса. К ним относятся: бег, спортивная ходьба, плавание, танцы. Достаточно заниматься такими упражнениями 3 раза в неделю, чтобы держать своё тело в тонусе и тренировать сердечно-сосудистую систему. И о лишнем весе можно не вспоминать.
Личная гигиена, прежде всего, состоит в поддержании чистоты кожи. Ведь если этого не делать, то вследствие регулярного выделения железами кожи пота и жира в совокупности с внешними загрязнениями создаётся благоприятная среда для размножения болезнетворных микроорганизмов и развития заболеваний.
Под закаливаниемпонимают приспособление организма к неблагоприятным условиям окружающей среды – температуры, влажности, давления. Но чаще всего речь идёт, конечно, о холодной температуре. Самыми оптимальными способами закаливания являются растирания холодной водой, контрастный душ, солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом, физическими упражнениями и купании в прохладной воде. Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам. Правда, стоит отметить, что процедуры закаливания действуют весьма короткое время, поэтому их стоит проводить регулярно.
Немаловажным компонентом здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. Правильнее нужно сказать – их вообще изначально не должно быть у здорового человека. Но если случилось так, что они имеют место, то нужно обязательно от них быстрее избавиться. К вредным привычкам, как все знаюткурение, употребление алкоголя. Хотя в наше время эти привычки врачи-наркологи классифицируют как наркомании.
Курение крайне вредно для организма, поскольку вызывает заболеваниялёгких, сердечно-сосудистой системы, неблагоприятно влияет на репродуктивную функцию женщин и мужчин. У курящих людей гораздо больше риска заболеть онкологическими заболеваниями, причём не только лёгких, но и других органов. Курение играет провоцирующую роль при возникновенииязвы желудка,инфаркта миокарда. Из всего сказанного можно сделать вывод, что курение укорачивает человеческую жизнь и никак не способствует здоровому образу жизни.
Алкоголь также пагубно влияет на организм человека. Он приводит к патологии печени, вплоть до развития цирроза, приводит к дистрофическим процессам сердечной мышцы, пагубно влияет на головной мозг, разрушая нервные клетки и приводя к деградации личности.
Особенно опасны вредные привычки для будущего поколения, поскольку вызывают мутации, и вследствие этого курящие и пьющие родители не могут воспроизвести здоровое потомство.
В заключении можно отметить, что здоровый образ жизни – это особый план мероприятий, подобранный индивидуально для каждого человека, включающий в себя описанные выше критерии и учитывающий физиологию и психологию определённого человека, желающего повысить уровень своего здоровья. Принципы ЗОЖ может выполнять каждый человек, для этого не требуется иметь специальную подготовку, а поддержания отличного уровня здоровья и всей жизни в целом доступно всем.
Источник