Если у студента проблемы со здоровьем
Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны, является актуальной проблемой современного общества [12].
Успешная подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих устойчивость экономического развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Вместе с тем, все возрастающие требования к уровню подготовки специалистов-медиков высшего звена, обусловленные увеличением потока научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, возрастает вероятность заболеваний [2, 23].
Группа факторов, входящих в образ жизни, по данным ВОЗ [33, 34], оказывает влияние на организм человека в 50-55 %. В частности, это нерациональное питание, частые стрессы, материально-бытовые условия проживания и труда, не отвечающие нормам, гиподинамия, курение, алкоголь, употребление наркотиков, бесконтрольное употребление лекарств, непрочность семьи, одиночество, низкий культурный и образовательный уровень. На долю здравоохранения приходится только 10-15 %, сюда входит своевременность медицинской помощи, эффективность профилактических мероприятий, качество медицинской помощи [5].
Изучением влияния учебного процесса на здоровье студентов долгое время занимается ученый И.Р. Шагина, которая во многих своих работах указывает на персональный характер воздействия на организм студентов, определяя это адаптационными возможностями организма [25, 26, 27]. Автор в своей работе обосновала, что ухудшение здоровья напрямую зависит от генетических составляющих, то есть наследственной предрасположенности к патологиям, однако активация этого обусловлена влиянием образа жизни. За время обучения в вузе здоровье студентов объективно ухудшается, к моменту окончания вуза только 20 % выпускников могут считаться практически здоровыми [25].
Как известно, снижение уровня здоровья студентов случается в тех случаях, когда они не соблюдают принципы здорового образа жизни. За период обучения, под воздействием факторов, указанных ранее, происходит ослабление состояния здоровья, большинство студентов находится в предболезненных (преморбидных) состояниях [16, 29].
Мониторинг казахстанских, российских, а также международных баз информации (Scopus, Pub Med, Elsevier), доказал, что учебная нагрузка студентов-медиков в среднем в 2 раза выше нагрузки студентов из технических вузов [3, 19, 30]. Известно, что показатели здоровья студентов медицинских специальностей являются низкими при сопоставлении с показателями здоровья студентов гуманитарных и технических специальностей [19].
Российский исследователь В.Б. Мaндриков указывает снижение физической работоспособности, а также общей активности и выносливости организма студентов-медиков [14].
Авторы А.В. Попов, В.Б. Мaндриков, И.A. Ушaковa, М.П. Мицулинa, приводят данные о том, что студенты-медики имеют более низкие показатели здоровья по сравнению со студентами других вузов. По данным А.В. Попова, число студентов, отнесенных к I группе здоровья, составляет от 23,8 до 30,0 %, ко II – от 32,8 до 40,0 % и к III – от 30,0 до 43,4 % [14, 20].
Проведенные исследования по динамике заболеваемости свидетельствуют об увеличении количества студентов имеющих хроническую патологию. Прослеживается тенденция к росту заболеваемости, как в целом, так и по отдельным нозологиям. Чаще всего студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), ангинами и бронхитами, тонзиллитами. Структура хронических патологий складывается следующим образом, повсеместно наблюдается расстройство пищеварения и нарушений обмена веществ (40,3 %), высокая распространенность заболеваний эндокринной системы (35,8 %), органов дыхательной системы (35 %), заболеваний глаз (28 %), системы кровообращения (26,3 %), костной, мышечной и соединительной ткани (23 %), мочеполовой системы (7,6 %) [15, 21].
Таким образом, специфика обучения в медицинском вузе предъявляет еще более высокие требования к исходному состоянию здоровья студентов. Однако большая часть исследовательских работ посвящена изучению состояния здоровья студентов немедицинских вузов: педагогических, сельскохозяйственных, технических и др. [1,18].
Физическое развитие является прямым показателем здоровья, считает автор А.В. Шиловская, анализ ее работ определил, что у 54,6 % физическое развитие является гармоничным, дисгармоничным – у 31,4 %. Несмотря на это, около 30 % студентов медицинских университетов, относятся к специальной группе по занятиям физической культурой, а 4 % полностью освобождены от физкультуры [28].
Анкетирование, проведенное казахстанским исследователем С.А. Батрымбетовой, позволило установить, что в городе Семей только 10,6 % студентов, обучающихся на первом курсе, отнесены в группу здоровых студентов, а в городе Актобе количество здоровых студентов на первом курсе составляет 32,6 % [3].
При анализе патологий студентов 1 курса выявлено наличие нескольких патологий [9]. По одному заболеванию зарегистрировано у 44,7 %, у 38,9 % зафиксировано сочетание двух, трех, четырех и более заболеваний. Проанализированы работы российских ученых, в которых отмечается изменение состояния здоровья студентов в сторону ухудшения, ко второму курсу. Количество случаев обращений, по заболеваемости на 2 курсе, возросло на 23 %, а к четвертому – на 43 % [4]. Динамика с 1 по 6-7 курс указывает на снижение процента студентов с I и II группами здоровья с 48,7 до 25,2 %, увеличение числа с III с 51,3 до 74,8 % [5].
Разбор структуры визитов студентов к врачу показал, максимальное количество визитов у студентов I и II курса, важнейшем образом с заболеваниями дыхательной системы, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, мочеполовой системами [24].
Изучение литературы по данному вопросу [4, 5] позволило выявить основные заболевания, встречающиеся у студентов, а также определило высокую степень риска развития следующих заболеваний: миопия, бронхит, инфекционные заболевания мочеполовой системы, нарушения системы ЖКТ, а также подмечается рост заболеваемости с увеличением продолжительности обучения. Важно, что рост заболеваемости у студентов уменьшает результативность учебного процесса, не пролеченные заболевания, а также не выявленные во время медицинских осмотров, могут быть основанием формирования хронических патологий, которые могут ограничивать будущую профессиональную деятельность молодого специалиста [33].
К специфическим особенностям образа жизни студентов чаще всего относятся чтение, подготовка к занятиям ночью 51,3 %, поздние ужины, перед сном, 48,6 %, проблемы в личной жизни 48,9 %. Особенностью гендерных тенденций, является большой процент девушек с недостаточной двигательной составляющей 46,9 – 63,6 %, присутствуют вредные привычки в 41,4 – 45,1 % по сравнению с юношами. Образ жизни юношей характеризуется присутствием психоэмоционального стресса 87,5 – 87,8 %, малым нахождением на свежем воздухе 88,9 – 90,6 %, несоблюдением режима сна 37,5 – 44,4 %, недостаточной медицинской инициативностью 19,8 – 26,3 %. Выше 70 % девушек и около 45 % юношей не принимают участие в спортивной деятельности, физическая активность в основном определяется занятиями физкультурой в университете. Каждый третий студент, страдающий хроническим заболеванием, посещает группу ЛФК. 64,7 % исследованных студентов вообще не занимаются спортом [26].
Полноценное и рациональное питание – важный аспект студенческой жизни. Так, по определению основоположника науки о питании академика А.А. Покровского, питание своевременно и полно удовлетворяет физиологические потребности организма в пищевых веществах, энергии, укрепляет здоровья от различного рода заболеваний, способствует повышению работоспособности, обеспечивает высокую активность, жизнерадостность на долгие годы. Поиск данных в литературе о питании студентов показал [22, 32] проблемы в этой области. Только треть учащихся соблюдают режим питания. Значительная часть студентов питается «перекусами» по дороге в университет или иные места т.е. на ходу, всухомятку 1-2 раза в день. В основном питание студентов приставлено углеводами, так как они легче всего восполняют затраты энергии. 25 % учащихся соблюдают режим питания, но максимальный прием пищи случается в вечерние часы [23].
Соответственно литературным данным, вредные привычки у студентов связаны со стрессами, сложностью учебной программы, отсутствием условий организации быта, налаженного механизма отдыха, который нужен при напряженной работе для освоения современных программ обучения [16].
По данным исследований Н.П. Горобея и Н.И. Жернаковой встречаемость табакокуре-ния среди учащихся медицинского вуза составила 41,5 % на 100 опрошенных; алкогольные напитки употребляли 88,5 % из 100; имели опыт употребления наркотиков 22 % из 100 респондентов [6]. Из 41,9 % курящих первокурсников 33,5 % – девушки. Установлено, что 49 % студентов применяют алкоголь от 3 раз в месяц до 2 раз в неделю [10].
При анализе литературных работ исследователя А.В. Шиловской были выявлены основные компоненты ЗОЖ и процент использования их студентами, то есть систематическую профилактику утомлений, и ежедневное восстановление после учебы проводят только четверть студентов, правильного суточного режима придерживаются только 22,15 % студентов, процедуры закаливания используют 18 %. Активные формы отдыха – занятия спортом, отдых на природе, игры и прогулки на свежем воздухе привлекают 5,3 % студентов. Современные студенты в большей степени предпочитают пассивные формы досуга. Слушают музыку, смотрят фильмы, общаются в социальных сетях, играют в компьютерные игры. Предпочитаемые студентами механизмы релаксации, формы досуга крайне недостаточны для компенсации затрат нервной, психической энергии, необходимых для благополучной учебы [28].
Ряд зарубежных авторов [31], изучавших вопросы медицинского обслуживания студентов, отмечают, что службы здравоохранения должны опекать студентов, по крайней мере, в возрасте 17-19 лет.
Ценностные ориентации по соблюдению здорового образа жизни, еще не получили должного места в системе ценностей студента. Здоровый образ жизни не является нормой для большинства студентов нашего государства. Большая часть студентов неправильно питается, не проявляет необходимую в их возрасте двигательную активность, не соблюдает режим дня, не использует элементы закаливания, чаще всего снимаю стрессы посредством вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания). Наблюдается устойчивая гиподинамия. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие должных ориентаций в поведении приводит к формированию закрепленных, за время обучении в университете, привычек. Образует разрыв между реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и требованиями жизни с другой. Низкое здоровье негативно отражается на способностях студенческой молодежи быть устойчивыми к факторам внешней среды, быть работоспособными и конкурентоспособными в условиях выбранной профессиональной деятельности [8]. Поэтому необходимо активировать и стимулировать влияние факторов, оказывающих положительное влияние, поскольку они укрепляют состояние здоровья, и нейтрализовать действие факторов, которые пагубно влияют на здоровье.
Изучение здоровья студентов, факторов его обусловливающих, забота о здоровья отожествляет не только медицинский, но и социальный аспект, а также определяет одну из приоритетных задач вузовского образования. Тем не менее, в настоящее время, чаще всего работа, связанная с профилактикой и оздоровлением студенческой молодежи, носит бессистемный характер, отсутствует четкая методология, слабо используются новые технологии оповещения и оздоровления, диагностики, лечения и реабилитации, низок уровень материально-технической базы ВУЗов [17].
Успех оздоровления и восстановительного лечения студентов во многом зависит от организационных форм работы, методов оздоровления и медицинской реабилитации, уровня и качества подготовки кадров, занимающихся лечебно-профилактической деятельностью в молодежной среде [13]. Это требует принятия неотложных действенных мер и правил по созданию условий для перехода к здоровому образу жизни каждого студента. Для разработки и внедрения которых необходимы совместные существенные усилия государственных органов, всех педагогических коллективов вузов и самих студентов.
В настоящее время методы донозологической диагностики [11] должны занять важное место в практической деятельности врачей и применяться в отношении тех студентов, которых врачи считают практически здоровыми, но на самом деле они могут находиться в пограничном состоянии между здоровьем и болезнью. Умение диагностировать эти состояния, предотвращать и ликвидировать – важнейшая задача медицинской науки и практического здравоохранения.
Источник
Как сохранить здоровье в студенческие годы?
Для многих студенческие годы становятся самыми счастливыми, ведь это – сочетание молодости, новизны и впечатлений. Именно на этот период приходятся первые «взрослые» жизненные трудности, первая любовь, первое разочарование…
Несколько лет жизнь кипит, экзамены и зачеты сменяются коллективными походами в кино и на дискотеку, а лекции – прогулками под луной. Единственное, на что не хватает времени студентам – подумать о своем здоровье. Им кажется, что таблетки и болячки – удел стариков, поэтому многие получают свой диплом вместе с букетом… Нет, не цветов, а заболеваний.
Береги здоровье смолоду!
Мы привыкли слышать, что сами строим свое будущее. И здесь речь идет не только о карьере, воспитании, но и о здоровье. В начале жизни наше психическое и физическое здоровье во многом зависит от родителей. Именно они «закладывают фундамент». А дальше все зависит от нас самих. Интересно, каково будет жить на «верхних этажах», если «средние» построены из некачественно материала? Думаю, такое «здание» долго не простоит.
Как надоедает слушать от родителей, что курение – это вред, а обед лучше брать с собой из дома. А еще ежедневные напоминания о том, что надо беречь голову и поясницу от холода.
И представляет себе студент такую картину: все модные и крутые (они же курят), а он стоит в стороне один в теплой бесформенной куртке, да еще и с авоськой в руке. А ведь хочется быть душой компании и производить впечатление на сокурсников.
А лет в сорок те, кто был так крут и моден в студенческие годы, сам будет стоять в стороне с больными почками, легкими, желудком и сердцем. Быть крепким, спортивным и подтянутым в пятьдесят или шестьдесят лет – вот что сегодня действительно в моде и престиже! А начинается все со студенчества.
Поступил здоровым, окончил больным
Здоровье во многом зависит от образа жизни, об этом говорит и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ). С поступлением в институт ритм жизни молодежи меняется. И не всегда в лучшую сторону.
Для студентов характерно:
- Нерегулярное и неправильное питание;
- Недосыпание;
- Маленькая физическая активность;
- Длительное пребывание в душных помещениях;
- Приобретение вредных привычек (курение, алкоголь и др.);
- Постоянные стрессы;
- Большая умственная нагрузка, напряжение зрения.
Вот список основных «врагов» студенческого здоровья, побороть которые не получится, но снизить их влияние на организм можно. Разберемся с каждым в отдельности.
Еда для студента
Гастрит называют болезнью студентов не зря. К концу учебы почти все сталкиваются с болями в желудке. И это – лишь самая маленькая проблема с пищеварением, которая может развиться от неправильного питания. Иногда возникает желчекаменная болезнь, панкреатит или язва желудка. Кроме того, не всегда есть возможность вымыть руки, прежде чем съесть на бегу бутерброд, и в кишечник может попасть серьезная инфекция.
Примерный режим питания у студента:
- Утром – едим много, чтобы не проголодаться быстро (если успеваем);
- В обед – едим всухомятку, или не едим вовсе;
- После учебы – снова едим много, последний раз – в 21-22 часа.
Так выглядит самая оптимистичная картина. Зачастую утром девушки тратят время на макияж, парни – на сон, а в обед решаются учебные проблемы. Поесть получается один раз в день (вечером). Даже самый крепкий желудок не выдержит такого насилия над собой.
Что же делать?
- Старайтесь есть чаще. Ведь соляная кислота без еды начинает переваривать слизистую желудка. Не стоит забывать об обеде, пища – это «топливо» не только для тела, но и для мозга. В идеале между приемами пищи должно быть не более 4 часов. Ещё одно очень важное правило – никогда не пропускайте завтрак!
- Важным моментом является качество питания. Если нет возможности взять еду из дома, попробуйте найти столовую, где есть горячее питание. Тарелка супа стоит не дороже булочки и газированного напитка.
- Если день все-таки прошел на голодный желудок, компенсируйте это нормальным домашним питанием. Кисель и овсяная каша станут настоящим праздником для желудка.
- Не стоит забывать о гигиене. Воду и мыло сегодня можно заменить спиртовыми салфетками или антисептическим гелем для рук.
Недостаток физической активности
Большую часть дня студентам приходится сидеть. Лекции, семинары, библиотека, работа за компьютером и домашняя подготовка к завтрашнему дню проходят без движения. Да еще и в закрытых помещениях. В результате студенты сталкиваются с такими проблемами:
- Нарушение кровообращения в конечностях;
- Кислородное голодание важных органов, в том числе и мозга;
- Искривление позвоночника.
Но и здесь себе можно помочь:
- Старайтесь проводить в движении даже короткие перерывы между лекциями, никогда не оставайтесь сидеть за партой во время перерыва.
- Следите за осанкой постоянно. Прямая спина – это не только красота, но и нормальная работа легких и кровообращения.
- Когда вы много работаете за компьютером или читаете — делайте небольшие перерывы каждые 40 минут; заботьтесь о своих глазах.
- Не забывайте о свежем воздухе. Читать учебный материал и учить можно в парке. Подойдет для этого любая скамья на улице. А самое малое, что можно делать – это проветривать свою комнату как можно чаще.
- Полюбите спорт! Мысль о том, что для этого нужны большие деньги, является всего лишь отговоркой. Сегодня большинство крупных институтов предоставляют своим студентам для занятий спортивные залы и секции. Если таковых нет, достаточно делать самые простые упражнения дома. А потанцевать под любимую музыку – полезно не только для тела, но и для души.
Несколько слов об одежде
Возможно, кому-то не понятно, каким образом наши брюки, майки или туфли могут повлиять на здоровье. На самом деле, одежда имеет большое значение в нашей жизни.
Что любят носить девушки? Узкие брюки, короткие куртки и обувь на высоком каблуке. Возможно, это красиво, но вредно для здоровья. Модницам грозит варикозное расширение вен, заболевания почек и воспаление женских половых органов.
Чего не любят носить парни? Теплую обувь, шапку и зимнее белье под брюками. Варикоза, конечно, у них не будет, но застудить уши, и заработать бесплодие они вполне могут.
Еще один частый зимний недуг – это пневмония, осложнения от которой могут оставить отпечаток на здоровье на всю оставшуюся жизнь.
Что делать? Одеваться по сезону. Сегодня в магазине можно найти одежду, которая будет не только модной, но и удобной.
Как не сойти с ума?
С первых дней обучения информация обрушивается на студентов лавиной. Готовиться к занятиям приходится в ночное время, что приводит к хроническому недосыпанию. Расшатывают психику и стрессовые ситуации (экзамены, зачеты, пересдачи). Ученые говорят о том, что к третьему курсу у многих студентов развивается невроз, а это отрицательно отражается на успеваемости и отношении друг к другу, а также приводит к хроническим стрессам, которые очень негативно сказываются на здоровье. Помимо прочего могут возникнуть две крайности: замкнутость или агрессивность.
К сожалению, психологи есть не во всех вузах, да и отправиться к нему самостоятельно может не каждый. Что делать?
- Нужно чередовать умственную нагрузку с другими делами. Мозг не может находиться в активном состоянии долгое время, постепенно он утомляется. Отвлеклись на еду – уже хорошо, удалось поспать 15 минут – еще лучше. В это время отдыхает и разум, и глаза.
- Планируйте свое время и не оставляйте много долгов на конец сессии. Все это для того, чтобы всегда высыпаться. При недостатке сна качество обучения (и жизни) снижается в разы.
- И опять хочется напомнить о спорте. Физическая активность заставляет кровь двигаться по телу, доставляя кислород ко всем важным органам, особенно к мозгу.
Несколько слов о том, чего не стоит делать:
- Отвлекаться на просмотр телевизора. За этим занятием не отдыхают ни глаза, ни мозг.
- Расслабляться при помощи алкоголя, сигарет или наркотиков. Об этом поподробнее…
Алкоголь и сигареты – развлечение?
О том, что спирт и табак – вред, мы знаем со школьной скамьи, однако останавливает это не всех. Статистика говорит, что к концу учебы курят 25% студентов, хотя на первом курсе эта цифра в 2,5 раза меньше. Немного по-другому обстоит дело с алкоголем. По некоторым данным спиртное употребляют до 70% студентов. К сожалению, есть среди студентов и те, кто употребляет наркотики.
Зачем? Для одних – это способ расслабиться, для других – дань моде, для третьих – любопытство. И в большинстве случаев на решение попробовать влияет окружение.
Один единственный раз может привести к серьезной зависимости. Подумайте о последствиях! Лет через 20 вы станете злостным курильщиком или алкоголиком. А с наркотиками вообще долго не проживете.
Вам нужно расслабиться? Опять же, займитесь спортом. Если вы думаете, что курить и пить – круто, то очень сильно заблуждаетесь. Не стоит геройствовать и доказывать что-то кому-то. Запомните, это не вам слабо попробовать, а им слабо бросить!
Еще одна опасность, которую таит в себе алкоголь и наркотики – снижение контроля над собой и чрезмерная раскрепощенность. Помните о презервативах, незащищенная интимная близость может стать причиной венерических заболеваний, в том числе и СПИДа.
И еще пара советов
Громкая музыка
Не все знают, что, обычно, ранняя тугоухость является следствием нашего образа жизни. Это относится к любителям слушать очень громкую музыку и тех, кто часто посещает громкие концерты и клубы. Уровень шума свыше 80 децибел является опасным для ушей (по громкости это шум в вагонах метро). При длительных более громких воздействиях «волосковатые клетки», которые служат рецепторами слуховой системы, приходят в негодность. Вы не будете ощущать ухудшения слуха до тех пор, пока количество негодных клеток не достигает 50%! Затем острота слуха начнет стремительно снижаться. Сделаем выводы.
- Ограничивайте громкость музыки, особенно в наушниках.
- Никогда не слушайте музыку в шумном транспорте. Чувствительность слуха в такой обстановке снижается, и тогда вам хочется включить плеер очень громко.
- Откажитесь от самого шумного места на концерте (например, напротив колонок). Для вас будет едва заметна разница между очень громким звуком и ещё более громким, однако она может пагубно (и, поначалу, незаметно) сказаться на слухе.
Чистите зубы два раза в день
Да да, и это тоже очень важно 🙂 Причем важно чистить зубы равномерно со всех сторон и не жесткой щеткой. Не используйте отбеливающие зубные пасты, если ничего о них не знаете. При постоянном использовании они повреждают эмаль. Чрезмерно тщательная чистка зубов, слишком сильное надавливание на щетку или частое использование грубой щетки и отбеливающей пасты часто приводит к появлению клиновидного эффекта (шейка зуба ослабевает и оголяется), особенно на клыках, которые немного выпирают относительно остальных зубов. Поэтому чистите зубы бережно.
Еще пару важных советов по поводу зубов:
- чередуйте пасты с фтором и без фтора;
- посещайте стоматолога раз в год для профилактики;
- отличный выбор — использование электрической зубной щетки;
- если пользуетесь обычной щеткой, то освежите память, посмотрите в интернете, как ей правильно чистить зубы.
Забота о зубах позволит вам избежать многих неприятных вещей.
Студентам посвящается…
Не бойтесь выделяться из толпы и отстаивать свое мнение. Особенно если оно касается морали и здорового образа жизни. Вокруг будут те, кто посмеется над вами, но найдутся и единомышленники. Лет через двадцать те, кто вовремя не задумался о своей жизни, поймут, как вы были правы.
Источник