17. Внутренняя картина здоровья, формирование ее в процессе онтогенеза.
Здоровье—норм.f орг-ма на всех ур-ях его организации:организма,органов,тканевых, клеточных и генетич.структур.Осн.показатели здор-я:Динамич.равновесие орган-ма и его fй с окруж.средой.Спос-ть к выполн-ю осн.соц.fй.Спос-ть орг-ма приспос-ся к постоянно меняющимся усл-ям сущ-я в окруж. среде,спос-ть поддерживать постоянство внутр.среды орг-ма,обеспечивая норм.и разностор-ю жизнедеят-ть,сохран-е живого начала в орг-ме.Отсутствие болезни, болезненных сост-й,болезнен.измен-й, т.е.оптимальн.ф-е орг-ма. Критерии здоровья: Псих.процессы: адекватность психич .отраж-я, адекватное отражение самого себя,спос-ть концентрации вним-я,удерж-е инфо в памяти, спос-ть к логич.перераб-ке инфо,критич-ть мышл-я, креативность, управление мыслит. потоком. Псих.сост-я: эмоц.уст-ть,зрелость чувств,совладание с«-»эмоциями,свободное естественное проявл-е чувств,спос-ть радоваться,сохр-ть привычного самочувствия.Св-ва л-ти:оптимизм, сосред-ть,урав-ть, нравств-ть, адекватный ур-нь притязаний,чув-ва долга,увер-ть в себе,необид-ть,не склон-ть к лени, незав-ть,непосред-ть,чув-во юмора,доброжел-ть,самоуваж-е,адекватная СО,самоконтроль,воля, энергичность,акт-ть,целеустремл-ть. Соц.здоровье: адекватн. воспр-е соц.действительности, интерес к окруж.миру,адаптация к физич.и обществен.среде, альтруизм,эмпатия,ответст-ть п/д др,бескорыстие, демократизм в поведении. Оц-ка и СО Здор-я:Для оц-ки Здор-я исп-ся от15(в поликл-ке) до26(в стационаре) критериев.Иссл-т массу тела,флюрографию грудн.клетки,частоту сердцебиений,АД, спирометрию,гемоглобин,эритроциты,лейкоциты и т.д.Кроме того, оценивают:проявл-е акт-ти;спос-ть работать подолгу,не утомляясь;регуляр-ть и правильн-ть физиологич.fй; удовлетворит.самочувствие;отсутствие устойчив.ощ-й напряжения; достаточные адаптацион.резервы.Эффект-ть СО Здор-я зав.от:знания самых необход.сведений об устройстве орг-ма и его функционир-ии;знания о его наиб.слабых местах,в 1ую оч-дь подверженных заб-ю;знания о том, какие лекарства противопоказаны, какие заб-я были перенесены и т.д;знания индивидуальн, наиб. опасных факторов риска; знания своей наслед-ти;знания о своем телосложении; знания о признаках повыш.риска.Факторы влияющие на здор-е чел-а:50% здоровья зав.от образа жизни.20% приходится на наслед-ть.20%-на влияние внешн.среды. 10%-на факторы,зав-ие от здравоохран-я. Образ жизни-устойчивый,сложившийся в определ.общественно-экономич. усл-ях способ жизнедеят-ти людей,проявляющийся в их труде,быте,досуге, удовлетворении материальн.и духовных пот-тей,нормах общения и повед-я.Ур-нь жизни —катег- в осн.экономич,отраж-ая степень уд-ия материальн,культурн.и духовн. пот-тей чел-а.Кач-во жизни-степень комфорта в удовлетворении человеч.пот-тей.Кач-во жизни охватывает мн.стороны жизни чел-а,связ.не только со здоровьем:усл-я жизни;удовлетвор-ть учебой,раб-ой;сем.отнош-я;соц.окруж-е;политич.и экономич.сит-я в стране;сост-е лич-ти,позволяющее ей безболезненно преодолевать противодействие (борьбу,агрессию, конкуренцию) внешн.мира;спос-ть адекватно решать поставленные задачи;возм-ть жить полной жизнью в тесном контакте со всем,что любит чел;самореализ-я;возм-ть наход-ся в психич.и физич.равновесии с природой и соц.средой,с самим собой. Стиль жизни-катег-я соц-психол-ая,харак-щая особ-ти повседневн.жизни чел-а, опред. стандарт, под кот. подстраивается психол-я и физиол-я л-ти.Здоровый образ жизни-сов-ть внешн.и внутр. усл-й ж\д чел.орг-ма,при к-ых все с-мы работают долговечно,а также сов-ть рациональн.м-дов,способствующих укреплению здоровья, гармоничному разв-ю л-ти,м-дов труда и отдыха.Отнош-е к Здор-ю:Отношение к здоровью—с-ма индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, напротив, угрожающими здоровью людей, а также опред. оценка индивидом своего физического и психического состояния.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Оставленные комментарии видны всем.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) (8 стр.)
Сенситивные и критические периоды развития
Адаптивный характер развития организма определяет необходимость учета в возрастной периодизации не только особенностей морфофункционального развития физиологических систем организма, но и их специфической чувствительности к различным внешним воздействиям. Физиологическими и психологическими исследованиями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды.
Выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма является непременным условием создания благоприятных адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка. Высокая подверженность определенных функций влиянию факторов среды должна быть, с одной стороны, использована для эффективного целенаправленного воздействия на эти функции, способствующего их прогрессивному развитию, а с другой стороны, влияние негативных внешнесредовых факторов должно контролироваться, ибо может привести к нарушению развития организма.
Следует подчеркнуть, что онтогенетическое развитие сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфофункционального созревания и периоды революционных, переломных скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (биологическими), так и с внешними (социальными) факторами развития.
Важным и требующим специального внимания является вопрос о критических периодах развития. В эволюционной биологии принято считать критическим периодом этап раннего постнатального развития, характеризующийся интенсивностью морфофункционального созревания, когда из-за отсутствия средовых воздействий функция может не сформироваться. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции.
В процессе дальнейшего развития критические периоды могут возникать как результат резкой смены социально-средовых факторов и их взаимодействия с процессом внутреннего морфофункционального развития. Таким периодом является возраст начала обучения, когда качественные перестройки морфофункционального созревания базовых мозговых процессов приходятся на период резкой смены социальных условий.
Пубертатный период — начало полового созревания — характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса), что приводит к резкому же изменению взаимодействия подкорковых структур и коры больших полушарий, результатом чего является значительное снижение эффективности центральных регуляторных механизмов, в том числе определяющих произвольную регуляцию и саморегуляцию. Кроме того, повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка., Это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма, следствием чего могут явиться отклонения в здоровье и поведенческая дезадаптация.
Таким образом, можно полагать, что критические периоды развития обусловлены как интенсивным морфофункциональным преобразованием основных физиологических систем и целостного организма, так и спецификой усложняющегося взаимодействия внутренних (биологических) и социально-психологических факторов развития.
При рассмотрении вопросов возрастной периодизации необходимо иметь в виду, что границы этапов развития весьма условны. Они зависят от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов. Кроме того, «актуальный» физиологический возраст часто не совпадает с календарным (паспортным) в связи с различиями темпов созревания и условий развития организмов разных людей. Отсюда следует, что при изучении функциональных и адаптивных возможностей детей разного возраста необходимо обращать внимание на оценку индивидуальных показателей зрелости. Только при сочетании возрастного и индивидуального подхода к изучению особенностей функционирования ребенка можно разработать адекватные гигиенические и педагогические меры, обеспечивающие сохранение здоровья и прогрессивное развитие организма и личности ребенка.
Вопросы и задания
1. Расскажите о системном принципе организации адаптивного реагирования.
2. Каковы закономерности онтогенетического развития? Что такое возрастная норма?
3. Что представляет собой возрастная периодизация?
4. Расскажите о сенситивном и критическом периодах развития.
Глава 3. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА
Прежде чем приступить к изучению важнейших закономерностей возрастного развития организма, необходимо уяснить, что же представляет собой организм, какие принципы заложены Природой в его генеральную конструкцию и как он взаимодействует с окружающим миром.
Уже почти 300 лет назад было доказано, что все живое состоит из клеток. Из нескольких миллиардов мельчайших клеток состоит и организм человека. Эти клетки далеко не одинаковы по своему виду, по своим свойствам и функциям. Сходные между собой клетки объединяются в ткани. Видов ткани в организме множество, однако все они относятся всего лишь к 4 типам: эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной. Эпителиальные ткани образуют кожу и слизистые оболочки, многие внутренние органы — печень, селезенку и др. В эпителиальных тканях клетки расположены тесно друг к другу. Соединительная ткань отличается очень большими межклеточными промежутками. Так устроены кости, хрящи, так же устроена кровь — все это разновидности соединительной ткани. Мышечная и нервная ткани относятся к возбудимым: они способны воспринимать и проводить импульс возбуждения. При этом для нервной ткани это — главная функция, тогда как мышечные клетки умеют еще сокращаться, значительно изменяясь в размере. Эта механическая работа может быть передана костям или жидкостям, находящимся внутри мышечных мешков.
Ткани в различных сочетаниях образуют анатомические органы. Каждый орган состоит из нескольких тканей, причем практически всегда наряду с основной, функциональной тканью, которая определяет специфику органа, там имеются элементы нервной ткани, эпителий и соединительная ткань. Мышечная ткань может быть и не представлена в органе (например, в почках, селезенке и др.).
Анатомические органы складываются в анатомо-физиологические системы, которые объединяются единством главной выполняемой ими функции. Так формируются скелетно-мышечная, нервная, покровная, выделительная, пищеварительная, дыхательная, сердечно-сосудистая, половая, эндокринная системы и кровь. Все эти системы вместе и составляют организм человека.
Элементарной единицей живого является клетка. Генетический аппарат сконцентрирован в клеточном ядре, т. е. локализован и защищен от неожиданностей воздействия потенциально агрессивной среды. Каждая клетка обособлена от всего остального мира благодаря наличию сложно организованной оболочки — мембраны. Эта оболочка состоит из трех слоев химически и функционально различных молекул, которые, действуя согласованно, обеспечивают выполнение множества функций: защитной, контактной, чувствительной, поглощающей и выделяющей. Главная работа клеточной мембраны — организация потоков вещества из окружающей среды внутрь клетки, а из клетки — наружу. Клеточная мембрана — основа всей жизнедеятельности клетки, которая при разрушении мембраны гибнет. Любая клетка нуждается в пище и энергии для своей жизнедеятельности — ведь и функционирование клеточной мембраны также во многом сопряжено с расходованием энергии. Для организации энергетического потока через клетку в ней существуют специальные органеллы, отвечающие за выработку энергии — митохондрии. Считается, что миллиарды лет назад митохондрии были самостоятельными живыми организмами, научившимися в ходе эволюции использовать некоторые химические процессы для выработки энергии. Затем они вступили в симбиоз с другими одноклеточными организмами, которые благодаря этому сожительству получили надежный источник энергии, а предки митохондрий — надежную защиту и гарантию воспроизводства.
Строительную функцию в клетке выполняют рибосомы — фабрики по производству белка на основе матриц, скопированных с генетического материала, хранящегося в ядре. Действуя посредством химических стимулов, ядро управляет всеми сторонами жизни клетки. Передача информации внутри клетки осуществляется благодаря тому, что она заполнена желеобразной массой — цитоплазмой, в которой протекают многие биохимические реакции, а вещества, имеющие информационное значение, способны легко проникать в самые дальние уголки внутриклеточного пространства благодаря диффузии.
Многие клетки имеют, кроме того, то или иное приспособление для движения в окружающем пространстве. Это может быть жгутик (как у сперматозоида), ворсинки (как у кишечного эпителия) или способность к переливанию цитоплазмы в форме псевдоподий (как у лимфоцитов).
Таким образом, важнейшими конструктивными элементами клетки являются ее оболочка (мембрана), орган управления (ядро), система энергообеспечения (митохондрия), строительный блок (рибосома), движитель (реснички, псевдоподии, или жгутик) и внутренняя среда (цитоплазма). Некоторые одноклеточные организмы обладают также внушительным кальцинированным скелетом, защищающим их от врагов и случайностей.
Источник
Гигиенические принципы формирования здорового образа жизни
Только познав все причины болезней,
настоящая медицина превратится
в медицину будущего, т.е. в гигиену.
Иван Петрович Павлов
Здоровый образ жизни — это совокупность правил, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Образом жизни человек может формировать и улучшать свое самочувствие, правильно питаясь, занимаясь физическими упражнениями и закаливанием, рационально организовывая режим работы и отдыха. Однако, все это невозможно если не соблюдать гигиенические нормы. Гигиена — один из важнейших разделов медицины, изучающий и разрабатывающий принципы сохранения и укрепления здоровья путем соблюдения гигиенических требований в повседневной деятельности. Индивидуальная гигиена каждого человека тесно связана с социумом. Общественное значение гигиены определяется тем, что несоблюдение ее требований в жизни может оказывать неблагоприятное влияние на здоровье окружающих людей. Например, распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов, пассивное курение, ухудшение качества воздушной среды помещений и прочее. Гигиенические принципы являются важным условием для первичной и вторичной профилактики различных заболеваний. Необходимо знать и применять их в быту, в образовательной деятельности, на производстве, при организации различных мероприятий по культуре и спорту, в условиях профессиональной деятельности.
Личная и общественная гигиена — это правила, которые должны соблюдать люди при уходе за своим телом и при общении друг с другом. Комплекс элементов личной и общественной гигиены весьма обширен. Ни один из составляющих аспектов здорового образа жизни невозможен без соблюдения гигиенических правил.
Простые ежедневные истины: содержать тело в чистоте, уход за полостью рта, ногтями и волосами, правильное мытье рук перед едой и после посещения улицы, туалета, выбор одежды и обуви по сезону из натуральных материалов, использование только индивидуальных предметов быта, проветривание жилых помещений. И только немногие могут похвастаться, что почти все это делают регулярно.
Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Загрязненность кожи, кожные заболевания ослабляют ее деятельность, что отрицательно отражается на состоянии здоровья человека.
Соблюдение правил гигиены — это основа здорового образа жизни. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья. Берегите себя и своих близких!
Источник