Полный текст статьи в формате PDF
Список использованных источников
1. Акимова Л. А. Здоровье в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи // Интеллект. Инновации. Инвестиции. Академический журнал. 2010. № 3. С. 66—71.
2. Акимова Л. А. Отношение учащейся молодежи к здоровью в контексте воспитания витагенной культуры // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. 2011. № 13 (230). С. 79—84. (Образование. Педагогические науки. Вып. 12).
3. Акимова Л. А., Сократов Н. В., Тиссен П. П. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных учреждений. М. : Гуманитар. издат. центр «ВЛАДОС», 2009. 188 с.
4. Сократов Н. В. Воспитание культуры здоровья у детей и подростков : учеб. пособие. Оренбург : ОГПУ, 2010. 300 с.
5. Сократов Н. В., Акимова Л. А. Здоровьесбережение детей в условиях дополнительного образования // Внешкольник Оренбуржья. Оренбург : Изд-во ООО «Детство». 2011. № 3, ч. 1. С. 6—8.
6. Сократов Н. В., Акимова Л. А. Оздоровление дошкольников посредством хореографии и музыки // Здоровье детей и подростков : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Челябинск : Урал-ГУФК, 2009. С. 97—101.
7. Сократов Н. В., Акимова Л. А. Технология сохранения и укрепления здоровья детей посредством кинезотерапии // Технологии обеспечения безопасности здоровья : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ярославль : ЯГПУ, 2008. С. 255—260.
8. Сократов Н. В., Акимова Л. А. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в контексте ФГОС второго поколения // Внешкольник Оренбуржья. 2012. № 1.
9. Сократов Н. В., Тиссен П. П. Влияние кинезотерапии на нервно-психическое развитие детей // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Тольятти : Изд-во Тольят. гос. ун-та, 2010. С. 294—297.
10. Сократов Н. В., Тиссен П. П. Двигательная активность и здоровье детей // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры : сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф. Тольятти : Изд-во Тольят. гос. ун-та, 2010. С. 192—196.
11. Сократов Н. В., Тиссен П. П., Акимова Л. А. Кинезотерапия как средство профилактики и коррекции адаптационных возможностей организма ребенка // Теория и практика физической культуры. 2012. № 2. С. 55—60.
Источник
Автореферат и диссертация по медицине (14.00.07) на тему: Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования
Оглавление диссертации Корнева, Ирина Николаевна :: 2004 :: Оренбург
Глава 1. Медико-педагогические аспекты формирования здоровья детей в учреждениях дополнительного образования (обзор литературы).
1.1. Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования с позиции сохранения и укрепления здоровья.
1.2. Состояние здоровья детей, как главная медико-педагогическая и гигиеническая проблема.
1.3. Использование современных методов эстетотерапии (кинезо- и музыкотерапии) для сохранения и укрепления здоровья детей.
Глава 2. Материалы и методы исследования.
Глава 3. Сравнительная гигиеническая характеристика факторов среды в условиях детского дошкольного учреждения и научное обоснование системы эстетотерапии ( кинезо- и музыкотерапии) для сохранения и укрепления здоровья детей.
3.1. Санитарно-гигиеническая характеристика условий и организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях.
3.2. Научное обоснование внедрения в образовательный процесс детских учреждений образования модели эстетотерапии с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
Глава 4. Сравнительная гигиеническая характеристика уровня здоровья дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
4.1. Характеристика физического развития.
4.2. Характеристика нервно-психического развития.
4.3. Характеристика социального здоровья и социокультурный портрет воспитанников детских дошкольных учреждений.
Глава 5. Физиолого-гигиеническая эффективность методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
5.1. Особенности функционального состояния основных систем организма дошкольников экспериментальной и контрольной группы.
5.2. Сравнительный анализ заболеваемости дошкольников экспериментальной и контрольной группы.
5.3. Корреляционные зависимости уровня двигательной активности и параметров функционирования основных систем организма дошкольников.
Введение диссертации по теме «Гигиена», Корнева, Ирина Николаевна, автореферат
Актуальность работы. Проблема здоровья особенно актуальна в характерных для текущего периода сложных социальных и экономических условий. Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всего общества.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста за последние десятилетия не дает оснований для оптимизма. За этот период уровень заболеваемости дошкольников увеличился более чем в два раза (М.Н.Алиев, 1995; В.П.Вавилова и соавт. 1997). По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к учебе в школе не готовы до 20% детей шестилетнего возраста: у 40-50% таких детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется функциональная неполноценность кардиореспираторной системы (В.А.Балуева, 2002 и др.). Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; доля здоровых новорожденных за последние семь лет снизилась с 48,3% до 36,5%(В.М.Ефстефеев, 2000 и др.). По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (2000г.), за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. Современное состояние здоровья детей дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости
60%, более 20% детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 6070% детей дошкольного и школьного возраста отмечают кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения (инструктивное письмо Мин. Образования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16).
Забота о здоровье детского населения представляется актуальной медико-педагогической проблемой и диктует необходимость поиска и разработки программ и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, создание условий для воспитания личности, способной к сознательному строительству оптимальной жизненной среды, рациональному использованию резервов здоровья, при этом возрастает роль образовательных учреждений в формировании здорового образа жизни и здоровья детей (Г.К.Зайцев, 1995; Б.Н.Чумаков, 1997).
Сегодня наиболее остро встает вопрос разработки программ, способствующих оптимизации педагогического процесса в дошкольных учреждениях. Изучению данной проблемы посвящается все больше научно-исследовательских работ (Л.А.Михайлов и соавт.,2003; Л.П.Банников, 2003; Ю.К.Бахтин, Л.П.Туршцева и др., 2003; В.Л.Фомин, 2001). Однако в настоящее время оздоровительная работа чаще всего носит бессистемный характер, слабо используются новые технологии оздоровления.
В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей возрастает роль двигательной активности и влияния дополнительных методов оздоровления, таких как кинезо- и музыкотерапия, способствующих росту и развитию организма ребенка. В современной литературе применение таких методик имеет место в основном в терапевтической практике, где успешно осуществляется реабилитация больных методами кинезотерапии и музыкотерапии (Пирогова JI.A., 1996; Кодин A.B., Львов С.Е., 1996; Багель Г.Е., Сорока Н.Ф., Малькевич Л.А., 1998; Свидро H.H., 1998 и т.д., Фомин A.C., 1992, Кайнов В.А., Хадарцев A.A., Гришичкина Г.П., 1997; Герасимович Г.И., Эйныш Е.А., 1999; Афанасьев О.Б., 2000). В настоящее время имеются лишь единичные, разрозненные сведения о применении таких методов для профилактики и коррекции здоровья детей, отсутствуют отработанные методики их использования в системе общего и дополнительного образования.
Вышесказанное определяет актуальность аргументации и физиолого-гигиенического обоснования применения модели эстетотерапии для укрепления здоровья детей в условиях детского образовательного учреждения дополнительного образования и разработку соответствующего комплекса мероприятий, что явилось основанием для проведения настоящего исследования.
Цель настоящего исследования — оценить влияние эстетотерапии ( кинезо- и музыкотерапии) на здоровье воспитанников детских дошкольных учреждений, на основании чего разработать программу ее применения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
1. Провести санитарно-гигиеническую оценку факторов образовательной среды и организации учебно-воспитательного процесса в условиях детского дошкольного учреждения
2. Оценить уровень здоровья дошкольников экспериментальной и контрольной групп путем исследования физического и нервно-психического здоровья детей и уровня их адаптированности к среде обитания.
3. Определить в динамике особенности состояния основных систем организма детей экспериментальной и контрольной групп в процессе 3-х летнего использования методов эстетотерапии.
4. Провести сравнительный анализ заболеваемости детей экспериментальной и контрольной групп в динамике 3-х летнего исследования.
5. Научно обосновать программу коррекционно-оздоровительных мероприятий методами эстетотерапии и оценить ее эффективность.
Научная новизна. Впервые научно обоснованы и разработаны методологические подходы к сохранению и укреплению здоровья дошкольников посредством эстетотерапии, показана ее роль в общей системе оздоровления детей дошкольного возраста.
Впервые показано, что применение методов эстетотерапии (кинезо- и музыкотерапии) способствовало увеличению количества детей с гармоничным физическим развитием, с удовлетворительным уровнем адаптации, снижению показателей острой заболеваемости дошкольников.
Доказана эффективность влияния эстетотерапии на нервно-психическое развитие дошкольников, о чем свидетельствует увеличение числа детей с оптимальным уровнем познавательной активности и снижение процента детей с критическим уровнем такого показателя.
Практическая значимость работы. Практическая значимость работы характеризуется возможностью использования разработанных элементов технологии эстетотерапии в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждениях.
По результатам исследования разработано информационно-методическое письмо «Роль эстетотерапии в сохранении и укреплении здоровья дошкольников » (2004).
Предложенные в нем рекомендации по осуществлению здоровьесберегающих мероприятий в дошкольных образовательных учреждениях используются в работе Областного дворца творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко (Акт внедрения от 21. 05. 04.), Департамента образования Оренбургской области (Акт внедрения от 01.07.04.), в работе центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Оренбурга (Акт внедрения от 21.06.04.), в работе детского образовательного учреждения (Акт внедрения от 23.06.04), в Оренбургской государственной медицинской академии на кафедре гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда как учебно-методический материал в процессе обучения студентов и при повышении квалификации врачей и учителей (Акт внедрения от 12.05.04.).
Апробация диссертации. Результаты исследований докладывались на ежегодных итоговых научно-практических конференциях молодых ученых г. Оренбурга (2002, 2003, 2004); региональной научно-практической конференции г. Оренбург (2001); III Международном съезде валеологов г. Санкт-Петербург (2002); межрегиональной научно-практической конференции «Культура в образовании и образование в культуре», г. Оренбург (2002); Всероссийской научно-практической конференции «Среда обитания и здоровье детского населения» г. Оренбург (2003); региональной научно-практической конференции «Здоровая образовательная среда -здоровый ребенок», г.Оренбург (2004).
Публикации; по теме диссертации опубликовано 17 работ.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Организация учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях характеризуется воздействием на детей неблагоприятных факторов образовательной среды, недостаточным объемом двигательной активности, нерегулярностью проведения оздоровительных мероприятий, что диктует необходимость поиска новых эффективных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
2. Эстетотерапия — это современный комплекс мероприятий, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения, посредством оптимизации двигательной активности, с использованием современных методов кинезотерапии (хореотерапии, аэробикотерапии.), гармонизации психо-эмоционального состояния посредством музыкотерапии и формирования устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку.
3.Эффективность здоровьесберегающих мероприятий, способствующих повышению уровня физического и нервно-психического развития дошкольников, обеспечивается путем внедрения в учебно-воспитательный процесс детских дошкольных учреждений методов кинезо- и музыкотерапии в общем комплексе оздоровительных мероприятий.
Заключение диссертационного исследования на тему «Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования»
1. Современное дошкольное образование характеризуется воздействием на детей неблагоприятных факторов образовательной среды, представленных нарушением светового режима, переуплотнением групп, неправильной организацией учебно-воспитательного процесса, а именно проведение в первой половине дня до четырех занятий по 20-25 минут каждое, недостаточным объемом двигательной активности, нерегулярным проведением релаксационных пауз и физкультминуток, что диктует необходимость поиска новых эффективных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
2. В качестве технологии формирования здоровьесберегающей среды научно обоснована и разработана технология эстетотерапии, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленный на сохранение и укрепление здоровья детей в условиях детского дошкольного учреждения, посредством гармонизации психо-эмоционального состояния, формирования устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни и оптимизации двигательной активности, с использованием современных методов эстетотерапии таких, как кинезо- и музыкотерапия, т.к. технология проведения занятий предполагает большой набор средств физического воспитания, таких как, массаж, музыкальное сопровождение, хореографические упражнения, ритмика, рациональная моторная плотность занятий (80-90%) и оптимальная величина суточной двигательной активности (4,0-5,5 ч.).
3.Показано, что реализация методов эстетотерапии способствовала увеличению процента детей экспериментальной группы с гармоничным физическим развитием на 50% по сравнению с контрольной, в возрасте 6,5 лет нормосомный тип телосложения имели 75% дошкольников экспериментальной и 37,5% дошкольников контрольной группы.
-[.Сравнительный анализ определения уровня развития основных психических функций в возрасте 6,5 лет показал, что период 3-х летнего применения методов эстетотерапии у детей экспериментальной группы способствовал увеличению числа дошкольников с высоким уровнем памяти в 2,5 раза, внимания в 3,3 раза, наглядно-образного мышления в 10 раз по сравнению с контрольной, оптимальный уровень познавательной активности дошкольников экспериментальной группы по таким критериям, как интересы, умения, поведение в возрасте 6,5 лет превышал таковые у детей контрольной группы в 1,4; 1,3; 1,4 раза соответственно.
5. Сравнительный анализ функционального состояния основных систем организма дошкольников исследуемых групп в динамике с 4,5 до 6,5 лет показал наименьшее напряжение регуляторных систем у дошкольников экспериментальной группы по сравнению с контрольной, что подтверждалось увеличением детей с удовлетворительным уровнем адаптации на 45%, снижением числа лиц с неудовлетворительной адаптацией на 30%. Показано, что у детей регулярно занимающихся по системе эстетотерапии отмечается преобладание ЖЕЛ на 33,6% по сравнению с контрольной, урежение пульса, снижение артериального давления, что является показателем адаптации дыхательного и циркуляторного аппарата к физическим нагрузкам.
6. Установлено, что здоровьесберегающие факторы эстетотерапии в динамике за 3 года способствовали увеличению индекса здоровья на 14,2% по сравнению с контрольной, снижению показателей острой заболеваемости дошкольников, частоты случаев заболеваемости на 100 детей в 1,3 раза, уменьшению количества дней болезни на 100 детей в 1,8 раза, средней длительности одного случая заболевания в 1,4 раза, что свидетельствует о том, что адаптация дошкольников осуществляется путем повышения резервов здоровья.
7. На основании корреляционного анализа установлена прямая зависимость показателей уровня функционирования основных сйстем организма дошкольника от величины суточной двигательной активности, что свидетельствует об эффективности использования эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья детей.
Сегодня наиболее остро встает вопрос разработки программ, способствующих оптимизации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Подобные программы, наряду с широким культурным образованием и качественной подготовкой к обучению в школе, должны предусматривать создание условий для гармоничного развития организма ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.
Особую значимость с позиции сохранения и укрепления здоровья детей приобретают такие направления творческой деятельности, которые в своей деятельности используют компоненты двигательной активности, музыкальное сопровождение, природные факторы.
На сегодняшний день имеются лишь единичные сведения о возможности применения эстетотерапии в целях оздоровления детского организма, отсутствуют данные об эффективности ее использования с позиции сохранения и укрепления здоровья.
Современное дошкольное образование характеризуется воздействием на детей неблагоприятных факторов образовательной среды, представленных нарушением светового режима, переуплотнением групп, неправильной организацией учебно-воспитательного процесса, а именно проведение в первой половине дня до четырех занятий по 20-25 минут каждое, недостаточным объемом двигательной активности, нерегулярным проведением релаксационных пауз и физкультминуток, что диктует необходимость поиска новых эффективных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Комплекс неблагоприятных факторов условий обучения и организации образовательного процесса в исследуемом дошкольном образовательном учреждении, недостаточно разработанное направление в целях здоровьесбережения дошкольников послужило основанием для разработки модели сохранения и укрепления здоровья детей посредством эстетотерапии и внедрение данной модели в учреждения дополнительного образования детей.
Предложенная нами модель эстетотерапии, как фактора формирования здоровья детей представляет собой интегративный результат взаимодействия организационных, образовательных, диагностических, коррекционных и других взаимодействий педагогов, учащихся и их родителей. В данной модели на уровень индивидуального здоровья ребенка оказывают влияние как социально-экономические условия, включающие в себя весь комплекс таких факторов, как окружающая среда, питание, условия быта, наследственность, режим дня, условия обучения, а также состояние здоровья: физическое, психическое, социальное, и в качестве дополнительных факторов выступают методы эстетотерапии такие, как кинезо- и музыкотерапия, способствующие оптимизации двигательной активности и гармонизации психо-эмоционального состояния, как факторы позитивного развития здоровья и формирования устойчивых мотиваций на собственное здоровье и здоровый образ жизни, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку.
Научно-обоснованная и разработанная модель сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста была апробирована на базе Областного дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга, где дети, воспитывающиеся в дошкольных образовательных учреждениях, получали весь комплекс оздоровительных мероприятий по реализации разработанных элементов модели эстетотерапии. Эффективность функционирования данной методики определялась по следующим критериям: адаптация к учебно-воспитательному процессу, физическое развитие, состояние здоровья, уровня нервно-психического развития в динамике трехлетнего наблюдения.
Впервые показано, что применение методов эстетотерапии (кинезо- и музыкотерапии) способствовало увеличению количества детей с гармоничным физическим развитием, с удовлетворительным уровнем адаптации, снижению показателей острой заболеваемости дошкольников.
Доказана эффективность влияния эстетотерапии на нервно-психическое развитие дошкольников, о чем свидетельствует увеличение числа детей с оптимальным уровнем познавательной активности и снижение процента детей с критическим уровнем такого показателя.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных элементов эстетотерапии в образовательном процессе детских дошкольных учреждений. Это комплекс мероприятий, реализуемый в ходе дополнительных занятий продолжительностью 10-15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Данный комплекс предполагает занятия по формированию культуры здоровья, музыкальные и хореографические занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. Такой комплекс занятий может быть использован в работе с детьми с отставанием физического и нервно-психического развития в системе коррекционно-оздоровительных занятий по той же схеме.
Источник