Меню

Этапы развития детского здоровья

Периоды детского возраста и их характеристика

Организм ребенка все время находится в процессе роста и развития, которые происходят непрерывно в определенной закономерной последовательности. С момента рождения ребенок проходит через определенные возрастные периоды.

Ребенку в различные периоды жизни свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, совокупность которых накладывает отпечаток на реактивные свойства и сопротивляемость организма. Этим объясняется и своеобразие патологии и течения тех или иных заболеваний у детей различных возрастных групп.

Однако не следует думать, что возрастные особенности ребенка сами собой обусловливают развитие у него болезни. Если условия окружающей среды, температурный режим, питание, уход, пребывание на свежем воздухе и др. соответствуют требованиям, предъявляемым организмом новорожденного или грудного ребенка, то этим создаются предпосылки для правильного его роста, развития и предохранения от заболеваний. И, наоборот, неблагоприятные условия среды отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Даже небольшие погрешности в уходе, питании, температурном режиме могут неблагоприятно повлиять на здоровье ребенка, в особенности новорожденного и грудного.

Наиболее приемлемой для практических целей является схема Н. П. Гундобина, согласно которой весь детский возраст подразделяется на следующие периоды.

I. Период внутриутробного развития: 1 — фаза эмбрионального развития (эмбрион), 2 — фаза плацентарного развития (плод).

II. Период новорожденности.

III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст).

IV. Период молочных зубов: 1 — преддошкольный возраст (старший ясельный возраст), 2 — дошкольный возраст (период посещения детского сада).

V. Период отрочества (младший школьный возраст).

VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).

В скобках отмечены изменения, которые внесены советскими педиатрами.

Это деление является условным, и провести четкие грани между указанными периодами довольно трудно. Однако им удобно пользоваться при изучении физиологических и патологических состояний ребенка, а также для практических лечебно-профилактических целей.

Период внутриутробного развития длится с момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов. Первые 3 мес беременности являются критическим периодом в развитии плода, так как именно в это время происходит закладка органов и тканей и формирование плаценты. Изучение особенностей ребенка и его охрана должны начинаться именно с этого периода. От правильного течения беременности в значительной мере зависит большая или меньшая полноценность ребенка, так как определенные хронические и острые инфекции, интоксикации, профессиональные вредности, испытываемые матерью, могут отражаться на состоянии плода. Отсюда ясно вытекает необходимость тщательного изучения состояния здоровья родителей, течение беременности и создания для беременных наилучших условий. Наиболее характерной особенностью внутриутробного развития является быстрый рост плода и питание его за счет материнского организма.

Период новорожденности продолжается 3-4 нед после рождения. В конце 1-го или в начале 2-го месяца ребенок вступает постепенно в третий — грудной — период. В период новорожденности ребенок приспосабливается к новым для него условиям внеутробной жизни. Для этого периода наиболее характерна незрелость всех систем и органов, особенно центральной нервной системы, что выражается в своеобразном отношении к окружающей среде, в автоматических некоординированных движениях, в своеобразии реактивности организма. Учитывая это, становится понятной и недостаточная приспособленность его к внешним условиям. К особенностям периода новорожденности можно отнести ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией, которые будут описаны ниже.

Все это обусловливает особую ранимость ребенка в данный период жизни, что требует наиболее тщательного ухода, соответствующих гигиенических условий, правильности грудного вскармливания.

В период новорожденности у ребенка выявляются врожденные пороки развития отдельных систем и органов, последствия родового акта (например, расстройства кровообращения мозга) и внутриутробной асфиксии, кровоизлияния в мозг, парезы и параличи, гемолитическая болезнь новорожденных, токсоплазмоз, некоторые вирусные заболевания (например, краснуха, грипп и др.).

Для периода новорожденности характерны кокковые инфекции, против которых новорожденный беззащитен, а возможность внесения инфекции легка — через пуповину, пупочную ранку, легко ранимую кожу. Вследствие этого сравнительно часто наблюдаются пиодермии, воспаление пупка, сепсис (заражение может произойти внутриутробно, во время родов и после родов). Своеобразно и тяжело протекает у новорожденных воспаление легких.

Грудной возраст исчисляется от периода новорожденности до 12 мес. Для детей этого возраста особенно характерны быстрые темпы увеличения роста, массы, интенсивный обмен веществ. Так, к концу 1-го года жизни масса тела ребенка утраивается по сравнению с первоначальной и рост увеличивается на 25 см. В этот период совершенствуется центральная нервная система, появляются двигательные навыки в виде координированной реакции рук, сидения, ползания, стояния, а у некоторых детей даже хождения, появляются также зачатки речи.

Характерна для этого периода относительно большая потребность в пище. Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную функцию их, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию. В этом возрасте у детей нередко могут наблюдаться заболевания желудочно-кишечного тракта (диспепсия, дизентерия, колиэнтериты), рахит, спазмофилия, различные диатезы, хронические расстройства питания и пищеварения, заболевания органов дыхания, особенно пневмонии, респираторные заболевания. Острые детские инфекционные болезни (корь, коклюш и др.) сравнительно редко наблюдаются у детей грудного возраста. Однако при заражении инфекционными болезнями дети грудного возраста переносят их тяжело, отличительной особенностью течения этих болезней является преобладание общих признаков и малая выраженность местных симптомов.

Из хронических инфекций в этом возрасте возможно проявление врожденного сифилиса и туберкулеза, хотя и то, и другое заболевание в настоящее время встречается относительно редко. У детей грудного возраста первичное инфицирование туберкулезом может перейти в заболевание туберкулезом.

Следующий период детства — период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6-7 лет. В этом периоде выделяют два подпериода: преддошкольный (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный — от 4 до 7 лет.

Преддошкольный возраст у детей характеризуется совершенствованием пищеварительной системы, двигательных навыков, речи и психики. В этом возрасте ребенок очень подвижен, любознателен, он, находясь среди взрослых и детей, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста устранение гигиенических недочетов в воспитании и правильный режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Читайте также:  Вреден ли протеин для здоровья человека

Дети преддошкольного возраста наиболее восприимчивы к таким инфекционным заболеваниям, как корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия, вирусный гепатит, грипп, острые респираторные заболевания, скарлатина, дифтерия и др.

В этом возрасте еще довольно часты заболевания желудочно-кишечного тракта. Туберкулез у детей этого возраста проявляется в виде туберкулезной интоксикации, которая только при неблагоприятных бытовых условиях, плохом питании» ослаблении организма в связи с каким-либо заболеванием может перейти в локальную форму.

В дошкольном возрасте организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен. Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постепенно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов уменьшается. Частота острых детских инфекций остается высокой вследствие частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфицирования туберкулезом возрастает. В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) многие системы и органы продолжают совершенствоваться и достигают полного функционального развития. Заканчивается развитие костного скелета, усиленно развивается и укрепляется мышечная система. Этот период характеризуется также бурным развитием мышления, письма и тонких координированных движений. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Взаимоотношения с внешним миром становятся все более сложными и разнообразными.

В патологии младшего школьного возраста еще большое значение имеют острые инфекции, но они уже наблюдаются реже и течение их значительно легче. У детей этого возраста довольно часто наблюдается ревматизм. Туберкулез может протекать в виде ранней или хронической интоксикации.

Старший школьный возраст (12-18 лет) характеризуется значительной перестройкой эндокринного аппарата, усилением функции половых желез, щитовидной железы, гипофиза, вследствие чего может нарушаться функциональное равновесие именно этих желез у детей и подростков с проявлением эндокринопатии. Время наступления периода полового созревания значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка.

В этом возрасте ускоряется рост и начинает выявляться интеллектуальный облик ребенка.

Многие заболевания в этом периоде по характеру своего течения приближаются к таковым у взрослых. Туберкулез может давать вспышки и обострения. Выявляются лобарные или сегментарные формы пневмонии. У детей в период полового созревания отмечаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, неровности в поведении, угловатость, различного рода неврозы.

Созданием наиболее благоприятных условий развития с одновременным укреплением организма занятиями спортом в разумных пределах можно полностью предупредить возникновение патологических состояний и обеспечить гармоничное развитие подростков.

Дети до 15 лет обслуживаются детскими поликлиниками, а старше 15 лет — подростковыми кабинетами поликлиник для взрослых. В то же время медицинская сестра и врач школы обслуживают детей и подростков от 7 до 17-18 лет.

Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды являются основанием к организации дифференцированного режима дня, питания, проведения воспитательных мероприятий и т. д.

Возрастные особенности организма ребенка обусловливают и возрастную реакцию организма на заболевания. Так, один и тот же микробный возбудитель вызывает неодинаковые формы заболевания, различное течение болезни и нередко различный исход у детей в разные возрастные периоды и при различных условиях окружающей среды.

Источник

Этапы развития детского здоровья

В течение всего детского, подросткового и юношеского возраста организм ребенка непрерывно растет и развивается, переходя от одной стадии развития к другой, которые называются возрастными периодами.

Определение длительности каждого возрастного периода, установление условных граней переломных этапов индивидуального развития, т. е. периодизация детского возраста, — одна из существенных научных задач возрастной морфологии, физиологии (ортологии) и психологии.

Рабочая периодизация детского возраста, которой пользуются в СССР для практических целей гигиены детства, основана на предложениях Н. П. Гундобина и Н. И. Красногорского. В ней учтены, с одной стороны, основные закономерности развития организма ребенка, с другой — особенности организационных форм руководства общественным воспитанием детей и подростков в СССР.

Симпозиум, посвященный вопросам возрастной периодизации человека (Москва, 1965 г.), рекомендовал в целях унификации пользоваться следующей предварительной схемой периодизации детского и молодого возрастов. I — 1) новорожденный — 1-10 дней; 2) грудной возраст — 10 дней — 1 год; 3) раннее детство — 1-3 года; 4) первое детство — 4-7 лет; 5) второе детство — 8-11 лет (девочки) — 12 лет (мальчики); II — 1) подростковый возраст: девушки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет; III — юношеский возраст: девушки 16-20 лет, юноши 17-21 года.

Номенклатура и классификация основных типов учебно-воспитательных учреждений, принятых в СССР, указаны схематически на рис. 123. Санитарное обеспечение в родильном доме предусматривает профилактику заболеваний новорожденных и привитие матерям практических навыков по гигиеническому уходу за новорожденными. При этом уделяется внимание соблюдению установленной системы приема рожениц, выявлению среди них подозрительных на инфекционное заболевание и их изоляции, асептическим условиям при родовом акте, при проведении туалета ребенка, груди матери перед кормлением, соблюдение личной гигиены персонала и т. д. Очень важно соблюдение и таких условий окружающей среды, которые поддерживают тоническое напряжение скелетных мышц новорожденного, чем обеспечивается необходимый уровень его теплопродукции, в частности рациональный температурно-влажностный режим в палате новорожденных и в комнате родильниц (температура воздуха 20-21°, влажность 60-70%), рациональная одежда новорожденного, способствующая сохранению им естественной физиологической позы, правильное вскармливание и др. Основная роль в осуществлении мероприятий по санитарному обеспечению периода новорожденности принадлежит родильному дому, детской консультации (поликлинике) и сельскому врачебному участку. Недостаточно благоприятные условия окружающей среды приводят к возникновению «болезней новорожденных», в частности к воспалительным заболеваниям верхних дыхательных путей, возникновению отита, пневмонии, гнойно-септических, а также инфекционно-токсических заболеваний. При несоблюдении установленных санитарных мероприятий в родильных домах могут создаваться условия для возникновения эпидемических вспышек.

Читайте также:  Цитата путина про здоровье


Рис. 123. Номенклатура и классификация возрастных периодов при комплектовании детских воспитательных учреждений

Известно, что смертность детей на первом месяце жизни самая высокая, по данным ряда авторов капиталистических стран (США, Англия, Франция, Швеция, Швейцария и др.), она в 2-3 раза выше, чем в течение остальных 11 месяцев первого года жизни.

Гигиенические мероприятия в грудном возрасте прежде всего должны быть направлены на охрану ребенка от неблагоприятных факторов внешней среды, а также на создание оптимальных условий для его роста и развития. К важнейшим из этих гигиенических мероприятий относятся: обеспечение ребенка грудным молоком, рациональные режим дня и питание матери, искусственная витаминизация ее пищевого рациона, предупреждение отрицательных эмоциональных состояний ребенка, являющихся обычно следствием неудовлетворения его физиологических потребностей (голод, охлаждение тела и др.), создание условий, могущих способствовать возникновению на протяжении всего времени бодрствования положительных эмоций (ласковый разговор взрослых, красочные игрушки, возможность ползать, ходить, общение между детьми и др.), рациональный режим дня ребенка, пребывание на открытом воздухе («прогулочная комната») не менее 5-6 часов, гигиеническое обеспечение прикорма, создание наиболее благоприятных микроклиматических условий в помещении, рациональная одежда, массаж рук и ног, закаливание против холода, ультрафиолетовое облучение в осенне-зимний период, охрана от инфекций, искусственная активная иммунизация против некоторых инфекций и др.

Несоблюдение гигиенических норм и требований в грудном возрасте может привести к задержке роста и развития ребенка, а также к патологии, особенно при искусственном вскармливании. Известно, что заболеваемость в грудном возрасте относительно самая высокая по сравнению с прочими возрастными периодами детства. Чаще всего она проявляется острым воспалением верхних дыхательных путей, гриппом, другими респираторными вирусными инфекциями, очаговой пневмонией, желудочно-кишечными заболеваниями, острым отитом, пиодермией. Непосредственное руководство по обеспечению гигиенических условий воспитания детей в грудном возрасте возложено на детскую консультацию (поликлинику) с молочной кухней, на сельский врачебный участок, на ясельную группу единого детского учреждения дошкольного воспитания (детские ясли-сад).

Гигиенические мероприятия в возрасте раннего детства (преддошкольный, или ясельный, возраст) направлены прежде всего на то, чтобы оградить ребенка от неблагоприятных для него факторов внешней среды в семье и в дошкольных учреждениях (ясли), создать вокруг него благоприятную психическую атмосферу (в частности, близость матери, ласковое отношение воспитательниц), обеспечить ему условия для достаточного сна, правильного питания, пребывания на открытом воздухе я пр. В этом возрасте приобретают все большее и большее значение воспитание в условиях динамического микроклимата, систематические дозированные физические упражнения, подвижные игры, прогулки, закаливание воздухом и водой, ультрафиолетовое облучение, воспитание первых гигиенических навыков, активная и пассивная иммунизация и др.

Нарушение «соответствующих условий» существования может привести к задержке развития ребенка и к различным видам патологии. Как показывают санитарно-статистические данные, уровень заболеваемости детей в ясельном возрасте, в особенности начиная со второй половины второго года жизни, ниже, чем в грудном, главным образом за счет снижения частоты заболеваний детей катаром верхних дыхательных путей, гриппом, пневмонией, диспепсией. Однако в ясельном возрасте в связи с усилением общения детей между собой и со взрослыми, а также в связи с потерей ими материнского иммунитета могут чаще встречаться заболевания так называемыми детскими инфекциями с капельным механизмом передачи, в частности корь, коклюш, эпидемический паротит, скарлатина, а также ангина. В этом возрасте увеличивается опасность туберкулезной инфекции, в связи с чем приобретают значение санитарное обеспечение внешней среды и специфическая профилактика. При недостаточном надзоре за детьми могут участиться несчастные случаи (травмы, ожоги, острые отравления).

Руководство и контроль за обеспечением детям преддошкольного возраста необходимых гигиенических условий осуществляются теми же медицинскими и воспитательными учреждениями, что и в грудном возрасте, чем достигается непрерывность наблюдения в воспитании детей.

Особенности периода первого детства (дошкольный возраст) выдвигают необходимость с особой тщательностью охранять ребенка от инфекций, инвазий и других неблагоприятных факторов внешней среды, в частности путем санитарного благоустройства и содержания детских дошкольных учреждений, а также путем укрепления прежних и воспитания новых навыков личной гигиены. Особенности дошкольного возраста обусловливают вместе с тем необходимость расширения диапазона гигиенических мероприятий, которые носят не только охранительный, но и стимулирующий характер. Сюда прежде всего относятся мероприятия по усилению динамичности микроклимата, дозированные занятия физическими упражнениями и подвижными играми, воспитание осанки, общие и специальные мероприятия по закаливанию организма против холода. Большое значение имеют рациональное питание детей, плановые ревакцинация и дегельминтизация, а также систематический медицинский контроль за сдвигами в здоровье и развитии детей. Как показывают санитарно-статистические исследования, заболеваемость детей в дошкольном возрасте, как правило, ниже, чем в предыдущем периоде. Однако недостаточное гигиеническое обеспечение детей дошкольного возраста может привести к задержке их физического и психического развития, а также снижению иммунологической реактивности, к некоторым острым и хроническим заболеваниям. На завершающей ступени дошкольного возраста в связи с подготовкой детей к школе особое значение приобретают дальнейшее всемерное укрепление их здоровья, развитие их физической и психической выносливости, повышение общего физического и психического тонуса их организма (так называемая школьная зрелость).

В практике советского здравоохранения диспансеризация «семилеток» вполне оправдала себя как организационная форма осуществления перехода ребенка из детского сада в школу. Соблюдение гигиенических норм и требований в этот период детского возраста является не только средством профилактики некоторых патологических состояний, в прошлом так называемых школьных болезней (близорукость, пороки осанки и искривления позвоночника, общее расстройство питания, нервные расстройства), но и средством повышения работоспособности учащихся, их успеваемости и общего развития.

Читайте также:  Самуил имя значение здоровье

Основными учреждениями, организующими мероприятия по гигиеническому обеспечению воспитания детей дошкольного возраста, являются поликлинические отделения детских больниц, в структуре которых предусмотрены специальные должности школьных врачей по обслуживанию детских учебно-воспитательных учреждений.

Школьный возраст охватывает период обучения и соответствует периоду второго детства, подростковому и юношескому возрасту (рис. 123).

Младший школьный возраст соответствует периоду обучения в начальных классах. Наряду с мероприятиями по гигиенической охране детей от вредного влияния различных факторов внешней среды большое значение в этом возрасте имеет продолжение рационально осуществляемой тренировки и закаливания организма в повседневной жизни (соблюдение режима дня, рациональное питание, организация подвижного образа жизни и др.), а также осуществление специальных мероприятий (рациональные физические упражнения, игры, спорт, закаливание против холода и др.). Возрастает также роль гигиенического воспитания, составляющего неотъемлемую часть программы всеобщего обучения в начальных классах.

Средний и старший школьный возраст охватывает период полового созревания, который завершается в старшем школьном возрасте. В этом возрасте особое гигиеническое значение приобретает соблюдение рационального режима всей учебно-воспитательной и общественно полезной деятельности в школе, семье, обеспечение полноценного питания, отдыха, выработка правильной осанки, рациональной рабочей позы, обеспечение надлежащих условий и режима зрительной работы, соблюдение дифференцированных для девушек и юношей норм физической нагрузки и др. Особого внимания требуют подростки с дисгармонией в физическом развитии и половом созревании, а также испытавшие воздействие неблагоприятных факторов (переутомление, психические травмы, инфекционные болезни и др.). Среди них встречаются лица с прогрессирующим гипертензивным синдромом, с дистрофическими процессами в миокарде, что может способствовать возникновению у них в последующий период жизни сердечно-сосудистой патологии.

В среднем и старшем школьном возрасте гигиеническое воспитание дополняется вопросами гигиенического образования. Вопросы гигиены составляют органическую часть в программах преподавания анатомии, физиологии, физической культуры, в программе общественно полезного труда и других предметов учебного плана школы. Широкое осуществление в этом возрасте трудового воспитания и политехнического обучения, приближающих содержание обучения к жизни и знакомящих учащихся с основами общей культуры труда, обучение учащихся основам домоводства, участие в общественно полезном труде, в самообслуживании делают задачу гигиенического воспитания и образования весьма актуальной и вместе с тем приближают ее к жизни.

Наилучшей организационной формой работы по гигиеническому обеспечению подростков среднего и старшего школьного возрастов является их диспансеризация, включающая и медицинский контроль за условиями работы учащихся в процессе осуществления ими общественно полезного труда, а также врачебно-профессиональная консультация. В результате неудовлетворительных гигиенических условий воспитания у детей школьного возраста могут возникнуть отклонения в ходе развития, а также различные болезни — туберкулез, острые инфекции, ревматизм, близорукость, пороки опорно-двигательного аппарата и др.

Санитарно-статистические исследования показывают, что школьники по сравнению с представителями других возрастных групп характеризуются наиболее низким уровнем заболеваемости (возраст 14 лет и старше) и смертности (возраст 10-14 лет).

Социалистическое законодательство о школе учитывает, что забота об укреплении здоровья и правильном физическом развитии учащихся является составной частью воспитания нового человека и осуществляется всем государственным и общественным аппаратом. В первую очередь забота о систематическом укреплении здоровья учащихся возложена советским законом о школе на органы народного образования и органы здравоохранения. В СССР всеобщее обязательное обучение осуществляется развитой сетью восьмилетних и средних общеобразовательных трудовых политехнических школ и профессионально-технических училищ. Школы-интернаты, школы с продленным днем, дома школьников — все эти учреждения, соединяющие семейное и общественное воспитание, обеспечивают заботу об укреплении здоровья учащихся.

Медицинское обслуживание всей системы обучения и воспитания в школьном возрасте осуществляется сетью учреждений здравоохранения, в частности сетью кабинетов школьных врачей в учебных заведениях, кабинетов рабочего подростка в поликлинических отделениях больниц, сельским врачебным участком, районным педиатром, отделами гигиены детей и подростков санитарно-эпидемиологических станций. Школьный врач входит в состав педагогического совета школы.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков

Физическое развитие детей и подростков и его динамика являются одним из существенных признаков их здоровья.

Под физическим развитием ребенка (подростка) понимают комплекс морфофункциональных свойств, который определяет его рост, формирование организма и работоспособность. Современная практика динамического учета здоровья детей и подростков в качестве обязательного элемента включает исследование их физического развития.


Рис. 124. Сдвиги физического развития детей поселка Глухово (г. Ногинск Московской области) за 1880-1962 гг. (данные Г. П. Сальниковой)

Систематическое наблюдение и контроль за состоянием здоровья и физического развития детей и подростков имеют разностороннее значение.


Рис. 125. Сдвиги в росте детей г. Варшавы за 1880-1959 гг. (по Воляньскому)

На основе данных динамических наблюдений врач разрабатывает конкретные мероприятия по руководству воспитанием ребенка и учитывает их эффективность. В результате статистического анализа данных о состоянии здоровья и физического развития подрастающего поколения (генерализующий метод) периодически разрабатываются соответствующие показатели, используемые врачами в качестве одного из критериев для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков (так называемые регионарные стандарты). Анализ данных динамических наблюдений за ходом физического развития одних и тех же детей (индивидуализирующий метод) позволяет формулировать основные законы роста и развития детей.


Рис. 126. Сдвиги в физическом развитии немецких школьниц за 1913-1956 гг. (по А. Маркуссон)

Многочисленные материалы о сдвигах в здоровье детей и подростков в СССР (рис. 124) и в странах народной демократии (рис. 125 и 126) являются одной из убедительных иллюстраций благоприятных условий, создаваемых в странах с социалистическим общественным строем для физического и интеллектуального развития детей.

Источник

Adblock
detector