Меню

Если пост вредит здоровью

Польза и вред поста для здоровья и организма

Согласно церковному календарю, в течение года постных дней бывает от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и, соответственно, длительности Петрова поста (это единственный многодневный пост, длительность которого может различаться). Получается, что как минимум половину календарного года православный христианин призван исключать из своего рациона пищу животного происхождения.

С духовной точки зрения основной целью поста является духовное очищение, а не ограничение пищи как таковое. Напротив, составление рациона только из растительных продуктов облегчает духовные подвиги, в которых и лежит весь основной смысл любого поста. Тем не менее, телесная человеческая природа часто берет верх, и невозможно не обращать внимание на свое тело во время поста. Эта статья посвящена питанию и тому эффекту, который оказывает растительная пища на наш организм.

Пост — это вегетарианство?

Довольно часто можно услышать сравнение православного воздержания в пище с модным сегодня вегетарианством. Несмотря на совершенно разные духовные аспекты и цели, с точки зрения составления рациона вегетарианство действительно наиболее точно характеризует способ питания во время православного поста.

Важно! В полной мере сравнивать пост и вегетарианством некорректно, поскольку православное воздержание преследует духовные цели, а особенное питание — это лишь способ облегчить духовный труд.

Если рассматривать только телесную форму воздержания, то во время православного поста человек призван отказываться о продуктов животного происхождения и питаться только растительной пищей. Именно такого рациона придерживаются вегетарианцы, а точнее — веганы.

Ещё о православном посте:

По мере ограничения употребления животных продуктов, Устав нашей церкви выделяет такие степени поста:

  1. Исключение только блюд из мяса (практикуется при подготовке к Великому посту во время масленицы).
  2. Исключение из рациона мяса, всех молочных блюд и яиц, но с разрешением использовать рыбу. Если разрешена рыба, то можно употреблять и растительное масло, вино, а продукты можно подвергать тепловой обработке.
  3. Полное исключение всех животных продуктов, включая рыбу, но с разрешением тепловой обработки с использованием масла и вина.
  4. Исключение животной пищи, растительного масла и вина. Продукты можно варить, запекать.
  5. Практика сухоядения. Исключается животная пища, масло и вино, также запрещается тепловая обработка продуктов. Вкушать можно сырые овощи и фрукты, хлеб, воду. Также можно добавить в рацион орехи, сухофрукты, маслины.
  6. Полный запрет на вкушение пищи.

Естественно, современный человек, живущий в миру, зачастую не может соблюдать воздержание строго по Уставу. Не стоит этого смущаться, опускать руки и полностью прекращать пощение — степень воздержания может быть у каждого своя, согласно состоянию здоровья, духовному развитию, тяжести повседневного труда и т.д.

Святые отцы о пользе поста

Несмотря на то, что все святые отцы всегда во главу угла ставили именно духовную значимость практике воздержания в пище, не обходили они вниманием и пользу для здоровья. Конечно, нельзя рассматривать пост как способ оздоровления или омоложения организма — это, мягко говоря, очень умаляет истинный смысл.

Интересно! Многовековая практика периодического исключения животной пищи из рациона подтверждает, что при правильном подходе к ограничению очищается не только душа, но и тело.

Так, святой Василий Великий предупреждает, чтобы христиане избегали излишне строгого воздержания, которое ослабляет тело. Подвижник подчеркивает, что человек должен оставаться в силе, не терять активность и бодрость, не впадать в лень и ослабление. Для борьбы с духовными страстями нужно очень много сил, поэтому важно подобрать такую меру воздержания, которая не будет приводить к слабости и потере здоровья.

Подтверждает эту же мысль и святитель Игнатий Брянчанинов, которой в одном из писем ко своей больной сестре прямо указывал ей во время поста есть мясо, если ей это необходимо по своей болезни. Святитель писал, что сам факт поедания мяса ни в коей мере не может считаться грехом, а воздержание нужно только лишь для облегчения тела и препятствию телесным разжиганиям. Но если болезнь сама по себе приводит к немощи, организм необходимо подпитывать той пищей, в которой он нуждается.

Об этом же говорит нам и 69-е Апостольское правило, которое разрешает послабление степени воздержания для тех, кто болен.

Святитель Феофан Затворник писал, что по состоянию здоровья можно включать в свой рацион животную пищу, если это делается не по прихоти, а по необходимости поддержать страждущее тело. Более того, он говорил, что даже монахи могут есть мясо, если впадают в такую немощь, что не могут выполнять своих положенных духовных трудов.

Как видим, святые отцы нашей церкви никогда не настаивали на строжайшем соблюдении Устава в отношении воздержания в пище. Безусловно, здоровому человеку, который способен понести такой подвиг, не нужно лениться и выдумывать себе отговорки. Но если есть реальная необходимость — нужно корректировать рацион так, чтобы пост ни в коем случае не вредил здоровью не отбирал последние силы.

Кроме того, не нужно забывать, что послабление в пище не означает послабления духовного. Съесть кусочек мяса можно, если того требует состояние здоровья, но никто не отменял воздержания в словах, делах, мыслях. Даже болящий человек может отказаться от неуместных увеселений, постараться сдерживать свой гнев и раздражительность, обращать больше внимания на просьбы ближних, больше молиться.

Читайте также:  Медицина спорт здоровье журнал

Аргументы «против»

Позиция Православной Церкви четкая и понятная — говение не должно приносить вреда физическому здоровью. Но все равно находятся противники пощения . Чаще всего для критики практики исключения животной пищи приводятся такие аргументы:

    Резкое изменение рациона вредно для здоровья. Действительно, если человек за всю жизнь привык есть много жирного мяса, тяжелой пищи в больших объемах — резко «сесть» на сухоядение для него будет не только сложно, но и опасно. Для этого и существуют постные дни в среду и пятницу на каждой неделе, отдельные постные дни в церковные праздники — чтобы человек в течение всего года воспитывал в себе воздержание. Тогда и длительное говение не будет таким стрессом для организма.

Нет добродетели без рассуждения — об этом должны помнить все верующие христиане. Люди иногда сами возлагают на себя «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Матфея, 24:3), с которыми не могут справится, и разочаровываются полностью в церковной жизни и в вере. К вопросам воздержания, как ни к каким иным, нужно подходить разумно и взвешенно.

Что говорят врачи

Поскольку постное православное меню очень похоже на вегетарианскую еду, существует много исследований влияния такого рациона на здоровье человека.

Так, Американская диетологическая ассоциация полагает, что правильно и грамотно организованное вегетарианское питание является здоровым и обладает такими преимуществами:

  • уменьшает риск заболеваний сердца и сосудов;
  • уменьшает риск внезапной смерти;
  • увеличивает общую продолжительность жизни и период активности;
  • уменьшает риски онкологических заболеваний;
  • уменьшает развитие ожирения, особенно во второй половине жизни;
  • уменьшает риск заболевания диабетом второго типа, облегчает его протекание.

Следует заметить, что подобные исследования проводились с изучением рациона так называемых умеренных вегетарианцев — это люди, которые полностью не исключают пищу животного происхождения, но основу их питания составляет растительная пища. Именно такое питание наиболее полно характеризует меню православных христиан, которые стараются придерживаться практики соблюдения многодневных и однодневных постов.

Отдельно стоит рассмотреть такую практику, как лечебное голодание. Наиболее распространены методики по П. Бреггу и Г. Шелтону. Православная аскетика никаким образом не связана с такими радикальными практиками. Известны примеры святых, которые на длительное время полностью отказывались от какой-либо пищи, но это единичный опыт личного подвига, а не общее предписание. Мнения врачей относительно полного воздержания от еды на длительный срок также различны, поэтому эта практика не может восприниматься однозначно.

С точки зрения медицины, питание современного среднестатистического человека, живущего в большом городе, никак нельзя назвать полезным. Избыток вредных жиров, быстрых углеводов, консервантов, химических добавок делает еду удобной и вкусной, но очень вредной. Польза православного поста для здоровья заключается уже в том, что человек, как минимум, начинает анализировать, чем же он питается.

Зачастую такой анализ вызывает шок у человека, который вдруг осознает, насколько неполезным оказалось его привычное меню. Даже если не ставить перед собой высоких целей, а просто попытаться на несколько недель исключить из рациона вредные и тяжелые продукты — польза для здоровья будет неоценимая.

Важно! Православие учит умеренности во всем и всегда. Конечно, ни о какой пользе поста для здоровья не приходится и говорить, если человек в течение нескольких недель героически терпит ограничения, а на праздник впадает в обжорство и прочие страсти с новой силой. Пожалуй, в таком случае вреда будет только больше, нежели пользы, поскольку организм испытает колоссальный стресс.

Но если хотя бы постараться приблизиться к тому календарю постных дней, который предлагает нам наша церковь, мы сможем не только духовно возвыситься, но и оздоровить свое тело. Многим православным людям хорошо знакомо то чувство легкости, которое дарит правильно и качественно организованное постное питание.

Источник

Твое право, знать правду, Русич

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Церковный пост во вред здоровью

Сообщений 1 страница 10 из 10

Поделиться12011-01-19 20:09:24

  • Автор: АДМИН
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 2010-12-27
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 122
  • Уважение: [+0/-0]
  • Позитив: [+0/-0]
  • Провел на форуме:
    3 дня 13 часов
  • Последний визит:
    2019-10-25 07:42:37

Иногда полезно усомниться и в общеизвестном. Каждый из нас многократно слышал о том, что поститься — полезно, ибо это « разгружает « органы пищеварения, позволяя организму в целом отмобилизовать внутренние резервы и очиститься от « шлаков «… О пользе и даже обязательности постов для верующих неустанно напоминают в церквях, авторитетно подкрепляя позицию диетологов мнением самого Господа. Казалось бы, о чём тут поспоришь. Но давайте спокойно разберёмся…

Для начала разделим религию и здоровье. Религиозные правила и нормы вовсе не обязательно диктуются полезностью для физического здоровья, и наоборот, что полезно здоровью — то далеко не всегда соответствует религиозным табу и догмам. Конкретный пример: если ислам запрещает мусульманину есть свинину, то это вовсе не означает, что сало — яд, а просто у ислама фишка такая — свинину не кушать. А индусы, к примеру, корову почитают за священное животное и не жрут её ни под каким соусом, но это же вовсе не значит, что мы обязаны настаивать на исключительной вредоносности говядины для человеческого организма… Пост в религии — способ дисциплинировать массы и побудить их и во всём оста льном слушаться своих пастырей, а ещё это — ритуал, призванный как–то выделить « своих «, отделить их от « чужаков « и, так сказать, « пометить «. Эти – постятся, крестятся и колено-преклоняются, те – бреют головы наголо, совсем не едят мясо и бормочут мантры, там –не работают в субботу, обрезают члены и скрипят зубами на арабов, тут – поют « Интернационал «, гуляют по площади с красными знамёнами и восторгаются великим Сталиным… Короче, указание Господа поститься, поститься и поститься к серьёзной диетологии никакого отношения не имеет. Однако священнослужителям хочется сделать свои ритуалы попривлекательнее для прихожан ( чтобы увеличить их число! ), и потому они настаивают, в частности: « Не только Господь велел поститься, но и здоровью — полезно. « При этом хорошо заметно, что сами священники, которые уж точно постятся по полной программе, в массе своей люди тучные и болезненные. Никак не скажешь по ним: « Смотрите, как чудесно преобразило людей регулярное голодание. « Скорей вздохнёшь горестно: « Глядь, до чего эти сравнительно молодые мужики – бедолаги довели себя… « Правда, они оправдываются: « Организму трудно сносить постоянные молебны и священнослужения! « Но давайте хотя бы зафиксируем то, с чем и они согласны: « полезность « постов не в силах даже компенсировать « вредность « от соблюдения иных обрядов и ритуалов. Веди священники здоровый образ жизни — им и поститься не надо было бы, а кто здоровый образ жизни ведёт — им-то зачем поститься.

Читайте также:  Здоровье основная ценность человечества

И последнее моё « около — религиозное « замечание: если Бог действительно так добр и милосерден, как вы говорите, то не может он запрещать человеку есть то и тогда, что и когда ему хочется скушать. Ну не может он так человека обидеть, и всё тут…

Значит ли это, что нужно обжираться как поросёнок. Есть гурманы, которые лишь в этом и видят смысл своей жизни, им я не судья… Но моя личная позиция такова: нужно знать свою собственную, присущую именно тебе меру в еде, и постоянно соблюдать её, не « дергая « организм регулярными сменами перееданий и недоеданий, голодовок и обжорства… Вредно именно это — неравномерность нагрузок и как итог — расстройство пищеварительных органов. Сравните своё тело с автомобилем, который поминутно то разгоняют, то очень резко тормозят — изнашивается такая машина в 10 раз быстрее. Задал своему организму оптимальную нагрузку, и затем держаться её до конца — вот секрет любого долголетия. Каждый человек — индивидуален. Быть тощим как дистрофик или толстым как жиртрест одинаково вредно любому, но внутри этих рамок есть множество состояний от « почти тощего « до « почти толстого «, каждое из которых может оказаться вполне приемлимой нормой для того или иного индивидуума. Кому – то от рождения суждено быть полненьким, а кому – то — худеньким, и пытаться бороться со своими генами, как – то вытеснить свою « конституцию « организма другой, более тебе нравящейся — ненужно, почти невозможно, да и вредно. Посты вовсе не препятствуют ожирению, скорее — наоборот. Лишённый привычного продпайка, организм начинает паниковать, метаться в поисках замены пропавшего, на уровне подсознания « запоминает « свои переживания во время поста, и когда пост наконец – то заканчивается — стремится создать НЗ калорий на случай повтора « тяжких времён «, то есть — подталкивает своего хозяина к перееданию. В результате тело не только возвращает назад утраченные во время поста килограммы, но и набирает новые пуды жира впрок… Чем чаще постишься — тем толще становишься. ( Это не касается людей с ускоренным обменом веществ, такие сколько не едят — остаются тощими как жерди, такие и от постов не располнеют, но тогда зачем вообще таким — поститься. )

Вредней регулярных постов может быть только регулярное голодание, т.е. полный отказ от пищи на достаточно длительное время. Сперва организм во весь голос вопит: « Сос! «, потом — начинает поедать сам себя и разлагаться… Почему – то принято считать, что, пожирая собственное тело, организм съедает и свои болезни. Очень может быть. Но почему бы не предположить, что последствия длительного голодания — это тоже болезнь, причем — не менее тяжкая, чем те, которые оно будто бы сожрало. Действительно ли целебно голодание — не берусь судить, но если судить по судьбе жителей блокадного Ленинграда или миллионов голодающих детей Африки, то – вряд ли.

Читайте также:  Школа здоровья при бронхиальной астме у детей

А главный мой совет — прислушивайся к своему организму и во всём следуй его молчаливым советам. Хочется тебе кушать это и не кушать то — так и поступай. Если тебе хочется поститься или голодать — постись и голодай, но это только если хочется действительно — тебе, а не твоим советчикам, наставникам и заводилам. Даже если они искренни с тобою и рекомендуют тебе то, в чём сами уверены, а не то, что им выгодно тебе внушить — даже в этом случае полезное для них самих вполне может оказаться вредным для тебя, и наоборот…

Итак, слушайся только себя — раз, никакого насилия над собою — два, в сложных случаях опирайся на элементарный здравый смысл — три… И помни: как бы ты ни жил и сколь ни трясся над собственным здоровьем, но оно когда – нибудь всё равно закончится, и любая жизнь завершится смертью, так стоит ли так уж трястись. Живи достойно и в отведённый тебе срок умирай достойно, а всё остальное — суета сует…

Поделиться22011-01-19 20:31:16

  • Автор: Мичман
  • Участник
  • Зарегистрирован : 2011-01-19
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 11
  • Уважение: [+0/-0]
  • Позитив: [+0/-0]
  • Провел на форуме:
    4 часа 47 минут
  • Последний визит:
    2011-05-31 13:14:20

В последнее время на волне искусно подогреваемого интереса к религии все чаще можно услышать мнение о том, что Великий пост полезен для здоровья. Дескать, организм человека за это время очень хорошо очищается от шлаков. Однако это очень и очень сомнительное утверждение.

Вильям Похлебкин, автор прекрасных книг по кулинарии, считал: «В постах вижу лишь цель церкви подчинить себе народ. Для человека естественно зимой есть больше, летом — меньше. Зимой — рыбу, мясо, летом — овощи и фрукты. А наша церковь закатывает нам Великим пост на целый месяц — это при наших-то суровых зимах. Это же варварство какое-то!

Церковь никогда не заботилась о наших желудках, ее больше идеология занимала: постишься — наш, не постишься — чужак».

Возможно, Вильям Похлебкин несколько категоричен, но то, что Великий пост во многих случаях наносит вред здоровью, с этим нельзя не согласиться. Медики отмечают, что пост —довольно сильное испытание для всех систем организма, а потому особенно печально, когда начинают поститься люди неподготовленные. Резкий отказ от привычной еды и привычного режима питания может привести как к возникновению новых болезней, так и к обострению старых.

К сожалению, многие люди не знают, как необходимо правильно выходить из поста. Ведущий научный сотрудник Центра профилактической медицины Галина Холмогорова рассказывает: «Я на всю жизнь запомнила кошмарное дежурство в приемном покое 1-й Градской больницы, которое пришлось на Пасху. Видеть людей переевших, перепивших, у которых мгновенно обострились все заболевания;хирургическое отделение, заполненное людьми с кровоточащими и прободными язвами. Неделя, которая бывает после Пасхи, всегда знаменуется взлетом числа больничных листов, потому что многие ведут себя крайне неразумно. В течение 7 недель человек соблюдает пост, не ест жирной, мясной, тяжелой пищи. Организм уже перестроился на совершенно другой вид обмена, потому что работает очень экономно, и если не нужно в большом количестве ферментов для расщепления белков и жиров, то поджелудочная железа их и не вырабатывает в тех количествах, которые были раньше. И вдруг в один день все кончается, и на пищеварительную систему обрушивается такой страшный, такой жуткий пищеварительный удар, что иной раз кажется странным, как после такой обжираловки люди остаются живыми. То, что они болеют, закономерно, но то, что они остаются жить, — это странно. Ни в коем случае нельзя вот так сразу объедаться. Есть хорошее слово «разговляться», то есть надо всего поесть понемножку».

Следует упомянуть, что есть люди, которым пост абсолютно противопоказан с медицинской точки зрения. К этой категории людей, по мнению медиков, относятся все больные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с язвой желудка, гастритами, панкреатитами, холециститами, диабетом. Кроме того, очень осторожными в отношении поста должны быть люди, которые недавно перенесли очень сильную психическую травму, горе, а также люди, находящиеся в процессе выздоровления после какого-то заболевания.

На утро после страшной попойки на Пасху поп подходит к холодильнику,
вытаскивает бутылочку пива, выпивает ее в один глоток и умиротворенно говорит:
— Пиво — это верное доказательство того,
что Бог есть, что он нас любит и хочет, чтобы мы были счастливы.

Отредактировано Мичман (2011-01-19 20:37:42)

Источник

Adblock
detector