Меню

Эстетические творчества по здоровье

Влияние творчества на физическое состояние человека
консультация на тему

Современная жизнь предъявляет человеку повышенные требования. Современный человек должен быть успешен, здоров, нестандарно мыслить, достаточно быстро решать поставленные перед ним задачи. Чтобы соответствовать этим требованиеям необходимо обладать хорошим здоровьем и орегинальным мышлением, умением творчески подходить к решению задач. И именно влияние творчества на физическое сосотяное человека, мы и рассмотрим в нашей статье.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_i_tvorchestvo.docx 25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние творчества на физическое состояние человека

Современная жизнь предъявляет человеку повышенные требования. Современный человек должен быть здоров, успешен, нестандартно, оригинально мыслить, достаточно быстро решать поставленные перед ним задачи, должен многое успевать, быть мобильным, информированным, эффективным работником. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо обладать хорошим здоровьем и оригинальным мышлением, уметь творчески подходить к решению задач.

Когда мы говорим, что человек здоров, то имеем в виду, что все составляющие здоровья находятся в пределах нормы или даже имеют высшие показатели.

Здоровый человек в состоянии трудиться, двигаться, выполнять определённые действия, адекватно реагировать на происходящее с ним и вокруг, воспринимать, сосредотачиваться, запоминать, мыслить, излагать свои мысли словами, адекватно выражать свои эмоции, должен быть стрессоустойчив, уметь общаться и взаимодействовать с людьми, выполнять общественно-полезные действия.

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека.

Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества.

Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе. Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, понижение производительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты, недопонимание.

На состояние здоровья влияет множество разных факторов. К ним относятся такие, как отсутствие вредных привычек, ведение здорового образа жизни, режим дня, здоровое питание, физкультура и спорт, закаливание, правильное дыхание, здоровый сон, режим труда и отдыха, конструктивные мысли и позитивные эмоции. Также немаловажным фактором, влияющим на здоровье человека является творчество.

Творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью.

Важно осознавать, что если творчество – это процесс деятельности, то он наверняка предполагает какой-либо результат. И нельзя не отметить, что этот результат должен быть принципиально новым и уникальным. Собственно, новизна и уникальность продукта деятельности и являются основными критериями и показателями творчества. Но сейчас изобрести что-то новое Довольно непросто, особенно с учетом того, какой объем информации предоставлен современному обществу. И отвечая на вопрос о том, что такое творчество, очень важно рассмотреть основные виды данного процесса.

Единой классификации не существует, но основными видами можно обозначить следующие:

1. Художественное творчество – оно связано в большей степени с эстетическим освоением действительности.

2. Научное творчество – предполагает открытие явлений и общих закономерностей развития реалий мира.

3. Техническое творчество – проявляется в непосредственно практическом преобразовании мира.

4. Педагогическое творчество – поиск и реальное нахождение нового в сфере педагогической деятельности.

Это основные виды творчества, но, кроме них, можно выделить и ряд других видов: политическое, изобретательское, организаторское, философское, мифологическое, повседневно-бытовое и множество других.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Также классифицировать виды творчества можно по количеству тех субъектов, которые непосредственно вникали в творческий процесс. И тогда мы получаем индивидуальное творчество (предполагает деятельность одного индивида) и коллективное.

Любое творчество, к какой бы сфере деятельности оно ни относилось, имеет следующие признаки:

∙ в результате творческой деятельности появляется нечто новое, что никогда не существовало ранее;

∙ результатом данного процесса является продукт творческой деятельности, который должен быть ценен не только для создателя, но и для других;

∙ творчество – это специфический процесс, в результате которого создаются субъективные ценности.

Для любого творчества характерно наличие противоречия: проблемной ситуации или творческой задачи. Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:

— применить известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);

— изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).

Можно, очевидно, сказать, что творчество — это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.

В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью— устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т.д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга, согласно которому Создание нового является делом не интеллекта , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. То, что проявляется как творчество — это всегда процесс, в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира.

Таким образом, творчество— это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью. Процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека ) и действительности . При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Творить – это значит претворять внутренний опыт во внешнюю реальность. Р. Нусбаум

Кого считают человеком творческим? Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное – любить свою работу и вкладывать в нее душу.

Имеет влияние творчество и на физическое здоровье. Еще с древних времен абстрактное творчество восточные народы мира расценивали как способ борьбы с болезнями и недугами. Сейчас же это доказано и множеством медицинских экспериментов и исследований. Прежде всего, творческий процесс активизирует работу мозга, помогая тем самым избежать развития различных возрастных заболеваний. Также уже с раннего возраста детям рекомендуется рисование. Казалось бы, такое решение связано только с психологическим и мыслительным развитием, но на самом деле есть и еще один важный эффект. При длительном и частом рисовании у человека вырабатывается мелкая моторика, рисование мелких деталей изображения приводит к тому, что координация движений становиться четче и намного точнее. Поэтому есть и практический смысл занятий искусством. О том, что игра на многих музыкальных инструментах также оказывает сильное положительное влияние на здоровье организма и вовсе говорить не стоит, ведь всем известно, что духовые инструменты разрабатывают дыхательные органы.

При занятии лепкой происходит массаж важных точек, расположенных на ладонях и подушечках пальцев. Эти точки связаны с внутренними органами и костями. Воздействуя на эти точки, можно поддерживать в порядке все органы и части тела, и даже лечить их таким способом. Кроме того лепка хорошо нейтрализует агрессивные реакции, лечит депрессию.

Танцы развивают гибкость и пластичность, позволяют снизить вес, поддержать в порядке подвижность суставов, омолаживают, поднимают настроение. Занимаясь танцами можно осознать себя как целостную личность, установив взаимосвязь между телом, чувствами и мыслями. Помимо этого, танцевальное творчество позволяет проработать эмоциональные блоки и снять мышечные застои, напряжения, тем самым высвободить застойную энергию и избавиться от многих заболевании.

Занятия любым творчеством успокаивают, позволяют расслабиться, выразить эмоции и переживания, которые трудно выразить словами. С помощью творчества человек выражает себя, свою индивидуальность и уникальность.

Занимаясь творчеством, человек переводит неосознаваемые в нём переживания, явления и процессы в сознательную сферу, находя причины своих проблем и отвечая тем самым на многие вопросы жизни.

В своей творческой деятельности человек созидает самого себя, строит оптимистическое отношение к жизни, ощущает свою ценность и нужность в этом мире. Результат любого творчества повышает самооценку.

Состояние радости в творчестве превосходит чувство радости в его обычном понимании. Это не просто получение нового результата, более-менее частного или более-менее значительного, но момент (или иногда даже период) согласия, согласования подсознания и сознания, нового представления и его всестороннего понимания, момент согласованной работы правого и левого полушарий мозга, то, что переживается как момент внутренней целостности, согласия с самим собой, иногда — высшего счастья.

Замечено, что креативные хобби и сторонние проекты могут способствовать повышению эффективности работы сотрудников.
Существует «правило двадцати процентов», согласно которому если человек тратит до 20% времени на сторонние проекты или творчество, в оставшиеся 80 процентов времени его эффективность значительно увеличивается. Иными словами, занятие творчеством положительно сказываются на продуктивности.
Эксперименты показывают, что люди, которые занимались какими-то креативными сторонними проектами были, в среднем, более коммуникабельными, лучше работали в команде и выдвигали более качественные идеи для решения задач, чем их коллеги. Вдобавок к этому, обладатели интересных хобби более уравновешены и довольны жизнью. Творческие занятия помогают людям находить решения задач, справляться со сложностями и добиваться результатов.
В современном обществе отдых воспринимается в качестве «спасения» от работы. В этом смысле эскапизм означает, что люди не ищут каких-то осмысленных занятий, способствующих росту и развитию личности, во время, не занятое работой. Вместо этого, они отдыхают пассивно, стараясь избежать ежедневных стрессов и проблем. Данное поведение часто ассоциируется с пассивным образом жизни и скукой, а также может привести к апатии и возникновению депрессии и других заболеваний.
Профессор социологии Бостонского колледжа Жюльет Шор (Juliet Schor) называет этот феномен «ментальностью работы и затрат» — люди много работают, чтобы получить возможность потратить больше денег, но чем больше они тратят, тем больше им приходится работать.
Творческое хобби и сторонние проекты помогают разорвать этот замкнутый круг и начать наслаждаться жизнью.

Таким образом, любое творчество, художественное, изобретательское, научно-техническое или повседневно-бытовое, способно не только улучшать состояние здоровья, но в некоторых случаях даже исцелять болезни, является профилактикой неврозов и депрессий, повышает стрессоустойчивость организма. Занятия творчеством также позволяют восстанавливать силы, повышает работоспособность, позволяет лучше решать проблемы, расширяет способы действий человека, развивает воображение и эстетический вкус, стимулирует к познанию и самовыражению, позволяют личности стать более гармоничной и счастливой, являются хорошей альтернативой пассивному отдыху.

Всё это позволяет говорить о целительной силе творчества и его благоприятном влиянии на состояние здоровья и ощущения внутренней гармонии.

Источник

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования художественно-творческих способностей детей»
статья (подготовительная группа) на тему

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе формирования художественно-творческих способностей детей»

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Ю.В., воспитатель

МБДОУ детский сад №69 «Мальвина» г. Тамбов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. И это вполне объяснимо — только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Наше образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №69 «Мальвина» города Тамбова продолжительное время в качестве одной из задач воспитательно-образовательной работы ставит задачу по охране и укреплению здоровья детей, формированию основ здорового образа жизни.

Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому на занятиях по художественному творчеству, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников необходимо широко использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, для развития творчества. Применение здоровьесберегающих технологий способствует формированию здорового образа жизни дошкольников.

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций и выполнение работ в технике аппликации или пластилинографии можно перемежать с психоэмоциональными технологиями (оздоровительными паузами), нетрадиционными видами гимнастик (дыхательная гимнастика, самомассаж), фитотерапией. Эти мероприятия эффективно сопровождаются художественным словом, музыкой, элементами психогимнастики.

Совместное решение задач художественного и валеологического воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является организация здоровьесберегающей среды в групповых комнатах, которая должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную функции. В групповых комнатах находятся выставки картин в рамках, на которые воспитанники могут самостоятельно прикреплять свои готовые работы. Для поделок из глины, бумаги, бросового материала используются четырехъярусные пластмассовые бытовые полочки. Специальные напольные стенды предназначены для размещения выставки репродукций картин, иллюстраций из детских книг, готовых образцов предметов по изучаемым темам. Это пробуждает любопытство, интерес и довольно легко запоминается, придает эмоциональную насыщенность.

В каждой группе организован художественный центр. В нем размещается зона для экспериментирования с различными материалами: глиной, мелками, материалом для коллажей. Также имеется зона для освоения различных техник живописи: печатания губкой, веревкой, рисование восковыми мелками, картофельным крахмалом. В эстетическом оформлении и организации пространства соблюдается единый стиль.

Занятия по художественному творчеству проводятся в режиме смены динамических поз . Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать; рассматривать около мольберта репродукции картин, иллюстрации к занятию, удаленные предметы; рассматривать выставки предметов искусства. Часть занятия дети проводят сидя (во время рисования, лепки, аппликации). Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.

Одной из важнейших задач оздоровления детей дошкольного возраста является формирование правильной осанки . Поэтому проверка осанки стала нашим ежедневным правилом. После окончания занятия детям предлагается встать к стене спиной, касаясь ее пятками, ягодицами и затылком. Постоять в таком положении в течение 10-15 секунд.

Для укрепления здоровья, снятия стресса на занятиях по художественному творчеству используются нетрадиционные виды гимнастик , заменяющие физкультурные паузы.

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, мы применяем дыхательную гимнастику . В младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, надувание шариков, «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. В средней группе дети знакомятся с грудным и брюшным дыханием. Для этого можно использовать следующие комплексы дыхательных упражнений: «Подуем на одуванчик», «Подуем на снежинку», «Понюхаем цветочки». Дети старших групп знакомятся с разными типами дыхания. Перед рисованием с детьми можно выполнить дыхательные упражнения, стимулирующие приток крови к глазам. Кислород сжигает яды и отбросы, находящиеся в глазах, глаза очищаются, т.к. увеличивается циркуляция крови через ткани глаза.

Система дыхательных упражнений на занятиях по изобразительной деятельности во время проведения занятий, физкультурных минуток может использоваться в сочетании с ароматерапией – лечением с помощью эфирных масел, с целью предупреждения острых респираторных заболеваний. С помощью масел можно снять стресс, усталость или перевозбуждение. На занятиях по художественному творчеству можно использовать масло розмарина, лаванды, ромашки, мандарина, чтобы создать особое настроение или повысить интеллектуальную работоспособность детей. Такой вид гимнастики можно использовать при изучении с детьми тем: «Зимний лес», «Морской пейзаж», «Натюрморт».

Для снятия напряжения, стрессовых ситуаций у детей нами используются элементы самомассажа , а также вибрационная гимнастика. В основе вибрационных упражнений практикуем естественные движения детей. Это – стряхивание с себя капель дождя, росы. Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ушками». Дети с большим удовольствием «мяли», «разглаживали» свое тело, видя в нем предмет заботы, любви. Такой массаж проводится в перерывах между сменой одного вида деятельности на другую. А сочетание массажа и вибрационной гимнастики активизирует работу всего организма.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет пассивная музыкотерапия или оздоровление музыкой: прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Слушание правильно подобранной музыки во время художественной деятельности детей повышает иммунитет, снимает напряжения и раздражительность, головную и мышечную боль.

Гимнастика для глаз . Она проворится по 2 – 5 минут в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время выполнения детьми работ или во время рассматривания репродукций картин. Необходимо также использовать наглядный материал и показ педагога.

Психоэмоциональные технологии: оздоровительные паузы, релаксация снимают усталость, психическое напряжение, создают позитивный, эмоциональный настрой. Для снятия усталости во время выполнения детьми работ могут использоваться упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон», «Пара», «Вибрация».

Элементы цветотерапии – использование цветовых пятен при организации двигательной активности на занятии – способствует созданию благоприятного психологического комфорта. Цветотерапия помогает улучшить настроение, повысить работоспособность и сохранить здоровье. Широко известно влияние различных цветов на организм и психоэмоциональное состояние человека.

Занятия с использованием элементов изотерапии направлены на физическое состояние ребенка на текущий момент его творческую активность, душевную расположенность. Каждое занятие строится таким образом, что ребенок заинтересован в контакте, творчестве. Совместно с ребенком мы совершаем творческие усилия и учимся оценивать результат. На этих занятиях нами учитываются типичные проблемы ребенка. Детям, не умеющим концентрировать внимание, предлагаются задания, заставляющие сосредоточиться на определенной детали рисунка, дорисовывать до конца, обязательно закончить начатое. Дети со слабо развитой мелкой моторикой выполняют задания, при которых кисть упирается в бумагу (капает дождь, идет снег).

Используемая нами комплексная система оздоровления на занятиях по художественному творчеству принесла свои результаты. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность образовательного процесса. По сравнению с предыдущим годом, посещаемость детей в ДОУ повысилась. Сократилось число болезней у часто болеющих детей. Повысился уровень художественных и творческих способностей детей.

Кроме того, все эти здоровьесберегающие технологии учат вести здоровый образ жизни, способствуют сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности.

Организация в ДОУ художественного творчества с использованием здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявит и развить художественные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Валеологические знания, полученные детьми в художественно-творческом процессе, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

1. Ароматерапия для здоровья и настроения / Клуб «Зеркало» // Обруч, 1998, №3.- 42с.

2. Карепова Т. Г. , Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!”. — Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80с.

3. Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками», // Управление дошкольным образованием 2006, №1.- 107с.

4. Мардер Л. Д. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: Генезис, 2007.

5. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / Колл. авт. — М.: ТЦ Сфера, 2006. -104с.

6. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204с.

Источник

Читайте также:  Иные преступления против здоровья человека
Adblock
detector