Меню

Эмоциональное здоровье тренинг для

Советы психологов для улучшения психического и эмоционального здоровья

Что такое психическое или эмоциональное здоровье?

Психическое или эмоциональное здоровье является показателем вашего психологического благополучия. Насколько хорошее это здоровье вы можем судить по тому, с каким настроением вы проживаем свой день, как чувствуете себя, какие у вас отношения с окружающими, как быстро вы впадаете в хандру и депрессию и как много смысла и радости есть в вашей жизни.

Хорошее психическое здоровье — это не только отсутствие проблем с психическим здоровьем, такие как депрессия или беспокойство. Скорее это психическая устойчивость к жизненным проблемам, неудачам, стрессам.

Хорошее психическое здоровье – это умение и в стрессовой ситуации находить правильные решения и «держать удар», умение строить прочные отношения, и оправляться от неудач.

Проблемы психического и эмоционального здоровья часто возникают, когда ваша нервная система перенесла большое количество стресса.

Почему же мы иногда не желаем решать наши проблемы в области психического здоровья?

Любой человек может страдать от психических или эмоциональных проблем с окружающими. Статистика показывает, что ежегодно каждому пятому требуется помощь профессионального психолога или психотерапевта. А плохое настроение или депрессия «накрывают» практически каждого.

Несмотря на появляющиеся проблемы психического здоровья: эмоциональные срывы, агрессия, депрессивное поведение — многие из нас не делают никаких усилий, чтобы улучшить свою ситуацию. Кто-то пьет таблетки, кто-то начинает «самолечение» алкоголем и тому подобным.

Мы пребываем в надежде, что другие этого не замечают. Но наши эмоциональные проблемы всегда влияют на тех, кто вокруг нас, особенно когда мы срываемся в ярости или отчаянии, демонстрируем чувство безнадежности и беспомощности.

Наше нежелание решать свои проблемы в области психического здоровья связано с различными причинами.

В некоторых семьях, психические и эмоциональные проблемы воспринимаются несерьезными, временными. Они рассматриваются как признак слабости или каким-то образом как недостаток вашей личности — плохо воспитан и т.п.

Люди с сильным характером, волевые, стараются не показывать свои эмоциональные и психические проблемы. Предпочитают, мужчины особенно часто, спрятать свои чувства, чем обратиться за помощью.

Многие люди думают, что, если они решат обратиться за помощью, вариантом лечения будут только лекарства (которые могут иметь нежелательный побочный эффект) или терапия (которая может быть длительной и дорогостоящей).

Истина заключается в том, что, независимо от ваших проблем, есть вещи, которые вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить психическое и эмоциональное благополучие. И вы можете начать делать их сегодня!

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

Это простые и доступные каждому методы улучшения психического и эмоционального здоровья, повышения психической устойчивости, которые помогут жить и наслаждаться каждым днем вашей жизни:

1.Общайтесь

Человек существо социальное и не может жить в изоляции.

Потому создавайте позитивные личные связи: любой человек, который вас выслушает и постарается понять. Иногда нам надо просто выговориться. Не копите и не носите в себе свои проблемы.

  1. Сохраняйте физическую активность

Помните, старая поговорка «В здоровом теле — здоровый дух». Занимайтесь тем, что вам приносит удовольствие – йога, теннис, рыбалка, танцы и пр. Чем больше физической активности, тем реже эмоциональные срывы.

  1. Справляйтесь со стрессом

Вспомните, что вам доставляет наибольшее удовольствие: запах кофе, прогулки в лесу, фотоискусство, любимый исполнитель? Как только на вас нахлынет депрессия, отложите все срочные дела и займитесь чем-то, что вам доставляет удовольствие.

  1. Следите за своим питанием

Пищевые продукты, которые неблагоприятно влияют на настроение

Транс-жиры или продукты с «частично гидрогенизированным маслом»

Пища с высоким содержанием химических консервантов или гормонов

Рафинированные углеводы (такие, как белый рис или изделия из белой муки)

Продукты, которые повышают настроение

Жирная рыба, богата Омега-3, такие как лосось, сельдь, макрель, анчоусы, сардины, тунец

Орехи, такие как грецкие орехи, миндаль, кешью, арахис

Зелень, такие как шпинат, капуста, брюссельская капуста

Свежие фрукты, такие как черника

  1. 5. Будьте щедрыми и полезными другим людям

Оказывается, отдавая что-либо, мы запускаем психологический механизм самоуважения, тем самым укрепляя свое эмоциональное и психологическое здоровье. Отдавайте искренне, не ожидая благодарности. Она придет обязательно, возможно не сразу.

  1. Укрепляйте свое психическое здоровье

Полноценный 8-часовой сон

Прогулки на природе, особенно в солнечную погоду

Находите красоту в окружающем мире, просто поднимите голову и посмотрите вокруг.

Заведите домашнее животное. Ухаживая за ним, вы полюбите его, и оно ответит вам взаимностью.

Находите маленькие удовольствия каждый день: смешной рассказ, хороший фильм, вкусная еда, разговор с любимым человеком.

Жизнь прекрасна, чтобы ее тратить на тоску и отчаяние.

Источник

Тренинг для педагогов «Сохранение психического здоровья»
методическая разработка

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (с 1992 года). В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.

Согласно Всемирной Организации Здравоохранения,

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в своё сообщество.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Читайте также:  Когда откроют павильон здоровье

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.

Важное правило: « Отдыхать надо раньше, чем устал!»

Скачать:

Вложение Размер
trening_2019.docx 67.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

Тренинг для педагогов

«Сохранение психического здоровья»

Выполнила: Матвиенко А. И.,

Цели : профилактика психологического здоровья педагогов, познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получать действительно эффективные результаты.

Задачи : знакомство с понятием психическое здоровье, его характеристиками; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов, организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению коллектива, развитию навыков взаимоподдержки; развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров; помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Формы и методы работы: Групповая дискуссия, игровые методы, метод фрактального рисунка, релаксационные.

Ожидаемые результаты: у участников повысится самооценка и появится уверенность в себе, участники овладеют навыками стрессоустойчивости.

Продолжительность: 40 мин

Участники: Педагоги корпус1, корпус 2

Материалы и оборудование: мягкая игрушка, доска, бумага, ручки, цветные карандаши, подборка мелодий для релаксации, рисунок дерева, листочки, массажные мячики.

10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (с 1992 года). В России День психического здоровья отмечается с 2002 года по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой .

Согласно Всемирной Организации Здравоохранения ,

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в своё сообщество.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

Всем хорошо известно, что профессия педагога, который отдает свое сердце и душу детям, требует большого физического, умственного напряжения, а поэтому проблема его здоровья очень актуальна.

Важное правило: « Отдыхать надо раньше, чем устал!»

Игра «Положительные моменты утра» Педагоги передают мячик по кругу и вспоминают, что хорошего произошло с ними утром.

«Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны».

Игра «Я знаю, что я…»

Это, простое, на первый взгляд, упражнение может выявить скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.

Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку и по очереди зачитывают.

  1. Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
  2. Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
  3. Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
  4. Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
  5. Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
  6. Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
  7. Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
  8. Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
  9. Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
  10. Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
  11. Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
  12. Я знаю, что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
  13. Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
  14. Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
  15. Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
  16. Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
  17. Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
  18. Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
  19. Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.

Любые наши эмоции находят свое отражение в нашем теле. Неприятные эмоции часто проявляются мышечным напряжением в разных частях тела. Мышечное напряжение может стать постоянным, привычным, это уже мышечный зажим. Накопление мышечных зажимов приводит к снижению эмоционального фона, ухудшению здоровья (психосоматика).

Для устранения таких зажимов можно использовать такую игру.

Игра «Мячики» массажные мячики катаем в руках под стихотворение

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И колючками своими

А я ежику, ежу, ту тропинку покажу

Где катают шишки маленькие мышки!

Игра «Рисование» используется метод фрактального рисунка,

Как рисовать:
1. Лист перед собой расположить по горизонтали.
2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа.
3. Закрыв глаза, рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа, в течение 50 секунд.
4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная.
5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков.
6. Рисуем спокойно, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные и любые другие геометрические фигуры и стараясь разнообразить направления линий и свои движения, а также не допуская частых повторов:
круговых форм;
петлеобразных форм;
8-образных форм;
геометрических форм.

А затем разукрашивают ячейки разными цветами.

Участникам предлагается на листочках (желтых) написать свои отзывы о занятии и прикрепить их к нарисованному на бумаге – дереву.

Я очень всем благодарна за то, что вы нашли время и не поленились придти сегодня на занятие. Хочу вам пожелать здоровья, женского счастья, нежной Любви, открытых улыбок и Внутренней Гармонии вам и вашим близким.

Источник

Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
материал

Тренинг для педагогов

Скачать:

Вложение Размер
тренинг для педагогов 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Играя, укрепляем психологическое здоровье»

(в рамках недели психологии «Психологическое здоровье»)

Цель: гармонизировать внутренний мир педагогов.

  • познакомить педагогов с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
  • снижение психоэмоционального напряжения;
  • создание благоприятного эмоционального состояния, способствующего сплочению педагогического коллектива.

Форма проведения: тренинг.

Категория : педагоги ДОУ.

Кол-во человек: 20 человек.

Дата: 29 января 2020 г.

Оборудование : цветные лепестки, по количеству участников (синяя, фиолетовая, зеленая, красная, коричневая, желтая, серая, черная); шкатулка, записки с пожеланиями, ватман, клей ПВА, мусорная корзина, 20 ручек, 30 листов бумаги А-4, мольберт, арома лампа, свеча, аромомасла: мелисы, пихты, лаванды, апельсина, бергамота, эвкалипта, аудио запись «Шум моря» и «Небесные цветы», цветные карандаши, краски, кисточки, солнцезащитные очки с розовым стеклом, непроливайка, простые карандаши, ластик, восковые мелки.

Звучит музыка. Участники тренинга садятся в круг.

1.Упражнение «Я рад тебя видеть»

Цель: позитивное настроение, настрой на работу.

Участники тренинга, передавая друг другу солнышко продолжают фразу: «Лена, я рада тебя видеть…»

2.Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

Участники тренинга продолжают фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»

Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.

Психолог предлагает участникам тренинга выбрать лепесток, того цвета, который похож на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

4.Коллективный коллаж «Поляна цветов»

Цель: установление контакта между членами группы.

Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих лепестков сделать коллаж «Поляна цветов»

Педагоги крепят свои лепестки к ватману, создавая коллаж «Поляна цветов»

Посмотрите на эту поляну… Каждый цветок индивидуален, не похож на другие. Так и мы с вами все разные, не похожие друг на друга. У каждого свой характер, свой темперамент, свои взгляды на жизнь. И все мы по разному реагируем на неприятности и справляемся с ними.

Каждому человеку нужны ресурсы, благодаря которым можно противостоять неприятностям, сохранить свою жизнестойкость.

Важное условие сохранения и укрепления психологического здоровья педагога – развитое умение сбрасывать напряжение, усталость и расслабляться.

5.Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу» (приложение 12)

Цель: выявить степень стрессоустойчивости педагогов.

Психолог: Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

Я хочу предложить вам несколько техник, которые помогут расслабиться, снять напряжение.

Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

6. Упражнение «Полное дыхание»

Психолог : Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох — пауза — выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох — пауза — выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание, сосчитав до 5. Выдох. Медленно через рот, сопровождая звуком с-с-с так, чтобы вышел весь воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом. (Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время паузы)

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Сядьте удобно: руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь, представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинаем медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что у вас в каждой руке лимон. Начинаем медленно сжимать их до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Расслабьтесь.

8. Упражнение «Бумажный мяч»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Участники тренинга сидят в кругу, в центре стоит мусорная корзина.

Психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги на счет три делают из бумаги мяч, на счет три бросают в корзину.

9. Аутотренинг и ароматерапия.

Ароматерапия благоприятно воздействует на человека, улучшает душевное состояние и оказать благотворное действие на весь организм.

Эфирные масла «Мелисы», «Лаванды» – успокаивают и способствуют расслаблению.

Эфирное масло «Апельсин» и «Бергамота» — стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу.

Эфирное масло «Эвкалипта »- антисептическое, противовоспалительное, иммуномодулирующие, улучшает умственную деятельность, повышает настроение, снижает утомляемость.

Эфирное масло «Пихты » — является одним из самых сильных тонизирующих ароматов. Оно позволяет достичь глубокой релаксации, при стрессе или нервном истощении, развивает стойкость и выносливость в эмоциональном плане, но при этом не несет пассивных установок, а наоборот стимулирует активность.

Звучит аудио запись «Шум моря». Психолог зажигает аромо лампу. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают:

10.Упражнение «На берегу моря»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Психолог проговаривает слова.

«Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Ничто не должно сковывать дыхание. Сделайте глубокий вдох, Задержите дыхание. Медленно выдохните. Дышите спокойно. Вдох – выдох. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вдох-выдох. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и мягкий. Ты чувствуешь его тепло. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один… Рассмотри это место внимательно. Что ты видишь…. Запомни его… Запомни свои ощущения, свое настроение….

Сделай глубокий вдох и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.»

12. Арт терапия. Рисунок «мое эмоциональное состояние»

Цель: выявить эмоциональное состояние педагогов в конце занятия.

Психолог: Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам нарисовать берег моря, на котором вы сейчас побывали, постарайтесь выразить свое эмоциональное состояние.

Педагоги под релаксационную музыки «Небесные цветы» рисуют.

13.Упражнение «Приветственное письмо»

Цель: установление психологической поддержки.

Педагоги пишут письмо своему коллеги. Письмо должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, пожелания, положительные личностные качества.

Цель: обратная связь.

Психолог: Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля вам помогут в стрессовых ситуациях.

— Ваши ощущения после тренинга?

-Что понравилось? Что не понравилось?
— Что было полезным?

— Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.

Не только воспитанники, но и педагоги нуждаются в отдыхе и эмоциональной разгрузке. Подготовка к аттестации, участие в профессиональных конкурсах, конфликтные ситуац.

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями «Психологическое здоровье», «Синдром эмоционального выгорания»,-способствовать осознанию педагогами своего.

Психологический практикум поможет педагогам ослабить психическую напряженность, снять некоторые невротические реакции, отдохнуть и переключиться от повседневных забот, связанных как с работой, так и с.

Источник

Adblock
detector