Создание эмоционального комфорта у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Советы по созданию эмоционального комфорта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Статья представляет интерес для педагогов, работающих с такими детьми и родителей, имеющих детей с ОВЗ. Сведения в ней можно использовать как памятку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание эмоционального комфорта | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эмоционального комфорта у детей
с ограниченными возможностями здоровья.
«Вначале было Слово. «
А я провозглашаю снова:
Всё начинается с любви –
И озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребёнка,
Всё начинается с любви!
В системе специального образования, особую значимость приобретает фигура педагога, позволяющая создать оптимальные условия для создания эмоционального комфорта ребенка с ОВЗ. Для обеспечения его гармоничного развития, необходимо правильная организация эмоционально благополучной среды как в классе, так и в группе. С поступлением ребенка в школу, в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 5-6 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Поэтому необходима целенаправленная организация жизни особого ребёнка, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками. А это зависит в первую очередь от учителей и воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты и внимания. Если ребенок почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи. Организуя среду в коллективе, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка.
В основе благоприятных психолого-педагогических условий педагогической деятельности лежит знание особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и реализация следующих принципов: принятие ребенка как ценности, понимание его желаний, чувств, поведения и возможностей, признание личности ребенка.
Как известно, основной формой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является игра. Именно поэтому, планируя свою работу, я стремлюсь не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. В процесс активизации эмоционального состояния детей включаются игры, занятия, сюрпризные моменты и т. д. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Игра создает благоприятные условия для проявления физической активности детей.
Общаясь с детьми, я организую контакт с ними «на уровне глаз». Это помогает им чувствовать себя в общении со мной более уверенными.
Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие в моей успешной работе с такими детьми.
Очень важным в развития эмоционального благополучия детей является психогимнастика. Особенно она нужна детям с нарушением эмоционально-волевой сферой, чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Также включаю психогимнастический комплекс в дни, когда запланирована образовательная деятельность с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Комфортность ребёнка с ОВЗ в школе зависит от мастерства педагога, а именно:
— создания атмосферы принятия таким, какой он есть
— включение ребёнка в продуктивную деятельность
— стимулирование и поощрение в работе
— уважительное отношение в общении, не допуская унижения его
В своей работе не использую слова, которые убивают ребёнка:
Ты никогда ничего не добьешься.
Неужели ты ничего не можешь сделать, как следует?
Когда ты, наконец, начнешь учиться?
С чего ты решил, что ты такой, как все?
Ты лентяй (слабый, неуклюжий и т.д.).
Если ты не можешь сказать ничего хорошего, лучше вообще молчи.
Широко использовать слова, которые помогают и ободряют:
Ты еще и не это можешь.
Я тобой горжусь.
У тебя все получится.
Продолжай и дальше в том же духе.
Есть вещи, которые у тебя получаются отлично.
Это ничего, что ты учишься на свой лад.
У тебя есть свои сильные стороны и таланты.
Это ничего, что по одним предметам ты учишься лучше, а по другим — не очень хорошо.
Ошибаться — это нормально. Взрослые тоже ошибаются.
Ты успешно работаешь над тем, над чем тебе нужно поработать.
На ошибках можно и нужно учиться.
Я всегда поддержу тебя, если потребуется.
Я уверена, что ты научишься защищать себя.
Ты заслуживаешь уважительного отношения.
Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать следующее:
Школа — особый остров для учащихся с ограниченными возможностями. Все на нём живут по законам Милосердия, Отваги и Чести. Сумейте ребёнку дать ощущение тепла, радости и заботы.
Найдите способы подарить ребёнку Удачу, Веру, Надежду и Любовь.
Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство, но в одном я точно убеждена: создание эмоционального комфорта в группе и эмоциональное развитие детей с ОВЗ будет по-прежнему приоритетным в моей педагогической деятельности.
ПОМНИТЕ: Душа каждого ребёнка — зародыш прекрасного цветка, расцвести который может в руках педагогов от тепла, любви и ласки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность : Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутр.
В стаье подводятся некоторые итоги работы с применением методовов арттерапии. Отечается положительное влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей с ОВЗ.
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «.
В статье рассказывается об опыте создания условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. В школе успешно реализуются проекты, направленные .
Обучение и воспитание детей с билингвизмом в условиях интернальной интеграции с специальной (коррекционной) школе.
Приемы работы с детьми ОВЗ.
Статья на тему: «Воспитание нравственного сознания в условиях коррекционной школы".
Источник
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Екатерина Никитина
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Эмоциональное развитие детей с ОВЗ
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Опыт моей работы небольшой, 4года, но тем не менее хочется рассказать о своей практической деятельности.
Наш детский сад – детский сад комбинированного вида, в нем есть две логопедические группы, в которых работают логопеды. Логопедические группы посещают не только дети с общим недоразвитием речи, но и дети с задержкой психического развития.
Для обеспечения комплексной работы с такими детьми необходима и психологическая коррекционно-развивающая работа. Одной из важных задач работы психолога с детьми является эмоционально-личностное развитие.
Дети с ОНР также как и дети с ЗПР помимо нарушений в интеллектуальном развитии имеют определенные проблемы в эмоционально-личностной сфере.
Эмоциональное развитие детей с ЗПР задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения,проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитиюотрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.
Проблема специфики эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья является исключительно актуальной, т. к. нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребенка не могут не отразиться на формировании личности в целом. К тому же ближайшее будущее для дошкольника – поступление в школу, новый большой мир. Поэтому наша задача – подготовить детей к школе не только в интеллектуальном плане, но в эмоционально-личностном. Чтобы ребенок чувствовал себя равным в общении с другими, уверенным, инициативным.
В связи с этим я хочу рассказать вам об одном из эффективных методов развития эмоциональной сферы детей – о психогимнастике.
Итак, психогимнастика – это комплекс специальных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы.
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений помогает детям не только быть интересными в общении, но и познавать людей, обретать друзей.
Таким образом, психогимнастика, другими словами, — это игры и упражнения, направленные на обучение детей выразительным движениям мимики, жестов, осанки и позы.
Планируя коррекционно-развивающие занятия с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой и «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой. Курс в среднем состоит из 30 занятий и проводятся в течение учебного года с октября по апрель 1 раз в неделю. Занятия проводятся с детьми подготовительных групп. Помимо эмоционального развития, важной является задача познавательного развития, подготовки детей к обучению в школе.Поэтому для решения этих задач проводимые занятия состоят из трех частей:
1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики –
2 часть: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Включает
в себя развитие основных психических функций – восприятия,
памяти, внимания, мышления, речи и воображения.
3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам
саморасслабления. Здесь используется как собственно релаксация
(музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки,
которые также являются элементами психогимнастики.
Остановлюсь поподробнее на первой части занятий.Здесь использовались следующие виды заданий:
1)Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Прежде всего, в начале курса занятий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.
2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.
3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.
4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.
5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.
6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.
7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).
8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.
9) Снятие мнимых неадекватных страхов,тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениваием страхов.
10)Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего
тона в различных ситуациях.
Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:
— произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные
— различать и сравнивать эмоциональные ощущения;
— произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать
эмоции по заданному образцу;
— улавливать, различать и понимать так называемые «приятные»
эмоциональные состояния;
— сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно
проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
— отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние
другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение
Почему психогимнастика является эффективным методом не только эмоционального развития, но методом коррекции нежелательных качеств личности (агрессии, страхов). Всем нам знакомо явление, когда испытываешь грусть, боязнь чего-то, нам говорят «поделись, расскажи, тебе станет легче». Так и в психогимнастике, отражение вовне свои негативные ощущения приводит к уменьшению силы этих ощущений. Кроме того, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения.
Специальной диагностики для оценки результативности коррекционно-развивающих занятий я не проводила. Порой отзывы педагогов, родителей, собственные наблюдения говорят больше.
У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. Группа становится более гармоничной, сплоченной, уменьшается число конфликтов.
Для работы с детьми собственноручно изготовлены следующие пособия:
1. Зеркальный домик.
Цель: эмоциональное развитие, отражение чувств.
2. Песочная анимация.
Цель: снятие психомышечного напряжения.
3. Куб эмоций.
Цель: развитие эмоциональной сферы.
4. Эмоциональные яблочки.
Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель — дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.
Презентация для ознакомления родителей и гостей детского сада со спецификой работы учреждения на тему: «Детский сад комбинированного вида №12 «Ручеёк» муниципального образования Каневской район»! Цель создания презентации: ознакомить.
Источник