Меню

Этапы формирования здоровья ребенка

Основные этапы формирования физического здоровья ребенка

14. Основные этапы формирования физического здоровья ребенка

К основным аспектам формирования физического здоровья ребенка можно отнести следующие. Прежде всего, это формирование оптимальной гармоничной конституции путем постоянного контроля над системогенезом и управления им. Это управление заключается в наилучшем раскрытии потенций путем соответствующих воздействий и создания условий, предупреждающих проявления патологической конституции. Отсюда вытекают высокие требования к среде обитания до и после рождения и к образу жизни ребенка.

Второй аспект формирования физического здоровья – это постоянное наращивание энергетического потенциала, функционального резерва путем применения тренирующих воздействий. Третий аспект тесно связан со вторым и представляет собой неспецифическую профилактику заболеваний.

Формирование исходной соматической конституции заканчивается в основном в 5–6-летнем возрасте.

Одним из важнейших моментов в формировании соматической конституции является своевременная коррекция осанки ребенка. Из древности к нам пришло представление о том, что «наше здоровье в нашем позвоночнике». Нарушение формирования позвоночника является причиной огромного количества функциональных нарушений и дистрофических поражений различных органов, болевого синдрома, астении.

Возраст 6–7 лет – это критический период в жизни ребенка, когда заканчивают свое становление большинство физиологических функций. Семилетний ребенок уже имеет физические данные для обучения в школе. От него можно требовать усидчивости, ответственности, усвоения информации. У ребенка начинают проявляться признаки социализации. Этот период интенсивной перестройки требует внимательного медицинского наблюдения.

Второй важный (тоже «критический») период в жизни ребенка – это период полового созревания, формирования половой конституции. Наложение формообразовательных эффектов половых

гормонов на исходную соматическую конституцию вызывает временную десинхронизацию, дисгармонию в работе органов и систем. Организм как система находится при этом в неустойчивом состоянии, очень чувствителен к внешним воздействиям, что послужило причиной отнесения периода полового созревания к физиологическим «третьим состояниям» (наряду с климактерием), требующим щадящей тактики поведения. Следует помнить, стресс замедляет как рост, так и половое созревание. Поэтому у невротизированных гипопластичных детей часта задержка полового созревания.

Одним из основных соматических признаков позднего полового созревания является непропорциональность между длинными конечностями и легким, небольшим телом (так называемая евнухоидная конституция), обусловленная поздним закрытием зон роста в эпифизарных хрящах. Половые гормоны и соматотропин воздействуют реципрокно на эти зоны, и недостаточность тормозящего действия первых позволяет вторым оказывать более длительно свой стимулирующий эффект на рост конечностей. Важно, что это проявление при оценке половой конституции может служить прогностическим признаком. Как позднее начало, так и раннее завершение функции являются, как известно, проявлением ее низкого потенциала.

Поскольку человек относится к незрелорождающимся млекопитающим, основным требованием к среде обитания его на ранних этапах жизни является наличие условий, позволяющих организму плавно перейти от внутриутробного периода к постнатальной жизни. К этим условиям относится физическая защищенность ребенка и отсутствие стрессов, адекватное питание, обеспечение достаточного сна. Как видим, эти условия связаны с реализацией трофотропной (накопительной) программы организма. Значимость всех этих моментов сохраняется и на последующих этапах жизни ребенка.

Особого внимания при этом заслуживает проблема питания. С помощью питания можно влиять на формирование конституции и управлять физическим и психическим здоровьем. Возможности эти связаны прежде всего с информационным воздействием пищевых ингредиентов и их энергетической ценностью. Под информационными воздействиями подразумеваются направляющие, моделирующие метаболизм влияния вводимых с пищей гормонов, биологически активных веществ, витаминов, микроэлементов. В раннем возрасте, например, особенно важна роль йода, железа, кальция; девочкам, отстающим в половом развитии, требуется больше меди и т.д. Потребность в различных пищевых ингредиентах индивидуальна, соответствует типу конституции и возрасту.

По мере роста и развития ребенка встают проблемы его адаптации к жизни и поэтому становится необходимым введение тренирующих воздействий, направляющих системогенез и обеспечивающих постоянное наращивание функционального резерва. Повышение уровня здоровья при этом является неспецифической профилактикой различных соматических заболеваний.

Универсальным и наиболее эффективным тренирующим воздействием является движение. Движение активизирует анаболические процессы в системах, обеспечивающих эрготропную стратегию организма, т.е. стратегию напряжения, активности. Это дает прирост пластического и энергетического материала в различных мышцах за счет восстановления его с избытком после функционирования.

Поэтому физическая тренировка как фактор гармонизации, развития и повышения энергетического потенциала организма становится особенно эффективной. Недостаточность двигательной активности приводит к неполному использованию генетических потенций, недостаточному физическому развитию, трудно восполнимому в зрелом возрасте даже путем систематической физической тренировки.

Основные принципы формирования физического здоровья ребенка перекликаются с основными его направлениями. К ним относятся:

— обеспечение оптимальных условий жизни;

— здоровый образ жизни ребенка;

— грамотное формирование соматической конституции;

— своевременное и адекватное применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья;

— специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.

— Конкретные подходы и методики, используемые при формировании физического здоровья ребенка, являются предметом изучения особого раздела – детской валеологии.

Источник

Этапы формирования здоровья детей

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Артюнина Г.П.

ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ

Учебное пособие для студентов педагогических вузов

Псков

Кафедра фундаментальной медицины

Мишкич И.А. – профессор кафедры профилактической медицины Санкт-Петербургской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук;

Филиппова А.Г. – доцент кафедры медико-биологических дисциплин Псковского государственного педагогического университета, кандидат медицинских наук;

Читайте также:  Название для группы здоровья для пожилых людей

Гун Г. Е. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, декан факультета менеджмента в образовании, заведующий кафедрой социального здоровья школьников Ленинградского областного института развития образования.

Артюнина Г.П

Основы педиатрии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Псков: Псковский государственный университет, 2014. с.

В учебнике изложены теоретические и практические вопросы здоровья, предболезни, болезни. Книга содержит пропедевтический курс по инфекционным и неинфекционным болезням, профилактике заболеваний у детей, роли учителя в профилактике. Учебник содержит несколько разделов, посвященных наиболее часто встречающимся неотложным состояниям в детском возрасте. Излагаются клинические проявления этих состояний и методика оказания экстренной медицинской помощи больным детям.

Учебник предназначен для студентов педагогических вузов, а также воспитателей дошкольных учреждений.

Автор учебника – заведующая кафедрой фундаментальной медицины Псковского государственного университета, профессор, доктор медицинских наук Артюнина Галина Петровна.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ, БОЛЕЗНЬ И ПРОФИЛАКТИКА

ЗДОРОВЬЕ

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Здоровье – одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека. Постулат всей жизни (исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств): «Здоровье человека – это главная ценность жизни: его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка».

Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» – кажущаяся, и до сих пор всеобъемлющего определения здоровья не существует. В большой медицинской энциклопедии (БМЭ) здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». В тоже время живой организм – система неравновесная и на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды. При этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946 год). Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией. Кроме того, это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации.

Эта концепция не подвергалась пересмотру со времени основания ВОЗ и сейчас критикуется почти во всех работах, посвященных понятию здоровья. Это определение критикуют:

· за идеальность цели, которую никогда не достичь;

· за то, что неопределенное понятие «здоровье» определяется через субъективное понятие «благополучие»; кроме того, социальное благополучие может оказывать существенное влияние на показатели здоровья, но не является его признаком;

· за статичность — здоровье надо рассматривать не в статике, а в динамике изменения внешней среды и в онтогенезе;

· за то, что полное благополучие ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, к снижению сопротивляемости и, скорее, является предпосылкой нездоровья, чем сущностью здоровья.

Таким образом, здоровье человека – это гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии (В.С. Лучкевич).

Более уточненное определение опубликовано в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ: «Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

Компоненты здоровья

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (уровней) в понятии «здоровье»:

Первый уровень – биологическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами – это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

· Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

· Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень – психическое здоровье. Психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле – здоровый дух» (Mens sana in corpora est).

Третий уровень – социальное здоровье связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. Социальное здоровье отражает социальную политику государства, социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Читайте также:  Тот кто следит за здоровьем

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались попытки установить связь между спецификой заболевания и характером труда. Современные специалисты в области гигиены труда и профессиональных заболеваний, медицинской экологии представили многочисленные доказательства неблагоприятного воздействия на здоровье человека вредных условий труда и быта.

Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала ХХ века.

Социальные условия – это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы – это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда и отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально.

Этапы формирования здоровья детей

Ребенок должен расти здоровым. Суть здоровья ребенка заключается в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям.

Жизнь неизбежно сталкивает ребенка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было – резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями адаптации и отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Здоровье ребенка в большой степени зависит от здоровья родителей. Будущие отцы и матери должны проконсультироваться у врача и, если обнаружатся какие-либо хронические заболевания, терпеливо лечиться.

Жизнь ребенка, его рост и развитие начинаются не со дня появления на свет, а с момента зачатия, являющегося результатом оплодотворения женской половой клетки (яйцеклетки) мужской половой клеткой (сперматозоидом). Оплодотворенное яйцо (зародыш) развивается в полости матери. Поэтому первый период развития, продолжающийся 9 месяцев, называется внутриутробным.

В последние годы применяется антенатальная профилактика – предупреждение заболевания ребенка еще до его рождения. Правильно питаясь, регулярно чередуя труд и отдых, избегая различных вредных воздействий (алкоголь, курение, бесконтрольный прием лекарств, вредные условия туда) беременная женщина может «управлять» развитием своего будущего ребенка.

Введение родового сертификата с 2006 года – это правительственная поддержка рождения здорового поколения. Беременная женщина получает государственную материальную поддержку только в том случае, если она встанет на учет в женской консультации до 3-х месяцев беременности. В эти сроки обследование эмбриона уже может выявить некоторые перспективы здоровья будущего ребенка (врожденные пороки, наследственные заболевания). В дальнейшем постоянный врачебный контроль за течением беременности и родов позволит уменьшить риск патологии беременных и осложнений родов.

Долгое время в науке существовало мнение, будто плод в период пребывания в утробе матери полностью изолирован от материнского организма. Сейчас ученые доказали: зародыш и организм матери представляют единое целое. Утверждают также возможность попадания от матери к зародышу микробов, вирусов, ядовитых веществ, алкоголя и некоторых лекарственных препаратов. Установлено их вредное влияние на плод, а в последующем на ребенка. Особенно опасны первые три месяца беременности, когда формируются и частично начинают функционировать органы зародыша, поэтому действие болезнетворных факторов в этот период наиболее опасно. Чрезвычайно опасно употребление алкоголя перед зачатием.

Сравнительно недавно возникло движение за необходимость пренатального, дородового воспитания ребенка. Установлено, что уже с 5-5, ½ месяцев внутриутробной жизни у ребенка могут функционировать слуховой, вкусовой, вестибулярный, тактильный и другие анализаторы. Примерно с этого возраста дети могут индивидуально реагировать на разную музыку. Это может ощущать и мать, которая, заметив это, должна стремиться слушать музыку, приятную для плода. Считают, что музыка Бетховена и Брамса возбуждает, а музыка Моцарта и Вивальди успокаивает плод. В то же время рок-музыка действует на плод негативно. Мать должна беседовать с плодом, делиться своими радостями, рассказывать ему о будущей жизни, какие качества она хочет видеть в ребенке. Отец также должен принимать участие в пренатальном воспитании, в основном, через мать. Оказывается, голова плода движется вслед за кистью отца, гладящего живот матери. Очень полезно пение матери, особенно на два голоса с отцом.

Зародыш до 3 месяцев внутриутробного развития называется эмбрионом, а с 3-го месяца до момента рождения – плодом. Необходимое питание и кислород он получает из материнской крови через сосуды детского места (плаценту). К концу 1Х солнечного (или Х лунного – 28 дней) наступают роды. Новый – внеутробный – период развития ребенка длится 18 лет.

Читайте также:  Вывих руки вред здоровью

Внеутробный период до достижения полной зрелости складывается из шести условно выделенных периодов:

1 период – новорожденности – от рождения до конца первого месяца жизни.

П период – грудного возраста – от конца первого месяца и до конца первого года жизни.

Ш период – раннего детского возраста – от 1 года до 3 лет.

1У период – дошкольного возраста – от 3 до 6 лет.

У период – младшего школьного возраста – от 6 до 12 лет.

У1 период – старшего школьного возраста – от 12 до 18 лет.

Здоровье ребенка во многом зависит от учета его возрастных особенностей. Организм ребенка в каждый из перечисленных возрастных периодов имеет ряд структурно-функциональных особенностей, вызывающих необходимость разного режима, ухода, питания и воспитания. Самыми ответственными являются два первых периода.

В период новорожденности у детей выявляются пороки развития, повреждения разных органов, полученные природах (нарушение мозгового кровообращения вплоть до внутричерепных кровоизлияний, переломы костей, повреждение мышц, периферических нервов и др.).

Человек появляется на свет с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Весьма совершенны, например, естественные механизмы терморегуляции. В ответ на охлаждение в организме возникает сложная цепь реакций, способствующих быстрому уменьшению теплоотдачи, а в ответ на перегревание – ее увеличению. Если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными; если же такой тренировки нет, их устойчивость значительно снижается. Иными словами, если ребенка закаляют, он будет более устойчив не только к охлаждению, но и другим внешним воздействиям, если кутают, то устойчивость к простудным и другим заболеваниям уменьшается.

У детей грудного возраста легко возникают и тяжело протекают сепсис (заражение крови), острые желудочно-кишечные болезни, воспаление легких, кожные болезни, рахит и др.

Со второго года — периода раннего детского возраста – рост замедляется. Увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. Все органы ребенка в этом периоде несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность. Развиваются и крепнут мышцы и скелет; заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Пищеварительный тракт становится чувствительным, усиливается деятельность пищеварительных ферментов. Быстро развивается психика.

Ребенок к 3-му году жизни хорошо овладевает ходьбой и довольно связно говорит. В этом возрасте за ним необходим бдительный надзор, так как, несмотря на хорошее развитие двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье), отношение ребенка к окружающей среде и опасностям еще неосознанно, вследствие чего ребенок часто получает тяжелые повреждения (ушибы, ожоги, электротравмы и др.).

У детей раннего возраста наиболее часто возникают инфекционные заболевания (ОРЗ, корь, ветряная оспа, дизентерия, гепатит и др.). Объясняется это тем, что врожденный иммунитет (от матери) ослабляется, а круг общения с окружающим миром расширяется.

В дошкольном возрасте (3-6 лет) организм ребенка продолжает укрепляться, развиваются и крепнут скелет и мускулатура, хотя ребенок растет менее интенсивно. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с миром взрослых и подвергается его воздействию. В этом возрасте легко возникают травмы вследствие отсутствия опыта, а нередко и недостатка надзора. Правильный режим, расширение элементов самообслуживания и трудовое воспитание являются в этом возрасте обязательными.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу. Дети 3-6 лет любят много рисовать, лепить, писать и читать отдельные буквы, слова и даже короткие фразы.

Детские инфекционные заболевания встречаются у них довольно часто, но протекают легче и реже вызывают осложнения, чем в последующие возрастные периоды. Интенсивный рост лимфоидной ткани, завершение формирования придаточных пазух носа создают возможность появления у детей этого возраста ангин, тонзиллита, аденоидов, гайморита и других заболеваний, многие из которых являются осложнением острых респираторных вирусных инфекций.

У детей младшего школьного возраста (6-12 лет) усиленно развивается скелет и увеличивается мышечная сила. Молочные зубы сменяются постоянными. Ребенок из условий домашней среды или детского сада переходит в условия школьной жизни, овладевает необходимыми трудовыми навыками. Увеличивается его общение с детьми и взрослыми, возрастает интерес к познанию природы.

Острые инфекционные заболевания в этом возрасте возникают реже и протекают значительно легче. У детей этого возраста часто возникают болезни желчных путей, реже сердечно-сосудистые заболевания (ревматизм, гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония и др.).

ПРЕДБОЛЕЗНЬ

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выраженного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в медицинской помощи.

Современный врач-клиницист, как правило, фиксирует болезнь или ее отсутствие. Однако уже Гален указывал на существование трех состояний: здоровье, переходное состояние и болезнь. Здоровье – это динамический процесс в жизни человека. При снижении его количества развивается третий уровень здоровья (третье состояние, преморбидный период или предболезнь) — состояние, при котором возможно развитие патологического процесса без изменения силы действующего фактора вследствие снижения резервов адаптации.

Источник

Adblock
detector