Укрепление психо — эмоционального здоровья детей раннего возраста
проект (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно – п | 143.94 КБ |
fizkulturno.docx | 143.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста
Ранний возраст является наиболее благоприятным для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздействия и рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих, воспитательных задач.
Существенной особенностью раннего возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно – психического развития детей. Важными в психопрофилактической работе с детьми раннего возраста является предупреждение перегрузок, обеспечение условий для возникновения положительных эмоциональных переживаний, создание оптимального психологического климата в группе.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников. Поэтому к работе по профилактике эмоциональных напряжений мы приступаем ещё до прихода детей в детский сад. Прежде всего, посещаем семьи воспитанников на дому, чтобы узнать в какой атмосфере воспитывается ребёнок, а когда малыш приходит в детский сад, провожу анкетирование родителей. Это даёт возможность проанализировать степень готовности ребёнка к посещению ДОУ, выяснить проблемы, которые могут возникнуть и дать соответствующие рекомендации родителям. Кроме этого мы предлагаем родителям во время адаптации некоторое время посещать детский сад вместе с ребёнком: приходить с малышом на прогулки, познакомиться с групповой комнатой.
По опыту работы с детьми раннего возраста мы видим, если ребёнок активный, подвижный, имеющий положительный опыт общения, как с взрослыми, так и с детьми, то он охотно идёт в детский сад. Но даже хорошо привыкающие к детскому саду дети всё равно испытывают сильные переживания. Стараясь справиться со стрессом, организм ребёнка ослабевает. Страдает иммунная система, ребёнок больше подвергается к воздействиям инфекций и как следствие чаще болеет.
Поэтому, создавая условия для преодоления сложного момента адаптации, мы ставим перед собой цель:
— Сохранение физического и психического здоровья в адаптационный период.
Исходя из этой цели, передо нами стоят следующие задачи:
— Способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка
— Укреплять и сохранять психо – эмоциональное здоровье детей
— Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности
Условия поставленных задач таковы:
Детский сад – система воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие ребёнка.
Средствами реализации цели являются:
— Организация пространственной предметно – развивающей среды
— Систематизация видов деятельности
Надёжным показателем психологической безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, проявляемые ими чувства радости, уверенности. Поэтому, для обеспечения психологической безопасности ребёнка, в группе действует система психологической защиты:
— Организация режимных моментов комфортных для психологического состояния детей
— Профилактика психо – эмоционального состояния детей:
1. Средствами физического воспитания (утренняя гимнастика, дневная прогулка, двигательная активность на занятиях и вне их, закаливающие процедуры)
2. Средствами музыкального воспитания (музыкальные занятия, музыкальные паузы в режиме дня, развлечения, игры на детских музыкальных инструментах)
3. Средствами экологического и художественно – эстетического воспитания (цветовое и световое решение интерьера, наличие комнатных растений)
— Содружество ДОУ и семьи в воспитательно – образовательных процессах, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья малышей (анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания)
Остановимся на каждом пункте поподробней:
1. Организация режимных моментов комфортных для психологического состояния детей.
В условиях детского сада трудно организовать режим так, чтобы учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка. Поэтому, при организации режима дня мы учитываем только повторяющиеся компоненты, которые обязательны: время приёма пищи, общая длительность пребывания детей на воздухе, укладывание на сон и другое. А остальные компоненты адаптируем под детей: некоторым детям, чьи родители вынуждены приводить их очень рано, к 7 часам, мы даём возможность полежать ещё до завтрака, другим необходимо увеличить незначительно продолжительность дневного сна, чтобы они чувствовали себя активными и бодрыми. Значение полноценного отдыха для детей раннего возраста трудно переоценить. Потребность во сне у всех детей разная. Чтобы дети хорошо засыпали, а значит не испытывали чувства тревоги, укладывание детей проходит в спокойной обстановке, часто дети засыпают с любимыми игрушками, некоторые дети любят, когда их гладят по спинке, голове. Детей, которые ещё не привыкли к условиям детского сада, мы укладываем в последнюю очередь, чтобы ребёнок видел, как ложатся спать остальные дети.
2. Профилактика психо — эмоционального состояния детей.
— Средствами физического воспитания
Эмоционально — стимулирующая гимнастика позволяет детям обрести положительное эмоциональное состояние на весь день. Она проста по своей структуре и доступна детям, доставляет им удовольствие и не требует специального оборудования.
Каждый этап психического развития ребёнка во многом зависит от уровня его физического развития. Развитость движений является одним из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем дети старшего возраста двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредотачиваться, рисуя, рассматривая книги. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действие с предметами и игрушками.
Использование физических упражнений в раннем возрасте имеет свои особенности:
— все двигательные задания связаны с конкретной задачей : «Прокати мяч в воротики…»
— в играх прибегаем к сравнениям : «Попрыгаем как зайчики…», «Побежим как мышки…»
— обязательно следим за физической нагрузкой, не допускаем перевозбуждения
— учитываем не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей
Таким образом, в процессе воспитания двигательной культуры дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевают способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности малышей, их познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Организовать закаливание в дошкольном учреждении гораздо сложнее, чем дома. Дети раннего возраста не обладают достаточной самостоятельностью и самоконтролем. Поэтому мы отдаём приоритет воздушному закаливанию. Когда дети просыпаются, они лежат в своих кроватках и минуты 2-3 выполняют несколько несложных упражнений ( потягивания, перевороты с живота на спинку и другие ). Упражнения выполняются под потешки : «Это кто у нас проснулся? Кто так сладко потянулся?» После этого дети идут в группу по коррекционным дорожкам, всё это тоже сопровождается художественным словом. Далее дети садятся на стульчики и по показу выполняют несложный массаж. Массаж сам по себе не является закаливающим средством, но способен усиливать резистенность организма к перепадам температуры. Самомассаж рук и ног процедура, к которой ребёнок может привыкнуть и проводить самостоятельно. Сначала мы поглаживаем ладошки под потешки, разминаем каждый пальчик, прокатываем между ладоней массажные мячики, затем выполняем массаж лица под художественное слово «Солнышко проснулось, к щёчкам потянулось…»
— Средствами музыкального воспитания.
Положительное воздействие на психические процессы оказывают природные звуки, классическая музыка. Мы активно используем музыкально — речевые игры в период адаптации детей к детскому саду при знакомстве, для запоминания имён детей и создания положительного эмоционального микроклимата в группе. Например, «Кто у нас хороший?», «А кто у нас есть?», «Кто в домике живёт?» и другие. Также музыкальное сопровождение необходимо использовать в качестве звукового фона при проведении занятий, в режимных моментах, для освобождения детей от нагрузок и стрессов. Для этой цели в группе есть диски с музыкой для детей, классической музыкой, с шумами и звуками природного и социального окружения. Уже в раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Игры — драматизации очень полезны. В игре снижается скованность, малыши раскрепощаются, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных способностей, развивается фантазия, воображение.
— Средствами экологического и художественно — эстетического воспитания
Цветовое и световое решение интерьера, наличие комнатных растений, электрического мини — аквариума с рыбками — создаёт в группе атмосферу, приближённую к домашней обстановке.
3. Содружество ДОУ и семьи в воспитательно — образовательных процессах, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья малышей.
Все усилия, направленные на укрепление психо — эмоционального здоровья малышей не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки наших родителей. Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы :
— анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам психо — эмоционального здоровья детей)
— индивидуальные беседы (они дают возможность узнать опасения родителей, выяснить возможности семьи по организации первого месяца пребывания ребёнка в учреждении, предлагаются индивидуальные рекомендации)
— тематические родительские собрания (с привлечением родителей к практическим действиям)
Всё это повышает психолого — педагогическую компетентность родителей.
Считаем, что проводимая нами работа в данном направлении даёт хорошие результаты. Уровень заболеваемости детей снизился.
Также прослеживается положительная динамика в процессе адаптации к ДОУ, так как увеличилось число детей с лёгкой степенью адаптации. Определяя степень адаптации детей, мы учитываем показатели и физического здоровья (сон, аппетит) и психического здоровья (эмоциональное состояние, социальные контакты с детьми и взрослыми, познавательная и игровая активность)
В 2013 учебном году группу раннего возраста посещало 20 детей. С лёгкой степенью адаптации – 10 человек, со средней степенью – 5 человек, с тяжёлой степенью – 5 человек.
В этом учебном году группу посещают 17 детей. С лёгкой степенью адаптации – 12 человек, со средней степенью – 3 человека, с тяжёлой степенью – 2 человека.
Таким образом, считаем, что действующая в группе система психологической защиты, даёт возможность говорить о положительном влиянии проводимой работы по укреплению психо — эмоционального здоровья детей раннего возраста.
Источник
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в группе раннего возраста.
статья (младшая группа)
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка
в группе раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obespechenie_emotsionalnogo_blagopoluchiya_rebyonka.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка
в группе раннего возраста.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.
Эмоциональное развитие не менее важно, чем физическое, когнитивное, социальное и языковое, и требует от родителей и воспитателей не меньшей чуткости и поддержки.
В самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. В течение дня воспитатель испытывает на себе самые различные эмоции ребёнка.
Например: «Ку-ку». Говорит воспитатель, закрыв ладонями лицо. Маленький ребёнок радостно смеётся.
Сеня заплакал, когда кусочек вафли отломился и упал в чай. Он не хотел, чтобы вафля ломалась.
Нет правильных и неправильных чувств, все эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. И это очень важно – эмоции дают детям (и их воспитателям) информацию об их состоянии.
Положительные эмоции (радость и доверие) дают детям ощущение безопасности и надёжности. Эти эмоции говорят детям о том, что все в порядке в мире, и помогают им повторять приятный опыт.
От других эмоций им плохо, так как они сигнализируют об опасности и неудовольствии. Они предупреждают детей, что что – то не так.
Гнев означает, что ребёнок встретился с препятствием. Печаль приводит к снижению энергии и даёт детям время для того, чтобы адаптироваться к потере или разочарованию. Страх побеждает детей к защите. Тепло и ласка говорит детям, что их любят и ценят.
Любая эмоция чему – то учит, поэтому взрослые должны все вместе помогать детям понять собственные эмоции, с пониманием относиться к чувствам других людей и находить эффективные способы справляться с многообразием испытываемых эмоций.
Этот процесс начинается с рождения и продолжается в течение всех лет, предшествующих школе.
Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.
Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья.
Ведущий вид деятельности у детей –это игра.
Игра — основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере.
Пока ребёнок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в тесном эмоциональном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.
При поступлении в детский сад ребёнок на какое-то время расстаётся с близкими людьми, поэтому в период адаптации к новым условиям важно обеспечить ему эмоциональный комфорт.
Можно выделить два основных фактора комфортного привыкания ребёнка к детскому саду:
— создание предметно-игровой среды
-благоприятное для ребёнка взаимодействие с новыми взрослыми.
В создании предметно-игровой среды важная роль отводится игрушке , которая зачастую выполняет функцию стабилизации эмоционального состояния детей.
1.Особенности жизненного тонуса малыша, его настроения и эмоционального состояния тесно связаны с двигательной активностью. Поэтому в группе и на участке (на прогулке) должно быть достаточное количество игрушек, организующих динамичное освоение мира. К ним можно отнести велосипеды, большие машины (чтобы разъезжать по комнате или по участку), всевозможные каталки (простые и шумовые), мячи разных размеров, тележки и т.п. Хорошо иметь качалки (качели) на одного или нескольких детей, горки, сухой бассейн с шариками и др.
Игрушки желательно расставлять в разных местах групповой комнаты: на полу, на полке, на горке и под ней. Доставая их, ребёнок вынужден двигаться, прилагать усилия. Это снимает эмоциональное напряжение, отвлекает от неприятных мыслей.
2.Для некоторых детей важна так называемая «сюжетная атрибутика» , причём в раннем возрасте игровые наборы спальни или, например, кухни одинаково привлекают как мальчиков, так и девочек. Мебель для кукол -кровать, шкаф, стол, стул и др. — должна быть прочной, так как ребёнок часто переносит её с одного места на другое, да и сам не прочь посидеть на кукольном стуле, а в шкаф положить или повесить «настоящие вещи». Ведь дети этого возраста ещё не проигрывают, а реально проживают жизненные ситуации.
3.Обязательно нужны куклы, которых можно укладывать спать, кормить, купать и одевать. По размеру и облику они должны быть положи на настоящих младенцев. Особое значение имеет лицо куклы. Оно не должно быть злым, некрасивым или «никаким» (такие игрушки часто встречаются на прилавках магазинов). Важно, чтобы при первом взгляде лицо «прочитывалось» положительно. Детям этого возраста нужны куклы с нарисованными глазами, короткой стрижкой, мягкими руками и ногами, чтобы их легко можно было посадить, поставить, положить, одеть. Жёсткая кукла с несгибающимися руками и ногами раздражает ребёнка.
4.Малышам нравятся животные-детёныши: не зайцы, собаки, медведи, козлы, тигры, а зайчата, щенки, медвежата, козлята, тигрята. «С ними можно играть, а со взрослыми нельзя — они не будут играть».
5.Также нужны в детском саду звучащие игрушки и инструменты: музыкальный телефон, различного рода панно с голосами животных, музыкальные ящички с фигурками. Такие игрушки не только вызывают у детей приятные эмоции, но и выполняют исключительно важные функции: отвлекающую и организационную.
6. Очень помогает музыка , например весёлая детская песенка. В нужный момент её можно включить погромче, попеть и потанцевать под неё вместе с детьми. Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются даже инертные, замкнутые малыши.
7.Дети раннего возраста осваивают мир руками, поэтому в группе должны быть игрушки и предметы, с которыми можно производить различные действия: нанизывание, откручивание, продевание, завинчивание и т.п. Желательно, чтобы эти предметы были контрастных величин, например большая пирамидка и маленькая, бутылки с широким и узким горлышком. Во время действий с ними в работу включаются не только пальцы рук, но и мышцы всего тела, например при нанизывании колец на большую пирамидку (во весь рост ребёнка). В такой игре зачастую принимает участие вся группа.
8. Дидактический стол с различными предметами для сенсорного развития, конструирования, логического мышления и развития мелкой моторики руки.
9.Очень часто малыши, только начинающие посещать детский сад, напряжены и готовы расплакаться не потому, что мамы нет рядом, а потому, что их пугает ещё не освоенное жизненное пространство. Они боятся неизвестности: «А что за этой дверью?» «А что видно в это окошко?» Обеспечить устойчивое положительное эмоциональное состояние можно за счёт проведения мини-экскурсий — путешествий по группе и за её пределы. Такие экскурсии можно совершать с одним или двумя «проблемными» детьми, останавливаясь с ними возле привлекательных объектов, например около горки или сухого бассейна с шариками, у кабинета психолога с игрушками, около стиральной машины в прачечной и т.д.
10. В период привыкания к детскому саду хорошо зарекомендовал себя и такой приём: если малыш приходит в группу со своей игрушкой , например с плюшевым зайцем, то целесообразно сосредоточить внимание не на ребёнке, а на принесённой им игрушке, то есть провести экскурсию для зайца: «Смотрите, кто к нам пришёл. Давайте покажем зайчику, что есть в нашей группе». Сначала мы приносим и показываем ребёнку (зайцу) интересные предметы, игрушки, а когда ребёнок (заяц) немного осмелеет и отойдёт подальше от мамы, начинаем водить его по группе, предлагаем потрогать какой-нибудь предмет, поиграть с ним, привлекаем к повторению манипуляций других детей. Малыша захватывает такая ситуация, и он может с лёгкостью расстаться с мамой.
Расширяя узнаваемое пространство детского сада, мы снимаем значительную долю тревожности и страхов ребёнка.
11.Положительное эмоциональное состояние, способствующее оптимальной активности, не может возникнуть без соответствующего настроя окружающих ребёнка людей.
Поэтому другой фактор, обеспечивающий комфортное привыкание к детскому саду, — соучаствующий взрослый, который эмоционально и физически поддерживает малыша, вселяет в него уверенность в безопасности, помогает ему более успешно овладеть необходимыми действиями, восхищается его успехами, развивает в нём чувство самоценности. Таким взрослым в детском саду выступает воспитатель.
Почти каждый ребёнок любит ласку, поэтому наиболее эффективны в период адаптации, впрочем, как и в последующее время, различные формы телесного контакта.
С использованием таких приёмов дети как бы попадают в привычную для них атмосферу, у них снижается тревожность, появляется чувство доверия к новому взрослому.
Особая роль в период адаптации ребёнка отводится игре и различным игровым приёмам, требующим общения с другими детьми.
Это всевозможные хороводы, игры в поезд, «ниточку-иголочку» и т.п., в которых необходимо взяться за руки или положить руки на плечи впереди стоящего. Такие игровые действия желательно сопровождать музыкой или предложить самим детям их озвучить.
12. В уголке «Ряжения» дети преображаются в различных животных и людей разных профессий, что способствует развитию у детей артистических способностей, фантазии и воображения. МАСКИ
13.Для улучшения эмоционального настроения детей проводим различные игры на повышение эмоционального состояния и снятия напряжённости у детей – «Мы захлопали в ладошки», «Давай порадуемся».
14.Прослушивание детских песенок, сказок положительно влияет на настроение детей. Детские кукольные спектакли, детские филармонии, праздники.
15.Учим детей правильному поведению в различных ситуациях. Учитывая индивидуальное развитие детей, показываем правильные приёмы во время кормления, одевания, при привитии навыков личной гигиены и самостоятельности, а также во время игр.
Чтение художественной литературы. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Стремимся, чтобы в группе была атмосфера спокойствия, открытости, добра.
В группе создаём атмосферу доброжелательности, спокойствия, уважения друг к другу, чтобы ребёнок почувствовал себя любимым, не был зажат, мог спокойно проявлять свои интересы и желания.
16. Проводим работу с родителями по эмоциональному благополучию детей. Ещё на стадии адаптации детей, советуем родителям учитывать состояние ребёнка и соблюдать щадящий режим дома, рекомендуем больше общаться, любить своих малышей.
Привлекаем родителей к делам группы для улучшения условий жизни детей
Созданию эмоционально-психологического благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом, способствуют следующие условия:
- быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище; позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
- наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
- наличие «семейных альбомов»;
- «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
- разумная занятость детей;
- применение физкультминуток во время занятий;
- наличие традиций в группе;
- часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
- проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
- демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;
Источник