Ребёнок прогуливает школу: что делать родителям
Вместе с психологом разбираемся, почему некоторые школьники пропускают занятия, чем это грозит родителям и как с этим бороться.
Почему дети прогуливают школу
Перед тем как действовать, нужно разобраться в мотивах. Причины могут быть связаны как с личностными особенностями, так и с внешними обстоятельствами:
- Ребёнку может быть неинтересно в школе, потому что он знает программу наперёд или, напротив, не справляется с нагрузкой.
- Если школьник пропускает конкретные уроки, скорее всего, у него пробелы в знаниях по этому предмету и он боится опозориться перед классом либо у него конфликт с учителем.
- Если ребёнок перегружен школьными и дополнительными занятиями, он может начать прогуливать неважные, по его мнению, уроки.
- Частой причиной пропусков является буллинг, когда разногласия с одноклассниками заставляют в буквальном смысле бежать из школы.
- Проблемы в семье также смещают учёбу на второй план. Иногда ребёнок пропускает уроки потому, что не может на них сосредоточиться из-за тревожной обстановки дома, а иногда для того, чтобы «отвлечь» внимание мамы и папы от ссор друг с другом.
- Наконец, пропуски занятий могут быть следствием подросткового кризиса. И если для одних школьников прогул — это просто способ заявить о себе, то у других пропуски занятий могут быть связаны кардинальной сменой интересов и влиянием плохой компании.
Как понять, что ребёнок прогуливает уроки
Первыми тревожными звоночками могут быть:
- жалобы на учителей;
- поиск предлога, чтобы остаться дома — «голова болит», «живот прихватило»;
- отказ обсуждать школьные дела;
- появление новых друзей и прогулки допоздна;
- снижение успеваемости.
Что делать, если ребёнок прогуливает
Если причина прогулов ясна, следует поговорить с ребёнком. Без криков и оскорблений — важно построить откровенный спокойный диалог. В конце концов, все мы в школьные годы хотя бы несколько раз пропускали уроки.
Задача родителя — разобраться в мотивах и помочь их устранить. Так, если ребёнок прогуливает из-за конфликта в семье, нужно объяснить, что его вины в происходящем нет, и мама с папой любят его, несмотря ни на что. Возможно, здесь потребуется помощь психолога.
Если у ребёнка проблемы с одноклассниками или преподавателями, нужно поддержать и предложить помощь в разрешении конфликта: «Мне жаль, что это случилось с тобой, но давай вместе придумаем выход». При этом важно подчеркнуть, что в жизни нужно попробовать не всё, а прогуливать школу — вовсе не круто.
Если ребёнок перегружен, пересмотрите его распорядок дня и устройте незапланированные выходные.
Если школьнику скучно на уроках или, напротив, ему недостаточно знаний, можно подобрать репетитора, записаться на дополнительные занятия, вместе разобрать тему. Например, наши курсы по школьной программе помогут подтянуть знания, а углублённые и олимпиадные курсы — узнать больше, чем дают на уроках. Чтобы познакомиться с нашей платформой, воспользуйтесь бесплатным пробным периодом.
Что делать не нужно
Мы попросили психолога «Домашней школы Фоксфорда» Елену Петрусенко рассказать, какое поведение родителей может не решить, а усугубить ситуацию с прогулами в школе.
Вот несколько проигрышных линий поведения.
- Чтение моралей: «Вот я в твои годы. », «Учёба — это святое!»
«Важно понять причину, по которой ребёнок пропустил урок, а не рассказывать о своём опыте. Собственный пример или историю нужно рассказывать тогда, когда в ней есть похожие условия, но альтернативное решение, такой опыт ценен».
- Подкуп: «Будешь ходить в школу регулярно, купим электросамокат»
«Материальные стимулы могут устранить последствия, но не причину проблемы. Например, если ребёнок прогуливает из-за того, что не понимает предмет, то приобретение какой-нибудь дорогой вещи вряд ли улучшит успеваемость. Скорее всего, он будет посещать уроки и приносить двойки. А когда ребёнку захочется новый подарок, он может снова прекратить посещать школу».
- Самобичевание: «Я плохая мать (плохой отец), раз мой ребёнок прогуливает школу»
«Посещаемость занятий школьником напрямую не связана с качеством воспитания. Если вам стыдно за прогул ребёнка, попробуйте честно ответить себе на вопрос: “Я переживаю за будущее своего ребёнка или из-за того, что меня будут отчитывать?” Важно не корить себя за ошибки, а понимать, что можно сделать, чтобы исправить сложившуюся ситуацию».
- Игнорирование проблемы: «Я в школе постоянно прогуливал, и ничего — как-то выучился!»
«Причины прогулов в школе могут быть совершенно разными. Иногда за ними стоят серьёзные психологические проблемы, которые невозможно разрешить без помощи специалиста. А порой пропуск учёбы может быть предвестником отклоняющегося поведения. Поэтому пускать проблему на самотёк ни в коем случае нельзя».
Какие могут быть последствия прогулов в школе
Статья 63 Семейного кодекса России гласит: родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Если ребёнок систематически пропускает занятия, школа вправе обратиться в органы опеки, а те, в свою очередь, — привлечь родителей к административной ответственности.
Из письма Министерства просвещения России от 20 августа 2020 года N 07-4977: несовершеннолетний ребёнок, который пропустил более 20% занятий по неуважительным причинам в течение месяца или систематически пропускает более 20% занятий за отчётный период, который устанавливается приказом Росстата, считается прогульщиком. Письмо даёт возможность примерно оценить, сколько занятий может быть пропущено ребёнком: прямого нормативного действия акт не имеет.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей предполагается вынесение предупреждения либо штрафа в размере от 100 до 500 рублей за первичное нарушение, штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей или административного ареста на срок до пяти суток за повторное нарушение на основании ст. 5.35 КоАП РФ.
Источник
Ребенок с начала учебного года практически не посещает школу по болезни. | Тольятти
Ребенок с начала учебного года практически не посещает школу по болезни. 10 класс, очень много пропустила и отстала. Справки от врачей есть. На данный момент она редко ходит на уроки без справки от врача (так как Ее ещё не выписали), потому что диагноз и причину Ее плохого самочувствия до сих пор не нашли. (температура, слабость). И сколько ещё мы будем искать причину неизвестно. Помимо Ее здоровья, я очень переживаю, что за эти полгода у неё будет неатестация по предметам. И школа может Ее исключить или оставить на второй год. Что мы можем сделать в данной ситуации? Перейти на домашнее обучение? Сдавать в конце когда экзамены экстерном? Может что-то ещё?
Ответы на вопрос:
Да, согласно п.5 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Обратитесь с заявлением на домашнее обучение. Оснований для исключения из школы нет.
Возможно действительно есть смысл перейти на домашнее обучение чтобы не остаться на второй год
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
п. 5 Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
Татьяна, В соответствии Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для детей, нуждающихся в длительном лечении, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.
Ребенка не могут исключить из школы. Возможен переход на домашнее обучение. Это оптимальный вариант, учитывая состояние здоровья ребенка. Переход на домашнее обучение возможен по заявлению родителей и заключения врача на основании ФЗ РФ «Об образовании».
— Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, на данный момент, у ребёнка уже довольно много пропусков и не факт что домашнее обучение вам поможет, но её могут перевести в 11 класс условно. Согласно ч. 2 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно (ч. 8 ст. 58). Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
Похожие вопросы
Мне после, удаления менингиомы головного мозга, поставили диагноз левосторонняя тугоухость 3-4 степени, могу ли я получить инвалидность?
Ответы на вопрос:
Мне после, удаления менингиомы головного мозга,
Здравствуйте! Вам необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Юристы Вам на этот вопрос не ответят.
Я преподаватель ДШИ мне 52 г., стаж 33 г педагогический?
Ответы на вопрос:
Это считается педагогический стаж, рас уж вы проработали в образовательном учреждении преподавателем, педагогом. Всего доброго.
Надо задавать понятный и ясный вопрос. УШИ это школа искусства или интернат. По стажу Вам давно пора на заслуженную пенсию.
П. п.19 п.1 статья 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
В отношении получения возможных ответов забейте в поисковик: http://www.pfr.kirov.ru/node/593
Там есть как считается стаж и должности педагогов и др.
Т.е. я могу уходить на пенсию по выслуге лет? Но нас лишили выслуги именно категорию преподавателей муз. школ. Когда-то не помню точно на 01.01.2000 г или 2001 г. у нас должен быть стаж 16.8 лет мне не хватало 3 месяца? Значит сейчас все актуально? Подскажите источник ответов.
Ответы на вопрос:
Ваш стаж 16.8 лет который был заработан ранее, будет учтен, Однако Вам необходимо доработать еще три с лишним года на педагогических должностях, но только не в музыкальной школе. И не в детской школе искусств, поскольку работа данных учреждениях не засчитывается в льготный стаж.
Невозможно ответить, смотрите документы:
на основании ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В пункте 1 указанного Списка среди прочих должностей поименованы должности учитель, музыкальный руководитель, а в п.1.1 и 1.3 графы «Наименование учреждений» указаны соответственно общеобразовательные учреждения — школы всех наименований, детские сады.
В соответствии с п.2 указанных Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516.
Пунктом 4 Правил №781 определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. — при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
С учетом п.5 тех же Правил, периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Согласно пунктам 1, 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 — 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется — стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555, при подсчете страхового стажа подтверждаются:
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее именуется — до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) — документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (на бумажном носителе либо в форме электронного документа);
периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее именуется — после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 года №39 «Об установлении тождества наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель» было установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности « музыкальный руководитель».
На основании Постановления Правительства РФ №191 от 03.04.2003 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы) педагогических работников образовательных учреждений» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений составляет 18 часов в неделю, музыкальным руководителям — 24 часа в неделю.
В соответствии с Постановлением №41 от 30.06.2003 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры установлено, что педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству — выполнение данной регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Не считается совместительством педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, а также в ином детском учреждении с дополнительной оплатой.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 20 октября 2005 года N 392-О, от 18 апреля 2006 года N 83-О и от 21 декабря 2006 года N 584-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Источник