Меню

Если ребенок не переносит витамины

Если ребенок не переносит витамины

Витамин А, он же ретинол – жирорастворимый витамин, выполняющий в организме человека, в том числе, и ребенка, ряд важных функций: обеспечение адекватного сумеречного зрения (входит в родопсина – структурного белка палочек сетчатки), развития костей кожи, волос, костей, правильной работы иммунной системы.

При дефиците данного витамина в организме, развиваются симптомы страдания именно перечисленных выше органов и систем.

Каковы же причины дефицита витамина А в организме ребенка?

Прежде всего, это экзогенные причины – нехватка либо полное отсутствие данного вещества в детском рационе, как вследствие непосредственного недополучения определенных продуктов, так и вследствие их неправильного приготовления или хранения. К эндогенным причинам относятся: гельминтозы, заболевания ЖКТ, ведущие к мальабсорбции, онкологические заболевания, врожденные нарушения обмена веществ, нарушение синтеза и выделения желчных кислот, прием антибиотиков и др.

На стадии сниженного количества данного витамина, при так называемом прегиповитаминозе, симптомы неспецифичны, однако может появиться незначительное нарушение суточного зрения. При более выраженном гиповитаминозе А, и тем более, при авитаминозе, гемералопия усугубляется, к ней присоединяется сухость и помутнение конъюнктивы с образованием на ней белых непрозрачных пятен (пятна Бито), размягчение и изъязвление роговицы. Со стороны кожи и слизистых у детей отмечается нарушение процессов ороговения в сторону гиперкератоза, повышенного шелушения, атрофии потовых и сальных желез, эпителиальная метаплазия верхних дыхательных путей (образование участков многослойного эпителия на месте секреторных бокаловидных клеток). Вследствие снижения резистентности организма отмечается склонность к гнойничковым заболеваниям кожи, инфекционным заболеваниям ЖКТ, дыхательной и мочеполовой системы. Поскольку витамин А необходим для нормального роста и развития костной ткани, дети, испытывающие его дефицит, отстают от своих сверстников в росте.

Лечение гиповитаминоза и авитаминоза А заключается в нормализации диеты, коррекции эндогенных причин, приводящих к дефициту, а также в назначении терапевтических доз витамина А.

Суточная потребность витамина А для детей от 3 до 7 лет составляет 400 мкг. Мультивитаминные комплексы для детей «Мультивит Форте» полностью перекрывают эту потребность.

Из клинических случаев вспоминается пришедшая на прием к участковому педиатру девочка 5 лет. Внимание на себя обратила относительная низкорослость ребенка (95 см) при нормальном среднем росте родителей. Девочка состояла на диспансерном учете как часто и длительно болеющий ребенок на протяжении полутора лет, а в последнее время стала жаловаться на снижение зрения, особенно в темное время суток. Объективно отмечалась сухость кожных покровов, гиперемия конъюнктивы, трещины в углах рта.

В общем анализе крови – анемия (гемоглобин 98 г/л), эозинофилия (14%). При обследовании на гельминтозы выявлен аскаридоз.

Девочка прошла курс лечения антигельминтными препаратами, начала принимать витаминный комплекс, включающий витамины А и Е, и в течение нескольких недель состояние ее кожных покровов значительно улучшилось, жалобы на снижение зрения полностью прекратились. Также участковый педиатр отмечает снижение частоты простудных заболеваний у ребенка и ускорение темпов физического развития.
Витамин Е

Витамин Е, или токоферол, также является одним из жирорастворимых витаминов, выполняющих в организме человека важнейшие функции. Является мощнейшим антиоксидантом (участвует в защите клеточных мембран от действия свободных радикалов), обмене селена и аминокислот, содержащих в своем составе серу (цистин, метионин). Также данный витамин участвует в процессах тканевого дыхания и синтезе гема.

Суточная норма витамина Е для ребенка составляет 7 мг. Мармеладные пастилки с витаминами «Умкавит» содержат комплекс жизненно важных витаминов для укрепления иммунитета.

Читайте также:  Внешторг фарма витамины для мужчин

Дефицит данного витамина бывает первичный и вторичный. Первичный гиповитаминоз Е развивается в связи с недополучением данного вещества с пищей (часто встречается у грудных детей на искусственном вскармливании, а при нехватке белка в рационе). Вторичный гиповитаминоз развивается вследствие наличия эндогенных причин, а именно, различных заболеваний, проявляющихся нарушениями пищеварения, синдромом мальабсорбции: целиакия, муковисцидоз, хронический панкреатит, онкологические заболевания, нарушения перистальтики, вирусные, бактериальные инфекции, сахарный диабет.

Для клинической картины у детей наиболее характерно их отставание в росте и развитии, мышечная слабость, снижение тонуса мышц. Вследствие свободнорадикальной атаки на клеточные мембраны, происходит разрешение периферических нервных волокон, что приводит к нарушениям кожной чувствительности, координации движений. Лабораторно отмечается гемолиз эритроцитов, креатинурия.

У взрослых дефицит данного витамина проявляется нарушением деятельности репродуктивной системы.

Как видим, симптомы данного гиповитаминоза малоспецифичны и часто остаются без внимания родителей и даже врачей-педиатров, списывающих данные проявления на основное заболевание. Однако в случае, когда дефицит данного витамина подтвержден лабораторно (у детей – менее 0,4 мг/мл, у взрослых – менее 0,8 мг/мл в плазме крови) необходимо скорректировать диету и назначить терапевтические дозы витамина Е, причем при наличии заболеваний, проявляющихся синдромом мальабсорбции, допускается его парентеральное введение.

Источник

Ребенок безобразничает? Значит, обделен витаминами А, В, С, D …

Что такое гиповитаминоз?

В повседневной жизни витаминную недостаточность мы привычно называем авитаминозом, и это глубокое заблуждение.

В действительности авитаминоз тяжелейшее и редкое заболевание, когда витамины и минеральные вещества не поступают в организм вовсе или по каким-либо причинам не усваиваются.

Его страшные последствия:

Чаще всего мы имеем дело с гиповитаминозом. По данным института питания РАМН, от 10 до 70 процентов детей страдают от недостатка тех или иных витаминов и микроэлементов.

Пик витаминной недостаточности приходится на весну. Самый распространенный из них — дефицит витамина С, его не хватает 70-80 процентам детей.

Не стоит удивляться, что на теплые дни и ласковое солнышко детский организм отзывается слабостью:

  • длинные темные вечера в зимнюю пору
  • простудные заболевания
  • отсутствие свежих овощей и фруктов

и дефицит витаминов не заставит себя ждать. Коварен он тем, что симптомы в большинстве случаев так называемые неспецифические, то есть встречаются и при других болезнях.

А некоторые сигналы:

  • слабость
  • раздражительность
  • быстрая утомляемость
  • нарушения аппетита
  • снижение умственной и физической работоспособности

порой родители и вовсе не принимают всерьез, списывая все на лень или внезапно испортившийся характер.

Есть и более конкретные признаки. Так, например:

Симптомы Нехватка витамина
раздражительность, головная боль говорят о недостаточности тиамина (B1), пиридоксина (B6)
кровоточивость десен аскорбиновой кислоты ©
сухость и вялость кожи витаминов А и B2

Определить, есть ли в организме ребенка недостаток витаминов, может только врач-педиатр. Главное и основное лекарство — это повседневное сбалансированное меню.

Чаще всего специалисты рекомендуют ежедневно давать ребенку пять овощей и фруктов разного цвета. Например:

Нужны ли детям поливитамины?

Но как бы нам того ни хотелось, полного объема витаминов и микроэлементов, в которых нуждается детский организм, в пище все-таки нет. В первую очередь, там не хватает витамина С — он быстро разрушается при:

  • приготовлении пищи
  • и теряется при хранении продуктов.
Читайте также:  Какие хорошие витамины для профилактики

Поэтому врач может порекомендовать продукты, специально обогащенные витаминами и микроэлементами. Допустим:

  • соль с повышенным содержанием йода
  • муку, богатую витаминами B1, B2, РР
  • молоко и кефир, обогащенные витамином С.

Популярно в последнее время стало использование витаминно-минеральных премиксов — смесей из нескольких веществ, которые можно добавить в сок или кашу.

Как утверждают специалисты, всем поголовно детям пить поливитамины совсем не обязательно. В дополнительной подпитке нуждаются:

  • карапузы до трех лет
  • малыши в период высоких темпов роста (5-6 лет)
  • подростки
  • а также дети, которые занимаются спортом или недавно перенесли болезнь.

Чаще всего врач советует принимать препараты зимой и весной курсами по одному месяцу с перерывом в одну или две недели.

Часто мы думаем, зачем советоваться со специалистом по поводу приема витаминов, если многочисленные пилюли, сиропы и пастилки продаются на каждом углу? И покупаем тот препарат, чья реклама убедительней и красочней.

Из-за такой самодеятельности мам и пап малыш может получить серьезный вред здоровью, от:

  • различных аллергий
  • до тяжелых нарушений в работе органов и систем.

К слову, к аллергиям чаще всего приводят дополнительные компоненты поливитаминных препаратов:

Чем больше включено в состав таких добавок, тем меньше должно быть желания его купить.

Для детей до 5 лет лучше всего подходят поливитаминные комплексы на водной основе или в виде сиропов, которые содержат набор самых необходимых витаминов А, D3, С, B1, B2, B6, B12 и РР, но их количество в каждом препарате разное.

Лучше всего это видно на примере витамина А: в некоторых препаратах он составляет всего 1 процент от суточной нормы, в других — 100 процентов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что самый удачный вариант — половина или немного больше от ежедневной потребности. Этого вполне хватит для профилактики и не вызовет передозировки.

Читайте также:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Витаминная недостаточность у детей

Витаминная недостаточность — патологическое состояние, обусловленное снижением обеспечения организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено важностью витаминов для нормальног

Витаминная недостаточность — патологическое состояние, обусловленное снижением обеспечения организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено важностью витаминов для нормального функционирования многочисленных физиологических и метаболических процессов.

В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности, выделяют три ее формы: авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами (обозначаемую также маргинальной или биохимической формой витаминной недостаточности).

Под авитаминозами понимают состояние практически полного истощения витаминных ресурсов организма, сопровождающееся возникновением симптомокомплекса, характерного и специфического для дефицита того или иного витамина (например, цинги, пеллагры и др.). Под гиповитаминозами понимают состояние резкого (но не полного) снижения запасов витаминов в организме, вызывающее появление ряда в основном малоспецифических и нерезко выраженных клинических симптомов, нередко общих для различных видов гиповитаминозов (как, например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость и т. п.), а также некоторых более специфических микросимптомов. Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов, проявляющуюся в основном нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими микросимптомами. Перечислим основные причины возникновения витаминной недостаточности у детей и подростков.

Читайте также:  Бета каротин витамин состав

I. Алиментарная недостаточность витаминов.

  • Нерациональное питание, вызывающее дефицит витаминов в пищевых рационах беременных женщин и кормящих матерей, приводящий, в свою очередь, к снижению запасов витаминов в организме новорожденного ребенка и уменьшению их уровня в грудном молоке.
  • Нерациональное искусственное вскармливание с преимущественным использованием кефира, коровьего молока и других неадаптированных молочных смесей.
  • Несвоевременное и недостаточное введение продуктов прикорма в питание детей первого года жизни.
  • Низкое содержание витаминов в суточных рационах питания детей дошкольного и школьного возраста, обусловленное нерациональным построением пищевых рационов и ограниченным потреблением продуктов-витаминоносителей.
  • Потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения и нерациональной кулинарной обработки.
  • Действие антивитаминных факторов, обусловленных содержанием продуктов.
  • Присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме. Разбалансировка химического состава рационов и нарушение оптимальных соотношений между витаминами и другими нутриентами и отдельными витаминами.
  • Пищевые извращения и религиозные запреты, налагаемые на потребление ряда продуктов у некоторых народностей.
  • Анорексия, в том числе нервная анорексия.

II. Угнетение роста нормальной кишечной микрофлоры, продуцирующей ряд витаминов.

  • Болезни желудочно-кишечного тракта.
  • Нерациональная химиотерапия.

III. Нарушения ассимиляции и метаболизма витаминов.

    Нарушения всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте:

– поражение гепатобилиарной системы;

– конкурентные отношения с абсорбцией других витаминов и нутриентов;

– врожденные дефекты и (или) незрелость транспортных и ферментных механизмов абсорбции витаминов.

  • Утилизация поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой.
  • Нарушение нормального метаболизма витаминов и образования их биологически активных форм:

    – приобретенные заболевания, действие инфекционных агентов.

    Нарушения образования транспортных форм витаминов:

    – вследствие незрелости метаболических процессов (недоношенность и др.);

  • Антивитаминные эффекты лекарственных веществ и других ксенобиотиков.
    1. Спиричев В. Б. Современные представления о роли витаминов в питании. Методы оценки и контроля витаминной обеспеченности населения. М.: МОИП, 1984. С. 1–26.
    2. Present knowledge in nutrition — ILSI Press , Wash., DC, 1996, 109-236, 7th-ed by Ziegler E., Filer L. J.
    3. Конь И. Я., Покровский А. А. Значение витаминов в питании здоровых и больных людей: Справочник по диетологии. М., 1992. С. 30–42.
    4. Schwarz K. B. Vitamins in: Nutrition in pediatrics — ed. by Walker, Walkins, Decker, Ins. Pabl., Hamilton L. 1997, 115–136.
    5. Handbook of vitamins, 2-nd ed., ed by Macklin L., Dekker, N-Y, 420 p.
    6. Complete book of vitamins and minerals ed. by McDonald A. et al., Public. Int., 1993, 384 p.
    7. Конь И. Я. Проблемы взаимодействия витамина А и ксенобиотиков // Вестник АМН СССР. 1986. № 12. С. 22–38.
    8. Спиричев В. Б., Конь И. Я. Биологическая роль жирорастворимых витаминов // Итоги науки и техники. Серия «Физиология человека и животных». 1989. Т. 37. 220 с.
    9. Конь И. Я., Тоболева М. А., Димитриева С. А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 2. С. 62–67.

    И. Я. Конь, доктор медицинских наук, профессор
    Н. М. Шилина, кандидат биологических наук
    НИИ питания РАМН, Москва

    Источник

  • Adblock
    detector