Меню

Эмоциональное здоровье младшего школьника

Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На мой взгляд, целесообразно основной целью в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья младшего школьника.

Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н., профессор) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одном стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой — тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.

Для того, чтобы узнать какие эмоции испытывают обучающиеся начальных классов в школе, дома и кругу друзей (сверстников), было проведено исследование на тему «Эмоциональное состояние младших школьников», и получены следующие результаты: для 80% детей в школе и дома свойственны благоприятные состояния (радость, веселье, спокойствие). Однако остальная часть учащихся отмечает, что нередко испытывает такие состояния, как грусть, печаль, страх, обида. Ко второму классу на первом месте по-прежнему остаются состояния радости, спокойствия, но часть детей выделяет такие присущие им состояния, как грусть, обида.

Состояния агрессии и страха, как отмечают учащиеся, им свойственны редко. У младших школьников, обучающихся в третьем и четвертом классах с большим преимуществом лидируют состояния радости и спокойствия, далее состояния располагаются в следующей последовательности: грусть, агрессия, обида, страх. Проанализировав результаты можно сделать вывод, что причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний лежат как в сфере отношений «ребенок—учитель» (у 37% детей), так и в системе отношений «ребенок-сверстник» (у 18% школьников) и «ребенок—родители» (у 45% учащихся).

Опрос детей на тему «Мой личный способ изменить плохое настроение»

  • Подойдите и посмотрите на себя в зеркало. Пусть это будет всего несколько секунд, но даже этого вполне достаточно. С улыбкой скажите себе что-нибудь приятное и жизнерадостное. «Ты молодец, ты просто умница! Я тебя обожаю!» Попробуйте, и вы сами убедитесь, как это поднимет вам настроение.
  • Подумать о том, что (или кто) приносит тебе радость, улучшает настроение (мороженое, игра на компьютере, родной человек, летний отдых и т.п.).
  • Отвлечься, заняться другим делом. Например, заняться спортом, поговорить с друзьями, вымыть посуду, почитать книгу, пойти поспать и т.п.
  • Для того, чтобы твое настроение улучшилось, попробуй выразить то, что с тобой происходит. Например, нарисовать с помощью линий, символов, различных цветов и т.п. свое настроение на бумаге.
  • Хороший способ — вести дневник, где можно записывать события, произошедшие за день, мысли и чувства по поводу этих событий. Тогда ты заметишь, почему изменяется твое настроение и поведение.

Когда поймешь причины плохого настроения и неуверенности в себе, тебе будет легче изменить свое поведение, ты поймешь, с чем тебе надо «работать».

  • Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми.
  • Шоколад поднимает настроение.
  • Делайте комплименты и вы получите вознаграждение.
  • Потопайте ногами (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.)
  • Выскажите свои чувства. (Расскажите кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.)
  • Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец.
  • Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в воздух — с ним ваше плохое настроение улетит далеко.)
  • Заведите журнал благодарности. Записывайте все, что вы сделали хорошее в жизни и что хорошее получили от неё. В минуты, когда вам необходимо поднять настроение, вы сможете обратиться к своим записям.
  • Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает находясь в кругу близких людей.
  • Плохое настроение, это повод побаловать себя. Сделайте что-нибудь для себя, просто потому, что вы заслужили это.
  • Запишите на листе бумаги красными чернилами или маркером всё плохое, что вас тревожит, все поводы, которые привели к плохому настроению, всё чем вы не довольны в жизни, скомкайте этот листок бумаги и бросьте в реку. На следующий день вам станет легче.
  • Обнимите кого-нибудь, физический контакт усиливает положительные эмоции, вы осознаете, что не одиноки во вселенной.

Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу жизненных процессов: дыхание становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость. Врачи говорят: «Оптимисты быстрее выздоравливают».
Ведь общее стремление к поддержанию в себе и окружающем мире положительного эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости, красоты и счастья. Будьте оптимистами и не забывайте, что ключи к здоровью находятся в ваших руках.

Быть весёлым – значит быть здоровым

Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку Понять. Принять. Помочь. Именно такими я вижу воспитательные цели как семьи, так школы. Под пониманием я подразумеваю умение видеть ребёнка изнутри, умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка. Принятие означает, безусловно, положительное отношение к ребёнку, независимо от того радует он взрослых в данный момент или нет, признание его уникальности. Помощь заключается в праве ребёнка на решение тех или иных проблем. А роль взрослого поддержать его при этом. Помочь значит свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит суметь отыскать в человеке источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним.

Вывод: Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место, где его научат быть победителем, верить в себя. Целью воспитательной системы в начальных классах можно определить как сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей. Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение; как:

  1. понимание эмоций других людей, принятие их;
  2. эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
  3. осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
  4. коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа”.

  1. Ш.А. Амонашвили “Как живете, дети?”
  2. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
  3. Н.В.Самоукина “Игры в школе и дома”, — М.; Новая школа, 1993.
  4. Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве” — Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
  5. Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 2007

Источник

Эмоциональное здоровье младших школьников
статья по зож на тему

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности.

Скачать:

Вложение Размер
emotsionalnoe_zdorove_mladshikh_shkolnikov.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональное здоровье младших школьников

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.

Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности.

Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат быть победителем, верить в себя.

Целью воспитательной системы в начальных классах мы определили сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей.

Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как

  • Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;
  • Понимание эмоций других людей, принятие их;
  • Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
  • Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
  • Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.

Основные принципы системы:

Имеется в виду не только внешний диалог учитель – ученик или ученик – ученик. Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее.

2. Направленность на сложности.

Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Ученик как бы бросает вызов трудностям.

3. Направленность на творчество.

Большинство методик и систем, развивающих эмоции детей направлены на ослабление воздействия негативных эмоций через поведенческие реакции: “глубоко дышите”, “примите тёплый душ”, “дайте волю слезам”.

Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают. Самораскрытие имеет ряд правил, которые должны строго соблюдаться: оно должно быть искренним, существует также ряд тем, на которые самораскрытие недопустимо. Поощрение самораскрытия в учениках (не важно, разговор ли это с учителем, или ребенок делится своими переживаниями на групповом занятии со всеми ребятами, а может это откровенный разговор с родителями) – основной принцип системы.

5. Строгий отбор впечатлений.

Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление.

  • Включение в воспитательный процесс экспресс-методов, позволяющих каждому ученику выразить свои чувства и отношения.
  • Систематическое фиксирование собственных достижений. Хорошая жизнь приходит с тем, о чем мы заботимся.
  • Проведение тематических четвертей.

“Приём по личным вопросам” (Данный приём заимствован из педагогической практики Ш.А. Амонашвили.).

1 класс –– обучение творческому выражению своих эмоций через художественную, музыкальную, игровую деятельность.

2 класс – развитие интеллектуальных умений, характерных для младшего школьного возраста: теоретического анализа, внутреннего плана действий, содержательной рефлексии. Развитие чувства радости от интеллектуальных достижений (по материалам исследований А.З.Зака).

3 класс – оптимизация межличностных взаимоотношений в классе, обучение техникам сотрудничества, сотворчества. Развитие умения понимать и защищать собственную позицию, противостоять мнению большинства, если мнения расходятся. Развитие умения вести диалог.

4 класс – обогащение внутреннего мира детей образцами мировой художественной культуры. Развитие “жизнетворчества”, то есть преднамеренных самостоятельных изменений в себе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст.

Представлена статья на тему» Актуальные вопросы духовно-нравственного образования и воспитания».

Изучение эмоциональных реакций младшего школьника.

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для .

: эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются вопросы о создании условий, в которых .

Родительское собрание. Лекция «Как влияет эмоциональное состояние младшего школьника на здоровье и учебу».

Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.Создан.

Источник

Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения
статья

Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.

Создание благоприятной среды для формирования здоровой личности является одной из главных задач современной школы.

Скачать:

Вложение Размер
sohr._emots._zdorovya.docx 27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения

Антонова М.В., учитель начальных классов

ГБОУ средняя школа №46

Создание благоприятной среды для формирования здоровой личности является одной из главных задач современной школы. Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни. Современные психолого-педагогические исследования с тревогой отмечают факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учеников. Все больше и больше детей находятся в состоянии эмоциональной напряженности. Такие дети уязвимы, особенно чувствительны к предполагаемой обиде и остро реагируют на отношения окружающих. Увеличивается число детей с неврозами, а также дети с отклоняющимися формами поведения [3].

Школьный возраст — это значительный период жизни, определяющий эмоциональный мир человека и механизмы его регуляции. В контексте обучения и воспитания особенно часто возникают критические оценочные ситуации, которые вызывают эмоциональный стресс у школьников; в будущем последствия эмоционального перенапряжения становятся устойчивыми и проявляются в образе жизни и поведении. Наступает период жизни, когда результаты эмоциональной регуляции становятся автономными: состоявшийся человек будет проявлять интерес ко всему новому и с благоговением относиться к жизни или, наоборот, трудности жизни будут способствовать формированию незрелой идентичности, становлению «неудачника», и он будет чувствовать себя беспомощным в этом мире, предопределяя для себя источники новых страхов. Сформированный тот или иной хронотоп (А.А. Ухтомский, М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, В.В. Ляудис) и история жизни определяют систему эмоциональных отношений и восприятия мира, переживание его безопасности или, наоборот, чуждости [6].

Школьная тревожность является ключевым показателем устойчивого эмоционального недостатка. Она выражается в волнении и беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения с учителями и одноклассниками, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Чувство беспокойства в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается беспокойством. Повышенная тревожность в школе может быть вызвана ситуационными факторами, а также индивидуальными особенностями ребенка (темперамент, характер).

Неспособность учащихся справляться со школьной программой которая может быть вызвана высоким уровнем сложности, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, недостаточной профессиональной компетентностью учителя и психическим синдромом хронической неуспешности, способствует формированию и закреплению школьной тревожности. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников может провоцировать регулярные повторяющиеся ситуации контроля и оценки, неблагоприятные отношения с учителями (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования и избирательное отношение к ребенку). Неадекватные ожидания со стороны родителей также играют значительную роль в закреплении тревожности [10].

Тревожность ребенка, поступающего в школу, обусловлена новой социальной ситуацией и периодом адаптации и, как следствие, усилением психического напряжения. Школа стандартизирует условия жизни ребенка, что приводит к множеству отклонений от предначертанного пути развития. Школьная тревожность среди детей-первоклассников характеризуется эмоциональным расстройством и неуверенностью за свое благополучие.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на состояние школьной тревожности учащихся на начальном этапе обучения влияют различные факторы: учебная перегрузка; неспособность ученика справиться со школьной учебной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с учителями; оценочные ситуации в школе.

Учебная перегрузка обусловлена разнообразными сторонами современной системы обучения. Во-первых, они связаны со структурой учебного года, то есть с неравномерностью распределения и смены учебной нагрузки и отдыха. Во-вторых, перегрузка может быть вызвана загруженностью ребенка учебными делами в течение рабочей недели. В-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся (особенно младших школьников) вносит существующая продолжительность урока.

Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типичной причиной внутриличностного конфликта ребенка, что, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности в целом. С точки зрения школьной тревожности — это прежде всего, ожидания относительно школьной успеваемости. Чем больше родителей ориентировано на достижение высоких образовательных результатов для ребенка, тем более ребенок встревожен [4].

Неблагоприятные отношения с учителями как фактор формирования школьной тревожности являются многослойными. Во-первых, беспокойство может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого учитель придерживается. Во-вторых, завышенные требования учителей к ученикам, которые часто не соответствуют возрасту детей, могут также формировать тревожность. В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением учителя к конкретному ребенку, особенно в связи с систематическим нарушением правил поведения этим ребенком в классе.

Регулярно повторяющиеся оценочные ситуации в школе оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние школьников, поскольку проверка интеллектуальных способностей обычно является наиболее психологически неудобной ситуацией, особенно, если она связана с социальным статусом личности. Л.И. Божович отмечает, что стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, стремление получить хорошую оценку «своих усилий, а не качество проделанной работы», в конечном итоге, определяют эмоционально-напряженный характер оценочной ситуации [5].

Система обучения ребенка в коллективе сверстников включает такие факторы, которые могут оказать негативное влияние на эмоциональное здоровье ученика и привести к возникновению школьных страхов. Детские страхи, обычно простые и быстро проходящие, частично сменяются более сложными и затяжными, характерными для взрослых. В многообразии эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев и т. д.) страх младшего школьника занимает особое место. Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональное благополучие ребенка. Этот факт отмечает выдающийся ученый В.М. Бехтерев, указывая на необходимость учитывать исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка, «особенно в таких вопросах, как охрана психического здоровья». Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки проблема страхов не нова. Школьные страхи, как и любое другое эмоциональное явление, являются динамичными, т.е. изменяются со временем и под воздействием различных внешних и внутренних факторов [2].

Когда ребенок поступает в школу, меняется его социальный статус. Это приводит к переориентации ребенка на социальные нормы и отношения. По мнению разных авторов: Н.И. Гуткиной, О.В. Хухлаевой и др. — ребенок, готовый к обучению в школе, не боится ее. Первоклассник с удовольствием входит в класс, он готов общаться с учителем, выполнять его требования, учиться чему-то новому, соответствовать требованиям школы. Однако особенности учебного заведения, взаимодействие учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и могут проявиться школьные страхи.

А.И. Захаров на основании наблюдений выявил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» [8].

В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет.

В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом. Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов.

В период второго-третьего года обучения на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. В четвертом классе появляются страхи «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу».

Сохранение эмоционального здоровья школьников — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями и задачами психологической работы по сохранению эмоционального здоровья являются: снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня агрессивности; снижение психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого; обучение приемам релаксации; обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомимика; развитие умения понимать и выражать свои эмоции [7].

Решение этих последовательных задач происходит при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, как непосредственно с младшими школьниками, так и с ближайшим социальным окружением ребенка — учителем и родителями. Реализация данных задач является основой для организации всей деятельности школьного психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и просветительской, консультативной [9].

Диагностическая работа в данном направлении включает в себя выявление детей с эмоциональными проблемами: тревожностью, страхами, агрессивностью; а также выявление индивидуальных особенностей эмоциональной сферы школьников.

Психологическое просвещение и консультирование педагогов и родителей по сохранения эмоционального здоровья младших школьников включает в себя работу, направленную на формирование знаний в области психологии эмоций, навыков конструктивного отреагирования собственных негативных эмоциональных состояний и формирования элементарных навыков конгруэнтной коммуникации с детьми [1].

Коррекционно-развивающая работа по сохранению психологического здоровья в младшем школьном возрасте проводится с использованием психогимнастики, которая является одним из основных и адекватных методов работы школьного психолога для данного возраста и решаемой проблемы. В психогимнастике имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет как психопрофилактический так и коррекционный характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей [11].

Для обеспечения психологических условий благоприятных для сохранения эмоционального здоровья младших школьников необходимо обучение педагогов навыкам конгруэнтной коммуникации, которые в наибольшей степени способствуют разрешению педагогических ситуаций, созданию ситуации успеха у школьников, благоприятного психологического климата в классе, атмосферы доверия и сотрудничества.

Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия «ребенок — взрослый» базируется на идеях принципах гуманистической психологии. Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечений системы психолого-педагогических условий позитивного личностного развития ребенка.

Наиболее эффективна в работе по сохранению эмоционального здоровья младшего школьника специально составленная программа, которая компелирует в себе различные методы и техники психологической коррекции.

Цель программы: сохранение эмоционального здоровья младших школьников.

— снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

— снижение уровня агрессивности;

— снижение психоэмоционального напряжения;

— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;

— развитие умения понимать и выражать свои эмоции;

— обучение приемам релаксации;

-обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима.

В качестве основы при разработке программы нами были использованы элементы психогимнастики, которая является одним из основных методов работы школьного психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы.

  1. Вводная часть – ритуал приветствия.
  2. Основная часть – основные упражнения.
  3. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Содержание программы по сохранению эмоционального здоровья у детей

младшего школьного возраста

Занятие 1. А вот и МЫ.

Цель : знакомство участников с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы.

Вводная часть. Слово ведущего. Правила работы в группе. Знакомство.

Основная часть. Имя оживает. Ласковое имя. Рисунок своего имени.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 2. Я люблю…

Цель: формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки, нивелирование тревожности.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Переходы. Разыщи радость.

Основная часть – основные упражнения. Рисование на тему: «Я люблю больше всего…» Танцевальный этюд «Подари движение».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 3 . Настроение.

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, релаксация.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Настроение.

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнечный зайчик». Рисование на тему «Мое настроение». Упражнение «Тренируем эмоции». Передай улыбку другому.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 4. Сказочная страна «Радость».

Цель: Обучение выражению радости, снижение эмоционального напряжения.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Радость можно выразить жестом.

Основная часть – основные упражнения. Зоопарк. Как доставить радость другому человеку? Медвежата выздоровели (этюд на выражение радости). Собираем добрые слова.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 5. Путешествие по стране «Грусти».

Цель: Обучение выражению мимикой и пантомимикой чувства грусти.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Имя шепчут волны.

Основная часть – основные упражнения. Чтение рассказа «Леша и Аня в деревне». Скульпторы.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 6. Злость.

Цель: обучение пониманию чувства злости у других людей.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд для выражения гнева «Злой пес». Конкурс хвастунов.

Основная часть – основные упражнения. Работа со сказкой Е. Вишневой «Как ромашки с васильками поссорились». Рисунок по сказке.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 7. Обида.

Цель: обучение пониманию чувства обиды.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Передай Эмоцию. Отдыхалка.

Основная часть – основные упражнения.

Лесовичок и его внучок. Обиженный кустик. Рисунок на тему «Моя обида».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 8. Мои чувства.

Цель: обучение детей способам владения чувствами.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд «Разные настроения».

Основная часть – основные упражнения. Золотая книга сказок. Сказка «Три совета старушки» (О. Хухлаева) [12].

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 9. Новичок.

Цель: тренировка самоорганизации, снятие напряженности.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Скучно, скучно так сидеть.

Основная часть – основные упражнения. Комплименты. Дракон кусает свой хвост.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 10 . Ласка.

Цель: тренировка самоорганизации, снятие напряженности.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Миниконкурс «Назови и покажи».

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Страшный зверь». Рисование по приведенному этюду. Этюд «Ласка». Минута шалости. Комплекс «Волшебный сон».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 11 . Общая история

Цель: помощь детям в выражении своей индивидуальности; обучение высказыванию своих мыслей; обучение адекватным способам взаимодействия и взаимопонимания.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения. Сочиняем «Общую историю». Инсценировка «Общей истории». Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории». Иголка и нитка.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 12 . Волшебный лес.

Цель: обучение способам передачи эмоционального состояния героя; развитие способности понимать чувства другого.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Ежик» и «Тропинка». Рисование на тему «Волшебный лес». Упражнение «Танец». Этюд «Ежики смеются».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 13. Я все люблю.

Цель: создание положительного эмоционального фона, помощь в восприятии красоты окружающего мира.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Утро». Этюд «Радость». Этюд «Шарик». Рисование по темам. Этюд «Я всё люблю».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 14 . Солнце в ладошке.

Цель: подведение итогов, формирование нового опыта взаимоотношений, развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Мальчик (девочка) — наоборот.

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнце в ладошке». Этюд «Просто так». Клеевой дождик. Идем за синей птицей! Встреча сказочных героев.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 15. Правила Дружбы.

Цель: развитие социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Найди друга. Секрет.

Основная часть – основные упражнения. Цветик-семицветик. Рисование на тему «Новоселье». Правила дружбы. Релаксация «Улыбка».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Программа рассчитана на 15 занятий, одно занятие продолжительностью 25-35 минут. Интенсивность занятий – 2 раза в неделю. В программе использованы игры, упражнения, этюды, разработанные Белопольской И.Л., Кряжевой Н.Л., Хухлаевой О.В. Чистяковой М.И.

1. Аракелов Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, сер. Психология. – 2008. — №1. – С. 18
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Моногр. – СПб., 2002.
3. Безруких М.М.. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.
4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. – 2003. – №1. – С. 104-113.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
6. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. – Начальная школа. – 2004. – №4.
7. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
8. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. – М., 1985. – С. 56–65.
9. Куликова Т.И., Декина Е.В. Психологическое обеспечение деятельности классного руководителя по развитию личности и индивидуальности учащихся. – Тула: Левша, 2008. – 88с.
10. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1994. – С. 42–47.
11. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач.– М.: Плэйт, 2002.– 112 с.
12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 — 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.

Источник

Читайте также:  Не удовольствия ради здоровья для
Adblock
detector