IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ
Особая социальная группа которую составляет студенческая молодежь объединена определенным возрастом и учебными, трудовыми обязательствами. Множество факторов влияет на формирование культуры здоровья у студента: социальные, психологические, образовательные и другие. Большое значение имеет желание человека самому сохранить свое здоровье, нести личную ответственность перед самим собой.
Понятие культуры здоровья включает в себя теорию и знание, которые благоприятствуют и позволяют сохранить здоровье, учитывая повседневную активную деятельность. Культура здоровья каждой отдельной личности отражает ее всестороннее развитие и гармоничность во взаимодействии с окружающим пространством, способность к самоконтролю, и активную позицию по отношению к здоровью и его сохранению.
Определяющим в воспитании культуры здоровья студентов должно являться формирование и закрепление мотиваций и убеждений, основанных на полученных знаниях, приобретение потребности заботится о своем здоровье. Интеграция подобной культуры в обыденную жизнь не только студентов, но и каждого человека приведет к общему улучшению здоровья общества, повышению уровня жизни.
В настоящее время ценностные ориентации, связанные с ведением здорового образа жизни и культурой здоровья не занимают подобающего места в жизни студента. Отсутствие соответствующей ориентации в повседневном поведении и привычках вызывает расхождение между образом жизни студента, вызванным сложившимися условиями труда и обучения, и общими требованиями, предъявляемыми нам жизнью для сохранения здоровья. Устранение возникающего разрыва можно решить проведением комплексных работ по привитию здорового образа жизни, первостепенными источниками формирования культуры здоровья является семья и различные общественные институты, важная роль отводится работниками образовательных учреждений и культуры. Следует учитывать и гендерные особенности применительно к развитию навыков укрепления и сохранения здоровья, физической культуре, здорового образа жизни в целом. По имеющимся статистическим данным оценивают себя здоровыми больше юноши, хотя девушки в большинстве своем более внимательно относятся к собственному здоровью.
Сохранению здоровья студентов может помочь создание определенных условий, таких как физическое воспитание, обучение самоконтролю, формирование интереса к ведению здорового образа жизни. Стоит заметить, что несмотря на авторитет семейного института, образовательной среды, общества сверстников и других факторов¸ в настоящее время большое влияние оказывают информационные ресурсы, такие как интернет, социальные сети, телевидение. Часто доверие к средствам массовой информации даже выше чем степень доверия к знаниям полученным в образовательных учреждениях.
Непременным условием укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи является высокий уровень ее культуры, которая является обязательной частью общего развития каждого человека. Отсюда возникает необходимость всех сфер нашего общества в направленности на формирование ценности здоровья личности, как внешнего, так и внутреннего, формирование культуры здоровья. В отношении молодежи и студентов это особенно актуально.
Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. 2007. №2. С.41-47.
Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 15-18.
Браун Дж.В., Русинова Н.Л., Панова Л.В. Гендерные неравенства в здоровье // Социол. исслед. 2007. № 6. С.114-122.
Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.
Кожанов В. В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 12—14.
Источник
Эссе на тему: «Культура здоровья»
Эссе на тему: «Культура здоровья»
Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие,
И характер развивается во всем своем могуществе.
Герберт Спенсер.
С рождения человек получает в дар уникальную сложную систему — свою жизнь. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, ценностям, культуре, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
Культура здоровья — неотъемлемая часть общей культуры человека, это гармония внутри и вовне. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительность. Современные дети ведут малоподвижный, пассивный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители детей не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия — это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Дети большую часть времени проводят в статическом положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей,70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% — имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% — повышение артериального давления и т. д. [3 и др.].
К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки (табакокурение, употребление алкоголя и т. д.), не делают утренней гимнастики и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.
Я убеждена, что человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья и эти процессы носят глубоко субъективный характер, поэтому моя задача, как педагога, целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ребенок может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья.
Я считаю, что целенаправленная работа по формированию у дошкольников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:
— установкой на ценность собственного здоровья;
— приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;
— овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;
— умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
— созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.
Осознание детьми необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание педагогом всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья детей и подростков.
В нашем детском саду созданы благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей на уровне технологий, подходов к организации образовательного процесса, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:
· образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ребенка путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;
· введения в учебный план дополнительных образовательнох услуг : фитнес для малышей, арт — терапия, соляная комната, лыжная подготовка и обязательное, ежедневное физкультурное занятия на свежем воздухе.
· формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья посредством спортивных праздников, развлечений, экскурсий, походов, посещения спортивных школ и секций, пропаганду спортивных достижений воспитанников нашего детского сада, культивирование совершенствования физического развития;
· получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом
Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности дошкольников является культура здоровья, под которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя. «Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного — самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение. Детям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам».
- Литература : зарубежная (2101) Литература и русский язык (5460) Логика (69) Маркетинг (4459) Культура здоровья школьников: Логистика (29) Металлургия (106) Москвоведение (621) Музыка (1169) Муниципальное право (46) Налоги, налогообложение (269) Наука и техника (1823) Начертательная геометрия (4) Новейшая история, политология (83) Оккультизм и уфология (9) Остальные рефераты (1506) Педагогика (6624) Политология (2380)
Источник
Эссе «Культура здоровья»
Данная работа была представлена на Всероссийском конкурсе «Учитель здоровья России».
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Культура здоровья»»
Эссе «Культура здоровья»
«Здоровье — это самое ценное, что есть у человека».
Человеческие ценности. Сколько их? Много скажу я вам. Но, по моему мнению, самой большой ценностью для человека является его здоровье.
Здоровье – в современной науке рассматриваются как естественное состояние организма, характеризующееся отсутствием каких-либо болезненных изменений, возникающих под воздействием биологических и социальных факторов. В обычной жизни под здоровьем подразумевается отсутствие хронических болезней, различных болей и очень редко сопоставляют его со здоровым образом жизни. Здоровье, это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Здоровье дошкольника – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного. Физическое развитие и формирование культуры здоровья детей на региональном уровне содержательно предполагает формирование одной из систем ценностных ориентаций и нравственных установок – это ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. Стандарт так же направлен на решение задач:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей и формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и т.д.
Дошкольники каждый день приходят в детский сад, больше времени проводят в детском саду, чем дома. Целый день рядом с ними мы воспитатели и от нас зависит здоровье каждого ребенка. И наша главная задача – сформировать у ребенка собственную ответственность за свое здоровье, помочь понять ценность здоровья.
Выдающийся советский педагог-новатор, писатель В.А.Сухомлинский сказал: «Здоровье — важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
С этим утверждением В.А. Сухомлинского я согласна, но хотелось бы конечно дополнить данное утверждение, что это не только труд воспитателя, но и родителя. Без совместных усилий педагога и родителя, не может быть выполнена в полном объеме работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников. Зачастую приходится сталкиваться с родителями, когда сохранение здоровья детей для них является второстепенной задачей. Они считают, что интеллектуальное развитие ребенка более приоритетнее, нежели его физическое, но никогда не задумываются что, развивая ребенка физически, они обеспечивают условие для полноценного психического развития.
Именно семья для ребенка является первой, а в некоторых случаях единственной средой, формирующей его образ жизни, закаливающей основы отношения к миру и себе. И все взрослые члены семьи должны подавать пример своему ребенку. И тогда в здоровой семье будут здоровые дети.
Сотрудничество с семьей позволяет повысить эффективность работы по оздоровлению детей, получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка, сформировать потребность в здоровом образе жизни в семье.
Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. И, по моему мнению, самое главное для выполнения задачи по формированию ценностного отношения к своему здоровью, является ведение здорового образа жизни. Да от меня, как воспитателя зависит здоровье каждого ребенка. И моя главная задача – сформировать у ребенка собственную ответственность за свое здоровье, помочь понять ценность здоровья, показать ценность здорового образа жизни. Я хочу, чтобы дети поняли, что здоровье – это наивысшая ценность, его нужно беречь и заботится о нем. Являясь руководителем городского методического объединения педагогов по физическому развитию дошкольников, я многое поняла и осознала. Мы педагоги, организуем физкультурно-оздоровительные мероприятия, двигательную деятельность, активно внедряем современные здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, организуем закаливающие мероприятия и др. Но самое главное мы не доносим до наших воспитанников и родителей, для чего?, что мы хотим получить?, активно работая в данном направлении. Я думаю, что формировать у ребенка нужно ценностное отношение к своему здоровью, а именно чтобы ребенок дошкольного возраста захотел и понял, что необходимо беречь свое здоровье и все мероприятия, организованные в детском саду и дома направлены на сохранение и укрепление его здоровья. Чтобы отправляя его, на следующую ступень образования он, знал, что необходимо укреплять свое здоровье и у него была потребность и дальше проводить мероприятия для его сохранения.
Ведь, как известно в дошкольном возрасте мы закладываем фундамент, а здоровые дети, это будущее нашей страны. Дети умеющие заботится о своем здоровье – это наивысшая ценность нашей страны.
Источник