Эссе «Психическое здоровье как результат воспитания»
Сохранение психического здоровья – это ежедневная кропотливая работа с детьми. Здесь важны не только профессиональные навыки и высокий уровень образованности педагогов, но и терпение, и выдержка.
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Психическое здоровье как результат воспитания»»
Психическое здоровье — одна из важнейших составляющих психологического здоровья и условий психологического благополучия человека. Оно связано с личностью человека в целом. Актуальна ли эта тема сегодня? Да, если учесть состояние нашего современного общества, наличие неопределенности и беспокойства значительной части населения, отсутствие безопасности, большое количество повседневных стрессов. Почему, несмотря на все старания, дети не хотят учиться? Как вытерпеть, вынести открытое хамство учеников? Почему с каждым годом они становятся все сложнее и сложнее? Почему трудными теперь являются не только ребята из неблагополучных семей, а из вполне благополучных, с довольно высоким уровнем дохода? И таких вопросов много.
Сегодня в особо сложной ситуации находятся школьные педагоги, психологи, которые эти вопросы задают себе помногу раз на день. Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым, по возможности чуточку счастливее, чем он сам. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость и адекватное поведение.
Человеку для полноценной жизни необходимо не только физическое здоровье, но психологическое здоровье. Главный критерий хорошего психологического здоровья человека – его успешная социальная адаптация в обществе. Поэтому сегодня важнейшей функцией школы и образования является охрана психического здоровья мальчиков и девочек.
Психологически здоровый человек умеет адекватно оценивать ситуацию, себя, других людей, свои возможности, достоинства и недостатки, владеет своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией, своими интересами, индивидуальными возможностями. Он способен находить с людьми общий язык, управлять конфликтами, способен к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности, способен радоваться жизни, любить и быть любимым, способен сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях. Чтобы быть счастливым и здоровым, необходима успешная адаптация и гармоничные отношения с окружающими. Здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный и веселый, стремящийся к познанию себя и окружающего мира. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии, прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.
А теперь зададимся вопросом о том, какова же роль воспитания в сохранении психического здоровья детей и подростков, и каковы общие причины нарушения психического здоровья детей? Считаю, что к отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов, а это семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками и могут быть связаны с индивидуальной предрасположенностью.
Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых. Необходимо формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От педагогов требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать при первых неудачах.
Как же сохранить психическое здоровье ребенка и каковы оптимальные условия развития психически здорового ребенка? И здесь трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и сохранения психического здоровья ребенка. Именно с близкими людьми, с мамой, папой, бабушкой ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь. В нормальной обыденной жизни ребенок должен быть окружен вниманием и заботой родных. Родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие его. Всегда находить время поговорить с ребенком, интересоваться его проблемами. Ни в коем случае не унижать ребенка криком, не оказывать нажима на него, а лучше признать его право самостоятельно принимать решения и радоваться вместе с ребенком даже маленьким успехам. А педагогам в школе не надо излишне создавать напряженную обстановку на уроке, необходимо предъявлять адекватные требования к ученикам, не завышать их. Это способствует снижению уровня страха у учащихся.
Хорошее психологическое здоровье необходимо каждому человеку для обеспечения высокого качества жизни и успешности во всех сферах жизнедеятельности. Сохранение психического здоровья – это ежедневная кропотливая работа с детьми. Здесь важны не только профессиональные навыки и высокий уровень образованности педагогов, но и терпение, и выдержка. Наличие в жизни ученика трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших педагогических условий становления психического здоровья. Необходимо иметь в виду, что трудность ситуации и вызываемое напряжение должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям учеников.
Самый верный способ сохранить своё психологическое здоровье – это поддерживать отношения с людьми, помогать в трудных жизненных ситуациях себе и другим, определять цель и двигаться к ней, уметь наслаждаться прекрасным и радоваться каждому дню, стремиться к свободе и самоопределению, верить в успех. А в этом помогут родители, учителя, психологи. Профессия учителя, педагога-психолога не только сложная и глубокая, но и в большинстве своём творческая.
Источник
Эссе «Психическое здоровье как результат воспитания»
Сохранение психического здоровья – это ежедневная кропотливая работа с детьми. Здесь важны не только профессиональные навыки и высокий уровень образованности педагогов, но и терпение, и выдержка.
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Психическое здоровье как результат воспитания»»
Психическое здоровье — одна из важнейших составляющих психологического здоровья и условий психологического благополучия человека. Оно связано с личностью человека в целом. Актуальна ли эта тема сегодня? Да, если учесть состояние нашего современного общества, наличие неопределенности и беспокойства значительной части населения, отсутствие безопасности, большое количество повседневных стрессов. Почему, несмотря на все старания, дети не хотят учиться? Как вытерпеть, вынести открытое хамство учеников? Почему с каждым годом они становятся все сложнее и сложнее? Почему трудными теперь являются не только ребята из неблагополучных семей, а из вполне благополучных, с довольно высоким уровнем дохода? И таких вопросов много.
Сегодня в особо сложной ситуации находятся школьные педагоги, психологи, которые эти вопросы задают себе помногу раз на день. Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым, по возможности чуточку счастливее, чем он сам. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость и адекватное поведение.
Человеку для полноценной жизни необходимо не только физическое здоровье, но психологическое здоровье. Главный критерий хорошего психологического здоровья человека – его успешная социальная адаптация в обществе. Поэтому сегодня важнейшей функцией школы и образования является охрана психического здоровья мальчиков и девочек.
Психологически здоровый человек умеет адекватно оценивать ситуацию, себя, других людей, свои возможности, достоинства и недостатки, владеет своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией, своими интересами, индивидуальными возможностями. Он способен находить с людьми общий язык, управлять конфликтами, способен к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности, способен радоваться жизни, любить и быть любимым, способен сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях. Чтобы быть счастливым и здоровым, необходима успешная адаптация и гармоничные отношения с окружающими. Здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный и веселый, стремящийся к познанию себя и окружающего мира. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии, прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.
А теперь зададимся вопросом о том, какова же роль воспитания в сохранении психического здоровья детей и подростков, и каковы общие причины нарушения психического здоровья детей? Считаю, что к отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов, а это семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками и могут быть связаны с индивидуальной предрасположенностью.
Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых. Необходимо формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От педагогов требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать при первых неудачах.
Как же сохранить психическое здоровье ребенка и каковы оптимальные условия развития психически здорового ребенка? И здесь трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и сохранения психического здоровья ребенка. Именно с близкими людьми, с мамой, папой, бабушкой ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь. В нормальной обыденной жизни ребенок должен быть окружен вниманием и заботой родных. Родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие его. Всегда находить время поговорить с ребенком, интересоваться его проблемами. Ни в коем случае не унижать ребенка криком, не оказывать нажима на него, а лучше признать его право самостоятельно принимать решения и радоваться вместе с ребенком даже маленьким успехам. А педагогам в школе не надо излишне создавать напряженную обстановку на уроке, необходимо предъявлять адекватные требования к ученикам, не завышать их. Это способствует снижению уровня страха у учащихся.
Хорошее психологическое здоровье необходимо каждому человеку для обеспечения высокого качества жизни и успешности во всех сферах жизнедеятельности. Сохранение психического здоровья – это ежедневная кропотливая работа с детьми. Здесь важны не только профессиональные навыки и высокий уровень образованности педагогов, но и терпение, и выдержка. Наличие в жизни ученика трудных ситуаций, вызывающих напряжение, является одним из важнейших педагогических условий становления психического здоровья. Необходимо иметь в виду, что трудность ситуации и вызываемое напряжение должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям учеников.
Самый верный способ сохранить своё психологическое здоровье – это поддерживать отношения с людьми, помогать в трудных жизненных ситуациях себе и другим, определять цель и двигаться к ней, уметь наслаждаться прекрасным и радоваться каждому дню, стремиться к свободе и самоопределению, верить в успех. А в этом помогут родители, учителя, психологи. Профессия учителя, педагога-психолога не только сложная и глубокая, но и в большинстве своём творческая.
Источник
Психологическое здоровье как результат воспитания
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология
Психическое здоровье личности школьника является одним из главных условий в образовательном процессе. Не каждому ребенку комфортно от пребывания в школе, от общения с каким-либо учителем и учащимися. Часто нарушаются его права и автономия. Он их порой и не знает, а иногда путает с обязанностями и не может противостоять давлению несправедливых взрослых и сверстников. Термин «психическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Воспитание и психическое здоровье неразрывно связаны, если под первым понимать постоянный поиск человека своего предназначения и опираться в этом на парадигму гуманных ценностей. На экзистенциальную психологию (ответвление гуманистической) повлияли идеи, высказанные европейскими философами, писателями, психологами, — С. Кьеркегором, К. Ясперсом, М. Хайдеггером, Ж. П. Сартром. Она изучает проблемы времени, жизни и смерти, свободы, ответственности, выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования. Представители гуманистической психологии Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Мэй, В. Франкл и другие исходили из бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого из нас базовые экзистенциальные проблемы. Развитие и становление личности рассматривается как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Сторонники этого направления А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт и другие рассматривали тенденцию к саморазвитию и личностному росту как изначальную способность человека. Экзистенциальный взгляд проистекает из осознания уникальности и непостижимости бытия отдельного человека, который проживает свое время в своем пространстве. Гуманистическая психология не только предложила понятие о психическом здоровье, но и разработала свои принципы осмысления человека. Они таковы: Человек целостен и должен изучаться в своей целостности. Каждый человек уникален. Человек открыт миру; переживание им мира и себя в нем является главной психологической реальностью. Жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека. У человека есть потенции к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы. Человек обладает определенной степенью свободы от внешних сил благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе. Человек — активное, творческое существо. Эти принципы очень важны для понимания того, как расширить резервы человека. Нарушения в реализации высших духовных потребностей вызывают метапатологии. Невозможность удовлетворить свои базовые потребности приводит человека к депривации. Что же подразумевается под «психическим здоровьем»? У школьника это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности. Соответственно психическое нездоровье будет означать несбалансированность, асинхронию внутренних и внешних особенностей личностного изменения.А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически, морально здорового человека: человечность; уверенность в себе;
самообладание; потребность в знаниях.
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология Педагогический коллектив — это объединенная общими целями и задачами группа педагогов, в процессе совместной деятельности достигшая высокого уровня развития, организационного и психологического единства….
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология Педагогический коллектив — это объединенная общими целями и задачами группа педагогов, в процессе совместной деятельности достигшая высокого уровня развития, организационного и психологического единства….
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология Принцип системного целеполагания.Психологическая служба(ПС) школы рассматривается как часть общей системы «школа». Системообразующий компонент — цель или результат. Для системы «школа» цель (и результат)…
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология Этапы деятельности психологической службы школы (А. А. Реан и Я. Л. Коломинский) 1. Исследование учащихся с помощью отобранных экономичных психодиагностических методик. Организацию диагностики…
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология 1. Это активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному. 2. Основная роль учителя в процессе развивающего обучения — организация учебной деятельности ученика, направленной …
Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология Задача обучения. Общее психическое развитие — развитие ума, воли, чувств детей, являющееся основой усвоения знаний, умений, навыков. Дидактические принципы системы. 1. Обучение на…
Источник