Меню

Если поклялся здоровьем своего ребенка

Эзотерический интернет-магазин и форум Магистериум. Магический магазин для всех

клятва ребенком

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 SIma

  • Жители Вселенной
  • 3 сообщений
    • Пол: Женщина

    Здравствуйте! Очень нужна помощь в снятии клятвы. Мой муж (гражданский) в ссоре в порыве гнева поклялся нашей дочерью (ей чуть больше года), что никогда не будет со мной. Мы расстались на некоторое время, но теперь страсти улеглись, и мы снова хотим быть вместе. Фактически мы живем в одной квартире, общаемся, но полноценно быть вместе не дает клятва. Муж уверяет, что раскаялся в содеянном, просил прощения за клятву дочерью, говорит, что сам хозяин своего слова — сам дал, сам забрал, и нам ничто не мешает быть вместе. Но я очень переживаю за дочь. Дело в том, что за то время, что мы вместе (более 7 лет), у нас было о-о-очень много ссор и скандалов с ужасными словами и пожеланиями, различными клятвами. После ссоры мы просили друг у друга прощения, забирали свои клятвы, и все вроде было более-менее нормально до поры до времени. Потом начала сильно болеть моя собака, которую я очень люблю, когда я забеременела, из двойни осталась только одна дочь, второй плод перестал развиваться на сроке примерно 2 месяца, на 6 день после рождения дочери, сразу после нашей выписки из роддома моя собака умерла. После всех этих событий не очень верится, что можно просто безнаказанно забрать свои слова и все. А рисковать дочерью я не хочу и не могу. Пожалуйста, подскажите, как можно аннулировать эту клятву так, чтобы точно никаких последствий для дочери не было? Может нужно какой-то специальный ритуал провести или что-то еще? Помогите, пожалуйста, найти выход из этого тупика. Муж говорит, что все дело в моей голове, но я не могу избавиться от страха, что все это может отразиться на дочери.

    #2 Галина

  • Основатели
  • 6 589 сообщений
    • Пол: Женщина
    • Откуда: Москва

    Если он поклялся Вам, Вы можете освободить его от клятвы. Точнее, только Вы и можете. Произнесите вслух — «я возвращаю тебе твое слово, и освобождаю тебя от клятвы» (можно даже сказать «от всех клятв»). После этого клятва аннулируется. Никаких ритуалов не нужно. Мужу скажите, чтобы впредь не разбрасывался словами. Если так уж хочется поклясться — пусть клянется своим здоровьем.

    Дополнение: не факт, что проблемы с собакой и ребенком как-то связаны с необдуманными клятвами. Клянется мало кто, а дети иногда страдают и домашние животные болеют у всех.

    #3 SIma

  • Жители Вселенной
  • 3 сообщений
    • Пол: Женщина

    Галина, благодарю Вас за ответ. Дело в том, что он не уточнял кому именно клянется, просто сказал: «Клянусь . (имя дочери), что никогда больше с тобой не буду!» Получается, что не лично мне он клянется. Что же в этом случае делать?

    #4 Галина

  • Основатели
  • 6 589 сообщений
    • Пол: Женщина
    • Откуда: Москва

    Он Вам это сказал, значит Вам и клялся. Никого больше, кому он мог это сказать, там же в тот момент не было? Значит, именно Вам, больше некому.

    Понятно, что упоминание имени ребенка в такой ситуации для матери — стрессовый фактор, но не накручивайте себя. Сгоряча сказанная фраза, по большому счету, ерунда, и не стоит такого беспокойства. Если бы каждая такая «клятва» имела реальные последствия, половина населения страны уже скончалась бы в страшных мучениях Но этого не происходит, потому что Силы в таких словах нет. — зато Ваша мнительность и негативные ожидания сами по себе вредны для Вас и Ваших близких. Дети чувствуют страх родителей, и это плохо сказывается на их состоянии. Старайтесь сохранять положительный настрой, перестаньте нервничать сами, и нервировать дочь.

    #5 SIma

  • Жители Вселенной
  • 3 сообщений
    • Пол: Женщина

    В тот момент присутствовали только я, муж и дочь. Спасибо Вам большое, Галина, за помощь. Постараюсь справиться со своими страхами.

    Источник

    Чем опасны клятвы? Почему нельзя клясться здоровьем родных и близких

    «Клянусь здоровьем своей матери!» «Клянусь здоровьем своего ребенка!» «Богом клянусь!»

    Как часто мы даем клятвы, обещания, даже не подозревая какие последствия они за собой влекут, если мы их не выполняем? А ведь всем известно: за все надо платить, «закон бумеранга» никто не отменял. У моей мамы есть соседка, хорошая, но очень «громкая» женщина. Живут они на одной площадке сорок семь лет. Все соседи за такой срок все о всех знают, казалось ничем их уже не удивишь. Но то, что происходит с Нинкиным сыном – так ее все называют, не перестает подъезд удивлять до сих пор.

    Юрка с детства ни с кем особо не дружил: то ему нос в песочнице расквасят, то ногу велосипедом переедут. Вечно в гипсе, в соплях, ангинах – словом из больницы она с ним не вылазила. Повзрослел. Думали перерастет, ан нет. То сердце прихватит, то давление шарахнет. На вид крепкий парень, а внутри развалюха.

    А недавно его подрезали!

    Целую неделю бабкам на лавочке было о чем судачить.

    Я у мамы спросила: «Да, что же такое то, парню так не везет?» «Нинка сама виновата! Ленька покойный спьяну, когда ее гонял, все кричал: — поклянись, что мне не изменяла? – вот она здоровьем ребенка и поклялась, да видно сбрехала. А Юрке расплачиваться за ее грех!» Я предложила посоветовать тете Нине читать молитву «Живый в помощи», чтоб хоть как-то участь сыну облегчить. В таких случаях: при невыполнении обещаний, лживых клятвах, эта молитва очень помогает, но мама только отмахнулась, зная, что Нинка этого делать не будет.

    Я всем советую, и сама так жить стараюсь, придерживайтесь «золотого» правила: не давайте обещаний, которые не сможете выполнить!

    Дорогие мои читатели если вам нравятся статьи подписывайтесь пожалуйста на мой канал и ставьте лайки

    Источник

    Почему нельзя клясться детьми

    Мы часто даем обещание не только себе, но и другим людям совершить что-либо или поступить каким-либо, конкретно определенным образом. Любое обещание подразумевает, что надо держать слово и выполнить его. Чем более значимым является предмет обещания или чем меньше доверия между людьми, тем чаще используется клятва. Предполагается, что она дает значительно большую гарантию, особенно, если мы клянемся чем-то ценным для нас. Однако православие негативно относится к этому, аргументируя, почему нельзя клясться детьми.

    Клятва и ее роль в отношениях

    Давая клятву, мы торжественно излагаем обещание, что совершим или не совершим что-либо исходя из складывающейся ситуации. Одновременно это и попытка продемонстрировать заверение относительно подлинного характера наших намерений или определенного факта.

    Именно поэтому имеется ввиду, прежде всего, уверение, не имеющее поддержки авторитетных источников. Но поскольку клянутся в основном чем-то особенно дорогим, то принимается риск в качестве подтверждения серьезности высказывания. В залог берется самое ценное, отсюда и фразы:

    Фактически, человек поручается в клятве тем, чем он не обладает. Вот почему нельзя клясться детьми.

    Психологические проблемы клятвы

    В ряде случаев клятва может не исполняться не только по причине нежелания самого человека, но и из-за внешних факторов, независящих от него. Но формально речь идет о том, что под удар в результате ставится объект или лицо, выступившее «залогом» в обещании. Конечно, это является сильнейшим мотивирующим фактором. Но, с другой стороны, это наносит сильнейший психологический удар по человеку, давшему клятву.

    Мы не говорим о возможности не исполнять обязательства. Однако давая клятву, не стоит подтверждать свои намерения здоровьем или жизнью своих близких людей.

    Что говорит религия

    В христианстве существует прямой запрет на клятву. Это указано в Писании. В частности, это можно увидеть в словах Иисуса Христа, указанных в Евангелие (Мт 5:33-37).

    Обратившись к любому священнику, вы сможете получить ответ на вопрос, почему нельзя клясться детьми. Нельзя давать в залог то, чем вы не можете распоряжаться. Господь запрещает это делать.

    Источник

    Что делать если дал клятву и нарушил её?

    Почему нельзя клясться

    Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.

    Читайте также:  День женского здоровья 2021

    Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.

    Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.

    Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

    Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.

    Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?

    Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.

    Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» (Быт.21:22-24).

    В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли (Быт.24:2-3).

    Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов (Быт.47:29-30).

    Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

    Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» (Мф.5:34-36). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).

    Это наставление обусловлено рядом причин.

    Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» (1Кор.7:23), то есть искуплены).

    Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).

    В-третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех (Мк.10:19). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.

    Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.

    Чем угрожает клятва православному человеку

    В разговорах часто можно услышать, как человек чем-то клянется в желании переубедить собеседника. Порой это делается настолько легкомысленно, что человек даже не задумывается о последствиях. Но слово – это сила, с помощью которого Господь сотворил мир, небо, землю и всех тварей. Оно может как поднять человека, так и убить. Ведь не зря дети просят благословение родителей. А проклятие матери считается самым убийственным выражением.

    Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.

    Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.

    Что делать при нарушении клятвы?

    Если человек поклялся совершить что-нибудь или, наоборот, не делать чего-то, а потом нарушил эту клятву, то он совершил клятвопреступление и обязан искупить его. Искупительные действия (каффара), которые совершаются в таких случаях, подробно расписаны в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление за [нарушение такой клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)

    Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.

    Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].

    Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].

    Другие законоведы считали, что накормить одного бедняка в обед или в ужин засчитывается за одно кормление, потому что ни в Коране, ни в Сунне не указывается точное количество еды, а, наоборот, говорится «средним из того, чем вы кормите ваши семьи», то есть количество пищи в данном случае не имеет значения. Этому мнению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин [Аш-Шарх аль-мумти‘6/185].

    Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].

    Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.

    Читайте также:  Питание важный фактор для здоровья

    Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].

    В прежние времена, когда рабство было широко распространено, законоведы подробно разъясняли условия, при которых рабов можно освобождать в качестве искупления. В частности, Абу ‘Абдаллах аз-Зуркани в комментариях к «Муватте» имама Малика пишет, что за искупление не засчитывается освобождение, например, раба, который договорился со своим хозяином о сумме выкупа (мукатаб), или раба, которому хозяин обещал свободу в случае его смерти (мудаббар), или рабыни, которая родила ребенка своему хозяину (умм аль-валяд), а также рабов, имеющих серьезные физические недостатки, например, страдающих слепотой [Шарх аз-Зуркани 4/149].

    Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.

    Если человек, нарушивший клятву, не имеет возможности сделать ничего из того, что мы упомянули выше, то он должен поститься три дня подряд. Это мнение ханафитских и ханбалитских законоведов, и оно опирается на кираат Убая ибн Ка‘ба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, в котором говорится ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مُتَتَابِعَاتٍ «три дня подряд». Это чтение не является муаватир, потому что слова «подряд» нет в мусхафе, и не все законоведы были согласны с тем, что на такие кирааты можно опираться для конкретизации общего смысла аятов. Поэтому Малик и аш-Шафи‘и разрешали поститься три дня по отдельности, хотя и считали желательным поститься три дня подряд [Бидая аль-муджтахид 2/180].

    Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].

    Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.

    Запретил ли Иисус клятвы?

    В. Д. Поленов «Палестина. Нагорная проповедь» (1890-1909)
    Источник: Gallerix

    В Нагорной проповеди Иисус, комментируя различные ветхозаветные предписания, обращается к проблеме клятвы и клятвопреступления. Обычай давать клятвы и обещания сохраняется и в наше время, однако отношение к нарушению обещания в современном обществе обычно бывает вполне толерантным, если только обещание не имеет форму письменного обязательства, нарушение которого одной из сторон влечет за собой правовые или финансовые последствия. Клятва именем Бога вышла из употребления в современном секулярном обществе, поскольку само упоминание имени Божия практически исчезло из публичной сферы. Лишь в некоторых странах, имеющих христианские корни, сохраняются такие формы клятвы, как присяга на Библии при вступлении в должность главы государства.
    В древности обычай давать клятву применялся значительно шире, чем в наше время. Ветхозаветные праведники во многих случаях употребляли клятвы (Быт. 14:22; 21:24; 47:31) или требовали клятвы от других (Нав. 2:12). Клятва произносилась в торжественной обстановке, в храме перед жертвенником (3 Цар. 8:31). Клятвопреступление рассматривалось как тяжкий грех, за который Бог сурово наказывает (Прем. 14:25, 30–31). Клялись Господом (1 Цар. 28:10;2 Цар. 19:7; 3 Цар. 2:8, 23), чьей-либо жизнью (Быт. 42:15;2 Цар. 11:11). Закон Моисеев содержит следующие установления, касающиеся клятвы и необходимости ее исполнения:

    Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его (Чис. 30:3).

    Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу, Богу твоему… (Втор. 23:21–23).

    Иисус в Нагорной проповеди не цитирует ни один из ветхозаветных текстов дословно, но суммирует их содержание в следующих словах:

    Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет сло во ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:33–37).

    Прямых параллелей к этому тексту мы не находим ни в одном из Евангелий. Однако он почти дословно повторяется в Послании Иакова: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клят­ вою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению (Иак. 5:12)

    Почему Иисус упоминает о клятвах небом, землей и своей головой? К Его времени обычай клясться Господом вышел из употребления, так как евреи перестали произносить имя Божие, дабы не нарушить вторую заповедь закона Моисеева: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрас­ но, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произ­ носит имя Его напрасно (Исх. 20:7; ср.Втор. 5:11). Вместо слова «Господь» (Яхве, Иегова) евреи времен Иисуса употребляли эвфемизмы, например слово «небо» (отсюда выражения «Отец Небесный», «Царствие Небесное»). Согласно одной из интерпретаций второй заповеди закона Моисеева, эта заповедь была направлена против клятвы именем Божиим, а в расширительном смысле содержала запрет на всякие ложные или ненужные клятвы1Луц У. Нагорная проповедь. С. 215.

    Споры о допустимости клятвы, о формах клятвы, о степени ответственности за клятвопреступление велись во времена Иисуса. Это очевидно из полемики Иисуса с фарисеями, которые считали недопустимым клясться храмом Иерусалимским или его жертвенником, но клялись золотом храма и тем, что на жертвеннике. Иисус жестко обличал их за лицемерие: по Его словам, клянущийся жертвенни­ ком клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом кля­ нется Престолом Божиим и Сидящим на нем (Мф. 23:15–22). Употребление подобного рода клятв Иисус считал одним из признаков лицемерия и беззакония при внешней, кажущейся праведности (Мф. 23:28). Слова Иисуса можно понять и в том смысле, что фарисеи считали недопустимым нарушение клятвы, если человек поклялся Иерусалимом или храмом; если же он поклялся жертвенником или даром, лежащим на жертвеннике, то такая клятва, с их точки зрения, имела менее обязывающий характер.

    Обычай полностью воздерживаться от клятвы, к чему призывает Иисус в Нагорной проповеди, в Его времена существовал у ессеев. Иосиф Флавий пишет о членах этого движения: «Всякое произнесенное ими слово имеет больше веса, чем клятва, которая ими вовсе не употребляется, так как само произнесение ее они порицают больше, чем ее нарушение. Они считают потерянным человеком того, которому верят только тогда, когда он призывает имя Бога». При этом он указывает на обычай при вступлении в общину давать целую серию обетов:

    …Прежде чем он начинает участвовать в общих трапезах, он дает своим собратьям страшную клятву в том, что он будет почитать Бога, исполнять свои обязанности по отношению к людям, никому — ни по собственному побуждению, ни по приказанию — не причинять зла, ненавидеть всегда несправедливых и защищать правых; затем что он должен хранить верность к каждому человеку и в особенности к правительству, так как всякая власть исходит от Бога. Дальше он должен клясться, что если он сам будет пользоваться властью, то никогда не будет превышать ее, не будет стремиться затмевать своих подчиненных ни одеждой, ни блеском украшений. Дальше он вменяет себе в обязанность говорить всегда правду и разоблачать лжецов, содержать в чистоте руки от воровства и совесть от нечестной наживы, ничего не скрывать пред сочленами; другим же, напротив, ничего не открывать, если даже пришлось бы умереть за это под пыткой. Наконец, догматы братства никому не представлять в другом виде, чем он их сам изучил, удержаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов. Такими клятвами они обеспечивают себя со стороны новопоступающего члена2Иосиф Флавий. Иудейская война. 2, 8, 7. С. 960–961..

    Эти обеты Флавий называет присягой: за их нарушение член общины исключался из нее3Там же. 2, 8, 8. С. 961.. Разграничение между клятвой и обетом проводили также раввины времен Иисуса: клятву человек давал в суде, подтверждая истинность своих показаний; обет приносился Богу и содержал заверение в том, что человек будет от чего-либо добровольно отказываться4Иисус и Евангелия: Словарь. Т. 1. С. 329..

    Читайте также:  Алфавит мамино здоровье аллергия

    Если в полемике с фарисеями Иисус делает акцент на обычае заменять имя Божие эвфемизмами, то в Нагорной проповеди Он говорит о недопустимости клятвы вообще, в частности клятвы теми предметами, над которыми человек не имеет власти. При этом Он перефразирует слова Господа из книги пророка Исаии: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих (Ис. 66:1). Человек не должен клясться ни небом, ни землей, потому что они ему не принадлежат: их Творец и Хозяин — Бог.

    Нельзя клясться Иерусалимом, потому что он — «город великого Царя», то есть место, где Бог пребывает в Своем храме. Иисус называл Иерусалимский храм тем, что принадлежит Отцу Его (Лк. 2:49), домом Отца Своего (Ин. 2:16), домом Божиим (Мф. 12:4). Иерусалим считался святым городом (Мф. 4:5) именно потому, что в нем находился храм — место особого присутствия Божия (2 Цар. 7:5). Собственно «местом обитания» Бога является небо (3 Цар. 8:30, 39, 43, 49). Однако храм построен как жилище Бога, место Его вечного пребывания (3 Цар. 8:12), куда обращен взор Бога (3 Цар. 8:29) и куда люди простирают руки, чтобы Бог услышал их молитву (3 Цар. 8:38–39). Обычай в молитве обращаться в сторону Иерусалима был широко распространен во времена Иисуса; он и поныне сохраняется в ортодоксальном иудаизме.

    Почему человек не может поклясться собственной головой, то есть своей жизнью или своим телом? Потому что он рождается, живет и умирает не по своей воле: хозяином его жизни, как и хозяином неба и земли, является Бог. Человек не властен над своим физическим устройством: он живет в том теле, которое получил от Бога. В этом смысл слов Иисуса о том, что человек не может изменить цвет волос или прибавить себе роста хотя бы на один локоть (Мф. 6:27). В наше время люди не только красят волосы, но и ложатся на хирургические операции, чтобы прибавить себе несколько сантиметров роста, изменить свою внешность, изменить пол. Представление о том, что человек является хозяином своей жизни и жизни своего потенциального потомства, приводит к широкому распространению самоубийств, эвтаназии, абортов. Для христиан, однако, слова Иисуса продолжают сохранять свою значимость, и учение Церкви о недопустимости подобных явлений исходит из того миропонимания, которое выражено Самим ее Основателем.

    В святоотеческой традиции слова Иисуса о недопустимости клятв комментировались по-разному. Распространенной была точка зрения, согласно которой не следует давать клятвы потому, что это создает дополнительный риск клятвопреступления. По словам Григория Богослова, клятва воспрещена христианам по той причине, что нарушение клятвы или ложная клятва страшны и нетерпимы5Григорий Богослов. Слово 4, против Юлиана (PG 35, 661, 664). Рус. пер.: Т. 1. С. 106.. Иоанн Златоуст считает, что «клятвопреступление происходит от лукавого», является делом богопротивным, а клятва — «дело излишнее, без необходимости прибавляемое»6Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 17, 5 (PG 57, 261). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 199.. С другой стороны, Кирилл Александрийский считал, что Христос запрещает клясться только теми вещами, которые Он перечислил7Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Матфея, фрагмент. 63 (PG 72, 380–381; Критическое издание: MatthäusKommentare. Frag. 63). Рус. пер. в кн.: Библейские комментарии. Новый Завет. Т. 1а. С. 146.. При этом он ссылается на слова из Послания к Евреям: Люди клянут­ся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их (Евр. 6:16).

    Запрет на клятву в христианской традиции не распространяется на те обеты или присягу, которые человек дает при принятии на себя определенного образа жизни или при вступлении в священные степени. В частности, принимая крещение, человек отрекается от сатаны и дает обещание быть верным Христу. При вступлении в брак мужчина и женщина дают обещание быть верными друг другу: это обещание произносится в храме, перед священником, в присутствии свидетелей. При принятии диаконской и священнической хиротонии произносится присяга перед крестом и Евангелием. При рукоположении во епископа присяга имеет вид подробного исповедания веры и содержит обещание соблюдать церковные каноны.

    Монашеский постриг в православной традиции включает в себя торжественное произнесение нескольких обетов, сводящихся к трем основным: нестяжания, послушания и целомудрия (безбрачия). Обеты эти приносятся человеком добровольно, что является непременным условием действительности пострига. Поскольку обеты приносятся Богу, никакая земная власть, в том числе церковная, не может освободить человека от необходимости их соблюдать. Процедура низведения монаха в мирянское достоинство, практикуемая в некоторых Церквах, является не благословением Церкви на снятие монашества, а лишь констатацией нарушения монахом своих обетов с вытекающими отсюда каноническими последствиями, такими как лишение священного сана в случае если монах им обладал, недопущение бывшего монаха к венчанию в случае вступления его в брак.

    Монашеские обеты в православной традиции не имеют срока действия. В некоторых монашеских орденах Католической Церкви вечным обетам предшествуют временные. Так, например, картезианцы после двух лет новициата дают временные обеты на три года, потом обновляют их еще на два года и лишь после этого дают вечные обеты, которые должны соблюдать всю оставшуюся жизнь. В протестантской и англиканской традициях монашество как таковое отсутствует.

    Все эти примеры свидетельствуют о том, что христианская традиция восприняла четвертую антитезу из Нагорной проповеди не в смысле запрета на любые формы обещания или присяги и не в том смысле, что обещания не следует давать, чтобы их потом не нарушить (хотя последнее толкование, как мы видели, встречается у некоторых отцов Церкви). Есть жизненные ситуации или служения, которые требуют принятия на себя человеком определенных обязательств, свидетельством которых является обещание или присяга. Публичный характер такого обещания, произносимого в присутствии свидетелей, призван гарантировать выполнение человеком взятых на себя обязательств.

    Источник: Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 2. Нагорная проповедь Глава 4. Закон и пророки / Клятва и ложь Глава 4. Закон и пророки / Клятва и ложь / «Не клянись вовсе»

    Источник

    Adblock
    detector