Меню

Эмоциональный компонент психологического здоровья

Эмоциональный компонент психологического здоровья

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/06/856 (дата обращения: 12.04.2021).

Дошкольное воспитание и обучение — первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивиду­альных особенностей. Так, в ГОСО Республики Казахстан 1.001-2009 определяются основные требования государства к содержанию дошкольного воспитания и обучения, где дошкольные общеобразовательные программы воспитания и обучения должны обеспечивать:

— охрануи укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

— эмоциональное благополучие каждого ребенка[1].

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный оборот автором И.В.Дубровиной, по ее мнению, психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности[2]. Психологическое здоровье в научной литературе фактически отождествляется с понятием «психическое здоровье». Так, психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для жизни в обществе: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и т.п. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата[3]. При этом жизнеспособность, или умение выживать, приспосабливаться и развиваться в изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для большинства условиях, является предпосылкой психологического здоровья. Психологическое здоровье характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя душевных (и не только) сил и
способностей. Состояние психологического здоровья является производным от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой человеческой сущности, в процессе социализации личности. Человечность индивида – сущностная характеристика психологического здоровья – понимается как становление и манифестация субъективного духа, следование высшим образцам человеческой культуры, нравственным принципам, утверждение ценностей родового бытия человека, созидательное преобразование действительности, основанное на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. В христианской культуре человечность находит свое выражение в личностном способе жизни,
предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения субъекта жизнедеятельности. Максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Само понятие «норма» в данном случае является указанием на возможности высших достижений для каждого возраста.

Психологи практики пользуются определением, согласно которому, психологическое (психическое) здоровье характеризуется эмоциональным благополучием, сравнительной свободой от тревожности и других симптомов некомпетентности, а так же способностью устанавливать конструктивные отношения и отвечать на каждодневные требования жизни. Как отмечают Е.Е. Чернухина, Т.Н. Афонина психическое здоровье – состояние душевного (эмоционального) благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды регуляцию поведения, деятельности[4, с.381].

В процессе социализации личности психологическое здоровье приобретает ряд компонентов, качественное своеобразие которых влияет как на адаптацию, так и в конкретные жизненные периоды опосредует качество жизни человека. Если провести аналогию с культурно-исторической концепцией развития высших психических функций Л.С.Выготского, центральным образованием, определяющим всецело психологического здоровье дошкольника можно считать его эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и воспитателями в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного
микроклимата в группах. Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является актуальной, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В современной культуре эмоциональное
благополучие является одной из целей жизнедеятельности, а также условием достижения других задач. Стремление к эмоциональной гармонии характерно для всей жизни человека, но в каждый период образ эмоционального благополучия наполняется конкретным содержанием. Возрастающее количество исследований в области эмоциональных состояний показывают значимость и необходимость эмоционального комфорта для человека на разных этапах онтогенеза.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи, например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие
обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на
успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи[4, с.512]. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к
нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Согласно исследованиям ученых Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных
возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю.
Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую,
стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками[5]. Под эмоциональным благополучием Г.А.Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и
    невербальном плане[6].
Читайте также:  Детский ортопед кдц здоровье

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.
Данный психологический феномен определяется массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениям в группе ДОУ, отношением воспитателя, особенностями воспитательной среды и др. Особую роль в развитии эмоциональной сферы дошкольника играет межличностное общение. Поэтому методы изучения сферы
межличностных отношений и общения дают важную информацию об эмоциональном состоянии детей в группе. Однако положение в группе сверстников недостаточный показатель эмоционального благополучия ребенка. Для определения эмоционального благополучия важны показатели тревожности ребенка, которые говорят о нарушениях в эмоциональном развитии. Причиной данных нарушений могут быть и ошибки в семейном воспитании. Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников, ряд исследователей подчеркивает роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, то есть социальные условия развития эмоций детей (Е.П. Урунтаева, М.И. Лисина и др.) [4, с.523-525].

Взаимообусловленность эмоций и потребностей личности, по мнению известного ученого П.В. Симонова, определяет роль эмоций как посредника между потребностями и деятельностью по их удовлетворению, как средство трансформации ценностей, которые становятся содержанием побудительных мотивов поведения личности[7]. В связи с этим социальные эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со сверстниками и взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников – это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности.

Негативные социальные эмоции, которые зачастую испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения[8]. Комплексы подобных негативных эмоций и эмоциональных состояний, например как тревожность, образуют основу эмоционального неблагополучия личности. Эмоциональное неблагополучие – это такое проявление эмоций, которое мешает человеку в повседневной его жизни. Среди основных причин, вызывающих эмоциональное неблагополучие, можно выделить неправильное воспитание детей с самого раннего возраста. Итак, подведем итоги, эмоциональное благополучие в психологической науке рассматривается как компонент психологического здоровья в дошкольном возрасте, так как от эмоций,
которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Именно эмоциональное благополучие дошкольника является тем ресурсным проявлением личности, которое раскрывает ее самодостаточность, способность адекватно воспринимать себя и окружающих.

Читайте также:  Керамогранит вред для здоровья

Литература:
1.ГОСО РК 1.001-2009 Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения
2.Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики.- М.: Педагогика, 1991.-232с.
3.Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис. М:. 2000.-171с.
4.Психология мотивации и эмоций/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман.-М.: ЧеРо, 2002.-752с.
5.Кошелева А.Д.,Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб.пособие М.: Академия, 2003.-168с.
6.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Изд. «Владос», 1995.-296с.
7.Симонов П.В.Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.-215с.
8.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Мастера психологии СПб.: Изд. «Питер», 2001.-752с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник

Эмоциональный компонент психологического здоровья

Особую актуальность на современном этапе развития российского общества приобретает разработка, апробация методов, технологий, направленных на поддержание, сохранение и коррекцию отклонений психологического здоровья в юношеском возрасте.

Глубокий анализ феноменологии здоровья в культуре и психологической науке проведен О.С. Васильевой, Ф.Р.Филатовым и др. В изучаемой литературе обозначаются три идеологии в определениях здоровья и нормы: традиционно медицинскую, валеологическую и психологическую. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, валеология — как уравновешенность организма со средой, а психология — с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье [3]. И.В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Можно говорить о том, что психологическое здоровье — это прижизненное образование, естественно, что в течение жизни человека оно постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия [4]. В многообразии мнений и течений постепенно сформировались общие контуры теории психологического здоровья:

  1. Понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного.
  2. Проблема психологического здоровья — это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека.
  3. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности.
  4. Определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке [1, 2, 3, 4].

По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе [7]. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии» [6]. Обобщая различные точки зрения относительно структурных составляющих психологического здоровья, мы выделили следующие компоненты психологического здоровья детей раннего юношеского возраста: самоотношение, рефлексия, саморазвитие.

Цель исследования

Целью исследования является изучение и развитие компонентов психологического здоровья юношей.

Материал и методы исследования

Экспериментальное изучение компонентов психологического здоровья учащихся 10 классов проводилось в 2013 году в г. Лесосибирске. В исследовании приняли участие 20 учащихся, из них 12 девушек и 8 юношей.

Читайте также:  Калькулятор расчета возмещения вреда здоровью

Опираясь на теоретические положения о структурных составляющих психологического здоровья детей раннего юношеского возраста, мы разделили методы изучения психологического здоровья согласно выделенными нами компонентами: аксиологический (методика «Тест — опросник самоотношения В.В. Столина»), инструментальный («Шкала самоуважения М. Розенберга») и потребностно-мотивационный («Шкала оценки потребности в достижении»).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализируя результаты исследования, установлено, что в группе испытуемых раннего юношеского возраста в целом выражено положительное недиффиренцированное чувство по отношению к своему Я (интегральный показатель самоотношения). При этом замечено, что в данной группе слабо выражен показатель самоуважения: старшеклассники в среднем низко оценивают веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, способность контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным. В то же время зафиксировано, что в среднем по группе выражено положительное отношение к себе в целом, низкий уровень самообвинения. Кроме того, обнаружено, что старшеклассники продемонстрировали в целом невысокий уровень самоинтереса и уверенности в интересе собственной личности для других. Также старшеклассники ожидают скорее негативное, чем позитивное отношение от других.

Анализ результатов изучения инструментального компонента психологического здоровья детей раннего юношеского возраста показал, что в группе испытуемых выявлен средний уровень самоуважения и самоуничижения. Уровень самоуважения превышает уровень самоуничижения, о чём свидетельствует и коэффициент самоуважения: 1,24. При этом нами было отмечено, что испытуемые, соглашаясь с «самоуничижительными» утверждениями, соглашались в то же самое время и с утверждениями, относящимися к шкале самоуважения. Таким образом, при высоком уровне самоуничижения самоуважение может выступать как защитная функция.

Анализ результатов изучения потребностно-мотивационного компонента психологического здоровья детей раннего юношеского возраста показал, что в целом по группе наиболее выраженным является средний уровень мотивации достижения, между тем 25% учащихся показали низкий уровень мотивации достижения.

Для выявления статистически значимых взаимосвязей компонентов психологического здоровья детей раннего юношеского возраста был применён корреляционный анализ (критерий Спирмена). Анализируя результаты, нами были выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи компонентов психологического здоровья.

Показатель мотивации достижения отрицательно взаимосвязан с показателями самопринятия (r = -0,47, p≤0,05) и ожидания положительного отношения от других (r = -0,50, p≤0,05). Чем выше уровень самоприятия, чем чаще старшеклассник ожидает положительного отношения от других к своей личности, тем ниже уровень мотивации достижения. И наоборот, старшеклассники, обладающие низким уровнем самоприятия и не ожидающие положительного отношения со стороны других людей, больше мотивированы на достижения. Возможно, речь идёт об определённом напряжении, социальной и психологической фрустрации, когда низкое самоотношение настраивает старшеклассника на реальные достижения, «чтобы доказать другим и себе».

Показатель самопринятия коррелирует также с общим интегральным показателем самоотношения (r = 0,64, p≤0,05). Чем выше самопринятие, тем выше самоотношение в целом у детей раннего юношеского возраста. Можно предположить, что самопринятие является системообразующим фактором самоотношения в целом в исследованной группе.

Для развития компонентов психологического здоровья юношей нами разработан и апробирован социально-психологический тренинг, поскольку, как отмечает В.И. Панов, в групповом тренинге сознание человека ставится в рефлексивную (т.е. самоотражающую, сомоосознающую) позицию. В тренинге «приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания. » [28].

Анализируя результаты повторной диагностики, мы отмечаем, что после проведения тренинга старшеклассники в большей степени проявляют веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. У детей раннего юношеского возраста в целом выражено положительное недиффиренцированное чувство по отношению к своему Я (интегральный показатель самоотношения). Кроме того, отмечается положительная динамика потребности в мотивации достижения: не выявлен низкий уровень мотивации достижения, высокий уровень представлен у 50% старшеклассников.

Заключение

Таким образом, реализация социально-психологического тренинга способствовала развитию всех компонентов психологического здоровья юношей: аксиологического, инструментального и потребностно-мотивационного.

Рецензенты:

Адольф В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева, г.Красноярск.

Логинова И.О., д.псх.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики с курсом медицин. психологии, психотерапии и педагогики ПО, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г.Красноярск.

Источник

Adblock
detector