Меню

Эмоциональное здоровье ребенка понятие

Эмоциональное здоровье ребенка понятие

Памятка для родителей

Эмоциональное благополучие ребенка

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

  • наличие чувства доверия к миру;
  • способности проявлять гуманные чувства;
  • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
  • наличие положительных эмоций и чувства юмора;
  • способности и потребности в телесном контакте;
  • наличие чувства удивления;
  • вариативности поведения;
  • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
  • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
  • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:

биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т. д.;

психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:

  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка — эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
  • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.

Признаки здорового эмоционального состояния у детей

От четырех до шести лет

  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.

Симптомы эмоциональных проблем

От трех до шести лет

  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.

подумайте о последствиях

«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»

Замкнутость, отчужденность, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

«Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье ты моё, радость моя!»

«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

«Поплачь, будет легче…»

«Вот дурашка, всё готов раздать…»

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в обращении со сверстниками, эгоизм.

«Молодец, что делишься с другими!»

«Не твоего ума дело!»

Низкая самооценка, задержки в психологическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?»

«Ты совсем, как твой папа (мама)…»

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.

«Папа у нас замечательный человек!»; «Мама у нас умница!»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижениям.

«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…»

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!»

«Противная девчонка, все они капризули!»
(мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчик забияки и драчуны!»
(девочке о мальчике)

Осложнения в меж половом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но в тоже время ни один не похож на другого!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребенку!»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!»

«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь!»

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать трудности, подозрительность, пессимизм.

«Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!»

«Никогда не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками.

Источник

Забота об эмоциональном здоровье ребенка

Пять принципов, которые могут помочь ребенку укрепить свое эмоциональное здоровье

Детство – это период жизни, наполненный радостью, играми и непосредственностью. Это особое время без каких-либо забот. К сожалению, это утверждение справедливо не для каждого ребенка.

Многие дети становятся свидетелями или потерпевшими в различных травмирующих ситуациях. Такие события могут оказать негативное воздействие на их эмоциональное здоровье и повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Чтобы помочь детям преодолеть возникающие препятствия (в том числе психологического характера), взрослые должны заниматься их эмоциональным здоровьем. Именно оно помогает ребенку справиться с жизненными проблемами. Эмоциональное здоровье характеризуется психологической устойчивостью. Однако лишь малый процент детей могут справиться с трудностями.

Исследования показывают, что каждый пятый ребенок имеет определенную психологическую проблему, которая не дает ему нормально развиваться. К сожалению, дети страдают молча и зачастую не получают надлежащей помощи.

Приведенные ниже принципы составляют основу эмоционального здоровья детей и могут применяться в различных ситуациях на протяжении всей жизни.

1. Ты можешь преодолеть жизненные проблемы

«Если кто-то протягивает тебе лимон, сделай из него лимонад», – Гомер Э. Кейпхарт.

Научите детей, что преодолевая жизненные проблемы, они становятся сильнее. Решение проблем – задача не из легких, и, конечно, тут нужна практика. Помогите детям проработать моральные дилеммы, давая им небольшие подсказки. Также научите их, что не все проблемы можно решить самостоятельно, иногда стоит обратиться за помощью к взрослым. Научите детей разбираться в том, к кому из взрослых можно обратиться за помощью в той или иной ситуации. Напоминайте детям о том, что лучше предотвратить проблему, чем потом ее решать. Чем легче ребенок будет справляться с проблемами, тем увереннее и выносливее он станет.

2. Ты не один

«Иногда достаточно просто быть с кем-то. Не нужно прикосновений или слов. Одно лишь присутствие, и ты уже не один», – Мэрилин Монро.

Столкнувшись с проблемами, ребенок может почувствовать себя одиноким. Если при этом он не будет их решать, они будут накапливаться. К сожалению, нерешенные проблемы со временем могут превратиться в «скелеты в шкафу», которые дадут о себе знать во взрослой жизни. Для ребенка очень важно, чтобы его окружали люди, которые действительно заботятся о его здоровье и которые знают, через что он сейчас проходит. Одно лишь знание того, что он не один, и что другие пережили и справились с похожими проблемами, поможет ему справиться со своими собственными.

3. Верь в себя

Психолог Альфред Бандура писал, что «…вера в собственные силы поможет справиться с любыми ситуациями».

Научите детей верить в себя и свои силы, и это поможет им справиться со стрессовыми ситуациями. Вера в себя положительно влияет на эмоциональное здоровье ребенка. Когда дети знают, на что они способны, им легче пробовать что-то новое, они легче достигают своих целей и развивают свои сильные стороны в большей степени.

4. Не забывайте о прощении

«Прощение – это один из самых лучших подарков, которые вы можете себе сделать», – Майя Энджелоу.

Умение прощать – это настоящий подарок жизни. Очень часто прощение путают с забыванием, хотя это совершенно разные понятия. Прощение учит детей тому, что они не должны носить в себе тяжелый эмоциональный груз. Они могут оставить все обиды в прошлом – там, где они и должны оставаться. Когда ребенок прощает, это значит, что он делает осознанный выбор, который состоит в том, чтобы не разрешать другим людям или каким-то ситуациям обременять его. Если же вы не отпускаете все обиды, хуже от этого становится только вам.

5. Наслаждайтесь сегодняшним днем

«Не волнуйтесь, что сегодня может наступить конец света, в Австралии уже завтра», – Чарльз Шульц.

Ребенок, который постоянно волнуется, пропускает нечто очень важное – сегодняшний день. Есть такие слова: «Остановись на мгновенье и посмотри, как прекрасен этот день». Это высказывание является идеальным примером того, что нужно научить ребенка наслаждаться всеми моментами жизни. Детей нужно научить расслабляться и чувствовать окружающий мир. Если они научатся это делать, то в будущем им легче будет справиться с повседневными стрессовыми ситуациями, и их эмоциональное здоровье будет крепким.

Эти пять советов помогут вам вырастить эмоционально-здорового ребенка. Такие дети смогут наслаждаться детством. Они будут с легкостью справляться с жизненными трудностями. Однако нужно помнить о том, что дети не рождаются с умением преодолевать проблемы. Дети не знают, как складывать паззлы до тех пор, пока вы не покажете им, что нужно делать.

Вы должны научить детей, что все проблемы можно решить, что они не одни; что они должны верить в себя; что они могут прощать, не забывая наслаждаться каждым днем. Это наш долг и обязанность – вырастить детей здоровыми и психологически устойчивыми личностями.

Источник

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста
статья на тему

Материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_blagopoluchie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx 31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.

Известен тот факт, что з доровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы , а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

— желание вступать в общение,

— взаимодействовать длительное время;

— успешное участие в коллективных делах;

— успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

— умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

— заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

— недостаточная инициативность при общении;

— предпочтение исключительно пассивных ролей;

— неумение улаживать конфликты;

— принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

— нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

— отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

— отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

— исключительная ориентация на собственные действия;

— непризнание правил и норм общения, деятельности

— отсутствие понятий «хорошо» — «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант ________________________________________________________

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения. Автор: А.И. Захаров

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

Источник

Читайте также:  Кассационная жалоба состояние здоровья
Adblock
detector