ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ.
Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать. Забота о беспомощном ребенке носит преимущественно гигиенический характер.
Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека актуализируются (становятся доминирующими) сложнейшие биологические потребности в игре и подражании (они составляют основу другой еще более сложной биологической потребности в саморазвитии), а также дополнительные потребности в свободе и вооруженности (опытности). Соответственно, основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением. Причем, непременным условием правильного воспитания ребенка должна быть свобода выбора им объекта подражания, игрового действия, вида и содержания творческой активности.
Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла. Важно отметить, что указанные идеальные потребности тесно связаны между собой: только благодаря активному самопознанию (познанию своих индивидуальных особенностей) у подростка формируется смысловая сфера (правильное понимание) собственной жизнедеятельности. Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками (в том числе, противоположного пола); 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» (непохожесть на других людей); 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности жизни и ее отдельных проявлений. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровой личности в этом возрасте будет проходить правильно только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.
Четвертый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии (до тех пор, пока он занимается общественно полезной деятельностью). Социальные потребности «вырастают» из соответствующих биологических потребностей: потребность в самовыражении — из потребности в подражании, потребность в самоутверждении — из потребности в игре, потребность в самосовершенствовании — из потребности в саморазвитии. В свою очередь дополнительные потребности в этот период также преобразуются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и креативности (творческой активности). Средствами удовлетворения указанных потребностей являются различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни. Чтобы процесс формирования здоровья шел нормально, эти деятельности должны строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки результатов исполняемой деятельности.
Итак, на каждом этапе развития человека актуализируются разные потребности. Актуализирующиеся у человека в процессе его роста и развития потребности являются базовыми (основными) его свойствами и составляют «ядро» его личности. Это значит, что они проявляются одновременно во всех сферах его деятельности.
Источник
2. Этапы формирования здоровья
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся валеология, диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
1 этап, диагностический
Диагностика начального уровня культуры здоровья человека. Тестирование показателей здоровья; анкетирование по вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья, а также теоретической подготовленности в вопросах физической культуры и спорта. Получение информации о первичных характеристиках состояния здоровья .
2 этап, потребностно- мотивационный
Формирование установки на здоровый образ жизни, устойчивой потребности в физкультурно- оздоровительных занятиях. Проведение лекций, бесед о здоровом образе жизни; применение пятиуровневой потребности в физкультурно- оздоровительных занятиях. Сформированная устойчивая потребность в систематических физкультурно — оздоровительных занятиях; установка на здоровый образ жизни; восприятие понятия здоровья как основной и непреходящей ценности человека
3 этап, конструктивный
Системная регулярная физкультурно- оздоровительная деятельность. Комплексная методика физкультурно- оздоровительных занятий по программе «Культура здоровья». Положительная динамика физического развития, физической и фунуциональной подготовленности; повышение мотивации к занятиям физической культурой
4 этап, креативный
Формирование творческого подхода к составлению индивидуальной методики оздоровления. Самостоятельная творческая деятельность студентов выпускников по оздоровлению; занятия во внеучебное время в оздоровительных и спортивных секциях. Высокий уровень культуры здоровья студентов, основанный на формировании и изучении внутренней картины здоровья; проявление интереса к проблемам здоровья, здоровьесберегаюшим технологиям как важным компонентам личностного, социального, профессионального роста
3. Здоровый образ жизни. Его компоненты. Мотивация зож Здоровый образ жизни и 5 главных заповедей зож
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это работа определённого индивидуума над улучшением своего здоровья и в целях профилактики заболеваний и повышения качества жизни.
С помощью здорового образа жизни человек увеличивает продолжительность своей жизни и полноценно выполняет свои социальные функции.
ЗОЖ приобретает актуальность особенно в последнее время, поскольку в период прогресса и развития всевозможных технологий на человеческий организм действуют разного рода нагрузки, связанные с усложнением структуры общества, повышением техногенных, экологических, психологических, политических и военных воздействий, которые провоцируют неблагоприятные сдвиги здоровье людей.
Здоровый образ жизни представляет собой рациональную организацию труда, семьи, быта, досуга и общественной деятельности.
Существуют несколько базовых составляющих здорового образа жизни, которые являются физиологическими механизмами адаптации индивидуума к воздействиям окружающей среды и изменению душевного состояния организма.
Основными компонентами здорового образа жизни являются:
Регулярные физические нагрузки.
Отказ от вредных привычек.
Рациональное питаниеявляется одним из самых важных критериев ЗОЖ. Питание играет одну из главных ролей в жизнедеятельности человека. Если начать питаться нерационально, то это приведёт к развитию патологических процессов в человеческом организме. Пищевой рацион должен быть сбалансированных по количеству белков, жиров и углеводов, а, следовательно, продукты, употребляемые в пищу, должны быть разнообразными: в рацион должны входить продукты животного и растительного происхождения.
Однако, при организации и рационального питания, следует учесть, что в каждой группе продуктов имеются такие, которые лучше ограничить или вообще исключить из рациона. К примеру, в копчёной пище содержатся нитриты, которые обладают канцерогенным действием; животные жиры в большом количестве опасны для организма тем, что могут привести к значительной прибавке массы тела и к отложению их на стенках сосуда в виде холестериновых бляшек, вызывая атеросклерозсосудов и посредством этого, заболевания сердечно-сосудистой системы, головного мозга, почек; пересоленная пища также опасна для организма тем, что соль задерживает в организме жидкость, что особенно вредно для лиц с заболеваниями сердца и сосудов; хлебобулочные изделия и сахар в больших количествах приводят к прибавке массы тела, поскольку содержат легкоусвояемые углеводы, которые в избытке легко трансформируются в жиры и откладываются в подкожной клетчатке. И также следует помнить о типе приготовления тех или иных продуктов.
Кроме того, следует помнить о способе приготовления пищи. Для здорового образа жизни рекомендуется употреблять меньше жареной и пассерованной пищи, так как при этих манипуляциях все полезные вещества разрушаются. Приветствуется приготовление продуктов на пару.
Также следует учитывать калорийность пищевых продуктов и формировать свой рацион так, чтобы количество калорий соответствовало энергетическим затратам организма.
Не следует есть огромными порциями. Нужно есть немного и желательно 5-6 раз в день. Такой тип питания оптимально поддерживает хорошее самочувствие в течение дня и держит массу тела в норме.
Что касается физических нагрузок, то не нужно понимать этот аспект как стремление к изнуряющим тренировкам. Иногда достаточно делать зарядку по утрам в течение 15 минут, и можно уже получить заряд бодрости на весь день. Для особо активных людей рекомендуются так называемые аэробные нагрузки – тренировки на определённой достаточно высокой частоте пульса. К ним относятся: бег, спортивная ходьба, плавание, танцы. Достаточно заниматься такими упражнениями 3 раза в неделю, чтобы держать своё тело в тонусе и тренировать сердечно-сосудистую систему. И о лишнем весе можно не вспоминать.
Личная гигиена, прежде всего, состоит в поддержании чистоты кожи. Ведь если этого не делать, то вследствие регулярного выделения железами кожи пота и жира в совокупности с внешними загрязнениями создаётся благоприятная среда для размножения болезнетворных микроорганизмов и развития заболеваний.
Под закаливаниемпонимают приспособление организма к неблагоприятным условиям окружающей среды – температуры, влажности, давления. Но чаще всего речь идёт, конечно, о холодной температуре. Самыми оптимальными способами закаливания являются растирания холодной водой, контрастный душ, солнечные ванны летом в сочетании со свежим воздухом, физическими упражнениями и купании в прохладной воде. Такие процедуры повышают устойчивость организма к пониженным температурам. Правда, стоит отметить, что процедуры закаливания действуют весьма короткое время, поэтому их стоит проводить регулярно.
Немаловажным компонентом здорового образа жизни является отказ от вредных привычек. Правильнее нужно сказать – их вообще изначально не должно быть у здорового человека. Но если случилось так, что они имеют место, то нужно обязательно от них быстрее избавиться. К вредным привычкам, как все знаюткурение, употребление алкоголя. Хотя в наше время эти привычки врачи-наркологи классифицируют как наркомании.
Курение крайне вредно для организма, поскольку вызывает заболеваниялёгких, сердечно-сосудистой системы, неблагоприятно влияет на репродуктивную функцию женщин и мужчин. У курящих людей гораздо больше риска заболеть онкологическими заболеваниями, причём не только лёгких, но и других органов. Курение играет провоцирующую роль при возникновенииязвы желудка,инфаркта миокарда. Из всего сказанного можно сделать вывод, что курение укорачивает человеческую жизнь и никак не способствует здоровому образу жизни.
Алкоголь также пагубно влияет на организм человека. Он приводит к патологии печени, вплоть до развития цирроза, приводит к дистрофическим процессам сердечной мышцы, пагубно влияет на головной мозг, разрушая нервные клетки и приводя к деградации личности.
Особенно опасны вредные привычки для будущего поколения, поскольку вызывают мутации, и вследствие этого курящие и пьющие родители не могут воспроизвести здоровое потомство.
В заключении можно отметить, что здоровый образ жизни – это особый план мероприятий, подобранный индивидуально для каждого человека, включающий в себя описанные выше критерии и учитывающий физиологию и психологию определённого человека, желающего повысить уровень своего здоровья. Принципы ЗОЖ может выполнять каждый человек, для этого не требуется иметь специальную подготовку, а поддержания отличного уровня здоровья и всей жизни в целом доступно всем.
Источник
6) Факторы, определяющие здоровье, и фазы его формирования.
Основные факторы и их влияние на здоровье и заболевания человека:
Образ жизни — 50 – 55%
Влияние окружающей среды – 20 – 25%
Наследственность – 15 – 20%
Состояние здравоохранения – 8 – 10%
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни
Этапы формирования здоровья
Первый этап — младенческий и преддошкольный возраст (от рождения до 3 лет). В этом возрасте у детей доминируют простейшие биологические потребности в пище, питье, кислороде, сне и др. Их удовлетворение в значительной степени зависит от того, как в этот период жизни ребенка за ним ухаживает его мать. Забота о беспомощном ребенке носит преимущественно гигиенический характер.
Второй этап — дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). В этот период жизни у человека актуализируются сложнейшие биологические потребности в игре и подражании а также дополнительные потребности в свободе Соответственно, основными средствами формирования личности в этот возрастной период ребенка должны являться примеры нравственно обусловленного поведения людей (или сказочных героев), вызывающие у него подражательные действия, а также игры и творческие акты, связанные с примерным поведением.
Третий этап — подростковый возраст (10-15 лет). В этом возрасте доминирующее значение сохраняют дополнительные потребности в свободе и вооруженности и актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла.
Средствами удовлетворения идеальных потребностей должны стать: 1) различные виды продуктивной творческой деятельности, связанной с укреплением организма, регуляцией психики, формированием сексуальности и нравственного отношения к жизни; 2) общение со сверстниками (в том числе, противоположного пола); 3) различного рода испытания и тестирования, позволяющие подростку провести самоанализ и самооценку, определить свою «особенность», «уникальность» (непохожесть на других людей); 4) смыслотворческие акты, направленные на понимание им сущности жизни и ее отдельных проявлений. Важно подчеркнуть, что процесс формирования здоровой личности в этом возрасте будет проходить правильно только в том случае, если все указанные выше процессы станут осуществляться у подростка на добровольной основе.
Четвертый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Средствами удовлетворения потребностей являются различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни.
7) Способы и методы оценки здоровья детей и подростков. Понятие о группах здоровья
Понятия о группах здоровья стр. 74
8) Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ). Структура ЗОЖ. Методы формирования и пропаганды ЗОЖ.
9) Биологические аспекты здоровья: понятие о биоритмах и их влияние на режим дня и здоровье.
Биоритмы-ритмические процессы в орг-ме
Концепция о трех ритмах:
Все три ритма возникают одновременно в момент рождения или в момент зачатия
Имеют строго синусоидальную форму,не изменяющ-ся на протяжении всей жизни
Полож.часть каждой синусоиды соответствует периодам подъема физич. эмоц.и умствен. Акт-ти.,а отриц.ч-пер-ды упадка,снижение акт-ти
В полож.ч –оптимистич.настроение,чув-во уверенности,в отриц.ч-наоборот.
10) Способы формирования и коррекции режима дня для детей различных возрастов.
Режим – распределение времени и в определенной последовательности основных физиологических потребностей организма ребенка(активное бодрствование, сон, прием пищи), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.
Условия для построения режима дня:
Обеспечить ребенку глубокий , достаточно продолжительный по времени сон
Соблюдать регулярность приема пищи
Создать условия для активного деятельного состояния
Своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе
Соблюдать последовательность компонентов режима: после пробуждения ребенка в грудном возрасте следует сначала покормить, затем предоставить возможность бодрствования и только после этого уложить спать до следующего кормления
Сон и его функции;
Отдых, полное функциональное восстановление сил организма ребенка облегчает
Переработка и хранение информации( медленный сон облегчает закрепление изученного материала , быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий)
Приспособление организма к изменению освещенности(день-ночь)
Восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных для борьбы с простудными и вирусными заболеваниями
Правила организации сна у ребенка 3 лет:
Отдых, полное функциональное восстановление сил организма ребенка облегчает
Переработка и хранение информации( медленный сон облегчает закрепление изученного материала , быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий)
Приспособление организма к изменению освещенности(день-ночь)
Восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных для борьбы с простудными и вирусными заболеваниями
Зависит от возраста, чем старше ребенок , тем меньше он спит в течение суток. Если новорожденный не отличает день от ночи и спит на протяжении суток, то уже на 2 месяце жизни здоровый ребенок ночью спит дольше.
Необходимые условия ночью: без шума, музыки, нахождение в личной кроватке
Для детского раннего и дошкольного возраста обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок ДОУ или нет
В первые годы жизни необходим сон на свежем воздухе
Деятельное состояние КБП головного мозга и подкорковых отделов, находится в активном взаимоотношении с окружающей средой.
Длительность периода бодрствования определяется периодом работоспособности нервной системы
Наибольшая существенная роль в поддержании активного бодрствования играет зрительные впечатления, полученные из наблюдения окружающего мира. После этого необходим отдых, сон.
Чем младше ребенок, тем короче периоды его бодрствования и больше продолжительность сна
Условия активного бодрствования:
Находится в кроватке малышу- нужно менять положение тела
Над кроваткой повесить яркую игрушку высотой 50-70 см, привести ее в движение, поговорить с ребенком, затем взять его на руки
Эмоциональное общение с ребенком – одно из важных условий его активного бодрствования.
Если создаются подобные условия во время бодрствования , то к 2 мес жизни малыш своевременно и быстро и засыпает, просыпается к началу кормления и бодрствует определенное время, не утомляясь.
К режимным моментам детей начинают приучать с рождения. К концу первого месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования под влиянием естественных различий в окружающей среде ,условий жизни малыша и его суточной потребности в отдыхе.
Самый трудный этап формирования режима- выработка дневного ритма: чередование бодрствования, сна и кормления.
Дневной ритм устанавливается к 2- 2,5 мес.
Наиболее целесообразна такая очередность: сначала малыш ест, затем активно бодрствует, после – спит.
Кормят малыша в период наивысшего возбуждения пищеварительного центра, лучше всего после сна.
Когда ребенок сыт, возбудимость пищевого центра снижается, он не утомлен – это лучшее время для общения с малышом, его обучения.
Полноценный сон возможен лишь после спокойного и достаточно активного бодрствования.
Лучшее время для занятий- первая половина бодрствования, когда НС ребенка находится в состоянии оптимальной возбудимости(спустя 30 мин после еды).Не проводят занятия сразу после сна, когда ребенок заторможен, или после прогулки, когда он утомлен; непосредственно перед едой и перед сном, особенно ночным.(малыш перевозбуждается , долго не засыпает)
Правила режимных процессов:
Предложения ребенку идти спать, есть и т.д должны совпадать с его потребностями
Создание условий, исключающих неприятные ощущений ребенка
К введению новой пищи, к новым процедурам приучают ребенка постепенно, создавая установку на действие
Организуют проведение процедуры после игры или какой-либо деятельности детей, готовят также постепенно, используя слово, соответствующую остановку
Начинают проведение режимного процесса в спокойном состоянии ребенка. Ничего нельзя делать в момент плача , возбуждения малыша
Осуществляют индивидуальные подходы к детям, учитывая особенности поведения ребенка, уровень его развития
Привлекают ребенка к активному участию в посильном для них деле. Это создает у них «+» эмоции
Эмоциональное отношение к процессу , способствует формированию навыков самообслуживания
Соблюдать постоянство требований к ребенку
Осуществляют принцип постепенности
Ответственность за режим дня:
Грудной ребенок-> мать
Ранний возраст ->родители
Дошкольный возраст -> детский сад
Школьный возраст-> ДОУ, родители, ребенок
11.Физическое развитие: понятие, определение, признаки, методы оценки.
Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов — наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, выполнения основных режимных моментов и т.д.В связи с этим овладение методикой антропометрических исследований, а также методами оценки физического развития необходимо для подготовки специалистов.
Для оценки физического развития детей и подростков используют следующие показатели:
1. Соматометрические — длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки и др.
—Измерение роста стоя
-Измерение роста сидя
-Определение массы тела
2. Соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития.
-Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный между ними. Тонкий характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; коренастый — широкими плечами и грудной клеткой, большими размерами кистей рук и ступней,
-Формы грудной клетки
-Форма ног.Форма стопы
3. Физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.
4. Состояние здоровья.
Соматометрические признаки. Рост стоя и сидя измеряют с помощью деревянного ростомера или металлического антропометра. (Деревянный ростомер представляет собой стойку высотой до 2 м с делениями по 0,5 см, хорошо укрепленную на прочной площадке. На стойке передвигается муфта с планшеткой. Для определения роста сидя имеется откидная скамейка, укрепленная на площадке ростомера.)-описание прибора
Измерение роста стоя. Обследуемый стоит прямо, руки пошвам, пятки — вместе, носки — врозь. При этом он касается стойки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью. При этом планка ростомера касается верхушечной точки черепа, и показания прибора наиболее точны.
Измерение роста сидя. Обследуемый садится на скамейку ростомера, касаясь его стойки межлопаточной областью и ягодицами. Положение головы такое же, как при измерении роста в положении стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом. Ступни опираются о пол или подставку. Руки лежат вдоль бедер.
Рост стоя или сидя можно измерить также металлическим антропометром, который состоит из четырех полых трубок. (Будучи вставлены одна в другую, они образуют штангу длиной 2 м с миллиметровыми делениями. На конце верхней трубки неподвижно укреплена муфта с металлической линейкой, вторая муфта с вырезом, через который видны деления, может свободно передвигаться по штанге антропометра. В эту муфту вставляется линейка скошенным концом кверху.) – описание прибора
При измерении роста антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении роста с помощью ростомера. С помощью металлического антропометра можно определить также размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т.д. Для точного измерения пользуются антропометрическими точками: например, при измерении длины верхних конечностей используют плечевую и пальцевую точки. Ошибка при измерении не должна превышать 0,5см.
Определение массы тела. Для взвешивания пользуются медицинскими весами. В верхней части их имеются две планки с делениями. Деления на нижней планке соответствуют десяткам килограммов, на верхней обозначены деления через каждые 50 г. Весы перед взвешиванием должны быть выверены. Взвешивание производят натощак, без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину площадки весов.
Измерение окружностей. Для измерения окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени пользуются стальной рулеткой или обычной сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдоха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при поднятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток. У мужчин и детей лента должна проходить спереди по краю околососкового кружка
Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).
1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) — основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.
2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.
Метод сигмальных отклонений
Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.
Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал
Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики — метод центильных шкал или каналов.Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля — как средние и свыше 75 центиля — как выше средних.
Метод шкал регрессии
Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков — при обратной связи, т. е. при увеличении или уменьшении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии (Ry/x). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.
Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме
Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа.
На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии — для оценки массы тела и окружности грудной клетки, центильные шкалы — для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук и таблицы толщины кожно-жировых складок.
Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоническое.
Гармоничным, нормальным следует считать состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных в пределах одной частной сигмы регрессии (± 1 ***R= сигма), а функциональные показатели находятся в пределах 25—75 центилей или превышают их. К гармонично развитым должны быть отнесены индивидуумы, у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на 1 **** R за счет развития мускулатуры: толщина ни одной из кожно-жировых складок не превышает средних показателей; функциональные показатели в пределах 25—75 центилей или выше.
Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1—2R и более должных на 1,1—2R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.
Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,1R и более должных на 2,1R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.
12) Комплексная оценка физического развития.
используется комплексный метод, учитывающий следующие критерии:
1) морфофункциональное состояние организм;
2) соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития.
Гармоничным следует считать состояние физического развития, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствует длине тела или отличается на 15 и более за счет развития мускулатуры.
Дисгармоничным нужно считать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1 — 2, а также более должных на ту же величину за счет повышенного жироотложения. Резко дисгармоничным следует признать состояние, при котором масса тела и окружность грудной клетки отстают от должных на 2,1 и более или превышают должные на ту же величину за счет избыточного жироотложения. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы.
Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности.
Для определения биологического возраста можно использовать разные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зрелость систем организма.
При комплексной оценке физического развития детей и подростков учитывают морфофункциональные показатели, которые наиболее информативны, постоянны и отражают возрастное развитие организма. К ним относятся: длина тела, характер годового прироста, развитие зубной системы, степень полового созревания.
Источник