Методология изучения общественного здоровья
Методика статистических медико-социальных исследований складывается из 4-х последовательных этапов:
I. Подготовительный (организационный) этап.
П. Этап сбора медико-социальной информации.
III. Обработка информации.
IV. Анализ и оформление полученных данных, разработка рекомендаций.
Подготовительный этап (1 этап)включает:
1. Определение цели исследования.
2. Составление рабочей гипотезы (ожидаемого результата).
3. Определение задач (что исследовать?).
4. Составление плана исследования с указанием методов исследования, сроков работы, исполнителей и предстоящих расходов.
5. Составление программы исследования с указанием единиц наблюдения и перечислением учетных признаков.
Сбор материала (11 этап)— регистрация наблюдений, которая осуществляется различными методами. По времени различают текущую и единовременнуюрегистрации. Текущая регистрация — запись каждого явления по мере его возникновения и за определенный период (например, за год сведения о динамике заболеваний, рождений, случаев смерти).
Единовременная регистрация — запись явлений, осуществляемая одновременно путем переписи, медицинского осмотра, антропометрических измерений. Собрать материал по объему можно двумя методами: сплошным и выборочным.Сплошной метод предусматривает регистрацию всех объектов совокупности, интересующих исследователя, что представляет собой генеральную совокупность.Используется чаще всего государственными статистическими органами для регистрации случаевсмерти, рождений, заболеваемости и т.п.
Выборочный метод предусматривает регистрацию части объектов совокупности, с числом типичных для всей генеральной совокупности случаев.
Разработка материала (111 этап)— включает в себя три подэтапа:
1. Группировку данных.
3. Обработку данных.
Группировка данных это распределение единиц наблюдения совокупности на однородные группы по одному (простая группировка) или нескольким (комбинированная группировка) признакам. Группировка может быть первичной, когда ряды строятся непосредственно из единиц наблюдения, и вторичной, когда производится подгруппировка уже сгруппированного материала.
Статистическая сводка это многоэтапная операция подсчета данных и внесения их в статистические таблицы согласно программе исследования, разработанной на подготовительном этапе. Различают таблицы:
• Простые— в них единицы наблюдения группируются по одному учетному признаку.
• Групповые— группирующиеся единицы наблюдения характеризуются по нескольким учетным признакам, не связанным между собой.
• Комбинированные— в них признаки, характеризующие единицы наблюдения взаимосвязаны.
Групповые и простые таблицы разработочные,в основном используются для систематизации информационного материала. Комбинационные таблицы аналитические— используются для анализа полученных данных.
Правила оформления и макеты статистических таблиц приведены в Приложении 1. Обработка данных. В таблицы данные исследований вносятся в виде абсолютных величин, а для дальнейшего анализа материала необходимо произвести расчеты статистических коэффициентов и средних величин. Виды относительных величин (статистических коэффициентов) и методика их вычисления приведены в Приложении 2. Большое значение для анализа полученных данных имеет использование графических изображений,которые отражают закономерности динамики явления, пространственные распределения, взаимосвязь явлений. Типы графических изображений и правила их оформления приведены в Приложении 3.
Анализ, выводы, рекомендации (IV).Заключительная часть статистического исследования проводится в основном врачами с привлечением средних медицинских работников. В зависимости от цели и задач исследования возможны различные варианты практического использования результатов работ:
• Ознакомление с результатами исследования широкой аудитории (лекция, доклад, публикация в прессе и т.п.)
• Подготовка приказа, методических указаний, инструкций и т.д.
• Проведение реорганизации медицинского учреждения
• Оформление как рационализаторское предложение, изобретение, открытие.
Использование абсолютных и относительных величин при оценке здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения. Общие и специальные коэффициенты
При статистическом исследовании абсолютные цифры, получаемые на стадии разработки и сводки данных, являются исходным материалом, не дающим возможность анализировать явление в целом. Для анализа в статистике пользуются относительными и средними величинами. Необходимость перевода абсолютных величин в относительные можно пояснить простым примером. В районе «А» выявлено в 2002 году 220 случаев желудочно-кишечных заболеваний, а в районе «Б» за этот же период 240 подобных заболеваний. В каком районе уровень заболеваемости этими болезнями выше? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать численность населения в данных районах. Допустим в районе «А» проживает 200 тысяч, а в районе «Б» — 300 тысяч человек. «220» и. «240» случаев заболеваний — это числовая характеристика изучаемого явления (заболеваемости). Численность населения «200 тысяч» и «300 тысяч» — это числовая характеристика среды, продуцирующей данное явление (заболеваемость). Относя число случаев в каждом районе к числу их жителей, получаем в расчете на 1О ООО человек статистический коэффициент, характеризующий уровень заболеваемости в районах.
Коэффициент заболеваемости = ____220____ х 10000 = 11%оо
в районе «А» 200 000
Коэффициент заболеваемости = ____240____ х 10000 = 8%оо
в районе «Б» 300 000
По полученным коэффициентам можно сделать вывод, что в районе «А» уровень заболеваемости желудочно-кишечными инфекциями выше, чем в районе «Б».
Относительные величины— это соотношение двух величин, характеризующих распределение признаков в совокупности. Относительные величины для удобства сопоставления обычно умножаются на какое-нибудь круглое число (100, 1000, 10 000 и т.д.), которое называется базой или основанием. В результате коэффициенты приобретают форму «процентов» %, «промилле» %о. «продецимилле» %оо, «просантимилле» %ооо и т.д. Чем реже встречается изучаемое явление, тем больше числовое основание следует избрать (не желательно иметь коэффициенты меньше единицы. т.к. ими неудобно пользоваться). Средние величиныявляются обобщающими, рассчитываются достаточно часто и представляют собой среднее арифметическое признаков.
В медицинской статистике чаще всего применяют следующие относительные величины (статистические коэффициенты):
1) экстенсивные коэффициенты;
2) интенсивные коэффициенты;
3) коэффициенты соотношения;
4) коэффициенты наглядности.
Экстенсивные коэффициентыхарактеризуют отношение части к целому, то есть определяют долю (удельный вес), процент части в целом, принятом за 100%. Используются для характеристики структуры статистической совокупности. Например: удельный вес (доля) заболеваний гриппом среди всех заболеваний в процентах; доля производственных травм среди всех травм у рабочих (отношение числа производственных травм к общему числу травм, умноженное на 100%).
Экстенсивный коэффициент =
Числовая характеристика части явления х числовое основание (1000, 10 000)
Числовая характеристика явления в целом
Например: в 2002 году число всех заболеваний детей в детском саду №125 составило 1005 случаев (числовая характеристика явления в целом), в том числе зарегистрировано 72 случая энтерита (числовая характеристика части явления). Какова доля заболеваемости энтеритом среди всех заболеваний детей в данном детском саду?
Таким образом в структуре заболеваемости детей в данном детском саду на энтерит приходится 7.2%
Интенсивные коэффициенты отражают частоту (уровень распространенности) явления в своей среде. На практике их применяют для оценки здоровья населения, медико-демографических процессов. Например: число случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности на 100 работающих; число заболевших гипертонической болезнью на 100 жителей; число родившихся на 1000 человек (определяется как отношение числа родившихся за год к средней численности населения административной территории, умноженное на 1000). Интенсивные коэффициенты бывают общие и специальные. Общие: показатель рождаемости, общий показатель заболеваемости и др.; специальные(характеризуются более узким основанием): число женщин детородного возраста (плодовитость), число женщин, заболевших гипертонической болезнью, и др.
Интенсивный коэффициент=
Числовая характеристика явления х числовое основание (1000; 10 000) Числовая характеристика среды
Например:в 2002 году в городе К. число детей от 0 до 14 лет составило 9845 (числовая характеристика среды). Из них переболело корью 784 ребенка (числовая характеристика явления). Коэффициентзаболеваемости корью среди детей в возрасте от 0 до 14 лет равен:
784 х 1000 = 79.6%о
Коэффициенты соотношения характеризуют отношение двух самостоятельных совокупностей. Используются для характеристики обеспеченности (уровня и качества) медицинской помощью: число коек на 10000 человек; число врачей на 10000 жителей; число прививок на 1000 жителей (отношение числа лиц, охваченных прививками, к численности населения административной территории, умноженное на 1000).
Коэффициент соотношения=
Совокупность А х числовое основание (1000, 10 000)
Коэффициент наглядности определяет, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение по сравнению с величиной, принятой за 100%. Используется для характеристики динамики явления. Например, число врачей в 1995 г. по сравнению с числом врачей в 1994 г., принятым за 100% (отношение числа специалистов в данном году к числу специалистов в предыдущем году, умноженное на 100%).
Правила оформления статистических таблиц
При составлении таблиц должны соблюдаться следующие правила:
1.Таблица должна иметь четкое, краткое заглавие, отражающее суть таблицы.
2.Таблица должна иметь последовательную единую порядковую нумерацию.
3. Оформление таблицы заканчивается итогами по графам и строкам.
4. В таблице не должно быть пустых клеток (если нет признака, ставится прочерк). Ниже представлены примеры видов статистических таблиц (простые, групповые, комбинированные таблицы).
Распределение детей по группам здоровья (макет простой таблицы)
Группа здоровья | Число детей |
И | |
IV | |
Итого |
Распределение детей по группам здоровья, полу и возрасту (макет групповой таблицы)
Группа здоровья | Пол | Возраст (лет) | Всего | ||
М | Ж | 0-3 | 4-6 | 7-10 | 11-14 |
И | |||||
IV | |||||
Итого |
Распределение детей по группам здоровья, возрасту и полу (макет комбинационной таблицы)
Источник
«Занятие № 1 Тема: Общественное здоровье. Методика изучения общественного здоровья. Организация медико-социального исследования. В результате изучения указанных тем студент должен знать: . »
Тема: Общественное здоровье. Методика изучения общественного здоровья. Организация медико-социального исследования.
В результате изучения указанных тем студент должен знать: основные
термины и понятия общественного здоровья, его социальную обусловленность;
факторы, определяющие общественное здоровье; критерии (показатели) общественного здоровья и их определение; основные определения и понятия медицинской статистики; значение статистического метода при изучении общественного здоровья и организации здравоохранения; порядок и организацию проведения медико-социального исследования (типы медико-социальных исследований, их основные этапы).
Студент должен уметь: дать определение общественного здоровья, определить факторы риска, оказывающие отрицательное влияние на общественное здоровье, оценить их воздействие на состояние здоровья населения; правильно применять статистический метод исследования в научно-практической работе при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи;
составлять программу и план медико-социального исследования по изучению состояния здоровья населения, организации медицинской помощи, анализу действия ЛПУ на основании собственного материала (курсовая работа), строить логическую программу анализа результатов исследования.
Реферат темы I. Общественное здоровье.
Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять 4 уровня:
1) индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека;
2) групповое здоровье — здоровье малых социальных или этнических групп;
3) здоровье населения – административно-территориальная единица;
4) общественное здоровье – здоровье общества, популяции в целом.
Показателями оценки индивидуального здоровья являются:
1) ресурсы здоровья – это возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону;
2) потенциал здоровья – это способность организма адекватно реагировать на воздействия внешних факторов;
3) баланс здоровья – это выражение состояния равновесия между потенциалом здоровья и действующими на него факторами.
Для оценки здоровья населения используются следующие индикаторы (показатели): демографические показатели; заболеваемость; инвалидность; физическое развитие.
Общественное здоровье обусловлено комплексным воздействием на него социальных, биологических и поведенческих факторов риска.
Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода. Факторы риска принято объединятьв следующие группы:
1) социально-экономические (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние);
2) социально-биологические (возраст родителей, пол ребнка, течение перинатального периода и т.д.);
3) экологические и природно-климатические (загрязнение среды обитания, уровень солнечной радиации, среднегодовая температура и т. д.);
4) организационные или медицинские (уровень, качество и доступность медико-социальной помощи и т.д.).
Удельный вес влияния отдельных факторов на заболеваемость распределяется следующим образом. На первом месте находятся условия и образ жизни, которые составляют 50%. Второе и третье место делят генетические факторы и состояние (загрязнение) окружающей внешней среды – по 20%, и на четвртом месте стоит фактор состояния здравоохранения, который составляет 10%.
II. Методика изучения общественного здоровья.
Организация медико-социального исследования.
По данной теме на протяжении всех занятий будет проводиться индивидуальная курсовая работа.
Среди основных понятий медицинской статистики следует выделить такое понятие, как признак. Признаки могут быть факториальными и результативными, причем результативные признаки зависят от факториальных. Говоря о факториальных признаках, необходимо определить ещ одно понятие статистики, как фактор. Фактор – это причина какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или отдельные черты. В зависимости от полноты охвата факториальных и результативных признаков можно выделить четыре типа медико-социальных исследований:
1) изучение влияния одного фактора на один результативный признак (влияние продолжительности естественного вскармливания на индекс здоровья ребнка);
2) изучение влияния комплекса факторов на один результативный признак (влияние условий жизни детей на индекс их здоровья);
3) изучение влияния одного фактора на комплекс результативных признаков (влияние продолжительности естественного вскармливания на показатели физического развития ребнка);
4) изучение влияния комплекса факторов на комплекс результативных признаков (влияние условий жизни ребнка на показатели физического развития).
Принято различать следующие этапы медико-социальных исследований:
1) подготовительный (организационный) этап;
2) сбор информации и формирование базы данных;
3) обработка информации, анализ полученных данных, литературное и графическое изображение;
4) разработка рекомендаций и управленческих решений, внедрение в практику и оценка эффективности.
Подготовительный (организационный) этап.
Этот этап включает в себя разработку программы и рабочего плана исследования.
Программа включает в себя формулировку цели, задач и темы исследования, определение объекта, единиц и объма наблюдения, уточнение терминов и основных понятий, формулировку гипотез, определение методов формирования выборочной совокупности, описание методики сбора, хранения, обработки и анализа информации, порядок проведения пилотного исследования.
Цель определяет предметную область исследования. Целью медикосоциальных исследований может быть разработка мер по улучшению здоровья населения, подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности системы здравоохранения, и т. д.
Для раскрытия поставленной цели необходимо определить задачи исследования. Основных задач может быть от 3 до 6.
Название темы должно соответствовать цели исследования. Тема обычно формируется одним предложением.
Во избежании разночтения некоторых понятий и терминов следует составить глоссарий. Так, ещ несколько лет назад под понятием «детская смертность» определяли смертность детей до одного года, в настоящее время под этим термином понимают смертность детей от 0 до 15 лет, а смертность детей до 1 года получила название «младенческая смертность».
Гипотеза – это предположение, которое в результате исследования может подтвердиться или нет.
Под объектом медико-социального исследования понимают статистическую совокупность, состоящую из относительно однородных отдельных явлений или предметов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.
Единица наблюдения (единица счта) – это первичный элемент статистической совокупности, наделнный всеми признаками, подлежащими изучению.
Разработка рабочего плана – это следующий важнейший этап подготовки исследования. Рабочий план включает в себя: порядок подбора, обучения и организации работы непосредственных исполнителей; определение необходимого объма и видов ресурсного обеспечения (кадры, финансы, материальнотехнические, информационные ресурсы и др.); определение сроков и ответственных за отдельные этапы исследования.
Важное место на подготовительном этапе занимает пилотное исследование (пилотаж). При этом на небольшом статистическом материале проверяются все предстоящие этапы работы. В зависимости от результатов анализа полученных при пилотаже данных производится корректировка методики сбора и отбора статистической информации и обработки данных.
Для того, чтобы получить достоверные (репрезентативные) данные генеральной совокупности необходимо определить методику формирования статистической совокупности, т. е. методику отбора единиц наблюдения.
В зависимости от степени охвата исследования принято различать сплошное и несплошное статистическое наблюдение. При сплошном исследовании охватываются все единицы наблюдения, т. е. вся генеральная совокупность.
Несплошное наблюдение бывает нескольких видов:
1) монографическое описание;
2) метод основного массива;
3) выборочное исследование: случайная выборка; механическая выборка;
типическая (типологическая) выборка; серийная выборка; многоступенчатого отбора; направленного отбора; когортный метод; метод «копи-пара».
Монографическое исследование – тщательное и глубокое изучение одного человека, одного учреждения, одного района и т. д.
Метод основного массива охватывает большую часть единиц изучаемого объекта исследования. Так, при изучении здоровья детей, родители которых работают на текстильных комбинатах, отбираются только крупные комбинаты, исключив мелкие.
Выборочный метод позволяет распространить результаты, полученные на части единиц наблюдения на всю генеральную совокупность. Для этого выборка должна быть репрезентативной (представительной). Для расчта репрезентативности, т. е. определения необходимого числа наблюдений используются специальные формулы, которые основываются на теории вероятности и носят вероятностный характер.
Репрезентативность выборки зависит не только от е численности, но и от способа формирования выборочной совокупности, т. е. от способа отбора единиц наблюдения.
Случайная выборка – формируется путм отбора единиц наугад (например, отбираются все дети, фамилии которых начинаются на букву «К»).
Механическая выборка – формируется с помощью механического (арифметического) отбора единиц наблюдения (например, каждый пятый ребнок).
Типическая (типологическая) выборка – при этом вся генеральная совокупность делится на типы с последующим отбором единиц наблюдения из каждой типической группы. Например, исследуемая группа разбивается по полу, возрасту, профессии, образованию и т. д., а затем из каждой подгруппы отбирается необходимое число единиц наблюдения.
Серийная выборка – при этом отбираются не отдельные единицы наблюдения, а целые группы, серии, в состав которых входят организованные определнным образом единицы наблюдения. Например, отдельные детские больницы, детские сады или районы города.
Метод многоступенчатого отбора, который характеризуется этапностью.
Например, на первом этапе по краткой программе изучаются все работающие в учреждении. На втором этапе, по более полной программе среди них изучаются только женщины. На третьем этапе по ещ более расширенной программе изучаются женщины, имеющие детей-инвалидов.
Метод направленного отбора позволяет выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных. Например, при изучении влияния стажа работающих на травматизм, отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного уровня образования.
Когортный метод. Под когортой понимают совокупность людей, переживших одно и то же демографическое явление в течение одного и того же года. Например, при изучении вопросов рождаемости формируют когорту по признаку единого срока рождения.
Метод «копи-пара» — это подбор для каждой единицы наблюдения исследуемой группы «копи-пары» по одному или нескольким признакам (по полу, возрасту, массе тела при рождении и т. д.).
Методы сбора статистической информации.
Программа медико-социального исследования, как правило, включает 2 раздела:
1) характеристика состояния здоровья населения;
2) характеристика условий и образа жизни изучаемой группы.
Информацию о состоянии здоровья можно получить из трх источников:
данные официальной статистики государственных учреждений и организаций;
выкопировка данных из первичной медицинской документации; непосредственное наблюдение (осмотр).
Для получения информации об условиях и образе жизни используются: анкетирование (заочный опрос); интервьюирование (очный опрос); комбинация этих методов (анкета-интервью); метод наблюдения; экспедиционномонографический метод (с параллельным изучением местных особенностей типичного объекта); бюджетный метод и т. д.
Для проведения опроса необходимо составить анкету, которая включает основные смысловые разделы: вводная часть, социально-демографическая часть («паспортичка») и основная часть.
Вводная часть анкеты представляет собой обращение к опрашиваемому, где разъясняется цель опроса и каким образом в дальнейшем будут использованы его результаты, а также гарантируется анонимность ответов.
Социально-демографическая часть анкеты «паспортичка» отражает пол, возраст, социальное положение, образование, профессию и т. д.
Основная часть анкеты включает в себя собственно вопросы, в которых постепенно раскрывается содержание изучаемой темы.
Методика составления макетов таблиц.
В таблицах, как в предложениях, различают подлежащее (т. е. главное, о чм говорится в таблице) и сказуемое (т. е. то, что характеризует подлежащее).
Кроме того, таблица должна иметь заглавие и итоговые строчки, как по горизонтали, так и по вертикали.
Различают следующие виды таблиц: простые и сложные. Сложные таблицы в свою очередь подразделяются на групповые и комбинационные.
Простая таблица представляет собой итоговую сводку данных лишь по одному признаку (см. табл. 1). В групповой таблице отражена взаимосвязь двух признаков (подлежащего и сказуемого), причм, сказуемых может быть несколько (см. табл. 2). В комбинационной таблице отражается взаимосвязь трх и более признаков (см. табл.3).
Решение типовой задачи Для разработки комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья детей у многодетных семей, запланировано проведение специального исследования в N-ской области, где проживает 3 млн. человек. Будут отобраны все дети из многодетных семей по состоянию на 1.01.2005 г. в качестве контрольной группы, на каждого такого ребнка, будет подобран ребнок такого же пола и возраста из семей, имеющих менее трх детей.
Из «истории развития ребнка» будут выбраны сведения об обращаемости в поликлинику за последний год детей основной и контрольной групп.
С целью изучения патологической поражнности будет проведн профилактический осмотр детей основной и контрольной групп.
С целью изучения условий и образа жизни многодетных семей предполагается, что все родители основной и контрольной групп заполнят специально разработанные анкеты, отражающие материально-бытовую обеспеченность, гигиеническое воспитание, медицинскую активность родителей, социальный статус родителей и психологический климат в семье, состояние здоровья и вредные привычки родителей и т.д.
В результате изучения данных официальной статистики будет представлена демографическая характеристика области.
Алгоритм решения задачи Тема: Медико-социальная характеристика здоровья детей из многодетных семей, проживающих в N-ской области.
Цель исследования: На основании комплексного изучения показателей здоровья детей из многодетных семей, а также факторов риска, разработать мероприятия по улучшению этих показателей.
Задачи исследования:
1. Оценить состояние здоровья детей из многодетных семей в сельской местности.
2. Изучить условия и образ жизни многодетных семей.
3. Выявить факторы риска, влияющие на здоровье детей из многодетных семей.
4. Осуществить научное обоснование комплекса мероприятий, направленных на улучшение здоровья этого контингента.
Объект исследования: Многодетные семьи, проживающие в N-ской области.
Единица наблюдения: Один ребнок из многодетной семьи, проживающий в N-ской области на 1.01.05 г.
База исследования: Детские поликлиники N-ской области.
Методы отбора единиц наблюдения
— сплошное — механическая выборка
— многоступенчатого отбора — метод «копи-пара»
Способы сбора статистической информации:
— данные официальной статистики
— выкопировка данных из первичной медицинской документации
— социологический опрос (анкетирование)
— непосредственное наблюдение (осмотр)
Программа исследования:
1. Сбор данных официальной статистики.
2. Сбор данных из первичной медицинской документации («История развития ребнка»).
3. Медико-социальное обследование многодетных семей и контрольной группы.
4. Профилактический осмотр детей из многодетных семей и детей контрольной группы.
I. Сведения о ребнке:
1. Ф.И.О. 4. Группа здоровья
2. Пол 5. Сколько раз за последний год посещал поликлинику
3. Возраст 6. Наличие хронического заболевания
II. Сведения о матери:
1. Возраст 6. Курение
2. Социальное положение 7. Употребление алкоголя
3. Семейное положение 8. Употребление наркотиков
4. Характеристика жилплощади 9. Диагноз
5. Материальное положение 10. Число абортов в анамнезе Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию общественного здоровья.
2. Дайте определение понятию здоровье населения.
3. Дайте определение понятию баланс здоровья.
4. Назовите факторы, определяющие общественное здоровье.
5. Назовите этапы медико-социального исследования.
6. Дайте определение единице статистического наблюдения.
7. Назовите методы несплошного медико-социального исследования.
8. Назовите основные способы сбора статистической информации.
9. Назовите виды статистических таблиц.
10. Назовите отличие групповой и комбинационной таблиц.
Список рекомендуемой литературы
1. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение – Санкт-Петербург, ООО Издательство «Петрополис», 2000. Стр.12-16;164-182.
2. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К., Лучкевич В.С. Социальная медицина и организация здравоохранения / Руководство для студентов, клинических ординаторов и аспирантов: в 2-х томах./ Т. 1. СПб – 1998. Стр. 42Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1. Общественное здоровье. – М.: «Медицина»; 2003.
4. Сборник ситуационных задач по общественному здоровью и здравоохранению. Под ред. Проф. В.К.Юрьева – СПб: издание ГПМА,2001.
5. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. Для студ. / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова – М.: МЕД пресс-информ,2002, с.37-38, 76-84.
Здоровье населения и методы его изучения. В.К. Юрьев. Учебное 6.
пособие. ППМИ, СПб. 1993. 192 с. Стр. 3 – 5, 89 – 108.
Занятие № 2 Тема: Абсолютные и относительные величины, способы их графического изображения. Демография. Понятие статики и динамики населения. Естественное движение населения. Материнская смертность. Средняя продолжительность предстоящей жизни.
В результате изучения указанных тем студент должен знать: определение и значение абсолютных и относительных величин, методику их расчета, и способы их графического отображения; определение медицинской демографии, ее основные показатели и разделы, источники медико-демографической информации, ее значение для работы органов здравоохранения, основные тенденции медико-демографических процессов в России и за рубежом, факторы, их определяющие; определение средней продолжительности предстоящей жизни, показатели средней продолжительности предстоящей жизни, основные тенденции показателя в России; определение материнской смертности, показатель материнской смертности, способ расчета материнской смертности.
Студент должен уметь: рассчитывать относительные величины и графически их отображать; рассчитать и анализировать основные медикодемографические показатели; использовать полученную медикодемографическую информацию при анализе общественного здоровья, оценке деятельности ЛПУ, планировании медицинской помощи; дать определение средней продолжительности предстоящей жизни; рассчитывать и анализировать показатели средней продолжительности предстоящей жизни; рассчитывать показатели материнской смертности: общую, от отдельных причин и структуру материнской смертности; применять полученную информация для характеристики здоровья населения, оценки качества оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Реферат темы I. Абсолютные и относительные величины, их значение и виды.
Абсолютные величины в медицинской статистике употребляют:
1) для характеристики абсолютных размеров явления в целом (показывают массовость явления);
2) для характеристики редко встречающихся явлений (показывают единичность явления).
Однако в значительной части случаев абсолютные числа оказываются малопригодными для сравнения их с другими величинами, характеризующими исследуемое либо аналогичное ему явление.
Относительные величины используются для характеристики закономерностей распределения признаков в статистической совокупности, а также для сравнения в ходе статистического анализа нескольких совокупностей. Наиболее часто используются следующие виды статистических величин:
1) экстенсивные коэффициенты; 3) коэффициенты соотношения;
2) интенсивные коэффициенты; 4) коэффициенты наглядности.
Экстенсивные коэффициенты (показатели распределения, структуры, удельного веса) характеризуют отношение части к целому или распределение целого на части, т.е. определяют долю (удельный вес, процент) части от целого, принятого за 100%. Таким образом, экстенсивные показатели характеризуют распределение (обычно в процентах) явлений внутри совокупности и используются для характеристики ее структуры.
часть явления экстенсивный показатель 100% целое явление Интенсивные коэффициенты характеризуют частоту, уровень, распространенность (в процентах, промилле, продецимилле и т.д.) явления в той среде, в которой оно происходит за определенный период времени.
численност ь явления интенсивный показатель основание показателя численност ь среды В качестве основания показателя используется любое «круглое» число – 100, 1000, 10000 и т.д. в зависимости от размера явления, принятых стандартов, желания исследователя. Соответственно результат получается в процентах, промилле, продецимилле и т.д.
Явление представляет собой как бы продукт «среды» (больные – среда, умершие из их числа – явление).
В качестве среды в медико-социальных исследованиях обычно выступает население.
В практической деятельности врача интенсивные коэффициенты используются для изучения здоровья обслуживаемого населения: заболеваемости, инвалидности, медико-демографических процессов и т.п.
Коэффициенты соотношения характеризуют численное соотношение двух не связанных между собой совокупностей, сопоставляемых только логически, по их содержанию. По методике вычисления коэффициенты соотношения сходны с интенсивными коэффициентами, хотя они различны по существу.
явление 100 (1000, 10000, 100000) показатель соотношения среда, не являющаяся основанием для возникновения данног о явления Коэффициенты наглядности применяются с целью более наглядного и доступного сравнения рядов абсолютных, относительных и средних величин.
Они не имеют какого-либо качественного содержания, а представляют собой технический прием преобразования цифровых показателей. Показатели наглядности указывают, на сколько процентов или во сколько раз произошло увеличение или уменьшение сравниваемых величин.
При вычислении коэффициентов наглядности одна из сравниваемых величин приравнивается к 100%, а остальные величины с помощью обычной пропорции пересчитываются в коэффициенты по отношению к этому числу (изменение величины произошло на столько-то процентов). Чаще всего за 100% принимается первая исходная величина ряда, однако это необязательно, и за 100% может быть взята величина из середины или конца ряда или его средняя величина.
Показатель наглядности выражается также и кратным числом (во сколько раз произошло изменение величины).
Решение типовой задачи В городе N в 2005 году проживало 900000 жителей. В течение 2005 года было зарегистрировано 486540 случаев инфекционных заболеваний. Из них:
446644 случаев вирусного гриппа, 6811 – гепатита А, 7785 – острой дизентерии, 25300 – прочих. Городская инфекционная больница в 2005 году насчитывала 2000 коек. В 2004 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 530 случаев на 1000 населения.
Определите:
1) частоту инфекционных заболеваний;
2) структуру инфекционных заболеваний;
3) динамику инфекционной заболеваемости;
4) обеспеченность населения инфекционными койками;
5) указать вид показателей, дать им оценку.
Алгоритм решения задачи
1. Вычисление частоты инфекционных заболеваний:
численност ь явления интенсивный показатель основание показателя численност ь среды 1000 540,6 ‰ (интенсивный показачастота инфекционных заболеваний тель)
2. Вычисление структуры инфекционных заболеваний:
100% – все зарегистрированные случаи инфекционных заболеваний Х1% — число случаев вирусного гриппа Х2% — число случаев гепатита А Х3% — число случаев острой дизентерии Х4% — прочие случаи инфекционных заболеваний
3. Определение динамики инфекционной заболеваемости с помощью показателя наглядности:
в 2004 году инфекционная заболеваемость составила 530‰, а в 2005 году – 540,6‰ 540,6 1 способ расчета: 1,02
Вывод: инфекционная заболеваемость в 2005 г. повысилась на 2% по сравнению с 2004 г.
4. Вычисление обеспеченности населения инфекционными койками с помощью коэффициента соотношения:
явление 100 (1000, 10000, 100000) показатель соотношения среда, не являющаяся основанием для возникновения данног о явления число коек 2000 1000 2,2 ‰ обеспеченн ость койками 1000 численност ь населения 900000 Типовые задачи Задача № 1. В городе N в 2004 году проживало 800 000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 386 540 случаев инфекционных заболеваний. Из них: 346 644 случаев вирусного гриппа, 6 501 — гепатита А, 6 325 — острой дизентерии, 27 070 — прочих. Городская инфекционная больница в 2004 году насчитывала 1 500 коек. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 526 случаев на 1000 населения.
Задача № 2. В городе N в 2004 году проживало 1 200 000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 512 400 случаев инфекционных заболеваний. Из них; 427 512 случаев вирусного гриппа, 7 210 — гепатита А, 6 212 — острой дизентерии, 71 466 — прочих. Городская инфекционная больница в 2004 году насчитывала 2 500 коек. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 417 случаев на 1000 населения.
Задача № 3. В городе N в 2004 году проживало 750 000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 438 650 случаев инфекционных заболеваний. Из них: 404 664 случаев вирусного гриппа, 8 011 — гепатита А, 2 775 — острой дизентерии, 23 200 — прочих. Городская инфекционная больница в 2004 году насчитывала 1 700 коек. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 519 случаев на 1000 населения.
Задача № 4. В городе N в 2004 году проживало 900000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 476 200 случаев инфекционных заболеваний.
Из них: 426 605 случаев вирусного гриппа, 5 810 — гепатита А, 8 785 — острой дизентерии, 35 000 — прочих. Городская инфекционная больница в 2004 году насчитывала 2 000 коек. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 534 случаев на 1000 населения.
Задача № 5. В городе N в 2004 году проживало 1 900 000 жителей. В течение 2004 года было зарегистрировано 748 540 случаев инфекционных заболеваний. Из них: 644 664 случаев вирусного гриппа, 12 681 — гепатита А, 17 785 острой дизентерии, 73 410 — прочих. Городская инфекционная больница в 2004 году насчитывала 3 000 коек. В 2003 году заболеваемость инфекционными заболеваниями составила 612 случаев на 1000 населения.
Задание к задачам:
Определите:
1) частоту инфекционных заболеваний;
2) структуру инфекционных заболеваний;
3) динамику инфекционной заболеваемости;
4) обеспеченность населения инфекционными койками;
5) указать вид показателей, дать им оценку.
II. Основные типы графических изображений и правила их построения.
Для наглядного представления и исследования статистической совокупности широко применяются графические методы представления результатов. статистическим графиком называют чертеж, на котором статистические данные изображены с помощью точек, линий, геометрических фигур, а также иных символов (графических образов).
Целью построения статистических графиков является, в первую очередь, представление информации в зрительно ощутимой, наглядной, выразительной и легко воспринимаемой форме.
Основными атрибутами статистического графика являются: поле графика, заголовок и экспликация графика, графический образ, пространственные ориентиры, масштаб.
Различают следующие основные типы графических изображений: диаграммы, картограммы, картодиаграммы. Самым распространенным из них является диаграмма – изображение на чертеже статистических данных посредством геометрических объектов либо символов. Выделяют следующие виды диаграмм: линейные (в том числе и радиальные), плоскостные (столбиковые, секторные, внутристолбиковые), объемные и фигурные.
Линейная диаграмма (отдельные точки, соединенные отрезками прямой) показывают динамику развития какого-либо процесса. Нанесение разных показателей на один график позволяет также сравнить в динамике связь между этими показателями.
Например, динамика показателя общей смертности в России (в ‰):
Радиальная диаграмма используется для наглядного сопоставления различных значений статистической совокупности, изменяющихся во времени.
Начальной точкой отсчета служит точка начала координат, из которой через определенный угол выходят лучи. На этих лучах последовательно откладываются отрезки, прямо пропорциональные имеющимся статистическим значениям.
Например, заболеваемость гриппом и ОРВИ в 2000 г.: в I квартале во II квартале — 1342‰, в III квартале — 598‰, в IV квартале — 996‰.
Заболеваемость гриппом и ОРВИ в 2000 г.
Столбиковая диаграмма представляет некоторое дискретное множество значений аргумента, каждое из которых фиксируется на оси абсцисс. Представляют в виде прямоугольника, высота которого и является численным значение показателя, указанным на оси ординат.
Например, показатели смертности населения в зарубежных странах на 1995 год:
Показатели смертности в зарубежных странах в 1995 году Смертность, в промилле 10,5 9,5 8,5
Секторная диаграмма используется при изучении статистической совокупности, разбитой за отдельные подмножества. В такой диаграмме мерой признака является площадь: вся статистическая совокупность – площадь круга.
Весь круг представлен в виде отдельных секторов, площадь каждого из которых представляет соответствующую долю всей совокупности. Обычно эти составляющие доли выражены в процентах, весь круг составляет 100%.
Например, структура профессиональной заболеваемости в 2000 г.: заболевания органов дыхания (1) – 37%, заболевания опорно-двигательной системы (2) – 20%, вибрационная болезнь (3) – 18%, болезни уха и сосцевидного отростка (4) – 18%, инфекционные и паразитарные болезни (5) – 7%.
Структура профессиональной заболеваемости в 2000 г.
7% 18% 37% 100% 18% 20% Внутристолбиковая диаграмма строится аналогично секторной, только за 100% принимается столбик, в котором обозначены составляющие его доли.
Структура профессиональной заболеваемости в 2000 г.
37% Фигурная диаграмма изображается в виде объектов окружающего мира (в виде людей, машин, коек и т.д.). Значение показателя выражается размером фигур или их количеством.
карта разбивается на участки с нанесение штриховки разного вида или интенсивности (фоновая картограмма).
Картодиаграмма – это карта, на которой статистические показатели на отдельных территориях проставлены в виде диаграмм (столбиковой, круговой и т.д.).
Демография – наука о населении.
Медицинская демография – это наука, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с медико-социальными факторами и разрабатывающая на этой основе меры медицинского, социального, организационного характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшения здоровья населения.
Статистическое изучение народонаселения ведется в двух основных направлениях:
1. Статика населения – изучает численный состав населения на определенный момент времени.
2. Динамика населения – изучает движение и изменение количества населения.
Статика населения обычно анализируется по ряду основных признаков:
пол, возраст, социальные группы, профессия и занятие, семейное положение, национальность, язык, культурный уровень, грамотность, образование, место жительства, географическое размещение, плотность населения и т.д.
Основным и наиболее достоверным источником сведений о численном составе населения служат регулярно проводимые переписи населения. В России проводились переписи в 1920, 1926, 1937, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 годах.
Основными особенностями современных переписей является:
1) всеобщность и единая для всего населения программа;
3) непосредственное получение сведений от респондента;
4) личный опрос счетчиками каждого взрослого у него на дому;
5) строгое соблюдение тайны переписи.
На основании расчета удельного веса лиц в возрасте 0 – 14, 15 – 49, 50 лет и старше определяется возрастной тип населения. По возрастному составу различают прогрессивный (доля детей в возрасте 0 – 14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше), регрессивный (доля лиц 50 лет и старше превышает долю детского населения) и стационарный (доля детей равна доле лиц в возрасте 50 лет и старше) типы населения.
Динамика населения. Изменение численности населения может происходить в результате механического движения, а также состав населения меняется в результате естественного движения.
Механическое движение населения происходит в результате миграционных процессов. Миграция подразделяется на безвозвратную, т.е. со сменой постоянного места жительства; временную – переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок; сезонную – перемещение в определенные периоды года; маятниковую – регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта. Кроме того, различают внешнюю миграцию, т.е.
миграцию за пределы своей страны (эмиграция – выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства или длительный срок и иммиграция – въезд граждан из другой страны в данную), и внутреннюю – перемещение внутри страны (межрайонные, переселение жителей из села в город — урбанизация).
Для оценки миграционных процессов рассчитывается ряд показателей:
число лиц, въехавших (выехавших ) на административную территорию число прибывших (выбывших ) на 1000 1000 среднегодовая численност ь населения численност ь населения в данном г оду численност ь населения в предыдущем г оду среднег одовая численност ь населения Миграционный прирост может рассчитывается как в абсолютных, так и относительных величинах:
миграционный прирост коэффициент эффективности миграции сумма прибывших и выбывших Естественное движение населения происходит в результате рождаемости и смертности. Характеризуется рядом статистических показателей, среди которых основными являются: рождаемость, смертность, естественный прирост (противоестественная убыль) населения. Кроме того, основные показатели естественного движения дополняются уточняющими показателями: плодовитость, материнская смертность, детская смертность, перинатальная смертность, структура смертности по причинам и т.д.
Рождаемость – процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства (зачатие, оплодотворение, вынашивание плода).
общее число родившихся за год живыми общий коэффициент рождаемости 1000 среднегодовая численност ь населения Более точные характеристики рождаемости получают путем исчисления специальных показателей – коэффициентов плодовитости (общего и повозрастного).
Показатель средней продолжительности предстоящей жизни рассчитывается на основе повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности (или дожития). Таблицы смертности (дожития) рассчитываются по косвенному методу и показывают как бы порядок последовательного вымирания гипотетической совокупности лиц, одновременно родившихся.
Материнская смертность относится к демографическим показателям, уточняющим общий коэффициент смертности. Из-за невысокого уровня она не оказывает заметного влияния на демографическую ситуацию, однако в полной мере отражает состояние системы охраны материнства и детства в регионе.
По определению ВОЗ, материнская смертность – это обусловленная беременностью, независимо от продолжительности и локализации, смерть женщины, наступившая в период беременности или в течение 42 дней после ее окончания от какой-либо причины, связанной с беременностью, отягощенной ею или ее ведением, но не от несчастного случая или случайно возникшей причины.
Случаи материнской смертности подразделяют на две группы:
1) смерть, непосредственно связанная с акушерскими причинами;
2) смерть, косвенно связанная с акушерскими причинами Основными причинами материнской смертности остаются аборты, кровотечения, токсикозы, внематочная беременность.
число умерших беременных (с начала беременности), рожениц, родильниц, в течение 42 дней после прекращения беременности материнская смертность 100000 число живорожден ных Важное значение для анализа материнской смертности имеет анализ ее структуры.
общее число женщин, умерших во время 100% беременности, родов, 42 дней после родов
Поздняя материнская смертность – смерть женщины от непосредственной акушерской причины или причины, косвенно связанной с беременностью, наступившая в период, превышающий 42 дня после родов, но менее чем через год после родов.
Смерть, связанная с беременностью – определяется как смерть женщины, наступившая в период беременности или в течение 42 дней после родов независимо от причины смерти.
Решение типовой задачи В городе N в 2004 году численность населения составила 3 000 000 человек, а в 2003 году – 2 990 000. Число прибывших в данном году равнялось 126 000 человек, число выбывших – 105 000 человек.
В 2004 году родилось живыми 40 120 детей. Из них у женщин 20 – 24 лет родилось 5 600 детей. Среди всего населения женщины фертильного возраста составили 520 000 человек, в том числе в возрасте 20 – 24 года – 75 000.
Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин – 35 280 человек, в том числе от болезней системы кровообращения – 12 000, от новообразований – 7 000, от травм и отравлений – 8 000, от болезней органов дыхания
– 6 300, от прочих причин – 1 980.
Страдало болезнями системы кровообращения – 416 000 человек.
В том же году умерло: беременных женщин – 46, рожениц – 26, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности – 30, из умерших женщин скончались от следующих причин: аборты — 21, акушерские кровотечения — 16, сепсис — 8, другие осложнения беременности, родов, послеродового периода Рассчитайте:
1) миграционный прирост и коэффициент миграции в 2004 году;
2) коэффициенты рождаемости, общей плодовитости, плодовитости женщин 20 – 24 лет, удельный вес последних в повозрастной структуре фертильности;
3) общую смертность, смертность от отдельных причин, этиологическую структуру смертности, летальность от болезней системы кровообращения;
4) естественный прирост населения в 2004 году;
5) показатель материнской смертности;
6) этиологическую структуру материнской смертности;
7) материнскую смертность от отдельных причин.
Алгоритм решения задачи
1. Вычисление миграционного прироста населения:
численност ь населения в данном году численност ь населения в предыдущем году среднегодовая численност ь населения
6. Вычисление удельного веса женщин 20-24 лет в повозрастной структуре фертильности:
число женщин фертильного возраста 100% число женщин в возрасте 20 24 лет X 520000 – 100% 75000 – Х Х 14,4%
9. Вычисление этиологической структуры смертности:
100% – все умершие за год Х1% — умерло от болезней ССС Х2% — умерло от новообразований Х3% — умерло от травм и отравлений Х4% — умерло от болезней органов дыхания Х5% — умерло от прочих причин 100% — 35280 Х1% — 12000 Х1 34,0% 100% — 35280 Х2% — 7000 Х2 19,8% 100% — 35280 Х3% — 8000 Х3 22,6% 100% — 35280 Х4% — 6300 Х4 17,8% 100% — 35280 Х5% — 1980 Х5 5,6%
Х1% — 21 Х 3% — 8 Х1 21,4% Х3 8,2% 100% — 98 100% — 98 Х2% — 16 Х4% — 53 Х2 16,3% Х4 54,1%
Типовые задачи Задача № 1. В городе N в 2004 году численность населения составила 2 000 000 человек, а в 2003 году – 1 990 000. Число прибывших в данном году равнялось 86 000 человек, число выбывших – 73 000 человек.
В 2004 году родилось живыми 46 100 детей. Из них у женщин 20 — 24 лет родилось 5 650 детей. Среди всего населения женщины фертильного возраста составили 529 000 человек, в том числе в возрасте 20 — 24 года — 78 000.
Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин — 34 200 человек, в том числе от болезней системы кровообращения — 11 800, от новообразований — 6 900, от травм и отравлений — 7 400, от болезней органов дыхания от прочих причин — 2 150.
Страдало болезнями системы кровообращения — 410 200 человек.
В том же году умерло; беременных женщин — 47, рожениц — 27, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности — 31. из умерших женщин скончались от следующих причин; аборты — 22, акушерские кровотечения — 16, сепсис — 9, другие осложнения беременности, родов, послеродового периода Задача № 2. В городе N в 2004 году численность населения составила 2 750 000 человек, а в 2003 году – 2 660 000. Число прибывших в данном году равнялось 120 000 человек, число выбывших – 95 000 человек.
В 2004 году родилось живыми 41 120 детей. Из них у женщин 20 — 24 лет родилось 5 700 детей. Среди всего населения женщины фертильного возраста составили 510 000 человек, в том числе в возрасте 20 — 24 года — 73 000.
Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин — 35 280 человек, в том числе от болезней системы кровообращения — 12 000, от новообразований — 7 000, от травм и отравлений — 8 000, от болезней органов дыхания от прочих причин — 1 980.
Страдало болезнями системы кровообращения — 419 000 человек.
В том же году умерло: беременных женщин — 48, рожениц — 28, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности — 32. из умерших женщин скончались от следующих причин: аборты — 23, акушерские кровотечения — 18, сепсис — 10, другие осложнения беременности, родов, послеродового периода Задача № 3. В городе N в 2004 году численность населения составила 3 200 000 человек, а в 2003 году – 3 050 000. Число прибывших в данном году равнялось 150 000 человек, число выбывших – 127 000 человек.
В 2004 году родилось живыми 42 100 детей. Из них у женщин 20 — 24 лет родилось 5 800 детей. Среди всего населения женщины фертильного возраста составили 620 000 человек, в том числе в возрасте 20 — 24 года — 85 000.
Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин — 35 280 человек, в том числе от болезней системы кровообращения — 11 000, от новообразований — 6 000, от травм и отравлений — 8 000, от болезней органов дыхания от прочих причин — 3 980.
Страдало болезнями системы кровообращения — 405 000 человек.
В том же году умерло: беременных женщин — 45, рожениц — 25, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности — 29. из умерших женщин скончались от следующих причин: аборты — 20, акушерские кровотечения — 15, сепсис — 7, другие осложнения беременности, родов, послеродового периода Задача № 4. В городе N в 2004 году численность населения составила 3 460 000 человек, а в 2003 году – 2 860 000. Число прибывших в данном году равнялось 173 000 человек, число выбывших – 125 000 человек.
В 2004 году родилось живыми 39 150 детей. Из них у женщин 20 — 24 лет родилось 6 675 детей. Среди всего населения женщины фертильного возраста составили 498 000 человек, в том числе в возрасте 20 — 24 года — 67 500.
Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин — 32 200 человек, в том числе от болезней системы кровообращения — 12 500, от новообразований — 6 060, от травм и отравлений — 8 050, от болезней органов дыхания от прочих причин — 1 270.
Страдало болезнями системы кровообращения — 446 000 человек.
В том же году умерло: беременных женщин — 49, рожениц — 29, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности — 33. из умерших женщин скончались от следующих причин: аборты — 24, акушерские кровотечения — 19, сепсис -11, другие осложнения беременности, родов, послеродового периода Задача № 5. В городе N в 2004 году численность населения составила 2 450 000 человек, а в 2003 году – 2 220 000. Число прибывших в данном году равнялось 106 000 человек, число выбывших – 75 000 человек.
В 2004 году родилось живыми 140 012 детей. Из них у женщин 20 — 24 лет родилось 15 800 детей. Среди всего населения женщины фертильного возраста составили 1 540 000 человек, в том числе в возрасте 20 — 24 года — 165 000.
Среди всего населения в 2004 году умерло от различных причин — 135 300 человек, в том числе от болезней системы кровообращения — 53 000, от новообразований — 17 000, от травм и отравлений — 18 000, от болезней органов дыхания — 16 300, от прочих причин — 31 000.
Страдало болезнями системы кровообращения — 841 000 человек.
В том же году умерло: беременных женщин — 51, рожениц — 31, родильниц в течение 42 дней после прекращения беременности — 35. из умерших женщин скончались от следующих причин: аборты — 26, акушерские кровотечения — 31, сепсис — 13, другие осложнения беременности, родов, послеродового периода Задание к задачам:
Рассчитайте:
1) миграционный прирост и коэффициент миграции в 2004 году;
2) коэффициенты рождаемости, общей плодовитости, плодовитости женщин 20 – 24 лет, удельный вес их в повозрастной структуре фертильности;
3) общую смертность, смертность от отдельных причин, этиологическую структуру смертности, летальность от болезней системы кровообращения;
4) естественный прирост населения в 2004 году;
5) показатель материнской смертности;
6) этиологическую структуру материнской смертности;
7) материнскую смертность от отдельных причин.
1. Чем отличаются абсолютные и относительные величины?
2. Какие виды относительных величин Вы знаете и способы их расчета?
3. Как графически изображаются относительные величины?
4. Чем занимается статика населения?
5. Каковы основные понятия механического движения населения?
6. Назовите показатели естественного движения населения.
7. Назовите показатели, уточняющие показатель смертности населения.
8. Сколько было проведено всеобщих переписей населения в России с начала XX века по настоящее время?
9. Дайте определение материнской смертности.
10. Назовите причины материнской смертности.
11. Как рассчитывается показатель материнской смертности?
12. Назовите две группы случаев материнской смертности.
13. Дайте определение поздней материнской смертности.
«УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» АЮ еждения образования,ий государственный й университет» ессор В.А.Снежицкий 3 2015 г. \ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ для руководителей и сотрудников оздоровительных центров, домов и баз отдыха, агроусадьб и других туристических и оздоровительных организаций Гродно, 2015 Разработчики программы: Л.А. Пирогова, заведующий кафедрой медицинской реабилитации учреждения образования. »
«Государственное Основная образовательная бюджетное образовательное учреждение программа высшего профессионального образования направления подготовки «Волгоградский государственный медицинский 080200 «Менеджмент» -1университет» Министерства здравоохранения Учебно-методический Российской Федерации комплекс дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Кафедра истории и культурологии «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой истории и культурологии, д. филос. н., профессор И.А. Петрова Протокол № от «»20года Методические. »
«Оказание медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в рамках реализации плана мероприятий по проведению в 2015 году в Волгоградской области года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями Иваненко Виталий Владимирович главный врач ГБУЗ «ВОККЦ», главный специалист – кардиолог комитета здравоохранения Волгоградской области, кандидат медицинских наук Нормативная база • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1727-р «Об утверждении плана реализации государственной. »
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пятигорский медицинский колледж» министерства здравоохранения Ставропольского края по специальности 060301 Фармация по программе базовой подготовки Квалификация: фармацевт Форма обучения очная Нормативный срок обучения 3 года 10 мес. на базе основного общего образования. »
«ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «СПИД Фонд Восток-Запад» А. В. Датий ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Курс лекций для начального профессионального обучения рядового, младшего и среднего начсостава Выпуск 5 Москва – 2005 УДК 613.0(075) ББК 51.1(2)2+51.9+52.63я73 Д20 Рецензенты: Жолус Б. И. – заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор (НИИ ФСИН России); Рябов С. А. – врач-организатор (ГЦГСЭН. »
«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой, д.м.н. Декан факультета фармации и медицинской биологии _Буюклинская О.В. Буюклинская О.В. «_1_»_092014 г. «1_»_09_2014 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По дисциплине: Биотехнология По направлению подготовки: 060301. »
«Л.С. КАПИТУЛА ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК Минск МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ К АФ ЕДРА ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА Л.С. КАПИТУЛА ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для иностранных студентов медицинских высших учебных заведений Минск БГМУ УДК 807.1 : 61(075.8) ББК 81.2 Латин. я К Ре ц е н з е н ты : зав. каф. классической филологии Белорусского государственного университета, канд. филол. »
«УТВЕРЖДЕНО приказом ректора № 573 от 01.10.2014 Программа развития государственного бюджетного образовательного учреждения «Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2018 годы. Раздел 1. Паспорт программы развития 1 Название программы Программа развития государственного бюджетного образовательного учреждения «Воронежская государственная медицинская академии имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения. »
«Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 31.02.05 СТОМАТОЛОГИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ Организация – разработчик: Медицинский колледж (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО»Разработчик: Гусев Дмитрий Васильевич Преподаватель специалист Д.В. Гусев Программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании ОМК (Протокол № от _) Зам. директора по учебной. »
«МИНЗДРАВ РОССИИ государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОТЕХНОЛОГИЯ И БИОИНЖЕНЕРИЯ» Направление подготовки (специальность) 30.05.01 «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ» Форма обучения – ОЧНАЯ Срок освоения ООП – 6 ЛЕТ Кафедра – ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ХАБАРОВСК, 2014 При. »
«Профессор Петров Б. А. ИТОГИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КИРОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ЗА ПЕРИОД 1999-2003 Г.Г. Кировская государственная медицинская академия В течение 1999–2003 г.г. научно-исследовательская работа в КГМА проводилась по приоритетным направлениям в области медико-биологических наук, как в рамках программ международного, федерального и регионального уровней, так и по инициативным планам академии. а) Отраслевые (Министерство здравоохранения РФ) программы: 7. »
«Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Дагестанская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Утверждено ^ лг ?ОССии : И.о. ректора ДГМА, Я-‘ Профессор Д.Р.Ахмедов III* : ^ 1о-„ I V » 11| Н^ «® Л ‘. V й ^ V • 4 ^ ‘, * ‘0 1 § X *• ЭдО ; ‘ 0 \* *’С3 5. Р ^ I 20 /4
г. ЧУ,_ ^йэагшя ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ За период с 2014г. по 1 апреля 2015г. Махачкала, 2015. »
«МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДА СЕМЕЙ СПРАВОЧНИК-ПУТЕВОДИТЕЛЬ ИНТЕРНА ГМУ г. Семей Семей, 2014г. «Справочник-путеводитель интерна ГМУ г. Семей» Государственного медицинского университета города Семей Семей, 2014. 37 с. Составители: декан постдипломного и дополнительного образования Танатарова Г.Н., зам.декана по интернатуре Жумажанова Ж.Т. Рассмотрено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Государственного. »
«государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖ ДАЮ П р и н ято р еш е н и е м Ученого Совета Р е к т о р ГБОУ ВПО СамГМУ М и н зд р ав а России ГБОУ ВПО СамГМУ М и н зд р ав а России а к а д е м и к РАЕ-, П. К о т е л ь н и к о в п р о т о к о л № 8 о т 24 а п р е л я 201 5 г. « /j ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЖИМЕ ЗАНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ П р и л ож ен и е №1 к п. »
«ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТА НОВ ЛЕНИЕ от 25.12.2015 № 606-п г. Иваново Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2016 год В соответствии с федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской. »
«Министерство здравоохранения Российской Федерации Северный государственный медицинский университет Кафедра гуманитарных наук II МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ФОРУМ «МЕДИЦИНА БУДУЩЕГО – АРКТИКЕ» Симпозиум «ГТО: путь к здоровью северян» Материалы межвузовской научной студенческой конференции 14 мая 2015 года Выпуск III Архангельск УДК [61 + 608.1+75](082) ББК 5я431 + 87.751.5я43 М Редакционная коллегия: Г.Н. ЧУМАКОВА, доктор медицинских наук, профессор Т.И. ТРОШИНА, доктор исторических. »
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЕДИАТРИИ C ДЕТСКИМИ ИНФЕКЦИЯМИ Специальность _ПЕДИАТРИЯ Всего: 288час Лекции-116 часов Практические занятия и семинары – 166 часов Экзамен 6 часов Уфа –2009 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Задачей цикла по аттестационному усовершенствованию «Педиатрия с детскими инфекциями» является послевузовское. »
«I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию воспитательной работы в БОУ ОО СПО «Орловский базовый медицинский колледж» (далее – ОБМК, колледж), её цели, задачи, содержание, принципы.1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3, распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 №163Р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». »
«ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ СТРАХОВАНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД г. Екатеринбург 30 декабря 2014 года Министерство здравоохранения Свердловской области в лице министра Белявского А.Р., Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области (далее – ТФОМС) в лице первого заместителя директора Деминой Т.В., страховые медицинские организации (далее – СМО) в лице председателя Правления СМК «АСТРАМЕД-МС» (ОАО), представителя. »
«ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 декабря 2012г. N 560-п О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Тюменской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов В целях создания единого механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, обеспечения государственных гарантий на охрану здоровья, а также повышения эффективности использования. »
2016 www.programma.x-pdf.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Учебные, рабочие программы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник