Меню

Эмоциональное здоровье школьника это

Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На мой взгляд, целесообразно основной целью в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья младшего школьника.

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н., профессор) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одном стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой — тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.

Для того, чтобы узнать какие эмоции испытывают обучающиеся начальных классов в школе, дома и кругу друзей (сверстников), было проведено исследование на тему «Эмоциональное состояние младших школьников», и получены следующие результаты: для 80% детей в школе и дома свойственны благоприятные состояния (радость, веселье, спокойствие). Однако остальная часть учащихся отмечает, что нередко испытывает такие состояния, как грусть, печаль, страх, обида. Ко второму классу на первом месте по-прежнему остаются состояния радости, спокойствия, но часть детей выделяет такие присущие им состояния, как грусть, обида.

Состояния агрессии и страха, как отмечают учащиеся, им свойственны редко. У младших школьников, обучающихся в третьем и четвертом классах с большим преимуществом лидируют состояния радости и спокойствия, далее состояния располагаются в следующей последовательности: грусть, агрессия, обида, страх. Проанализировав результаты можно сделать вывод, что причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний лежат как в сфере отношений «ребенок—учитель» (у 37% детей), так и в системе отношений «ребенок-сверстник» (у 18% школьников) и «ребенок—родители» (у 45% учащихся).

Опрос детей на тему «Мой личный способ изменить плохое настроение»

  • Подойдите и посмотрите на себя в зеркало. Пусть это будет всего несколько секунд, но даже этого вполне достаточно. С улыбкой скажите себе что-нибудь приятное и жизнерадостное. «Ты молодец, ты просто умница! Я тебя обожаю!» Попробуйте, и вы сами убедитесь, как это поднимет вам настроение.
  • Подумать о том, что (или кто) приносит тебе радость, улучшает настроение (мороженое, игра на компьютере, родной человек, летний отдых и т.п.).
  • Отвлечься, заняться другим делом. Например, заняться спортом, поговорить с друзьями, вымыть посуду, почитать книгу, пойти поспать и т.п.
  • Для того, чтобы твое настроение улучшилось, попробуй выразить то, что с тобой происходит. Например, нарисовать с помощью линий, символов, различных цветов и т.п. свое настроение на бумаге.
  • Хороший способ — вести дневник, где можно записывать события, произошедшие за день, мысли и чувства по поводу этих событий. Тогда ты заметишь, почему изменяется твое настроение и поведение.

Когда поймешь причины плохого настроения и неуверенности в себе, тебе будет легче изменить свое поведение, ты поймешь, с чем тебе надо «работать».

  • Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми.
  • Шоколад поднимает настроение.
  • Делайте комплименты и вы получите вознаграждение.
  • Потопайте ногами (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.)
  • Выскажите свои чувства. (Расскажите кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.)
  • Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец.
  • Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в воздух — с ним ваше плохое настроение улетит далеко.)
  • Заведите журнал благодарности. Записывайте все, что вы сделали хорошее в жизни и что хорошее получили от неё. В минуты, когда вам необходимо поднять настроение, вы сможете обратиться к своим записям.
  • Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает находясь в кругу близких людей.
  • Плохое настроение, это повод побаловать себя. Сделайте что-нибудь для себя, просто потому, что вы заслужили это.
  • Запишите на листе бумаги красными чернилами или маркером всё плохое, что вас тревожит, все поводы, которые привели к плохому настроению, всё чем вы не довольны в жизни, скомкайте этот листок бумаги и бросьте в реку. На следующий день вам станет легче.
  • Обнимите кого-нибудь, физический контакт усиливает положительные эмоции, вы осознаете, что не одиноки во вселенной.
Читайте также:  По состоянию здоровья путевку заявлению

Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу жизненных процессов: дыхание становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость. Врачи говорят: «Оптимисты быстрее выздоравливают».
Ведь общее стремление к поддержанию в себе и окружающем мире положительного эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости, красоты и счастья. Будьте оптимистами и не забывайте, что ключи к здоровью находятся в ваших руках.

Быть весёлым – значит быть здоровым

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку Понять. Принять. Помочь. Именно такими я вижу воспитательные цели как семьи, так школы. Под пониманием я подразумеваю умение видеть ребёнка изнутри, умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка. Принятие означает, безусловно, положительное отношение к ребёнку, независимо от того радует он взрослых в данный момент или нет, признание его уникальности. Помощь заключается в праве ребёнка на решение тех или иных проблем. А роль взрослого поддержать его при этом. Помочь значит свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит суметь отыскать в человеке источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним.

Вывод: Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место, где его научат быть победителем, верить в себя. Целью воспитательной системы в начальных классах можно определить как сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей. Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение; как:

  1. понимание эмоций других людей, принятие их;
  2. эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
  3. осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
  4. коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа”.

  1. Ш.А. Амонашвили “Как живете, дети?”
  2. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
  3. Н.В.Самоукина “Игры в школе и дома”, — М.; Новая школа, 1993.
  4. Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве” — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  5. Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 2007

Источник

Эмоциональное здоровье младших школьников
статья по зож на тему

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_zdorove_mladshikh_shkolnikov.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное здоровье младших школьников

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.

Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности.

Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.

Целью воспитательной системы в начальных классах мы определили сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей.

Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как

  • Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;
  • Понимание эмоций других людей, принятие их;
  • Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
  • Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
  • Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Основные принципы системы:

Имеется в виду не только внешний диалог учитель – ученик или ученик – ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее.

2. Направленность на сложности.

Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик как бы бросает вызов трудностям.

3. Направленность на творчество.

Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: “глубоко дышите”, “примите тёплый душ”, “дайте волю слезам”.

Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Самораскрытие имеет ряд правил, которые должны строго соблюдаться: оно должно быть искренним, существует также ряд тем, на которые самораскрытие недопустимо. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основной принцип системы.

5. Строгий отбор впечатлений.

Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление.

  • Включение в воспитательный процесс экспресс-методов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и отношения.
  • Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся.
  • Проведение тематических четвертей.

“Приём по личным вопросам” (Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили.).

1 класс –– обучение творческому выражению своих эмоций через художественную, музыкальную, игровую деятельность.

2 класс – развитие интеллектуальных умений, характерных для младшего школьного возраста: теоретического анализа, внутреннего плана действий, содержательной рефлексии. Развитие чувства радости от интеллектуальных достижений (по материалам исследований А.З.Зака).

3 класс – оптимизация межличностных взаимоотношений в классе, обучение техникам сотрудничества, сотворчества. Развитие умения понимать и защищать собственную позицию, противостоять мнению большинства, если мнения расходятся. Развитие умения вести диалог.

4 класс – обогащение внутреннего мира детей образцами мировой художественной культуры. Развитие “жизнетворчества”, то есть преднамеренных самостоятельных изменений в себе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст.

Представлена статья на тему» Актуальные вопросы духовно-нравственного образования и воспитания».

Изучение эмоциональных реакций младшего школьника.

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для .

: эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются вопросы о создании условий, в которых .

Родительское собрание. Лекция «Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу».

Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.Создан.

Источник

Эмоциональное здоровье учащихся начальной школы
статья по зож (1 класс) на тему

Эмоциональная культура есть часть общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_mladshih_shkolnikov.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное здоровье учащихся начальной школы

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.

Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности.

Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.

Целью воспитательной системы в начальных классах мы определили сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей.

Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как

  • Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;
  • Понимание эмоций других людей, принятие их;
  • Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
  • Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
  • Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Основные принципы системы:

Имеется в виду не только внешний диалог учитель – ученик или ученик – ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее.

2. Направленность на сложности.

Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик как бы бросает вызов трудностям.

3. Направленность на творчество.

Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: “глубоко дышите”, “примите тёплый душ”, “дайте волю слезам”.

Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Самораскрытие имеет ряд правил, которые должны строго соблюдаться: оно должно быть искренним, существует также ряд тем, на которые самораскрытие недопустимо. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основной принцип системы.

5. Строгий отбор впечатлений.

Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление.

  • Включение в воспитательный процесс экспресс-методов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и отношения.
  • Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся.
  • Проведение тематических четвертей.

“Приём по личным вопросам” (Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили.).

1 класс –– обучение творческому выражению своих эмоций через художественную, музыкальную, игровую деятельность.

2 класс – развитие интеллектуальных умений, характерных для младшего школьного возраста: теоретического анализа, внутреннего плана действий, содержательной рефлексии. Развитие чувства радости от интеллектуальных достижений (по материалам исследований А.З.Зака).

3 класс – оптимизация межличностных взаимоотношений в классе, обучение техникам сотрудничества, сотворчества. Развитие умения понимать и защищать собственную позицию, противостоять мнению большинства, если мнения расходятся. Развитие умения вести диалог.

4 класс – обогащение внутреннего мира детей образцами мировой художественной культуры. Развитие “жизнетворчества”, то есть преднамеренных самостоятельных изменений в себе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ.

Семинар с элементами тренинга для родителей учащихся начальной школы.Встреча проводится после исследования эмоционального вос­приятия учащимися своей семейной ситуации.

В статье ведётся речь об организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе.

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы является одной их главных проблем соременной школы. На протяженнии 50-ти лет работы в начальной шклоле меня волновала эта проблема. В своей статье.

В статье написано о работе школы по формированию мотивации к сохранению здоровья и ЗОЖ у учащихся начальных классов.

Источник

Adblock
detector