Эмоциональное здоровье и благополучие
Эмоциональное здоровье крайне важно для нашего душевного благополучия, оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность. Люди, способные поддерживать хорошее эмоциональное состояние, имеют более хорошие отношения с другими людьми, оптимистичны и дружественны. Возможно потому, что они находятся в гармонии с самим собой, чувствуют себя более естественно и комфортно будучи тем, кем они на самом деле являются.
Если с физическим здоровьем все относительно понятно, то что мы можем делать, чтобы поддержать свое эмоциональное здоровье? Для начала давайте разберемся в понятии эмоционального здоровья.
Что такое эмоциональное здоровье?
Часто эмоциональное здоровье и психическое здоровье считают синонимами или чем-то взаимозаменяемым. Тем не менее эмоциональное здоровье все-таки несколько больше, чем психическое здоровье. Особенности возрастных кризисов жизни
Говоря о психическом здоровье мы и так говорим почти обо всем. Эмоциональное здоровье, это что-то большее, чем просто отсутствие психических расстройств.
Эмоциональное здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными трудностями, продуктивно и плодотворно работать, чувствовать себя эффективным и полезным. Если ребёнок стал тревожным?
Эмоционально здоровые люди в основном имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки. Об этих людях можно сказать, что они действительно эмоционально здоровы.
Однако это совершенно не означает, что у эмоционально здоровых людей не бывает проблем и неудач. Как и все остальные, люди даже с хорошим эмоциональным здоровьем время от времени терпят неудачи. Жизненные советы
Разница состоит лишь в том, каким образом они справляются со своими трудностями. Эмоциональное здоровье человека позволяет ему спокойно и правильно реагировать на все жизненные изменения, подстраиваться под них. А все потому, что эмоционально здоровый человек наполнен внутренними ресурсами. Кто вы — занудный пессимист или наивный оптимист?
Как улучшить свое эмоциональное здоровье и благополучие?
Первым делом не стоит забывать о своем физическом здоровье. Умение выходить из зоны комфорта безусловно очень ценная способность. Однако не стоит забывать и о потребностях тела. Убедитесь, что вы высыпаетесь в будние дни. Нормальное и полноценное питание придаст силу и энергию всему организму. Регулярно делайте физические упражнения. Чаще гуляйте на свежем воздухе. Это поможет восстанавливаться.
Далее избавьтесь или минимизируйте свои вредные привычки. Сигареты и алкоголь причиняют вред как вашему физическому состоянию, так и эмоциональному здоровью Бежим от вредных привычек
Для эмоционального благополучия важно уметь понимать и контролировать свои эмоции. Эмоции делают нашу жизнь красочней. Они говорят нам о том, что для нас хорошо, а что нет. Кратковременные эмоции называются аффектом, длительные эмоции называются настроением.
Способность понимать свои эмоциональные переживания и говорить о них, препятствует психосоматическим заболеваниям. Абсолютно все эмоции нам необходимы.
Во-первых, они помогают нам понять значимость происходящего.
Во-вторых, неприятные эмоции заставляют что-то предпринимать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
В-третьих, эмоции указывают путь к конфликтам, которые и делает нашу жизнь сложнее и интереснее. Следите за своими эмоциями и настроением. Знайте, что даже самые приятные эмоции могут вызвать сильный стресс, поэтому научитесь держать их под контролем. Эмоции под контролем
Развивайтесь профессионально. Сфера деятельности является одной из основных сфер жизни человека, позволяющей ощущать ему свою полезность и востребованность, а значит и ощущение собственной ценности. Занимайтесь тем, что приносит вам настоящее удовольствие и улучшает эмоциональное здоровье.
Делайте паузы. Всем нам нужно время от времени побыть наедине с самим собой. И это очень важно. В повседневной суете порой нет времени поразмышлять над достигнутым, переоценить свои цели, ценности, отношения, проблемы наконец.
Суета может быть на самом деле «бегством» от проблем, позволяя нам временно создать иллюзию, что все в порядке и под контролем. Поэтому иногда необходимо остановиться, чтобы осознать все происходящее. Поверьте это будет весомый вклад в ваше эмоциональное благополучие.
Научитесь находить немного времени для себя. Абсолютно каждому человеку время от времени стоит сосредоточиться на собственных интересах и потребностях. Будь это прием горячей ванны, поход или вязание. Зачем нам нужна самооценка?
Найдите свое увлечение и посвятите ему немного времени. Ведь если проблемы и трудности становятся единственным содержанием вашей жизни, вот тогда и начинается нарушения эмоционального здоровья. Найдите то, чему вы можете полностью отдаться и с радостью провести время, что поможет вам сохранить душевное равновесие и пополнить внутренние ресурсы.
В здоровом общении залог эмоционального благополучия. Проводите время с людьми, которые положительно влияют на вас, с людьми, которыми вы восхищаетесь.
Общение — отличный тренер. Только живое общение позволит вам развивать свою коммуникативную компетентность, а значит получать и передавать больше радости в общении.
Определите свои ценности. Осознайте свои самые основные ценности жизни и будьте способны сформулировать их словами. Это, то что позволяет нам чувствовать себя по-настоящему независимым, самодостаточным и эмоционально здоровым человеком.
Ощущение наличия таких ценностей служит мощным фактором поддержки нашего настроения, увлеченностью жизнью и соответственно эмоционального здоровья.
Источник
Консультация для пеадгогов «Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье»
консультация на тему
Одна из задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова роль взрослых в в этом процессе можно узнать в данной консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Групповая консультация для педагогов «»Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье
Среди глобальных проблем человечества 21 века осталась проблема здоровья. Но здоровье не как общего понятия, а рассмотрение его различных аспектов. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внешних факторов. Менее изучены факторы, которые влияют на психологическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие.
Психологическое здоровье – это состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой (личностной саморегуляции), умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. (И.В. Дубровина)
Рассматривая психологическое здоровье, нужно обратить внимание, что его основу составляет нормальное развитие индивидуальной жизни. Безусловно, на сохранение и укрепление психологического здоровья на высшем уровне влияют факторы риска, которые можно условно разделить на две группы. Это объективные или факторы среды и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Уделим внимание факторам среды, которые наиболее значимы для психологического здоровья детей.
Важным фактором является общение ребенка с матерью . Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию тревожной привязанности и недоверие к окружающему миру (М. Эйнсворт, Э. Эриксон).
Также важны и взаимоотношения ребенка с отцом, которые являются условием для становления автономности ребенка. Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку (Г. Фигдор), но в России отец редко имеет возможность быть рядом с ребенком. Таким образом, и отношения с отцом чаще всего сказываются неблагоприятно на формирование автономности и самостоятельности ребенка.
Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности. Несформировавшаяся самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности.
Дошкольный возраст очень важен для формирования психологического здоровья ребенка. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу – «ребенок – кумир семьи» и «отверженный». Следствием таких типов может явиться нарушение в развитии такого важнейшего новообразования дошкольника как способность ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояние, желания и интересы других людей. Такой ребенок видит мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеет общаться со сверстниками, понимать себя и взрослого.
Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями . Следует отметить встречу в детском саду ребенка с первым чужим значимым взрослым — воспитателем, который во многом определяет его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического общения. Как показали исследования, воспитательница не замечает обычного около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а может к неудовлетворению потребности в безопасности, развития тревожности, психосоматизации ребенка.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт, в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутенный конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребёнка, он нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
В контексте образования проблема формирования исходно благополучного психологического здоровья приобретает особый смысл. Нужно помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития во взаимодействии с окружающими его людьми и в условиях окружающего мира.
Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий, которые обеспечивают духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. В связи с этим можно выделить основные задачи воспитания:
- реализация в работе с детьми возможностей развития каждого возраста,
- развитие индивидуальных особенностей детей,
- создание благоприятного для развития ребенка психологического климата,
- оказание психологической поддержки и помощи, как детям, так и окружающим их взрослым.
Решением этих задач являются условия полноценного психического и личностного развития каждого ребенка. Их нарушение мешает своевременной реализации возможностей детей, что ведет к ухудшению психологического здоровья.
Положительный фон настроения одно из таких условий, он также важен для формирования психологического здоровья детей. В последнее время наряду с понятием «положительного фона настроения» используются такие, как эмоциональное благополучие, душевное равновесие. Под положительным фоном настроения эти два понятия излагаются, как способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя. Эмоциональное благополучие в работах Г. Г. Филипповой рассматривается как показатель оптимального общего развития. Вопросы эмоционального благополучия ребенка стали предметом исследования продолжателей дела Запорожца А. В. в последние годы. Эмоциональное благополучие является одной из важнейших линий развития ребенка – играет важную роль в формировании «базового» пласта сознания ребенка.
Вопрос эмоционального благополучия ребенка в ДОУ – очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи, да и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие несовместимы.
Тем не менее, большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Этот вопрос изучали П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Н. В. Витт, А. Д. Кошелева, рассматривая эмоции как процессы, осуществляющие первичную регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире.
Г. Г. Филиппова выделяет следующие компоненты эмоционального благополучия ребенка в ДОУ:
эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения,
переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта,
переживание успеха – неуспеха в достижении цели,
переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними,
переживание оценки другими результатов активности ребенка.
Важно помнить, что эмоциональное благополучие зависит от различных условий, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Состояние здоровья тесно связано с эмоциональным комфортом ребенка. Существует некая тождественность здоровья и эмоционального состояния. Так или иначе, заболевание – это некое нарушение баланса, равновесия систем организма, среди которых в первую очередь затрагивается эмоциональная сфера человека. Эмоции в данном случае можно рассматривать как первые позывные, как внешние проявления более сложных внутренних нарушений организма.
Анализ данной проблемы позволил определить некоторые направления работы по формированию психологического здоровья у детей в ДОУ:
- Адаптация ребенка к детскому саду также является условием эмоционального благополучия. Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия, адаптивная способность не является врожденной, а формируется постепенно. Адаптационный период протекает по-разному в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду.
- Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.
- Очень важным и необходимым условием является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.
- Обстановка в семье, характер семейных отношений влияют на эмоциональное благополучие и на развитие ребенка. Возникновение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста связано с психическими травмами (А. Д. Захаров, В. П. Козлов). В детском возрасте психотравмирующие ситуации вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители.
Занимаясь с умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о его здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его духовном развитии. Врач-психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула идею о том, что здоровье состоит из четырех аспектов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного; и лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг себя.Не эта ли задача взрослых?
Источник