Тема 3. Эпидемиологические исследования
3.1. Характеристика эпидемиологических исследований и организация их проведения
Существует множество природных, биологических, социальных факторов, на фоне которых развивается и распространяется патология. Для познания закономерностей развития какой-либо патологии, эпидемического процесса проводят эпидемиологические исследования. Формирование методов эпидемиологических исследований происходило при изучении проявлений эпидемического процесса инфекционных болезней. По мере развития эпидемиологической науки в структуру эпидемиологических исследований вошли как описательно-оценочные (дескриптивные) методические приемы, так и аналитические, экспериментальные с возможностью математического моделирования.
Успехи, достигнутые в борьбе с инфекционными болезнями, были бы не столь впечатляющими, если бы не был разработан эпидемиологический метод, который является методологической основой эпидемиологии.
Эпидемиологический метод — это совокупность методических приемов, которая предназначена для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний и состояний здоровья в популяции людей. Метод позволяет оценить структуру заболеваемости по группам населения и нозологическим формам, по территории и во времени, вскрыть конкретные элементы социальных и природных условий, определяющих причинно-следственные связи в развитии и проявлении заболеваемости.
Эпидемиологический метод включает как специфические, свойственные только эпидемиологии, способы исследования (например, эпидемиологическое обследование эпидемического очага, эпидемиологический эксперимент), так и разработанные и применяемые в других отраслях знаний методические приемы (например, данные по иммуноструктуре населения, энтомологические, эпизо-отологические, историко-географические, статистические и др.), привлекаемые для эпидемиологических целей и в связи с этим приобретающие специфическую направленность.
В настоящее время эпидемиологический метод широко используют не только для анализа проявлений эпидемического процесса инфекционных болезней, но и для:
оценки состояния здоровья населения в целом и отдельных его групп в данное время на определенной территории с выделением превалирующей социально значимой патологии;
оценки распространенности массовых заболеваний неинфекционной природы (например, сердечно-сосудистые, онкологические, психические, эндокринные и др.);
• выявления факторов окружающей среды, представляющих наибольшую опасность для здоровья населения и для возникновения массовых заболеваний неинфекционной природы;
• оценки эффективности управленческих решений в целях их коррекции;
• разработки прогноза состояния здоровья населения с учетом постоянно меняющихся условий среды обитания.
Составляющими компонентами эпидемиологического метода являются эпидемиологический анализ и синтез рассматриваемых данных. Таким образом, эпидемиологический метод включает различные методические подходы, приемы и способы.
Совокупность методических приемов, позаимствованных из статистики, социологии, географии, клинической медицины, социальной гигиены, микробиологии, иммунологии и других смежных наук, способствует более углубленному изучению проявлений эпидемического процесса. Такое методическое заимствование широко используется в медицине, что способствует прогрессу развития не только эпидемиологии, отражая характерные черты и этапы современных научных исследований. При этом происходит процесс сложного взаимодействия: с одной стороны, использование нового метода позволяет более углубленно познать какое-либо ранее неизвестное или плохо изученное явление (предмет исследования), а с другой — сами методы в процессе развития знаний об этом предмете видоизменяются и специализируются. Аналогичное явление происходит и с методами эпидемиологических исследований, сформированными в процессе их длительного взаимодействия с предметом исследования, что привело к формированию целой системы взаимосвязанных приемов и способов, направленных на познание эпидемиологических закономерностей эпидемического процесса.
Метод эпидемиологического анализа — специфическая совокупность приемов, изучающих закономерности появления множества событий (заболеваний, смертей и др.), позволяющих установить причины возникновения и распространения патологических состояний любой природы в популяции людей. Эпидемиологический анализ проводится поэтапно:
Сбор эпидемиологических данных.
Результатом анализа является формулировка эпидемиологического диагноза о причинах возникновения и распространения патологических состояний.
Использование эпидемиологического метода, в основе которого лежат те или иные варианты эпидемиологических исследований, позволяет выявлять конкретные условия и механизмы развития болезней в конкретной обстановке, т. е. проводить эпидемиологическую диагностику.
Алгоритм эпидемиологической диагностики (В.Д. Беляков, 1989)
I, Оценка проявлений эпидемического процесса:
среди различных групп населения;
II. Выявление условий жизни людей, факторов социальной и природной среды, которые определяют проявления эпидемического процесса.
III. Проверка сформулированных гипотез, расшифровка причинно- следственных связей, приводящих к заболеваемости.
IV. Ближайший и/или отдаленный прогноз заболеваемости, оценка достоверности гипотез о факторах риска.
Если клиническая диагностика — это распознавание болезни и состояния больного, то эпидемиологическая диагностика — это распознавание заболеваемости и состояния здоровья населения. Постановка эпидемиологического диагноза позволяет определить адекватный объем профилактических, противоэпидемических мероприятий в сложившейся эпидемиологической ситуации.
Важной задачей учреждений здравоохранения по эпидемиологической диагностике является упорядочение регистрации, учета и разработка единых критериев в диагностике заболеваний (любых патологических состояний). Наилучшим вариантом решения этого вопроса является применение стандартного определения случая.
Эпидемиологическое определение случая — набор стандартных критериев для решения вопроса о наличии или отсутствии у данного индивидуума определенного заболевания/состояния.
Стандартное эпидемиологическое определение случая обеспечивает единообразную диагностику каждого случая и позволяет убедиться, что различия, выявленные при сравнении количества случаев в различных группах населения, связаны не с различиями в способах диагностики заболеваний, а с действием иных причин, действительно представляющих интерес для эпидемиолога.
Основной задачей эпидемиологических исследований является изучение частоты возникновения различных заболеваний.
Для решения задач по изучению распространенности заболеваний проводят эпидемиологические исследования, которые можно разделить на три группы: наблюдательные (дескриптивные, обсервационные исследования), экспериментальные, предусматривающие вмешательство в изучаемый процесс, и математическое моделирование.
Типы эпидемиологических исследований I. Эпидемиологическое наблюдение.
Источник
2. Здоровье населения, его социальные и биологические закономерности.
Здоровье — это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как “состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов”. Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.
Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8—10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь — нарушение этой гармонии.
3. Социальные факторы и здоровье.
Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.
Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).
Источник
22) Методы гигиенических исследований. Санитарно-статистический и эпидемиологический анализ состояния окружающей среды и здоровья населения.
Гигиена, как отрасль медицинских знаний, имеет свою методологию, под которой понимают комплекс научно обоснованных методов, используемых для проведения санитарного надзора, разработки гигиенических регламентов, изучения состояния здоровья населения и др.
В гигиене различают четыре основных метода.
Эпидемиологический метод — это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды. Данный метод — один из ведущих в гигиене методов.
Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:
а) с помощью санитарно-статистических материалов. По официальным данным учетных медицинских документов изучают смертность, рождаемость (данные ЗАГСа), заболеваемость населения за определенный отрезок времени. Материалы анализируются, обрабатываются, рассчитываются специальные показатели рождаемости, смертности;
б) посредством медицинского обследования отдельных групп населения. Специально организованная группа врачей различного профиля (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и т. д.) осматривает и обследует группу населения, которая подвержена воздействию определенного фактора;
в) данные медицинского обследования могут быть дополнены углубленными клиническими наблюдениями, когда отбирается группа людей, подвергшихся влиянию того или иного фактора (например, на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии), и обследуется дополнительно. Углубленное клиническое инструментально-лабораторное обследование и динамическое врачебное наблюдение в условиях стационара позволяют обнаружить изменения в состоянии здоровья, которые при однократном обследовании в амбулаторных условиях оценить невозможно;
г) натурный эксперимент. Комплексное изучение здоровья группы людей, подвергшихся острому или хроническому воздействию определенного химического или физического фактора окружающей среды. Комплексность заключается в одновременном использовании всех описанных способов реализации эпидемиологического метода.
Метод санитарного описания, или санитарной топографии. Последовательное описание объекта. Классическим примером могут служить работы Ф. Ф. Эрисмана (описание условий труда на ткацких фабриках). Однако даже самое тщательное описание не дает количественной оценки фактора. Поэтому сегодня гигиенисты широко используют физические, химические, биологические методы, инструментальную оценку того или иного явления, компьютерные и геоинформационные технологии.
ГИС — геоинформационные системы — являются инструментом для сбора, систематизации первичной информации, моделирования различных ситуаций, пространственного анализа распространения загрязнений.
Экспериментальный метод. Начиная со второй половины XIX в. в гигиену прочно вошел экспериментальный метод. Различают натурный эксперимент (Чернобыль, эпидемия холеры в Гамбурге и т. д.). Однако в натурных условиях имеют дело с комплексом факторов, что затрудняет их оценку.
Лабораторный эксперимент позволяет смоделировать действие отдельных факторов, уточнить дозы (концентрации), механизм действия фактора, обосновать безопасный уровень. Эксперимент чаще всего проводится на лабораторных животных, а затем экстраполируется на человека. В отдельных случаях — на добровольцах, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ. Эксперимент проводится в специальных камерах, на стендах и т. д.
Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия, представляет комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора или группы факторов на состояние окружающей среды и здоровье населения. При проведении санитарной экспертизы используются все гигиенические методы, начиная от санитарного описания объекта, количественной и качественной характеристики выбросов или отходов (воздушных, жидких или твердых), закономерностей их поступления в окружающую среду, механизмов их распространения в ОС, включая построение моделей прогноза и оценку влияния на состояние здоровья населения.
В последние годы появился новый метод (а точнее, новое направление) в гигиене: оценка риска.
Оценка риска — это вид экспертных работ, позволяющих определить число людей, которые будут реагировать отрицательно на действие того или иного фактора.
В медико-экологических исследованиях оценивают риск как вероятность загрязнения окружающей среды (потенциальный риск), а также риск как вероятность возникновения у человека отклонений в состоянии здоровья (реальный риск). Реальный риск характеризует ущерб общественному здоровью, обусловленный загрязнением окружающей среды. Выражается в количестве дополнительных случаев заболеваний, смертей среди населения.
Потенциальный риск характеризует вероятность возникновения неблагоприятного для человека эффекта при определенных условиях. Может выражаться в процентах, долях или случаях на 1000, 10 000 человек. Методология оценки риска используется для прогноза тех или иных ситуаций, числа дополнительных случаев заболеваний, смертей с учетом факторов. Ущерб общественному здоровью может быть оценен экономически. Оценка риска дает возможность принять обоснованные управленческие решения.
Таким образом, гигиена — это самостоятельная медицинская дисциплина, более того — это главная профилактическая медицинская дисциплина. Объектом гигиены является здоровый человек. Предметом — изучение влияния факторов окружающей среды, природной и социальной, на здоровье человека. Цель — устранение болезней путем создания благоприятной среды обитания.
Второй пункт вопроса.
С этой целью изучаются данные официальных учетных документов всех ЛПУ, учреждений статистического профиля и т.д., которые содержат информацию для расчета показателей здоровья населения.
При этом используются чаще всего четыре основные группы показателей здоровья:
1. Показатели заболеваемости (общая, инфекционная, неинфекционная и т.д.).
2. Демографические показатели (смертность, рождаемость, естественный прирост населения и т.д.).
3. Показатели физического развития населения (динамика длины
и массы тела; сроки появления вторичных половых признаков; динамика возрастно-половых различий и т.д.). 4. Показатели инвалидизации (заболевания, отравления и травмы, приведшие к инвалидности; производственного или непроизводственного происхождения травмы и т.д.).
Совершенно очевидно, что данную методику (способ) следует отнести к числу неактивных, так как здесь в основном идет работа по анализу установленной в стране (регионе, отрасли, на предприятии и т.д.) учетно-отчетной документации.
Что касается конкретных показателей состояния здоровья населения, добываемых (получаемых) с помощью этого способа, их расчеты представлены в специальных руководствах, пособиях и т.д. Но в любом случае врач должен понимать сущность таких понятий, как: первичная и общая заболеваемость; госпитализация; трудопотери (частота случаев и число дней); смертность и др.И еще одно обстоятельство хотелось бы подчеркнуть, завершая описание данной методики. Достоверность получаемой информации с ее помощью включает массу так называемых субъективных (чаще всего) и объективных (и это тоже факт!) моментов, которые нередко могут привести, мягко говоря, к недостаточно обоснованным выводам. Здесь велика роль исследователя, который в стремлении разобраться в истине должен прибегнуть в обязательном порядке к другим методикам, которые в качестве страховки либо подтверждают, либо отвергают гипотезу, доказываемую с помощью данного способа.
Источник